Меню

русский язык как определить падеж имени существительного 4 класс



Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Как определить падеж имени существительного» (4 класс)

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Тема: Как определить падеж имени существительного

Освоение нового материала

Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «падеж», названиями падежей, шестью парами падежных вопросов; научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; формировать уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Источник

Урок русского языка по теме «Падежи имен существительных. Знакомство». 4-й класс

Класс: 4

Цели.

  • Закрепить знания об имени существительном, его постоянных и непостоянных признаках; развивать умение различать и определять падежи имен существительных по совокупности их признаков.
  • Уточнить представления учащихся о начальной форме имени существительного, как о форме существительного в именительном падеже единственного числа.
  • Знакомство с системой падежей русского языка, введение алгоритма определения падежа имени существительного в предложении, тренировка в определении падежа конкретного слова в предложении.
  • 1. Сообщение темы урока. (Слайд 1). Презентация

    Начинается урок
    Он пойдет, ребята, впрок.
    Постарайтесь все понять,
    Учитесь тайны открывать. (Слайд 2)

    Девиз урока “Учитесь тайны открывать”.

    3. Повторение постоянных и непостоянных признаков существительных.

    Прочитайте текст. (Слайд 3).

    Ко мне в гости пришел друг. Без друга жить не интересно. Я всегда рад другу. На своего друга я могу положиться. С другом мы всегда вместе. Я часто рассказываю о своем друге бабушке.

    У каждого учащегося на парте распечатка текста.

    — Какое слово встречается в каждом предложении? (Друг)

    — Какой частью речи является повторяющееся слово? (Имя существительное)

    — Давайте вспомним, что же называется именем существительным? (Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

    Дополнения учителя: имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке — имя существительное. По наблюдениям ученых, существительные появились в речи в числе первых слов. Это наиболее самостоятельная часть речи.

    — Мы с вами много знаем об этой части речи. Давайте распределим все грамматические признаки существительного в таблице, определяя постоянным он будет или нет. (Слайд 4)

    Читайте также:  поурочный план на тему не с существительными 6 класс

    — На какие 2 группы можно разделить все имена существительные?

    (Одушевленные – КТО? неодушевленные – ЧТО?)

    — Куда мы поместим признак “Одушевленные – неодушевленные”? (В постоянные признаки)

    — Какие ещё постоянные признаки вы знаете? На какие ещё 2 группы можно распределить существительные? (Нарицательные и собственные)

    — Как пишутся имена собственные? (Спрописной буквы и названия в кавычках)

    — Разместим признак “нарицательные и собственные” в таблицу.

    — На какие три группы делятся имена существительные? (3 рода)

    Ученик рассказывает стихотворение о родах имен существительных.

    Женский род запомню я
    И скажу: “Она – моя”.
    Я запомню род мужской
    И опять скажу: “Он – мой”.
    Средний род: “Оно — моё” —
    Это правило — твое!

    — Существительное “друг” из нашего текста будет какого рода? (Мужского)

    — Какой это грамматический признак: постоянный или нет? (Постоянный)

    — Заносим в табличку “Женский, мужской, средний род” в постоянные признаки.

    — Слева — все постоянные признаки; рассказывая о них, употребляем формулу “существительные БЫВАЮТ”.

    — Давайте посмотрим, как же изменяется имя существительное? (По числам)

    — Какой это признак имени существительного? (Непостоянный)

    Разместить в табличке справа.

    1) показ картинок – одушевленные – хлопки; неодушевленные – маршировка;

    2) единственное число – руки вверх; множественное число – сели.

    4. Постановка проблемы, темы урока.

    — Вернемся к нашему тексту. С точки зрения “редакторов” правильно ли составлен текст? Как вы думаете я случайно допустила такую ошибку?

    — Эти слова являются однокоренными? (Нет, это формы слова).

    — В чем отличие однокоренных слов от форм слова?

    — Сегодня на уроке мы узнаем еще один непостоянный признак имени существительного.

