Меню

Склонение имен прилагательных в женском роде 4 класс



Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Конспект урока русского языка в 4 классе

(ГКООУ РО санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону)

Предмет: Русский язык.

Учитель: Ольховская Н.И.

Тема: Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, практический.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок – путешествие «В гости к зимушке-зиме».

Цели: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.

образовательные: сформировать общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас;

развивающие: развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм; умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке; культуры общения.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.

Педагогические технологии: мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие, проблемные.

Учебно-методическое обеспечение: рабочая программа, учебник «Русский язык. 4 класс», авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, программа Skitch, презентация Microsoft Office Power Point.

Межпредметные связи: с литературным чтение, окружающим миром.

Предметные: познакомиться с особенностями склонения имен прилагательных единственного числа женского рода.

Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности, слушать собеседника.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающегося:

Мотивация познавательной деятельности.

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

Записывает дату. Проверяет готовность к уроку.

Актуализация необходимых знаний.

— Начну наш урок с загадки. (Музыка А.Вивальди)

Тройка, тройка прилетела, «Зима»

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Какие прилагательные ты бы подобрал к слову зима, прослушав музыку А. Вивальди «Зима» (1-2 мин)

— На какие вопросы отвечают имена прилагательные, которые ты подобрал?

— Какого рода данные имена прилагательные? Какое число имеют эти имена прилагательные? Какую тему урока сегодня будем изучать?

Сегодня у нас необычный урок, волшебный. Мы отправимся в гости к зимушке – зиме. В этом путешествии мы будем: находить имена прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.

— Ты хотел бы побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!

Словарная работа. (Восстановить слова).

— Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них ты узнаешь, отгадав загадку.

По снегу покатите — Я подрасту.

На костре согрейте — Я пропаду.

— Да, это снежок. Ты любишь играть в снежки?

— Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.

— Перед тобой словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.

— С помощью снежков вспомним словарные слова.

Слушает музыку, рассматривая картинки о зиме. Отвечает на вопрос.

Характеризует зиму (подбирает имена прилагательные).

(Холодная, снежная, красивая, пушистая, белоснежная и др.)

Отвечает на вопросы. КАКАЯ?

Читает тему урока: «Склонение имен прилагательных ж.р. в ед. ч.»

Открывает слад. Вставляет буквы-снежки.

Выполняет словарную работу на слайде.

Д … кабрь мес … ц

ф … враль ул … ца

Организация познавательной деятельности.

— Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.

— Кто они? Ты догадался? Слайд № 3

— Да, это зимние месяцы.

Читайте также:  Как в испанском языке употребляются прилагательные

— Героев какого произведения ты видишь?

— Назови зимние месяцы по порядку.

— Каждый из братьев – месяцев подготовил задание.

— Назови первый зимний месяц.

Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло». Слайд № 4

1. Задание Декабря.

— В каких падежах имена прилагательные ж.р. отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Слайд № 5

— А теперь проверим. Слайд № 6

Физкультминутка для глаз

2. Задание Января

— Какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 7

В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.

Просклонять имя прилагательное Ж.Р. из упражнения, выделить окончания (интересная экскурсия)

В И.п. записать словарное слово — ЭКСКУРСИЯ

Физкультминутка для пальцев

— Отвечает на вопросы учителя.

ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ.

Знакомится со сведениями о декабре из окружающего мира.

Анализирует таблицу на слайде №5,

проверяет по слайду №6 (устно).

Отвечает на вопрос.

Знакомится со сведениями о январе из окружающего мира.

Записывает задание в программе Skitch, выделяет окончания у имени прилагательного. В словарном слове подчеркивает буквы и ставит ударение.

И.п. какая? интересная экскурсия

Р.п. какой? интересной

Д.п. какой? интересной

В.п. какую? интересную

Т.п. какой? интересной

П.п. о какой? об интересной

Первичное закрепление (дополнительное задание)

3. Задание Февраля

— А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.

Февраль — месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».

Подобрать имена прилагательные к именам существительным в 3-й строке.

Знакомится со сведениями о феврале из окружающего мира.

Подбирает имена прилагательные и записывает словосочетания в программе Skitch, подчеркивает вставленные буквы.

Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия.

— Подбери и запиши несколько прилагательных, относящихся к слову зима, составь одно предложение.

— Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?

— Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас видеть, благодарит тебя за урок.

Разрешение родителей, на публикацию фотографии ребенка, имеется.

Знакомится с инструкцией выполнения Д/З.

Используя слайд №7 делает выводы.

Сегодня на уроке я:

*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….

Источник

Склонение имен прилагательных женского рода. 4-й класс

Класс: 4

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
  • Воспитывать ответственность перед окружающей природой за поступки людей.
  • Развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
  • Развивать творческие способности.

