Меню

Склонение имен прилагательных женского рода проверочная работа



Кратковременная самостоятельная работа по теме: «Склонение имён прилагательных женского рода»

Кратковременная самостоятельная работа

по теме: «Склонение имён прилагательных женского рода»

Вариант 1

Цель: проверить умения различать имена прилагательные женского рода, изменять имена прилагательные женского рода по падежам, выделять имя прилагательное в предложении, определять его число и падеж, согласовывать с именами существительными.

Выпиши имена прилагательные женского рода

Разноцветный ковёр, пушистая снежинка, синее платье, ранняя зима.

Подбери имена прилагательные к слову зима.

3. Просклоняй словосочетания: пушистая снежинка, ранняя зима.

4. Поставь прилагательные в том же роде и числе, что и существительное. Запиши словосочетание.

с (зимняя) рыбалки __________________________________________________________

по (скользкая) дорожке ______________________________________________________

Подчеркни имена прилагательные, определи род число и падеж

На лесной опушке притаилась рыжая лисица.

Подбери правильные падежные окончания и соедини их линиями

Кратковременная самостоятельная работа

по теме: «Склонение имён прилагательных женского рода»

Вариант 2

Цель: проверить умения различать имена прилагательные женского рода, изменять имена прилагательные женского рода по падежам, выделять имя прилагательное в предложении, определять его число и падеж, согласовывать с именами существительными.

Выпиши имена прилагательные женского рода

Пушистый снег, зимняя дорога, яркое солнце, сильная вьюга.

Подбери имена прилагательные к слову снежинка.

3. Просклоняй словосочетания: снежная зима, синяя шапка.

4. Поставь прилагательные в том же роде и числе, что и существительное. Запиши словосочетание.

на (березовая) ветке __________________________________________________________

на (новая) открытку _________________________________________________________

Подчеркни имена прилагательные, определи род число и падеж

По лесной тропинке бежит белый заяц.

Подбери правильные падежные окончания и соедини их линиями

Источник

Склонение имен прилагательных женского рода. 4-й класс

Класс: 4

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями склонения прилагательных женского рода.
  • Воспитывать ответственность перед окружающей природой за поступки людей.
  • Развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.
  • Развивать творческие способности.

Оборудование: Мультимедийная доска, презентация, карточки для произведения склонения прилагательных, сигнальные карточки: «веер с падежами», «ёлочки».

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята. У нас с вами урок русского языка. Но урок – необычный. Мы побываем сегодня в зимнем лесу.

II. Сообщение темы урока.

Ребята, какой праздник самый любимый у большинства детей? (Новый год).

– Правильно. Мне он тоже очень нравится. Посмотришь на ёлочку, и сразу настроение улучшается. Красавица! Правда?

– Только праздник уже закончился, и нужно сложить все игрушки в коробку. Давайте это сделаем вместе и заодно ещё поговорим о ёлочке.

– Скажите, слова какой части речи помогут мне более точно описать её? (Прилагательные).

– Что ж, я буду рассказывать, а вы, как только услышите прилагательное, описывающее ёлочку, просигнальте мне. (Для этого дети используют изображение ёлочки, лежащее у них на столах. Рисунок 1.)

Папа принёс домой зелёную пушистую ёлочку. Какие же вы здесь заметили прилагательные? (Зелёную, пушистую).

Мы повесили на неё игрушки, и она стала красивой, нарядной. А здесь? (Красивой, нарядной.)

Гостья радовала нас своей свежей зеленью. И сама она казалась весёлой. (Свежей, весёлой).

Но праздник закончился. Все игрушки с ёлки спрятали в коробку, и ёлка стала . Какой?

– Какой же стала ёлочка? Как вы думаете? (Грустной). А почему? (Ответы детей).

А разве справедливо, что в угоду каждой семье ежегодно должно гибнуть целое деревце? (Нет).

– А какой же выход вы видите? (Ответы детей).

Читайте также:  С каждым из них составь такое словосочетание в котором прилагательное

– Хорошо, что вы это понимаете сейчас. Но не забудьте этого и впоследствии. Давайте прочитаем на обратной стороне «ёлочки» то, о чём она просит. (Рисунок 2).

Свою ошибку осознай!
И никогда не повторяй!
Пойми, что многих ты сильней.
Так не губи их, пожалей!

– Ребята, прочитайте на экране прилагательные, которые вы нашли. К каким существительным они относятся? (Ёлочка, зелень).

– Какого они рода? (Женского).

– В одном ли падеже они стоят? (Нет). Почему? (Разные вопросы и окончания).

– Сегодня мы будем наблюдать за окончаниями прилагательных женского рода, чтобы знать, как их правильно писать.

– Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока «Склонение прилагательных женского рода».

III. Словарная работа.

– Запишите словарные слова:

Аллея, лестница, дорога, декабрь, комната, хорошо, до свидания, сегодня, чёрный, крестьяне.

