Меню

Словосочетания прилагательного 6 класс не с прилагательных



НЕ с прилагательными – слитное и раздельное написание

Особенности правописания НЕ с прилагательными

В русском языке НЕ с прилагательными может употребляться раздельно (когда НЕ выступает в роли отрицательной частицы) и слитно (когда НЕ является приставкой отрицания). Особенности правописания НЕ с прилагательными зависят от лексико-грамматических признаков прилагательных и контекста речи, в котором они употребляются.

Правила написания НЕ с прилагательными рассматриваются в 6 классе.

Как пишется НЕ с прилагательными?

Чтобы быстро определить правильное написание нужного вам слова, воспользуйтесь представленными правилами слитного и раздельного употребления НЕ с прилагательными в таблицах с примерами.

Правописание НЕ с прилагательными раздельно

Случаи раздельного употребления НЕ с прилагательными Примеры раздельного написания НЕ с прилагательными
Прилагательное употребляется в контексте противопоставления. Не грустная, а веселая музыка.

не медленная, а быстрая ходьба.

не шумный, а тихий праздник. При употреблении прилагательного с НЕ с отрицательными частицами или местоимениями (ничем, нисколько, никому, никак, ни в чем не, вовсе не и др.). Ничем не известный художник,

нисколько не сложный вопрос,

вовсе не интересная встреча. При употреблении НЕ со сравнительной степенью прилагательных. Не крепче ореха,

не легче перышка,

не ярче солнца. Когда необходимо придать отрицание признаку, выраженному качественным прилагательным, обозначающим цвет, а также относительным или притяжательным прилагательным. Не синяя тетрадь,

не деревянный стол,

не мамин шарф.

Правописание НЕ с прилагательными слитно

Случаи слитного употребления НЕ с прилагательными Примеры слитного написания НЕ с прилагательными
Прилагательное не употребляется без НЕ. Невзрачный костюм,

несметные сокровища. К прилагательному можно подобрать синоним без приставки НЕ, при этом отсутствует контекст противопоставления. Неинтересная книга (скучная),

нехолодный суп (теплый),

непростая задача (сложная). Прилагательное употребляется в контексте присоединения, а не противопоставления. Диван неширокий и мягкий.

Дерево невысокое, но стройное. При употреблении прилагательных с наречиями степени и меры (почти, очень, совершенно, в высшей степени, крайне, абсолютно). Крайне неуютная комната,

абсолютно неважная заметка,

очень несмелый зверек

Правописание НЕ с краткими прилагательными

Правила употребления частицы НЕ с краткими именами прилагательными такие же, как и с полными прилагательными.

Источник

Урок русского языка в 6 классе «НЕ с прилагательными»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок открытия новых знаний, предполагающий знакомство с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными.

Скачать:

Вложение Размер
Урок в 6 классе «НЕ с именами прилагательными» 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: НЕ с прилагательными

Цель: у своение правила написания НЕ с именами прилагательными.

Образовательные: познакомить с условиями выбора слитного и раздельного написания НЕ с качественными именами прилагательными; закрепить знания учащихся о правописании НЕ с существительными и глаголами; формировать умение применять правило на письме.

Развивающие: развивать интерес к предмету; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение сравнивать и обобщать изучаемые факты; развивать словесно-логическое мышление; развивать умение работать с дополнительными источниками информации.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.

Предметные: з нать: основные понятия морфологии; правила написания НЕ с качественными прилагательными.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; составлять предложения; применять правило написания НЕ с прилагательными на письме; обозначать условия выбора написания; подбирать синонимы к словам; ставить знаки препинания при письме.

Личностные: уважительное отношение к родному языку; оценка и самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в группе; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: письмо, индивидуальные рабочие листы (приложение 1), карточки с изображениями животных для составления предложений (приложение 2), ноутбук для работы с презентацией (приложение 3).

— Дорогие ребята, доброе утро!

