Меню

Русский язык 6 класс словообразование прилагательных с помощью



Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Словообразование имён прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;

— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

— развивать творческие способности обучающихся

— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_6_klass_semyonova_n.v.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словообразование имён прилагательных»

Цель : учить распознавать способ образования прилагательных; развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки.

— научить образовывать прилагательные с помощью приставок и суффиксов;

— формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать (ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую)

— продолжить формирование навыков монологической речи, работы с текстом

— развивать творческие способности обучающихся

— развивать логическое мышление (умение сопоставлять языковые факты и примеры; умение наблюдать)

— развивать коммуникативные навыки учащихся, память (слуховую и зрительную) и внимание на материале урока

— воспитание бережного отношения к языку

— терпимого отношения к мнению других

— воспитание трудолюбия, толерантности

Технология: технология деятельностного метода обучения

Классификационные характеристики урока исходя из применяемой технологии:

• развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся путём исследовательской

• включение каждого ученика в активную творческую деятельность;

• усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;

• создание на уроках русского языка и литературы атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки;

• выработку умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Форма организации УВП: фронтальная, парная, индивидуальная.

2. Работа с текстом

Осина даёт осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у неё чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже чёрный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костёр. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

1) Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

2) У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)

— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

— Чем они отличаются друг от друга? (разных частей речи)

ПОВЕРКА ЗНАЧЕНИЙ ЦВЕТОВ

Задания : — Как бы вы озаглавили текст?

— К какому типу речи он относится?

— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

— Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени. А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

3. Актуализация знаний.

Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке

— А какую информацию о слове нам даёт такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

— Кто догадался, о чём мы сегодня будем с вами говорить? (о словообразовании имён прилагательных)

4. Работа по учебнику.

Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 83. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

— Вернемся к словам, записанным на доске.

— Каким способом образованы некоторые из них?

— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?

— Можно ли определить их значение?

(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- — от греч. «против» — антивоенный;

не- — отсутствие качества;

без- — не имеющий чего-либо;

за- — находящийся за чем-либо;

под- — находящийся под чем-либо)

Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространённый. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

6. Словообразовательная работа.

1) А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке.

— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

(по цепочке к доске).

— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

— Вспомним, что называется словообразовательной моделью

2) Работа со словообразовательными моделями.

Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

3) Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

Распределить слова в зависимости от их способа образования.

Источник

Урок русского языка в 6-м классе по теме: «Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов»

Цели:

  1. обучающая – расширение темы “Словообразование”, знакомство со словообразованием прилагательных с помощью суффиксов;
  2. развивающая – совершенствовать умение находить в тексте прилагательные, а в прилагательных суффиксы; формировать умение описывать предмет, качества людей, пользуясь прилагательными с разными суффиксами; совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия стиль, тема, тип, основная мысль; работать над расширением словарного запаса.
  3. воспитательная – воспитывать внимательное отношение к слову, вызывать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к окружающему.

Оборудование: таблица, тексты.

Ход урока

I. “Вход” в урок.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!”

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Сообщение темы и цели.

  • Посмотрите на этот лист, что на нем написано? (Морфемы)
  • Как называются эти морфемы? (Приставки, суффиксы)
  • В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие? (Есть другие)
  • Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы? (Только приставки и суффиксы участвуют в словообразовании)
  • А какую часть речи мы сейчас изучаем? (Имя прилагательное)
  • Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (Над образованием прилагательных)

Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов”.

Сегодня на уроке мы будем рассматривать образование прилагательных с помощью суффиксов, работать над использованием прилагательных с разными суффиксами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему.

III. Работа с текстом. (I абзац)

Перед вами лежит текст, работаем с ним, будьте внимательны.

Чтение текста учителем.

  • Какова его тема? (Зима в лесу, зимний лес)
  • К какому типу речи он относится? (Описание)
  • Определите его стиль, докажите правильность своего ответа. (Это художественный стиль, т.к. есть эпитеты и олицетворения)
  • Давайте выпишем словосочетания, где прилагательные выступают в роли эпитетов и олицетворений.

Бархатная кайма, серебряный ковер, сказочные существа; задумчивый лес, молчаливые сугробы.

  • Наличие какой части речи подсказало вам, что это текст – описание, написанный в художественном стиле? (Прилагательные)
  • Какова роль прилагательных в нашей речи? (Украшают, делают нашу речь образной, выразительной, яркой)
  • Существуют слова, которые обогащают русский язык, делают нашу речь более точной, яркой и разнообразной, помогают избегать повторов. Что это за слова? (Синонимы)
  • Подберите синонимы к следующим словам из текста (Устно).
  • Сказочный – волшебный, удивительный, поразительный, восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный.

    Задумчивый – печальный, грустный.

    Счастливый – веселый, радостный.

    Итог. Русский язык богат и щедр, и мы должны научиться пользоваться его богатством: употреблять в своей речи прилагательные, синонимы и другие слова и обороты, для того чтобы наша речь стала грамотной и красивой.

    Учитель прикрепляет лист

    IV. Новая тема.

    — На доске написаны 3 прилагательных из текста, покажите, как образуются прилагательные.

    • А сейчас выпишите из текста 3 прилагательных с разными суффиксами (не повторяя те, что на доске), покажите их образование.
    • Итак, сделайте вывод об образовании прилагательных

    (Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов)

    Учитель прикрепляет лист

    • Слова с какими суффиксами нам не встретились в тексте (работа по таблице “Суффиксы имен прилагательных”)
    • ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-.

    Учитель прикрепляет лист

    Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

    Любопытная Варвара
    Смотрит влево, смотрит вправо…
    А потом опять вперед –
    Тут немного отдохнет.

