Меню

Слова с неупотреблением мягкого знака в кратких прилагательных после шипящих



Мягкий знак после шипящих: правила для прилагательных

Ставить или не ставить мягкий знак наконце слова, если последняя буква Ч или Щ, Ж или Ш, зависит от части речи. Ведь Ь в сочетании с этими буквами не выполняет свою основную функцию – он не обозначает мягкость шипящих. Дело в том, что Ч/Щ и без знака всегда мягкие, а Ж/Ш не произносятся мягко, даже если после них стоит Ь.

Мягкий знак в прилагательных выполняет другую задачу – грамматическую. Если слово заканчивается на шипящий, Ь помогает отличить одну часть речи от другой, указывает на род слова. А в прилагательных (ИП) шипящие такую позицию занимают только в краткой форме (КФ).

Мягкий знак в кратких прилагательных

От полной формы ИП краткая отличается усеченным окончанием:

Если основа ИП заканчивается на один из звуков, которые относятся к шипящим, то при написании КФ мужского рода обязательно возникает вопрос: нужен ли Ь.

Правило для таких случаев одно: в кратких прилагательных НИКОГДА не пишут Ь после конечного шипящего. Исключений из правила нет.

Мягкий знак в притяжательных прилагательных на -ий

Третью функцию Ь выполняет в притяжательных прилагательных после шипящих.

Волчий, верблюжий, овечий – эти ИП отвечают на вопрос «чей?», обозначают принадлежность животному, т.е. это притяжательные ИП.

При склонении притяжательных, образованных с помощью суффикса -ИЙ, необходим разделительный мягкий знак:

Волч-Ь-его, о верблюж-Ь-ем, овеч-Ь-ю.

Знак, разделяющий на письме согласный и Е, Ё, Ю, Я, указывает на двойную роль гласных, обозначающих два звука –[j] и гласный. Это и есть третья функция Ь в русском языке.

Упражнения на закрепление материала

Разобравшись с правилом постановки Ь в ИП, ученик не допустит ошибок. Для закрепления пройденного надо ознакомиться с таблицами, проанализировать правописание приведенных примеров и выполнить задание.

Источник

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака после шипящих в конце кратких прилагательных

Исходный уровень знаний, умений, навыков учащихся, необходимый для усвоения темы «Правописание ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных»: знают, какие согласные звуки относятся к шипящим; какие слова относятся к именам прилагательным; о краткой форме прилагательных; о правописании ь после шипящих на конце имен существительных, о правописании ь после шипящих в глагольных формах.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков

Место урока в системе: второй урок по теме «Полные и краткие прилагательные»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и дополнить знания о написании ь после шипящих на конце имен существительных, глаголов и имен прилагательных;
    • продолжать формировать умения и навыки владения способом действия при данной орфограмме.
  • Развивающие:
    • формирование познавательного интереса к русскому языку на основе соединения теоретического материала с пониманием его практического применения, соединения грамматического материала по русскому языку с занимательным дидактическим материалом;
    • формирование умственных, учебных действий: анализа и синтеза (при анализе правописания слов); сравнения (через сравнение условий выбора написания ь после шипящих на конце различных частей речи); обобщения и систематизации (через формулирование выводов по данной теме по заданному алгоритму);
    • развитие действий контроля и самоконтроля (организация взаимоконтроля при работе в парах, выполнение упражнений на закрепление и тестовое задание);.
    • развитие речи (обогащение словарного запаса учащихся, развитие монологической речи учащихся, развитие коммуникативных умений и навыков).
  • Воспитательные:
    • воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, добросовестности, ответственности;
    • воспитание товарищества, гуманности, доброты и деликатности, способности к взаимовыручке.
  • воспитание бережного отношения к родному языку.

Структура урока:

1. Вступительное слово учителя.
2. Фронтальный опрос
3. «Синтаксическая минутка».
4. Объявление темы урока и объяснение нового материала.
5. Повторение правописания Ь после шипящих на конце слов различных частей речи.
6. Объяснение нового материала.
7. Закрепление.
8. Обобщение пройденного.
9. Подведение итогов урока. Тест.

Материалы к уроку:

1. Вступительное слово учителя

— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и Вы — человек,
Мы люди на этой земле.

