Меню

склонения имен существительных опорная схема



Склонение имён существительных

Окончания склонений

Склонение имён существительных — это изменение окончаний существительных по падежам. Имена существительные бывают 1-ого, 2-ого и 3-его склонения. На склонения они делятся по родам и окончаниям.

Таблица окончаний склонений

Падеж Вопросы Окончания
Единственное число Множ. число
1 скл. 2 скл. 3 скл.
И. Кто? Что? -а, -я -, -о, -е -ы, -и, -а, -я
Р. Кого? Чего? -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Д. Кому? Чему? -е, -и -у, -ю -ам, -ям
В. Кого? Что? -у, -ю -, -а, -о, -е, -я -, -ы, -и, -а, -я,
-ов, -ев, -ей
Т. Кем? Чем? -ой (-ою), -ей (-ею), -ёй (-ёю) -ом, -ем (-ём) -ами, -ями
П. О ком? О чем? -е, -и -е, -и -ах, -ях

Несклоняемые имена существительные — это существительные, которые не изменяются по падежам. К несклоняемым существительным относятся:

кино, метро, пальто, радио, шоссе и другие.

И. п. промокло пальто
Р. п. дотянулся до пальто
Д. п. протянул руку к пальто
В. п. надел под пальто
Т. п. хвастался своим пальто
П. п. ходил в пальто

Первое склонение

К первому склонению относятся имена существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже:

мам а, кухн я — женский род;

пап а, дяд я — мужской род;

задир а, размазн я — общий род.

Окончания существительных 1 склонения

Падеж Окончания Примеры
И. -а, -я мам а, лини я, дяд я, задир а
Р. -ы, -и мам ы, лини и, дяд и, задир ы
Д. -е, -и мам е, лини и, дяд е, задир е
В. -у, -ю мам у, лини ю, дяд ю, задир у
Т. -ой (-ою), -ей (-ею), -ёй (-ёю) мам ой, лини ей, дяд ей, задир ой
П. -е, -и о мам е, о лини и, о дяд е, о задир е

Второе склонение

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода, не имеющие окончания в именительном падеже, и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже:

брат, грач — мужской род;

лот о, мор е — средний род.

Мягкий знак (ъ) и буква й на конце слов не являются окончаниями.

Окончания существительных 2 склонения

Падеж Окончания Примеры
И. -, -о, -е брат, стул, гений, лет о, мор е
Р. -а, -я брат а, стул а, гени я, лет а, мор я
Д. -у, -ю брат у, стул у, гени ю, лет у, мор ю
В. -, -а, -о, -е, -я брат а, стул, гени я, лет о, мор е
Т. -ом, -ем (-ём) брат ом, стул ом, гени ем, лет ом, мор ем
П. -е, -и о брат е, о стул е, о гени и, о лет е, о мор е

Третье склонение

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода, оканчивающиеся в именительном падеже на мягкий знак (ь):

лошад ь, степ ь, рож ь — женский род.

Окончания существительных 3 склонения

Падеж Окончания Примеры
И. лошадь, степь
Р. лошад и, степ и
Д. лошад и, степ и
В. лошадь, степь
Т. лошадь ю, степь ю
П. о лошад и, о степ и

Как определить склонение существительного

Чтобы определить склонение имени существительного, надо поставить его в начальную форму — в форму единственного числа именительного падежа. По окончанию существительного в единственном числе в именительном падеже и по его роду можно будет определить его принадлежность к одному из склонений.

Радуга (она) — существительное женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное радуга1-го склонения.

Солнце (оно) — существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное солнце2-го склонения.

Мышь (она) — существительное женского рода с на конце в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное мышь3-го склонения.

У существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется:

Источник

Склонение имен существительных. Три склонения имен существительных

Цели:

  • Образовательные: дать общее понятие о 3-х склонениях существительных, учить определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи.
  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность.
Читайте также:  суффиксы имен существительных образованных от глаголов

Ход урока

Уч.: Урок русского языка. С каким настроением начинается урок?

/Дети поднимают светофоры /

Замечательно! Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов

I. Организационный момент

II. Чистописание

Нн Сс Лл Кк Оо Ее Нн Ее Ии (на доске) склонение

1) – Назовите соединение

– Запишите буквы и пропишите правильно соединения.

2) – Расшифруйте слово, записанное на доске

– Почему я зашифровала именно это слово?

3) Тема.

III. Повторение пройденного

– Повторим пройденный материал по данной теме.

– Что такое изменение имен существительных по падежам?

– Сколько падежей в русском языке

Игра «Узнай падеж»

(Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.)

  • Форма какого падежа является начальной?
  • Без предлога не употребляются какой падеж? (П.п.)
  • Вопрос кому? (Д.п.)
  • Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)
  • Вспомогательное слово нет (Р.п.)
  • Предлоги к, по (Д.п.)
  • Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п.)
  • Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)
  • Вопрос что? (И.п. и В.п.)
  • Предлоги о, об (П.п.)
  • Запишите предложения. Укажите части речи.

– Запишите в тетради и определите падеж имени существительного.

Зимним утром ребята с радостью бегут в школу. (в тетрадях) на доске

– Молодцы! Вы были внимательны на уроках и серьезно изучали новый материал.

IV. Орфографическая минутка

1) Проведем орфографическую минутку. Задание выполняем по рядам

Какое слово лишнее? Почему?

Работа в паре

– Что общего у слов каждого столбика?

V. Постановка темы урока (открываю тему)

Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.

Сегодня мы поговорим о типах склонения имен существительных

Тему новую опять (слайд)
Надо нам запоминать.
Что за три склонения?
На лицах удивление?!
К концу урока исчезнут сомнения,
И мы узнаем ваше мнение!

