Меню

Слитное и раздельное написание не с прилагательными 6 класс фгос



Урок по русскому языку в 6-м классе по теме «Правописание НЕ с прилагательными»

  1. Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
  2. Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе .

Тип урока: формирование новых знаний.

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год; диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 5 класс, карточки.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Проверка домашнего задания.

Задание: выполнить синтаксический разбор предложений, морфологический разбор 2-3 прилагательных письменно.

  1. Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах. ( А. Блок.)
  2. Морозное дыхание метели ещё свежо. (И. Бунин.)

Вечерние (тени) – прилагательное.

I. Тени (какие?) вечерние.

II. Пост.- относит.; непост. – в им.пад., мн.ч.

III. Тени (какие?) вечерние. (Определение)

3. Блиц — опрос по контрольным вопросам.

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего — либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. На доске запись.

Ученье без уменья (не) праздность, а труд.
Пишут (не) пером, (не) польза, а беда.
Мы ценим и любим а умом.

Задание: проведите линии так, чтобы первая часть пословицы нашла вторую. Раскройте скобки. Объясните, чем является НЕ: приставкой или отрицательной частицей?

— Как вы поняли пословицы? ( Учащиеся дают толкование пословиц.)

5. Работа по карточкам. (Устно.)

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

  1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем
  2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
  3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.
  4. (Не) быть гордым и грубым.
  5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
  6. (Не) хвастаться и (не) лгать.
  7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.
  8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
  9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
  10. Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

Запись в тетрадях пункта №10.

Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь.

А все, что учишь, пригодится!

— Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

6. Словарный диктант.

Ненастье, несчастье, недоразумение, недоумевал, неправда, нездоровится, непогода, невежда, недостаток, незабудка, не думал, недруг, не друг, а враг.

Читайте также:  Морфологический разбор прилагательного красивыми

— Определите, в каком слове НЕ – приставка, а в каком – часть корня. Что нужно сделать, чтобы узнать это?

-Как различаются на письме приставка НЕ и частица НЕ?

-Объясните лексическое значение слова невежда.

-Образуйте от существительных ненастье, несчастье прилагательные.

Вывод: прилагательные, образованные от существительных, которые без не не употребляются, также не употребляются без не.

7. Сообщение темы, целей урока. Объяснение нового материала.

Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются таблицы).

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если: Раздельно, если:
— без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

— можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый — злой, нехороший — плохой)

— есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

— есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

— прилагательные в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

— с кратким прилагательным ( не могуч).

8. Закрепление материала.

1.Используется компьютер. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, урок по теме: “Правописание прилагательных”. ( Используются тренажеры.).

2.Работа с учебником. Выполнение упражнений.

Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не- придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.

Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?

9. Обобщение изученного.

— Как пишется не с прилагательными?

Слитное и раздельное написание НЕ со словами

Есть слова, они без не в глупость превращаются,
Их без не тебе и мне ставить запрещается.
При словах: отнюдь, совсем людям легче дышится,
Тут уже понятно всем: не отдельно пишется.
Пишется отдельно не, если в предложении
Есть противопоставление.
Если слово вместе с не новым заменяется,
Значит, к слову это не присоединяется.
( “ Радионяня”. “ Веселые уроки”.)

10. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

11. Домашнее задание.

  1. С.А.Романова. Тематическая разработка уроков русского языка в 6 классе. М., Школьная Пресса, 2002 год.(“ Русский язык и литература в школе -приложение к журналу “ Русская словесность”.
  2. Учебник русского языка для 6 класса Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и других авторов, под редакцией Н.М.Шанского, М., “Просвещение”, 2008 год;
  3. Диск “Виртульная школа Кирилла и Мефодия” 6 класс.
  4. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты/ сост. С.А.Брагина.- Волгоград; Учитель, 2009 год.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Не с прилагательными

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Слитное написание частицы не с именами прилагательными.

2. Раздельное написание частицы не с именами прилагательными; особые случаи раздельного написания.

3. Повторение правописания имён существительных с частицей не.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «чей?». Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Краткие прилагательные отвечают на вопросы «каков?», «какова?», «каково?», «каковы?» и изменяются по числам, в единственном числе – по родам: бел, бела, бело, белы.

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с.

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019. – 32 с.

Теоретический модуль для самостоятельного изучения

Правописание частицы не с прилагательными зависит от следующих условий.

Не пишется слитно, если:

1) слово не употребляется без не (нерадивый, небрежный);

2) слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый – злой, нехороший – плохой).

не пишется раздельно, если:

1. у прилагательного есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

2) есть слова-усилители далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

3) прилагательные употреблены в сравнительной или превосходной степени (не громче, не красивейший);

4) с кратким прилагательным (не могучи).

Запомним: раздельное написание не с именами прилагательными повторяет раздельное написание не с именами существительными, но лишь отчасти.

не с именами прилагательными, как и не с именами существительными, пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом а. Квартира не большая, а маленькая (прилагательное не большая пишется раздельно, так как оно при помощи союза а противопоставляется своему антониму – прилагательному маленькая).

Выберите один правильный вариант ответа.

Как напишете не с прилагательным в предложении:

(Не)дорогой, но удобный портфель.