Мои слова не просто приветствие, пожелание здоровье. Это строчки из стихотворения Владимира Солоухина. О чем они? Прежде всего, об уважении. И мне бы очень хотелось, несмотря на то, что мы встретились впервые и не знаем друг друга, чтобы этот урок прошёл в атмосфере уважения друг к другу просто потому, что мы люди на этой земле.
Предлагаю пристальнее вглядеться в слова Солоухина

2. Фронтальный опрос

– Какой части речи (из перечисленных на этом слайде) нет в данных стихотворных строчках? (Имен прилагательных)
–Дайте определение, какую часть речи мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?)
– Хорошо. Мой следующий вопрос: «Какую синтаксическую роль может играть имя прилагательное в предложении?» Чтобы ответить на этот вопрос, выполним задание 1 на ваших рабочих листах.

3. «Синтаксическая минутка»

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч.

– Итак, подчеркните как члены предложения имена прилагательные.
– Обратите внимание на краткое прилагательное в последней строке – певуч. Это слово оканчивается на шипящий, а вы уже знаете, что такая ситуация является местом орфограммы (как в именах существительных или в некоторых формах глаголах).

4. Объявление темы и постановка задач

– Итак, сегодня наша задача изучить новое орфографическое правило, правило, связанное с правописанием кратких прилагательных. А именно – с правилом правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных. Запишем тему урока на самых первых строчках рабочих листов.
Но сначала нам необходимо вспомнить аналогичные (похожие) орфограммы, встречающиеся при правописании других частей речи, которые уже были упомянуты. Все внимание к стихотворению из второго задания, предложенного вам на листе.

5. Повторение правописания ь после шипящих в различных частях речи

День от нас уходит прочь,
Вот и наступила ноч.. .
Все окутывает тиш.. ,
Только шелестит камыш.. .

Там внизу у корневищ..
В теплой норке дремлет мыш.. ,
На горе у дальних дач..
В будке сладко спит Лохмач.. .

Мышке снится лето, рож.. –
Без зерна не проживеш. ,
А Лохмач.. несется вскачь –
Он во сне не пес – циркач.. .

День от нас уходит прочь ,
Вот и наступила ноч.. …

– Вставьте пропущенные буквы.
– Объясните правописание личных окончаний глаголов и Ь после шипящих в различных частях речи.

6. Объяснение нового материала

– Молодцы. А теперь пора узнать и новое для нас правило правописания Ь после шипящих на конце кратких прилагательных.
Оно очень простое: на конце кратких прилагательных Ь не пишется.
Попробуем это правило применить.

7. Закрепление

– Давайте познакомимся поближе с псом из предыдущего стихотворения. Обратите внимание на задание 3.
– Объясните, пожалуйста, правописание Ь после шипящих, не забыв указать часть речи.

Пес Лохмач удивителен, ни на кого не похож.. . Еще бы: хорош.. , пригож.. , могуч.. и сердцем горяч.. . Только немного рыж.. и тощ.. , да иногда неуклюж.. . Зато характером очень колюч..

– Молодцы. Продолжим. Задание 4. На горе, на дачах живет и друг пса – кот, но у него пока нет имени. Придумайте имя коту и составьте рассказ о нем, заполнив пропуски краткими прилагательными. Вы в праве самостоятельно подобрать слова или (в случае затруднения) образовать краткие формы от тех прилагательных, которые представлены ниже.

На одной из дач живет лучший друг пса Лохмача кот ________________. Видом он ______________, шерстью ____________ жаль только, что ___________. Кот очень__________ и _______________. А еще он очень _________________, не даром говорят, что « у кошек девять жизней». А как умен этот кот! Даже пес признает, что ум у____________ _____________. Ну а голос! Он у кота _____________. И в этом __________ не ___________ с псом. Ведь голос у Лохмача ___________. Но нисколько не мешает их долгим разговорам по вечерам.

Слова для выбора: хороший, пригожий, блестящий, могучий, горячий, линючий, схожий, скрипучий, хрипучий, живучий и др.

