Меню

Сам работа по теме имя прилагательное 3 класс



Урок русского языка в 3-м классе по теме «Имя прилагательное»

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: лекционно-практический.

Методы: диалогический, эвристический, исследовательский.

— обеспечить первичное усвоение нового материала по теме: “Имя прилагательное”;
— совершенствовать уровень подготовки учащихся по орфографии;
— создание условий для развития речи учащихся, обогащая их словарный запас;
— совершенствовать навыки работы в паре, группе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять
Буду грамотно писать.

Ребята, у вас на столах лежат по 2 облачка (весёлое и грустное). Какое вам больше нравится? Покажите. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение не только сохранится, но и улучшится.

II. Сообщение темы урока.

Мы сегодня отправимся на остров.
Кораблик бумажный,
Зато мы – отважные!
Дорогие части речи,
Приготовьтесь: снова встреча!

(На доске остров, рядом с ним кораблик).

На этом острове мы узнаем много интересного о новой части речи, будем учиться красиво говорить. А помогут нам знания, полученные при изучении других частей речи.

III. Повторение.

Какие части речи мы изучили?

Вспомним, что мы знаем об имени существительном. Проведём экзамен. (Билеты с вопросами лежат в кармашке на корабле, дети берут билет, отвечают, а класс проверяет правильность ответа с помощью сигнальных карточек)

1. Что обозначает имя существительное?

2. На какие вопросы отвечает?

3. К каким существительным задаём вопрос кто? Приведи примеры.

4. К каким существительным задаём вопрос что? Приведи примеры.

5. Какого рода бывают существительные? Приведи примеры.

6. Как изменяются существительные?

7. Как определить род существительного во множественном числе? Приведи примеры.

IV. Работа по теме урока.

1. Роль имени прилагательного.

Мы приблизились к острову. Чтобы попасть туда, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают слова, встретившиеся нам на пути (на острове: голубой, волшебный, тёплое, ласковое, сильные, весенняя)

Прочитайте их. Назовите вопросы. Что обозначают слова, отвечающие на данные вопросы?

Остров какой части речи мы посетим?

Тема нашего урока: “Имя прилагательное”. На уроке будем изучать, наблюдать, делать выводы. Что же такое имя прилагательное? (Хором).

А теперь мы выясним, какую роль прилагательные выполняют в речи? Закройте глаза и представьте себе. Яркое, жёлтое, весеннее, тёплое, лучистое. О чём речь?

Откройте тетради, запишите 3-4 прилагательных, а мы отгадаем, о чём идёт речь. (1ряд – о фруктах, 2 ряд – об овощах, 3 ряд – о животных тундры).

Какую роль выполняют прилагательные? (Описывают).

Прочитайте 2 текста. Подумайте о роли прилагательных в них. Работа в группах.

Тени лежат на сугробах. Вот с вершины дерева упала и рассыпалась шапка. Потоки света заливают поляны.

Длинные тени лежат на сугробах. Вот с вершины старого дерева упала и рассыпалась снежная шапка. Потоки солнечного света заливают лесные поляны.

Какую роль выполняют прилагательные в тексте?

Прилагательные описывают предмет, в данном случае весну, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.

В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намёк на то, что слово должно к чему-то “прилагаться”, присоединяться. Посмотрите отрывок из произведения Фонвизина “Недоросль”.

Правдин. Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна?

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.

Читайте также:  Повторение прилагательных изученного в 5классе

Правдин. Да, в грамматике силён.

Вы согласны с объяснением Митрофана?

Дверь. Какая часть речи?

А какие слова к ней “прилагаются”, т. е. какая дверь?

С какой частью речи связана прилагательное?

С нами в путешествие отправились существительные цветок, облако, речка. Объясните орфограммы в данных словах. Запишите 1 существительное и определите число, род; подберите прилагательные с таблицы. (Какой? голубой, волшебный)

В каком числе, роде стоят прилагательные? Почему так решили?

Вывод: прилагательные м. р. отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ый, -ий. На остров прикрепляется табличка с вопросами и окончаниями.

Запишите 2 существительное – облако. Определите число, род. что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительному облако? (Изменить окончание).

Какое? голубое, волшебное. Определи род, число прилагательного. Почему?

Вывод: прилагательные ср. р. отвечают на вопрос какое? и имеют окончания –ое, -ее.

Речка. Самостоятельно. Проверка.

Вывод: прилагательные ж. р. отвечают на вопрос какая? и имеют окончания –ая, -яя.

Как изменяются прилагательные в ед. ч.?

Отчего зависит род существительного?

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Физминутка.