Оборудование: Мультимедийная доска, презентация, карточки для произведения склонения прилагательных, сигнальные карточки: «веер с падежами», «ёлочки».

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок русского языка. Но урок – необычный. Мы побываем сегодня в зимнем лесу.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год).

– Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. Красавица! Правда?

– Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё поговорим о ёлочке.

– Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные).

– Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, просигнальте мне. (Для этого дети используют изображение ёлочки, лежащее у них на столах. Рисунок 1.)

Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую).

Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной.)

Гостья радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой).

Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки спрятали в коробку, и ёлка стала . Какой?

Читайте также:  Как определить сложное или простое прилагательное

– Какой же стала ёлочка? Как вы думаете? (Грустной). А почему? (Ответы детей).

А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).

– А какой же выход вы видите? (Ответы детей).

– Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии. Давайте прочитаем на обратной стороне «ёлочки» то, о чём она просит. (Рисунок 2).

Свою ошибку осознай!
И никогда не повторяй!
Пойми, что многих ты сильней.
Так не губи их, пожалей!

– Ребята, прочитайте на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся? (Ёлочка, зелень).

– Какого они рода? (Женского).

– В одном ли падеже они стоят? (Нет). Почему? (Разные вопросы и окончания).

– Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.

– Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода».

III. Словарная работа.

– Запишите словарные слова:

Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната, хорошо, до свидания, сегодня, чёрный, крестьяне.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли верно написали. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Остальным надо повторить написание этих слов.

– А теперь обратите внимание на три первых написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором

  • во-первых, букв столько же сколько и звуков,
  • во-вторых, гласных звуков больше, чем согласных.

– Что это за слово? (Аллея).

– Как вы понимаете это слово? (Аллея – дорога в парке с рядами деревьев.)

– А ели растут вдоль этой дороги? (Да).

– Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).

IV. Изучение новой темы.

–Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка)

– Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное).

– А какого рода прилагательные? (Женского).

– Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.

Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже.

(Коллективно выполняется работа по карточке. Рисунок 3.)

– А сейчас, внимание!

Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).

– Какое это окончание? (-ой, -ей). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)

Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое? (По ответам детей составляется таблица. Рисунок 4.)

Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).

А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).

V. Работа с учебником.

Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение со снежинкой на странице 19.

– Прочитайте 1-ое предложение. Есть ли прилагательные женского рода? (Да).

– Прочитайте. (Детской железной).

– Определите падеж, покажите с помощью веера. (П.п.)

– А как вы определили? (По существительному?)

– Назовите окончание? (-ой).

– Прочитайте второе предложение. Есть прилагательное женского рода? Прочитайте. (Северной).

– Определите падеж. (П.п.). Назовите окончание? (-ой).

– Читаем следующее предложение. Ищем прилагательное женского рода. (Здесь нет).

– Продолжаем. (Здесь есть прилагательное женского рода. Железной.)

– И последнее предложение. Есть здесь? (Нет).

– Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

Смотрю, немного вы устали.
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.

Читайте также:  Прилагательное к слову осень с суффиксами

VI. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь!
Полеплю снеговика.
Разомнусь ещё слегка.
И на лыжах покатаюсь.
Я здоровым быть стараюсь!

VII. Закрепление.

Садитесь. Пока мы с вами отдыхал, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. А возьмём это слово в первом предложении того упражнения, которое мы рассматривали.

(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).

– Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.)

– Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).

– Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).

– И под последним сугробом… (обст.).

Вот она – дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.

– Прочитайте три следующих предложения.

Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.

– Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме. (Рисунок 5).

– Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.

Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.

Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).

– Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)

– Прочитайте следующие два предложения.

Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.

– Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.)

– Давайте заменим другими словами. (Ответы детей).

– Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение.

Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба.

(Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат)

– Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит. (Торчат).

– Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей).

– Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.).

– А теперь самостоятельно закончите текст, добавив 4-5 предложений. Обязательно вставьте прилагательные, в том числе женского рода. (Самостоятельная работа).

– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои работы).

– Какие прилагательные мужского и среднего родов вы использовали? Назовите окончания и объясните, почему вы вставили именно их. (Ответы детей).

– Использовали ли вы существительные женского рода? В каком падеже и с каким окончанием? (Ответы детей).

VIII. Подведение итога.

– В каких падежах безударные окончания прилагательных женского рода имеют одинаковые окончания? (Ответы детей)

– Вот и оленёнок прибежал за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!»

IX. Домашнее задание: упражнение 315, правило с.19.

– Вот и закончилась наша сказка, а чудеса всё равно продолжаются. Снегурочка ушла, но оставила вам подарки. (Рисунок 6). Эти снежинки будут вам запомнить окончания прилагательных женского рода. Урок окончен. Удачи!

Источник