8. Обобщение

– Итак, попробуем обобщить, в каких случаях пишется и в каких случаях не пишется Ь после шипящих на конце слов разных частей речи.
Подготовьте устное сообщение на тему «Правописание ь после шипящих на конце слов» . Для этого восстановите, пожалуйста, текст задания 5, вставив в него пропущенные слова, термины, приведите по 2-3 примера.

Читайте также:  Найдите и выпишите прилагательные и причастия в два столбика

В русском языке на конце слов часто встречаются шипящие. Например:___________________________________________________________________
После шипящих иногда пишется Ь, а иногда нет. Так в именах существительных Ь знак пишется только в словах ______________________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
В глаголах же после шипящих Ь знак пишется в форме ____________________________ , _________________________________ и _________________________________________ .
Например:___________________________________________________________________
А вот в кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий Ь знак ________________.

9. Тест

– Проверим тестом, насколько хорошо вы все запомнили и усвоили. Напомню, как мы заполняем схему теста. Если в слове после шипящей пишется Ь, проводим дугу в верхней половине схемы, если нет – в нижней. Потренируемся: снится рожь, у дальних дач. Каждое словосочетание я произнесу не более 2-х раз, так что будьте внимательны.

1. Пламенная речь
2. Растолочь лекарство
3. Скользкий уж
4. Режь аккуратнее
5. Ветер свеж
6. Ненужная мелочь
7. Пирожок горяч
8. Лес дремуч
9. Улыбаешься малышу
10. День хорош

– Будьте добры, возьмите в руки ручку зеленого цвета или карандаш. На доске записан правильный вариант схемы ответов. Поменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте, так ли составлена схема.
– Поднимите руки, кто не сделал в тесте ни одной ошибки. Молодцы!

Источник

неупотребление мягкого знака на конце кратких прилагательных на шипящую

предложение номер 3.

здесь причастный оборот стоит в конце предложения.

А с какими наречиями нужно составить предложения?

1) Подлежащие:
сомнений
ночь
собака
Сказуемые:
не было
наступила
завыла
Обстоятельства:
когда уже
жалобно
(повест., сложное, распр., не осл., двусост..)

2) подлежащие:
дождь
мрак
Сказуемые:
начался
стал надвигаться
Определения:
частный
осенней
Обстоятельство:
отовсюду
Дополнение:
ночи
(сложное., повест., распр., не осл, двусост..)

3) здесь- обстоятельство
она- подлежащее
проделала- сказуемое
не видел- сказуемое
никто- подлежащее
взошла- сказуемое
на террасу- дополнение
приподнявшись на задние лапы- деепричастный оборот
поскребла- сказуемое
ногтями- дополнение
(сложное., повест., распр., осл. дееп. оборотом, двусост..)

4) звенящей, острой- определения
отчаянье- дополнение
нотой- дополнение
ворвался- сказуемое
вой- подлежащее
монотонный- определение
в шум- обстоятельство
дождя- дополнение
прорезая тьму- деепричастный оборот
пронесся- сказуемое
обнаженными- определения
над полями- обстоятельство
(простое., повест., распр., осл. дееп. оборотом, двусост..)

Источник

dtsib.ru

Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных после букв шипящих

РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1 .

Определяем проблему урока

Образуйте краткие формы от прилагательных свежий и могучий .

Нужно ли писать Ь после шипящих на конце кратких прилагательных?

Шипящий на конце

Какая орфографическая проблема

здесь возникает? Почему?

Сформулируйте проблемный вопрос.

Решаем проблему, открываем новые знания

Прочитайте поэтические тексты из упр. 304.

Выпишите краткие прилагательные, на конце которых есть шипящий.

Сформулируйте правило правописания кратких форм прилагательных с шипящим на конце слова.

Сравните свою формулировку с текстом

в рамке учебника (упр. 305).

Сопоставьте данное правило с правилами употребления / неупотребления буквы Ь после букв шипящих на конце имён существительных и глаголов. Заполните таблицу.

Работа в парах. Выполните упр. 308.

печ ь (сущ., 3-е скл..; или глаг., неопред. форма)

бельчонокорфограмма-буква гласного о , е после букв шипящих в суффиксе имён сущ-х

ежонокорфограмма-буква гласного о , е после букв шипящих в суффиксе им ё н сущ-х

Ответь на вопросы теста.

1. Назови опознавательный признак изученной орфограммы.

