Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Тема: «Словообразование имён прилагательных»
Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
— развивать творческие способности обучающихся
— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)
— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_semyonova_n.v.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Словообразование имён прилагательных»
Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.
— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;
— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)
— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом
— развивать творческие способности обучающихся
— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)
— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока
— воспитание бережного отношения к языку
— терпимого отношения к мнению других
— воспитание трудолюбия, толерантности
Технология: технология деятельностного метода обучения
Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:
• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и
творческих способностей учащихся путём исследовательской
• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;
• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;
• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.
2. Работа с текстом
Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:
2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)
— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)
— Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)
ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ
Задания : — Как бы вы озаглавили текст?
— К какому типу речи он относится?
— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?
— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?
— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
— Для чего же нужны в речи прилагательные?
(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)
3. Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке
— А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
— Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)
4. Работа по учебнику.
Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)
Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).
— Вернемся к словам, записанным на доске.
— Каким способом образованы некоторые из них?
— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?
— Можно ли определить их значение?
(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;
-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;
анти- — от греч. «против» — антивоенный;
не- — отсутствие качества;
без- — не имеющий чего-либо;
за- — находящийся за чем-либо;
под- — находящийся под чем-либо)
Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-
В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок
6. Словообразовательная работа.
1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.
— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.
(по цепочке к доске).
— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?
— Вспомним, что называется словообразовательной моделью
2) Работа со словообразовательными моделями.
Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.
3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)
Распределить слова в зависимости от их способа образования.
Источник
Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов»
Цели:
- обучающая – расширение темы “Словообразование”, знакомство со словообразованием прилагательных с помощью суффиксов;
- развивающая – совершенствовать умение находить в тексте прилагательные, а в прилагательных суффиксы; формировать умение описывать предмет, качества людей, пользуясь прилагательными с разными суффиксами; совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия стиль, тема, тип, основная мысль; работать над расширением словарного запаса.
- воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову, вызывать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к окружающему.
Оборудование: таблица, тексты.
Ход урока
I. “Вход” в урок.
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!
II. Сообщение темы и цели.
- Посмотрите на этот лист, что на нем написано? (Морфемы)
- Как называются эти морфемы? (Приставки, суффиксы)
- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? (Есть другие)
- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)
- А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)
- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над образованием прилагательных)
Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов”.
Сегодня на уроке мы будем рассматривать образование прилагательных с помощью суффиксов, работать над использованием прилагательных с разными суффиксами.
Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему.
III. Работа с текстом. (I абзац)
Перед вами лежит текст, работаем с ним, будьте внимательны.
Чтение текста учителем.
- Какова его тема? (Зима в лесу, зимний лес)
- К какому типу речи он относится? (Описание)
- Определите его стиль, докажите правильность своего ответа. (Это художественный стиль, т.к. есть эпитеты и олицетворения)
- Давайте выпишем словосочетания, где прилагательные выступают в роли эпитетов и олицетворений.
Бархатная кайма, серебряный ковер, сказочные существа; задумчивый лес, молчаливые сугробы.
Сказочный – волшебный, удивительный, поразительный, восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный.
Задумчивый – печальный, грустный.
Счастливый – веселый, радостный.
Итог. Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться его богатством: употреблять в своей речи прилагательные, синонимы и другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала грамотной и красивой.
Учитель прикрепляет лист
IV. Новая тема.
— На доске написаны 3 прилагательных из текста, покажите, как образуются прилагательные.
- А сейчас выпишите из текста 3 прилагательных с разными суффиксами (не повторяя те, что на доске), покажите их образование.
- Итак, сделайте вывод об образовании прилагательных
(Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов)
Учитель прикрепляет лист
- Слова с какими суффиксами нам не встретились в тексте (работа по таблице “Суффиксы имен прилагательных”)
- ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-.
Учитель прикрепляет лист
Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперед –
Тут немного отдохнет.
Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно –
Расслабление приятно.
Шея не напряжена, а расслаблена.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно.
А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.
VI. Работа с текстом ( II — III абзац)
Продолжаем работать с текстом.
- Обратимся ко II – III абзацам нашего текста. Что вас заинтересовало в нем. Что в нем необычного? (Существа)
- Что за существа живут в этом лесу? (Человечек, медвежонок, зайчонок)
- Объясните правописание суффиксов в этих словах ( -ек-, -онок-).
