Правописание НЕ с глаголами: когда НЕ пишется раздельно, а когда — слитно
Правило: НЕ с глаголами пишется раздельно
В русском языке частица НЕ с глаголами пишется раздельно .
НЕ пишется раздельно со всеми формами глагола: и с личной, и с инфинитивом, и с деепричастием.
Я не иду с вами.
Не зная о случившемся, я остался дома.
Не думай о секундах свысока.
Не пой , красавица, при мне ты песен Грузии печальной.
Исключение: глаголы, которые не употребляются без НЕ
Слитно пишутся только те глаголы, которые не употребляются без НЕ. Например, глагол негодовать — ведь слова «годовать» в русском языке не существует.
Примеры глаголов, которые не употребляются без НЕ
ненавидеть
негодовать
недоумевать
несдобровать
невзлюбить
нездоровится
невзвидеть света
Не хватает — слитно или раздельно?
Глагол «хватать» в любом значении пишется раздельно с частицей НЕ.
Мне вас очень не хватает.
Ему отчаянно не хватало денег.
Больная собака не хватает и не несет хозяину мячик.
Не достает и недостает — в чем разница?
Раздельно пишется «не доставать» в значении «не дотягиваться».
Она не достает до верхней полки.
Я ничего не достаю из широких штанин.
Слитно пишется глагол «недоставать» в значении «быть нужным», «быть в недостаточном количестве».
Ему недостает усердия.
Нам очень вас недоставало.
Не взирая и невзирая на — слитно или раздельно?
Раздельно пишется «не взирая», если это деепричастие от устаревшего глагола взирать.
Критиковал, не взирая на лица . Можно заменить на «не глядя на лица».
Слитно пишется предложное словосочетание «невзирая на» — в значении «вопреки чему-то», «несмотря на что-то».
Армия двигалась вперед невзирая на потери . Можно заменить на «несмотря на потери».
Мы гуляли невзирая на плохую погоду . Можно заменить на «вопреки плохой погоде».
Глаголы с приставкой недо-
Важно видеть разницу между глаголом с приставкой недо- и глаголом с приставкой до- , перед которым может стоят отрицательная частица не .
Глаголы с приставкой недо- пишутся слитно, т.к. представляют собой одно слово:
недоглядеть
недослышать
недоедать
недобрать
недовернуть гайку
недовыполнить
Приставка недо- передает значение неполноты, недостаточности действия. Это противоположность глаголам с приставкой пере- .
Глаголы с приставкой до- пишутся раздельно с частицей не (это сочетание означает, что действие не доведено до конца).
Слитно: Родители недосмотрели за ребенком, и он упал.
Раздельно: Мы не досмотрели фильм и ушли с середины сеанса.
Слитно: В Африке недоедают дети.
Раздельно: Она не доела суп и сразу перешла к десерту.
Источник
“Не” с глаголами пишется раздельно
Правописание “не” с глаголами: правило и исключения
Основное правило звучит очень просто: “не” с глаголами пишется раздельно. Его помнят даже самые маленькие ученики, затвердив с первого класса. И в общем случае это действительно так: не прыгаю, не играть, не делаешь. Это простые примеры не с глаголами пишется раздельно. В любой своей форме – личной, инфинитиве или в качестве деепричастия – эта часть речи пишется с “не” раздельно. На первый взгляд, запомнить это достаточно и можно переходить к более сложным случаям правописания не с другими частями речи, которых в русском языке достаточно.
Но, как ни странно, есть случаи слитного написания этой отрицательной частицы с глаголом. Они являются исключениями из общего правила, к которым нужно отнестись очень внимательно, запомнить и грамотно использовать, не путаясь в них.
Лучше разобраться в исключениях поможет таблица, в которой они рассмотрены:
Правило слитного написания
Пример
Глагол без “не” не употребляется, определить это просто – нужно убрать приставку
Негодовать (глагола “годовать” нет), ненавидеть (как нет и глагола “навидеть”)
Глагол с “недо” в значении недостаточного количества
Ему недостает терпения. Только этого ей недоставало
Глагол с “недо” в значении неполноты действия
Мама недосолила суп. Он явно недооценивал свои возможности.
Чтобы не перепутать глагол со значением неполноты действия с обычным глаголом с приставкой до и частицей не, нужно попробовать подобрать к нему антоним с приставкой пере-. Если все получилось, значит, глагол с “недо” следует писать слитно. Например: недосолила – пересолила.
Кстати, также важно отличать слова с приставками и частицами от таких, где “недо” является частью корня. Примером такого слова является “недоумевать”. В таком случае не всегда пишется с глаголом слитно. В любом случае, “недо” – это исключение из всей глагольной лексики, поэтому связанные с ним правила настолько важно запомнить.
“Не” с глаголами пишется раздельно потому, что в очень редких случаях выступает в роли приставки или части корня, в большинстве случаев это действительно отрицательная частица – отсюда и правило о раздельности написания, ведь слитно пишется именно приставка в своей собственной роли или такая, которая в результате исторических процессов срослась с корнем, который без нее больше не может употребляться.
Что мы узнали?
Есть простое правило, которое касается написания частицы “не” с глаголами – она пишется с ними раздельно всегда и вне зависимости от той формы, которую принимает глагол – личную, инфинитива или деепричастия. Однако даже из такого правила есть исключения – это глаголы, которые не употребляются без “не”, а также глаголы с “недо”. Последние запомнить несложно: глагол с “недо” пишется слитно в том случае, когда он имеет значение недостаточного количества или неполноты действия, а также в тех случаях, когда частица “не” стала частью корня с приставкой “до”. Чтобы отличить глагол со значением неполноты действия от глагола с частицей “не” и приставкой “до”. Для этого достаточно подобрать к нему антоним с приставкой “пере” – если он есть, надо писать слитно, если нет – раздельно.
Источник
«Не» с различными частями речи.
Слитно или раздельно?
Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.
Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.
I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:
Частица не, написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.
Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.
Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:
Частица не пишется раздельно:
– с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);
– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);
– с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);
– в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).
Не пишется слитно:
– в словах, которые без не не употребляются (невежа, непобедимый);
– в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
– в отглагольных прилагательных на —мый (независимый);
– в неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
– в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).