А. мягкий согласный в стечении согласных

Б. стечение согласных

В. наличие шипящего в конце слова

Г. безударное положение гласного

Ответь на вопросы теста.

2. Найди «лишнее» слово.

Ответь на вопросы теста.

средняя общеобразовательная школа №3 им. Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Урок русского языка в 5 классе

с применением сингапурских образовательных структур

«Неупотребление мягкого знака в кратких прилагательных

с основой на шипящий»

Учитель 1 квалификационной категории

Думчева Римма Владимировна

Тема: Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих .

Цель : уметь правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую.

ı . Орг. момент (отсутствуют…). * Микс-Фриз-Груп . Учащиеся смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы. Количество участников зависит от ответа на вопрос: 1) Сколько членов предложения вы знаете?

2) Сколько разрядов местоимений вы знаете?

3) Сколько гласных звуков в слове «фонетика»?

4) Сколько слогов в слове «шипящие»?

5) Сколько звонких согласных в слове «маленький»? (Образуются 6групп, рассаживаются.) На столе в центре – табличка *(МЭНЭДЖ МЭТ)

ıı . Повторение изученного на прошлом уроке.

А) Что мы узнали о кратких прилагательных на прошлом уроке? (Отвечает один* уч-ся из 1-ой группы, по желанию )

(Например: краткие прилагательные отвечают на вопросы: каков? каково? какова? каковы?)

Б) Ещё? (Один уч-ся*из 2-ой группы дополняет информацию) (Например: краткие прилагательные изменяются по родам)

В) Что ещё? (Один ученик из 3- ей группы: Краткие прилагательные употребляются в единственном и множественном числе)

Г) Какие прилагательные не имеют краткую форму? (Один ученик из 4-ой группы: Относительные и притяжательные)

Д) Как изменяются краткие прилагательные? (Один ученик из 5-ой группы. По числам и родам)

Е) Каким членом предложения бывает краткое прилагательное? (Один ученик из 6-ой группы: сказуемым)

2. Запишите предложение, укажите все части речи.

(Записано на доске ). Сверкают на ярком солнце глубокие сугробы.

А) 1уч. из 1-ой группы выполняет задание с места вслух, все остальные проверяют

(Глагол, предлог, прилагательное, существительное, прилагательное, существительное) .

Б) 2 ученик из 1-ой группы отвечает на вопросы:

О какой части речи мы говорим сегодня?

СКОЛЬКО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ в предложении? (2)

В) Партнёры по лицу, которые сидят ближе к доске, выполняют морфологический разбор слова (НА) ЯРКОМ³

(3 ученик 1-ой группы проверяет задание вслух через минуту, делая запись на доске :

Г) Партнёры по лицу, которые сидят ближе к задней стене, выполняют морфологический разбор прилагательного — ГЛУБОКИЕ³ — (через минуту проверяет 4 ученик 1-ой группы, записывает на доске).

3. Запишите предложение под диктовку, выполните синтаксический разбор. Какое словарное слово встречается в предложении?

А) 1ученик записывает предложение и выполняет синтаксический разбор.

Б) Выпишите из предложения краткое прилагательное, запишите его в фонетической транскрипции. (КРЕПОК¹). У доски работает 2 ученик.

В) В парах выполняют морфологический разбор прилагательного КРЕПОК³ (партнёры по лицу, (через минуту 3 ученик записывает на доске)

Партнёры по плечуЯНВАРСКИЙ³ (через минуту 4 ученик фиксирует на доске).

Сравните морфологические признаки полных и кратких прилагательных. Сделайте вывод: (прилагательное в краткой форме не изменяется по падежам, а в полной — изменяется; в предложении краткое прилагательное обычно бывает СКАЗУЕМЫМ, а полное — чаще определением).

4 . Прочитайте записанные на доске слова.

Помощ…, близ рощ…, споёш…, вокруг луж…, пишеш…, горяч…, клещ…, лож…, кричиш…, борщ…, из-за туч…, смеёш…ся, без зрелищ….

А .) С Ь или без Ь? Если с Ь – встаём, если без Ь – сидим, руки в кольцо. (Кто допускает ошибку, тот отвечает на вопросы учителя, чтобы прийти к правильному ответу, — лингвистическая зарядка).