Вчера мне пришло одно электронное письмо от моего знакомого, который работает в приюте для бездомных животных, он попросил меня отредактировать одно объявление.

— Почему у него возникло затруднение?

— Разве русский язык нужен человеку, работающему с животными?

(Не)проходите мимо! Наши питомцы очень ждут вас! Многие из наших милых зверят оказались на улице по (не)лепой случайности. Приносите с собой (не)безвкусные , а ароматные котлетки и пышные булочки. Помните: (не)друг (не)сможет покормить наших постояльцев!

Ваш визит будет ничуть (не)скучный . Ждём всех (не)равнодушных людей!

— Ребята, давайте поможем ему написать этот текст верно.

— Посмотрите внимательно на выделенные слова и объясните правописание слов.

— В написании каких слов вы испытали затруднение?

(В словах (не)лепой, (не)безвкусные, (не)равнодушных, (не)скучный. )

— А к какой части речи относятся данные слова?

(К именам прилагательным.)

— А почему вы испытали затруднение в данных словах?

(Эту тему не изучали.)

-Как мы сформулируем тему нашего урока?

(Тема нашего урока “НЕ с прилагательными”.)

— Скажите, опираясь на тему, что мы должны сделать на уроке (цель урока). Используйте опорные слова:

1) повторить… (правописание НЕ с существительными и глаголами»).

2) познакомиться с … (правилом написания НЕ с прилагательными).

3) научиться … (правильно писать прилагательные с НЕ).

– Что мы должны сначала сделать, чтобы узнать, как пишется НЕ с прилагательными?

(Составить алгоритм , продумать шаги.)

— Как можно писать НЕ с именем прилагательным?

(Слитно или раздельно.)

— Как напишете прилагательное НЕЛЕПОЙ? Почему?

(Слитно — слово без НЕ не употребляется.)

— Слитно или раздельно напишете слово (НЕ)БЕЗВКУСНЫЕ? Почему?

(Раздельно – есть противопоставление с союзом а .)

— Как напишете прилагательное (НЕ)СКУЧНЫЙ? Почему

(Раздельно – есть слово ничуть.)

— Как напишете слово (НЕ)РАВНОДУШНЫХ? Почему?

(Слитно — можно заменить синонимом ОТЗЫВЧИВЫХ.)

— А теперь повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Задание: выписать из текста прилагательные с НЕ и объяснить их правописание, используя получившийся алгоритм.

— При выполнении задания будьте внимательны: какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретим?

У кукушки (не)обычное яйцо. Кукушонок из него вылупляется на день-два раньше остальных птенцов, обсыхает и начинает выбрасывать из гнезда другие яйца, пока гнездо не станет пустым. (Не)сильный, (не)зрячий, голый, но настойчивый и упорный.

Молодые кукушата самостоятельно отправляются в далекую Африку. Никогда они там не были, но они не сбиваются с пути, знают, где остановиться и как на чужбине прожить. Ответа на эту далеко (не)легкую загадку до сих пор нет.

Растёт кукушонок очень быстро, потому что ест за пятерых, и приёмные родители едва успевают совать корм птенцу в глотку. Тем не менее он почти всегда (не)сытый, а голодный.

Кукушка на вид – (не)взрачная птичка. Из семисот живущих в наших лесах пород птиц только кукушка не вьет гнезда и не выводит птенцов. Это одна из загадок кукушки.

— Какого случая написания прилагательных с НЕ в тексте мы не встретили?

  1. Физминутка. Немного отдохнём.

Учитель читает словосочетания. Если НЕ с прилагательным пишется слитно , учащиеся садятся , если раздельно – остаются стоять .

не мягкий, а твёрдый хлеб

далеко не удачный ответ

не скучная, а интересная книга

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Предлагаю вам выполнить тест :

1. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) (не)добрый человек

б) (не)дорогая ткань

в) (не)высокий, а низкий стул

2. В каком слове прилагательное с НЕ пишется слитно?