1) раздельно, так как есть противопоставление с союзом но;

2) можно писать и слитно, и раздельно в зависимости от значения в контексте;

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

3) слитно, так как при противительном союзе но прилагательные не являются антонимами.

Прочитайте внимательно отрывок. Выберите правильные утверждения.

«Зря вы думаете, уважаемая ворона, – сказала лисица, – что голос у вас (не)приятный. Он нисколько (не)резкий и противный». (Крылов)

1) это сложное предложение;

2) в данном отрывке есть обращение;

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-«магнит»: нисколько не;

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

3) «(не)приятный» пишется раздельно, так как есть противопоставления с союзами а, но;

4) в отрывке один предлог;

5) «(не)резкий» пишется раздельно, так как есть слово-усилитель нисколько не

6) «(не)приятный» пишется слитно, так как прилагательное можно заменить словом, близким ему по значению.

Источник

Технологическая карта урока «Не с прилагательными»

Технологическая карта урока

ФИО педагога: Файзуллина Наталья Александровна

Предмет: русский язык

Тип урока: урок-освоения нового материала

Тема урока не с именем прилагательным

Цели урока: Обучающая . А) знать правила правописания НЕ с прилагательными;

Б) формировать умения отличать слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и навыки правильно применять правила при письме;

В) развивать интерес к русскому языку.

Развивающая: Развить логическое и аналитическое мышление. развитие мотивации к исследовательской деятельности

Воспитательная: воспитать интерес к предмету.

. Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока

Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Приветствие. Объясняют смысл. Записывают число, классная работа.

Ученики продолжают фразу.

Здравствуйте, Садитесь! Ты мой друг и я твой друг, вместе мы семья ,если не смогу один можем ты и я!

Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.

-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?

( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).

— Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?

Приветствие, настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

Коммуникативные-установка на общение

Проверка домашнего задания

Дети. Отвечают на вопросы.

В Какие цели вы поставите сегодня на занятии?

Познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;

Повторить правописание не с существительными и глаголами.

Воспитательная: прививать любовь к учебе.

2) Познакомиться с … .

Знание правил и умение их применять и приводить примеры.

Изучение нового материала

Дети отвечают на вопросы.

Далеко не спокойный

Не редкий, а частый лес

Ничуть не легкая ноша

Очень небольшая поляна

В течение урока заполняем таблицу.

Раскройте скобки, обозначьте орфограмму

(Не)редкий, а частый лес

Ничуть (не)легкая ноша

Очень (не)большая поляна

Распределите в два столбика

(Не)широкая, но красивая реч…нка

Никому (не) извес…ные факты

(Не) правдивый, а лживый

. III. Изучение новой темы

Применение полученных знаний.

Познавательные- слышать и понимать содержание. Развитие логики.

Закрепление нового материала

Выполняют задание Проверяют задание

Работают в группе

Совсем невежливый мальчик

Ничуть не глубокая яма

Это не русский человек

Небольшая,но сладкая ягода

Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках.

делимся на стоянки
не слитно
не раздельно

Подобрать синоним с не

Совсем не вежливый мальчик

Ничуть неглубокая яма

Это нерусский человек

Не большая,но сладкая ягода

Не интересная история

В предложении имя прилагательное чаще всего бывает…

Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда не могут проявлять признак в большей или меньшей степени.

Разряд прилагательных. Прилагательные этого разряда обозначают принадлежность чего-либо какому-либо предмету или лицу.

В отличие от существительных, прилагательные изменяются по…

Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, чей?

Найдите третье «лишнее»

2) (Не)долгий, (не)лепый, (не)страшный

3) (Не)брежный, (не)старый, (не)слабый

4) (Не)брежный, (не)молодой, (не)известный.

1)Некрасивый, неумный, неуклюжий (без не не употребляется)

2) Недолгий, нелепый, нестрашный

3) Небрежный, нестарый, неслабый

4) Небрежный, немолодой, неизвестный.

Правописание НЕ с прилагательными

Делятся на группы

Работа с алгоритмом

Применение полученных знаний.

Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Выполняют задание для самопроверки

Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Город, река, лес — всё наполнено (не)прерывным шумом. (Коковин Е.)
2) Утром солнце поднималось (не)яркое, подёрнутое розоватой холодной дымкой. (Коковин Е.)
3) В тот вечер я впервые почувствовал (не)жилую пустоту нашей квартиры. (Балтер Б.)
4) Оказалось, что это (не)простая лодка, а моторный катер. (Коковин Е.)

1) Город, река, лес — всё наполнено непрерывным шумом. (Коковин Е.)
2) Утром солнце поднималось неяркое, подёрнутое розоватой холодной дымкой. (Коковин Е.)
3) В тот вечер я впервые почувствовал нежилую пустоту нашей квартиры. (Балтер Б.)
4) Оказалось, что это не простая лодка, а моторный катер. (Коковин Е.)

Тест IV. Подведение итогов урока.

Применение полученных знаний.

Личностные-применение полученных знаний.

Дети отвечают на заданные вопросы. Оценивают свою работу на уроке.

1. С какой орфограммой мы познакомились?

2. В каких случаях НЕ с прилагательными пишется слитно?

3. В каких раздельно?

4. Какие трудности возникли у вас на уроке?

Личностные- способность к самооценке на основе успешности.

Источник