Меню

Словарная работа 5 класс глаголы



Технология урока

Вы здесь

Словарный диктант. Личные окончания глаголов

Рубрика:

23.Правописание безударных окончаний глаголов

Определите спряжение глагола по неопределенной форме

Разноспрягаемые глаголы

глаголы на –ить + гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, терпеть, смотреть

Все глаголы не на –ить + брить, стелить, зиждиться

хотеть, есть, бежать, дать

Ход. т по кругу, обид. т друга, довер. т тайну, полет. т к небу, терп. т крах, задерж. т дыхание, се. т дождь, отпил. т доску, езд. т на велосипеде, бор. тся с болезнью, стел. т постель, плугом паш. т, жерновами мел. т, топором руб. т, глазами смотр. т, быстро, вскоч. т, сто. шь у порога, гляд. шь в окно, сид. шь на порожке, лет. шь высоко, выбь. те ковёр, выгляд. те хорошо, выгон. те корову, нагор. т свеча, выдерж. те экзамен, выжж. т узор, лёгкими дыш. т, утюгом глад. т, ушами слыш. т, воробьи чирика. т, ворона карка. т, лягушка квака. т, шмель жужж. т, кот мурлыч. т, гусь гогоч. т, кузнечик стрекоч. т, курица кудахч. т, уход. шь из школы, откро. шь тетрадь, спрашива. шь ответ, найд. те ручку, уч. т уроки, муч. т птицу, корм. т рыбок, люб. т конфеты, боле. т от простуды, здорове. т от занятий спортом, напиш. шь пером, не выруб. шь топором, хвал. т ответ

Смотр. шь и вид. шь, вздыха. шь и дыш. шь, начерт. шь и нарису. шь, отруб. шь – не пристав. шь, се. шь и ве. шь, слуша. шь и слыш. шь, напил. шь и накол. шь, верт. шь и гон. шь, держ. шь и включа. шь, скаж. шь – не ворот. шь, посе. шь зерно, выраст. т хлеб, не обид. т мухи, услыш. шь песню, запиш. шь условие, выуч. шь правило, распева. шь песню, моч. т руки, ед. м долго, ход. т пароход, люб. шь и вер. шь, океаны измер. шь, долет. шь до Луны, гон. т лодки, стел. т простыню, не ищ. т славы, выйд. те пораньше, если вышл. те, немедленно сообщ. те, вы пиш. те неа. куратно, пиш. те разборчиво, перед тем как поед. те, позвон. те, мож. те подождать, приед. те к нам, кол. т и руб. т дрова, жж. т голову, колос раст. те, налива. тся зерно, поле уб. ра. т

Рано се. т, не теря. т семян, как уме. т, так и бре. т, мягко стел. т, зной пал. т и дыш. т, стел. тся тучи, сумрак уход. т, серой мглой брод. т, кол. т колосья, слыш. тся рог, пиш. т в тетради, дыш. т тихо, люб. т учиться, сильно ненавид. т, не обид. т комара, маш. т приветно, колебл. т паруса, буря стон. т, мачту клон. т, гон. т ладью, оглян. тесь вокруг, узна. те радость, кол. т и руб. т дрова, чуд. тся ш. пот, ре. т флаг, завис. т от обстоятельств, раста. т в воздухе, уме. т жить, цен. т время, стан. т говорить, успе. т одеться, зелене. т берёза, проход. т облака, суш. т бельё, плачем (не)разжалоб. шь, сначала осерд. тся, да после смир. тся, нав. вают сонливость, суд. т прав. льно, стел. тся дорога, ищ. т в траве, быстро нап. да. т, меру зна. т, (не) выр. ст. т сразу, моря (не) наполн. шь, в душу (не) влез. шь, дремл. т хаты, вид. т дом, печаль (не) крас. т, выйд. ш. на улицу, ( не) удерж. шь слёз, помн. т, кто корм. т

Источник

словарная работа на уроке русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

В докумение собран материал необходимый для организации словарной работы на уроке в 5 классе

Скачать:

