Меню

синонимы и антонимы имени существительного 3 класс



Синонимы и антонимы 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока для 3 класса

Скачать:

Вложение Размер
sinonimy_i_antonimy.docx 15.11 КБ

Предварительный просмотр:

Синонимы и антонимы 3 класс

Цель: формировать умения распознавать синонимы и антонимы, работать со словарями синонимов и антонимов.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

III. Самоопределение к деятельности.

В русском языке есть “слова – друзья” и “слова-спорщики”. У них есть свои определённые названия, с которыми вы сегодня познакомитесь.

III. Работа по теме урока

Синонимы – слова, близкие по значению.

Антонимы – слова, противоположные по значению.

1.Найти синонимы и антонимы можно в специальных словарях . Приведите примеры синонимов и антонимов.

Объедини пары синонимов.

2. Продолжите высказывания словами – синонимами. (Слайд 7)

Перечень букв в определённом порядке – это… (азбука, алфавит).

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это … (термометр, градусник).

Человек на лошади – это … (всадник, наездник).

3. Подберите синонимы с удвоенными согласными. (Слайд 8)

Обучение животных — …(дрессировка).

Помещение в школе — … (класс).

Популярная игра на льду — …(хоккей).

Вид плавания — … (брасс).

Один из самых главных учебных предметов … (русский язык).

4. Развивай свою речь.

Прочитай. Замени каждое слово синонимом.

С моря дул студёный ветер. (……)

В синем небе ярко сверкают звёзды. (…….)

Стояло жаркое лето. (…….)

По улице пронеслась пожарная машина. (……)

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.

V. Продолжение работы по теме урока

1. Найти пропущенные слова-антонимы.

На доске запись:

Ручейку говорила река:

Об одном позабыла река –

Что она началась с ……

2. Дополнить пословицы подходящими по смыслу словами. Назвать синонимы и антонимы.

Приятелей много, а _______ нет.

Ученье — свет, _______ — тьма.

Правой рукой строит, а _______ разрушает.

Кто хочет много знать, тому надо _______ спать.

VI. Подведение итогов урока.

— Что такое синонимы?

— Что такое антонимы?

— Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?

составить 5 предложений с синонимами и антонимами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с презентацией по русскому языку. Программа «Перспективная Начальная Школа».Цели урока:Познакомить детей с синонимами, показать их роль и значение в нашей речи; формировать умение находить .

Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа «Школа 2100» 4 класс.

Урок разработан в соответствии требований стандартов второго поколения. Содержит исследовательско- поисковую деятельность учащихся, игровые творческие задания, разноуровневый подход к выполнению.

Проект урокам по русскому языку для 2 класса.

Требования к речи младших школьников:1. Правильность речи.2. Ясность речи.3. Чистота речи.4. Точность речи.Основная задача начальной школы — развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи являетс.

Контрольная работа по русскому языку по теме » Значение слова.Синонимы.Антонимы» 2 класс.Состоит из 7 заданий.

Источник

Конспект урока русского языка 3 класс ТЕМА «Синонимы и антонимы».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 3 класс ТЕМА «Синонимы и антонимы».»

Конспект урока русского языка 3 класс

ТЕМА: «Синонимы и антонимы»

Тип урока — комбинированный урок с элементами проблемного изложения материала.
Метод обучения — проблемно – поисковый, наглядно-иллюстративный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, работа в парах, самостоятельная работа, деятельностный подход.

Педагогическая цель: создать условия для использования понятий синонимы и антонимы, формирования умения работать со словарём антонимов-синонимов, находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы); способствовать развитию умения анализировать пословицы; развивать творческие способности.

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности, оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: словари антонимов и синонимов, толковый словарь; компьютер, тетради на печатной основе «Русский язык 3 класс»;

– На уроке я сижу –

Не шумлю и не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю.

– Проверим готовность к уроку

2.Актуализация и пробное учебное действие.

— Запишите дату, классная работа.

— Над письмом каких букв мы будем работать вы узнаете из загадок.

Дрожу от страха до сих пор! –

Похожа буква на топор!

