Меню

Слова исключения в русском языке глаголы спряжение которых



Как запомнить глаголы-исключения

Одна из самых сложных тем по русскому языку для школьников – это спряжение глаголов. При изучении этого материала наибольшую трудность вызывает запоминание глаголов-исключений, поскольку на первый взгляд они ничем не отличаются от остальных. По этой причине их необходимо заучивать наизусть. Как помочь ребенку выучить материал, запомнить его надолго и не путаться в словах? Существует несколько способов.

Способ 1. Глаголы-исключения в стихах

Можно учить вместе с ребенком рифмованные стишки, которые содержат в себе все необходимые глаголы. Вот несколько вариантов:

Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью,
отнесем мы без сомненья
все глаголы, что на «-ить»,
исключая «брить», «стелить».

Как начнёшь меня ты гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки – всё держать.
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть –
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть.
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть.

Очень хочется смотреть,
Целый мир зеленым видеть,
Ссоры, слезы ненавидеть,
Научиться боль терпеть,
Чтоб не мог никто обидеть,
Чтоб от сильных не зависеть,
Чтобы слабым не вертеть.

Как же хочется все слышать,
Птицу синюю держать,
Чистым воздухом дышать.
Не стоит эти мысли гнать!

Способ 2. Использование таблиц с глаголами-исключениями

Иногда стихи не помогают, поскольку у ребенка возникают сложности с пониманием процесса спряжения глаголов. Эта тема чаще других вызывает путаницу. Поэтому желательно вместе с ребенком составить наглядные таблицы, которые будут содержать примеры спряжения, а также все глаголы-исключения:

Неопределенная форма глаголов

-ать, -еть, -оть, -уть

Эту таблицу желательно разместить над рабочим столом или в другом месте, где ребенок будет иметь к ней свободный доступ. Возможно, потребуется неоднократное повторение, чтобы материал как следует запомнился.

Способ 3. Зрительная память

В современном русском языке используются всего 13 глаголов-исключений, и их можно запомнить зрительно. Дайте ребенку задание проспрягать каждый глагол и записать результат несколько раз. Если с запоминанием возникают сложности, можно исписать целую страницу. Этот способ активирует механическую и зрительную память, что поможет ребенку интуитивно выбирать правильный вариант написания слова. Применение правила потребуется только для проверки.

Способ 4. Карточки с глаголами-исключениями

Сделайте карточки с глаголами, на обратной стороне которых будет указано правильное спряжение. Помогите ребенку потренироваться: пусть он называет вам спряжение для каждого глагола самостоятельно, а потом смотрит верный ответ.

Заключение

Как показывает практика, проблемы с изучением спряжения глаголов практически не возникают у детей, которые много читают. Часто сталкиваясь с этими словами на страницах книг, они автоматически запоминают правильную форму и употребляют ее соответствующим образом. Лучшая тренировка для изучения любой темы русского языка – чтение стихов, сказок, произведений русских классиков.

Также употреблению верной формы слов способствует написание изложений. Для этого ребенок должен самостоятельно прочитать текст, затем закрыть его и написать изложение по памяти. Для тренировки можно выбрать текст, который будет содержать множество глаголов, в том числе исключений. После этого ребенок может сделать самостоятельную работу над ошибками и выписать те слова, которые вызвали у него наибольшие сложности. Для закрепления материала такие изложения по одному и тому же тексту можно написать несколько раз.

Читайте также:  Составить словосочетания глагол плюс наречие

Источник

Глаголы-исключения 1 и 2 спряжения

Русский язык считается самым сложным из-за большого количества исключений. Это и буквосочетания, и особенности написания отдельных частей речи. Наибольшую трудность для учащихся, да и для взрослых людей вызывает написание окончаний имен существительных и глаголов.

Спряжение глаголов

Не только дети, но и взрослые затрудняются в написании букв е/и в окончаниях глаголов в настоящем и будущем времени. С личными окончаниями данной части речи знакомятся учащиеся в четвертом классе. В это время дети узнают о том, как глаголы спрягаются.

Спряжением называют изменение глагола в настоящем и будущем времени по числам и лицам. При этом меняются окончания. Во многих случаях проблем с написанием не возникает, если эта часть слова ударная. А как поступить, если на окончание ударение не падает?

Чтобы не ошибиться в выборе нужной буквы в окончании, нужно знать некоторые правила:

  • Поставить слова в начальную форму и определить, на какие буквосочетания они оканчиваются. В неопределенной форме (инфинитив) перед -ть стоят гласные «и», «ы», «о», «е», «у», «а», «я». Вот на них и нужно ориентироваться.
  • Затем применяется правило: если в слове перед -ть стоит буква «и», то это II спряжение, другая гласная — I.

Важно! Такое определение спряжения относится только к глаголам с безударными окончаниями.

Но с этого момента и начинаются трудности. Дело в том, что в любом языке есть немало исключений, которые не подчиняются установленным законам языка. Такие курьезы относятся и к глаголам настоящего и будущего времени. Знания конкретных окончаний I и II спряжения не всегда приводят к правильному результату. Все дело в словах, не подчиняющихся определенным правилам, которые имеются в обоих спряжения.