Б) . Распределите по орфограммам и запишите слова в нужный столбик.

Сколько столбиков получилось?

4. Какие? 1- существительные женского и мужского рода с основой на шипящий, 2- существительные в родительном падеже, во множественном числе, 3-глаголы, 4- краткие прилагательные.

Все четыре ученика 3 группы записывают слова на доске в 4 столбика.

5. Задание всему классу.

Выпишите слово, которое одиноко расположилось в своём столбике. (ГОРЯЧ) .

В чём трудность его написания? (Писать или не писать Ь?)

ııı. Формулировка темы. Тема сегодняшнего урока: Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих. (Записывают)

6. Откройте учебники. С.135, прочитайте информацию в рамке.

Как же пишется краткое прилагательное ГОРЯЧ ? (Без Ь). А свеж, колюч, трескуч?

7. Закрепление. На доске: (название структуры ТИК_ТЭК_ТОУ)

На листах у учащихся даны столбики слов:

молодец богатырь лес

мороз снег воздух

денёк кофе ландыш

Подберите к существительным краткие прилагательные с основой на шипящий. Выбираете слова либо по горизонтали, либо по вертикали, либо по диагонали. Обозначьте орфограмму.

(Через минуту каждый ученик 4 группы называет свой вариант)

сыпуч(скрипуч), свеж, хорош, горяч, пахуч

8. Заполните КРОССВОРД: заполняйте клетки в порядке возрастания количества букв.

Партнёры по плечу (ближе к окну) – с краткими прилагательными.

Партнёры по плечу (ближе к двери) – с существительными на шипящий(повторение).

Читайте также:  Краткая форма прилагательного определение

Проверка задания — 5-я группа .

Сделаем выводы . Вопросы и задания — на столе.

А) Какова была тема урока? -1ученик 6 группы.

Б). Сформулируйте правило. -2 ученик 6 группы.

В). Приведите пример (предложение) -3,4 ученики 6 группы.

ТИМ ЧИР: Вся группа встаёт и все вместе произносят:

Услышал? Запомнить теперь поспеши:

В кратких прилагательных после шипящих

Выполните упражнение № 308

11. Д/З: № 311, правило — С. 135

Альметьевский муниципальный район

Негосударственное образовательное учреждение «Общеобразовательная средняя школа №23 «Менеджер»

Технология деятельностного метода «Школа — 2100»

Урок открытия новых знаний

«Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих»

(Урок русского языка в 6 классе)

Разработала и провела учитель

1 квалификационной категории

Мосенкова Елена Владимировна

ТЕМА : «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих».

ТИП УРОКА : открытие новых знаний.

Оборудование, демонстрационный материал. (С лайд №1).

1.Задание для мотивации к учебной деятельности. (Слайд №2)

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь – выскажи боль души.

Он, как наши мечты, велик,

Животворный русский язык.

И пусть для каждого из нас язык станет учителем, а слово – уроком.

2. Задание для определения проблемы урока. (Слайд №3).

Он очень вежлив ………… (мягкий знак),

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь.

Он в слове мать и в слове дочь,

И в тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить!

Так мягко просит ……….. (мягкий знак),

Что отказать нельзя никак! (О.Высотская)

3. Задания для актуализации знаний. (Слайды №4, 6)

№ 1. Молодеж…, стереч…, шалаш…, из-за туч…, брош…,

не тревож…, береч…, маж…ся, обидиш…, много задач….

№ 2. Один из дней в конце зимы удивителен и свеж… Не пряч…тесь от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч… снег, проверьте скорость лыж. Из- за туч…все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч… . Ему хочется увидеть, как бьет из-под земли весенний звонкий ключ…. Это не блаж… . Ведь весна уже не мираж…, а реальность.

4. Эталон. Алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи». (Слады №5)

1. Определить часть речи

имя существительное краткое прилагательное глагол

2. Определить грамматическую форму слова

3 скл. 2 скл краткая форма инфинитив пов.накл. 2л.ед.ч.

Да Нет Нет Да Да Да

5. Задания для первичного закрепления.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
6. Задание для самостоятельной работы.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: 1) создать условия для мотивации к учебной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 1.

