Меню

словообразование существительных имя прилагательное



Образование прилагательных

Особенности образования имен прилагательных

В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:

  • Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
  • Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).

Аффиксальные способы образования прилагательных

При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:

  • Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
  • Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
    • Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
    • Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
    • Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
    • Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
  • Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
    • Прилагательных

      Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных

      При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).

      Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).

      Источник

      Способы словообразования в русском языке

      Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые сло­ва.

      Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнез­до.

      В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

      1. мор­фо­ло­ги­че­ский;
      2. лексико-синтаксический;
      3. морфолого-синтаксический;
      4. лексико-семантический.

      Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

      Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее про­дук­тив­ный.

      Морфологический способ словообразования

      Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффик­са­ми.

      Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

      • пре­фик­сы, или при­став­ки;
      • суф­фик­сы;
      • пост­фик­сы;
      • интер­фик­сы, или соеди­ни­тель­ные глас­ные;
      • флек­сии, или окон­ча­ния.

      Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в сло­во­об­ра­зо­ва­нии.

      В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния:

      1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей осно­ве:

      • писа ть → вы писать
      • вид → под вид
      • забавн ый → пре забав­ный

      2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са:

      • нахо­ди ть → наход к а
      • цвет (цве­ток) → цвет ник
      • улы­ба ть ся → улыб к а

      3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суф­фик­са

      • локоть → под локот ник
      • бесед а → со бесед ник
      • свеж ий → о свеж и ть
      • мор е → за мор ск ий
      • мох → за мш е ть

      4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

      • взво­ди ть → взвод
      • при­пе­ва ть → при­пев
      • свинь я → свин ой
      • золот о → золот ой
      • восемь → восьм ой

      5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

      • кт о → кто- то
      • чт о → что- нибудь
      • где → где- либо
      • когда → когда- то
      • бро­са ть → бро­сать ся

      6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и пост­фик­са:

      • слу­ша ть → в слу­шать ся
      • нюха ть → при нюхать ся
      • дума ть → в думать ся
      • тос­ко­ва ть → ис тос­ко­вать ся
      • жда ть → до ждать ся

      7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и пост­фик­са.

      • толп а → толп и ть ся
      • скуп ой → скуп и ться
      • пере­го­во­ри ть → пере­го­вар ива ть ся

      8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соеди­не­ние

      1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно сло­во

      а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

      • кресло-кровать;
      • платье-халат;
      • ракета-носитель;
      • ковёр-самолет;

      б) с помо­щью интер­фик­са:

      • север , восток → север о -восток;
      • сух ие фрукт ы → сух о фрук­ты;
      • свод неб а → неб о свод;
      • птиц а , фаб­рик а → птиц е фаб­ри­ка;
      • хра­ни­лищ е для овощ ей → овощ е хра­ни­ли­ще;

      2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и сло­ва:

      • вет ери­нар­ный врач → вет­врач;
      • тур исти­че­ский поход → тур­по­ход;
      • мед ицин­ский пункт → мед­пункт;

      3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

      • зам ести­тель пред седа­те­ля → зам­пред;
      • мо тоцикл пед аль­ный → мопед;
      • проф союз­ный ком итет → проф­ком;

      4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв сло­во­со­че­та­ний:

      9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суф­фик­са­ци­ей:

      • длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерст­ный;
      • хлеб , реза ть + -к- → хлеб о рез­ка;
      • сам , вари ть + → сам о вар;
      • черн ые бров и + → черн о бро­вый;
      • каш а, вари ть + → каш е вар.

