Меню

Самоанализ по русскому языку неопределенная форма глаголов



Урок русского языка по теме «Неопределенная форма глагола». 4-й класс

Класс: 4

Цель: знакомство с правописанием глаголов в неопределённой форме

  • познакомить с вопросами, суффиксами, которые указывают на неопределённую форму глагола;
  • развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы;
  • развивать умение обобщать полученные данные и делать выводы ; развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать интерес к русскому языку и слову.

Мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием Речь. Мы находимся в области, которая называется Морфология (наука, изучающая части речи).

Сегодняшний урок я предлагаю начать с пословиц, выбрав одну из них девизом сегодняшнего урока. (Презентация. Слайд 2)

Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Мудрым никто не родился, а научился.

(Выходит ребёнок, изображающий часть речи.)

Сегодня нас ждёт встреча с частью речи, которая расскажет о себе сама.

– Что вы больше всего любите делать?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и частицу НЕ.
– Какими необыкновенными талантами обладаете?
– Могу путешествовать во времени.

Как выдумаете, кто перед нами? Да, это наш знакомый-незнакомец – глагол.

Почему я так назвала эту часть речи? Предлагаю вам вспомнить всё, что мы знаем о глаголе. (Слайд 3)

1. Что обозначает глагол?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяются глаголы?
4. В каком времени могут находиться?
5. Что знаем о правописании глаголов?
6. Как называется начальная форма глагола?

Вывод по таблице на экране.

Перед нами в таблице то, что мы уже знаем о глаголе

Формулирование темы урока.

Что объединяет слова, записанные на доске?

(Поёт, будет рисовать, играл, красить, готовит, ел, пойдёт, строить.)

Запишите глаголы в тетрадь в 3 столбика в зависимости от времени глагола.

Какие 2 слова не использовали? Почему?

Определите время глаголов? Число? (Нельзя.)

Как называются глаголы, у которых нельзя определить время и число?

Какова же тема урока? (Глаголы неопределённой формы.) (Слайд 4)

Говоря о глаголах неопределённой формы, на какие вопросы вы хотели бы для себя ответить, что хотели бы узнать? (Слайд 5, 6, 7)

1. Почему так называется глагол?
2. Вопросы глагола
3. Особенности написания.

Это – задачи, которые стоят перед нами на этом уроке.

Решение поставленных задач.

а) На какой вопрос мы уже ответили в ходе сегодняшнего урока? (Слайд 8)

Физминутка “Повтори действия”

Я называю глаголы, а вы должны изобразить действия, которые они обозначают:

Плавать, прыгать, вязать, спать, бежать, кружиться, улыбаться, хлопать.

б) Запишем глаголы, стоящие в неопределённой форме, вместе с вопросами:

что делать?– красить, строить;
что сделать?– покрасить, построить.

Вывод: глаголы н.ф. могут отвечать на вопросы что делать? Что сделать? (слайд 9)

Физкультминутка “Не ошибись”.

Если среди слов, которые я буду называть, вы услышите глагол, стоящий в неопределённой форме, хлопните в ладоши.

(Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, грусть, беречь, стеречь.)

в) Обратили ли вы внимание на то, какими сочетаниями букв заканчивается написание глаголов, стоящих в неопределённой форме? (Несколько глаголов на карточках перед детьми.) (-ть, -чь,-ти)

– А как будут называться сочетания _-ть, -ти, -чь на конце глаголов неопределённой формы?
– Проведём исследование, работая в парах

Это окончание? Что нужно сделать, чтобы определить окончание в слове? (Изменить слово.)

Читайте также:  Как определить наклонение глагола возьмешь

Тогда что это? (Дети испытывают затруднение.)

Проверим наши предположения по учебнику. (Читают правило.)

Вывод: мы думали, что эти сочетания являются окончанием, а на самом деле оказалось, что это – суффиксы.

Какова ещё одна особенность разбора по составу глаголов неопределённой формы?

Замените выражение глаголом, стоящим в неопределённой форме и разберите его по составу:

держать язык за зубами – (молчать)
пропустить мимо ушей – (прослушать)
клевать носом – (дремать)
вставлять палки в колёса – (мешать)

Игра “Добавь словечко”. Я читаю строки из стихотворения, вы правильно должны добавить слово. А какое оно должно быть? (Глагол в неопределённой форме.) Отгаданные слова записываем в тетрадь. (Слайд 10, 11, 12)

В школу чтоб не опоздать
Надо нам пораньше. встать
Чтобы чистыми нам быть
Руки и лицо …. помыть
Чтобы на каток пойти
Надо нам коньки. найти
Посадила мама в печь
Пироги с капустой …. пеЧЬ.

Физкультминутка для глаз.

Работа по развитию речи.

