Меню

склонение имен прилагательных в сочетании с именами существительными



Типы склонения прилагательных

ТИПЫ СКЛОНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

I тип склонение качественных и относительных прилагательных

твердая разновидность склонения

прилагательные с твердым согласным перед окончанием: моло[д]ой, ста[р]ый

мягкая разновидность склонения

прилагат. с мягким согласным перед окончанием: зим[н’]ий, лет[н’]ий

смешанная разновидность склонения

прилагат.с основой на г, к, х или шипящую: стро[г]ий, низ[к]ий, ти[х’]ий, све[ж]ий, хоро[ш]ий, горя[ч]ий (при склонении имеют твердую и мягкую основы: низ[к’]ий низ[к]ого)

II тип склонение притяжательных прилагательных на -й: волчий, медвежий

III тип склонение притяжательных прилагательных с -ин(-ын), -ов(-ев) тётин, отцов

Прилагательные, употребляемые в роли существительных (субстантивированные прилагательные), склоняются по общим правилам склонения имен прилагательных.

Склоняемые прилагательные распределяются по трем типам адъективного склонения. К I типу склонения относятся качественные и относительные прилагательные, ко II — притяжательные с суффиксом -j/ (типа лисий), к III — притяжательные с суффиксами –ин/ын, -ов/-ев (типа папин, отцов, Игорев).

В зависимости от конечной согласной основы различаются твердая (молодой) и мягкая (зимний) разновидности I адъективного склонения.

У прилагательных с основами на -/к/, -/г/, -/х/ типа строгий, низкий, тихий формы именительного и творительного (а в сочетании с неодушевленными существительными и винительного) падежей мужского и среднего рода образуются по мягкой разновидности склонения (тихий, тихим — ср.: зимний, зимним). Остальные надежные формы мужского и среднего рода, а также все падежные формы женского рода указанных прилагательных образуются по твердой разновидности склонения (тихая, тихого, тихой — ср.: молодая, молодого, молодой).

II адъективное склонение представлено прилагательными типа лисий, медвежий. Основа таких прилагательных — «мягкая» (оканчивается на -j), поэтому окончания в большинстве падежей тождественны окончаниям мягкой разновидности I адъективного склонения/

III склонение также является смешанным, поскольку имеет окончания, свойственные разным склонениям существительных и прилагательных [папин, папина, папину (ср.: стол, стола, столу)’, папиным, о папином (ср.: новым, о новом)].

Источник

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

Падеж Вопросы Пример
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. какой? какая? какое? какие? новый стул
Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Читайте также:  наречие глагол существительное прилагательное местоимение вопросы
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

Вопросы Примеры
И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

Вопросы Примеры
И. какая? лесн ая птица син яя лента
Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

Вопросы Примеры
И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

Читайте также:  лексический грамматический разряд существительных
Вопросы Примеры
И. какие? нов ые люди ярк ие сны
Р. каких? нов ых людей ярк их снов
Д. каким? нов ым людям ярк им снам
В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

Вопрос Склонение
Твёрдое Мягкое Смешанное
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как ого ? больн ого дальн его мягк ого
как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как им ? больн ым дальн им мягк им
о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное число Множ. число
Мужской род Женский род Средний род
И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
В. волчий вой
волчьего щенка
волчью лапу волчье логово волчьи уши
волчьих щенков
Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах
Читайте также:  схема морфемного разбора существительного

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
Женский род Средний род
И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
Множественное число
И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

Источник

Склонение имен прилагательных в сочетании с именами существительными



Занятие 2. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Способствует закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_2._soglasovanie_imen_prilagatelnykh_s_imenami_sushchestvitelnymi_po_padezham.docx 22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Согласование имён прилагательных

с именами существительными по падежам

Цель урока: Способствовать закреплению умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными по падежам.

