Меню

Синквейн об имени прилагательном



Синквейн об имени прилагательном

Гимназии №159 имени Ы. Алтынсарина

Учитель русского языка и литературы

У РОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА »

Цел ь урока : обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном: повторение грамматических признаков имени прилагательного (рода, числа, падежа) , его синтаксической роли в предложении.

-Совершенствование знаний об имени прилагательном, умение отличать ее от других частей речи

-Совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного

-Формирование коммуникативных навыков,развитие интелектуалльных качеств учащихся, вырабатывать умение практического применения полученных знаний .

– Воспитание интереса к русскому языку, воспитание бережного отношения к родной природе ;

-Воспитывать в детях доброжелательность, чувство товарищества и взаимовыручки

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного, нестандартный урок-путешествие

Форма работы : коллективная, индивидуальная, групповая .

Методы: словесный, иллюстативный, практический, частично-поисковый

Оборудование: интерактивная доска, п рограммны е средства: Microsoft Power Point ; слайд-презентация ; листы с заданиями , маршрутные листы.

I . Организационный этап.

1. Психологический настрой

Добрый день! День сегодня действительно добрый. Улыбнемся , пожелаем улыбкой друг другу добра и света.Мы сейчас разделимся на три группы по цветам цветков, которые лежат на столе. В каждой группе мы выбираем командиров, которые будут наблюдать за вашими успехами.

Девиз нашего урока «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего» К.Д.Ушинский.

Сегодня у нас необы чный урок. Я пердлагаю вам вновь совершить небольшое путешествие. Согласны ?

Как у любого путешественника, у нас должен быть маршрутный лист, который нам поможет не сбиться с пути и не даст скучать в дороге. Он есть на каждом столе. А чтобы узнать, к кому сегодня мы собираемся в гости, я предлагаю отгадать загадку:

Я — часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Учитель. Как вы думаете, о ком идет речь ,и в какое путешествие мы отправляемся?

Учитель. Правильно , мы отправляемся в страну Морфологию…

-И вот мы у ворот Сказочного Королевства, где стоят стражники . Они пропустят нас только тогда, когда мы выполним задание.

Продолжи сколько можешь, ряды прилагательных :

Качество характера: добрый.

Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.

Учитель: Ребята, мы попали в красивый Замок Знатоков! Нас встречает Королева -её величество – Имя прилагательное.

-Она хочет узнать, что вы знаете об имени Прилагательном .

Ученики . Имя прилагательное –самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков?: какой? –красивый, чей? –заячий, каков? –красив.

В предложении является определением.

— А вы знаете, к каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются прилагательные?

— Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного вы не могли бы общаться.

-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена прилагательные?

(название морей и рек, семь цветов радуги, в загадках и т.д.)

СКАЗКА ПРО КРАСКИ

Если б все на свете было

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым,

На зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленой водою

На рассвете умываться,

И зеленым -презеленым

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными долами

Ярко солнце зеленеет?

Видеть мир привыкли люди,

Белым, желтым, синим, красным.

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

Задание 1 . Найдите прилагательные, определите род, число, падеж (устно)

Читайте также:  Прилагательными страдательном залоге в английском языке

Ученица(Прилагательное) : Да уж, каждому –свой цвет: зелеными пусть будет трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки –красными.

Согласны? Но мы ещё знаем про Цветные моря.

Некоторые моря названы по цвету.

Белое море: Названо так потому, что оно значительное время года покрыто льдом и снегом.

Желтое море: Названо так из-за мутно-желтого цвета воды: река Хуанхэ означает «желтая река»

Красное море: Расположено между Африкой и Азией, названо так за красный оттенок воды , который придают ей водоросли, растущие у берегов.

Черное море: Было очень бурным, опасным для мореплавателей, и во время штормов казалось свинцово-серым, почти черным. С IX века его иногда называли Русским морем.

III . Формирование понятий и способов действия

Задание I . ( Слайд №4 )

Следующий пункт нашего назначения –«Замок Загадок»

Всю зиму в берлоге проводит,

А летом в лесу бродит.

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

А поля стеклянные

Учитель: Молодцы, ребята. А что в текстах загадок вам помогло узнать отгадки ?

-Выписываем имена существительные и прилагательные, определяем род, число, падеж.

