Меню

словосочетания образованные из имен прилагательных и имен существительных



«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

ном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

формы имени прилагательного, зависящего от существительного в

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический

материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

карточки для составления схемы словосочетания.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

1.) — Отгадайте анаграммы.

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

— Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово называет предметы, признаки,

действия, но более конкретно

Словосочетание выражает законченную мысль

Предложение называет предмет, признак. грамматическая

действие и т.д. основа

На доске запись:

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.

— Что записано на доске? (Предложение)

— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

— Как вы думаете, почему?

— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

Закружились в морозном

В морозном воздухе

Закружились в воздухе

( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3. Формулирование темы и цели урока.

— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4. Изучение нового материала.

— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

— Откройте учебник на стр. 114.

— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

— Составьте на доске схему из опорных слов.

главное слово зависимое слово

— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)

Т.п. родным краем (ед.ч.)

В.п. родные края (мн.ч.)

Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.

Запись: В.п. прекрасную погоду

Т.п. прекрасной погодой

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. — Откройте дидактический материал на стр. 56.

— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда — наоборот.

Запомни как основу.

— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут.

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК «Планета знаний».

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче.

Презентация на тему «Что такое словосочетание?».

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели «Ротация станций&quot.

Источник

Ответы для студентов

Вашему вниманию представлен список основных ответов для студентов вузов на вопросы к зачетам и тестам по следующим предметам:

Ниже в комментариях оставляйте пожелания, по каким дисциплинам вам нужны ответы в первую очередь.

Для подготовки ответов были использованы:

  • толковые словари;
  • юридические словари;
  • этимологические словари;
  • правовые системы (Консультант +, Гарант);
  • учебные пособия и книги;
  • курсы лекций;
  • энциклопедии;
  • личные дипломные, курсовые и диссертационные работы.

Вскоре вам представят материалы для изучения таких предметов как:

ПСИХОЛОГИЯ ФИЛОСОФИЯ
ЭКОНОМИКА ЭТИКА
РИМСКОЕ ПРАВО МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО ТРУДОВОЕ ПРАВО
УГОЛОВНОЕ ПРАВО АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ИНФОРМАТИКА ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ТЕОРИЯ ГО-ВА И ПРАВА СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
ИСТОИЯ ОТЕЧЕСТВА ГОС. и ПРАВА ИСТОРИЯ ГОС-ВА И ПРАВА ЗАР. СТРАН
РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Все ответы подготовлены по общепринятым стандартам обучения от простого материала к более сложному. Основные вопросы по общеобразовательным наукам меняются незначительно. Что же касается правовых дисциплин, то по общей части существенных изменений не бывает, а при ответах по особой части и процесса — обязательно сверяйте с действующим законодательством, т.к. изменения могли быть, например, вчера, и ваш ответ будет не точным. Рекомендуем помимо пользования учебными пособиями пользоваться законами и комментариями к ним.

Задача студента заключается в том, что бы найти верный ответ на заданный вопрос. Научится пользоваться литературой и выделять основную мысль для более точного ответа.

Данная страница сайта находится в стадии наполнения материалами. По имеющимся дисциплинам, все ответы студентам достоверные и могут быть использованы для сдачи зачетов, экзаменов, а так же при написании курсовых и дипломных работ. Желаем всем сдачи работ на отлично!

Не забывайте рассказать друзьям и однокурсникам про сайт: Ответы для студентов — сделанный в помощь всем учащимся!

Источник

Конспект по русскому языку на тему»Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. (2 класс))

Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

свидетельство каждому участнику

скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

Конспект урока по русскому языку 04-02

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании. (с.88)

Методическая цель урока

Способствовать ознакомлению с переносным значением имён прилагательных, развитию умения определять значение имен прилагательных; создать условия для формирования умения задавать вопрос к именам прилагательным

Повторить, как правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета; установление связи имени прилагательного с именем существительным.

Развивать память, внимание, орфографическую зоркость.

Воспитывать аккуратность в написании, дружелюбие, взаимопомощь.