1.Чтение стихотворения. ( Слайд №2 ).

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового

материала: употребление и неупотребление буквы Ь после шипящих в именах существительных и глаголах;

2) актуализировать мыслительные операции: сравнение, сопоставление, анализ,

3) организовать актуализацию изученного способа действия: определение

условий написания буквы Ь после шипящих в изученных частях речи (существительных и глаголах);

4) организовать и зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности,

демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний в определении условий употребления или неупотребления буквы Ь после шипящих в кратких именах прилагательных.

Организация учебного процесса на этапе 2.

Чтение стихотворения О.Высотской ( слайд №3 ).

Исходя из содержания стихотворения О Высотской, с чем сегодня

будет связана тема урока? (С буквой Ь).

2. Выборочно-распределительная работа. ( Слайд №4 ).

Какой случай правописания буквы — Ь представлен на экране? (после шипящих)

На какие группы и по какому принципу можно разделить данные слова?

(1-я группа — слова с мягким знаком на конце после шипящих, 2-я группа — слова без буквы мягкий знак на конце после шипящих).

Выполните задание. Докажите свой выбор (графическое обозначение орфограмм).

(Один ученик выполняет эту работу на доске).

Какой способ действия необходимо применить при решении данной

(Алгоритм «Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи»).

3. Повторение алгоритма «Правописание Ь после шипящих в разных частях речи». ( Слайд №5 ).

4. Индивидуальное задание с затруднением:

Спишите текст. Графически обозначьте орфограмму «Правописание Ь после шипящих в разных частях речи». (Один ученик работает на доске: выписывает слова с пропущенными орфограммами и графически их обозначает). (Слайд №6).

5. Проверка выполнения задания с применением алгоритма. (Должны вызвать затруднения слова «свеж», «скрипуч»).

III . Выявление места и причины затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и

фиксируется в громкой речи место и причина затруднения в решении проблемы

употребления или неупотребления мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных;

2) согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3 .

Побуждающий от проблемной ситуации диалог к осознанию противоречия.

Вы смогли полностью выполнить указанное задание?

Какие слова вызвали у вас затруднение?

Почему? В чем возникло затруднение?

(Это краткие прилагательные, которые оканчиваются на шипящий. Но мы не знаем, нужно там писать букву мягкий знак или нет).

Но у нас же есть алгоритм «Правописание Ь после шипящих в разных частях речи»?

(Это алгоритм «Правописание Ь после шипящих в именах существительных и глаголах», но там нет условий написания мягкого знака в кратких прилагательных, оканчивающихся на согласный).

Какова же цель нашего урока?

Цель урока: 1. Открыть знание употребления или неупотребления буквы Ь после шипящих в кратких прилагательных.

2. Учиться видеть орфограмму в кратких прилагательных с основой на шипящую, находить по опознавательным признакам, графически объяснять выбор написания.

3. Учиться правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую

Назовите тему урока.

Тема урока. Варианты: «Правописание буквы Ь в кратких прилагательных».

«Употребление или неупотребление буквы Ь в кратких прилагательных после шипящих».

«Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих».(Уточним позже).

IV . Построение выхода из затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для определения способа

выхода из затруднения;

2) построить план достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Каким образом предлагаете решить первую цель урока

Какой путь все же интереснее?

(Открыть новое знание самим на основе наблюдения за материалом и его анализа).

V . Реализация построенного проекта.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для реализации проекта,

направленного на открытие нового знания: употребления или

неупотребления буквы Ь после шипящих в кратких прилагательных;

2) зафиксировать новый способ действия во внешней речи и знаково;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5.

1.Наблюдение над материалом, анализ примеров из предложений, нахождение кратких прилагательных с основой на шипящую, обозначение соответствующим значком опознавательного признака орфограммы на конце кратких прилагательных (Слайд №7).

2.Самостоятельное формулирование учащимися нового правила.

3. Сравнение своей формулировки с формулировкой правила в учебнике (стр.135), анализ названия орфограммы, опознавательного признака, графического обозначения.

4. Сопоставление данного правила с правилом написания буквы Ь неразделительный на конце имен существительных и глаголов после шипящих.