Вложение Размер
slovarnye_diktanty.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ В 5 КЛАССАХ

(ОБЪЁМ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ СОСТАВЛЯЕТ 15 – 25 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 1 (ВХОДНОЙ)

РУССКИЙ ЯЗЫК, МОРОЗНЫЙ ЯНВАРЬ, ИСТИНА, ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА, ЛАДОНЬ, СТОЛИЦА РОССИИ, ШУСТРЫЙ ВОРОБЕЙ, ОДНАЖДЫ В МОСКВЕ, ВОРОНА НА БЕРЁЗЕ, УРОЖАЙ МОРКОВИ И КАПУСТЫ, КАРТОФЕЛЬНОЕ ПОЛЕ, КОЛОСЬЯ ПШЕНИЦЫ, ДЕСЕРТ ИЗ ЗЕМЛЯНИКИ, КАПИТАН КОРАБЛЯ, ПРИГОТОВИТЬ КОНЦЕРТ (25 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 2

ИНТЕРЕСНАЯ БРОШЮРА, ЧЕСТНОЕ ЖЮРИ, ИГРАЕТ В БАСКЕТБОЛ И ФУТБОЛ, ПРЫГНУТЬ С

ПАРАШЮТОМ, ИНФОРМАЦИЯ О СПОРТСМЕНЕ, НОВЫЙ ТЕЛЕВИЗОР И ТЕЛЕФОН, ЖУЖЖАНИЕ ПЧЕЛЫ, ВОЖЖИ, АЛЛЕЯ ПАРКА, РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО, ТРАССА, ТЕРРАСА, ДРОЖЖЕВОЕ

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 3

ВЕСТИБЮЛЬ ШКОЛЫ, АВИАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ О ВЕТЕРАНЕ, ТОТЧАС, ВЫПОЛНИТЬ

АККУРАТНО, БЕЗУПРЕЧНО, БЕЗУКОРИЗНЕННО, ЖЖЕНИЕ, СПОРТСМЕН-ПАРАШЮТИСТ,

КРАСОЧНАЯ БРОШЮРА, ЗВОНКОЕ ЖУЖЖАНИЕ, ТЕНИСТАЯ АЛЛЕЯ, БОГАТОЕ

ВООБРАЖЕНИЕ, ИСПОЛНИТЬ В СОВЕРШЕНСТВЕ (16 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 4

КАРНАВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ, ТРЕНЕР БАСКЕТБОЛИСТОВ И ФУТБОЛИСТОВ, ТРЕНИРОВАТЬ

ПАРАШЮТИСТА, ЧУВСТВОВАТЬ УСТАЛОСТЬ, ЧЕСТВОВАТЬ ВЕТЕРАНА, НАРЯДНЫЙ

КОСТЮМ, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ТЕРРАСА ДОМА, ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПЕРЕДАЧА,

УЧАСТВОВАТЬ, ВООБРАЖАТЬ (16 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 5

СПОРТСМЕН-БАСКЕТБОЛИСТ, БОГАТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ВСТРЕЧИ С

ВЕТЕРАНОМ, ПРИРОДА РОССИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРА, КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ,

ВЫПОЛНИТЬ БЕЗУПРЕЧНО, ДРОЖЖИ, ТЕНИСТАЯ АЛЛЕЯ, ФОНТАН, БАССЕЙН, ПАРАШЮТ, ЧЕСТНОЕ ЖЮРИ, МОКРАЯ ТЕРРАСА (20 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 6

РОВЕСНИЦЫ И СВЕРСТНИЦЫ, УЧАСТВОВАТЬ В ФУТБОЛЬНОМ МАТЧЕ, ТЕМНЫЙ ТОННЕЛЬ, ОГРОМНЫЙ ФОНТАН, РЕГУЛИРОВАТЬ ДВИЖЕНИЕ, ТРЕНИРОВАТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ,