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета

Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебной задачи; логические – владеют основами смыслового чтения текста.

Коммуникативные: проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Решение учебной задачи

презентация, карточки для рефлексии

Содержание урока. Деятельность учителя.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Приветствовать учителя. Настраиваться на работу.

Практич.: минутка чистописания

Посмотрите, какие чудесные узоры написаны на доске. У каждого из вас есть волшебная палочка (ручка) для того, чтобы повторить эти узоры так красиво, как только сможете. Вы будете сегодня волшебниками.

Запишите эти узоры у себя в тетради.

Посмотрите внимательно на наши узоры: напоминают ли они вам что-нибудь?

Назовите слова, которые бы оканчивались также, как выглядят эти узоры? (Весенняя, теплое, жаркие, холодные, любимая, крепкий, осеннее, тонкий, неугомонный.)

Какой частью речи являются названные вами слова?

Что вы знаете об имени прилагательном? (Имя прилагательное — это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Молодцы! Вы много знаете по этой теме.

Писать в тетрадях:

ая, ое, ие, ые, яя, ее, ий, ый.

Выдвигать предположения, приводить примеры слов с окончаниями ая, яя, ое и др.

Отвечать на вопросы.

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Практич.: словарная работа

На слайде записаны слова: ветер, земляника, суббота, сахар, берёза.

Определите часть речи слов, записанных на слайде. (Имя существительное.)

Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)

От данных существительных образуйте прилагательные.

Назовите их с вопросом.

Запишите их с подходящими по смыслу существительными.

Как вы будете их подбирать? На что вы будете опираться?

Ветер – ветряная мельница

земляника – земляничный пирог

суббота – субботний вечер

сахар – сахарная пудра

берёза – берёзовый сок

Подчеркните прилагательные волнистой линией. Обозначьте непроверяемую безударную гласную.

Что нам помогло подобрать нужные слова? (Жизненный опыт, уже имеющиеся знания.)

Какие именно знания вам пригодились? (Знания об имени прилагательном, существительном.)

Образованные вами прилагательные обозначают предметы? Действия предметов? (Нет. Признаки предметов.)

Как подбирать к прилагательным существительные?

Что можно сказать о существительном и прилагательном? Можно ли их назвать друзьями? Почему?

Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Мы будем устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным.)

Предположите, какая у нас сегодня будет тема. (Связь имени прилагательного с именем существительным.)

А теперь задание на внимание по нашей теме. Я буду называть слова, а вы подбирать подходящие по смыслу слова – существительные и записывать в тетради на следующей строке с красной строки.

Например, маленький, колючий (ёж).

Серый, хищный, глупый… (волк)

Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса)

Косой, слабый, трусливый… (заяц)

Сухое, свежее, душистое… (мыло)

Солнечный, весёлый… (день)

Проверьте по образцу.

Как называются части речи, из которых составлены словосочетания? ( Имена существительные и имена прилагательные.)

Почему вы догадались, о ком или о чём идёт речь? ( Были названы признаки предметов.)

Какие вопросы можно поставить от имён существительных к именам прилагательным? (Какой? Какая? Какое?)

Сделайте вывод: связаны ли и как связаны между собой имена существительные и имена прилагательные? ( Прилагательное всегда относится к существительному, т.к. обозначает признак предмета. От существительного к прилагательному можно поставить вопрос.)

Какую роль играют прилагательные в нашей речи? Докажите. ( Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь более красивой, точной, яркой и выразительной.)

Укажите в тетрадях стрелками связь между существительными и прилагательными, напишите над стрелками вопросы. Поставьте крестик над существительным, к которому относиться прилагательное.

Серый, хищный, глупый волк.

Рыжая, хитрая, ловкая лиса.

Косой, слабый, трусливый заяц.

Сухое, свежее, душистое мыло.

Солнечный, весёлый день

Образовывать прилагательные и записывать их в тетрадях.

Подчёркивать карандашом, обозначать орфограммы.

Отвечать на вопросы.

Записывать в тетрадях.

