Меню

Склонение прилагательных по падежам в русском языке упражнения



Тренажёр «Правописание падежных окончаний имен прилагательных»

Вставьте окончания имён прилагательных

Вставьте окончания имён прилагательных среднего и мужского рода, запишите в скобках падеж.

У волчь… ( ) логова

на павлинь… ( ) хвосте

от собачь… ( ) лая

к главн… ( ) питомнику

в минувш… ( )воскресенье

на задн… ( ) стекло

под бушующ… ( )ураганом

по заячь… ( ) следу

под черепашь… ( ) панцирем

в грязн… ( ) овраге

около горн… . ( ) леса.

Вставьте окончания имён прилагательных женского рода, запишите в скобках падеж.

В тяжел… ( ) сумке

без зимн… ( ) одежды

на пушист… ( ) снежинку

перед новогодн… ( ) ёлкой

к последн… ( ) полке

на утренн … ( ) зарядку

за дальн… ( ) дорогой

над глубок… ( ) лужей.

Вставьте окончания имён прилагательных множественного числа, запишите в скобках падеж.

из снежн… ( ) сугробов

в колюч… ( ) кустарниках

на зверин… ( ) следы

с чудесн… ( ) призами

о стар… ( ) крышах

Спиши текст, вставь окончания и определи падеж имён прилагательных

Была ясн… ночь. У избушки стоял козёл. Он поднял ножку, а на ней серебрян… копытце блестит. Прыгнул козёл с узк… дорожки на крышу и давай копытцем бить. Из-под ножки камешки дорог…. посыпались. Вернулся дед домой и не узнал избушку. Она вся была в дорог…. камнях. Камни горели разн… огнями.

Источник

Склонение прилагательных по падежам в русском языке упражнения

Напишите имена существительные и прилагатель­ные из скобок в родительном падеже. Выделите окончания прилагательных. Образец: приехал с дальнего (Р.п.) острова.

Возвратился из (долгий поход), собрались у (яркий костёр), стакан (парное молоко), со­грелся в лучах (весеннее, утреннее солнце), на дне (глубокое ущелье), на страницах (модный журнал), буханка (чёрный хлеб), начало (ново­годнее торжество), в тени (сосновый бор), ку­пил для (любимый сын), приготовил для (праздничный стол), добрался до (ближайший город), на берегу (Средиземное море), слез с (высокое дерево).

Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж прилагательных.

1. На строительство дачн. домика привезли доски. 2. Зимой в лесу можно повстречать голодн. и зл. серо. волка. 3. Вокруг древн. рыцарск. замка был выкопан глубокий ров. 4. В зоопарке мы видели толст. неуклюж. носорога. 5. Ведро воды вытащили из глубок. колодца. 6. На крышке старинн. сундука ви­сел замок. 7. Мама сшила платье из льнян. полотна. 8. С мягк. удобн. кресла не хотелось вставать.

1. В классе уютном просторном утром стоит тишина. 2. Ребята с интересом наблюдали за маленьким шустрым зверьком. 3. Соловья в летнем саду редко увидишь. Но кто не слышал об этом прекрасном певце! 4. Из-под снега в поле чистом ручеёк струится быст­рый. 5. Под высоким косогором у реки живут стрижи. (Е. Стюарт) 6. Он сидит на лучшем месте возле самого окна. 7. В громадном мага­зине людей полным-полно. (С. Михалков) 8. Утро красит нежным светом стены древнего Кремля. (В. Лебедев-Кумач) 9. Рожь наливает­ся зерном тяжёлым, урожайным. 10. Солнеч­ным погожим днём в поля идут комбайны. 11. Ярко светит зорька в небе голу­бом. Тихо всходит солнце над большим селом.

Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж.

В сплошн. осенн. тумане, ранн. зимн. утром, в зимн. утренн. уборе, в тонк. кру­жеве, на светл. фоне, в хвойн. лесу, смо­лист. дымом, над лев. берегом, о смел. человеке, об отважн. поступке, о смешн. слу­чае, над дальн. лугом, чист. звёздн. небом, морозн. воскресн. днём, с симпатичн. зверьком, бодр. шагом.

