Меню

Словарный диктант по спряжению личному окончанию глаголов



Технология урока

Вы здесь

Словарный диктант. Личные окончания глаголов

Рубрика:

23.Правописание безударных окончаний глаголов

Определите спряжение глагола по неопределенной форме

Разноспрягаемые глаголы

глаголы на –ить + гнать, держать, дышать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, терпеть, смотреть

Все глаголы не на –ить + брить, стелить, зиждиться

хотеть, есть, бежать, дать

Ход. т по кругу, обид. т друга, довер. т тайну, полет. т к небу, терп. т крах, задерж. т дыхание, се. т дождь, отпил. т доску, езд. т на велосипеде, бор. тся с болезнью, стел. т постель, плугом паш. т, жерновами мел. т, топором руб. т, глазами смотр. т, быстро, вскоч. т, сто. шь у порога, гляд. шь в окно, сид. шь на порожке, лет. шь высоко, выбь. те ковёр, выгляд. те хорошо, выгон. те корову, нагор. т свеча, выдерж. те экзамен, выжж. т узор, лёгкими дыш. т, утюгом глад. т, ушами слыш. т, воробьи чирика. т, ворона карка. т, лягушка квака. т, шмель жужж. т, кот мурлыч. т, гусь гогоч. т, кузнечик стрекоч. т, курица кудахч. т, уход. шь из школы, откро. шь тетрадь, спрашива. шь ответ, найд. те ручку, уч. т уроки, муч. т птицу, корм. т рыбок, люб. т конфеты, боле. т от простуды, здорове. т от занятий спортом, напиш. шь пером, не выруб. шь топором, хвал. т ответ

Смотр. шь и вид. шь, вздыха. шь и дыш. шь, начерт. шь и нарису. шь, отруб. шь – не пристав. шь, се. шь и ве. шь, слуша. шь и слыш. шь, напил. шь и накол. шь, верт. шь и гон. шь, держ. шь и включа. шь, скаж. шь – не ворот. шь, посе. шь зерно, выраст. т хлеб, не обид. т мухи, услыш. шь песню, запиш. шь условие, выуч. шь правило, распева. шь песню, моч. т руки, ед. м долго, ход. т пароход, люб. шь и вер. шь, океаны измер. шь, долет. шь до Луны, гон. т лодки, стел. т простыню, не ищ. т славы, выйд. те пораньше, если вышл. те, немедленно сообщ. те, вы пиш. те неа. куратно, пиш. те разборчиво, перед тем как поед. те, позвон. те, мож. те подождать, приед. те к нам, кол. т и руб. т дрова, жж. т голову, колос раст. те, налива. тся зерно, поле уб. ра. т

Рано се. т, не теря. т семян, как уме. т, так и бре. т, мягко стел. т, зной пал. т и дыш. т, стел. тся тучи, сумрак уход. т, серой мглой брод. т, кол. т колосья, слыш. тся рог, пиш. т в тетради, дыш. т тихо, люб. т учиться, сильно ненавид. т, не обид. т комара, маш. т приветно, колебл. т паруса, буря стон. т, мачту клон. т, гон. т ладью, оглян. тесь вокруг, узна. те радость, кол. т и руб. т дрова, чуд. тся ш. пот, ре. т флаг, завис. т от обстоятельств, раста. т в воздухе, уме. т жить, цен. т время, стан. т говорить, успе. т одеться, зелене. т берёза, проход. т облака, суш. т бельё, плачем (не)разжалоб. шь, сначала осерд. тся, да после смир. тся, нав. вают сонливость, суд. т прав. льно, стел. тся дорога, ищ. т в траве, быстро нап. да. т, меру зна. т, (не) выр. ст. т сразу, моря (не) наполн. шь, в душу (не) влез. шь, дремл. т хаты, вид. т дом, печаль (не) крас. т, выйд. ш. на улицу, ( не) удерж. шь слёз, помн. т, кто корм. т

Источник

Словарный диктант по спряжению личному окончанию глаголов

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

5 КЛАСС

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Словарный диктант

1. Он пляшет, он клеит, она моет, он рисует, вы решаете, она готовит, он борется, ветер гонит, отец колет и рубит дрова, ковыль стелется, смех слышится, он обидится, она увидит и расстроится, он встретится.