Осуществлять самопроверку по образцу.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Решение частных задач.

Практич. метод: работа по учебнику

Работа по учебнику

Откройте учебники на стр. 88 и найдите страничку для любознательных. Прочитайте её.

Что вы запомнили?

Какие прилагательные мы можем подобрать к этим существительным?

— Что мы с вами сейчас научились делать?

А сейчас мы отдохнем, физминутку проведем!

Найдите следующее упражнение. Упр.152.

Что здесь нам необходимо выполнить? (Составить предложение и записать его. Подчеркнуть все имена прилагательные.)

Сделайте вывод, какие знания и действия позволили вам выполнить упражнения?

Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное — это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Работать по учебнику. Выполнять упражнения.

Повторять движения за героями на экране.

Делиться на группы.

Отвечать на вопросы учителя.

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Л: установка на ЗОЖ.

К: достижение договоренностей и согласование общего решения;

Л: осознание ответственности за общее дело.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Практич.: работа с текстом

На слайде текст:

Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая позёмка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.

Каким вы представляете февраль? (Холодным, пасмурным, снежным и т.д.)

К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.

Ветер (какой?) яростный, вихри (какие?). пелена…

Давайте проверим, правильно ли вы выписали прилагательные. Посмотрите на слайд.

ветер (какой?) яростный

вихри (какие?) снежные

пелена (какая?) белая

солнце (какое?) тусклое

позёмка (какая?) злая

метель (какая?) косая

У кого по-другому? Почему?

Какие прилагательные употребил автор для описания февраля? (Яростный, снежные, белая, тусклое, злая, косая.)

Какой делают нашу речь прилагательные? (Яркой, эмоциональной, выразительной.)

Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное — это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Вспомните весь наш урок, выберите и попробуйте продолжить одно из предложений:

Отвечать на вопросы.

Выписывать из текста прилагательные по образцу.

Сверять свою работу с образцом выполнения на слайде.

Отвечать на вопросы.

Оценивать свою работу на уроке.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Подведение итога урока. Рефлексия.

Что мы повторили на уроке? (Что такое имя прилагательное и имя существительное.)

Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, обозначает предметы, отвечает на вопросы кто? и что?)

А что мы называем именем прилагательным? (Имя прилагательное — это часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)

Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Узнали о связи имени прилагательного с именем существительным.)

Достигли ли мы цели урока? (Да.)

Спасибо вам за урок, до свиданья!

Формулировать конечный результат своей работы на уроке.

Называть основные понятия нового материала.

П.: рефлексия способов и условий действий.

Прочитай. Спиши и подчеркни существительные и прилагательные. Надпиши вопросы сверху.

Ласковый ветерок доносит из леса нежный аромат. Чьи же это белые круглые лепестки плывут по воде? Это цветёт черёмуха.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Номер материала: ДБ-516592

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  склонении собственных имен существительных что это

Словосочетания образованные из имен прилагательных и имен существительных



Урок русского языка «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании.»

1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, уточнить, что такое словосочетание; формировать умение находить словосочетание сущ. + прил., определять их грамматические признаки;
2) совершенствовать орфографическую зоркость, закрепить навыки всех видов разбора (синтаксический, морфологический, по составу), работать над развитием речи учащихся; способствовать развитию умения работать в микрогруппах, в парах;
3) воспитывать аккуратность, взаимовыручку, поддержку, коллективизм; вызвать восхищение зимним лесом, чувство любви к животным.

Оборудование: учебники, тетради, карточки с индивидуальными заданиями, карточки для работы в группах, картинки с изображением зимующих птиц, животных (белка, заяц), картина с изображением зимнего леса, карточка – схема с опорными словами, карточки с падежами (И.п., Р.п. и т.д.), сигналы обратной связи и магнитофон.

I. Анализ мини-сочинений на тему «Опиши дерево».

— Вы сумели удачно описать не только внешний вид, но и внутренний мир выбранного вами деревца. (Зачитать несколько сочинений).
Сочинения получились красочные, трогательные.
Почему вам это удалось сделать? (использовали много прилагательных).
Сегодня мы продолжим работать над прилагательными. И совершим путешествие в зимний сказочный лес.

