Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе
Конспект урока русского языка в 4 классе
(ГКООУ РО санаторная школа-интернат №28 г. Ростова-на-Дону)
Предмет: Русский язык.
Учитель: Ольховская Н.И.
Тема: Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, практический.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие «В гости к зимушке-зиме».
Цели: познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных единственного числа женского рода.
образовательные: сформировать общее понятие о склонении прилагательных женского рода; обогащать речь и словарный запас;
развивающие: развитие орфографической зоркости, речевого слуха, навыка графического обозначения орфограмм; умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;
воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на зимние проявления природы; формирование потребности писать грамотно; воспитание учебной активности; расширение знаний о родном языке; культуры общения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная.
Педагогические технологии: мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие, проблемные.
Учебно-методическое обеспечение: рабочая программа, учебник «Русский язык. 4 класс», авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, программа Skitch, презентация Microsoft Office Power Point.
Межпредметные связи: с литературным чтение, окружающим миром.
Предметные: познакомиться с особенностями склонения имен прилагательных единственного числа женского рода.
Метапредметные: уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности, слушать собеседника.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности обучающегося:
Мотивация познавательной деятельности.
На уроке не зевай –
Сразу всё запоминай.
Чтоб минутка не пропала,
Мысль чтоб точно в цель попала!
Чтобы в русском языке
Равных не было тебе!
Записывает дату. Проверяет готовность к уроку.
Актуализация необходимых знаний.
— Начну наш урок с загадки. (Музыка А.Вивальди)
Тройка, тройка прилетела, «Зима»
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
— Какие прилагательные ты бы подобрал к слову зима, прослушав музыку А. Вивальди «Зима» (1-2 мин)
— На какие вопросы отвечают имена прилагательные, которые ты подобрал?
— Какого рода данные имена прилагательные? Какое число имеют эти имена прилагательные? Какую тему урока сегодня будем изучать?
— Сегодня у нас необычный урок, волшебный. Мы отправимся в гости к зимушке – зиме. В этом путешествии мы будем: находить имена прилагательные, изменять их по падежам, определять у прилагательных род и число.
— Ты хотел бы побывать в гостях у зимы? Тогда в путь!
Словарная работа. (Восстановить слова).
— Зима приносит нам много развлечений. Об одном из них ты узнаешь, отгадав загадку.
По снегу покатите — Я подрасту.
На костре согрейте — Я пропаду.
— Да, это снежок. Ты любишь играть в снежки?
— Тогда поиграем, но снежки у нас будут необычные, не из снега, а из букв.
— Перед тобой словарные слова, в которых пропущены буквы, а ниже «снежки» с этими буквами.
— С помощью снежков вспомним словарные слова.
Слушает музыку, рассматривая картинки о зиме. Отвечает на вопрос.
Характеризует зиму (подбирает имена прилагательные).
(Холодная, снежная, красивая, пушистая, белоснежная и др.)
Отвечает на вопросы. КАКАЯ?
Читает тему урока: «Склонение имен прилагательных ж.р. в ед. ч.»
Открывает слад. Вставляет буквы-снежки.
Выполняет словарную работу на слайде.
Д … кабрь мес … ц
ф … враль ул … ца
Организация познавательной деятельности.
— Наш путь лежит всё дальше и дальше, в царство снега, метелей, стужи. А сопровождать нас будут три брата.
— Кто они? Ты догадался? Слайд № 3
— Да, это зимние месяцы.
— Героев какого произведения ты видишь?
— Назови зимние месяцы по порядку.
— Каждый из братьев – месяцев подготовил задание.
— Назови первый зимний месяц.
Декабрь – завершает год, начинает зиму. Прибавляет света и поддаёт стужи. Его прозвали «студень» или «стужайло». Слайд № 4
1. Задание Декабря.
— В каких падежах имена прилагательные ж.р. отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания?
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ Слайд № 5
— А теперь проверим. Слайд № 6
Физкультминутка для глаз
2. Задание Января
— Какой месяц приходит на смену декабрю? Слайд № 7
В русских пословицах январь славится как «начало года, зиме середина». В январе часто выпадает много снега, а метели надувают сугробы.
Просклонять имя прилагательное Ж.Р. из упражнения, выделить окончания (интересная экскурсия)
В И.п. записать словарное слово — ЭКСКУРСИЯ
Физкультминутка для пальцев
— Отвечает на вопросы учителя.
ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ.
Знакомится со сведениями о декабре из окружающего мира.
Анализирует таблицу на слайде №5,
проверяет по слайду №6 (устно).
Отвечает на вопрос.
Знакомится со сведениями о январе из окружающего мира.
Записывает задание в программе Skitch, выделяет окончания у имени прилагательного. В словарном слове подчеркивает буквы и ставит ударение.
И.п. какая? интересная экскурсия
Р.п. какой? интересной
Д.п. какой? интересной
В.п. какую? интересную
Т.п. какой? интересной
П.п. о какой? об интересной
Первичное закрепление (дополнительное задание)
3. Задание Февраля
— А сейчас нас встречает третий из братьев – зимних месяцев – это Февраль.
Февраль — месяц частых метелей и морозов. Дни в феврале яркие, солнечные, но холодные. Февраль по поговорке «рассекает зиму пополам». «В феврале зима с весной встретится».
Подобрать имена прилагательные к именам существительным в 3-й строке.
Знакомится со сведениями о феврале из окружающего мира.
Подбирает имена прилагательные и записывает словосочетания в программе Skitch, подчеркивает вставленные буквы.
Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия.