  1. Способствовать закреплению умения определять падеж имён прилагательных, составлять словосочетания «прилагательное+существительное», выделять окончания имён прилагательных.
  2. Способствовать активизации, обогащению словаря прилагательных, развитию зрительного внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, логического мышления.
  3. Способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий.

Оборудование: презентация к уроку, картинки «дубы», «берёзы», карточки к заданию «Допиши предложение», карточки к заданию «Прилагательное-невидимка», набор картинок для каждого ученика «морковь, шар апельсин, девочка, щенок, забор».

  1. Приветствие учителя учениками
  2. Проверка готовности обучающихся к уроку
  3. Психогимнастика: «Какие это деревья? (выставляются картинки «дубы», «берёзы») Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратитесь в берёзы. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом «ы-ы-ы».
  1. Задание «Самый умный» (СЛАЙД 6)

Выбрать из скобок нужные слова, чтобы получились устойчивые словосочетания, изменив слова в соответствии с падежом имени существительного. Объяснить смысл выражений.

  • Видеть в (красный, малиновый, розовый) свете.
  • Вариться в (овощной, собственный, фруктовый) соку.
  • Вставать с (левая, правая, больная) ноги.
  • Встретиться на (широкая, прямая, узкая) дорожке.
  • Вывести на (чистая, грязная, мутная) воду.
  • Выйти (мокрый, сухой, чистый) из воды.
  • Глаза на (влажное, мокрое, сухое) месте.
  1. Задание «Допиши предложение» (работа в парах)

Дописать предложения, подобрав словосочетание прилагательное+существительное. Определить падеж имён прилагательных, выделить окончание.

а) На улице сильный дождь, но Илья вышел из дома без…

Поломался стул, и теперь у него нет одной…

На небе тучи, и нет …

б) Ира подошла к …

Муравей ползёт по …

Охотник идёт по …

в) В лесу дети увидели…

Катя поставила…..в вазу.

Паук запутал в паутине …

г) Ольга гуляет с ….

Илья забил гвоздь…

Павел идёт в школу с …

д) Баянист играет на …

Роман Иванович купил лекарства в …

  1. Задание «Правильный ответ» (работа по подгруппам) (СЛАЙД 7)

Прочитать текст, найти имена прилагательные и определите их падеж. Обозначить окончания имён прилагательных.

Из окна видна берёзовая роща. Из берёзовой рощи доносится звонкое пение соловья. Тропинка ведёт к берёзовой роще. Мы любим ходить в берёзовую рощу за грибами. В берёзовой роще растут цветы.

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

  1. Задание «Найди пару» (СЛАЙД 8)

Подобрать прилагательные, близкие по значению, определить падеж имени существительного и прилагательного, выделить окончания имён прилагательных.

У большого дома, в быстрый поезд, жаркий день, к знаменитому актёру, о честном человеке, на крепкой верёвке, смелого воина, к красивому платью, на весёлом представлении.

  1. Физминутка «Цветочек» (речь с движением)

Солнце цветам помогает расти.

Солнышку нужно ярче светить!

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли!

6. Задание «Прилагательное-невидимка» (ученики выбирают себе задание на карточках, выполняют устно или письменно)

1. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

За домом начинается (какой?) __________ бор. Налетел (какой?) __________ ветер. Наступила (какая?) __________ зима. Зимой стоит (какая?) __________ погода.

2. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

(У какого?) У __________ оленя ветвистые рога. (Из какой?) Из __________ страны возвращаемся домой. (До какого?) До __________ дома ещё далеко. Зимой холодно (без какой?) без __________ шубы.

3. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Тропинка вела (к какому?) к __________ лесу. (По какому?) По __________ небу неслись облака. (К какому?) К __________ ребёнку пригласили врача. Мы ехали в автомобиле (по какому?) по __________ шоссе.

4. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Кролик любит (какую?) _____________ морковку. Дрозд любит (какую?) __________ рябину. Рыба любит (какую?) ___________ воду. Дети любят (какую?) ____________ зиму.

5. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Снег растаял (под каким?) под ____________ солнцем. Легко резать (каким?) ______________ ножом. Грибы растут (под какой?) под _______________ ёлкой.

6. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Дети вспоминают (о каком?) о ___________ концерте. Саша мечтает (о каком?) о ____________ велосипеде. Ученик сидит (на какой) на _____________ парте. Бабушка была (в каком?) в ______________ пальто.

7. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

На лугу росли __________ ромашки. Осенью _________ птицы улетают в тёплые края. У Вити есть __________ лыжи. На ветках чирикают __________ воробьи.

8. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

На старой яблоне висело несколько _________ яблок. В багаж сдали пять ____________ сумок. Возле ___________ елей растут грибы.

9. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Охотник шёл по __________ следам. По ___________ дорогам идут поезда. Дети катаются на лыжах по __________ горкам.

10. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Братья купили __________ коньки. Альпинисты взошли на __________ вершины. В лесу можно увидеть __________ зверей.

11. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Дедушка принёс из лесу корзинку с __________ грибами. Мы любовались _________ цветами. Над _________ волнами летают чайки.

12. Вставьте в предложения нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

На __________ горах даже летом лежит снег. Вечером в ___________ домах засветились огни. Весной в __________ парках открылись аттракционы.

13. Вставьте в текст нужные по смыслу имена прилагательные. Определите их падеж, обозначьте окончания имён прилагательных.

Настала __________ зима. __________ ковёр покрыл землю. Все _________ улетели в __________ края. __________ зверьки спрятались по норкам. Белка не унывает, она сделала __________ запасы на зиму. А __________ медведь залёг в берлогу. __________ лиса тоже удобную нору себе сделала.

7. Задание «Подбери картинку»

Учитель называет слово, обозначающее признак одного из данных предметов. Ученики показывают соответствующую картинку (картинки), составляют предложение с получившимся словосочетанием.

Слова-признаки: сочный, весёлый, круглый, деревянный, удобный, яркий, вкусный, старый.

8. Задание «Отгадай загадку» (СЛАЙДЫ 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17)

Отгадать загадку, найти в тексте имена прилагательные, определить падеж имён прилагательных.

Белые горошки на зелёной ножке

Колкую зелёную срубили топором.

Колкая, зелёная к нам приходит в дом

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю

На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Собираем огоньки (земляника)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту.

Дали братьям тёплый дом,

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода

Из горячего колодца

Через нос водица льётся

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

  1. Подведение итогов учителем
  2. Подведение итогов учениками:

*Как определить падеж имени прилагательного?

* Какие вы знаете падежи?

*Как называется изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам?

*Измените по падежам словосочетание «зимняя прогулка»

3. Рефлексия (показать мимикой своё настроение в конце урока: улыбка, хмурое лицо и т.п.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятиена тему: «Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе»Лексическая тема: Осень. Формирование представлений о с.

Согласование существительных с прилагательными. Соотнесение предмета и признака в различных предложно-падежных конструкциях. Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной и письм.

Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит.

Цель логопедического занятия — восполнение пробелов в формирование связной речи. Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенног.

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих.

ознакомление с образованием имен прилагательных от основ имен существительных и прилагательных.

Источник

Падежи имён прилагательных

Имена прилагательные в полной форме изменяются по падежам. В таблице представлены все шесть падежей и вопросы, на которые они отвечают, для каждого рода и множественного числа.

Падеж Вопросы Пример
Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. какой? какая? какое? какие? новый стул
Р. какого? какой? какого? каких? нового стула
Д. какому? какой? какому? каким? новому стулу
В. какой? какого? какую? какое? какие? каких? новый стул
Т. каким? какой? каким? какими? новым стулом
П. о каком? о какой? о каком? о каких? о новом стуле

Чтобы узнать падеж прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится, и определить его падеж. В этом же падеже будет стоять и прилагательное.