Глаголы хотят раскрыть нам ещё один секрет: когда употребляется глагол ЕСТЬ, а когда– ПОКУШАТЬ? Если вам предложат поесть, а вы уже обедали, что вы должны ответить: “Я уже покушал” или “Я уже поел”?

Оказывается, при подлежащем Я глагол КУШАТЬ лучше не употреблять. Это считается недостатком воспитания.

При Я лучше использовать формы глагола ЕСТЬ: ем, ел, поел, буду есть

А с местоимениями ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ глагол надо употреблять глагол ПОКУШАТЬ.

Придумайте предложения, в которых встречались бы эти глаголы

Подведение итогов урока.

Вспомните, какова была тема нашего урока?

Удалось ли нам найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока? (Слайд 13)

Почему так называется глагол?

На какие вопросы могут отвечать?

На что указывают сочетания букв -ть, -чь, -ти, стоящие в конце глаголов?

Чем они являются в словах?

Попробуйте представить в виде схемы вывод по теме нашего урока. (Слайд 14)

Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложенные мною предложения. (Слайд 15)

Источник

Конспект по русскому языку на тему «Неопределенная форма глагола» (4 класс)

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Директор школы И.Д.Шахова

Урок русского языка

«Неопределенная форма глагола»

Трубинова Людмила Ивановна

Учитель начальных классов

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Кунгурского муниципального района

1 квалификационная категория

Тема: Неопределенная форма глагола

Цели: — продолжать работу по ознакомлению учащихся с глаголами неопределенной формы, с их составом;

— совершенствовать умение отличать глаголы неопределенной формы, разбирать их по составу, грамотно употреблять их в речи;

— развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление.

I . Организационный момент.

В мире много интересного

Нам порою неизвестного

Миру знаний нет предела

Так скорей, друзья, за дело!

II . Словарно-орфографическая работа.

1) Знакомство с новым словом: ЖЕЛАТЬ

Какие ассоциации возникли со словом?

— Запишите в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

— Объясните значение этого слова./Стремиться к осуществлению чего-либо, хотеть чего-то./

— Подберите и запишите однокоренные слова, используя разные части речи. /Желание, желанный, пожелать, желательно./

— Как вы понимаете выражение: оставляет желать лучшего? /Не совсем хорош; не удовлетворяет каким-либо требованиям./

Например: /Ваше поведение оставляет желать лучшего./

2) Работа со словарными словами.

-Объясните правописание пропущенных орфограмм. Спишите слова в столбик, вставьте пропущенные буквы.

— От данных слов образуйте глаголы неопределенной формы.

-Какое слово лишнее? Обоснуйте.

-Разберите по составу.

III .Сообщение темы и цели урока.

Тема урока? Цель? (На доске открыть)

IV . Работа по теме.

Тихо шумели качались деревья и берегли покой в зимнем лесу.

-Объясните расстановку недостающих знаков препинания.

-Назовите орфограммы. Спишите, разберите предложение по частям и членам предложения.

— В какой форме употреблены глаголы?

-Запишите эти глаголы в начальной форме и разберите по составу данные слова. У доски.

2) Проблемная ситуация.

Шуметь, качать ся , бере чь

-Какие трудности испытываете?

— Что придает особое значение слову качаться? (Частица –ся )

К глаголам может присоединяться частица -ся. Она образует возвратную форму глагола. Глаголы в возвратной форме обозначают действие, которое как бы «возвращается», то есть, направлено на того, кто его совершает: хвалиться — хвалить себя, умыться — умылся сам.

-Откройте учебник с.62 (Открыть на доске, дополнить кластер)

3) Выполнение упражнения 26 с. 63.

Замените каждое словосочетание близким по смыслу глаголом неопределенной формы с частицей –ся(-сь).

Согласиться, интересоваться, подружиться, восторгаться, надеяться, переписываться, тревожиться.

-Прочитайте глаголы. Что заметили? (При произношении слышится [ца], а писать нужно –ться.). Полученные слова сразу разобрать по составу.

4) Групповая работа.

Найдите закономерность и распределите слова в два столбика. Обоснуйте свой выбор.

Бои[ца], мы[ца], слушаю[ца], закрывае[ца], улыба[ца], старае[ца], интересова[ца], пасу[ца], роди[ца], одева[ца], причесыва[ца], слушае[ца].

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать,

А на шесть – тихо сесть.

-Назовите глаголы. В какой форме употреблены глаголы?

5) Работа с текстом.

Вернемся к слову беречь. А решить данную задачу вам поможет текст.