      Таблица с примерами

      текст → под текст
      гна ть → до гнать

      бел ый → бел изн а
      паха ть → пах от а
      сотво­ри ть → сотвор ени е

      люд и → без люд н ый
      долг ий → за долг о
      дом → на дом ник

      отды­ха ть → отдых
      зелен ый → зелень
      супруг → супру­га

      как ой → какой- нибудь
      чт о → что- то
      где → где- либо

      6. Сложение:
      1) двух основ

      2) двух основ + суф­фикс

      3) сокра­щен­ных основ

      4) началь­ных букв или зву­ков

      пожар , опасн ый → пожа­ро­опас­ный
      диван , кро­вать → диван-кровать
      канат , ходи ть → кана­то­ход ец
      мор е, пла­ва ть → море­пла­ва тель
      спец иаль­ный кор респон­дент → спец­кор
      МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

      7. Слияние целых слов

      густо, насе­лен­ный → густо­на­се­лен­ный
      мало, зна­ко­мый → мало­зна­ко­мый

      8. Переход из одной части речи в дру­гую

      заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
      про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) чело­век

      Лексико-синтаксический способ словообразования

      С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их ком­по­нен­тов:

      • впе­ред смот­ря­щий → впе­рёд­смот­ря­щий;
      • сего дня → сего­дня;
      • с ума сшед­ший → сума­сшед­ший.

      При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

      Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно уда­ре­ние:

      • сей час → сейча́с;
      • тот час → то́тчас

      В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или при­ча­стие:

      • высо­ко, вита­мин­ный → высок о вита­мин­ный корм;
      • мало, изу­чен­ный → мал о изу­чен­ный рай­он;
      • сла­бо, видя­щий → слаб о видя­щий чело­век;
      • низ­ко, опла­чи­ва­е­мый → низк о опла­чи­ва­е­мый работ­ник;
      • глу­бо­ко, ува­жа­е­мый → глу­бок о ува­жа­е­мый;
      • выше ука­зан­ный → выш е ука­зан­ный.

      Морфолого-синтаксический способ словообразования

      Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли веще­ствен­ность.

      Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

      Понаблюдаем:

      • мосто­вая (прил.) → булыж­ная мосто­вая (сущ.);
      • живот­ное (прил.) суще­ство → дико­вин­ное живот­ное (сущ.) ;
      • набе­реж­ная (прил.) ули­ца → кра­си­вая набе­реж­ная (сущ.);
      • при­ём­ная ком­на­та → при­ём­ная дирек­то­ра;
      • рабо­чий чело­век → ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный рабо­чий.

      Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

      • любо­вать­ся (чем?) вер­хом — ехать (как?) вер­хом;
      • тем­ной ночью — спать (когда?) ночью.
      • мороз­ной зимой — родил­ся (когда?) зимой.

      Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наре­чие:

      мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

      Лексико-семантический способ словообразования

      Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

      • титан — гигант, всту­пив­ший в схват­ку с вра­гом;
      • титан — боль­шой метал­ли­че­ский бак для кипя­че­ния воды;
      • титан — твер­дый металл.

      Видеоурок

      Источник

      Словообразовательные суффиксы сущ. и прилагат.

      Словообразовательные суффиксы собирательных существительных :
      -ств-, -еств- человечество, юношество, учительство
      -j- зверь[j]ё, воронь[j]ё, бель[j]е, зверь[j]е
      -ник-, -няк- ельник, березняк
      -н- () родня, ребятня, дворня, ровня
      -иj- пионери[j]я, аристократи[j]я,
      -арий инструментарий
      -от- беднота, пехота
      -ат- пролетариат
      -итет- криминалитет, генералитет
      Способы образования абстрактных существительных :
      с помощью суффиксов :
      -ость, -есть, -ств-, -ствиj-, красивый + -ость= красивость,
      -шин-, -чин-, -изм-, -от-, -изн-, свежий + -есть= свеж-ест-ь,
      -ениj-, -аниj-, -тиj-, -ациjсдель-щин-а, ржав-чин-а, номин-аци[j]-я…
      с помощью нулевого суффикса от прилагательных и глаголов : зелёный — зеленьØ, синий — синьØ, горький — горечьØ, хворый — хворьØ

