Меню

Склонение имен прилагательных во множественном числе 4 класс школа россии



Урок на тему «Склонение имён прилагательных во множественном числе»

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме:

«Склонение имён прилагательных во множественном числе».

Создать условия для формирования умения склонять имена прилагательные во множественном числе.

Организовать деятельность учащихся по знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе.

Создать содержательные условия с целью развития у детей умений находить и анализировать познавательный объект; способствовать развитию логического мышления.

Воспитывать интерес к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры общения и поведения.

Учебник Русский язык 4 кл. 2 часть. Т. Г. Рамзаева.

(Дети встают в круг)

Необычный день у нас,

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

«Видеть вас мы очень рады!»

Прямо встали, тихо сели.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно. Сегодня день Святого Валентина. Вашу работе на уроке вы будете оценивать красным, розовым и желтым сердечком.

Записываем 14 февраля.

Проверка домашнего задания.

Нужно было просклонять прилагательные мужского, среднего и женского рода в единственном числе.

(Дети склоняют у доски). 5-7 минут.

Зимний сад Холодная зима Яркое солнце

Сообщение целей урока.

На доске записана следующая запись:

Дети на листочках вставляют окончания, а теперь ребята я предлагаю вам поменятся листочками. Проверить и передать на первый стол.

Легков.. автомобили, колхозн.. агрономы, березов.. аллеи, тяжел.. вагоны, шустр.. воробьи, черн.. вороны, свеж.. газеты.

Что объединяет эти словосочетания? ( Они все во множественном числе.)

Итак, дети какая тема нашего урока – (Склонение имен прилагательных во множественном числе». А как вы ребята определили что имена прилагательные во множественном числе.

Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Что такое имя прилагательное?

Как изменяются имена прилагательные?

Как определить падеж имени прилагательного?

( Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо найти существительное, к которому оно относится; по падежу существительного определить падеж имени прилагательного).

Работа с информацией учебника. Чтение правила. с. 34

Изучить информацию в учебнике, обсудить в парах, сделать выводы.

Что заметили? По родам имена прилагательные не изменяются.

Правильно. Вопросы и окончание некоторых падежей похожи.

Пропишем образцы падежных окончаний имен прилагательных.

В каком они падеже .

Работа по теме урока. Просклонять имена прилагательные по падежам.

I вариант – Добрые сердца.

II вариант – Веселые ребята.

Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.

Рефлексия. кто правильно просклонял берет красное сердечко и преклеивает на большое.

Кто просклонял правильно, но были трудности берет розовое сердечко.

Кто просклонял, но с ошибками берет желтое сердечко.

Физминутка: Игра – упражнение. «Определи падеж».

Я буду называть словосочетания и прилагательными в единственном и множественном числе. Если назову словосочетание, в котором имя прилагательное стоит в единственном числе, вы делаете один хлопок. Если в словосочетании будет прилагательное во множественном числе, делаете два хлопка. Сосчитайте, сколько прилагательных будет во множественном числе?

Зимние дни, осенняя погода, зеленые вершины, белый снег, низкие тучи, комнатные растения, воздушный шар, крутые берега, яркий огонь, серебряные искры, глубокие корни, родной человек. 7 прилагательных.

Работа по теме урока.

Что вы заметили? ( Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам. Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного.)

Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? (ЫЕ, ИЕ – в именительном и винительном падежах. Ы , — ИХ, в родительном и предложном, ЫМ, ИМ, — в дательном и предложном, ЫМ, ИМ – в дательном, ЫМИ, ИМИ – в творительном.)

Прочитайте текст упражнения 343.

Какое задание нам предлагают выполнить авторы учебника.

Приступаем к самостоятельной работе.

Выпишите словосочетания. ( В сосновом лесу – в П. п., м. р.; в голубое высокое небо — в В. П., в ср. р. ; бронзовые стволы – в И. п. ; столетний бор – в И. п., под самыми облаками – в Т. п.; зеленые вершины – в И.п.)

Изменяются ли имена прилагательные во множественном числе по родам?( Нет).

Упражнение «Определите падеж прилагательных».

Между майскими ночами, в сосновых лесах, без главных гостей, из – за детских игр, между дорожными знаками , к полным ведрам, на пассажирских поездах, о старательных ученицах, без преданных собак, благодаря удачливым поездкам.

