Меню

Система изучения имен прилагательных в начальной школе



Система изучения имен прилагательных в начальных классах

Система изучения имен прилагательных предполагает постепен­ное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Во II классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? к а к и е?; в III классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам (в зависи­мости от имен существительных), а в IV классе — склонение прила­гательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена прежде всего их лингвистическими особенностями. Прилагательные обо­значают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) так­же зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно уже со II класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного. Во II классе конкретно это выражается в том, что учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету и, во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. с. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного (без термина). Позднее, в III и IV классах, эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное.

В литературе (С. Ф. Жуйков, М. С. Ягодина и др.) отмечается, что распознавание прилагательных среди других частей речи пред­ставляет определенную трудность для младших школьников. Осо­бенно затрудняют прилагательные, лексическое значение которых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Уча­щиеся нередко откосят к прилагательным имена существитель­ные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обоз­начающие качества.

Первый этап(II класс). Первоначальное
ознакомление с прилагательными начинается
с наблюдений над лексическим значением при­лагательных и вопросов, на которые они отве­чают. Признаки предметов разнообразны и
могут характеризовать предмет со стороны цвета,
формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д.
Следовательно, для формирования понятия нужно раскрыть это многостороннее значение прилагательных. Учитель показывает предмет
или изображение предмета, учащиеся называют его признаки и
записывают, например: мяч (какой?) красный, круглый, резино­вый, легкий, маленький. Лента (какая?) синяя, широкая.

Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?, способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами, прила­гательными. Точность описания значительно повышается, если ис­пользуются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? к а к а я? какое? по своей сути связана с пониманием рода имен существи­тельных и имен прилагательных и синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только в III классе, второклассники учатся ставить вопрос, руководствуясь смыслом слов; помидор какой? спелый, слива какая? спелая, яблоко какое? спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос какие?, и слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями надколичеством предметов. Это вносит элемент осознан­ности в действия учащихся.

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскур­сии в лес, парк, описание птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями уча­щиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следую­щие виды упражнений:

1. Распространение предложений.

2. Восстановление деформированных предложений и деформиро­ванных текстов.

3. Составление текстов по картинке и опорным словам.

Упражнения такого вида развивают умение точно и граммати­чески правильно употреблять слова, учитывая связь прилагательно­го с именем существительным.

Второй этап (III– IV класс) в основном направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагатель­ное», развитие умения употреблять прилагательные в речи, форми­рование навыка правописания родовых окончаний имен прилага­тельных. Все три задачи решаются по взаимосвязи.

Формирование понятия «имя прилагательное» находится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обобщенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, запах, размер, материал, из которого сделан предмет, и обобщение особенностей таких слов. В качестве общих существенных свойств выделяются не только лексические значения слов, как это делалось во II классе, но и характерные грамматические особенности. На основе обобщения свойств конкрет­ных имен прилагательных третьеклассники выделяют показатели, свойственные именам прилагательным как части речи: а) обозначают признак предмета, б) отвечают на вопросы какой? какая? ка­кое? в) изменяются по родам и числам, г) относятся к существи­тельным, вместе с которыми образуют словосочетания.

Читайте также:  Памятка по теме имя прилагательное

Формирование понятия «имя прилагательное» непосредственно связано с развитием речи. Особенно важно использовать для на­блюдений прилагательные, обозначающие разнообразные качества людей (чуткий, отзывчивый, любознательный, аккуратный, прозорли­вый, добрый, трудолюбивый и пр.). Большие возможности по обо­гащению словаря детей открываются для учителя при умелом исполь­зовании, связей уроков чтения и русского языка.

Источник

СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Система изучения имен прилагательных предполагает посте­пенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена их лин­гвистическими особенностями.

Имя прилагательное — это лексико-грамматический разряд слов, являющийся самым многочисленным после имени существительно­го. Семантической основой имен прилагательных является понятие признака, который характеризует предмет. Признаки предмета раз­нообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, фор­мы, величины, материала, назначения, принадлежности и т.д.

