Меню

Слова с двумя корнями глаголы



Слова с двумя корнями

Примеры слов разных частей речи с двумя корнями:

  • шест и класс ник
  • широк о формат ный
  • широк о экран ный
  • шум опо глощ ающий
  • част о кол
  • черн о мор ец
  • четыр ёх стоп ный
  • электр о воз
  • электр о кофе мол ка
  • тел е фон
  • тр е нож ник
  • тр е уголь ник
  • тр ёх дюйм овый
  • тр ёх лет ний
  • тр ёх этаж ный
  • сверх готов ность
  • сверх изысканн ый
  • сверх сложн ый
  • себ я люб ец
  • слов о сочет ание
  • стал е вар ный
  • старш е класс ники
  • ст о балль ник
  • ст о балль ный
  • пар о ход ный
  • пар о ход ство
  • пеш е ход
  • оч е вид ец
  • кило грамм
  • кило метр
  • книг о изда тель
  • книг о люб
  • ку ку шка
  • един о глас но
  • еже год ный
  • даль не восточ ный
  • дв умя ст ами
  • десят и этаж ный
  • добр о жела тельность
  • древн е рус ский
  • газ опро вод
  • голов о лом ка
  • город — герой
  • везде ход
  • вод о пой
  • вод ораз дел
  • в пол ух а
  • втор о степен ный
  • бел о снеж ный
  • библи о граф
  • благ о вид ный
  • больш е лоб ое
  • авиа почт а
  • авто колонн а
  • авто мото спорт
  • астр о лог
  • астр о физ ика
  • астр о физ ический
  • асфальт о воз
  • кос о глаз ие
  • одн о адрес ный
  • стих о твор ение
  • хлад но кров ный
  • хрон о метр аж
  • худ совет
  • вод она гре ватель
  • авиа лини я
  • авиа отряд
  • авиа нос ец
  • язык о вед
  • яхт клуб овец
  • еже дн евный
  • эх о лот
  • жабр о ног ие
  • вод о грей ка
  • дур дом
  • чет веро курс ник
  • атом о ход
  • арб о вирус ный
  • арб о вирус
  • яв но брач ный
  • яв но зерн истый
  • яв но кристалл ический
  • яв но полюс ный
  • яд о зуб
  • яд о нос ный
  • яд о хим икат
  • ядр о реакт орный
  • язык о вед ение
  • язык о вед ный

Смотрите примеры слов с разными морфемами:

Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Источник

Слова с двумя корнями

Слова с двумя корнями являются сложными словами. Они образуются из значимых частей или слов с добавлением суффиксов, приставок и соединительных гласных.

Слова с двумя корнями с соединительными гласными

Гласные «о» и «е» соединяют две основы в одно сложное слово.

Пример: слово паровоз состоит из основ слов «пар» и «возить».

  1. Буква «о» пишется, когда первый корень заканчивается на твердую согласную (самолёт, лесовоз, пароход).
  2. Буква «е» пишется, когда корень заканчивается на мягкую согласную, шипящую или «ц» (кашевар, синеглазый, сердцеед).

Слова с использованием соединительных гласных пишутся слитно.

Важно запомнить, что иногда в правописании между основами слова можно встретить гласные «а», «и», «я». Такие гласные используются в следующих случаях:

  • первый корень слова — это начальная форма слова (времяпровождение);
  • слова, образованны из словосочетаний (сумасшедшие, умалишённые);
  • при слиянии с числительным (в родительном падеже). Пример: сорокалетие, семидневка, пятиметровый.
  • Но если числительное стоит в именительном падеже, пишется слово согласно вышеуказанному правилу, с гласными «о» и «е» (столетие, тысячелетие, сорокоуст).
  • глагол в повелительном наклонении вначале слова (горицвет, вертишейка).
  • необходимо запомнить написание слов: электрификация, центрифуга.

Слова с иноязычным элементом

Таким, как библио-, радио-, электро-, мото-, космо-,авто-, вело- и другие, пишутся слитно (библиоман, велотрек, велотренажёр, радиостанция, электропитание).

Исключением являются слова, в которых второй корень — это имя собственное. Тогда данное слово пишется через дефис (Нью-Йорк). Также следует запомнить, что дефис используется в словах: контр-адмирал, экстра-класс.

Сложносокращённые слова

Это слова с 2 корнями, в которых первый корень является частью слова, а второй — целым словом. Пример: канцтовары — канцелярские товары.

Такие слова пишутся слитно.

Слово, состоящее из двух отдельных слов

Пишется через дефис (диван-кровать, театр-студия).

Другие случаи

Если первая часть слова «пол» или «полу» сохраняется слитное написание (полумесяц, полуправда, полкласса, полбанки).