VI. Постановка проблемы

Книги учат нас смелост__ и дружб__. (слайд)

– Определите выделенных существительных род, падеж.

– Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.) Какие? (Предложения детей.)

– Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?

Книги учат нас смелости и дружбе.

– Какие вопросы возникают?

(Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

VII. Решение проблемы

1. Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными-лингвистами и провести научное исследование.

Это трудное заданье, (слайд)
Проявите-ка старанье,
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.

Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов.

На каждом ряду мы организуем группу.

Прочитать и выполнить задания и сделать выводы.

Записать вывод

VIII. Объяснение нового

Работа в группах

1 группа

  1. Просклоняйте имена существительные
  2. Выделите окончания
  3. Определите род имен существительных
  4. Сравните окончания имен существительных М, и Ж.р
  5. В чем сходство в чем различие.

Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. (слайд)

2 группа

Склоняют существительные окно поле огонь

Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах. (слайд)

3 группа

  1. Склоняют существительные печь степь
  2. Подобрать однотипное слово и просклонять.

Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания. (слайд)

– Сколько же в русском языке групп имен существительных, у которых однотипные окончания. (слайд)

(Дети делают вывод.)

2. Вывод по таблице

3. Чтение вывода по учебнику

Вернёмся к предложению на доске.

Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?

/Предложения детей: они относятся к разным склонениям/.

IX. Закрепление нового материала

1) Работа по таблице

2) Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?

Склонение – это постоянный или непостоянный признак?

– Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?

3) Алгоритм

– Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?

– Поставьте карточки в нужной последовательности.

4) Игра «Собери слова в корзинку»

– Собери нужные слова в каждое лукошко-склонение

ДРУЖБА СТРАНА СЕМЬЯ ОБЛАКО СОЛНЦЕ ЗАКАТ БОЛЬ МЫСЛЬ ГРУСТЬ

– Докажи правильность ответа

5) Работа в паре

– Запишите по 3 слова каждого склонения

– Прочитать слова 1 скл., 2 скл., 3 скл.

Х. Итог урока

– Что изучали на уроке?

Сколько типов склонения знаете?

Какие существительные относятся к 1 скл., 2 скл., 3 скл.

Как определить склонение существительного?

ХI. Рефлексия

– Доволен ли ты своей работой?

– Что было особенно интересным?

Читайте также:  за чем наречие и на лицо существительное

– С каким настроением заканчиваем урок.

Источники:

  1. Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное!»
  2. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитее по русскому языку»
  3. Н.И. Туманова «Развитие орфографической зоркости учащихся.»

Источник

3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных

А) Род имён существительных

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов: мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишкомужской род;
моя жена, моя стена, моя ночьженский род,
моё окно, моё небо, моё животноесредний род.

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу – мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде­ляется следующим образом.

Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

Храбрый идальго, изысканная леди.

Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

Военный атташе, ночной портье.

Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
Шимпанзе кормила своих детёнышей.

Исключения: цеце, иваси – женский род.

Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода, которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

Нерях а , заводил а , запевал а , работяг а , грязнул я , стиляг а , пьяниц а , неженк а , сон я , плакс а .

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Существительные, употребляемые только во множественном числе, рода не имеют!

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа – единственное и множественное. В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа – несколько предметов.

Карандаш – карандаши; врач – врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

большинство вещественных существительных;

Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

большинство отвлечённых существительных;

Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

большинство собирательных существительных;

Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

большинство имён собственных.

Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:

а) видов, сортов вещества:

вино – десертные вина, масло – технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода – воды океана, песок – пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность – новые возможности, радость – наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

Только форму множественного числа имеют:

некоторые вещественные существительные;

Чернила, опилки, очистки.

некоторые отвлечённые существительные;

Именины, выборы, нападки, козни, побои.

Деньги, финансы, дебри.

некоторые имена собственные;

Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

некоторые названия отрезков времени.

Сумерки, сутки, будни, каникулы.

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей:

Падеж Вопросы
Именительный кто? что?
Родительный кого? чего?
Дательный кому? чему?
Винительный кого? что?
Творительный кем? чем?
Предложный о ком? о чём?

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу – Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг – И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Ср.: Я видел [кого? что?] друга – В. п.; Здесь нет [кого? чего?] друга – Р. п.; Я видел [кого? что?] фильм – винительный падеж; В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм «Сталкер» – именительный падеж.

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу.

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением.

Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

Он сидел [в ком? в чём?] в пальто – единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто – единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа. Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом, край, мяч, планетарий.
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение – средний род; волчище, подмастерье – мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать, дочь, ночь, степь.
Если существительное не имеет формы единственного числа, то оно не относится ни к одному из трёх типов склонения!

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек – люди), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) – склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) – склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии.

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. – это правило не распространяется (!).

2-е склонение. Средний род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Р. п. Окна Моря Здания Окон Морей Зданий
Д. п. Окну Морю Зданию Окнам Морям Зданиям
В. п. Окно Море Здание Окна Моря Здания
Т. п. Окном Морем Зданием Окнами Морями Зданиями
П. п. Об окне О море О здании Об окнах О морях О зданиях

Ср.: о здании, о решении, о бытии.

На существительные на -ьё (окончание -ё ): житьё, бытьё, мытьё и др. – это правило не распространяется (!).

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Ночь Ночи
Р. п. Ночи Ночей
Д. п. Ночи Ночам
В. п. Ночь Ночи
Т. п. Ночью Ночами
П. п. О ночи О ночах
Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Упражнения к теме «3.2.2. Род, число, падеж и склонение имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Источник