Источник

Склонение имён прилагательных во множественном числе. 4-й класс

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык , УМК «Школа России» , Склонение имён прилагательных во множественном числе

Цель: Ознакомление с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

Читайте также:  Какие могут быть руки прилагательные

Задачи:

  • выяснить особенности склонения прилагательных во множественном
  • числе, составить таблицу падежных вопросов и окончаний
  • прилагательных в форме множественного числа;
  • развивать умение распознавать падежи имён прилагательных;
  • совершенствовать практические навыки проверки и написания
  • безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • формировать умение склонять и употреблять имена прилагательные
  • во множественном числе.
  • развивать орфографическую зоркость учащихся.
  • развивать интеллектуальные способности ребенка: умение наблюдать,
  • сравнивать, анализировать и синтезировать;
  • воспитывать культуру интеллектуального труда, развивать
  • монологическую речь;
  • формировать у учащихся коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю;
  • формировать интерес к предмету;
  • развивать творческую фантазию детей.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • сигнальные круги «Падежи»,
  • снежинки,
  • карточки для доп. заданий для сильных уч-ся;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • памятки «Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?»;
  • баян;
  • снежинки-памятки для домашнего задания «Синквейн»;
  • таблица самооценки.

Программное обеспечение: Презентация: «Склонение имён прилагательных во множественном числе».

Ход урока

I. Организационный момент

Необычный день у нас,
И гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
«Видеть вас мы очень рады!»
Прямо встали,
Тихо сели,
Головами повертели,
Сладко-сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Ноги вместе, спинки прямо-
Поработаем на славу!

Пожелаем удачи друг другу.

(Хлопки в ладоши с соседом)

II. Основная часть. Ознакомление с темой и задачами урока

1. Актуализация опорных знаний, формулирование учащимися темы и цели урока.

На доске запись:

  • добрый, честный –
  • сосна, лиственница –
  • Пермь, Кондратово –

Задание 1.

– К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетания или фразы

  • добрый, честный – положительные качества человека;
  • сосна, лиственница – хвойные деревья;
  • Пермь, Кондратово – сельские поселения.

Задание 2.

– Найдите общее в сформулированных вами понятиях и скажите, о склонении какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке?

(В каждом понятии есть имя прилагательное во множественном числе, значит, тема сегодняшнего урока «Склонение имён прилагательных во множественном числе».)

– Какую цель поставим перед собой?

(Мы должны научиться склонять имена прилагательные во множественном числе. Узнаем падежные вопросы. Будем учиться определять падеж прилагательных во множественном числе и писать их окончания.)

– А ещё будем стараться применять прилагательные во множественном числе в речи.

Слайд 2.

– Открываем тетради, пишем число и тему урока.

Слайд 3.

– Птички нам принесли какое-то известие. Они принесли нам шараду.

Слайд 4.

2. Разгадывание шарады.

Один не пришёл на работу,
Другой не пришёл на учёбу-
Часть первую нашего слова
Они показали нам оба.
Название буквы прибавить
К неявке описанной надо,
И в целом пойдём по дорожкам:
Без цели, а для променада.

Слайд 5.

– Прогул+ка. (За отгадку — снежинка) Променад, в переводе с французского, означает прогулка, маршрут прогулки. Это слово устаревшее.

Разбор отгадки по составу (у доски)

– Птички приглашают нас на прогулку в лес. Хотите?

– Мы в лес за наукой сегодня пойдём.

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

Полюбуемся зимним лесом и дружно выполним задания, за что будете получать снежинки.

Слайд 6.

3. Работа над каллиграфией.

– Февральские ветры надули большие сугробы, и нам надо их преодолеть, чтобы двигаться вперёд. Напишем буквы, изображающие зимние тропинки.

Внимательно посмотрите на данную запись (на доске):

– Если правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.

(К словам левого столбика надо подобрать антонимы: большой – маленький, сухой – мокрый, глубокий – мелкий, старый – молодой, твёрдый – мягкий.

Все слова во втором столбике начинаются на одну букву м. Значит, мы сегодня будем писать букву м.

Дайте характеристику первому звуку в антонимах.

(Согласный, непарный, звонкий, сонорный, может быть твёрдым и мягким.)

– Чем красивее мы напишем эту букву, тем лучше будет наша тропинка.

Красиво писать — красоту творить! мм мМм МмМ

– Во второй строчке найдите закономерность и продолжите.

(Строчная буква м чередуется с идущими в прямом и обратном порядке буквами алфавита мв, мэ.)

– Хорошие получились тропинки. Вы старательные и внимательные.

Оцените свою работу.

Оценка детьми выполненной работы по таблице самооценки.

3) Надо постараться.

(Снежинки упали в тетрадь)

Слайд 7.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!

4. Словарно-орфографическая работа.

– А что мы взяли с собой в лес? Узнайте по признакам и подпишите существительное. Допишите окончания прилагательных (на доске).

красн.. чёрн… вкусн… пшеничн…
спел… мелк… питательн… хлебн…
сух… подсолнечн… кедров… ржан..
(ягоды) (семечки) (орехи) (крошки)

Слайд 8.

– Проверьте себя. Найдите ваше слово на экране. Возьмите с доски снежинку, если справились с заданием.