Это интересно: омофоны это что такое — определение и примеры.

Противоречия I спряжения

По правилам русского языка, слова-действия, оканчивающиеся в инфинитиве на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, являются глаголами первого спряжения. Например, таять, полоть, нырять, играть и так далее. Но некоторые из них, оканчивающихся на -еть, -ать, не желают подчиняться и переходят во второе спряжения. В то время как брить, стелить — тоже исключения из правила, они пишутся с гласной «е» в личных окончаниях и являются представителями первого спряжения.

Противоречия II спряжения

Не меньше трудностей вызывают у школьников написание гласных букв «е» или «и» в окончаниях исключений, относящихся ко 2 спряжению. Есть несколько слов, которые не желают починяться принятым правилам языка.

Глаголы-исключения:

  • смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, зависеть, терпеть;
  • слышать, гнать, держать, дышать.

Давайте приведем примеры изменения:

  • гнать, гонит, гонишь, гоните;
  • смотреть, смотрит, смотришь, смотрите;
  • видеть, видит, видишь, видите и так далее.

Кроме того, не имеет значения, есть в слове приставка или нет (гнать — перегнать, держать — выдержать, ветреть — повертеть), все равно такие глаголы исключения относятся ко II спряжению.

Учим слова-исключения

Все слова-исключения нужно выучить и применять при написании текстов. Конечно, взрослые люди могут найти свои способы заучивания. А школьники лучше запоминают, если применяется рифмовка.

Стишков, связанных с запоминанием слов-исключений, существует большое количество. Каждый может выбрать свой вариант.

Способы заучивания

Как мы уже говорили, запомнить правило непросто, если учить отдельно глаголы-исключения так, как они даются в правилах русского языка.

Читайте также:  Формулы глаголов в страдательном залоге

Учителя всегда стараются облегчить заучивание любых правил различными способами. Это касается и глаголов. Вот удобные приемы:

  1. Нарисовать картинку, показывая движение, например, человечков.
  2. Придумать интересный стишок, вставив в него глаголы-исключения.
  3. Подобрать слова таким образом, чтобы их можно было показать.

На практике доказано, что рифмованные строчки, соединенные с движением, запоминаются быстрее и надолго. Достаточно только начать читать стишок, как дети вспоминают последовательность слов и применяют их при написании.

Хочется предложить такой вариант.

Ко второму спряжению относятся, без сомнения, все глаголы, что на -ить (исключаем брить, стелить).

Гоним, держим, смотрим, видим.

Дышим, слышим, ненавидим.

И зависим, и вертим, и обидим, и стерпим.

Слова рифмовкой связаны в каждом предложении. Читая, дети подкрепляют слова движением:

  • гнать — помахивают рукой, как будто в ней прутик;
  • держать — сжимают кулачки, как будто что-то спрятали;
  • смотреть — прикладывают к голове ребро ладошки;
  • видеть — удивленно смотрят вдаль.

И таким способом в действие приводится каждый глагол. Конечно, движения могут быть иными, но суть остается одна — заучивается рифмовка быстро и прочно.

Умение писать грамотно нужно прививать с рождения. Каждый русский человек должен гордиться своим происхождением. А писать с ошибками на своем родном языке стыдно. О чём сказка о царе салтане изучайте по ссылке.

Источник

Таблица спряжения глаголов

Что такое спряжение глаголов?

Термин «спряжение» имеет несколько значений. Спряжение в широком смысле этого слова – это изменение глаголов по различным категориям: наклонениям, времени, лицам, числам, родам. В узком смысле слова спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Это постоянный грамматический признак глаголов.

Определение спряжения

В русском языке большинство глаголов распределяется по двум типам спряжения: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.

Спряжение определяется по следующему плану:

  • Определить личное окончание глагола. Если оно ударное, определять спряжение по гласной в личном глагольном окончании.
  • Если личное окончание глагола безударное, то поставить глагол в неопределенную форму.
  • Посмотреть, относится ли глагол к глаголам-исключениям.
  • Определить спряжение по гласной в основе неопределенной формы глагола.

Обязательно нужно определять личное глагольное окончание, так как оно определяет спряжение многих глаголов.

Данное правило поможет рассмотреть таблица «Личные окончания глаголов».

1 спряжение

2 спряжение

Форма 1 лица единственного числа в обоих спряжениях одинаковая, поэтому по ней нельзя определять спряжение.

Примеры определения глагольного спряжения:

Борешься – личное окончание безударное, инфинитив не на –ить, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 1 спряжения.

Спишь – личное окончание ударное, ударение падает на И, к глаголам-исключениям не относится, следовательно, это глагол 2 спряжения.

Глагол лететь, несмотря на то что оканчивается не на –ить, относится ко 2 спряжению, так как личное окончание ударное, ударение падает на гласную И: ЛетИт.

Чтобы определить, к какому спряжению относится тот или иной глагол, поможет таблица, в которой отражено также спряжение глаголов-исключений.