Выполняем движения: прилагательное м. р. – присели, ж. р. – хлопок, ср. р. – наклон.

Весенний день, мутная вода, голубое небо, холодная сосулька, солнечный луч, тёплое солнце, быстрые ручейки. У последней пары множественное число. Как быть с существительным? Прилагательным?

Работа в группах.

Определи число существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.

Васильки ( ) голубые, волшебные.

Облака ( ) голубые, волшебные.

Речки ( ) голубые, волшебные.

1. На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?

2. Какие имеют окончания?

3. Изменяются ли прилагательные во множественном числе по родам в зависимости от существительного, с которым оно употребляется?

Вывод: прилагательные множественного числа отвечают на вопрос какие? И имеют окончания –ые, -ие.

V. Озвучивание конспекта об имени прилагательном.

VI. Закрепление.

Работа в парах. Определи род и выдели окончания прилагательных.

1 ряд. Золотой дождь, золотое кольцо, золотая антилопа, золотые горы.

2 ряд. Большой слон, большое гнездо, большая пальма, большие дети.

3 ряд. Ночной мотылёк, ночное освещение, ночная бабочка, ночные шторы.

М. р. –ой
Ср. р. –ое
Ж. р. – ая
Мн. ч. –

VII. Домашнее задание.

С. 67 упр. 304 или написать сочинение о 8 Марта, используя как можно больше прилагательных.

Источник

Тест по русскому языку для 3 класса по теме «Имя прилагательное»

Методическая разработка по русскому языку составлена по теме:

«Тест по русскому языку для 3 класса по теме: «Имя прилагательное»», по программе Перспективная начальная школа.

Цель: проверка усвоения материала по изученным темам курса русского языку по учебнику М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А. Байковой.

Составила: Шакирова Зульфия Хайдаровна, учитель начальных классов МБОУ «Девятернинская ООШ им.Л.Айтуганова Агрызского муниципального района Республики Татарстан»

Тест по русскому языку для 3 класса по теме: «Имя прилагательное»

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку отводится 40 минут.

Работа состоит из 2 частей.

Часть 1 включает 15 заданий (А1-А15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4). Ответы на эти задания вы должны сформулировать самостоятельно.

Читайте также:  Кукушка она какая прилагательные

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие — трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Удачи тебе, мой дорогой друг!

При выполнении заданий этой части обведите в кружочек правильный ответ.

А1. В каком ряду приведены только имена прилагательные?

1) цвет, красивый, девять

2) рыбный, плавать, она

3) холодный, пушистое, цветная

4) семь, полёт, шустрый.

А2. В какой строке имена прилагательные употреблены только в среднем роде?

1) голубое море, снежное поле, зимнее солнце

2) белый снег, красивая шапка, вкусное блюдо

3) синее небо, интересная книга, весеннее солнце

4) родной дом, рыжий кот, вкусное мороженное

А3. Какого признака нет у имен прилагательных?

А4. В каком сочетании слов прилагательное лишнее?

1) красивые цветы

3) красивый красавец

А5. Сколько в тексте имен прилагательных?

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

А6. Найди ответ, где правильно образованы от существительных однокоренные прилагательные.

1) картофель – картофельное

2) город – города

4) берёза – берёзки

А7. Найди словосочетание, где прилагательное употреблено в переносном значении.

2) соломенное солнце

3) соломенная шляпа

А 8. Определи падеж выделенных прилагательных

Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.

А 9. В каком слове есть орфограмма «безударное гласное в корне»?

А 10. Какая пара слов не является словосочетанием.

Глобус стоит на чёрной ножке.

1) на чёрной ножке

3) глобус на ножке

4) стоит на ножке

А 11. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения?

Для зелёного борща мы нарвали сочный щавель.

2) сочный щавель

3) нарвали борща

4) зелёного борща

А 12. Укажи ошибку в определении падежа имени прилагательного.

1) к молодой маме ( Д.п.)

2) от большого камня ( Р.п.)

3) о верном друге ( В.п.)

4) словарные слова (И.п.)

А 13. Укажи вариант, где правильно подобраны синонимы.

1) золотой, соломенный, лимонный

2) вкусный, сладкий, лёгкий

3) чистый, аккуратный, смешной

4) умный, плохой, шустрый

А 14. Какие имена прилагательные образованы от существительных ЗИМА, СНЕГ, ВОЗДУХ, ВКУС?

1) зимовать, без снега, воздухе, вкуснятина

2) зимний, снежный, воздушный, вкусное

3) зимушка, подснежник, на воздухе, привкус

4) зимовка, снеговик, дух, вкусим.

А 15. В каком предложении нет ни одного прилагательного?