- Давайте представим их себе. Что поможет нам увидеть необычность этих существ? (Прилагательные)
- Выберите одно из существ и подберите к нему прилагательные с разными суффиксами.
Три девочки работают индивидуально.
Проверка. Фронтальный опрос с выделением суффиксов.
- А теперь давайте послушаем девочек. Им нужно было описать одно из существ, составив текст из 3-4 предложений.
- -У девочек получились яркие, красочные, загадочные описания. Что помогло им в этом? (Прилагательные с разными суффиксами )
VII. Домашнее задание.
Дома вам нужно будет написать небольшое сочинение-миниатюру (из 5-6 предложений) на одну из тем: “Зимнее дерево”, “Зимняя ветка”, “Снежный сугроб”, “Зимнее утро”, “Узор на стекле”.
Чтобы ваше сочинение получилось красивым и ярким, вам нужно использовать прилагательные с разными суффиксами.
VIII. Работа с текстом.
Внимание! Вслушайтесь в текст.
Хозяйка зимнего леса, госпожа Вьюга, приглашает нас на вальс, и перед глазами проносятся люди, дома, машины, деревья. На белом фоне отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые, улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.
- Скажите, какова основная мысль этого текста? (Красота, величие, радость, а мы видим разных людей)
- Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы раскрыть эту мысль? (Противопоставление, антитеза)
- Вспомните, как в русском языке называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
- Назовите их. (хмурые, унылые – счастливые, улыбающиеся)
- Да, люди бывают разными: хмурыми и счастливыми, а еще добрыми и злыми.
- Давайте представим себе добрых и злых людей, какие они, по-вашему. В одну колонку напишите прилагательные, которые характеризуют доброго человека, а в другую – злого. Выделите суффиксы в этих словах.
Добрый | Злой |
внимательный | бессердечный |
отзывчивый | безжалостный |
заботливый | сердитый |
душевный | мрачный |
дружелюбный | безразличный |
сердечный | равнодушный |
сострадательный | беззаботный |
доброжелательный | |
ласковый | |
нежный |
При проверке учитель открывает доску, на которой уже записаны эти слова, Дети читают свои слова, проговаривая суффиксы, а учитель фиксирует все на доске.
IX. Валеологическая минутка.
Много было названо добрых чувств: доброжелательность, сострадание, душевность, испытывая которые мы чувствуем радость.
Ведь “нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра”.
Но есть чувства, разрушающие наше здоровье.
Ученик-валеолог:
Помните – ты злой, у тебя будет всегда болеть кишечник; много плачешь, будут болеть почки; беспокойный, позволяешь себе неразумные выходки, будет болеть желудок, разрушится защитное поле, которое оберегает тебя от простуды.
— А какому человеку не страшны никакие болезни?
Да, веселому, улыбающемуся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И на душе стало радостно и светло.
X. Творческая работа.
- Но рядом с радостью идет печаль, и она заглянула к нам. Пропал ваш друг (щенок или котенок). Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.
Фронтальный опрос ( 2-3 человека).
Примерное объявление. Пропал щенок рыжеватого окраса. У него умные черненькие глазки-бусинки, длинные пушистые ушки, коротенький хвост. Щенок очень ласковый, дружелюбный, веселый и забавный. Откликается на кличку Пушок. Мы очень скучаем по нему.
— Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут всегда рядом с нами.
XI. Рефлексия. Оценки.
— Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх. (Ответы учащихся с опорой на вывешенные в течение урока таблички.)
1. Роль прилагательных
Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой, выразительной красивой;
- дать характеристику людям и животным;
- отличать один предмет от другого;
- точнее выразить свою мысль.
2. Образование прилагательных
- Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов.
3. Суффиксы прилагательных
- ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-, -н-, -тель-, -ив-, -к- и т.д.
XII. Поэтическая минутка.
- Ребята, вы любите стихи?
- Иногда поэзия помогает нам выразить свои чувства, настроение. Вслушайтесь в строки из стихотворений русских поэтов.
Две девочки читают стихотворения.
Вика:
Все в мире сейчас загадочно,
Все будто летит куда-то,
Метельно, красиво, сказочно…
А сказкам я верю свято.
Даша:
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
И грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.
- Какое настроение вызывают строки, прочитанные Дашей? (Грусть). У кого сейчас такое настроение?
- Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали Вику? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.
Источник