Склонение имён прилагательных

Склонение прилагательных — это их изменение по падежам, числам и родам. Род, число и падеж прилагательного зависит от существительного, к которому это прилагательное относится. При склонении прилагательных у них изменяются окончания в зависимости от рода и числа:

Муж. род Жен. род Ср. род Мн. число
И. -ой -ый -ий -ая -яя -ое -ее -ые -ие
Р. -ого -ого -его -ой -ей -ого -его -ых -их
Д. -ому -ому -ему -ой -ей -ому -ему -ым -им
В. -ой (-ого) -ый (-ого) -ий (-его) -ую -юю -ое -ее -ые (-ых) -ии (-их)
Т. -ым -ым -им -ой -ей -ым -им -ыми -ими
П. -ом -ом -ем -ой -ей -ом -ем -ых -их

Склонение имён прилагательных в единственном числе мужского рода:

Вопросы Примеры
И. какой? лесн ой шум мудр ый друг летн ий день син ий кит
Р. какого? лесн ого шума мудр ого друга летн его дня син его кита
Д. какому? лесн ому шуму мудр ому другу летн ему дню син ему киту
В. какой? какого? лесн ой шум мудр ого друга летн ий день син его кита
Т. каким? лесн ым шумом мудр ым другом летн им днём син им китом
П. о каком? о лесн ом шуме о мудр ом друге о летн ем дне о син ем ките

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённому существительному:

вижу большой дом (В. п.) — большой дом (И. п.).

Винительный падеж прилагательных мужского рода совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённому существительному:

вижу большого медведя (В. п.) — нет большого медведя (Р. п.).

Прилагательные мужского рода на -ОЙ склоняются так же, как и на -ЫЙ, но всегда имеют ударные окончания:

большо́й, большо́го, большо́му, больши́м, о большо́м.

Склонение имён прилагательных в единственном числе женского рода:

Вопросы Примеры
И. какая? лесн ая птица син яя лента
Р. какой? лесн ой птицы син ей ленты
Д. какой? лесн ой птице син ей ленте
В. какую? лесн ую птицу син юю ленту
Т. какой? лесн ой птицей син ей лентой
П. о какой? о лесн ой птице о син ей ленте

Склонение имён прилагательных в единственном числе среднего рода:

Вопросы Примеры
И. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Р. какого? ярк ого солнца двевн его зла
Д. какому? ярк ому солнцу древн ему злу
В. какое? ярк ое солнце древн ее зло
Т. каким? ярк им солнцем древн им злом
П. о каком? о ярк ом солнце о древн ем зле

Склонение полных прилагательных во множественном числе:

Вопросы Примеры
И. какие? нов ые люди ярк ие сны
Р. каких? нов ых людей ярк их снов
Д. каким? нов ым людям ярк им снам
В. каких? какие? нов ых людей ярк ие сны
Т. какими? нов ыми людьми ярк ими снами
П. о каких? о нов ых людях о ярк их снах

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

вижу большие дома (В. п.) — большие дома (И. п.).

Винительный падеж прилагательных множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

вижу синих китов (В. п.) — нет синих китов (Р. п.).

Некоторые прилагательные перешли в разряд существительных, например: больной, рабочий, ванная, мастерская и так далее. Такие существительные при склонении имеют падежные окончания прилагательных:

рабоч ий , рабоч его , рабоч ему .

Чтобы проверить написание окончания прилагательного, надо задать к нему вопрос от существительного, например:

Я давно не видел белого песка.

Окончание прилагательного будет полностью или частично совпадать с окончанием вопроса. Совпадение окончаний будет зависеть от склонения.

Склонение прилагательных делится на три типа: твёрдое, мягкое и смешанное. К твёрдому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на твёрдый согласный:

длинн ый, стар ый.

К мягкому склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на мягкий согласный:

К смешанному склонению относятся прилагательные с основой, которая оканчивается на Г, К, Х, Ц или шипящий:

строг ий, мягк ий, тих ий, куц ый, хорош ий, горяч ий.