    Теперь Варвара смотрит вверх!
    Выше всех, все дальше вверх!
    Возвращается обратно –
    Расслабление приятно.
    Шея не напряжена, а расслаблена.

    А теперь посмотрим вниз –
    Мышцы шеи напряглись!
    Возвращаемся обратно –
    Расслабление приятно.

    А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте.

    VI. Работа с текстом ( II — III абзац)

    Продолжаем работать с текстом.

    • Обратимся ко II – III абзацам нашего текста. Что вас заинтересовало в нем. Что в нем необычного? (Существа)
    • Что за существа живут в этом лесу? (Человечек, медвежонок, зайчонок)
    • Объясните правописание суффиксов в этих словах ( -ек-, -онок-).
    • Давайте представим их себе. Что поможет нам увидеть необычность этих существ? (Прилагательные)
    • Выберите одно из существ и подберите к нему прилагательные с разными суффиксами.

    Три девочки работают индивидуально.

    Проверка. Фронтальный опрос с выделением суффиксов.

    • А теперь давайте послушаем девочек. Им нужно было описать одно из существ, составив текст из 3-4 предложений.
    • -У девочек получились яркие, красочные, загадочные описания. Что помогло им в этом? (Прилагательные с разными суффиксами )

    VII. Домашнее задание.

    Дома вам нужно будет написать небольшое сочинение-миниатюру (из 5-6 предложений) на одну из тем: “Зимнее дерево”, “Зимняя ветка”, “Снежный сугроб”, “Зимнее утро”, “Узор на стекле”.

    Чтобы ваше сочинение получилось красивым и ярким, вам нужно использовать прилагательные с разными суффиксами.

    VIII. Работа с текстом.

    Внимание! Вслушайтесь в текст.

    Хозяйка зимнего леса, госпожа Вьюга, приглашает нас на вальс, и перед глазами проносятся люди, дома, машины, деревья. На белом фоне отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые, улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.

    • Скажите, какова основная мысль этого текста? (Красота, величие, радость, а мы видим разных людей)
    • Какой художественный прием использовал автор для того, чтобы раскрыть эту мысль? (Противопоставление, антитеза)
    • Вспомните, как в русском языке называются слова, противоположные по значению? (Антонимы)
    • Назовите их. (хмурые, унылые – счастливые, улыбающиеся)
    • Да, люди бывают разными: хмурыми и счастливыми, а еще добрыми и злыми.
    • Давайте представим себе добрых и злых людей, какие они, по-вашему. В одну колонку напишите прилагательные, которые характеризуют доброго человека, а в другую – злого. Выделите суффиксы в этих словах.
    Добрый Злой
    внимательный бессердечный
    отзывчивый безжалостный
    заботливый сердитый
    душевный мрачный
    дружелюбный безразличный
    сердечный равнодушный
    сострадательный беззаботный
    доброжелательный
    ласковый
    нежный

    При проверке учитель открывает доску, на которой уже записаны эти слова, Дети читают свои слова, проговаривая суффиксы, а учитель фиксирует все на доске.

    IX. Валеологическая минутка.

    Много было названо добрых чувств: доброжелательность, сострадание, душевность, испытывая которые мы чувствуем радость.

    Ведь “нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра”.

    Но есть чувства, разрушающие наше здоровье.

    Ученик-валеолог:

    Помните – ты злой, у тебя будет всегда болеть кишечник; много плачешь, будут болеть почки; беспокойный, позволяешь себе неразумные выходки, будет болеть желудок, разрушится защитное поле, которое оберегает тебя от простуды.

    — А какому человеку не страшны никакие болезни?

    Да, веселому, улыбающемуся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И на душе стало радостно и светло.

    X. Творческая работа.

    • Но рядом с радостью идет печаль, и она заглянула к нам. Пропал ваш друг (щенок или котенок). Чтобы его найти, надо дать объявление. Но в нем нужно так рассказать о вашем друге, чтобы по этим приметам он обязательно нашелся.

    Фронтальный опрос ( 2-3 человека).

    Примерное объявление. Пропал щенок рыжеватого окраса. У него умные черненькие глазки-бусинки, длинные пушистые ушки, коротенький хвост. Щенок очень ласковый, дружелюбный, веселый и забавный. Откликается на кличку Пушок. Мы очень скучаем по нему.

    — Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут всегда рядом с нами.

    XI. Рефлексия. Оценки.

    — Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх. (Ответы учащихся с опорой на вывешенные в течение урока таблички.)

    1. Роль прилагательных

    Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой, выразительной красивой;

    • дать характеристику людям и животным;
    • отличать один предмет от другого;
    • точнее выразить свою мысль.

    2. Образование прилагательных

    • Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов.

    3. Суффиксы прилагательных

    • ев -, -чат-, -ан-, -ин-, -оват-, -еват-, -оньк-, -енн-, -онн-, -ов-, -н-, -тель-, -ив-, -к- и т.д.

    XII. Поэтическая минутка.

    • Ребята, вы любите стихи?
    • Иногда поэзия помогает нам выразить свои чувства, настроение. Вслушайтесь в строки из стихотворений русских поэтов.

    Две девочки читают стихотворения.

    Вика:

    Все в мире сейчас загадочно,
    Все будто летит куда-то,
    Метельно, красиво, сказочно…
    А сказкам я верю свято.

    Даша:

    Седины пасмурного дня
    Плывут всклокоченные мимо,
    И грусть вечерняя меня
    Волнует непреодолимо.

    • Какое настроение вызывают строки, прочитанные Дашей? (Грусть). У кого сейчас такое настроение?
    • Какие чувства возникли у вас, когда вы слушали Вику? (Радость, загадочность). А у кого такое настроение?

    Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.

    Источник

    Читайте также:  Что означает разряд по значению прилагательных