2. Построишь здание, напишешь объяснение, склеишь бумажку, отправишь письмо, выполнишь поручение, вы посеете, вы расскажете, дышится легко, покинешь дом, блещет на солнце, снег сыплется, слышится шорох, народы борются, ненавидим обман.

Читайте также:  Что такое спряжение глаголов в русском языке 4 класс таблица

3. Поищем книгу в библиотеке, зависит от нас, терпит неудачу, стелется по земле, дремлет на диване, слышится издалека, шевелится от ветра, борется за победу, сушится на солнце, сеет рожь, быстро вертится, выдержит нагрузку.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) глаголы I спряжения;

б) глаголы II спряжения.

Мы болеем, ты замираешь, обижаешься, пчелы жалятся, юла вертится, свеча догорает, гуси гогочут, вы скучаете, травы колышутся, ты лелеешь, он держит, дети смотрят, постелешь постель, они слышат, мы правим, мы печатаем, ветер гонит, снег тает, он терпит, мы распишемся, мы ездим.

Объяснительный диктант

Объясните написание окончания у глаголов.

1. Солнце греет, а луна только светит. Рубашку шьют, а чулки вяжут. Дождь вымочит, а солнце высушит. Хорошие друзья, если и поссорятся, то потом всегда помирятся. Услышишь хорошую песню, запишешь её, потом выучишь и распеваешь с друзьями. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

2. Все хорошо в природе, но вода — красота всей природы.

Вода жива. Она бежит или волнуется ветром. Она движется и даёт жизнь всему.

Из вершины высокой горы бьёт светлая, холодная струя, скачет вниз по уступам горы и образует множество маленьких водопадов или одно большое падение воды.

Если вода сжата каменьями, то она гнется узкою лентою. Если катится с плиты, то падает широким занавесом. Если поверхность воды не камениста и не крута, то вода выроет себе небольшое русло. И как все живо, зелено и весело вокруг него!

Контрольные диктанты

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выёдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над жёлтыми пуховками ивы жужжат пчелы.

(По И. Соколову-Микитову)

Зимний лес

Хороводом кружатся снежинки, и, недолетев до земли, лебяжьим пухом ложатся на хвойные веера елового лапника. Суток не проходит без пороши. Деревьям стало тесно в чаще, смотришь — и не узнаешь знакомых мест.

Величавы картины зимнего леса. Зайдешь в чащу, и невольно слышатся мелодии незабываемого «Ивана Сусанина».

Глаз не оторвать, глядишь и не наглядишься на хрустальные кружева кудряво-развесистых берез.

Высоко вскинули головы-маковки, будто на праздничный показ нарядно встали во весь рост стройные кипарисы севера — зеленые елки. Не гаснет колючий костер хвойных иголок в хрустальном блеске инея.

Источник

Словарные диктанты по теме ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ по русскому языку для 7 класса.

Предлагаем вам 4 варианта словарных диктантов на проверку знаний по теме «Правописание глаголов». Словарные диктанты рассчитаны на учеников 7 класса, однако их можно использовать и в старших классах для проверки знаний по данной теме, а также для диагностики пробелов в знаниях по теме «Правописание глаголов».

Словарный диктант #1

Безобразничает, беспокоят, блистает, блещет, борется, бормочут, бросает, брызжут, веет, вступает, вылетят, выльются, гонит, гоняет, дремлется, дышит, жалит, загорает, зависит, закручивает, замочит, ищет, клеит, клеят, клевещет.

Словарный диктант #2

Аттестовывать, бушевать, ночевать, воевать, заболевать. дочитывать, кочевать, кольцевать, негодовать, отсутствовать, основывать, посвистывать, потчевать, приплясывать, приурочивать, разглядывать, развивать (тему), сопутствовать, согревать, тушевать, мариновать, очаровывать, заряжать.

Словарный диктант #3

Атаковать врага, бушевать всю ночь, воевать с неприятелем, воспитывать детей, заведовать отделом, заканчивать работу, кочевать по степи, любоваться цветами. обмениваться марками, постукивать молотком, приурочивать к годовщине, подытоживать результаты.