Но в случае с «полу» есть исключения, в которых используется дефис. А именно, когда второй корень начинается на:

  • согласную «л» (пол-лимона);
  • на гласную (пол-арбуза);
  • на большую (прописную) букву (пол-Германии).

Название географических объектов и сторон света пишутся через дефис (северо-запад, юго-восток).

Слова, начинающиеся с корня, в котором присутствует оценка второй составляющей пишутся через дефис (жар-птица, чудо-печка, горе-работник).

Склонение слов с двумя корнями

Склоняется вторая часть слова, когда первая:

  • неизменна (кафе-закусочная, какао-бобы);
  • взято из иностранного языка (прайс-лист);
  • название буквы (икс-лучи);
  • схожа по значению с прилагательным (штаб-квартира, товар-вагон);
  • единица измерения (вольт-ампер, киловатт-час).

Склоняется первая часть слова:

если вторая часть слова не изменяется. Такие слова встречаются очень редко (программа-максимум, комедия-буфф).

Склоняются две части слова с двойным корнем в случаях:

  • обозначают профессии (летчик-космонавт, токарь-расточник);
  • являются склоняемыми частями (из письма-ответа, от фирмы-партнера);
  • если слово состоит из двух отдельных слов (диван-кровать), и главным является первая часть, то склоняются обе части. Но при главенствующей второй части (плащ-палатка) изменяться будет только вторая часть (плащ-палатку, плащ-палатке).
Читайте также:  Все формы глагола пою в русском языке

Источник

Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов.

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова — сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход — это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка — это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый — не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват — это суффикс. Или величайший — это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос — то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог — животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал — машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем — это приставка.
Самокат — устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт — транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт — устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Источник

Учимся писать слова с двумя корнями

Цель урока: научить детей правильно писать сложные слова с соединительной гласной о и е, показать взаимосвязь между разделами русского языка.

Формирование предметных универсальных учебных действий: формирование умения образовывать сложные слова и объяснять их лексическое значение; сравнивать, находить и правильно писать в сложных словах корни и соединительные гласные, обогащение словарного запаса; развивать умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Формирование личностных универсальных учебных действий: расширение познавательного интереса детей в области лингвистики, воспитание интереса к языку, к слову; воспитание чувства взаимовыручки, сопереживания, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях,

Формирование метапредметных универсальных учебных действий: умения работать в группе и паре, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование и учебные материалы: ПК, мультимедийный проектор, Смарт доска, учебник русского языка для 3 класса, автор – С.В.Иванов, рабочая тетрадь “Пишем грамотно” ч. 1, карточки, макет дерева.

1. Эмоциональный настрой на урок. (Слайд 1). Презентация

— Добрый день!
— Дети, вам тепло? (Да!)
В классе светло? (Да!)
Прозвенел уже звонок? (Да!)
Уже закончился урок? (Нет!)—
Только начался урок? (Да!)
А хотите ли вы учиться? (Да!)
Значит можно всем садиться!

— Начинаем урок русского языка.
— Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но сегодня будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

2. Определение темы урока. (Слайд 2)

Чтобы определить сегодняшнюю тему урока, мы запишем с вами на листочке 4 слова под мою диктовку. Если случится так, что вы сомневаетесь, что писать, поставьте на месте данной буквы точку, т.е. пропустите её. К доске пойдёт Таня, и напишет нам эти слова на оборотной стороне доски, чтобы мы их не видели пока.

Учитель диктует слова с провокацией: (книгалюп, виздихот, сталивар, звералоф)

книголюб, вездеход, сталевар, зверолов.

— Были ли в словах места, где вы пропустили буквы?

— Поднимите руку, кто из вас сомневался, что надо писать?

— А в каких словах вы сомневались?

— А есть ли такие у нас ребята, кто не сомневался?

Читайте также:  Как постичь глаголов ряд ведь не все как

Это значит, что мы ещё с вами не всё знаем или недостаточно хорошо, чтобы уверенно и правильно написать данные слова.

Поэтому сегодня на уроке каждый из вас должен получить те знания, которых ему не хватает, для решения данного задания или для его проверки.

В конце урока мы вернёмся с вами к этим словам и посмотрим, верно ли вы думали?

— Прочитайте ещё раз эти слова и подумайте, как назвать их общим словом?

— На какую тему мы сегодня будем говорить?

Итак, тема сегодняшнего урока “Сложные слова”. (Слайд 3)

3. Актуализация знаний. Связь разделов русского языка с темой урока. Приём “Дерево предсказаний”.

— Какие разделы русского языка вы знаете? (Лексика, синтаксис, фонетика, морфология, правописание, словообразование, орфоэпия, этимология — На доске карточки).

Сейчас мы с вами составим “Дерево предсказаний”. (Слайд 4)

Стволом нашего дерева будет тема сегодняшнего урока “Сложные слова”.

Веточками будут наши предположения о том, какие разделы русского языка сегодня нам помогут узнать что-то новое о сложных словах.

А листочками будут обоснования, доводы, доказательства, аргументы верности или неверности наших предположений.

— Назовите, какие разделы очень тесно связаны с темой урока? Предположите. Начинайте свой ответ так…

(Возможно, нам пригодятся знания из раздела Лексика. Мы будем говорить о лексическом значении слов).

Вероятно, нам нужно будет вспомнить что-то из Словообразования. Мы должны понять, как получаются сложные слова, как они образовываются

Возможно, нам нужны будут знания из раздела Правописание. Как пишутся данные слова.

Все ли согласны с этими идеями? Есть ли другое мнение?

Вероятно, нам пригодятся знания из Фонетики. Правописание ведь часто связано со звуками.

А могут ли сложные слова быть связаны с Этимологией? Возможно.

(На доске появилось дерево. Учитель на нём крепит карточки с названиями разделов о языке и тему урока)

4. Раздел словообразования. Способы образования слов. Способ сложения

— Какие вы знаете способы образования новых слов? (Уч-ся называют способ и приводят пример)

    Приставочный, например: ходить – переходить.
  1. Суффиксальный, например: сад – садовый,
  2. Приставочно-суффиксальный, например: море – приморский.

— Может ли новое слово образовываться из двух слов?

— Как называется такой способ образования?

d. сложение (корней, основ, слов, частей слов), например: луна + ходить = луноход

5. Поиск слов с двумя корнями.

1) Исправление ошибок в нахождение сложных слов. Проблемная ситуация.

— Дети получили задание: найти слова с двумя корнями, отметить в них корни и объяснить значение. Петя сделал такое объяснение словам и решил, что там 2 корня:

На СМАРТ доске неверно выполненное задание.

Пароход – ходить парой.

Сероватый – серая вата.

Мышеловка – ловкая мышка.

Величайший – великий чай.

— Согласны ли вы с Петей?

— Какой совет вы бы ему дали?

— Какой приём мы можем ему предложить, чтобы правильно выполнить работу или проверить её.

(Дать развёрнутое толкование слов, с подбором однокоренных слов, которое позволяет проверить, верно ли в слове 2 корня.)

Я думаю, что сейчас вы сами воспользуетесь этим советом и исправите его ошибки.(дети получают карточки и работают парами) Приложение 1.

2) Определение лексического значения слов. Разбор по составу

— Во втором столбике на карточке в данных словах выделите корни, запишите лексическое значение сложных слов. (Слайд 6)

Проверяем на СМАРТ доске: (на данной доске можно сразу писать и рисовать. Если такой функции нет, то работают слайды 7, 8, 9, 10 )

— Какое первое сложное слово встретилось? Что такое пароход?

(Пароход – судно, которое ходит на пару)

— Какие корни у этого слова?

— Какое ещё слово с двумя корнями вы нашли? В чём не прав Петя? Второй корень лов – от слова ловить.

— Как вы объяснили слово мышеловка?

(Мышеловка – ловушка для мышей)

— Есть ли ещё слово с двумя корнями? (Нет)

— Тогда как вы объясните слово сероватый, почему оно не является таким?

(Сероватый – неполнота признака, слегка серый)

— Что такое ОВАТ? (Суффикс)

— И последнее слово: Что оно означает?

(Величайший – очень великий)

— Сколько здесь корней?

3) Тренировочное упражнение в нахождении сложных слов

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 26

— А теперь потренируемся сами находить слова с двумя корнями.

Упражнение 1 (отработка умения находить слова с двумя корнями)

Подчеркните сложные слова, выделите корни. Работу выполняете в парах.

Проверяем: лесоруб, лесополоса, самолёт, самосвал, самовар, пылесос.

— Докажите, что это сложные слова.

(Имеют 2 корня и образованы сложением от слов …

Самосвал = корень сам + корень вал – валить + приставка С)

Физкультминутка “Как живёшь?” (Слайд 11)

Напоминаю: я задаю вопрос, вы отвечаете словом “Вот так” и показываете движения на счёт 1, 2, 3, 4.

Как живёшь? Вот так! (Большой палец показывают вверх)

Как идёшь? Вот так! (Шагают)

Как поёшь? Вот так! (Поют)

Как молчишь? Вот так! (Приложили палец к губам)

Как бежишь? Вот так! (Бегут)

Как дудишь? Вот так! (Остановились)

Как скачешь? Вот так! (Прыгают)

Как плачешь Вот так! (Нарочно плачут)

Читайте также:  Глагол звенеть в настоящем времени

Как дерёшься? Вот так! (Машут кулаками)

Как смеёшься? Вот так! (Смеются)

Как танцуешь? Вот так! (Танцуют)

Как рисуешь? Вот так! (Рисуют в воздухе)

Как спишь? Вот так! (Ручки под щёчку)

Как сидишь? Вот так! (Садятся)

6. Правила написания соединительных гласных

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 28.

Упражнение 2 — орфографический тренинг написания сложных слов. Работа в парах.

— Отгадайте кроссворд. Картинки являются для вас подсказками. (Слайд 12)

Проверка на доске 1 учеником.

2) Происхождение слова САМОЛЁТ

— Какое первое слово вы вписали? (Самолёт)

А знаете ли вы, что слово САМОЛЁТ имело 3 значения со времён Петра 1: (Слайд 13)

1) В армии Петра 1 называли особый самоходный паром, который движется силой речной струи, на котором пересекали реки.

2) Ручной ткацкий станок с приспособлением для челнока. (Слайд 14)

3) Всё то, что может само летать по воздуху (волшебный ковёр-самолёт) (Слайд 15)

Когда же в 19 веке появилась новоизобретённая воздушная машина, (Слайд 16) сначала её назвали аэроплан (это заимствованное слово из греческого и французского языков – парить по воздуху). Потом люди вспомнили, что для этой машины уже есть название в русском языке. И заменили его на слово, самолёт

3) Словарная работа и лексическая. (Слайд 17)

— А знаете ли вы значение данных слов? (Устно)

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

4) Подведение к выводу

После выполнения работы учитель просит зелёной ручкой обвести четвёртый вертикальный столбец с соединительными гласными в сложных словах. (Слайд 17 – последний щелчок – выпрыгивает красная рамочка)

— Обведите зелёной ручкой четвёртый вертикальный столбик в сложных словах.

— Что увидели интересного? В чём особенность слов? (Везде буквы О, и в 1 слове – Е)

— Как называются эти буквы в сложных словах и почему? (Соединительные гласные, они соединяют 2 корня)

— Бывают ли другие соединительные гласные? (Нет)

5) Правила написания соединительных гласных (Слайд 18)

— Попробуйте сделать вывод, вывести правило о правописания сложных слов. (Вывод о том, что cоединительные гласные в сложных словах обозначаются только буквами о или е, не зависимо от того, какие слышим звуки)

6) Тренировочное упражнение в написании соединительных гласных.

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 27 (Слайд 19)

— Готовы ли вы проверить свои знания?

— Выполните самостоятельно упражнение 2, потом мы его проверим (ученики четко читают вслух слова и называют соединительную гласную).

— Проверяем: прочитайте слова, в которых вы вставили гласную Е.

— Назовите слова, в которых была пропущена гласная О.

— А гласные О и Е можно писать где угодно?

— Понаблюдайте за корнями этих слов? Что заметили?

— Когда пишется О, а когда Е ? (После мягких согласных, шипящих написано Е, после тв. Согл напишем О)

Прочитайте стихотворение и запомните его. (Слайд 20)

После мягких, шипящих и Ц
В сложных словах пусть будет Е.
А после твердых пусть будет О –
Не перепутает их никто!

7) Проверка написания своих 4 слов

— А теперь давайте вернёмся к 4 нашим первым словам и проверим их написание или заполним пропуски. Таня покажет нам у доски.

[книгалюп], Чтобы проверить, как пишется слово, определим его значение. Кто это? Тот, кто любит книги. Сложное слово, в нём 2 корня: КНИГ и ЛЮБ. Парный согласный проверяется – любить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – КНИГОЛЮБ

[виздихот], — Что это? Машина, для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью, по снегу. Сложное слово, в нём 2 корня ВЕЗД и ХОД. Парный согласный проверяется – ходить. Безударный гласный проверим нельзя. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – ВЕЗДЕХОД

[сталивар], — Кто это? Человек, который варит сталь. Сложное слово, в нём 2 корня: СТАЛ и ВАР. Между корнями пишется соединительная гласная Е. – СТАЛЕВАР

[звералоф] — Кто это? Человек, который ловит зверей. Сложное слово, в нём 2 корня: ЗВЕР и ЛОВ. Парный согласный проверяется – ловить. Между корнями пишется соединительная гласная О. – ЗВЕРОЛОВ

7. Составление сложных слов. Обогащение словарного запаса. Работа в группах или парах. Кто больше составит слов. (Слайд 21)

Работа в тетради “Пишем грамотно” (№ 1) с. 28 (Приложение 2)

Упражнение 1 (обогащение словарного запаса учащихся, отработка написания сложных слов).

— Составьте на карточках сложные слова. Цветными карандашами соедините части слова. Получившиеся слова запишите в нужный столбик: с гласной О – Е в таблицу в упр. 1.

Проверка таблиц по группам (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27)

Источник