ПРОЯВИЛ ГЕРОИЗМ, КУПИЛИ АВИАБИЛЕТ, ОЧАРОВАН ПРИРОДОЙ, ЧУВСТВОВАТЬ

ОДИНОЧЕСТВО, КИЛОМЕТРЫ ТРАССЫ, АГЕНТСТВО (19 СЛОВАРНЫХ СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 7

СЕРЕБРИСТЫЙ ИНЕЙ, МОИ РОВЕСНИКИ, ДЕЛЕГАТ НА ТРИБУНЕ, ИНТЕРЬЕР КАБИНЕТА,

ГЕРОЙ РАССКАЗА, ГИГАНТСКИЙ БАССЕЙН, В-ТРЕТЬИХ, ТОТЧАС, ВЫПОЛНИТЬ АККУРАТНО,

ИЗВИНИТЕ ЗА ОШИБКУ, УЧАСТНИК ФУТБОЛЬНОГО МАТЧА, КОРРЕСПОНДЕНТ ЖУРНАЛА,

РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРА, НАКОНЕЦ, КОНЕЧНО (20 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 8

НЕЗАБЫВАЕМОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧЕСТВОВАТЬ ВЕТЕРАНА, ШЕСТВОВАТЬ ПО АЛЛЕЕ, СИЛЬНОЕ ЖЖЕНИЕ, ЦИТИРОВАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ, БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ, ДИАЛОГ И МОНОЛОГ,

ПРИНЯТЬ ИЗВИНЕНИЯ, БЕССПОРНО БОГАТОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, ТРИБУНА СТАДИОНА, ГРОМАДНЫЙ ФОНТАН, МАТРОССКИЙ КОСТЮМ (20 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 9

ВЕСТИБЮЛЬ КИНОТЕАТРА, КОСТЮМ КОСМОНАВТА, ВКУСНЫЙ ШОКОЛАД, ОПЫТНЫЙ ШОФЁР, ШЕСТВОВАТЬ ПО ШОССЕ, ГРУППА СВЕРСТНИКОВ, ИЗУЧИТЬ АЛФАВИТ,

СПРАВЕДЛИВОЕ РЕШЕНИЕ ЖЮРИ, ПОТОМУ ЧТО, КАК БУДТО, КОЛОССАЛЬНЫЙ СТАДИОН,

МОНОЛОГ У МИКРОФОНА, ЮНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ, ИЗВИНИТЕ И СПАСИБО (21 СЛОВО)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 10

ПОСЕТИТЬ ПЛАНЕТАРИЙ, ВОСТОРГАТЬСЯ ПЕЙЗАЖЕМ, ОГРОМНЫЙ ВОКЗАЛ, ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ КОМИССИЯ, МЕЧТЫ РОВЕСНИКОВ, АТАКА АРТИЛЛЕРИИ, КОММЕНТАРИЙ

БАСКЕТБОЛЬНОГО МАТЧА, ДИСКУССИЯ ДЕЛЕГАТОВ, ШОССЕЙНАЯ ТРАССА, ПОТОМУ ЧТО, ГЕРОИЧЕСКАЯ ДИВИЗИЯ (21 СЛОВАРНОЕ СЛОВО)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 11

АРОМАТ РАСТЕНИЙ, ПУШИСТЫЕ ОБЛАКА, ПОРТРЕТ ВЕТЕРАНА, ОРФОЭПИЧЕСКИЕ

НОРМЫ, ВТОРОЙ КИНОТЕАТР, ПОМОЩНИК ТРЕНЕРА, ТРЕНИРОВАТЬСЯ В БАССЕЙНЕ,

РЕЖИМ ДНЯ СВЕРСТНИКА, МРАЧНЫЙ ТОННЕЛЬ, КАРНАВАЛЬНЫЙ КОСТЮМ, УЧАСТВОВАТЬ В СОЗДАНИИ ЭМБЛЕМЫ, КАК БУДТО, АККУРАТНЫЙ ПРИВРАТНИК . (21 СЛОВО)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 12