— Подбери и запиши несколько прилагательных, относящихся к слову зима, составь одно предложение.
— Имена прилагательные единственного числа женского рода во всех косвенных падежах, кроме винительного, отвечают на вопрос… какой?
— Наше путешествие подошло к концу. Вот мы и пришли к Зиме. Она рада нас видеть, благодарит тебя за урок.
Разрешение родителей, на публикацию фотографии ребенка, имеется.
Знакомится с инструкцией выполнения Д/З.
Используя слайд №7 делает выводы.
Сегодня на уроке я:
*повторил…..
*было интересно…
*было трудно ….
Источник
Склонение имен прилагательных женского рода. 4-й класс
Класс: 4
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
- Воспитывать ответственность перед окружающей природой за поступки людей.
- Развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
- Развивать творческие способности.
Оборудование: Мультимедийная доска, презентация, карточки для произведения склонения прилагательных, сигнальные карточки: «веер с падежами», «ёлочки».
I. Оргмомент.
– Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок русского языка. Но урок – необычный. Мы побываем сегодня в зимнем лесу.
II. Сообщение темы урока.
– Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год).
– Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. Красавица! Правда?
– Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё поговорим о ёлочке.
– Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные).
– Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, просигнальте мне. (Для этого дети используют изображение ёлочки, лежащее у них на столах. Рисунок 1.)
– Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую).
– Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной.)
– Гостья радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой).
– Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки спрятали в коробку, и ёлка стала . Какой?
– Какой же стала ёлочка? Как вы думаете? (Грустной). А почему? (Ответы детей).
– А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).
– А какой же выход вы видите? (Ответы детей).
– Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии. Давайте прочитаем на обратной стороне «ёлочки» то, о чём она просит. (Рисунок 2).
Свою ошибку осознай!
И никогда не повторяй!
Пойми, что многих ты сильней.
Так не губи их, пожалей!
– Ребята, прочитайте на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся? (Ёлочка, зелень).
– Какого они рода? (Женского).
– В одном ли падеже они стоят? (Нет). Почему? (Разные вопросы и окончания).
– Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.
– Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода».
III. Словарная работа.
– Запишите словарные слова:
Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната, хорошо, до свидания, сегодня, чёрный, крестьяне.
– Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли верно написали. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Остальным надо повторить написание этих слов.
– А теперь обратите внимание на три первых написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором
- во-первых, букв столько же сколько и звуков,
- во-вторых, гласных звуков больше, чем согласных.
– Что это за слово? (Аллея).
– Как вы понимаете это слово? (Аллея – дорога в парке с рядами деревьев.)
– А ели растут вдоль этой дороги? (Да).
– Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).
IV. Изучение новой темы.
–Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка)
– Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное).
– А какого рода прилагательные? (Женского).
– Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.
Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже.
(Коллективно выполняется работа по карточке. Рисунок 3.)
– А сейчас, внимание!
Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).
– Какое это окончание? (-ой, -ей). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)
Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое? (По ответам детей составляется таблица. Рисунок 4.)
– Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).
– А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).
V. Работа с учебником.
– Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение со снежинкой на странице 19.
– Прочитайте 1-ое предложение. Есть ли прилагательные женского рода? (Да).
– Прочитайте. (Детской железной).
– Определите падеж, покажите с помощью веера. (П.п.)
– А как вы определили? (По существительному?)
– Назовите окончание? (-ой).
– Прочитайте второе предложение. Есть прилагательное женского рода? Прочитайте. (Северной).
– Определите падеж. (П.п.). Назовите окончание? (-ой).
– Читаем следующее предложение. Ищем прилагательное женского рода. (Здесь нет).
– Продолжаем. (Здесь есть прилагательное женского рода. Железной.)
– И последнее предложение. Есть здесь? (Нет).
– Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)
Смотрю, немного вы устали.
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.
VI. Физкультминутка.
Я мороза не боюсь!
Полеплю снеговика.
Разомнусь ещё слегка.
И на лыжах покатаюсь.
Я здоровым быть стараюсь!
VII. Закрепление.
– Садитесь. Пока мы с вами отдыхал, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. А возьмём это слово в первом предложении того упражнения, которое мы рассматривали.
(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).
– Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.)
– Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).
– Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).
– И под последним сугробом… (обст.).
– Вот она – дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.
– Прочитайте три следующих предложения.
Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.
– Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме. (Рисунок 5).
– Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.
Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.
Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).
– Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)
– Прочитайте следующие два предложения.
Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.
– Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.)
– Давайте заменим другими словами. (Ответы детей).
– Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение.
Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба.
(Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат)
– Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит. (Торчат).
– Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей).
– Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.).
– А теперь самостоятельно закончите текст, добавив 4-5 предложений. Обязательно вставьте прилагательные, в том числе женского рода. (Самостоятельная работа).
– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои работы).
– Какие прилагательные мужского и среднего родов вы использовали? Назовите окончания и объясните, почему вы вставили именно их. (Ответы детей).
– Использовали ли вы существительные женского рода? В каком падеже и с каким окончанием? (Ответы детей).
VIII. Подведение итога.
– В каких падежах безударные окончания прилагательных женского рода имеют одинаковые окончания? (Ответы детей)
– Вот и оленёнок прибежал за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!»
IX. Домашнее задание: упражнение 315, правило с.19.
– Вот и закончилась наша сказка, а чудеса всё равно продолжаются. Снегурочка ушла, но оставила вам подарки. (Рисунок 6). Эти снежинки будут вам запомнить окончания прилагательных женского рода. Урок окончен. Удачи!
Источник