Спишите предложения, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Выделите их. Укажите падеж.

1. В вечерн. небе зажглись звёздочки. Я любовался вечерн. небом. 2. На уроке расска­зывали о знаменит. художник. . Ребята поз­накомились со знаменит. художником с по­мощью его картин. 3. Солнце скрылось за белоснежн… облаком. Самолёт летел в белоснежн. облаке. 4. В уютн. дупле белка про­водит холодную зиму. Перед своим уютн. ду­плом сушит она грибы на веточках.

Читайте также:  Морфологический разбор прилагательного слова зимним

Спишите пословицы, ставя слова из скобок в нуж­ный падеж. Укажите падеж. Выделите окончания.

1. В (согласное стадо) волк не страшен. 2. (Ласковое слово) и камень растопишь. 3. (До­брое семя) поле засевать — никогда нужды не знать. 4. При (летнее ясное солнышко) и ягод­ка краснеет.

Источник

Упражнения в определении падежа имени прилагательного. 3-й класс

Класс: 3

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Русский язык. 3 класс. УМК « Школа России». [слайд 1]

Тип урока: усвоение полученных знаний.

Цель урока: Закрепить знания об имени прилагательном и умения определять род, число, падеж имени прилагательного.

Планируемые результаты:

  • Предметные: закрепить умение в изменении прилагательных по падежам, в определении рода и падежа имён прилагательных.
  • Личностные: прививать интерес к языку, к данной части речи; учиться быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниям учащихся.

Этап урока
Методы
и приемы

мин

Содержание урока.
Деятельность
учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Организационный этап

Сколько правил, сколько правил,
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только,
Будь внимательным и только,
Все запомнишь, все поймешь.
Можете садиться. У нас урок … (русского языка)
Чтобы быть успешным на уроке, отгадайте формулу успеха. [слайд 2]
Добавьте нужные слова в формулу.
Старание+внимание+сообразительность=успех.
А ведь УСПЕХ – это 1% таланта и 99% труда.
Давайте потрудимся показать свои знания и умения,
воспользуемся этой формулой.

Р.: способность к мобилизации сил и энергии.

Вспомните, какие окончания, к какому роду относятся. (Учитель показывает указкой на любое сочетание)
Молодцы!

Развитие речи. [слайд 6]

Задание: Догадайтесь, о ком или о чём идёт речь –

  1. Что это за барабанщик? Зацепился за ствол сильными ногами. Упёрся своим упругим хвостом и крепким, как долото, клювом долбит дерево. (дятел)
  2. 2) Ягоды на этом дереве появляются в конце лета или осенью, ярко-красные, собранные в большие пучки. Но срывать ягоды стоит срывать уже после того, как их прихватит мороз. Тогда они будут вкусные. (рябина)
  3. 3) Её все знают с самого детства. Она участвует во многих народных сказках. Этот хитрый зверёк … лисица)
  4. 4) Об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают её вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта – истребитель грызунов, а значит, наш большой друг. И зовут её … (сова)

Подберите прилагательное к этим сущ.

— А теперь я сама напишу вам существительные. [слайд 7]
Весна, ужас, туман, вкус, тишь, длина, место, лето.
От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные в начальной форме (форма мужского рода)

Образовывают прил. от сущ.

3. Самоопределение к деятельности

Подберите к именам прилагательным имена существительные и поставьте данные прилагательные в нужную форму (+карточки с именами сущ.) [слайд 8]
(яблоко, утро, капель, видимость, ленточка, поступок, голос, житель)
Что значит поставить в нужную форму? (изменить окончание в зависимости от рода)

Источник

Упражнения по теме «Имя прилагательное»

Упражнение 1.

Дополните предложения прилагательными.

1. Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…).

2. Великолепен вид (…) леса. Все покрыто (…) снегом. (…) воздух тонок и жгуч. Снег опушил (…) деревья и кусты. По ним скользят (…) (…) лучи и обсыпают их (…) блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость (…) неба. (…) туча заволокла горизонт.