Словарный диктант #4

Исследовать местность, обогревать помещение, обмениваться мнениями, показывать пример, присутствовать на уроке, рассказывать истории, распевать песни, складывать вещи, следовать совету, танцевать в паре, угадывать мысли, устраивать прогулки, участвовать в празднике.

Читайте также:  Можно ли переносить ся в глаголах

Словарные диктанты для 7 класса по другим темам можно найти здесь.

Источник

Диктанты — Правописание личных окончаний глагола

Алгоритм правописания личных окончаний глагола:

1.Глагол оканчивается на -ИТЬ?

Пишем окончания II спряжения

(исключения — брить, стелить)

2.Входит ли глагол в 11 глаголов-исключений?

В семи глаголах на -ЕТЬ: терпеть, вертеть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть

В четырех глаголах на -АТЬ: гнать, держать, дышать, слышать — пишем окончания II спряжения

Пишем окончания I спряжения

Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь, больше увидишь. Квашню крышкой не удержишь. И сам тонет, и других топит. Что тому святому молиться, который не милует?
И собака помнит, кто ее кормит. Кто старое вспомнит, того черт на расправу потянет. Крови и кровью не смоешь. Горе что годы: бороздки прокладывает. Печаль не красит, горе не цветит. Слезою моря не наполнишь. Кручиною поля не изъездишь. Что день, то радость, а слез не убывает. С тоски вольного света не видим. Вздыхает так, что леса клонит. Стонет, ровно воз сена везет. Лиса придет — и курица раскудахчется. И воробей на кошку чирикает.

Кто с вечера плачет, поутру засмеется. Его плачем не разжалобишь. Немилостивому мил не будешь. От лихого не услышишь доброго слова. Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушает. Кто гнев свой одолевает, крепок бывает. Хотя осердится, да после смирится. Судит Бог обидчика, а человек прощает. Не дразни собаку, так не укусит. На сердитых воду возят. Не сердись, печенку испортишь. Человек не грибок: в день не вырастет. В чужую душу не влезешь. Душа меру знает.

Блекнут травы. Дремлют хаты. В лицо мне дышит свежая трава. А во ржи дорога стелется. С молодыми гармонистами соловьи заводят спор. И ласточка крыльями машет, и топится чья-нибудь печь. Он стоит и каждый кустик слышит, каждый камень видит впереди. Билеты колхозникам на дом разносит ватага детей.

Фронтовые дороги ведут в бесконечность и никогда не повторяются. Но их разнообразие, переменчивость не способствуют бодрости, в особенности, если едешь по ним в ночное время. И. усталость, и ночь, и пение мотора машины-полуторки не просто навевают сонливость, но клонят в сон, одолевает расслабляющая бесчувственность, меркнет сознание, покидает шофера чувство страха и ответственность.

Пение полуторки, этот усыпляющий звук мотора останавливает время, погружает в немоту мир окружающий, точнее, проносит его мимо с левой и правой стороны машины. Хоть бы огонек где мелькнул…

Но никого и ничего вокруг и вдали, лишь мотор поет свою однообразную, вкрадчиво-ласковую песню, и рулевого снова и снова начинает одолевать сон, голова, сколь ее ни держи, сламывает шею, размягчает кости, осаживает туловище до тех пор, пока лбом не стукнешься об округлость баранки — мгновенное тогда происходит воскресение, испуг на какое-то время расшибает сон, отгоняет его. Рулевой ищет, ищет глазами белое пятнышко впереди, не найдя его, прибавляет газу, полуторка вздрагивает от неожиданности. Но если впереди лунным пятнышком засветится метка, на рулевого сразу же нападает благодушие, расслабленность, и снова усыпляюще запевает мотор…

В. Астафьев «Так хочется жить».

Когда были постарше, — таскали мешки. В райпотребсоюз возили дрова, грузили и разгружали соль, а в последнее время пошел уже и цемент, которого потом вдоволь наглотались в армии. Все работы не исключали ежегодного, начиная с пятого класса, рабочего сентября, когда все школы бросались на выручку колхозам.