    Знакомство с названием падежей. Сказка Е.Мережинской “ Откуда пошли названия падежей”. (Слайд 5)

    Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

    Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

    Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

    Но он был ещё большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

    Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.

    Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным…

    — Изменение имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Ученые заметили, что имя существительное имеет прямую форму (основную) и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин “склонение”.

    — В русском языке 6 падежей, в немецком — 4, а у финнов целых 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А наша задача – запомнить и понять свои 6 падежей, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. Давайте с ними познакомимся: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный. Падежи следуют друг за другом по порядку, имеют свои вопросы.

    Парад падежей. (Учащиеся читают наизусть)

    У слова есть шесть падежей,
    Шесть верных маленьких пажей.
    Они проходят чередой,
    За слово в бой готов любой!
    Вверяют окончаниям
    Судьбу и жизнь свою!
    И про свое призвание
    На ушко им поют.

    Я именительный падеж,
    И нет на мне чужих одежд.
    Меня легко все узнают
    И в подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы – кто? и что? –
    Ни с чем не спутает никто.

    Читайте также:  выпишите словосочетания глагол существительное с предлогом

    А я – падеж родительный.
    Характер мой общительный.
    Кого? чего? – и вот он я!
    Предлоги часто мне друзья.

    Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.

    А я – винительный падеж,
    И я во всем виню невежд.
    Зато отличников люблю,
    Для них “пятерки” я ловлю.
    Кого позвать, во что играть,
    Готов ребятам подсказать.

    А я творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Творите! Чем? Творите! С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!

    А я – падеж предложный!
    Со мною случай сложный.
    Мне без предлогов свет не мил.
    О ком? О чем я расскажу?
    О чем мечтать и в чем гулять.

    — Откройте учебник с. 34. Прочитайте правило.

    — К каким признакам, постоянным или нет, мы отнесем падежи?

    — Спишите текст. Над падежными формами существительного “друг” надпишем падеж, в котором он стоит. Выделим окончания.

    — Что меняется в существительном? (Окончания)

    — Почему менялись окончания? (Менялась форма слова). (Слайд 6)

    — Рассмотрим таблицу с. 34.

    — Падежи стоят в определенном порядке. Чтобы их запомнить народ придумывал разные шутки-прибаутки. (Слайд 7)

    Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.

    Иван рубил дрова, Варвара топила печку.

    Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу.

    Извините, Родители, Дайте Ванюше Таблеток Покушать.

    — Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением. Склонение — грамматический признак имени существительного.

    • Определить падеж, кроме падежных вопросов, тебе помогут вспомогательные слова.
    • С предлогами могут употребляться все падежи, кроме именительного.
    • Все падежи, кроме именительного, называются косвенными. (Слайд 8)

    5. Работа в печатной тетради. Закрепление.

    — Откройте с. 37, упр.4.

    — Прочитайте стихотворение. Какое слово выделено и повторяется?

    — Определим падеж, выделенного слова, соединим с табличкой падежа. Выделим окончания.

    — Есть ли в тексте еще существительные? Давайте определим их падеж?

    6. Подведение итогов. (Слайд 9)

    — Давайте вспомним девиз нашего урока.

    — Какую тайну нам сегодня удалось раскрыть?

    Источник

    Падеж имен существительных

    Падеж – это непостоянный признак имен существительных, т.е. имена существительные изменяются по падежам. Изменение по падежам означает изменение существительных по вопросам.

    В русском языке шесть падежей. Каждый падеж имеет свое название и отвечает на определенный вопрос. При изменении слова по падежам у него изменяется окончание.

    Характеристика падежей:

    Вспомогательные слова

    Кто? лис а

    Что? земл я

    Что?