1.Отправимся мы туда по своим собственным следам. Следы необычные — из букв.
Запись безударных гласных: лесной, сосновый, осиновый, морозный, прекрасный (еооое);
колючий, березовый, февральский, зеркальный, молоденький (оееео).
Дописать строчку, чередуя.
Какие слова встретились в работе? (прилагательные) Докажите.
2.И вновь буквенные следы на полянке: С П Щ З Ф Т.
Найдите лишнюю букву. Почему? (характеристика звука [З]).
ЗззЗ
З колдован нев димкой
Дремлет лес (под)ска ку сна.
Словно бел к сынк й
Подв залася с сна.
— Кто автор этих строк?
— Какое время года описал Сергей Есенин?
— Как понимаете строки?

Запись стихотворения. Комментирование пропущенных орфограмм.

III. Языковая разминка.

1. — В каких частях слова встретились эти орфограммы?
2. – Синтаксический разбор предложений. (Коллективная работа)
Индивидуальные задания:
3 человека работают по карточкам.
2 человека работают у доски:
а) морфологический разбор: косынкой;
б) морфологический разбор: белою (косынкой).

Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Во время проверки обратить внимание, какие морфологические признаки у этих слов совпадают, а какие — различаются.
— Найдите словосочетания из второго предложения.
На доске выписаны словосочетания.
какой? какой?
Белою косынкой, подвязалася белой, подвязалася сосна,
чем?
подвязалася косынкой.
— Проверьте. Кто заметил ошибки?
Дети пытаются исправить ошибки.

IV. Сообщение темы и цели урока.

— Чтобы исправить ошибки, нужно вспомнить все, что известно вам про словосочетания, уточнить и узнать новое. Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы вам нужно ответить?
Физкультминутка для глаз.

V. Изучение нового материала.

1. – Что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически).
2. Работа с определением на странице 38 учебника.
— Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов.
вопрос
Главное слово зависимое слово
— Как вы думаете, почему слова именно так называются? Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?
3. – Проверим еще раз, правильно ли выписали словосочетания.
Какие ошибки допущены?
— Запишем верные словосочетания.

Какие из них соответствуют схеме: Сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

VI. Закрепление изученного материала.

-Продолжим наше путешествие по лесу.
1. Фронтальная работа у доски.
Отгадывание загадок, подбор прилагательных и запись словосочетаний в указанных формах.
а) «По полю рыщет, поет да свищет.
Деревья ломает, к земле приклоняет». (Ветер)
(Р.п. – сильного ветра)
б) «Серебристой бахромой на ветвях висит зимой,
а весной на весу превращается в росу». (Иней)
(Д.п. – серебристому инею)
в) «Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица». (Метель)
(В.п. – снежную метель)
г) «Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». (Облака)
(Т.п. – серыми облаками)
д) «Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета, для зимы другого цвета». (Заяц)
(П.п. – о трусливом зайце)
е) «Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом». (Белка)
(И.п. – пушистая белка)
(Картинки с изображением зайца и белки).
В это время два ученика работают у доски индивидуально:
1) Указать грамматические признаки, разобрать по составу:
небольшая деревушка
2) Склонение: снежные хлопья
Проверка с помощью сигналов обратной связи.
Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже.
Физкультминутка — игра. (Называю существительное – встать, называю прилагательное — присесть).
2.– Кому трудно зимой в лесу? (зверям, птицам)
— А как мы можем им помочь?
Работа с деформированным предложением.
— Составьте предложение из данных слов.
зимующих, [голат], к [жыл`й`у], птиц заставили, и [холат], держаться, поближе, человека (Голод и холод заставили зимующих птиц держаться поближе к жилью человека).
— Запишите предложение. Разберите по членам предложение. Выпишите словосочетания прил. + сущ. Укажите грамматические признаки. Самостоятельная работа. Взаимопроверка (работа в парах)
Релаксация «прогулка на облаке» (прилагается)
3. – Мы оказались на «Творческой тропинке».
Задание по вариантам:
1 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид зайца.
2 вариант. Составить предложение с однородными определениями, описывающими внешний вид белки.
Взаимопроверка.
4. Упражнение № 214 (выписать словосочетание прил. + сущ. из первого предложения и указать род, число, падеж обеих частей речи).
Вывод: (Можно признаки записать один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное).
— Будьте внимательны. Это упражнение вы будете выполнять дома.

