Меню

С данными глаголами указанными предлогами и подходящими по смыслу



Урок русского языка по теме «Общее понятие о предлоге». 2-й класс. УМШ «Школа России»

Класс: 2

Тема урока: “Общее понятие о предлоге”.

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

  • Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.
  • Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

    Контингент участников: — учащиеся 2-го класса (9 лет).

    Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили сою работу и работу класса.

    Тип урока: урок получения новых знаний.

  • Словарная работа.
  • Постановка учебной цели урока (проблемный вопрос).
  • Поэтапное изучение нового материала.
  • Первичное закрепление. Отработка навыков применения теоретических знаний на практике.
  • Вторичное закрепление. Самостоятельное выполнение практических заданий (работа по группам).
  • Проверка и оценивание самостоятельной работы.
  • Подведение итогов урока.
  • Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация знаний учащихся.

    Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая. Слайд 1.

    а). Орфографическая зарядка.

    • Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).
    • Какие орфограммы встретились в словах?

    б). Разделить слова на группы.

    • Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?
    • Сколько будет групп? Какие? Слайд 2.
    • Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

    (Проверка путем чтения учащихся с места и высвечивание на слайде). Слайд 3.

    • Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.
    • Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.
    • Какое слово оказалось лишнее? Почему? Слайд 4.
    • Кто знает, как можно назвать слово под?
    • Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

    Но мы не говорили о них подробно.

    • Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

    III. Работа над новым материалом.

    2. Выполнение упражнения №83, стр. 54 учебника. Слайд 5.

    • Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?
    • Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других. Слайд 6.

    Таблица 6.

    • Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
    • Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются. Слайд 7.

    Таблица 8.

    • А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

    3. Работа с текстом.

    Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

    Весело детям ….. зимнее время …. улице. Слайд 8.

    • Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
    • Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?
    • Давайте вставим предлоги.

    Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

    • Установилась ли связь слов в предложениях?
    • Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
    • Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. Слайд 9.

    Таблица 9

    • Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).
    • Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?
    • Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

    Таблица 10

    Таблица 11 Таблица 13 Таблица 14

    (Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

    Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

    • Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. Слайд 11.

    Таблица 11

    • Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

    за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево. Слайд 12.

    Таблица 7 Таблица 1

    4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

    • Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов. Слайд 13.

    Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

    Запись предложений по рядам, каждый ряд — по одному предложению.

    5. Составление алгоритма темы урока. Слайд 14.

    1). Предлог – служебная часть речи.

    2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

    3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

    4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

    5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

    6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

    1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

    Упражнение 87 стр. 56 учебника.

    • Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги. Слайд 15.

    У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

    2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

    • Объединить пары слов с помощью предлогов. Слайд 16.

    Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

    3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

    • Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь. Слайд 17.

    Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

    (Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.) Слайды 18-20.

    IV. Итог урока.

    У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.


      Выбери верное утверждение.

    А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
    Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.


    Перед какой частью речи не бывает предлогов?

    А. Перед именем существительным.
    Б. Перед именем прилагательным.
    В. Перед глаголом.


    Как пишутся слова:

    (с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?
    А. Раздельно.
    Б. Слитно.


    Укажите номера, в которых допущена ошибка.

    А. по танцевал
    Б. за школой
    В. на писать

  • В каких предложениях есть предлоги?
    А.
    У берлоги вырос холмик желтой глины.
    Б. Летят на землю белые хлопья снега.
    В. Потускнела зелень елок.
  • Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

    V. Домашнее задание.

      Стр. 55 – выучить правило.
    1. Раскрасить рисунок и составить по нему рассказ о приключениях котёнка, используя данные предлоги. Слайд 23.

    Таблица 3

    VI. Рефлексия.

    Сегодня первый день весны. Весной природа просыпается, оживает. С приходом весны появляются первые весенние цветы – подснежники. И мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. У вас на партах лежат подснежники. Возьмите один из них и прикрепите на нашу поляну. Если вам урок понравился, у вас хорошее настроение – прикрепите цветок, который уже распустился, если что-то не понравилось, что-то не поняли – прикрепите цветок, который распустился наполовину, если урок вам не понравился совсем, у вас плохое настроение – прикрепите цветок, который еще не распустился совсем.

    Таблица 5 Таблица 4

    Источник

    Вставьте предлоги по смыслу.

    1. . берега реки рос высокий камыш.

    2. . домом была большая клумба . цветущими розами.