Будучи грамматической категорией, объединяющей слова, ко­торые обозначают признак предмета, имена прилагательные опре­деляют имена существительные и обычно согласуются с ними в роде, числе и падеже. Система склонения имен прилагательных, так же как и существительных, основана на совмещении в окон­чании признаков рода, числа и падежа, но в формах множествен­ного числа родовые различия отсутствуют.

В начальных классах дети усваивают следующие признаки имени прилагательного:

1) имена прилагательные изменяются по родам, числам и па­дежам;

2) имена прилагательные употребляются в предложении с име­нами существительными и согласуются с ними в роде, числе и падеже;

3) имена прилагательные часто образуются от имен существи­тельных и других частей речи при помощи суффиксов;

4) имя прилагательное является частью речи.
Рассмотрим последовательность работы по годам обучения.

/ класс. Первоначальное ознакомление с прилагательными (без термина) начинается с наблюдений над лексическим значением

прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Первокласс­ники узнают, что:

— среди слов, употребляемых нами в речи, есть слова, кото­рые отвечают на вопросы какой? какая?какое?какие?;

— каждое такое слово связано в речи по смыслу с другим сло­вом, обозначающим предмет;

— предметы отличаются друг от друга своими признаками;

— у одного и того же предмета может быть несколько разных признаков;

— признаками предмета могут быть цвет, вкус, запах, вели­чина, форма и т.д.;

— по признакам можно узнать предмет.

Все указанные знания и навыки формируются у детей в про­цессе выполнения практических работ, среди которых видное мес­то занимают письменные упражнения. Рекомендуются такие виды работ, которые связаны с развитием речи.

II класс. На втором году обучения работа над именем прилага­
тельным как частью речи не ограничивается лишь ознакомлением
со значением этого разряда слов и вопросами, на которые они от­
вечают, предполагается усвоение некоторых грамматических при­
знаков данной части речи. Дети знакомятся с изменением прила­
гательных по родам и числам, с родовыми окончаниями и оконча­
ниями множественного числа.

III класс. В этом классе программа предусматривает изучение
следующего материала: изменения имен прилагательных по паде­
жам, родам и числам в зависимости от существительного, право­
писания безударных окончаний имен прилагательных.

Таким образом, формирование понятия «имя прилагательное» начинается в I классе. Главной целью в это время является рас­крытие многосторонности значения прилагательных. Учитель, по­казывая предмет или его изображение, просит учащихся назвать признаки этого предмета. Дети называют и записывают, например: мяч(какой?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький.Обя­зательно отмечается, что написаны слова, а сам предмет с его при­знаками существует в жизни.

Осознанию учащимися роли прилагательных в нашей речи спо­собствует упражнение в сравнении текста без имен прилагательных и с ними. Отмечается, что точность описания значительно повыша­ется, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой ? какая ? ка­кое?, по сути своей, связана с умением определить род имен суще­ствительных и имен прилагательных и пониманием синтаксичес­кой зависимости между ними. Первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов.

Читайте также:  Прилагательное к слову трудяга алеша

Во II классе формирование понятия «имя прилагательное» на­ходится в прямой зависимости от уровня овладения учащимися обоб­щенной категорией «признак предмета». С этой целью проводится классификация слов, обозначающих цвет, вкус, размер и т.д., и обобщение особенностей таких слов. На основе обобщения свойств конкретных имен прилагательных второклассники выделяют свой­ства, характерные для имен прилагательных как части речи:

— обозначают признак предмета;

— отвечают на вопрос какой?,

— изменяются по родам и числам;

— относятся к существительным, вместе с которыми образуют словосочетание.

Род и число имен прилагательных. Категории рода и числа у имен прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только вы­разителями связи прилагательных с существительными. Следо­вательно, усвоить род и число прилагательных — это значит прежде всего усвоить сущность связи этих двух частей речи. Средством выражения связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например: день <какой?) тепл|ыи], ночь <какая?) тепл[ая], утро <какое?) тепл|оё1. В результате наблюдения над именами существительными, соче­тающимися с одним и тем же прилагательным, учащиеся опре­деляют род имен существительных и имен прилагательных и делают следующие выводы о прилагательных.