1) Яблоки были крупные, вкусные, сладкие.

2) В четверг мы повторяли словарные слова.

3) Молодые осинки и стройные берёзки видны издалека.

4) Ночью месяц сверкает и освещает.

При выполнении заданий этой части запишите ответ. Прочитайте внимательно текст и выполняйте задания В1-В4

Был тёплый майский день. Чуть дрожали тонкие листочки на деревьях. Над цветами летали стрекозы, сверкали на солнце их крылышки. Внизу всё куда-то спешили мелкие муравьи. Каждый за собой тащил большую соломинку, зелёный листик.

В 1. Подчеркни все имена прилагательные, определи их число.

В 2. Найди третье предложение, подчеркни грамматическую основу. Над каждым словом напиши части речи.

В 3. Прилагательное МАЙСКИЙ разбери по составу.

В 4. Подбери синоним к слову ТОНКИЙ. Напишите этот синоним.

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы по русскому языку отводится 40 минут. Работа состоит из 2 частей.

Читайте также:  Склонение степеней сравнения прилагательных в немецком языке

Часть 1 включает 15 заданий (А1-А15). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4). Ответы на эти задания вы должны сформулировать самостоятельно.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие — трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.

Удачи тебе, мой дорогой друг!

При выполнении заданий этой части обведите в кружочек правильный ответ.

А1. В каком ряду приведены только имена прилагательные?

1) зелёный, грязный, солнечный

2) ты, красиво, счастливый

3) стол, ходить, умный

4) прекрасная, солнце, шуметь

А2. В какой строке имена прилагательные употреблены только в женском роде?

1) смешной мальчик, умный ребёнок, хитрая лиса

2) чистое окно, замечательный учитель, любимый папа

3) хорошая мама, интересная книга, золотая рожь

4) маленькое перо, оранжевый костюм, грязная кофта

А3. Какого признака нет у имен прилагательных?

А4. В каком сочетании слов прилагательное лишнее?

1) звёздная ночь

А5. Сколько в тексте имен прилагательных?

Зима в подарок нам дает

Скорей на снег, на скользкий лёд,

На лыжи и коньки. (З.Александрова)

А6. Найди ответ, где правильно образованы от существительных однокоренные прилагательные.

3) вода — водяной

А7. Найди словосочетание, где прилагательное употреблено в переносном значении.

2) новогодняя ночь

3) лесная земляника

4) красные гвоздики

А 8. Определи падеж выделенных прилагательных

По небу плывут голубые, узорные облака.

А 9. В каком слове есть орфограмма «безударное гласное в корне»?

А 10. Какая пара слов не является словосочетанием.

Белый зайчик прыгает по черному полю.

1) зайчик прыгает

3) по черному небу

4) прыгает по полю

А 11. Какое сочетание слов является грамматической основой предложения?

На лесных озерках треснул лед.

1) на лесных озёрках

2) треснул на озёрках

4) на озёрках лёд

А 12. Укажи ошибку в определении падежа имени прилагательного.

1) к лёгкой работе ( Д.п.)

2) от крутого берега ( Р.п.)

3) о хорошем ученике ( П.п.)

4) по рыхлому снегу (П.п.)

А 13. Укажи вариант, где правильно подобраны синонимы.

1) весёлый, грустный, радостный

2) твердый, прочный, крепкий

3) верный, дружный, счастливый

4) слабый, лёгкий, трусливый

А 14. Какие имена прилагательные образованы от существительных МОРОЗ, ИГРА, МОРЕ, ВЕСНА?

1) морозит, играть, моряк, весной

2) морозу, игрушка, морепродукты, весну

3) морозный, игрушечная, морское, весеннее

4) заморозки, игровая, моряк, веснушки

А 15. В каком предложении нет ни одного прилагательного?

1) Голубь строил гнездо для своих голубят.

2) Почки пахнут душистой смолой.

3) Кричат веселые воробьи.

4) Девочка заметила хищную птицу.

При выполнении заданий этой части запишите ответ. Прочитайте внимательно текст и выполняйте задания В1-В4

Был прекрасный летний день. Старая цапля гордо ходила по лугу. Ей захотелось есть. Она спустилась к реке. Цапля ждала жирных лещей. Вдруг цапля схватила лягушку и с жадностью съела.

В 1. Подчеркни все имена прилагательные, определи их число.

В 2. Найди второе предложение, подчеркни грамматическую основу. Над каждым словом напиши части речи.

В 3. Прилагательное ПРЕКРАСНЫЙ разбери по составу.

В 4. Подбери синоним к слову ЖИРНАЯ. Напишите этот синоним.

Источник