    3. . от дороги стояла небольшая белая церковь . золотистыми куполами.

    4. . морской пучиной летали белые чайки.

    5. . рощей и полем . пшеницей пролегала узкая тропинка.

    6. Откуда-то . доносились громкие голоса.

    7. . меня послышались чьи-то быстрые шаги.

    8. . вдруг замелькали яркие огни.

    Слова для справок:слева, над, вдоль, перед, с, позади, сверху, между, с, впереди

    Вставьте пропущенные предлоги.

    1. . леса как в мягкой постели выспаться можно.

    2. . рощей начинаются поля . густой золотистой пшеницей.

    3. . окнами школы росли кусты жасмина и шиповника.

    4. . вокзала отходит автобус, идущий . сторону нашей деревни.

    5. . домом находились деревянные постройки.

    6. . несколько дней откроется выставка промышленных товаров.

    7. . деревней и лесом проходит узкая тропинка.

    8. . берега моря сидели бакланы.

    9. . гостей я увидел свою давнюю знакомую.

    10. . большой комнаты стоял стол . резными ножками.

    Слова для справок:вдоль, посреди, с, от, за, около, под, через, среди, между, за, с, в.

    С данными словами составьте предложения.

    Образец:Мужчина вышел из дома.

    — подъехала к — перешла через — стоит у — плывёт по — летают над — снимает с — растёт слева от — сидит на — лежит под — говорит по — говорит с — вылезла из — едет по — бросает в — живёт у — лежит на — прячется за — положил в — находится возле — спешит к — идёт с — вышел из-за — забежал за — выбросил из — поднимается по — проходит между — растёт вдоль — рассказывает о — идёт за — целится в — жарит на — убегает от — летит в — повернул направо — доносится снизу — вышел без — уехал без — раздаётся сверху — достаёт из — лезет на — возвращается из — беседует с — пишет на — пьёт из — остановился возле — смотрит на — платит в — поднялся в — смешал с — находится слева — приближается к — сообщил о — напомнил о

    Вставьте предлоги.

    — . тополя сломался большой сук.

    — ласточка свила гнездо . крышей.

    — . дождя вся одежда намокла.

    — . посёлком находится берёзовая роща.

    — . домом был большой вишнёвый сад.

    —. полудню тучи рассеялись, и выглянуло солнце.

    — . нашим домом пролетел косяк журавлей.

    — поезд отходит . несколько минут.

    Слова для справок:перед, над, за, через, к, от, у, под.

    Глаголы в скобках преобразуйте в причастия настоящего и прошедшего времени.

    — лицо (улыбаться) —улыбающееся, улыбавшееся

    — ветер (ломать) — ломающий, ломавший

    — море (бушует) — яблоко (созревает) — мальчик (бежать) — корабль (плыть) — звезда (мерцать) — трава (зеленеть) — архитектор (строить) — лист (вздрагивать) — часы (остановиться) — весна (наступать) — студент (сдавать) —мужчина (волноваться) — дождь (идти) — девушка (увлекаться) — человек (молчать) — змея (ползти) — вода (литься) — автобус (подъезжать) — сотрудник (выздороветь) — преступник (скрываться) — ребёнок (стесняться) — автобус (остановиться) — ручей (журчать) — голубь (ворковать) — хозяйка (убирать)

    Из глаголов в скобках образуйте деепричастия по образцу.

    — (Взмахнуть) крыльями, журавли поднялись с болота, (оглашать) лес громкими криками.

    Образец:Взмахнув крыльями, журавли поднялись с болота, оглашая лес громкими криками.

    1. (Ворчать) и (вздыхать) старик поднимался по лестнице, часто (останавливаться) и (оглядываться) назад.

    2. Осторожно (шагать) и (озираться) по сторонам, незнакомец приблизился к дому.

    3. Машина, (объезжать) лужи, въехала во двор.

    4. (Сверкать) и (искриться), иней обсыпался с высоких елей.

    5. Тучи, (закрыть) солнце, медленно передвигались на восток.

    6. (Пролетать) над горами, мы увидели табун диких оленей.

    7. (Сложить) крылья, орёл опустился на высокий утёс.

    46. Спишите предложения, допишите окончания, слова в скобкахпоставьте в правильной форме.

    1. К красн_ пещер_ (вести) каменистая тропинка.

    2. Над наш_ голов (проноситься) большие птицы с красив_ оперении_.