Упражнение 2.

Определитьт разряд прилагательного.

З аячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Упражнение 3.

Выпишите из текста словосочетания «Существительное + прилагательное». Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных.

Овладей русской речью

Ты родной владеешь речью,
бойко говоришь.

Русский же язык неважно
знаешь, мой малыш!

Слушай потому поэта,
будь прилежен впредь,

Чтоб могучей русской речью
хорошо владеть.

Эта речь полна величья,
гордой простоты,

В ней прекрасных слов богатство,
сила красоты.

Скажем, к странам зарубежным
держишь морем путь,

Перед спутниками хочешь
знаньями блеснуть –

В разговорах или спорах
с другом иль врагом

Ты воспользуешься смело
русским языком!

Потому ты, школьник резвый,
будь прилежней впредь!

Ты обязан русской речью
хорошо владеть.

Упражнение 4.

Прочитайте текст и выполните задания.

Величайшее 3 богатство народа — его язык! Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна 3 та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость.

Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову)

Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам.

Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного.

Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого).

Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Тест по теме «Имя прилагательное»

Б) признак предмета

В) признак признака

Г) признак действия

2. Морфологические признаки прилагательного это:

Б) род, число, падеж

В) род, число, лицо

3. Синтаксические признаки прилагательного это :

А) определение, сказуемое

Б) определение, обстоятельство

В) определение, дополнение

Г) дополнение, обстьоятельство

4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?

А ) могуч, первый, сильное, лисий

Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела

В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый

Г) одетый, несчастный, злой, высказан

5. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие .

А) материал, из которого сделан предмет

Б) признак по его принадлежности

В) признаки, указывающие на различные качества предмета

6. Укажите относительные прилагательные.

А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)

7. Укажите притяжательные прилагательные.

А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)

Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)

В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

8. В каком ряду все прилагательные качественные?

А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка

Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос

В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос

9. В каком ряду все прилагательные относительные?

А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо

Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф

В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

10. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь

Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог

В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора

11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!»

А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.)

В) родной (м.р.), нежный (м.р.)

12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ:
«
Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.»

А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.)

В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.)

13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени .

А) самый быстрый

14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени .

А) менее сложный

15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени .

В) более громкий

Г) менее тяжёлый

16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени.

Б) самый глубокий

В) более глубокий

17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А. острее, менее крутой, более выше

Б. длиньше, самый красивый, сладчайший

В. очень маленький, красивее, ниже всех

Г. дольше, лучше, наивкуснейший

18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных.

А) самый веселый, меньше всех, более высокий

Источник

2. Актуализация опорных знаний и словарная работа

Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее:

У существительных подчас —
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

Правильно, это имя прилагательное [слайд 3]
Сейчас нас ждёт игра «Эскалатор» [слайд 4]

У нас есть ответы.
Ребята, которые сидят за 1 партой, будут задавать вопросы к данному ответу ребятам, сидящим за 2 партой и т.д. Так мы поднимемся вверх по лесенке знаний и повторим изученное об имени прилагательном. Давать полные ответы.

Сохраняют учебную задачу

П.: структурирование знаний;
выбор способов решения задач.

Предполагаемые вопросы:
— На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какой? какая? какое? какие?)
— Что обозначает имя прилагательное? (признак предмета)
— Каким членом предложения является имя прилагательное? (определением)
— Как подчеркивается в предложении? (волнистой линией)
Для чего нужны имена прилагательные?
(чтобы украшать нашу речь)
— С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным)
Рассказывают — отвечают на вопросы об имени прилагательном
— Минутка чистописания. [слайд 5]
Запишите сочетания букв: -ая, -яя, -ый, -ий,-ой, -ое, -ее, -ые, -ие.
Посмотрите внимательно на буквосочетания.
Что вы заметили? (Это окончания имен прил. в начальной форме).
Почему окончаний так много? (Окончания зависят от рода имени прил.)
От чего зависит род имени прилагательного? (Род имени прил. зависит от рода имени сущ., связанного с ним)
Записывают
Показывают карточки с названием рода