— Найдите одинаковые элементы в написании этих букв.

2. Прочитайте медленно скороговорку. Постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку быстро.

Растет крупный виноград.

— Назовите орфограммы в словах.

3. Найдите лишнее слово в каждой строке. Обоснуйте свой выбор. Если задание вызовет затруднения, можно воспользоваться толковым словарём.

1) Соловей, игла, трава, сырник.

2) Корень, язык, зима, группа.

— Какие слова называются однозначными?

—Какие слова называются многозначными?

— Составьте из этих букв слова.

— О ком так говорят « он познаётся в беде?

— Назовите орфограмму в слове друг?

— Как проверить орфограмму?

— Подберите родственные слова к слову друг.

— Скажите, а как определить, что это слова родственные?

— Какое лексическое значение у слова друг?

— Давайте посмотрим в толковом словаре значение слова друг.

— Какие пословицы о друге вы знаете?

3. Выявление места и причины затруднения.

— Подберите к слову друг близкие по значению слова.

— Как называются слова близкие по значению?

— Подберите противоположное по значению слово к слову друг.

— Как называются слова противоположные по значению?

— Назовите тему урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Как вы думаете, на какие вопросы по этой теме мы сможем ответить? Выберите их.

— Что такое подлежащее?

— Какие слова называются синонимами?

— Что такое природа?

— Какие слова называются антонимами?

— Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?

— Правильно, сегодня на уроке мы постараемся ответить на эти вопросы, а для этого совершим путешествие в страну « Синонимов и антонимов».

Руки в стороны и вверх.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться.

6. Реализация построенного проекта

— Наше путешествие начинается.

— Первый город на нашем пути – это волшебный город Синонимов.

— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое синонимы.

— Внимание на экран. Поиграем в игру

1.Игра «Найди мне синоним»

— Запишите в тетрадь

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

2.На доске написаны пословицы.

Спишите пословицы в тетрадь. Найдите в них синонимы и подчеркните. Объясните смысл данных пословиц.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга – нет.

— По нашей улице едут троллейбусы, едут автобусы, едут легковые машины.

— Понравилось ли вам предложение по конструкции? Почему?

— Как можно избежать повторения слов в предложении?

— Скажите, пожалуйста, как мы называем слова близкие по значению.

— Зачем синонимы нужны в нашей речи?

-В городе «Синонимов» вы прекрасно справились с заданиями, посмотрим, как вы выполните задания, предложенные в городе «Антонимов».

— Чтобы начать путешествие, вспомните, что такое антонимы.

4. Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению. Запишите пары слов в тетрадь.

Трусливый, здоровый, правдивый, вежливый, храбрый, больной, лживый, грубый, трудиться, находить, лениться, пачкать, терять, чистить.

7.Самостоятельная работа с фронтальной проверкой.

Работа в тетради на печатной основе упр.56

— Прочитайте. Подберите и запишите к каждому слову антоним.

8. Включение в систему знаний и повторения.

— Скажите, пожалуйста, как отличить синонимы от антонимов?

— Зачем они нужны нам в речи?

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какое сейчас время года в природе?

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. Вот ствол дерева, а на столе под ним лежат листочки.

— Если вам было интересно на уроке, прикрепите – листочек красного цвета.

Если у вас светлое, приятное впечатление от урока – жёлтого.

Если было не интересно и вам это не нужно – зелёного.

Уч. С.42, правило, упр.70 (дети, которые получили за урок 5 и 4 , подберите 2 пословицы с антонимами)

Источник

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»

Лариса Лагуткина
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Синонимы и антонимы»

Тема урока: «Синонимы и антонимы».

Цели урока:

Создать условия для:

— систематизации знаний о синонимах и антонимах, определения

признаков синонимов и антонимов, развитие умения правильно употреблять их в речи.

. В результате чего ученик:

— применяет знания, полученные ранее;

— находит признаки синонимов и антонимов;

— знакомится с их ролью в речи;

— развития устной и письменной речи учащихся; развития орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения; формирования навыков самоконтроля и познавательной активности.