    Кого? лис ы

    Чего? земл и

    Кому? лис е

    Чему? земл е

    Кого? лис у

    Что? земл ю

    Кем? лис ой

    Чем? земл ей

    О ком? о лис е

    О чем? о земл е

    Падеж Падежные вопросы Смысловые вопросы
    Именительный есть
    Родительный нет Где? Как?
    Винительный вижу Где? Куда?
    Творительный доволен Где? Как?
    Предложный думаю Где?

    Падежи подразделяются на: прямой и косвенные.

    Прямой падеж – это именительный. В предложении только существительное в именительном падеже может являться подлежащим.

    Косвенные падежи – все остальные, кроме именительного. В предложении слова, стоящие в косвенных падежах, являются второстепенными членами предложения.

    Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, и поставить от него вопрос;
    2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

    Над волнами кружили чайки.

    Кружили (над чем?) над волнами – Т. п.

    Предлоги падежей

    Именительный падеж – предлогов нет.

    Родительный падеж: у, от, до, для, из, без, после, около (у), возле (у), против, из-под, из-за. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей: с.

    Дательный падеж: к, по.

    Винительный падеж: про, через. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на, за.

    Творительный падеж: над, между, перед. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – под, за, с.

    Предложный падеж: о, об, при. Предлоги, совпадающие с предлогами других падежей – в, во, на.

    Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

    • Как отличить именительный и винительный падежи:

    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим и не имеет предлога. А существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения, может быть с предлогом и без него.

    Мама (И. п.) кладет в салат (В. п.) огурцы (В. п.).

    • Как отличить родительный и винительный падежи:

    Если совпадают вопросы в Р. п. и В. п. (кого?), падежи различают по окончаниям слов: в Р. п. окончания –а (я)/ —ы(и). В В. п. окончания –у (ю).

    Лапа (кого?) куниц ы — Р.п. / вижу (кого?) куниц у – В. п.

    Если совпадают и вопросы, и окончания, необходимо вместо слов подставить любое слово женского рода с окончанием –а(я) – . Тогда в Р. п. окончание будет –ы(и), а в В. п. окончание будет –у(ю).

    Лапа (кого?) медвед я – вижу (кого?) медвед я .

    Лапа (кого?) (лис ы ) медвед я – Р. п. – вижу (кого?) (лис у ) медвед я – В. п.

    • Как отличить родительный и творительный падежи с предлогом «с» :

    При совпадении предлога «с» у Р. п. и Тв. п. различай их по падежным и смысловым вопросам (откуда? у Р. п. и с чем? у Тв. п.) и окончаниям слов в этих падежах.

    Поднял (откуда?) с земли – Р. п. / поднял ящик (с чем?) с землей – В. п.

    • Как отличить дательный и родительный падежи, одинаковые в произношении:

    Слово без предлога в Д. п. совпадет в произношении со словом в Р. п. (окончания же на письме у них разные). Чтобы их отличить, надо понять смысл словосочетания с этим словом.

    Д. п. — написала письмо бабушке Наташе [и] – бабушку зовут Наташа

    Р. п. – написала письмо бабушке Наташи [и] – это Наташина бабушка

    • Как отличить дательный и предложный падежи, если у них совпадают окончания и смысловые вопросы:

    В этом случае нужно обратить внимание на предлоги, которые разные у этих падежей.

    Д. п. – плывет (где?) по морю – предлоги к, по

    П. п. – находится (где?) в море – предлоги в, во, на

    • Как отличить творительный и винительный падеж при совпадении смысловых вопросов и предлогов:

    В случае совпадения смысловых вопросов и предлогов у Тв. п. и В. п. нужно ориентироваться на вопросы падежные и окончания.

    Тв. п. – спрятал (где?, за чем?) за комодом

    В. п. – спрятал (где?, за что?) за комод

    • Как отличить винительный и предложный падежи при совпадении предлогов:

    При совпадении предлогов у В. п. и П. п. ориентировать надо на вопросы.

    В. п. – взошел (куда?, на что?) на постамент

    П. п. – стоял (где?, на чем?) на постаменте

    Поделись с друзьями в социальных сетях:

    Источник