5.Создание обобщенного алгоритма «Правописание Ь после шипящих в разных частях речи». (Слайд №5- с добавлением материала о кратких прилагательных).

6. Создание сокращенного алгоритма (запись в тетрадях). (Слайд №8).

«Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: 1) зафиксировать открытое учебное содержание во внешней речи;

2) организовать выполнение типовых заданий на применение нового алгоритма:

нахождение кратких прилагательных с основой на шипящий, правильное их написание.

Организация учебного процесса на этапе 6.

Исходя из названия новой орфограммы, давайте уточним тему урока.

(Тема: Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих).

Напомните другие цели урока.

Чем же мы сейчас займемся?

(Будем тренироваться находить краткие имена прилагательные, отличать их от других частей речи, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий). — Думаю, что вы с этим хорошо справитесь.

1.Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?),
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).
2. Проверка правильности нахождения наречий и правописания данной орфограммы в них по образцу.

Цель: 1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый

Читайте также:  Боржоми составит словосочетания существительное прилагательное

способ действия и применения нового учебного содержания;

2) организовать самопроверку выполненного задания путем сопоставления

3) организовать при необходимости коррекцию допущенных ошибок;

4) создать условия для ситуации успеха каждого ученика

Организация учебного процесса на этапе 7.

Задание 1. Преобразуйте предложения. Графически обозначьте новую орфограмму.

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.
1. Напиток шипит. 2. Мороз трещит. 3. Цветок пахнет. 4. Ветер жжёт. 5. Бензин горит.
2. Самопроверка по эталону.

3. Самооценка: «+» — если верно; «?» — если есть ошибки.

Где возникло затруднение и почему?

VIII . Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1) тренировать навык использования нового содержания с ранее изученными

темами: употребление и неупотребление буквы Ь в разных частях речи после шипящих;

2) тренировать навык применения алгоритма «Употребление и неупотребление буквы Ь после шипящих в разных частях речи».

Организация учебного процесса на этапе 8.

1.Упр.308. Найти в предложениях краткие прилагательные, выписать, графически обозначить изучаемую орфограмму.(Один ученик выполняет работу на доске).

2. Выборочно-распределительный диктант: с буквой Ь или без буквы Ь в словах разных частей речи на шипящий. Графически обозначьте соответствующие орфограммы.

1)много телепередач (сущ. мн.ч Р.п.)

2) перережьте (гл. повел накл.)

8) клещ (сущ.2 скл.)

9) клеишь (гл.2 л. ед.ч.)

10) пригож (кр.прил.)

IX .Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать оценивание детьми собственной деятельности на уроке;

3) организовать фиксацию неразрешенных затруднений как направление

будущей учебной деятельности;

4) обсудить и записать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9.

1.Обобщающий диалог с учащимися.

В чем состояло затруднение на уроке при открытии новых знаний?

Какие цели мы ставили перед собой? Достигли ли их?

Каким способом мы открывали новые знания?

Что же сегодня «открыли»?

А что повторили? Давайте проверим, все ли вы усвоили?

2. Обобщающая беседа.

*В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак? (глагол).

*В словах какой части речи после шипящих никогда не пишется мягкий знак? (краткое

*В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода,

числа и падежа? (существительное).

*К какой части речи относятся слова «настежь», «навзничь», «прочь»? И как вы их

напишите? (наречие, с мягким знаком).

*Приведите примеры кратких прилагательных, объясните их написание.

Попробуйте оценить уровень новых знаний и свою деятельность

на уроке, отметив это в карточке.

4. Обсуждение и запись домашнего задания.

1) стр.137 (выучить теоретический материал

Один из дней в конце зимы удивителен и свеж… Не пряч…тесь от природы, выйдите на улицу. Ощутите, как скрипуч… снег, проверьте скорость лыж. Из- за туч…все чаще выглядывает настойчивый солнечный луч… . Ему хочется увидеть, как бьет из-под земли весенний звонкий ключ…. Это не блаж… . Ведь весна уже не мираж…, а реальность.

Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).

Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).

Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).

Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).

Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).

Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).

Работа в парах. Восстановите предложения. Объясните правописание кратких прилагательных, графически обозначьте орфограмму.