В результате чего ученик:

— развивает свою устную и письменную речь;

— учится контролировать себя, давать самооценку;

— воспитания умения работать в парах, группах; формирования личностных качеств, таких как ответственность, коммуникативность. В результате чего ученик учится учиться.

Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, документ-камера, печатные карточки со словами, конверты с заданием для каждой группы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

-Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Сегодня у нас на уроке присутствует гостья. Давайте поприветствуем её и подарим ей свою улыбку.

Прозвенел уже звонок,

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

И к уроку все готово!

2. Повторение изученного. Актуализация знаний.

Древняя пословица права.

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся.

— А чтобы слова не разлетелись, вы будете всю важную информацию записывать в свои тетради. Откройте тетради и запишите дату.

-Сегодня наш класс превращается в редакцию газеты, и вы не ученики, а внутренние редакторы.

— Ребята, вы знаете, что такое редакция?

— Это разновидность текста или группа лиц, возглавляемая редактором и занимающаяся подготовкой и выпуском какого-либо издания, или отдел издательства, готовящий рукописи к печати.

— А в чём заключается работа внутренних редакторов?

— Внутренние редакторы отвечают за свой сектор новостей.

— Ребята, мы сегодня будем создавать свою газету, и работать — под девизом (слайд). Читает ребёнок.

Орешек знания твёрд.

Но всё же мы не привыкли отступать!

Нам расколоть его поможет

Девиз «Хочу всё знать!»

— Каждая газета имеет своё название. Вспомните некоторые из них.

— Название нашей газеты зашифровано. Для того, чтобы расшифровать его вам необходимо выполнить задания. Игра «Расшифруй слово».

(На интерактивной доске буквы: С Ь Л Д О В Щ О). Дети составляют слово на доске.

— Первая буква – обозначает парный глухой твёрдый согласный звук. (С)

— Вторая – обозначает сонорный непарный звонкий твёрдый согласный звук. (Л)

— Третья – стоит в алфавите на 16-м месте. (О)

— Четвёртая — стоит в алфавите на 3-м месте. (В)

— Пятая – обозначает гласный звук. (О)

— Какое название имеет наша газета? (СЛОВО)

— Дайте характеристику данному слову. (Сущ., отв. на вопрос что, неодуш., нариц., ед. ч., 2 слога, 2 глас., 3 согл., 5б., 5зв.)

— Для того, чтобы правильно оформить газету, нам нужно многому научиться.

— Запишите это слово в тетрадь, подберите к нему однокоренные слова.

— Но прежде, давайте вспомним, что такое однокоренные слова? (Общий корень, близкие по значению).

— Приступили к работе, запишите однокоренные слова, выделите корень.

— Кто из вас испытывает затруднения, может воспользоваться карточкой.

(Следить за осанкой при письме).

— А вот какие слова придумала я. Проверьте. (Документ-камера, слова на экране).

— Кто из вас записал такие же?

— А кто придумал другие?

— Оцените свою работу.! — без ошибок, + — 1-2 ошибки, — — более 2 ошибок).

3. Постановка проблемы урока.

(На доске пословицы. Документ-камера)

На … слово не кидайся, на … не гневайся.

До слова — …, дал слово — … .

— Прочитайте 1-ую пословицу. Какие слова вставили? (Ласковое, грубое).

— Что можете сказать об этих словах? (Прилагательные — антонимы).

— Докажите. (Это слова, противоположные по значению).

— Прочитайте 2-ую пословицу. Какие слова вставили? (Глаголы – синонимы).

— Докажите. (Это слова, разные по написанию и произношению, но близкие по значению).

— Кто догадался, какова тема нашего урока? (Синонимы и антонимы).

— Какие цели перед собой поставим? (Учиться распознавать, подбирать синонимы и антонимы).

— Для чего нужны в речи синонимы и антонимы? (Для того, чтобы делать нашу речь более яркой, красочной).

— Прочитайте ещё раз 1-ую пословицу. Как вы её понимаете?