ГРОМАДНОЕ ЗДАНИЕ ВОКЗАЛА, ОБЛАЧНЫЙ ДЕНЬ, ЗДОРОВЫЙ АППЕТИТ, НИ ЗГИ НЕ ВИДНО, ТОЧНЫЙ РАСЧЁТ, КОСМОНАВТ НА ОРБИТЕ, ШЕСТВОВАТЬ КОЛОННОЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД, ИЗВИНИТЕ И СПАСИБО, ТРИБУНА СТАДИОНА, ИНТЕРЬЕР КАБИНЕТА, ТОТЧАС, ТЕЛЕВИДЕНИЕ, АЛЛЕЯ, ИНТЕРЕСНАЯ БРОШЮРА (23 СЛОВА)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 13

ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ, ПРЕПЯТСТВИЕ НА ТРАССЕ, ПРИМИРИТЬ РОВЕСНИКОВ, ПРИЙТИ В ПОЛИКЛИНИКУ, ПРИВЕТСТВОАТЬ КОЛОННУ ВЕТЕРАНОВ, ИМЯ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИВОКЗАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ, КОММЕНТАТОР МАТЧА, КОРРЕСПОНДЕНТ

ГАЗЕТЫ, ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ КОМИССИЯ, ДИСКУССИЯ, МЕЧТА ДЕТСТВА, АТАКА

АРТИЛЛЕРИИ, ИЗВИНИТЕ (24 СЛОВА)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 14

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ МЕЧТА, ОГРОМНЫЙ ПЛАНЕТАРИЙ, СЕРЕБРИСТЫЙ ИНЕЙ, ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, НЕИССЯКАЕМЫЙ ФОНТАН, ПРЕЗРИТЕЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД, ПРЕКРАТИТЬ

КОММЕНТАРИЙ, ДИАЛОГ С КОСМОНАВТОМ, ГЕРОИЗМ ПЕХОТИНЦА, ГРУППА ЖОНГЛЁРОВ, РАССЧИТАТЬ ВРЕМЯ, БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ, АРОМАТНЫЙ ДЕСЕРТ (23 СЛОВА)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 15

ОБАЯТЕЛЬНАЯ ДЕВУШКА, ИСПОЛНИТЬ В СОВЕРШЕНСТВЕ, ЧЕСТВОВАТЬ ВЕТЕРАНА,

РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО, СПОРТСМЕН- ПАРАШЮТИСТ, ЖЕНЩИНА-КОСМОНАВТ, ГЕРОЙ

РОССИИ, РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРА, ДРОЖЖИ, ВОЖЖИ, РЕЦЕНЗИРОВАТЬ СТАТЬЮ

КОРРЕСПОНДЕНТА, ТЕРРАСА ДОМА, ОЧАРОВАН ПЕЙЗАЖЕМ, РЕЖИМ ДНЯ СВЕРСТНИКА,

ОРБИТАЛЬНАЯ СТАНЦИЯ, ПОСЕТИТЬ ПЛАНЕТАРИЙ (24 СЛОВА)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 16

КОСТЮМ АКВАЛАНГИСТА, КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА, КАК БУДТО, ВЕСТИБЮЛЬ

КИНОТЕАТРА, ГЕРОИЧЕСКАЯ АТАКА АРТИЛЛЕРИИ И ПЕХОТЫ, КОЛОННА СПОРТСМЕНОВ,

КОЛОССАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ, ТРЕНИРОВАТЬСЯ В БАССЕЙНЕ, ЛЁГКИЕ ОБЛАКА, ИЗОБРАЗИТЬ

АКВАРЕЛЬЮ, ПРЕПЯТСТВИЕ, ПРИГОВАРИВАТЬ, ПРИВЕТЛИВЫЙ РОВЕСНИК,

ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ, ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА (25 СЛОВ)

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ № 17 (ИТОГОВЫЙ)