а) вовсе (не)красивый поступок

б) путь (не)долог, а близок

в) дорога (не)ровная, но короткая

3. В каком слове прилагательное с НЕ пишется раздельно?

а) далеко (не)большое расстояние

б) нехороший запах

в) неуклюжий щенок

4. Слово нелепый пишется

а) слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ

в) слитно, так как не употребляется без НЕ

— Оцените себя по критериям:

«5» -4 верных ответа

«4» — 3 верных ответа

«3» — 2 верных ответа

— У кого всё получилось – поднимите руки.

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Задание для тех, кто не справился с предыдущей работой: спишите словосочетания, раскрывая скобки.

(Не)брежное выполнение; (не)добросовестное отношение; (не)верный друг; (не)громкий, а тихий стук; (не)добрый взгляд; вовсе (не)интересный фильм.

Задание для тех, кто справился с предыдущей работой: найдите третье «лишнее».

а) (не)красивый птенец, неумные слова, (не)уклюжий медведь

б) (не)долгий перелёт, (не)лепый взгляд, (не)страшный волк

в) (не)жный взгляд, (не)молодой лось, (не)известное животное

г) (не)брежный вид, (не)старый человек, (не)слабый конкурент

  1. Творческое задание (по группам, см. Приложение 2 )

Составить предложения о животных, используя те слова, которые вы выберете сами:

Медведь: недюжинная сила, неуклюжий, небольшие глаза.

Кот: нетрусливый, независимый, неглупый.

Змея: неядовитая, небезопасная, незаметная в траве.

Крокодил: непредсказуемый, недружелюбный, немалые размеры.

— Какую проблему мы сегодня решали?

— Повторим алгоритм правописания НЕ с прилагательными.

  • Работать мне было…, потому что …
  • Труднее всего было …
  1. Домашнее задание (на выбор).

Упражнение 357 (стр.26 учебника).

Упражнение 360 (стр.27 учебника).

Написать объявление «Пропала собака» с использованием слов с НЕ (существительных, глаголов, прилагательных).

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Г.В. Цветкова, О.В.Чермашенцева: Русский язык. 6 класс. Технологические карты. По учебнику Баранова М.Т. и др. I полугодие. ФГОС. Изд-во «Учитель», 2015.
  4. Капинос В.И. Сборник заданий для тематического контроля. Русский язык. 6 класс. М.: Интеллект-Центр, 2009.

Источник

Как пишется «не» с прилагательными, слитно или раздельно?

Раздельно или слит­но пишет­ся «не» с при­ла­га­тель­ны­ми в зави­си­мо­сти от их раз­ря­да по зна­че­нию и от опре­де­лен­ной син­так­си­че­ской ситу­а­ции в кон­тек­сте.

  • не шел­ко­вое пла­тье;
  • не пар­кет­ный пол;
  • не вечер­ний поезд;
  • не сен­тябрь­ская про­хла­да;
  • не золо­тые часы;
  • не мор­ской кли­мат;
  • не соло­вьи­ные тре­ли;
  • не заячий след;
  • не отцов плащ;
  • не мами­но паль­то.

Слитно «не» с качественными прилагательными

От каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го в пол­ной фор­ме обра­зу­ет­ся с помо­щью при­став­ки не- сло­во с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем:

  • неве­се­лый рас­сказ — груст­ный рас­сказ;
  • негром­кая музы­ка — тихая музы­ка;
  • несиль­ное руко­по­жа­тие — сла­бое руко­по­жа­тие.

В крат­кой фор­ме при­ла­га­тель­но­го это напи­са­ние сохра­ня­ет­ся:

Ваш рас­сказ мне неин­те­ре­сен.

Этот звук негро­мок и про­тя­жен.

В пред­ло­же­нии могут при­сут­ство­вать наре­чия меры и сте­пе­ни:

крайне, очень, весь­ма, абсо­лют­но, совер­шен­но, почти, в выс­шей сте­пе­ни и пр.