– Поменяйтесь тетрадями и проверьте, всё ли верно написали. Поднимите руку, у кого нет ошибок. Молодцы! Остальным надо повторить написание этих слов.

– А теперь обратите внимание на три первых написанных слова. Они на экране. Найдите среди них то слово, в котором

  • во-первых, букв столько же сколько и звуков,
  • во-вторых, гласных звуков больше, чем согласных.

– Что это за слово? (Аллея).

– Как вы понимаете это слово? (Аллея – дорога в парке с рядами деревьев.)

– А ели растут вдоль этой дороги? (Да).

– Но ели растут не только в парке, но и где? (В лесу).

IV. Изучение новой темы.

–Правильно. Посмотрите на экран. Какая красота! А из леса к нам спешит гостья. Узнаёте? Кто это? (Снегурочка)

– Она пришла помочь нам. Дунула Снегурочка на стекло и появились там слова. Какой частью речи они являются? (Прилагательные и существительное).

– А какого рода прилагательные? (Женского).

– Просклоняем прилагательные женского рода и посмотрим, как изменяются окончания.

Задайте вопрос от существительного к прилагательному и поставьте прилагательное в нужном падеже.

(Коллективно выполняется работа по карточке. Рисунок 3.)

– А сейчас, внимание!

Посмотрите в каких падежах прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковое окончание? (В Р.п., Д.п., Т.п., П.п.).

– Какое это окончание? (-ой, -ей). А в именительном и винительном падеже? (-ая, -яя)

Таким образом, прилагательные в Р., Д., Т., П. падежах отвечают на один вопрос и имеют одинаковое окончание. Какое? (По ответам детей составляется таблица. Рисунок 4.)

Ребята, а хорошо ли то, что окончания повторяются? (Да. Легко запомнить).

А есть ли что-то здесь плохое? (Да. По окончанию сложно определить падеж).

V. Работа с учебником.

Давайте проверим это с помощью упражнения, предложенного Снегурочкой. Найдите упражнение со снежинкой на странице 19.

– Прочитайте 1-ое предложение. Есть ли прилагательные женского рода? (Да).

– Прочитайте. (Детской железной).

– Определите падеж, покажите с помощью веера. (П.п.)

– А как вы определили? (По существительному?)

– Назовите окончание? (-ой).

– Прочитайте второе предложение. Есть прилагательное женского рода? Прочитайте. (Северной).

– Определите падеж. (П.п.). Назовите окончание? (-ой).

– Читаем следующее предложение. Ищем прилагательное женского рода. (Здесь нет).

– Продолжаем. (Здесь есть прилагательное женского рода. Железной.)

– И последнее предложение. Есть здесь? (Нет).

– Так в каких же падежах одинаковое окончание у прилагательных женского рода? (Р.п., Д.п., Т.п., П.п.)

Смотрю, немного вы устали.
Давайте все мы дружно встанем.
Будем вместе мы читать.
И движения повторять.

Читайте также:  Как отличить деепричастие от причастия и прилагательного

VI. Физкультминутка.

Я мороза не боюсь!
Полеплю снеговика.
Разомнусь ещё слегка.
И на лыжах покатаюсь.
Я здоровым быть стараюсь!

VII. Закрепление.

Садитесь. Пока мы с вами отдыхал, снег засыпал всё кругом. Как же Снегурочка домой вернётся? Давайте расчистим снег с дороги. А для этого восстановим морфологический разбор слова. А возьмём это слово в первом предложении того упражнения, которое мы рассматривали.

(Выполняют самостоятельно. Затем следует коллективное обсуждение).

– Смотрим на первую строчку. Что скрыто под сугробом? (Сущ.)

– Обратите внимание на третью строчку. Что здесь снег спрятал? (Ж.р., 1 скл.).

– Посмотрите на четвёртую строчку. (П.п.).

– И под последним сугробом… (обст.).

Вот она – дорога. Мы расчистили снег. Но, смотрите, леса-то нет. А уже темнеет. Снегурочке домой пора. Давайте нарисуем этот лес. Ведь слово обладает волшебной силой. Составим текст и запишем его тетради. Будьте внимательны. Не отставайте.

– Прочитайте три следующих предложения.

Наступила холодная снежная зима. Январский лес спит под тёплой пушистой шубой. Река укрылась под ледяным панцырем.

– Найдите то, с которого начнётся наш текст. Оно соответствует данной схеме. (Рисунок 5).

– Какое это предложение? (Второе). Запишите его, вставляя пропущенные окончания.

Следующее предложение «рассыпалось из-за ветра». Соберите его.

Земля, ковром, покрыта, Вся, (белый).

– Какое получилось предложение. (Вся земля покрыта белым ковром.)

– Прочитайте следующие два предложения.

Величаво и горделиво стоят деревья в белом лесу. Зима накинула на них белое покрывало.

– Всё ли вам здесь нравится? (Нет. Прилагательные белое, белом повторяются.)