СПРАВЕДЛИВОЕ ЖЮРИ, ЖУЖЖАНИЕ ПЧЕЛЫ, ТЕНИСТАЯ АЛЛЕЯ ПАРКА, РЕКЛАМНОЕ АГЕНТСТВО, ДРОЖЖЕВОЕ ТЕСТО, ВЕСТИБЮЛЬ ШКОЛЫ, БЕЗУКОРИЗНЕННО, СПОРТСМЕН-ПАРАШЮТИСТ, КАРНАВАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ, ВЫПОЛНИТЬ АККУРАТНО, ТРЕНИРОВАТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ФУТБОЛИСТОВ, ЧУВСТВОВАТЬ УСТАЛОСТЬ, ЧЕСТВОВАТЬ ВЕТЕРАНА, ТЕРРАСА ДОМА, СЕРЕБРИСТЫЙ ИНЕЙ, ЛЁГКИЕ ОБЛАКА, КОРРЕСПОНДЕНТ ЖУРНАЛА, ПРЕПЯТСТВИЕ, ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА, РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРА, ИЗВИНИТЕ И СПАСИБО, ТРИБУНА СТАДИОНА, АТАКА АРТИЛЛЕРИИ, ПРИВОКЗАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ, КОММЕНТАТОР МАТЧА, ПРИСУТСТВОВАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ, ПРИВЕТЛИВЫЙ РОВЕСНИК

Источник

Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-го класса

Тетрадь
по русскому языку
учени_ 5_класса
_______________
________________

Повторение в начале учебного года
Состав слова
Упражнение 1
Подберите однокоренные слова.
Диво — ___________________________________________________________
Слава — __________________________________________________________
Даль — ___________________________________________________________
Тряска- __________________________________________________________
Вина -____________________________________________________________

Упражнение 2
Разберите слова по составу.
Загадка, тормозишь, ночной, жёлтенький, лётчик, чистенький, пролетают,
лимонный, чугунный, карман, молчаливый, прославлять, удивительный, дальний, безвинный, встряхнуть.

Упражнение 3
Выпишите однокоренные слова.
А) Гора, гористый, горный, горец, горе.
Водитель, водяной, водить, вода.
Делит, дело, разделить, деловой, делец.
Б) Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал он.

Правописание безударных гласных
Упражнение 4
Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
р_веть – р_в выст_вка – ст_вить з_ма – з_мний
затр_щал – тр_ск нач_ла – нач_ло уд_вительно –д_во
встр_чать – встр_ча затр_щал – тр_ск тр_сёт – тр_ска
хл_потать – хл_поты т_желый –т_жесть т_рговать –т_рг
взгл_нуть – взгл_д тр_пинка – тр_пы просл_влять – сл_ва

Упражнение 5
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
др_жать -__________ др_знить- ___________
ч_совщик -__________ м_ряк -_________________
ж_леть -_____________ з_л_то — _________________
л_петал- _____________ см_треть-________________
т_нуться -____________ вр_дитель — ______________
св_тлеет -____________ уд_вительный- _____________
прибл_жаться -_________ сож_леть -_________________

Упражнение 6
Вставьте пропущенные безударные гласные.
Л_нивый2 к_тёнок п_щит, щенок вес_ло в_зжит. П_сти ск_тину2 в д_лине пом_гала п_стуху2 собака. Море с_нело, парус б_лел вд_ли, песок сиял б_лизной. Ураганный ветер пов_лил б_льшие с_сновые2 и _ловые д_ревья. На фоне н_чного неба над д_мами пок_залась луна.

Упражнение 7
Выпишите слова с проверяемой безударной гласной.
Осень позолотила леса и поля. Пожелтели деревья в лесу. Дети шли по лесной тропинке. Потянул лёгкий ветерок. Настали холодные ночи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 8
Вставьте пропущенные буквы.
К_пуста, к_ртофель, м_рковь, ст_лица, п_м_дор, в_рона, с_рока, ур_жай,
к_рзина, б_рёза, л_сица, м_л_ток, ар_мат, д_ректор, п_ртрет, в_стибюль.

Упражнение 9
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически( что пишу, где пишу, почему пишу)
Р_бину называют _сенней2 красавицей. Она не б_ится хол_да, а её ягоды становятся2 сладкими2 от м_роза. Р_бина – п_лезная ягода. Она обогащает почву св_ими пл_дами, привл_кает массу птиц. А птицы истр_бляют вр_дителей л_сов.

Правописание согласных в корне слова

Упражнение 10
Вставьте пропущенные непроизносимые согласные.
изве__ный – изве__ие преле__ный – преле___ь
радо__ный – радо___ь вку__ный – вку__
опа___ный – опа__ен чуде___ый – чуде__а
прекра__ный – прекра_ен вла__ный – вла___ь
ус__ный – ус__а гру__ный – гру___ь
уча__вовать – уча___ие окре__ный – окре__
нена__ный – нена___ье жало___ливый – жалос__ь
здра__ствуй – здра__ие гиган__ский – гиган__ы
аген__ство – аген__ ненави__ный – ненави__ь
обла__ной – облас__ь корыс__ный – корыс__ь

Упражнение11
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
звёз_ный — _________ поз_но — ____________
праз_ник — _________ доблес_ный -___________
грус_ный — _________ лес_ница — _____________
окрес_ность — _________ мес_ность -_____________
свис_нул -____________ чу_ ство -_______________
счас_ливый — __________ радос_ный — ____________
капус_ный — ___________ гиган_ский — ____________
ярос_ный — ____________ облас_ной — _____________

Упражнение 12
Выпишите слова с непроизносимыми и сомнительными согласными и подберите к ним проверочные слова.
Мороз и солнце. День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят –я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный. »
(А.С. Пушкин)

Упражнение 13
Вставьте пропущенные буквы.
Поз_но, мес_ность, сер_це, трос_ник, чу_ства, со_нце, вкус_ный, опас_ный, здра_ствуй, ус_ный, счас_ливый, ненас_ный, извес_ный, звез_ный, ужас_ный.

Упражнение 14
Вставьте пропущенные буквы.

Ж_вые приметы.
Ж_выми барометрами _вляются п_уки. Они не переносят сырости, поэтому ре_ко выходят на охоту утром. По утрам они по_вляются тогда, когда нет р_сы. А это верный признак скорого д_ждя. Подсказывают п_году и навозные жуки. Они ч_ще л_тают над л_сными д_ро_ками и тр_пинками. По_вление жука – верная примета х_рошей п_годы. Даже если и_росит дождь, а жук л_тает, ненас_ная п_года скоро кончится.

Части речи

Упражнение 15
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
См_треть, брош_ра, пред_юбилейный2, доро_ка2, кл_новый, _синовый, не увидишь, по д_реву, налево, меня.

Упражнение16
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глагола.
Посмотр_м, застел_м, среж_шь2, се_шь, слыш_те, мечта_те, наклон_шься2, увид_шься2, дыш_т, излуча_т, багрове_т, наскоч_т, распиш_т.

Упражнение 17
Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение и лицо глагола.
( погонишься – 2 спр., 2л.)
Угоща_ш_ся, залива_ш_ся, заверт_ш_ся, ласка-ш_, стел_ш_ся, чист_ш_ся,
стучиш_ся, побре_ш_ся, печал_ш_ся, напуга_ш_ся, верт_ш_ся, груз_ш_ся,
равняя_ш_ся, пачка_ш_ся, свяж_ш_ся, озира_ш_ся.

Упражнение 18
Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение существительных.
Правильная реч_, много туч_, острый нож_, без груш_, вкусная дич_, ужасный смерч_, из-под крыш_, сильная фальш_, морской пляж_, без встреч_, звонкий мяч_, тысячи тысяч_, мягкий плюш_, лесная глуш_.

Упражнение 19
Вставьте пропущенные буквы, определите склонение, падеж существительных.
К маск_, на асфальт_, на атлас_, без бирк_, о гибел_, около арк_, о черемух_,
о ладон_, без жимолост_, у рощ_, к картин_, из овчарн_, для вырезк_, о сирен_ без верхушк_, в ежевик_, для жизн_, до башн_, для площадк_, до дуэл_.

Упражнение 20
Вставьте пропущенные буквы, определите часть речи.
Смотриш_, малыш_, береч_, помощ_, дрож_, нарядиш_ся, светиш_ся, плащ_, много дач, объеш_ся, у рощ_, ёж_, товарищ_.