Задание 2. Запишите прилагательные к данным существительным, изменив окончания :

Задание 3. Шуточные вопросы:

1. Каким гребнем не причешешься? (петушиным)

2. Какой год продолжается всего один день? (новый)

3. Из какой тарелки не пообедаешь? (пустой)

4. Какие четыре моря носят название цвета? (черное, белое, красное, желтое)

5. Из какого крана нельзя напиться? (строительного)

6. На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

Учитель : Ребята, мы отправляемся в следующий замок: « Замок Потерянных слов»

Хитрый, серый, жадный. (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая. (лиса)

Косой, длинноухий, трусливый. (заяц)

Сухое, свежее, душистое. (сено)

Солнечная, весенняя, ясная. (погода)

Серое, хмурое, раннее. (утро)

2 .«Подари предмету признак» (2мин) подобрать как можно больше прилагательных к существительным

1 группа — солнце

-Так для чего нам нужны прилагательные ?(Для образности, яркости )

Учитель: И вот мы незаметно оказались в следующем замке : «Поиграй-ка»(работа в группах)

Игра: «Замени прилагательным». Найденные прилагательные записываем в табличку, распределяя слова по колонкам (-н или –нн в прилагательных)

-Почта,осуществляемая с помощью голубей (голубиная)

-Бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)

-Растения, из которых делают лекарства (лекарственные)

-Кувшин, сделанный из глины (глиняный)

-Дом, построенный из камня (каменный)

-Здание, построенное из мрамора ( мраморное)

Учитель: А теперь давайте-ка немножко отдохнем .

Все подняли руки- раз!

На носках стоит весь класс,

На соседа посмотри.

На соседа посмотри.

Будем дружно мы вставать,

Чтобы ногам работу дать.

Раз- присели, два- поднялись.

Пусть мужает ваше тело.

Кто старался приседать,

Может уже и отдыхать

Следующий замок : «Замок Творчества»

Слайд №7 Показ картины В.Васнецова «Аленушка»

Учитель: Что-то загрустила Аленушка. Может быть, мы сможем хоть немного развеять ее горе. Проведем небольшой стилистический эксперимент. Прочитаем для начала текст, предложенный нам.( Текст дан без прилагательных)

Аленушка убежала из дома в ( дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе.

Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит и смотрит Аленушка на ( холодную, темную)воду омута.

Природа тиха и ( грустна). Она перекликается с тоской девочки. В ( печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осинки.

Не кажется ли вам, что в нем чего-то не хватает . Какой-то он скучный . Каким образом можно исправить этот недостаток? Тогда, может, и Аленушке станет радостней . «Украсьте» текст прилагательными. Время работы -3 минуты. Читаем текст по абзацам от каждой группы.

Читайте также:  В каком ряду все прилагательные качественные деревянный городской маленький

Индивидуальная работа по группам: написать предложения и подчеркнуть прилагательные как члены предложения по абзацам.

-К какому бы стилю речи вы отнесли данный текст ?

-Какую же роль имена прилагательные играют в речи?

-А какую синтаксическую роль они играют в предложени ?

И вот наше путешествие приближается к концу, и мы уже в «Итоговом Замке» .

1) Какая часть речи называет различные признаки предметов?

А) Имя прилагательное Б) Имя существительное В) Глагол

2) Найдите имя прилагательное, в котором пишется н:

А) листв..ый лес Б) серебр..ое украшение В)дерев.. дом

3) Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

А) сказуемое Б) дополнение В) определение

4) Имя прилагательное не изменяется

А) по родам Б) по числам В) по спряжению

5) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

А) весенний лес Б) дружелюбный от природы.

6) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

А) Имя существительное Б) Имя прилагательное В) Глагол

А теперь составим синквейн(пятистишие) на тему: «Имя прилагательное»

-Краткие и полные

-Дополняют, украшают, уточняют

V .Этап информации о домашнем задании

Напишите мини-сочинение «Моё путешествие» ,используя имена прилагательные

VI . Подведение итогов урока.

А сейчас нам предстоит провести обсуждение в командах и выставление отметок за работу в группе . Постарайтесь быть объективными. «Не кричи о себе — пусть другие о тебе хоть тихо скажут» .

1. Что обозначает имя прилагательное?

2. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

3. Как оно изменяется?

4. Чем является в предложении имена прилагательное?

Какую роль играет прилагательные в речи?

VII .Этап рефлексии.

-Что мы сегодня во время путешествия успели повторить ?

-Что вам понравилось?

-Напишите в тетрадях свое впечатление об уроке, ответив на вопрос: «Каким сегодня был урок?». Используйте только прилагательные .

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Морфология. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Успеха вам и хорошего настроения.

1.В.Волина : Русский язык « Учимся играя». Екатеринбург Издательство «Арго» 1996 год.

2.А.Е.Зейнелова «Нескучная грамматика». Развивающие игры по русскому языку Кокшетау 2006 год.

3.Журнал «Русский язык в Казахстанской школе №4 2012 год.

4.Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку» 1995 год.

Источник

Имя прилагательное

1.

  • Обобщение знаний учащихся о значении, морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного;
  • закрепление умения отличать имя прилагательное от слов других частей речи;
  • повторение разбора слов по составу, темы “Словосочетание”
  • правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;
  • закрепление правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую и повторение правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;
  • имена прилагательные как члены предложения;
  • нахождение прилагательных, являющихся постоянными эпитетами.