– Давайте заменим другими словами. (Ответы детей).

– Красивый у нас с вами появляется лес. Давайте и текст закончим красиво. Прочитайте следующее предложение.

Как кружева, … их ветки на фоне голубого неба.

(Вырисовываются, выглядят, смотрятся, торчат)

– Какое слово из нижнего ряда вы вставите? (Высказывания детей). Запишите. А какое слово не подходит. (Торчат).

– Прочитайте, что у вас получилось. Найдите в тексте прилагательные мужского и среднего родов. Какие окончания вы вставили? (Ответы детей).

– Найдите в тексте прилагательные женского рода. Какое же окончание вы вставили? (-ой). Почему? (В Т.п.).

– А теперь самостоятельно закончите текст, добавив 4-5 предложений. Обязательно вставьте прилагательные, в том числе женского рода. (Самостоятельная работа).

– Давайте зачитаем, что у вас получилось. (Дети зачитывают свои работы).

– Какие прилагательные мужского и среднего родов вы использовали? Назовите окончания и объясните, почему вы вставили именно их. (Ответы детей).

– Использовали ли вы существительные женского рода? В каком падеже и с каким окончанием? (Ответы детей).

VIII. Подведение итога.

– В каких падежах безударные окончания прилагательных женского рода имеют одинаковые окончания? (Ответы детей)

– Вот и оленёнок прибежал за Снегурочкой. Давайте скажем ей: «До свидания!»

IX. Домашнее задание: упражнение 315, правило с.19.

– Вот и закончилась наша сказка, а чудеса всё равно продолжаются. Снегурочка ушла, но оставила вам подарки. (Рисунок 6). Эти снежинки будут вам запомнить окончания прилагательных женского рода. Урок окончен. Удачи!

Источник

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

Видео

Книжная полка

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2020

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе, с. 59 – 61

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе

Ответы к стр. 59 – 61

1. Прочитай. В каком падеже имена прилагательные женского рода имеют такие окончания? Соедини линиями падеж и окончания в данном падеже.

И. п. -ая (-яя)

-ой (-ою) ⇒ Т. п.

Р. п. Д. п. -ой (-ей) Т. п. П. п.

2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Составь из слов предложения. Отметь √ предложение, в котором имя прилагательное женского рода будет употреблено в винительном падеже. Запиши составленные предложения.

(летн я я, кончилась, ночь, тёпл а я)
Кончилась летняя тёплая ночь.

(покрыта, росою, трава, прохладн о й)
Прохладной росою покрыта трава.

(взойдёт, скоро, и, солнышко, росу обсушит, утренн ю ю)
Скоро взойдёт солнышко и обсушит утреннюю росу.

3. Прочитай. Допиши окончания имён прилагательных. Подчеркни лишнее словосочетание. Укажи род имён прилагательных.

Влажн ую (ж. р.) землю, в дальн юю (ж. р.) дорогу, на песчан ый (м. р.) берег , про интересн ую (ж. р.) экскурсию.

4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни словосочетания с именами прилагательными, употреблёнными в единственном числе в родительном падеже.

Из чего только люди не м а стерили лодки! Индейская пирога — из древесн о й коры , каяк — из тюлень е й или моржов о й шкуры , лодка древних египтян — из стеблей трос т ника-папируса. На папирусной лодк е уже появился парус.

5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы и окончания имён прилагательных. Укажи падеж над именами прилагательными женского рода.

Вдоль Тихоокеанск ого побережья Северн ой (Р. п.) и Южн ой (Р. п.) Америки можно встретить уд и вительн ую (В. п.) птицу с лапами необыкновенн ого цвета — голубоног ую (В. п.) олушу.

6. Прочитай. Выпиши из предложения словосочетания с именами прилагательными, ставя вопрос от имени существительного к имени прилагательному и указывая в скобках род и падеж имени прилагательного.

В красной шапочке серенький дятел
Застучал по сосновой коре.

Дятел (какой?) серенький (м. р., И. п.);
(в) шапочке (какой?) красной (ж. р., П. п.);
(по) коре (какой?) сосновой (ж. р., Д. п.).

7. Прочитай. Отметь √ вопросы, на которые могут отвечать имена прилагательные женского рода в творительном падеже в единственном числе.

какой? какую? какою?

8. Прочитай. Впиши пропущенные имена прилагательные в нужной падежной форме, выбрав их из правого столбика слов.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

9. Прочитай. Отметь √ словосочетание, в котором имя прилагательное отличается от других имён прилагательных по признаку рода. В скобках укажи род и падеж имён прилагательных.

на утренней заре (ж. р., П. п.)
под колючей ёлкой (ж. р., Т. п.)
в большом водопаде (м. р., П. п.)
из слоновой кости (ж. р., Р. п.)
по шоссейной дороге (ж. р., Д. п.)

• Составь и запиши предложение с любым словосочетанием.

Источник