— Прочитайте 2-ую пословицу. Как вы её понимаете?

— А теперь я вам предлагаю поработать по вариантам, 1 вар. записывает первую пословицу по памяти, 2-ой – вторую. Глазками ещё раз сфотографируйте их

— Я буду называть слова. Если это синонимы вы хлопаете, антонимы – топаете, слова, которые не относятся ни к тем, ни к другим – плечи поднимаете и опускаете.

— Откройте учебники с. 42, прочитайте правило.

4. Домашнее задание.

— Откройте дневники. Дома я вам предлагаю это правило выучить и закрепить полученные знания, выполнив упр. 69 или упр. 74.

5. Работа над новой темой.

— А теперь давайте поупражняемся в определении синонимов и антонимов.

(На интерактивной доске слева — синонимы, справа – антонимы, а посередине – слова для справок).

— Подберите к словам левого столбика синонимы, а к словам правого – антонимы.

— А сейчас поработайте в парах. Запишите две пары слов-синонимов и две пары слов-антонимов.

— У кого на столах зелёные кружочки, выбирает любые синонимы и антонимы, записанные на доске; у кого синие – из словаря (уточнить страницы, с. 154-155); у кого красные – самостоятельно. (Дифференцированное задание).

6. Закрепление изученного материала. Мини-проект.

— Мы собрали много полезной информации, которая нам пригодится для создания газеты.

-Итак, приступим. Распределитесь на группы-отделы. Как необходимо вести себя в группе?

— Достаньте задание из конверта, прочитайте внимательно и выполните на альбомных листах.

Защита проектов у доски.

7. Подведение итога. Рефлексия.

— Давайте вспомним наш девиз. («Хочу всё знать!»)

— Что же мы узнали?

— Кому газета понравилась?

— Кто доволен своей работой, кому было всё понятно и интересно, положите смайлик в кармашек «Всё хорошо». Если вы испытывали затруднения при выполнении заданий, чувствовали неуверенность, положите смайлик в кармашек «Нужно поработать».

— А я очень довольна вашей работой, вы настоящие редакторы. Всем большое спасибо.

Конспект и презентация урока русского языка в 5 кл (Е. А. Быстрова) «Переходные глаголы» Тема:Глаголы переходные 5кл. Учитель русского языка и литературы: Малыгина Антонида Юрьевна Оборудование: учебник русс. яз. 5кл. Е. А. Быстровой;.

Конспект урока русского языка «Повторение. Имя существительное» Тема урока: «Повторение. Имя существительное» Цель обучения: повторение и систематизация знаний об имени существительном Задачи урока:.

Конспект урока русского языка «Повторение глагола» «Средняя школа№2» отдела образования акимата Федоровского района Учитель русского языка и литературы Нысанбаева Забира Кумшукбаевна Класс:5.

Конспект урока русского языка. Обучающее сочинение Памятка к сочинению по картине С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». Вступление. (1-2 предложения) (Я смотрю на картину… .Передо мной картина.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Обобщение и систематизация знаний об имени существительном» Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени суще-ствительном; закрепить орфографические навыки; повторить категории.

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения: лицо, число. род» Технологическая карта урока Предмет: Русский язык 4Д класс. Учитель: Тюрюкова Е. М. Тип урока Формы, приёмы, методы Тема: Личные местоимения:.

План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Обобщение знаний по теме «Глагол» Предмет: Русский язык. УМК: «Школа России». Класс: 4. Учитель: Ханюченко Наталья Анатольевна. Тема: «Обобщение знаний по теме «Глагол».

Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы 8 вида «Склонение имён существительных в единственном числе» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Краснодарского края специальная (коррекционная) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ станицы Полтавской.

Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола» Тема урока: Начальная форма глагола Учитель начальных национальных классов: Сендажы Антонина Петровна Цели урока: познакомить учащихся с.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в написании большой буквы в именах людей» Фамилия: Голубцова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ ЕСШ №9 г. Елизова Камчатского края Урок русского языка во 2 классе.

Источник

Читайте также:  чем отличается числительное от существительного и прилагательного