Они не вли­я­ют на слит­ное напи­са­ние при­ла­га­тель­ных с при­став­кой не-:

Это был крайне непри­ят­ный слу­чай.

Нам попал­ся абсо­лют­но нераз­го­вор­чи­вый попут­чик.

Совершенно незна­ко­мый чело­век ука­зал нам вер­ную доро­гу к вок­за­лу.

Прилагательные, в соста­ве кото­рых не- ста­ло кор­нем, то есть без не- не суще­ству­ет таких слов, пишут­ся слит­но, напри­мер:

Раздельно «не» с качественными прилагательными

Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, сло­ва «отнюдь», «вовсе», «дале­ко», то каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное напи­шем раз­дель­но с отри­ца­тель­ной части­цей «не», напри­мер:

Там течет не глу­бо­кий, а мел­кий ручей.

Эта река у дерев­ни не широ­кая, а узкая.

До дерев­ни отнюдь не дале­кая доро­га.

Ваш под­ход к про­бле­ме дале­ко не разу­мен.

Следует отли­чать рече­вую ситу­а­цию с про­ти­ви­тель­ным сою­зом «но«, в кото­рой нет про­ти­во­по­лож­ных друг дру­гу при­зна­ков пред­ме­та, они вполне сов­ме­сти­мы друг с дру­гом, то есть у пред­ме­та при­сут­ству­ют сра­зу два при­зна­ка без отри­ца­ния одно­го из них. Сравните:

  • У подру­ги не длин­ная, а корот­кая юбка.
  • У подру­ги недлин­ная, но яркая юбка (корот­кая и яркая).
  • Этот овраг не широ­кий, а узкий.
  • Этот овраг неши­ро­кий, но глу­бо­кий (узкий и глу­бо­кий).

Если в пред­ло­же­нии име­ют­ся в каче­стве пояс­ни­тель­ных слов отри­ца­тель­ное место­име­ние или наре­чие, в таком слу­чае части­цу «не» пишем раз­дель­но с при­ла­га­тель­ным:

  • Никому не извест­ная тро­пин­ка выве­ла нас к реке.
  • Нисколько не подо­зри­тель­ное пове­де­ние соба­ки успо­ко­и­ло нас.

С крат­ки­ми при­ла­га­тель­ны­ми, не име­ю­щи­ми пол­ной фор­мы или име­ю­щи­ми в пол­ной фор­ме дру­гое зна­че­ние, части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но. Перечислим эти сло­ва:

не рад, не горазд, не дол­жен, не скло­нен, не готов, не прав, не наме­рен, не согла­сен.

В пред­ло­же­нии они выпол­ня­ют роль ска­зу­е­мо­го или явля­ют­ся его частью:

Лектор не готов еще к выступ­ле­нию.

В этой ситу­а­ции друг не наме­рен мол­чать.

Брат не обя­зан сде­лать это вме­сто това­ри­ща.

Правописание «не» с при­ла­га­тель­ны­ми (таб­ли­ца с при­ме­ра­ми)

Слитно Раздельно
Если сло­во без не не упо­треб­ля­ет­ся:
не бреж­ный, не взрач­ный, не уго­мон­ный
Если есть про­ти­во­по­став­ле­ни­ем с сою­зом а :
За селом был не глу­бо­кий, а мел­кий пруд.
Если сло­во с не мож­но заме­нить сино­ни­мом
без не или близ­ким по смыс­лу выра­же­ни­ем:
За селом был не глу­бо­кий (= мел­кий) пруд.
Если к при­ла­га­тель­но­му отно­сят­ся сло­ва:
вовсе не
дале­ко не
нисколь­ко не
ничуть не
Эта исто­рия вовсе не инте­рес­ная.
Он нисколь­ко не кра­сив.
С отно­си­тель­ны­ми при­ла­га­тель­ны­ми:
Это не золо­тая вещь.
Эта ваза не хру­сталь­ная.

Видеоурок

Источник

Читайте также:  Прилагательное к слову горло