    3. В кажд_ рук_ девочка (держать) по большому розов_ вееру.

    4. На сцене (появиться) жонглёры с блест_ шар_, клоуны в огненно-красн_ колпак_ и син_ шаровар_.

    5. Под звуки духов_ оркестр_ (распахнуться) бархатн_ портьера.

    6. По обе_ сторон_ арены (выстроиться) люди в одинаковой красно-жёлт_ одежд_.

    7. Мимо них (прогорцевать) гнедая лошадь с бел_ грив_ и бел_ хвост_.

    8. Вслед за лошадью (выбежать) белокур_ красив_ женщина в голуб_ платье с блёстк_.

    9. Наездница танцевала, (становиться) на голов_, (прыгать) через обруч, оклеен_ разноцветн_ бумаг_.

    10. Гроза. Макушки больш_ берёз (начинать) раскачиваться, пучки сух_ трав_ (лететь) через дорог_.

    11. Ослепительн_ молния, мгновенно наполняя огненн_ свет_ всю долину, (заставлять) лошад_ остановиться.

    От данных существительных образуйте прилагательные и наречия.

    — ловкость — ловкийловко

    — осторожность — щедрость — опасность — скука — ветер — ласка осторожный — пыль — честь — длина — мода — чудеса осторожно — красота — тоска — шум — свет — радость
    — чуткость — молодость
    — сложность — боль
    — глупость — лесть
    — смех — вежливость
    — грусть — доступность
    — терпение — мудрость
    — сознание — терпение
    — темнота — сомнение
    — гнев — самостоятельность
    — труд — существенность
    — простор


    48. Данные слова выпишите в два столбика (в один с приставкой по, вдругой с приставкой под).

    Поднос, поддержка, поделка, подарок, подвиг, подделка, подводник, подержать, поддержать, поклажа, подстилка, подножка, показать, подсказать, поговорить, подбить, побить, поклеить, подклеить, подчеркнуть, почерпнуть, положить, подложить, покрасить, подкрасить, постелить, подстелить, поранить, подрезать, подрумянить, поговорить, подговорить.

    Образуйте слова, обозначающие профессии.

    — камень — каменщик
    — почта — почтальон
    — стекло — строить — учить
    — носить — ткать — балет
    — писать — летать — шахта
    — музыка — двор — охрана
    — лес — уборка — банк
    — трактор — лекция — суд
    — сад — академия — скрипка
    — охота — библиотека — гитара
    — стол — петь — баян
    — водить — сатира — дрессировать
    — печь — сказка — редактировать
    — булка — продавать — дирижировать
    — разведка — рыба — море
    — нефть — спорт — математика
    — граница — преподавать — барабан
    — работа — точить — сапоги


    От существительных образуйте глаголы, отвечающие на вопрос: Что делать?

    — мечта — проигрыш — сознание
    — бег — лесть — недоумение
    — ответ — боль — волнение
    — восторг — игра — крик
    — возмущение — знакомство — танец
    — удивление — золото — план
    — созидание — серебро — снимок
    — доставка — штукатурка — заглавие
    — круг — подъём — радость

    51. Поставьте вопросы к словам, подчеркните окончания по образцу.

    Образец:По (какому?) синему небу плыли (какие?) белые облака.

    1. Под (?) старым дубом лежал (?) маленький мальчик и крепко спал.

    2. Мы перешли через (?) широкую площадь и подошли к (?) высокому серому зданию.

    3. Из-за (?) густого тумана не было видно (?) нашего посёлка и домов.

    4. Девочка подбежала к (?) своей маме, взяла её за руку, и по (?) узкой дорожке они пошли к дому.

    5. Он долго стоял у (?) открытого окна, потом сел за (?) письменный стол и стал что-то быстро писать.

    6. Вчера мы ходили в (?) Концертный зал. Мы вошли в (?) большой, светлый, красивый зал, где было много людей и играла (?) весёлая музыка.

    7. На лугу пестрели (?) синие колокольчики, (?) белые ромашки и (?) розовые лютики.

    8. На (?) широкой поляне под (?) раскидистым дубом расположилась группа (?) молодых людей.

    9. Над (?) зелёным лугом летали (?) яркие бабочки и (?) голубые стрекозы.

    10. Вся комната (?) янтарным блеском озарена.

    От данных наречий образуйте существительные.

    Источник

    Читайте также:  Сказки про глагол для любые