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам (в отличие от имен существительных).

2. Род имени прилагательного зависит от рода имени суще­ствительного, с которым оно связано. Если существительное муж­ского рода, то и прилагательное мужского рода и т.п.

3. Имя прилагательное мужского рода отвечает на вопрос ка­кой? и имеет окончание -ый (-ий), -ой. Имя прилагательное женс­кого рода отвечает на вопрос какая? к имеет окончание -ая (-яя). Имя прилагательное среднего рода отвечает на вопрос какое?‘и имеет окончание -ое (-ее).

Наблюдая за прилагательными во множественном числе, уча­щиеся убеждаются в том, что во множественном числе прилага­тельные по родам не изменяются.

В ходе работы над окончаниями следует обратить внимание детей и на следующий факт: после твердых согласных пишутся

окончания -ый, -ой, -ая, -ое, -ые, после мягких согласных———- ий,

Согласно программе у школьников формируется умение пи­сать родовые окончания имен прилагательных. На формирование

данного умения положительное влияние оказывает овладение уча­щимися алгоритмом (порядком) действий.

1. Выясню, с каким существительным связано имя прилагательное, и определю его род.

2. По роду имени существительного определю род имени прила­гательного.

3. Вспомню окончание имени прилагательного этого рода и напишу.

4. Сравню окончание имени прилагательного и окончание вопроса.
Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам

можно построить по следующему плану. ‘

1. Наблюдение над сочетаниями существительных с
прилагательным.

Запишите имена существительные:

Определите род существительных.

Составьте словосочетания с этими существитель­ными и прилагательным теплый:

день какой? — тепл|ьщ]

ночь какая? — тепл[ая]

утро какое? — тепл|оё1

Чем отличается прилагательное в каждом сочетании ?

2. Выяснение причины изменения окончаний прила­
гательных.

Прочитайте вывод в учебнике.

Определите, какого рода имена существительные.

Определите род имен прилагательных.

Почему изменилось окончание в прилагательных?

Выделите окончания в прилагательных.

3. Аналогичные задания с прилагательными синий, мо­лодой.

Что можно сказать о роде имен прилагательных?

На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет имя прилагательное мужского рода ? женского рода ? среднего рода?

5. Работа с таблицей родовых окончаний прилагательных
(по учебнику).

Умение писать родовые окончания имен прилагательных формируется в процессе работы над словосочетанием, которая готовит детей к записи предложений. Работая над предложени-

ем, учащиеся отмечают имя существительное, к которому от­носится имя прилагательное, определяют род, число и выделя­ют окончание. Система упражнений, предусматривающая не только анализ предложений, но и их составление с последую­щей записью, способствует выработке навыка правописания окончаний и одновременно точному употреблению прилагатель­ных в речи.

Падежные окончания имен прилагательных. В IIIклассе про­граммой предусматривается изучение правописания падежных окончаний имен прилагательных. Задачи работы на данном этапе следующие.

1. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи: лексическом значении прилагательных, их изменении по родам, числам и падежам, зависимости имени прилагательного в предложении от имени существительного.

2. Развитие умения точно употреблять прилагательные в уст­ной и письменной речи.

Читайте также:  Что обозначает прилагательное в морфологическом разборе

3. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Со­вершенствование навыка правописания родовых окончаний.

Новым для третьеклассников является склонение прилагатель­ных и правописание падежных окончаний. Основу для формирова­ния этого навыка составляют следующие знания и умения:

— умение установить связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (уме­ние выделить словосочетание);

— знание о том, что прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существи­тельное;

— знание окончаний падежей;

— умение правильно поставить вопрос к имени прилагатель­ному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием вопроса.