Чтение текста с пометками:
+ — я знаю;
— — не знаю совсем;
! — это меня удивило;
? — хотел бы узнать подробнее

В древнерусском языке неопределенная форма всех глаголов оканчивалась на -ти: ПИСАТИ, ХОДИТИ, ЗЪВАТИ. Потом конечное безударное [и] исчезло, и осталась лишь мягкость конечного согласного [т , ]: ПИСАТЬ, ХОДИТЬ, ЗВАТЬ. В то же время конечное и сохранилось под ударением: НЕСТИ, ВЕЗТИ, ПЛЕСТИ.

Ученые-языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ть и -ти в неопределенной форме — суффикс или окончание. Поэтому в разных учебниках встречаются разные обозначения.

Неопределенная форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на -чи: ПЕЧИ, БЕРЕЧИ, СЕЧИ. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы ПЕЧЬ, БЕРЕЧЬ, СЕЧЬ. Таких глаголов в русском языке совсем немного: беречь, влечь, печь, запрячь, лечь, мочь, сечь, стеречь, стричь, течь, толочь.

(В. Иванов, З. Потихе.)

— ЧЬ образовалась благодаря чередованию согласных в корне г/ч

-Так почему в глаголе беречь пишется мягкий знак?

-Дома списать глаголы неопределенной формы на –чь и запомнить их написание. По желанию можно разобрать слова по составу.

V .Самостоятельная работа по карточкам с дифференцированными заданиями.

вас на партах лежат карточки разного цвета. Выполните задние по карточкам и вложите их в тетради.

1.Задание для сильных учащихся (розовый):

Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Напишите.

2. Задание для средних учащихся (желтый):

К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол. Напишите.

3. Задание для слабых учащихся (голубой):

Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.

А теперь — аукцион,

Подведет итоги он.

Тот, кто больше знает,

Тот награды получает.

-На продажу выставлена поистине бесценная «вещь» Начальная форма (Инфинитив). А купить ее может любой из вас в обмен на знания.

-Кто последний держит слово, тот и покупает.

-Торг начался! Удар молотком.

-В завершении урока Инфинитив желает поделиться стихотворением собственного сочинения.

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец.
Ин-фи-ни-тив – звучит занятно,
Я вам назвался, наконец!
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл всей жизни для меня…
Вид у меня бывает разный.
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его, по-видимому, нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени!
Так, где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять!

-Почему начальная форма, которую еще называют инфинитивом, не хотела знать, который час?

-Почему инфинитив носит маску?

-Почему начальная форма – неопределенная форма глагола?

-На полях луч успеха оцените себя.

Самоанализ урока

Тема: Неопределенная форма глагола

Тип урока: урок применения знаний и умений, изучения нового (комбинированный)

Вид урока по форме проведения: урок — практикум

Урок приготовлен на основе знаний детей предшествующего материала. Это второй урок по теме «Неопределенная форма глагола». Урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие, так как начальная форма глагола — основа всего раздела «Глагол – часть речи». При подготовке к уроку мною был использован учебник Зелениной Л.М. «Русский язык» 4 класс. Выбранный ход считаю логичным и наиболее оптимальным. Исходя из темы и типа урока, ставились следующие цели:

-формирование общих представлений по ознакомлению с неопределенной формой глагола, с ее составом;

— формирование навыков распознавать неопределенную форму глагола и грамотно употреблять ее в речи;

-развитие орфографической зоркости, внимания, памяти, мышления;

-воспитание уважительного отношения друг к другу; к мнению других; умения отстаивать свою точку зрения

Урок проходил по следующим этапам:

1.Выявление темы урока шло вместе с учащимися с использованием приема «Мозгового штурма»:

— выяснение того, что знают дети по теме;
-набрасывание идей, предположений по теме;
-активизация имеющихся знаний

Использовала данный прием технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

2.При словарной работе была проведена актуализация имеющихся знаний у учащихся, которые понадобились им для изучения дальнейшей темы.

3.Была создана проблемная ситуация, побуждающий диалог – мотив для изучения нового материала.

4. Известно, что с 5-й и по 24-ю минуту урока ученики усваивают до 80% учебного материала. Поэтому на данном отрезке времени вводился материал повышенной трудности. При объяснении новой темы ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации и учащиеся сами доказывали правильность результата и делали выводы. При изучении нового материала на стадии осмысления использовала метод развития критического мышления «Инсерт» — чтение текста с пометками.

5.На уроке предлагались дифференцированные задания учащимся по степени сложности.

— Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать?

— К каждому глаголу подберите противоположный по смыслу глагол.

— Напишите глаголы в неопределенной (начальной) форме.

6.На этапе рефлексии для проверки целостного осмысления и обобщения полученных знаний использовала прием «Аукцион».

Осуществлялось создание здоровьесберегающего пространства на уроке.

Каждый предшествующий момент тесно связан с последующим, продолжает его и сам является базой.

Новым вызовом к дальнейшему изучению темы стал «Кластер».

Удалось ли избежать перегрузки учащихся?_________

Источник