Образование прилагательных
Особенности образования имен прилагательных
В русском языке прилагательные могут образовываться от других прилагательных либо от слов иной части речи (существительных, глаголов, наречий, числительных). Выделяют три основных способа образования прилагательных:
- Аффиксальный способ (примеры: превысокий, светленький, весенний).
- Неаффиксальный способ (примеры: сине-зеленый, кофеварочный, русско-немецкий).
Аффиксальные способы образования прилагательных
При образовании имен прилагательных аффиксальными способами к основе слова может добавляться один либо несколько аффиксов (приставок либо суффиксов), изменяющих значение слова частично или полностью. Существует три аффиксальных способа образования прилагательных:
- Приставочный – способ образования, при котором прилагательные образуются от других прилагательных при помощи префиксов не-, пре-, раз-, анти-, архи-, противо-, сверх-, супер- и др. (неаккуратный, превысокий, разудалый, сверхмощный).
- Суффиксальный – способ образования, при котором прилагательные могут образовываться от разных частей речи:
- Прилагательных с помощью суффиксов -оньк- (-еньк), -енн-, -ущ- (-ющ-), -оват- (-еват-) и др. (светленький (светлый), тепленький (теплый), высоковат (высокий), злющий (злой));
- Существительных с использованием суффиксов -н-, -ан-, -ин-, -ий, -ов, -ск-, -ист-, -чат-, -лив- (примеры прилагательных, образованных от существительных: утренний (утро), весенний (весна), узорчатый (узор), дедов (дед));
- Глаголов при помощи суффиксов -н-, -чив-, -лив-, -ист-, -к-, -л- (жареный (жарить), рваный (рвать), уклончивый (уклоняться), жалкий (жалеть));
- Наречий и числительных с применением суффиксов -н-, -енн- (ранний (рано), наружный (наружно), тройной (три)).
- Приставочно-суффиксальный – способ, при котором прилагательные могут образовываться от следующих частей речи:
- Прилагательных
Неаффиксальный и смешанный способы образования прилагательных
При неаффиксальном способе словообразование прилагательных осуществляется путем сложения либо сращения основ слов (лироэпический (лирический + эпический), звукобуквенный (звуки + буквы), умалишенный (ума + лишенный), мореплаватель (море + плаватель)).
Смешанный способ предполагает образование прилагательных путем сложения основ слов с использованием суффиксов (преимущественно -н-) (сердечнососудистый (сердечные сосуды), кривобокий (кривой бок)).
Источник
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов Примеры текст → под текст
гна ть → до гнатьбел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени елюд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом никотдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супругакак ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо6. Сложение:
1) двух основ2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человекЛексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Видеоурок
Источник
Словообразовательные суффиксы сущ. и прилагат.
Словообразовательные суффиксы собирательных существительных :
-ств-, -еств- человечество, юношество, учительство
-j- зверь[j]ё, воронь[j]ё, бель[j]е, зверь[j]е
-ник-, -няк- ельник, березняк
-н- (-я) родня, ребятня, дворня, ровня
-иj- пионери[j]я, аристократи[j]я,
-арий инструментарий
-от- беднота, пехота
-ат- пролетариат
-итет- криминалитет, генералитет
Способы образования абстрактных существительных :
с помощью суффиксов :
-ость, -есть, -ств-, -ствиj-, красивый + -ость= красивость,
-шин-, -чин-, -изм-, -от-, -изн-, свежий + -есть= свеж-ест-ь,
-ениj-, -аниj-, -тиj-, -ациj— сдель-щин-а, ржав-чин-а, номин-аци[j]-я…
с помощью нулевого суффикса от прилагательных и глаголов : зелёный — зеленьØ, синий — синьØ, горький — горечьØ, хворый — хворьØСуффиксальный способ образования прилагательных
Качественные
-ав(ый) велич-ав-ый;
-ив(ый) лен-ив-ый;
-ат(ый) лохм-ат-ый;
-чив(ый) наход-чив-ый;
-оват(ый) бледн-оват-ый;
(-еват-) больш-еват-ый;
-аст(ый) зуб-аст-ый;
-ист(ый) пятн-ист-ый;
-н(ый) длин-н-ый
Относительные
-ск(ий) матрос-ск-ий;
-ов(ый) берез-ов-ый;
-ан(ый) кож-ан-ый;
(-ян-) глин-ян-ый;
-н(ий) вечер-н-ий;
Притяжательные
-ов- отц-ов;
-ин- пап-ин;
-ий (j) лис—ий;
— i- лис-i-эго
Для глаголов самым распространенным способом словообразования является приставочный (префиксальный). Существительные и прилагательные в большинстве своем образуются суффиксальным способом.