Формирование навыка правописания падежных окончаний при­лагательных зависит от порядка выполняемых учеником действий:

1) ученик устанавливает связь слов, выделяет словосочетание;

2) определяет род, число и падеж существительного;

3) опираясь на существительное, узнает число, род и падеж прилагательного;

4) вспоминает, какое окончание в этом падеже, и пишет его.
Изучение склонения имен прилагательных лучше всего начать

с рассмотрения таблицы склонения прилагательных мужского и сред­него рода единственного числа:

Мужской род Средний род
[И.п. как ^йУ весел[ый] как \5ёУ веселий новогодн Щ пред-
новогодн[ий] праздник ставление
Р.п. какоЩ? весел|ого| какЩор весел|ого| новогодн [его|
новогодн |его| праздника представления
Д.п. как рму\? весел|ому| как \ому\’ весел |ому| новогодн ему|
новогодн [ему[ празднику представлению
В.п. Как именительный падеж
Т.п. как[Щ? весел|ым| как Щм\? весел [ым] новогодн [им]
новогодн [им| праздником представлением
П.п.о как ЩУ овесел [ом] о как\ом? о весел |ом| новогодн[ём1
новогодн [ем] празднике представлении

Рассматривая таблицу, дети сравнивают окончания прилагатель­ных и устанавливают, в каких падежах эти окончания одинако­вые, а в каких — разные. Далее ученики узнают, что определить падежные окончания прилагательных помогает вопросительное слово какой? (какое?). Эта таблица используется и для закрепления на­выка употребления имен прилагательных в нужных формах при сочетании с именем существительным.

Формирование навыка предполагает хорошее знание окончаний. Поэтому обязательно составляется таблица падежных окончаний имен прилагательных: общая для всего класса на доске и каждым учеником для себя на отдельном листе. На первом этапе формирования навыка при выполнении упражнений учащимся разрешается пользоваться таблицей, которая выполняет роль справочника.

Единственное число Множественное число
Мужской и средний род Женский род
И.п. как ] ри?какЩ? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее Р.п. как\ого\? -ото,-егоД.п. как\ому\? -ому, -ему В.п. как\ой]? как\оё

\? как рго\ ? -ой, -ый, -ий, -ое, -ее, -ого, -его

как \ая[ ? -ая, -яя как И ? -ой, -ей как \ойУ -ой, -ей как\уюр -ую, -юю какЩё\?-ые, -ие как ЩУ -ых, -ихкак |гшУ -ым, -им как [мё]? как\их\? -ые, -ие, -ых, -их

Т.п. как\Щ? -ым, -им как |ой1? -ой, -ей
как\ими\?
-ыми, -ими
П.п. о как\ом]? -ом, -ем о как\ои^? -ой, -ей о как\Щ 9 -ых, -их

Правописание падежных окончаний отрабатывается по паде­жам. Порядок изучения падежей определяется принципом сопос­тавления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные мужского и среднего рода склоняются иначе, чем прилагательные женского рода, они рассматриваются в отдельнос­ти. Правописание окончаний именительного падежа отрабатывается во IIклассе как начальная форма слова, поэтому в IIIклассе сразу проводится сопоставление именительного и винительного падежей. Распознаются падежи прилагательных по падежу существительных, а последний, как известно, по члену предложения (подлежащее или второстепенный член).

Особого внимания заслуживает родительный падеж. Написа­ние окончаний -ого, -егопротивопоставляется произношению [-ова], [-ева].

Прежде чем сопоставлять творительный и предложный падежи, следует специально остановиться на особенностях творительного па­дежа, так как учащиеся склонны уподоблять окончания имен при­лагательных окончаниям имен существительных. Поэтому необхо­димо сопоставить окончания прилагательных и существительных в творительном падеже, например: город ом|(каким ?) стар ым! пол [ем 1 (каким?) широким]. Для распознавания творительного и предлож­ного падежей важно противопоставить вопросы, предлоги, оконча­ния. Предлог не относится к прилагательному, но стоит перед ним. Предлог поможет распознать падеж имени существительного.

При изучении склонения имен прилагательных женского рода сравниваются окончания родительного, дательного, творительного и предложного падежей (какой? -ой, -ей). Вывод об одинаковом окончании учащиеся могут сделать самостоятельно после анализа таблицы, просклоняв имена прилагательные.

Источник