      Суффиксальный способ образования прилагательных
      Качественные
      -ав(ый) велич-ав-ый;
      -ив(ый) лен-ив-ый;
      -ат(ый) лохм-ат-ый;
      -чив(ый) наход-чив-ый;
      -оват(ый) бледн-оват-ый;
      (-еват-) больш-еват-ый;
      -аст(ый) зуб-аст-ый;
      -ист(ый) пятн-ист-ый;
      -н(ый) длин-н-ый
      Относительные
      -ск(ий) матрос-ск-ий;
      -ов(ый) берез-ов-ый;
      -ан(ый) кож-ан-ый;
      (-ян-) глин-ян-ый;
      -н(ий) вечер-н-ий;
      Притяжательные
      -ов- отц-ов;
      -ин- пап-ин;
      -ий (j) лисий;
      — i- лис-i-эго
      Для глаголов самым распространенным способом словообразования является приставочный (префиксальный). Существительные и прилагательные в большинстве своем образуются суффиксальным способом.


      Тренажер

      вернуться на главную, на стр. “Морфемика в таблицах“, “Морфемный разбор”

      © Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

      Источник

      Читайте также:  что такое составное существительное в английском языке

      Словообразование существительных имя прилагательное

      

      Словообразование частей речи

      Дидактический материал

      Предлагаемые задания составлены на основе учебника «Русский язык. 6-й класс» под ред. Разумовской М.М. и Леканта П.А., но могут быть использованы учителями, работающими по другим школьным пособиям. Задания представляют собой тесты в двух вариантах, творческие упражнения по трем темам: «Словообразование имен существительных», «Словообразование имен прилагательных», «Словообразование глаголов».

      Каждая из четырех работ рассчитана на 1–2 урока. Три работы являются тренировочными, одна – контрольной и зачетной. В классах со слабой подготовкой один вариант выполняется под руководством учителя-консультанта или в группах по 5–6 человек, другой – без посторонней помощи, самостоятельно.

      Словообразование существительных

      1. В каком ряду все слова однокоренные?

      1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;

      2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;

      3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;

      4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.

      2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

      1) Собеседник, отпускник, искренность;

      2) подшерсток, побережье, сокурсник;

      3) перемирие, соперник, пригород;

      4) соучастник, сокурсница, безрассудство.

      3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

      1) Кровь, кровинка, кровиночка;

      2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;

      3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость;

      4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.

      4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса?

      1) Черноморец, пароходик, скалолазка;

      2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;

      3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;

      4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.

      5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

      1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик;

      2) слон : слониха = трус : трусиха;

      3) парашют : парашютист = паспорт : паспортист;

      4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.

      6. В какой строке значение слова истолковано неверно?

      1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.

      2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.

      3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.

      4) Телебашня – башня с телевизорами.

      7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос.

      8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.

      В жару растенья никнут,
      Бегут от солнца в тень.
      Одна лишь чушка-тыква
      На солнце целый день.
      Лежит рядочком с брюквой,
      И кажется – вот-вот
      От счастья громко хрюкнет
      И хвостиком махнет.

      9. Известно, что от слова ягода образовано слово ягодник, от слова вишня – вишенник.

      Какие слова со значением «место, где растет. » можно образовать от данных: малина, орех?

      Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

      1. В каких двух рядах все слова однокоренные?

      1) Ложь, сложный, сложность, сложение;

      2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;

      3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;

      4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.

      2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

      1) Нашейник, подсвечник, подбородок;

      2) сдувание, задушевность, обогреватель;

      3) загривок, задымленность, запевала;

      4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.

      3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

      1) Роза розовый розовость порозоветь;

      2) семья семейство семейственный семейственность;

      3) роза розовый розарий;

      4) разряд разрядник разрядница.

      4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?

      1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;

      2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;

      3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;

      4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.

      5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

      1) Выезжать : выезд = выходить : выход;

      2) сад : садовник = ель : ельник;

      3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;

      4) грести : гребец = петь: певец.