+ брить, стелить, зиждиться

(кроме брить, стелить, зиждиться)

+ гнать, дышать, держать, слышать

+ смотреть, обидеть, видеть, ненавидеть, вертеть, терпеть, зависеть

Ударные гласные в личных окончаниях

Глаголы, которые не входят в 1 и 2 спряжения

В русском языке существуют и такие глаголы, которые нельзя отнести ни к 1 спряжению, ни ко 2 спряжению:

  • разноспрягаемые глаголы, которые имеют окончания обоих спряжений (бежать – бежит (2) – бегут (1); хотеть – хотим (2) – хочет (1) и др.);
  • глаголы с архаичными окончаниями (есть – ем; дать – дам и др.).
Читайте также:  Какое спряжение у глагола включать

Что мы узнали?

Спряжение рассматривается в современном языкознания в нескольких значениях, в узком смысле слова это изменение глаголов по лицам и числам. Всего бывает два спряжение: первое и второе. Отнесение глагола к тому или иному спряжению происходит с помощью ударных личных окончаний глаголов, а также с помощью гласных в неопределенной форме глаголов. К первому спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные Е, У, Ю в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, в основе неопределенной формы которых не гласная И, 3 глагола на –ить. Ко второму спряжению относятся глаголы, имеющие ударные гласные И, А, Я в личных окончаниях, глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие гласную И в основе неопределенной формы, 7 глаголов на -еть, 4 глагола на -ать.

Источник

Глаголы-исключения в стихах

Глаголы-исключения сле­ду­ет запом­нить наизусть, что­бы не оши­бать­ся в напи­са­нии их лич­ных окон­ча­ний. Предлагаем под­бор­ку сти­хов и запо­ми­на­лок, что­бы выучить глаголы-исключения. Надеемся, что эти весе­лые сти­хи помо­гут вам лег­ко запом­нить спи­сок глаголов-исключений вто­ро­го спря­же­ния, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -еть и -ать и гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния, име­ю­щих конеч­ное бук­во­со­че­та­ние -ить.

В рус­ском язы­ке несколь­ко гла­го­лов с без­удар­ны­ми лич­ны­ми окон­ча­ни­я­ми полу­чи­ли назва­ние глаголы-исключения, так как спря­га­ют­ся не так, как типич­ные гла­го­лы пер­во­го или вто­ро­го спря­же­ния.

  • гла­го­лы I спря­же­ния, име­ю­щие в кон­це -ить, — брить, сте­лить;
  • 7 гла­го­лов II спря­же­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем -етьсмот­реть, видеть, нена­ви­деть, зави­сеть,тер­петь, вер­теть, оби­деть;
  • 4 гла­го­ла II спря­же­ния с бук­во­со­че­та­ни­ем -атьгнать, дер­жать, дышать, слы­шать.

Выучить их пере­чень помо­гут сле­ду­ю­щие сти­хи и шуточ­ные запо­ми­нал­ки.

Глаголы-исключения

ΙΙ спряжение

Гнать, дышать, дер­жать, оби­деть.
Слышать, видеть, нена­ви­деть,
И зави­сеть , и тер­петь , а еще смот­реть, вер­теть .

Вы запом­ни­те, пожа­луй­ста, дру­зья,
«Е» в их окон­ча­ни­ях писать нель­зя!

Глаголы-исключения пер­во­го и вто­ро­го спря­же­ния запом­ним с помо­щью сле­ду­ю­щих риф­мо­ван­ных строк.

Глаголы I и II спряжения

Ко вто­ро­му же спря­же­нью
отне­сем мы, без сомне­нья,
все гла­го­лы, что
на -ИТЬ , исклю­чая
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ.

«Брить», «сте­лить» запом­ни тоже.
«И» в их окон­ча­ни­ях писать него­же!

Помощь в стихах

Гнать, дер­жать, смот­реть и видеть,
дышать, слы­шать, нена­ви­деть,
и зави­сеть , и вер­теть ,
и оби­деть , и тер­петь .
Вы запом­ни­те, дру­зья,
Их на “-е ” – спря­гать нель­зя.

В лич­ных окон­ча­ни­ях этих глаголов-исключений, при­над­ле­жа­щих ко вто­ро­му спря­же­нию, мы пишем лишь бук­вы “и” и «а» или «я» :

Запоминалка

С помо­щью это­го стиш­ка запом­ним глаголы-исключения с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -еть:

Очень хочет­ся через стёк­лыш­ко смот­реть ,
Целый мир зелё­ным видеть ,
Лук и слё­зы нена­ви­деть ,
Научиться боль тер­петь ,
Чтоб не мог никто оби­деть,
Чтоб от силь­ных не зави­сеть ,
Чтобы сла­бым не вер­теть .

Весёлые рифмы

Как нач­нёшь меня ты гнать ,
Перестану я дышать ,
Перестанут уши слы­шать ,
Ну а руки – всё дер­жать .
На меня нач­нёшь смот­реть ,
Будешь ты меня вер­теть –
Буду всё рав­но тер­петь ,
Буду от тебя зави­сеть ,
Раз ты смог меня оби­деть .
Буду я тебя не видеть ,
А откры­то нена­ви­деть .

Источник