Читайте также:  существительное начинающееся на под

VII. Повторение изученного об имени прилагательном.
— А теперь давайте расположимся на поляне Дружбы, где придется поработать в группах. Каждая группа получит свое задание. Удачи вам!
Учащиеся получают дифференцированные задания.
(Работа в группах).

Задания для второй группы. (2 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное относится к одному из родов.
б) Имя прилагательное изменяется по родам.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с именем существительным.
б) Имя прилагательное связано в роде, числе и падеже с глаголом.
3. Выберите верное утверждение:
а) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – описании.
б) Имя прилагательное чаще встречается в тексте – повествовании.
4. Сделать морфологический разбор всех имен прилагательных.
Колючие снежинки закружились в морозном воздухе. Опустели зимние квартиры в старом пне.

Задания для третьей группы. (3 уровень)
1. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе по родам изменяется.
б) Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяется.
2. Выберите верное утверждение:
а) Имена прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.
б) Имена прилагательные во множественном числе изменяются по родам и падежам.
3. Выберете верное утверждение:
а) Падеж имени прилагательного можно определить по падежу имени существительного, которое с ним связано.
б) Падеж имени прилагательного можно определить по вопросу, который ставится от имени существительного.
4. Выписать словосочетания сущ. + прил. Определить род, число падеж прилагательных.
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Хороши ели в красивом снежном наряде. В морозном воздухе слышен каждый звук.
Проверить коллективно 1-3 задания. Представитель каждой группы зачитывает вопрос и правильный ответ. Остальные учащиеся с помощью сигналов обратной связи делают свой выбор и обосновывают его.
4 задание проверяет учитель.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы запишите в тетрадях ключевые слова.
Внимание! Внимание!
Вот словосочетание.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос определяет.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
И никогда – наоборот.
Запомни как основу.
— Что же нового вы узнали на уроке? Чему учились? Что было самым интересным? Кому было трудно? Легко? (Показ ладошками).
Все вы сегодня старались, были внимательны, наблюдательны путешествуя по зимнему лесу. Очень много использовали в своей речи образных слов – имен прилагательных. Спасибо всем!
Оценки за урок.
— Что хотелось бы вам сказать, уходя с урока?

Читайте также:  тесты на знание существительного в английском языке

IX. Домашнее задание. Выучить правило и выполнить разобранное упражнение № 214.

Источник

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

ном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

формы имени прилагательного, зависящего от существительного в

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический

материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

карточки для составления схемы словосочетания.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

1.) — Отгадайте анаграммы.

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

— Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово называет предметы, признаки,

действия, но более конкретно

Словосочетание выражает законченную мысль

Предложение называет предмет, признак. грамматическая

действие и т.д. основа

На доске запись:

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.

— Что записано на доске? (Предложение)

— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

— Как вы думаете, почему?

— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

Закружились в морозном

В морозном воздухе

Закружились в воздухе

( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3. Формулирование темы и цели урока.

— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4. Изучение нового материала.

— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

— Откройте учебник на стр. 114.

— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

— Составьте на доске схему из опорных слов.

главное слово зависимое слово

— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)

Т.п. родным краем (ед.ч.)

В.п. родные края (мн.ч.)

Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.

Запись: В.п. прекрасную погоду

Т.п. прекрасной погодой

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. — Откройте дидактический материал на стр. 56.

— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда — наоборот.

Запомни как основу.

— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут.

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК «Планета знаний».

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче.

Презентация на тему «Что такое словосочетание?».

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели «Ротация станций&quot.

Источник