      6. Отметьте примеры детского словотворчества.

      Читайте также:  предложение с существительным ночью

      1) Грушонок – это росток груши.

      2) Журчей, потому что он журчит.

      3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.

      4) Варюля – в ней варят суп.

      7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.

      8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.

      Свежая вырубка, дом лесника.
      Низко над домом летят облака.
      Ветер лютует. Но в доме тепло.
      Листья, как бабочки, бьются в стекло.
      В новой кадушке капуста сопит.
      Внуки уснули, и дедушка спит.
      Спит и спокоен заботливый дед:
      Дом он построил на тысячу лет.

      9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник? Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

      Словообразование имен прилагательных

      1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

      1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;

      2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;

      3) предпраздничный, приличный, путепроводный;

      4) некрепкий, необычный, нейтральный.

      2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

      1) Вагонный, влажный, важный;

      2) беседочный, беловатый, бледный;

      3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;

      4) ветеранский, вещественный, вишневый.

      3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?

      1) Персик, стекло, ухаб;

      2) родник, пробка, остановка;

      3) лозняк, кустарник, подорожник;

      4) калина, леденец, хвала.

      4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

      1) Безвинный, предвечерний, безветренный;

      2) поверхностный, довоенный, безвластный;

      3) прибрежный, надомный, беззаботный;

      4) загородный, застенчивый, заводской.

      5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

      1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;

      2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;

      3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;

      4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

      6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

      1) Неизгладимый, неожиданный, необычный;

      2) дорожный, путевой, детский;

      3) общий, сильный случайный;

      4) свежий, яркий, сухой.

      7. Восстановите словообразовательные цепочки.

      1) Цирк . циркаческий;

      2) широтный . широкий;

      3) хитрый . бесхитростный;

      4) пережиточный . пережить.

      8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

      9. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

      Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб. Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья. Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада.

      1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

      1) Подгорный, перегорелый, подготовочный;

      2) пригородный, раздражительный, закарпатский;

      3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;

      4) разгрузочный, распределительный, растительный.

      2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

      1) Паровозный, лимонный, асфальтный;

      2) барский, бархатистый, двухведерный;

      3) венный, вельветовый, великодушный;

      4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

      3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян-?

      1) Кость, ветер, пар, время;

      2) изба, глина, печь, путь;

      3) волос, нефть, клад, чай;

      4) крупа, дрова, лед, овес.

      4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

      1) Настенный, безграмотный, запасливый;

      2) подшефный, нагрудный, поштучный;

      3) послеобеденный, безграничный, пречестный;

      4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.

      5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

      Читайте также:  образование глаголов от имен существительных имена

      1) Североморский, многодетный, морозобойный;

      2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;

      3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;

      4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

      6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

      1) Белый, тюлевый, баскетбольный;

      2) твердый, честный, талантливый;

      3) свирепый, рыжий, плоский;

      4) тесный, выносливый, мышиный.

      7. Восстановите словообразовательные цепочки.

      1) мерить. примерка . ;

      2) опасный . безопасность;

      3) писать – письмо . письменно;

      4) тепло … теплица ….

      8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

      9. Напишите мини-сочинение о другой птице.

      Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.

      Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

      Словообразование глаголов

      1. Выпишите из текста бесприставочный глагол.

      Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала:

      – Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей.

      Все сразу успокоились.

      (Пересказ с английского В.Орла)

      2. Какой бесприставочный глагол-синоним можно подобрать к данному ряду слов?

      Отдавать, передавать, вручать, выдавать, представлять, приносить, давать.

      3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

      1) Принарядиться, присутствовать, приветствовать;

      2) сдать, восстановиться, обжигаться;

      3) закатиться, занозить, заземлить;

      4) подыскать, сыграть, поинтересоваться.

      4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

      1) Ограничивать, обедать, огорчить;

      2) запереться, собирать, достроить;

      3) соперничать, шуметь, глохнуть;

      4) воспитывать, рассмеяться, спилить.