Упражнение 21
Вставьте пропущенные буквы.
Уд_вительно, разд_ваться, объед_ниться, просл_вление, д_лина, д_лекий,
землетр_сение, во_зал, рю_зак, спор__мен, посв_тить (рассказ), содр_гнуться, р_деющий, обв_нять.

Упражнение 22
Вставьте пропущенные буквы, объясняя свой выбор графически.
Это было как (в) ска_к_. Кл_новые2 лист_я пов_сали (на) нитках _сенней п_утины. Лес прощ_лся (с) со_нцем. А при прощ_нии все бывают грус_ными.
Солнечные2 зайчики играли на _павших лист_ях. Я выбрал зайчика п_крупней и накрыл пл_щом. Получилась мя_кая постель. Как хочет_ся сесть на неё после долгой хо_ьбы. Рядом, на куст ш_повника. Сл_телись п_грет_ся2 мо_ки. Сядет мо_ка на лё-кий лист, а он (не) держит тяжест_, валит_ся (на) землю.

Работа над ошибками.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словосочетание и простое предложение

Упражнение 23
Вставьте пропущенные буквы, выпишите все словосочетания.
У л_сной п_ляны я увидел высокую многоцветную гр_зу.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 24
Проверочная работа
1.Найдите словосочетание «сущХ. + прил.»
1едем направо; 4. помощь друга;
2.в синюю высь; 5. слушаю песню
3.тоскуешь по дому

2Найти словосочетание «сущ.Х + сущ.»

  1. беседуем за столом 4.на вершине ели;
  2. густых ёлок 5. Учишься с желанием
  3. резкого ветра

3.Найдите словосочетания «глагол Х + сущ.»
1. объясняем пример 4.растаяли снега
2. вырос гриб 5.беседовать с другом
3. поздним вечером

4.Укажите именные словосочетания
1. устный счёт;
2. участвовать в соревновании;
3. участвовать в игре;
4. чествовать победителя.

5. Укажите глагольные словосочетания
1.ужасный ветер;
2.расстилаться по вершине;
3. искусный мастер;
4.собирать крыжовник

6.Словосочетание –это___________________________________________
_______________________________________________________________
Если главное слово выражено____________________, то это словосочетание именное, если ____________________, то глагольное, если _______________, то наречное.

Упражнение 25
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. Ле_кий в_терок гон_т топит _блака.
  2. Над цветами кружат_ся з_лотые пчёлы жадно п_ют сла_кий мёд.
  3. Осень пришла и завладела садами п_лями и птицами.
  4. На севере дерев_я растут медленно но вырастают крепкими и могучими.
  5. Лёнька взял шёлковую леску прив_зал к ней за хвост плотвицу и закинул её через лаз в подполье.
  6. В садах растут и плодовые дерев_я и ягодные дерев_я и ягодные кусты.

Упражнение 26
Вставьте пропущенные знаки препинания, составьте схемы предложений.

  1. На опушке леса росли цветы колокольчики ромашки гвоздики.
  2. Мы взяли с собой всё необходимое продукты одежду тёплое бельё.
  3. Николай умеет делать всё водить машину поменять шины чинить паруса.
  4. Листья лежали везде на потемневшей воде на побуревших тропинках.
  5. Ни суровый климат ни густые леса ни болота ничто не пугало юных натуралистов.
  6. На склонах горы на ветках деревьев везде лежал снег.

Упражнение 27
Вставьте пропущенные знаки препинания ,составьте схемы предложений .
1.С б_ков доро_ки кустами росла с_рень и в самой глуши сада ст_яла бесе_ка.
2. Капли д_ждя ре_ко застуч_ли и зашлёпали по лист_ям.
3. В другой костёр дед полож_л сухие полен,я чтобы они горели всю ноч_.
4.Он почу_ствовал что кто-то схватил его за руку.
5. Когда отря_ подходил к реке по_вился пароход.
6.Герда стала рассказывать обо всем что она испутала.
7.Когда карета проехала три мили ворон простился с девочкой.

Источник

Читайте также:  Бывает это глагол или нет в русском языке