Читайте также:  Прилагательное в виде сказуемого примеры

– Как вы думаете, какое слово лишнее?

(Крошки, т.к. орфограмма парная согласная и не из словаря)

– А зачем мы всё это, даже крошки, взяли с собой?

– Молодцы. Для лесных жителей февраль — самая трудная пора. Наше угощение поможет им выжить.

Слайд 9.

Нас встречает снеговик.
К зиме холодной он привык.
Но смотрит каждый день вокруг:
Не придёт ли к нему друг?

– Поможем снеговику найти верного друга? Для этого нужно выполнить задание.

III. Изучение нового материала

1. Наблюдение над особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

а) Работа в парах.

Слайд 10.

– Полюбуйтесь, какое чудо! Зимняя сказка! Подберите прилагательные.

– Просклоняйте словосочетание. Окончания прилагательных выделите, запишите падежные вопросы. Будете работать в парах, объяснять написание окончаний прилагательных.

(Дети объясняют друг другу в паре и записывают в тетрадь)

(Можно воспользоваться таблицей в учебнике на стр. 33)

Дополнительные задания для сильных учащихся.

Слайд 11.

– Что вы заметили?

(Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)

– Как определить падеж имён прилагательных множественного числа?

(Так же, как у прилагательных в единственном числе, падеж прилагательного во множественном числе узнаем по имени существительному.)

– Кто помог снеговику? Кто справился с заданием?

Слайд 12.

– Молодцы. Вы нашли друга снеговику. Он очень рад и благодарит вас. Он посылает вам снежинки. (Приостановить работу проектора.)

2. Работа с учебником

а) Сравнение результатов склонения с данными в книге.

– Посмотрите в учебнике на стр. 33 образец склонения прилагательных во множественном числе. Сравните свои результаты с данными в книге. Что заметили?

(В винительном падеже возможен ещё один вариант окончания –ых, -их, если прилагательное связано с одушевлённым существительным.)

б) Чтение правила в учебнике.

– Сравните наши выводы с правилом в учебнике.

– Прочитайте правило на стр. 34 самостоятельно.

– Прочитайте правило друг другу, подготовьтесь к ответам на вопросы.

– Давайте обобщим, что мы узнали.

– Как изменяются прилагательные во множественном числе?

(Прилагательные во множественном числе изменяются по падежам.)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа?

(Не изменяются по родам.)

– Как определить падеж прилагательного во множественном числе?

(Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому оно относится.)

Слайд 13.

– Посмотрите! Мы зашли далеко в лес. Зайчонку угрожает серьёзная опасность. Мы сможем ему помочь, если быстро и правильно составим таблицу.

3. Составление таблицы падежных вопросов и окончаний имён прилагательных во множественном числе.

Слайд 14.

– Какие особенности склонения прилагательных во множественном числе вы заметили?

(Совпадают окончания именительного и винительного падежей, родительного, винительного и предложного.)

— Сколько вопросов и вариантов падежных окончаний для винительного падежа? Почему?

(Два, так как один для тех случаев, когда прилагательное связано с неодушевлённым существительным, а другой, когда прилагательное связано с одушевлённым существительным.)

– Зачем нам нужна эта таблица?

(Будет помогать правильно писать окончания.)

– Как проверить написание падежных окончаний у имён прилагательных?

(Будем задавать вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и окончание.)

– Вы спасли зайчонка. Молодцы. Всем по снежинке.

Слайд 15.

4. Первичное закрепление.

а) Комментированное письмо.

Снежинки хлопьями летят на землю.

– Какие задания вы можете предложить согласно теме урока?

(Дополнить предложение подходящими по смыслу прилагательными во множественном числе, выделить у них окончание и определить падеж.)

Запись предложения с комментированием.

Пушистые снежинки большими хлопьями летят на землю.

Дополнительное задание для сильных учащихся.

(Обозначь части речи, подчеркни главные члены предложения)

б) Фронтальная проверка.

– Приготовьте сигнальные круги. Покажите, пожалуйста, в каком падеже стоит первое прилагательное?

– Как определили падеж?

(Пушистые относится к существительному снежинки. Задаю вопрос: что? –снежинки. Это именительный падеж, значит, и прилагательное пушистые в именительном падеже. Снежинки какие? пушистые, окончание -ые).

– Покажите, в каком падеже второе прилагательное?

(Прилагательное большими относится к существительному хлопьями. Чем? — хлопьями. Творительный падеж. Хлопьями какими? большими.Окончание –ими, творительный падеж.)

– Значит, как определить падеж прилагательного во множественном числе?

(Падеж прилагательного во множественном числе узнаем по имени существительному.)

Физминутка

– Наша прогулка продолжается. Посмотрите, пошёл снег! Встаньте, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу. Протяните руки. Ощутите на ладонях пушинки-снежинки. Покружитесь.