Тренажервернуться на главную, на стр. “Морфемика в таблицах“, “Морфемный разбор”
© Авторские права2020 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Источник
Словообразование существительных имя прилагательное
Словообразование частей речи
Дидактический материал
Предлагаемые задания составлены на основе учебника «Русский язык. 6-й класс» под ред. Разумовской М.М. и Леканта П.А., но могут быть использованы учителями, работающими по другим школьным пособиям. Задания представляют собой тесты в двух вариантах, творческие упражнения по трем темам: «Словообразование имен существительных», «Словообразование имен прилагательных», «Словообразование глаголов».
Каждая из четырех работ рассчитана на 1–2 урока. Три работы являются тренировочными, одна – контрольной и зачетной. В классах со слабой подготовкой один вариант выполняется под руководством учителя-консультанта или в группах по 5–6 человек, другой – без посторонней помощи, самостоятельно.
Словообразование существительных
1. В каком ряду все слова однокоренные?
1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;
2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;
3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;
4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.
2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Собеседник, отпускник, искренность;
2) подшерсток, побережье, сокурсник;
3) перемирие, соперник, пригород;
4) соучастник, сокурсница, безрассудство.
3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?
1) Кровь, кровинка, кровиночка;
2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;
3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость;
4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.
4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса?
1) Черноморец, пароходик, скалолазка;
2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;
3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;
4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.
5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?
1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик;
2) слон : слониха = трус : трусиха;
3) парашют : парашютист = паспорт : паспортист;
4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.
6. В какой строке значение слова истолковано неверно?
1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.
2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.
3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.
4) Телебашня – башня с телевизорами.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос.
8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.
В жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется – вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.9. Известно, что от слова ягода образовано слово ягодник, от слова вишня – вишенник.
Какие слова со значением «место, где растет. » можно образовать от данных: малина, орех?
Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.
1. В каких двух рядах все слова однокоренные?
1) Ложь, сложный, сложность, сложение;
2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;
3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;
4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.
2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Нашейник, подсвечник, подбородок;
2) сдувание, задушевность, обогреватель;
3) загривок, задымленность, запевала;
4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.
3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?
1) Роза
розовый
розовость
порозоветь;
2) семья
семейство
семейственный
семейственность;
3) роза
розовый
розарий;
4) разряд
разрядник
разрядница.
4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?
1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;
2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;
3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;
4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.
5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?
1) Выезжать : выезд = выходить : выход;
2) сад : садовник = ель : ельник;
3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;
4) грести : гребец = петь: певец.
6. Отметьте примеры детского словотворчества.
1) Грушонок – это росток груши.
2) Журчей, потому что он журчит.
3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.
4) Варюля – в ней варят суп.
7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши.
8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 3–4 непроизводных существительных.
Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует. Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник? Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.
Словообразование имен прилагательных
1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?
1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;
2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;
3) предпраздничный, приличный, путепроводный;
4) некрепкий, необычный, нейтральный.
2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?
1) Вагонный, влажный, важный;
2) беседочный, беловатый, бледный;
3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;
4) ветеранский, вещественный, вишневый.
3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?
1) Персик, стекло, ухаб;
2) родник, пробка, остановка;
3) лозняк, кустарник, подорожник;
4) калина, леденец, хвала.
4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Безвинный, предвечерний, безветренный;
2) поверхностный, довоенный, безвластный;
3) прибрежный, надомный, беззаботный;
4) загородный, застенчивый, заводской.
5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?
1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;
2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;
3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;
4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.
6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?
1) Неизгладимый, неожиданный, необычный;
2) дорожный, путевой, детский;
3) общий, сильный случайный;
4) свежий, яркий, сухой.
7. Восстановите словообразовательные цепочки.
1) Цирк . циркаческий;
2) широтный . широкий;
3) хитрый . бесхитростный;
4) пережиточный . пережить.
8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.
9. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.
Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб. Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья. Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада.
1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?
1) Подгорный, перегорелый, подготовочный;
2) пригородный, раздражительный, закарпатский;
3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;
4) разгрузочный, распределительный, растительный.
2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?
1) Паровозный, лимонный, асфальтный;
2) барский, бархатистый, двухведерный;
3) венный, вельветовый, великодушный;
4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.
3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян-?
1) Кость, ветер, пар, время;
2) изба, глина, печь, путь;
3) волос, нефть, клад, чай;
4) крупа, дрова, лед, овес.
4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Настенный, безграмотный, запасливый;
2) подшефный, нагрудный, поштучный;
3) послеобеденный, безграничный, пречестный;
4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.
5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?
1) Североморский, многодетный, морозобойный;
2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;
3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;
4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.
