Меню

Русский язык 6 класс конспект урока глаголы переходные и непереходные



Урок русского языка в 6-м классе по теме «Глаголы переходные и непереходные»

Цели.

  • Актуализация знаний грамматических признаков глагола, нахождение нового признака, найти способы определения переходности (непереходности) глагола.
  • Способствовать развитию интеллектуальных, коммуникативных, организационных общеучебных умений.
  • Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
  • Оборудование: учебник русского языка для 6 класса М.Т. Баранова, рабочие тетради, компьютер, проектор, экран, презентация в программе PowerPoint по теме.

    I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) Презентация

    Девиз урока (написан на слайде 2): Знаешь – говори, не знаешь – слушай.

    Дети читают девиз урока и определят тип урока – урок открытия новых знаний.

    Тематические рамки (схема слайде 3): глагол

    II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения (8 мин.)

    1. Ученикам предлагается списать предложение, вставив пропущенные гласные в окончаниях глаголов, верно употребив мягкий знак в сочетаниях тся, ться.

    Проверка. Ученики объясняют написание орфограмм. (теряется окончание -ет, так как I спряжение, ь нет, тропинка что делает?)

    2. Что общего в этих глаголах? (Единственное число, настоящее время, 3 лицо, несовершенный вид, I спряжение, есть -ся – возвратный глагол).

    3. Назовите все грамматические признаки глагола. В таблицу вносятся все признаки. Слайд 4.

    4. Все ли грамматические признаки мы назвали? (Нет).

    – У нас возникло затруднение. (Проговаривают ученики).

    III. Выявление места и причин затруднения (1 мин.)

    – Какое затруднение возникло? (Не можем назвать ещё один грамматический признак глагола).

    – Почему возникло затруднение? (Других признаков глагола не изучали).

    IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин.)

    Ученики сами ставят цель, формулируют тему, предлагают план действий.

    – Какую цель мы ставим? (Открыть новый грамматический признак глагола).

    Тема урока будет сформулирована в конце урока.

    – Наметим план наших действий:

    1) Найдём в учебнике новый грамматический признак глагола.

    2) Устраним затруднение.

    3) Составим алгоритм определения у глаголов нового признака.

    4) Поупражняемся в определении нового признака у глаголов.

    – Что нам поможет? (Учебник, учитель).

    V. Реализация построенного проекта (15 мин.)

    1) Фронтальная работа по учебнику стр. 198–199.

    2) Какой новый признак “открыли”? Вставить в таблицу “переходность”.

    3) Какие признаки переходности глаголов узнали? (Невозвратный, в.п. существительного без предлога, Р.п. существительного, если действие охватывает часть объекта, нет отрицания).

    Ученикам предлагается составить алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов. Групповая работа (3 мин.). Класс делится на 6 групп (по 4–5 человек, лучше объединять детей в группы, сидящих на двух соседних партах). После группового обсуждения каждая группа предлагает свой алгоритм.

    Обобщение. Слайд № 5 (алгоритм)

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (3 мин.)

    Выполнение упр. 475 стр. 189. Определение переходных и непереходных глаголов с проговариванием алгоритмов (по 1 человеку).

    V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

    Ученики самостоятельно списывают словосочетания, указывая переходные и непереходные глаголы. Словосочетания записаны на доске.

    Подавать тетрадь, помогать девочке, приварить деталь, стоять на тротуаре, руководить коллективом, разговаривать с другом, не чувствовать усталости.

    Эталоны: правило на стр. 199, алгоритм на слайде 5.

    VI. Включение в систему знаний и повторение (5 мин.)

    Выполнение упр. 481 на стр. 201. Списать предложения, вставить безударные гласные, объяснить орфограммы, подчеркнуть переходные глаголы. В классе написать 2 предложения.

    VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.)

    1. – Какая тема урока была?

    – Какую цель ставили?

    Самооценка умений применять алгоритм определения переходности (непереходности) глаголов (методика “лесенка”).

    2. Домашняя работа – закончить по образцу упр. 481 стр. 201.

    1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцева Л.Т. Учебник русского языка. 6 класс. –М.: Просвещение, 2002.

    Источник

    Читайте также:  Таблица про глаголы русского языка

    Конспект урока на тему: «Переходные и непереходные глаголы».
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

    Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

    Скачать:

    Вложение Размер
    konspekt_uroka_pereh._i_nepereh._glagoly.docx 53.84 КБ
    test_po_teme_glagol.docx 14.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока на тему: «Переходные и непереходные глаголы».

    6а класс, учебник: Русский язык : учеб. Для 6 кл. общеобразоват. Учреждений. Баранов М. Т., Ладыженская Л. А. Тростенцова Л. А., М. : Просвещение.

    1. Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
    2. Цели урока:

    – повторить и систематизировать полученные ранее знания о глаголе, разноспрягаемых глаголах, переходных и непереходных глаголах, о возвратных глаголах;

    — уметь находить в тексте переходные и непереходные глаголы, определять их морфологические и синтаксические функции;

    — Проверка орфографических навыков написания переходных и непереходных глаголов;

    – формировать умение правильно употреблять переходные и непереходные глаголы в устной и письменной речи;

    — развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать);

    -вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

    – воспитывать в учениках любовь к слову и русскому языку;

    — работая по плану, сверять свои действия с целью;

    — уметь определять степень успешности выполнения своей работы.

    — сформировать умение вычитывать актуальную информацию.

    — умение работать в группе.

    — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения заданий;

    — Формирование практических умений и навыков, обучающихся по осознанному применению полученных знаний по теме «переходные и непереходные глаголы» в практике;

    1. Организационный момент (поздороваться, проверить наличие у школьников учебников и тетрадей.). 1-2 мин.
    2. Проверка домашнего задания.5-7 мин.

    Мирить (кого?) друзей (перех., несов. вид) — мириться (с кем?) с друзьями (неперех., несов. вид); рассердить (кого?) маму (перех., сов. вид) — рассердиться (на кого?) на сына (неперех., сов. вид); обнимать (кого?) брата (перех., несов. вид) — обниматься (с кем?) с братом (неперех., несов. вид); извинить (кого?) ученика (перех., сов. вид) — извиниться (перед кем?) перед учителем (неперех., сов. вид); удивлять (кого?) профессора (перех., несов. вид) — удивляться (чему?) результату (неперех., несов. вид).

    III. Слово учителя: «Сегодня цель нашего урока: повторить морфологические и синтаксические признаки глаголов, а так же обобщить знания о переходных и непереходных глаголах.»

    Фронтальный опрос по пройденному материалу. При затруднении, ответ формируется с помощью учителя. 3-4 мин.

    — Что такое глагол? ( Это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?)

    — Какими членами предложения они могут являться? ( в предложении глаголы выступают в роли сказуемого )

    — Какого вида бывают глаголы и как их различить? ( глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Глаголы несовершенного – что делать? )

    — Как они изменяются? ( изменяются по временам: наст., прошед., буд.. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам(в ед.ч.) и числам ).

    — Сколько спряжений глагола вы знаете?( Глаголы могут быть двух спряжений: первого и второго. )

    — Какие глаголы относятся к первому спряжению?( все глаголы на –ЕТ, -АТ, -ЯТ и 2 глагола-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ )

    — Какие глаголы относятся ко второму спряжению?( все глаголы на – ИТ, 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; 4 на –АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать. ) (повторяем таблицу спряжений и личных окончаний глагола)

    — Чем отличаются разноспрягаемые глаголы от обычных+примеры? ( они не имеют одного спряжения, спрягаются по двум спряжениям одновременно. Хотеть, бежать, есть, дать )

    — Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными? ( Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. )

    — Почему они называются переходными и непереходными? Какие вопросы можно задать от переходных глаголов? ( действие, которое глаголы обозначают, могут переходить прямо на предмет, на которое направлено это действие.

    От переходных глаголов всегда можно задать вопрос КОГО? или ЧТО? ( т.е. вопрос В.п. без предлога)

    Например: везти (что?) санки, Увидеть (кого?) мальчика

    У непереходных глаголов действие не переходит прямо на предмет.

    От непереходных глаголов мы можем задать любые вопросы косвенных падежей, кроме вопросов КОГО? ЧТО? т.е. кроме вопросов В.п. без предлога.

    Например: Заниматься (Чем?) спортом, Разбираться (в чем?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

    Важно, правильно найти слово, на которое направлено действие, обозначаемое глаголом, т.е. ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол.

    Увидеть (кого?) мальчика (сущ.), Увидеть (кого?) их (мест.)

    А вот в словосочетаниях :

    Простоять час (В.п.)

    Ждать неделю (В.п).

    Несмотря на то, что существительные стоят в В.п. без предлога глаголы являются НЕПЕРЕХОДНЫМИ, потому что существительные ни в 1-м случае, ни во 2-м не являются объектом действия, которое называется глаголом.

    — В каких случаях дополнение (сущ. или местоим.) может стоять при переходном глаголе в р.п.? (

    1) если действие охватывает часть предмета: положить (чего?) сахара, выпить (чего?) молока;

    2) если при глаголе имеется отрицание: не знать (чего?) правила, не помнить (чего?) ничего)

    -Вспомните, как называются глаголы с суффиксами –ся ,-сь? ( Возвратными ).

    — В чем особенность возвратных глаголов? ( Действие возвращается на лицо или предмет, который его производит ).

    — Возвратные глаголы могут быть переходными? ( Нет, потому что у возвратных глаголов (с -ся ) действие возвращается на само действующее лицо, а у переходных глаголов — переходит на другой предмет. Поэтому возвратные глаголы только непереходные ).

    1. Задание на внимательность. Учитель загадывает загадки, в которых есть возвратные глаголы, а ученики устно называют возвр.глаг. и отгадывают загадки.
    • Двое стоят, двое бегут, двое сменяются. (Небо и земля, солнце и месяц, день и ночь.)
    • Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится (воздух).
    • Рассыпался горох на семьдесят дорог, никому не собрать (звезды).
    • Без него плачемся , а как появится – от него прячемся (солнце).

    Слово учителя: «Предложения с переходными глаголами могут быть утвердительными и отрицательными. Давайте вспомним, что происходит с формой существительного? В каком падеже оно должно стоять при отрицании? Какой мы можем сделать вывод?

    Он муху убьет. – Он мухи не убьет. (Посл.)
    Человек ищет красоту во всем. – Не ищи красоты, ищи доброты. (Посл.)
    Человек выдумал порох. – Он пороху не выдумает. (Посл.)

    Вывод: при отрицании винительный падеж заменяется родительным, но глагол при этом не теряет переходности.

    Слово учителя: «Запишите дату, классная работа и тему урока».

    1. К доске идут два человека, остальные работают в тетради. Ученики самостоятельно списывают словосочетания, указывая переходные и непереходные глаголы. Словосочетания записаны на доске.

    Подавать тетрадь, помогать девочке, приварить деталь, стоять на тротуаре, руководить коллективом, разговаривать с другом, не чувствовать усталости.

    Эталоны: правило на стр. 199

    1. Учитель диктует устно текст, дети выписывают глаголы, а после распределяют их по категории переходности/непереходности. (После проходит коллективная проверка, анализ ошибок ).

    Однажды я гулял по песчаному берегу моря. Был жаркий, но ветреный летний день. Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

    Неширокая дорожка пролегла среди кустов с неяркими желто-белыми цветами. Чуть дальше выстроились в ряд высокие вечнозеленые сосны. У меня под ногами скрипели песчинки. Иногда ветер приносил с моря мелкие водяные брызги. Тишину нарушало только пение маленьких белогрудых птичек.

    Вдруг раздался непродолжительный, но резкий шум. Он напоминал взрыв бумажной бомбочки. Я остановился и осмотрелся. Все вокруг дышало тишиной и спокойствием.

    Я пошел по тропинке и через несколько минут вновь услышал шум. Он исходил из земли. Мое внимание привлекли мелкие темно-коричневые зернышки. Тогда я понял, что это цветок разбрасывает свои семена.

    Я долго рассматривал это интересное растение. (По Г. Угарову.)

    Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами. – синтаксический разбор.

    Желто-белыми — морфологический разбор.

    I. какие? Прилагательное

    II. Пост. – качеств. , Непост. — И.п., мн.ч.,

    Песчаному – фонетический разбор

    Пес-ча-но-му. [п’ищ’`аному]
    п [п’] — согласный, мягкий, глухой, парный
    е [и] — гласный, безударный
    с [щ’] — согласный, мягкий, глухой, непарный
    ч
    а [`а] — гласный, ударный
    н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный,
    о [о] — гласный, безударный
    м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный,
    у [у] – гласный, безударный

    9 букв 8 звуков

    1. Выполнение упражнения № 477

    Белеть вдали; белить (п.) потолок; чернеть на горизонте; чернить (п.) человека; синеть в небе; синить (п.) белье.

    Какая между ними разница в лексическом значении?

    ( Белеть – «виднеться (о белых предметах)», белить – «покрывать чем-нибудь белым», «красить белилами»).
    Только в таких парах глаголов есть «показатель переходности» – это суффикс -и- , в отличие от «показателя непереходности» – суффикса -е- .

    1. Устное выполнение упражнения № 479
    1. Я встала рано утром, умылась, причесалась(причёска), оделась. 2. Пригляделись(неполнота действия) мы к нему, познакомились(знать) поближе – видим(2 спряж): хороший(не провер. запомнить) человек. 3. Брат подружился с соседом. 4. Пассажир(словарное слово) стал дож и даться( ) другой остановки( ). 5. Дети играли в комнате.
    1. Выполняют самостоятельно тест на листочках. В классе проверяется несколько заданий, что не успели – остается на домашнее задание.

    1. — Г
    2. — В
    3. — Б
    4. — Б
    5. — В
    6. — Б
    7. — В
    8. — А
    9. 1. Кошки очень хорошо слыш а т (II спр.). 2. Овцы прекрасно вид я т (II спр.). 3. Он и муху не обид и т (II спр.). 4. Услыш и шь (II спр.) хорошую песню, запиш е шь (I спр.) её, потом выуч и шь (II спр.) и распева е шь (I спр.) с друзьями. 5. Меня очень занимало, как взрослые изменя ю т (I спр.) цвета материи: бер у т (I спр.) жёлтую материю, моч а т (II спр.) её в чёрной воде, и материя дела е тся (I спр.) густо-синей. (М. Горький)

    1. 10. С ветит, потемнели, посинел, прилетели, торопятся, звенят, пахнут, оденутся, зацветёт, защёлкают.
    1. Домашняя работа. (476)

    — Какие глаголы называются переходными, а какие непереходными?( Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. )

    — Как соотносятся категории переходности и возвратности?

    — Какие могут быть условия, чтобы глагол был переходным?

    1. Если при нём есть или может быть существительное или местоимение в В.п. без предлога.
    2. Если при глаголе есть отрицательная частица НЕ и дополнение в Р.п. без предлога.
    3. Если при глаголе есть дополнение в форме Р.п. части.

    Источник