Один раз я писал о роли труда в жизни детей и упомянул этот факт, причем в самом положительном смысле, у меня его вычеркнули: мало ли что, прочтут на Западе, скажут, что у нас эксплуатация детского труда. Да кто же, как не тот же Запад, виноват, что наши деревни и села были обездолены и стране приходилось спасаться неокрепшими поколениями? А мы, мое поколение, вспоминая, ничуть не жалеем, что эти сентябри были в нашей жизни. Дожди моросили на чахлые бесконечные ряды кустиков картошки. Колхозники выпахивали на лошадях пласты, мы, мальчишки, деревянными копалками, нажимая через колено, выкапывали картошку, девчонки собирали ее в ведра и, вытягивая руки, несли к погрузке, где сидели учитель или учительница, считающие ведра. Но ведь и солнце же было! И костры всегда. Уж хоть картошки-то наедались. Да разве для одной картошки костер?! Картошка — повод, прикладное, главное — огонь. И обязательно девчонки шепчутся, хохочут, а то запоют и обязательно кричат: «Дров же мало! Костер плохой!» И, конечно, уходишь в темноту за дровами, прохладно, а лицо, нагретое костром, горит. Вернешься, тащишь сушину, как муравей, думаешь отчаянно про девчонку Галю: хоть бы взглянула на подвиг во имя любви! Как же, взглянет!

Читайте также:  Деепричастие причастие глагол в виде таблицы

В. Крутит «Старый друг».

Как рождается замысел? Почти не бывает двух замыслов, которые бы возникали и развивались одинаково. Очевидно, ответ на вопрос, «как рождается замысел», надо искать не вообще, а в связи с каждым отдельным рассказом, романом или повестью.

Легче ответить на вопрос, что нужно для того, чтобы замысел появился, или, говоря более сухим языком, чем должно быть обусловлено рождение замысла. Появление его всегда бывает подготовлено внутренним состоянием писателя.

Замысел — это молния. Много дней накапливается над землёй электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра — молния.

Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень.

Замысел так же, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию — замысел.

Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Но, в отличие от слепящей молнии, первоначальный замысел зачастую бывает неясным. Лишь постепенно он зреет, завладевает умом и сердцем писателя, обдумывается и усложняется. Кристаллизация замысла, его обогащение идут непрерывно, каждый час, каждый день, всегда и повсюду, во всех случайностях, трудах, радостях и горестях нашей «быстротекущей жизни».

Чтобы дать замыслу созреть, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». Наоборот, от постоянного соприкосновения с действительностью замысел расцветает и наливается соками земли.

К. Паустовский «Золотая роза»

Вверху непогасшим костром тлели Стожары (Шол.). Дома давно не штукатурены, крыши не крашены… Двери дачи были не заперты (Ч.). Мать с непокрытой головой выбежала из сеней (Шол.). Телегин сложил недочитанное письмо (А.Н.Т.). Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен (П.). Левин, не замечаемый народом, продолжал лежать, на копне… (Л. Т.) Тишина, не нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна (Л. Т.). Не укрепляющим, а расслабляющим образом действует послеобеденный сон в душной, сушащей атмосфере (Ч.). Люди, не решавшиеся глумиться над Герасимом, боялись его (Т.). Железная крыша, давно не крашенная, краснела от ржавчины (Л. Т.). Муму, от роду не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась (Т.). А ребенок все смотрел и наблюдал своим детским ничего не пропускающим умом (Гонч.). Дом стоял посреди степи, ничем не огороженный (Ч.). Лошадь Муромского, не бывавшая на охоте, испугалась и понесла (П.). Вдалеке виднелись неясные громады незаконченных построек (Гайд.). Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (Пауст.). Твой недосказанный упрек я разгадать вполне не смею (П.). Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса: есть нескудеющая сила, есть и нетленная краса (Тютч.). Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит (Н.). Поднималось солнце. Еще видное глазом, оно раскинуло по небу прозрачный веер розовых лучей (М.Г.). Тело продолжало еще болеть, но оно тоже болело тихо -— не скрежущей, острой болью, как рваная рана, а тихой, щемящей (Сим.). Свечи, не зажигаемые по другим дням, разливали яркий свет по комнате (Гонч.). Княгине холодно; в ту ночь мороз был нестерпим (Н.).

Источник