6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?
1) Белый, тюлевый, баскетбольный;
2) твердый, честный, талантливый;
3) свирепый, рыжий, плоский;
4) тесный, выносливый, мышиный.
7. Восстановите словообразовательные цепочки.
1) мерить.
примерка
. ;
2) опасный
. безопасность;
3) писать – письмо
. письменно;
4) тепло
… теплица
….
8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.
9. Напишите мини-сочинение о другой птице.
Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.
Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.
Словообразование глаголов
1. Выпишите из текста бесприставочный глагол.
Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала:
– Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей.
Все сразу успокоились.
(Пересказ с английского В.Орла)
2. Какой бесприставочный глагол-синоним можно подобрать к данному ряду слов?
Отдавать, передавать, вручать, выдавать, представлять, приносить, давать.
3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?
1) Принарядиться, присутствовать, приветствовать;
2) сдать, восстановиться, обжигаться;
3) закатиться, занозить, заземлить;
4) подыскать, сыграть, поинтересоваться.
4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?
1) Ограничивать, обедать, огорчить;
2) запереться, собирать, достроить;
3) соперничать, шуметь, глохнуть;
4) воспитывать, рассмеяться, спилить.
5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Разбежаться, обезуметь, постукивать;
2) очиститься, участвовать, перевоспитать;
3) переписываться, прибраться, приглашать;
4) соразмерять, примечать, переносить.
6. В какой цепочке нарушена последовательность образования слов?
1) Полоть – выполоть – выпалывать – выпалываться;
2) приутихнуть – утихнуть – тихнуть – тихий;
3) чистый – чистить – расчистить – расчистка;
4) получить – недополучить – недополучать – недополучение.
7. Напишите рассуждение о другой птичке.
К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мерзнет.
1. Найдите и выпишите бесприставочный глагол.
Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг Алиса очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой тоненьким голоском) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими крыльями.
(Пересказ с английского В.Орла)
2. Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду?
Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков.
3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?
1) Подобреть, продудеть, оживить;
2) сдублировать, изъездить, воссоединить;
3) пожалеть, отдышаться, вдуматься;
4) запереться, собирать, спилить.
4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?
1) Стукнуть, достигать, умыться;
2) подчеркивать, пошутить, достраиваться;
3) приглашать, перегородить, заживлять;
4) рассмешить, развивать, сшить.
5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?
1) Рассыпаться, отлавливать, истереть;
2) просушиться, посуроветь, присудить;
3) расступиться, обездолить, удлинить;
4) пообедать, засобираться, подыскать.
6. В какой цепочке нарушена последовательность словообразования?
1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный;
2) бежать – пробежать – пробег – велопробег;
3) варить – выварить – вываривание – вываривать;
4) гореть – догореть – догорать – догорание.
7. Напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду.
Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий теплый дождь.
Зачетная (контрольная) работа
по словообразованию1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.
1) Песок, песчаный…;
2) далекий, далеко…;
3) интересоваться, интересно….
2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.
1) Суперзвезда, суперкласс…;
2) одесский, белорусский, матросский…;
3) придумывал, рассказывал, обманывал….
3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.
В полях, не кошенных косой,
Все утро дождик лил косой.
4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?
Зреют на зеленых ветках
Детки лысые в беретках.
Без боязни спрыгнут с веток,
Очутятся без береток.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы.5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.
По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб, набирает в свои воздушные мешки запас свежего воздуха. Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями. У паука-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза. В нем он спасается от врагов.
6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.
7. Напишите рассказ «В огороде», включив в него придуманное вами сложное существительное.
1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.
1) Гость, гостиница…;
2) впечатлительный, впечатление. ;
3) изображать, изобразительный.
2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.
1) Экс-президент, экс-министр. ;
2) утренний, соломенный. ;
3) требовал, советовал, оборудовал.
3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она (капля) стекла.4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?
Этой бабке сотня лет,
А горба у ней все нет!
Высоконько торчит,
Далеконько ворчит.
Смерть придет за старушкой –
Станет бабка избушкой.5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.
Ярки опушки лесов в летнее время! Здесь веселый цветочный хоровод. Но вы всегда обратите внимание на травянистого великана. Это кипрей, или иван-чай. Кипрей в большом почете у пчеловодов. Это чемпион травянистых медоносов. Кипрей щедро угощает пчел сладким нектаром и дает им цветочную пыльцу и клей. Цветоводы московского парка «Сокольники» пересадили к себе кипрей, и он отлично украсил поляну.
6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.
На садовом участке
7. Напишите рассказ «В саду», включив в него придуманное вами сложное существительное.
Источник
- Прилагательных