Дуб лохмат и неуклюж(?).
Ёж высок и могуч(?).
Медведь свеж(?) и пахуч(?).
Ландыш хорош(?), хоть колюч(?).

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.

Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

1.Напиток шипит. – Напиток шипуч (кр. прил.). 2.Морорз трещит. – Мороз трескуч (кр.прил.). 3. Цветок пахнет. – Цветок пахуч (кр. прил.). 4. Ветер жжет. – Ветер жгуч (кр. прил.). 5. Бензин горит. – Бензин горюч (кр.прил.).

Задание 1. Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных.

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.
1. Напиток шипит. 2. Мороз трещит. 3. Цветок пахнет. 4. Ветер жжёт. 5. Бензин горит.

Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

1.Напиток шипит. – Напиток шипуч (кр. прил.). 2.Морорз трещит. – Мороз трескуч (кр.прил.). 3. Цветок пахнет. – Цветок пахуч (кр. прил.). 4. Ветер жжет. – Ветер жгуч (кр. прил.). 5. Бензин горит. – Бензин горюч (кр.прил.).

Задание 1. Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных.

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.
1. Напиток шипит. 2. Мороз трещит. 3. Цветок пахнет. 4. Ветер жжёт. 5. Бензин горит.

Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

1.Напиток шипит. – Напиток шипуч (кр. прил.). 2.Морорз трещит. – Мороз трескуч (кр.прил.). 3. Цветок пахнет. – Цветок пахуч (кр. прил.). 4. Ветер жжет. – Ветер жгуч (кр. прил.). 5. Бензин горит. – Бензин горюч (кр.прил.).

Задание 1. Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных.

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.
1. Напиток шипит. 2. Мороз трещит. 3. Цветок пахнет. 4. Ветер жжёт. 5. Бензин горит.

Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

1.Напиток шипит. – Напиток шипуч (кр. прил.). 2.Морорз трещит. – Мороз трескуч (кр.прил.). 3. Цветок пахнет. – Цветок пахуч (кр. прил.). 4. Ветер жжет. – Ветер жгуч (кр. прил.). 5. Бензин горит. – Бензин горюч (кр.прил.).

Задание 1. Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных.

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.
1. Напиток шипит. 2. Мороз трещит. 3. Цветок пахнет. 4. Ветер жжёт. 5. Бензин горит.

Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

1.Напиток шипит. – Напиток шипуч (кр. прил.). 2.Морорз трещит. – Мороз трескуч (кр.прил.). 3. Цветок пахнет. – Цветок пахуч (кр. прил.). 4. Ветер жжет. – Ветер жгуч (кр. прил.). 5. Бензин горит. – Бензин горюч (кр.прил.).

Задание 1. Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных.

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.
1. Напиток шипит. 2. Мороз трещит. 3. Цветок пахнет. 4. Ветер жжёт. 5. Бензин горит.

Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы.

1.Напиток шипит. – Напиток шипуч (кр. прил.). 2.Морорз трещит. – Мороз трескуч (кр.прил.). 3. Цветок пахнет. – Цветок пахуч (кр. прил.). 4. Ветер жжет. – Ветер жгуч (кр. прил.). 5. Бензин горит. – Бензин горюч (кр.прил.).

Задание 1. Преобразуйте предложения. Графически обозначьте орфограмму в кратких прилагательных.

О б р а з е ц . Ситец линяет. — Ситец линюч.
1. Напиток шипит. 2. Мороз трещит. 3. Цветок пахнет. 4. Ветер жжёт. 5. Бензин горит.

Эталон для самопроверки задания самостоятельной работы. 1.Напиток шипит. – Напиток шипуч (кр. прил.). 2.Морорз трещит. – Мороз трескуч (кр.прил.). 3. Цветок пахнет. – Цветок пахуч (кр. прил.). 4. Ветер жжет. – Ветер жгуч (кр. прил.). 5. Бензин горит. – Бензин горюч (кр.прил.).

1.Я понял тему урока

4.Я понял тему урока, но не уверен, что смогу применить знания и умения на практике.

5.Я не понял темы урока.

1.Я понял тему урока

2.Я уверенно могу отличить краткие прилагательные с шипящим на конце от других частей речи.

3.Я уверенно могу применить орфограмму «Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных после шипящих» и графически её обозначить.

Источник