Система изучения имен прилагательных в начальных классах
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Во II классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? к а к и е?; в III классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам (в зависимости от имен существительных), а в IV классе — склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена прежде всего их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно уже со II класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. Во II классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. с. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, в III и IV классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное.
В литературе (С. Ф. Жуйков, М. С. Ягодина и др.) отмечается, что распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Особенно затрудняют прилагательные, лексическое значение которых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Учащиеся нередко откосят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества.
Первый этап(II класс). Первоначальное
ознакомление с прилагательными начинается
с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и
могут характеризовать предмет со стороны цвета,
формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д.
Следовательно, для формирования понятия нужно раскрыть это многостороннее значение прилагательных. Учитель показывает предмет
или изображение предмета, учащиеся называют его признаки и
записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (какая?) синяя, широкая.
Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?, способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами, прилагательными. Точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.
Правильная постановка к словам вопросов какой? к а к а я? какое? по своей сути связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только в III классе, второклассники учатся ставить вопрос, руководствуясь смыслом слов; помидор какой? спелый, слива какая? спелая, яблоко какое? спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос какие?, и слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями надколичеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.
Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:
1. Распространение предложений.
2. Восстановление деформированных предложений и деформированных текстов.
3. Составление текстов по картинке и опорным словам.
Упражнения такого вида развивают умение точно и грамматически правильно употреблять слова, учитывая связь прилагательного с именем существительным.
Второй этап (III– IV класс) в основном направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются по взаимосвязи.
Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и обобщение особенностей таких слов. В качестве общих существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось во II классе, но и характерные грамматические особенности. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных третьеклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи: а) обозначают признак предмета, б) отвечают на вопросы какой? какая? какое? в) изменяются по родам и числам, г) относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетания.
Формирование понятия «имя прилагательное» непосредственно связано с развитием речи. Особенно важно использовать для наблюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорливый, добрый, трудолюбивый и пр.). Большие возможности по обогащению словаря детей открываются для учителя при умелом использовании, связей уроков чтения и русского языка.
Источник
СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики.
Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лингвистическими особенностями.
Имя прилагательное — это лексико-грамматический разряд слов, являющийся самым многочисленным после имени существительного. Семантической основой имен прилагательных является понятие признака, который характеризует предмет. Признаки предмета разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д.
Будучи грамматической категорией, объединяющей слова, которые обозначают признак предмета, имена прилагательные определяют имена существительные и обычно согласуются с ними в роде, числе и падеже. Система склонения имен прилагательных, так же как и существительных, основана на совмещении в окончании признаков рода, числа и падежа, но в формах множественного числа родовые различия отсутствуют.
В начальных классах дети усваивают следующие признаки имени прилагательного:
1) имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам;
2) имена прилагательные употребляются в предложении с именами существительными и согласуются с ними в роде, числе и падеже;
3) имена прилагательные часто образуются от имен существительных и других частей речи при помощи суффиксов;
4) имя прилагательное является частью речи.
Рассмотрим последовательность работы по годам обучения.
/ класс. Первоначальное ознакомление с прилагательными (без термина) начинается с наблюдений над лексическим значением
прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Первоклассники узнают, что:
— среди слов, употребляемых нами в речи, есть слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?какое?какие?;
— каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим словом, обозначающим предмет;
— предметы отличаются друг от друга своими признаками;
— у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков;
— признаками предмета могут быть цвет, вкус, запах, величина, форма и т.д.;
— по признакам можно узнать предмет.
Все указанные знания и навыки формируются у детей в процессе выполнения практических работ, среди которых видное место занимают письменные упражнения. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с развитием речи.
II класс. На втором году обучения работа над именем прилага
тельным как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением
со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они от
вечают, предполагается усвоение некоторых грамматических при
знаков данной части речи. Дети знакомятся с изменением прила
гательных по родам и числам, с родовыми окончаниями и оконча
ниями множественного числа.
III класс. В этом классе программа предусматривает изучение
следующего материала: изменения имен прилагательных по паде
жам, родам и числам в зависимости от существительного, право
писания безударных окончаний имен прилагательных.
Таким образом, формирование понятия «имя прилагательное» начинается в I классе. Главной целью в это время является раскрытие многосторонности значения прилагательных. Учитель, показывая предмет или его изображение, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч(какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький.Обязательно отмечается, что написаны слова, а сам предмет с его признаками существует в жизни.
Осознанию учащимися роли прилагательных в нашей речи способствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.
Правильная постановка к словам вопросов какой ? какая ? какое?, по сути своей, связана с умением определить род имен существительных и имен прилагательных и пониманием синтаксической зависимости между ними. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов.
Во II классе формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, размер и т.д., и обобщение особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют свойства, характерные для имен прилагательных как части речи:
— обозначают признак предмета;
— отвечают на вопрос какой?,
— изменяются по родам и числам;
— относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетание.
Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательных с существительными. Следовательно, усвоить род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день <какой?) тепл|ыи], ночь <какая?) тепл[ая], утро <какое?) тепл|оё1. В результате наблюдения над именами существительными, сочетающимися с одним и тем же прилагательным, учащиеся определяют род имен существительных и имен прилагательных и делают следующие выводы о прилагательных.
1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).
2. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано. Если существительное мужского рода, то и прилагательное мужского рода и т.п.
3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос какой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женского рода отвечает на вопрос какая? к имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое?‘и имеет окончание -ое (-ее).
Наблюдая за прилагательными во множественном числе, учащиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилагательные по родам не изменяются.
В ходе работы над окончаниями следует обратить внимание детей и на следующий факт: после твердых согласных пишутся
окончания -ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных———- ий,
Согласно программе у школьников формируется умение писать родовые окончания имен прилагательных. На формирование
данного умения положительное влияние оказывает овладение учащимися алгоритмом (порядком) действий.
1. Выясню, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.
2. По роду имени существительного определю род имени прилагательного.
3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.
4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.
Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам
можно построить по следующему плану. ‘
1. Наблюдение над сочетаниями существительных с
прилагательным.
— Запишите имена существительные:
— Определите род существительных.
— Составьте словосочетания с этими существительными и прилагательным теплый:
день какой? — тепл|ьщ]
ночь какая? — тепл[ая]
утро какое? — тепл|оё1
— Чем отличается прилагательное в каждом сочетании ?
2. Выяснение причины изменения окончаний прила
гательных.
— Прочитайте вывод в учебнике.
— Определите, какого рода имена существительные.
— Определите род имен прилагательных.
— Почему изменилось окончание в прилагательных?
— Выделите окончания в прилагательных.
3. Аналогичные задания с прилагательными синий, молодой.
— Что можно сказать о роде имен прилагательных?
— На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода ? женского рода ? среднего рода?
5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных
(по учебнику).
Умение писать родовые окончания имен прилагательных формируется в процессе работы над словосочетанием, которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложени-
‘ ем, учащиеся отмечают имя существительное, к которому относится имя прилагательное, определяют род, число и выделяют окончание. Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последующей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагательных в речи.
Падежные окончания имен прилагательных. В IIIклассе программой предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе следующие.
1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.
2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Совершенствование навыка правописания родовых окончаний.
Новым для третьеклассников является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования этого навыка составляют следующие знания и умения:
— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (умение выделить словосочетание);
— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное;
— знание окончаний падежей;
— умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса.
Формирование навыка правописания падежных окончаний прилагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:
1) ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание;
2) определяет род, число и падеж существительного;
3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного;
4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.
Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать
с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и среднего рода единственного числа:
Мужской род | Средний род |
[И.п. как ^йУ весел[ый] | как \5ёУ веселий новогодн Щ пред- |
новогодн[ий] праздник | ставление |
Р.п. какоЩ? весел|ого| | какЩор весел|ого| новогодн [его| |
новогодн |его| праздника | представления |
Д.п. как рму\? весел|ому| | как \ому\’ весел |ому| новогодн ему| |
новогодн [ему[ празднику | представлению |
В.п. Как именительный падеж | |
Т.п. как[Щ? весел|ым| | как Щм\? весел [ым] новогодн [им] |
новогодн [им| праздником | представлением |
П.п.о как ЩУ овесел [ом] | о как\ом? о весел |ом| новогодн[ём1 |
новогодн [ем] празднике | представлении |
Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагательных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинаковые, а в каких — разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания прилагательных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Эта таблица используется и для закрепления навыка употребления имен прилагательных в нужных формах при сочетании с именем существительным.
Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса на доске и каждым учеником для себя на отдельном листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.
Единственное число | Множественное число | |
Мужской и средний род | Женский род | |
И.п. как ] ри?какЩ? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее Р.п. как\ого\? -ото,-егоД.п. как\ому\? -ому, -ему В.п. как\ой]? как\оё \? как рго\ ? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее, -ого, -его | как \ая[ ? -ая, -яя как И ? -ой, -ей как \ойУ -ой, -ей как\уюр -ую, -юю | какЩё\?-ые, -ие как ЩУ -ых, -ихкак |гшУ -ым, -им как [мё]? как\их\? -ые, -ие, -ых, -их |
Т.п. как\Щ? -ым, -им | как |ой1? -ой, -ей | как\ими\? |
-ыми, -ими | ||
П.п. о как\ом]? -ом, -ем | о как\ои^? -ой, -ей | о как\Щ 9 -ых, -их |
Правописание падежных окончаний отрабатывается по падежам. Порядок изучения падежей определяется принципом сопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельности. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во IIклассе как начальная форма слова, поэтому в IIIклассе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительных, а последний, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член).
Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написание окончаний -ого, -егопротивопоставляется произношению [-ова], [-ева].
Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного падежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен прилагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необходимо сопоставить окончания прилагательных и существительных в творительном падеже, например: город ом|(каким ?) стар ым! пол [ем 1 (каким?) широким]. Для распознавания творительного и предложного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, окончания. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет распознать падеж имени существительного.
При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.
Источник