2.

  • Развитие интеллекта (умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию), интереса к произведениям устного народного творчества;
  • желания писать грамотно; правильно выражать мысли;
  • выразительно читать художественные тексты;
  • закрепление понятия “тропы”

3.

  • Воспитание уважения к хлебу; к людям, выращивающим хлеб;
  • воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное.

Тип урока: урок-практикум.

Наглядность:

  • таблицы ЗХУ;
  • V – диаграмма;
  • карточки “Заседание клуба знатоков морфологии” на каждого учащегося;
  • оценочные листы;
  • “ключи” к заданиям.

Предварительная работа: составление таблиц ЗХУ при изучении тем “Имя существительное”, “Имя прилагательное”.

Опережающее задание каждой группе по теме “Имя прилагательное”:

Читайте также:  Написание окончаний прилагательных тест

1 группа. Теоретики. – “Великие ученые-языковеды”.

2 группа. Редакторы. – “Использование имен прилагательных в художественной литературе”.

3 группа. Исследователи языков. – “О прилагательном и его родственниках”.

4 группа. Лингвисты. – “Занимательный материал об имени прилагательном”.

Организационный момент.

I Синквейн — побуждение.

Указывает Описывает Украшает

Характеризует предмет с разных сторон.

О какой части речи говорится в этом пятистишии? Правильно, о прилагательном. Но прежде, чем мы начнем повторение и обобщение темы “Имя прилагательное”, я хочу пригласить вас на экзамен, на котором молодой человек по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Сценка из комедии Фонвизина “Недоросль”.

Правдин (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин… Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна.

Старадум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

Учитель. Я думаю, что вы знаете, что такое имя прилагательное и сейчас постараетесь без ошибок ответить на все вопросы предлагаемых заданий. Мы с вами уже изучили и имя существительное, и имя прилагательное. Во время изучения этих тем составляли таблицы ЗХУ и убедились, как много нового мы узнали об этих частях речи.

Сейчас я предлагаю составить вам V – диаграмму “Имя существительное и имя прилагательное”.

Есть ли что-либо общее между этими самостоятельными частями речи?

Предполагаемые ответы учащихся.

  1. Самостоятельные части речи.
  2. Изменяются по падежам, числам.
  3. В окончаниях после шипящих под ударением О, без ударения – Е .
  4. Ь знак в кратких прилагательных и существительных с основой на шипящую не пишется.
  5. В предложении могут быть сказуемым.
  6. Используются в загадках, пословицах, поговорках.

Учитель. Перед каждым из вас лежит карточка “Заседание клуба знатоков морфологии”. Запишите свою фамилию.

Будем повторять изученное о прилагательных и существительных. Названия заданий будут для вас маленькой подсказкой.

II.Работа по карточкам в группах.

(Приложение 2. Задания с 1 по 5-общие для всех групп.

Приложение 3 Задание 6 – для каждой группы учащихся).

Учитель направляет работу в группах, оказывает индивидуальную помощь. После каждого задания учащиеся делают вывод и результаты ответов вносят в оценочный лист.

Учитель. На этом уроке каждый из вас получит три – четыре оценки.

III. Каждой группе было дано и опережающее задание. Вы, как знатоки русского языка, исследовали его со всех сторон.

Ваши исследования мы обобщим и выпустим устный журнал “Знатоки русского языка” и стенгазету “Наш русский язык”.

Итак, слово нашим младшим научным сотрудникам.

Первая группа. Теоретики.

Используемая литература: В.В. Бабайцева; Л.Д. Чеснокова “Русский язык” 5-9 класс, теория.

М.В. Панов “Занимательная орфография”.

Вторая группа. Исследователи языков.

Выступление ученых-путешественников, исследователей мировых языков.

Используемая литература: А.А. Леонтьев “Путешествие по карте языков мира”. Серия “Мир знаний”.

Третья группа. Редакторы.

Критики, редактировавшие сочинения товарищей.

Четвертая группа. Лингвисты.

Используемая литература: И.Г. Милославский “Зачем нужна грамматика?”. Серия “Мир знаний”.

Все результаты исследований помещаются в файловую папку. С собранным материалом ребята могут знакомиться в свободное время, дополнять его.

IV. Эссе “Что мне особенно запомнилось на этом уроке”.

Итог урока.

Я думаю, что наш урок помог тем, кто любит тайны русского языка, научиться точнее использовать прилагательные и тем самым делать свою речь более выразительной.

Домашнее задание: творческие задания.

  1. Подобрать от пяти до восьми пословиц с именами прилагательными.
  2. Придумать сказку об имени прилагательном.

Источник