Читайте также:  Резать это существительное или прилагательное

(Ученики поют под баян и выполняют движения)

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь
Встанем вместе все в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили-
Крышу пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

IV. Закрепление. Упражнение в склонении прилагательных во множественном числе и определении падежей

1. «Успокой вьюгу»

а) Самостоятельная работа.

– Успокойте разгулявшуюся вьюгу. Для этого допишите окончания и определите падеж.

Памятка для слабых учащихся.

«Как проверить безударное падежное окончание имени прилагательного?»

Слайд 16.

– Продолжается игра.
Мы теперь учителя!
Работу друга проверяйте
И ошибки исправляйте.

– Поднимите руку, у кого ученик выполнил работу без ошибок?

Слайд 17.

– Последим глазками за снежинкой. (Физминутка для глаз).

Слайд 18.

2. Выполнение разноуровневых заданий по карточкам.

а) Дифференцированная работа.

Для слабых учащихся.

1 задание. Согласуй данные в скобках прилагательные с существительными, обозначь падеж, выдели окончания.

Наступила зима с трескучий) морозами, с (глубокий) сугробами. Обрядила волшебница сосны и ели в (тяжелый, снеговой) шубы. До самых бровей нахлобучила им (белоснежный) шапки.

2 задание. Дополни предложения подходящими по смыслу прилагательными.

Засыпаны снегом …. березки. Трещат от . морозов … стволы. Их …. ветви похожи на …., …. кружева.

Слова для справок: сильных, гибкие, стройные, испуганных, тонкие, красивые, причудливые.

Для сильных учащихся.

3 задание. Мини-сочинение на тему «Забота о птицах».

1 предложение – красногрудые снегири (И.п), снег (Т.п.)
2 предложение – деревья (П.п.)
3 предложение – зимний парк (П.п.), заботливые ребята (И.п.)
4 предложение – голодные птицы (Д.п.), корм (В.п.)

4 задание. Используя данные слова и словосочетания, составь текст.

Последний зимний месяц, суровый, вьюги, метели, морозы, старуха Зима, солнышко, сосульки, весна.

б) Проверка работ.

Чтение текстов по порядку.

(Снежинка за правильно выполненное задание)

– Что вы можете сказать о прочитанных текстах?

(Их объединяет одна тема «Зима»).

– Почему они получились выразительными, красивыми, образными?

(Прилагательные украшают нашу речь.)

– Зима дарит вам снежинки.
Нам пора возвращаться в класс.

V. Домашнее задание

– Я тоже хочу подарить вам большие снежинки Памятки для домашнего задания. Они вам будут напоминать о синквейне. Синквейн-восточное стихосложение. Дома я предлагаю вам попробовать себя в роли поэта и написать синквейн о сегодняшней прогулке. В этом стихотворении совсем не обязательна рифма. Здесь важно соблюдать употребление
нужных частей речи.

Синквейн.

(У каждого ученика памятка-снежинка с особенностями данного стихосложения.)

  • Первая строкаодно ключевое слово, (существительное) определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строкадва прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строкатри глагола, показывающих действие понятия.
  • Четвертая строкапредложение из четырёх слов, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
  • Пятая строкаодно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, настроение.

Прилагательные.
Разные, прекрасные.
Украшают, изменяются, склоняются,
С интересом нами изучаются.
Интересно!

Слайд 19.

Cтр. 34 — правило, синквейн или упр. 343.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

Слайд 20.

– Наш урок подошёл к концу. Что на уроке было главным?

– Что было интересным?

– Какую цель мы поставили на уроке?

– Что мы сделали для её достижения?

– Как правильно написать безударное падежное окончание имён прилагательных во множественном числе?

– Какие задания вызвали затруднение?

Слайд 21.

– Вы сегодня творчески работали. Своим теплом, добрыми делами, хорошими знаниями помогли братьям нашим младшим. Ведь что может быть красивее доброго сердца, в котором горит огонёк любви, огонёк милосердия.

– Посчитайте свои маленькие снежинки. Кто доволен своей работой?

– Возьмитесь за руки, улыбнитесь тому, с кем вам понравилось работать,

тому, чья работа вам понравилась.

– Я тоже очень рада. Спасибо вам!

– Оцените свою работу на уроке.

Комментирование оценок учителем, выставление их в журнал и в дневники учащихся.

Слайд 22.

Источники информации:

1. Русский язык. 4 класс: Поурочные разработки к учебнику В.Канакиной.

2. А.Ундзенкова, О.Сагирова. Русский с увлечением. Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. Екатеринбург, «АРД ЛТД», 1997.

3. Г.А.Бакулина, Е.А.Обухова, Н.В.Дембицкая. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка.

4. Загадки – шарадки и не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. — Волгоград: Учитель, 2007.

Источник