Вопрос Склонение
Твёрдое Мягкое Смешанное
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как ого ? больн ого дальн его мягк ого
как ому ? больн ому дальн ему мягк ому
как ой ? больн ой дальн ий мягк ий
как им ? больн ым дальн им мягк им
о как ом ? о больн ом о дальн ем о мягк ом

Обратите внимание, что в зависимости от типа склонения, окончание вопроса и прилагательного совпадает либо полностью, либо частично: отличие только в первой букве окончания прилагательного.

Склонение притяжательных прилагательных

Склонение прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ:

Единственное число Множ. число
Мужской род Женский род Средний род
И. волчий вой волчья лапа волчье логово волчьи уши
Р. волчьего воя волчьей лапы волчьего логова волчьих ушей
Д. волчьему вою волчьей лапе волчьему логову волчьим ушам
В. волчий вой
волчьего щенка
волчью лапу волчье логово волчьи уши
волчьих щенков
Т. волчьим воем волчьей лапой волчьим логовом волчьими ушами
П. о волчьем вое о волчьей лапе о волчьем логове о волчьих ушах

Притяжательные прилагательные на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ кроме формы именительного/винительного падежа единственного числа мужского рода, пишутся с мягким знаком:

медвеж ий – медвежья – медвежье – медвежьи,

медвеж ий – медвежьего – медвежьему – медвежьи – медвежьим – о медвежьем.

Склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ОВ, -ИН:

Мужской род
И. дедов сын дедов чай папин брат папин зонт
Р. дедова сына дедова чая папиного брата папиного зонта
Д. дедову сыну дедову чаю папиному брату папиному зонту
В. дедова сына дедов чай папиного брата папин зонт
Т. дедовым сыном дедовым чаем папиным братом папиным зонтом
П. о дедовом сыне о дедовом чае о папином брате о папином зонте
Женский род Средний род
И. дедова палка папина дочка дедово слово папино око
Р. дедовой палки папиной дочки дедова слова папиного ока
Д. дедовой палке папиной дочке дедову слову папиному оку
В. дедову палку папину дочку дедово слово папино око
Т. дедовой палкой папиной дочкой дедовым словом папиным оком
П. о дедовой палке о папиной дочке о дедовом слове о папином оке
Множественное число
И. дедовы внуки дедовы сани папины братья папины очки
Р. дедовых внуков дедовых саней папиных братьев папиных очков
Д. дедовым внукам дедовым саням папиным братьям папиным очкам
В. дедовых внуков дедовы сани папиных братьев папины очки
Т. дедовыми внуками дедовыми санями папиными братьями папиными очками
П. о дедовых внуках о дедовых санях о папиных братьях о папиных очках

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с именительным , если прилагательное относится к неодушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу папин плащ (В. п.) — папин плащ (И. п.).

Множ. число: вижу отцовы ботинки (В. п.) — отцовы ботинки (И. п.).

Винительный падеж притяжательных прилагательных мужского рода единственного числа, а также множественного числа совпадает по форме с родительным , если прилагательное относится к одушевлённым существительным:

Ед. число м.р.: вижу маминого брата (В. п.) — нет маминого брата (Р. п.).

Множ. число: вижу птичьих птенцов (В. п.) — нет птичьих птенцов (Р. п.).

Фамилии (Семёнов, Петров, Никитин), образованные от собственных имён: Семён, Пётр, Никита с помощью суффиксов -ОВ, -ИН, склоняются как притяжательные прилагательные.

Названия городов и населённых пунктов (Бородино, Пушкино, Камышин) в мужском и среднем роде на -ОВ, -ЕВ, -ОВО, -ЕВО склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффиксами, но в творительном падеже они имеют окончание существительных -ОМ:

Источник

Читайте также:  употребление существительных в прямом и переносном значении 4 класс