      5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

      1) Разбежаться, обезуметь, постукивать;

      2) очиститься, участвовать, перевоспитать;

      3) переписываться, прибраться, приглашать;

      4) соразмерять, примечать, переносить.

      6. В какой цепочке нарушена последовательность образования слов?

      1) Полоть – выполоть – выпалывать – выпалываться;

      2) приутихнуть – утихнуть – тихнуть – тихий;

      3) чистый – чистить – расчистить – расчистка;

      4) получить – недополучить – недополучать – недополучение.

      7. Напишите рассуждение о другой птичке.

      К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мерзнет.

      1. Найдите и выпишите бесприставочный глагол.

      Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг Алиса очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой тоненьким голоском) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими крыльями.

      (Пересказ с английского В.Орла)

      2. Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду?

      Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков.

      3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

      1) Подобреть, продудеть, оживить;

      2) сдублировать, изъездить, воссоединить;

      3) пожалеть, отдышаться, вдуматься;

      4) запереться, собирать, спилить.

      4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

      1) Стукнуть, достигать, умыться;

      2) подчеркивать, пошутить, достраиваться;

      3) приглашать, перегородить, заживлять;

      4) рассмешить, развивать, сшить.

      5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

      Читайте также:  окончания имен существительных во множественном числе в винительном падеже

      1) Рассыпаться, отлавливать, истереть;

      2) просушиться, посуроветь, присудить;

      3) расступиться, обездолить, удлинить;

      4) пообедать, засобираться, подыскать.

      6. В какой цепочке нарушена последовательность словообразования?

      1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный;

      2) бежать – пробежать – пробег – велопробег;

      3) варить – выварить – вываривание – вываривать;

      4) гореть – догореть – догорать – догорание.

      7. Напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду.

      Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий теплый дождь.

      Зачетная (контрольная) работа
      по словообразованию

      1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.

      1) Песок, песчаный…;

      2) далекий, далеко…;

      3) интересоваться, интересно….

      2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.

      1) Суперзвезда, суперкласс…;

      2) одесский, белорусский, матросский…;

      3) придумывал, рассказывал, обманывал….

      3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.

      В полях, не кошенных косой,

      Все утро дождик лил косой.

      4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?

      Зреют на зеленых ветках
      Детки лысые в беретках.
      Без боязни спрыгнут с веток,
      Очутятся без береток.
      У кудрявого их папы
      Ни беретки нет, ни шляпы.

      5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.

      По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб, набирает в свои воздушные мешки запас свежего воздуха. Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями. У паука-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза. В нем он спасается от врагов.

      6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

      7. Напишите рассказ «В огороде», включив в него придуманное вами сложное существительное.

      1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.

      1) Гость, гостиница…;

      2) впечатлительный, впечатление. ;

      3) изображать, изобразительный.

      2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.

      1) Экс-президент, экс-министр. ;

      2) утренний, соломенный. ;

      3) требовал, советовал, оборудовал.

      3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.

      Скользнув с небесного стекла,
      В ладонь цветка она (капля) стекла.

      4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?

      Этой бабке сотня лет,
      А горба у ней все нет!
      Высоконько торчит,
      Далеконько ворчит.
      Смерть придет за старушкой –
      Станет бабка избушкой.

      5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.

      Ярки опушки лесов в летнее время! Здесь веселый цветочный хоровод. Но вы всегда обратите внимание на травянистого великана. Это кипрей, или иван-чай. Кипрей в большом почете у пчеловодов. Это чемпион травянистых медоносов. Кипрей щедро угощает пчел сладким нектаром и дает им цветочную пыльцу и клей. Цветоводы московского парка «Сокольники» пересадили к себе кипрей, и он отлично украсил поляну.

      6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

      На садовом участке

      7. Напишите рассказ «В саду», включив в него придуманное вами сложное существительное.

      Источник

      Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры