Меню

словосочетания прилагательное существительное в творительном падеже



Примеры словосочетаний существительное+существительное

В сло­во­со­че­та­нии два суще­стви­тель­ных в фор­ме раз­ных паде­жей свя­за­ны, как пра­ви­ло, под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния.

Чаще все­го суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном или вини­тель­ном паде­же свя­за­но с дру­гим суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом или без него.

Зависимое сло­во может быть так­же в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа , кото­рое явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и назы­ва­ет­ся при­ло­же­ни­ем. В этом слу­чае меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми про­сле­жи­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

Укажем в соста­ве сло­во­со­че­та­ния зави­си­мые суще­стви­тель­ные в фор­ме датель­но­го , вини­тель­но­го , тво­ри­тель­но­го или пред­лож­но­го паде­жа .

Примеры словосочетаний

суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (при­ло­же­ние):

бабочка-капустница, город-герой, уточка-нырок, мальчишка-сорванец, сторож-старик;

суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа :

рису­нок девоч­ки, луч солн­ца, свет луны, кук­ла малыш­ки, нора лисы, ключ от две­ри, дом без крыль­ца, ваза без цве­тов, куст у тро­пин­ки, лож­ка для саха­ра, пло­щадь воз­ле теат­ра, вален­ки из шер­сти, лужай­ка поза­ди дома, боч­ка из дуба, фигу­ра вро­де квад­ра­та;

суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме датель­но­го паде­жа:

тос­ка по родине, под­тал­ки­ва­ние к выбо­ру, ску­ка по доче­ри, пози­ция по вопро­су, аль­тер­на­ти­ва поезд­ке, стрель­ба по мише­ни, вни­ма­ние к ребен­ку;

суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа :

лест­ни­ца на чер­дак, сту­пень­ка в под­вал, вода по коле­но, выстав­ка в сре­ду, дере­во с дом, тра­ва по пояс, вера в спра­вед­ли­вость, пес­ня под баян;

суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа :

дача с веран­дой, ряды меж­ду посе­ва­ми, дере­во перед домом, девоч­ка с мамой, охо­та с ружьём, шля­па с поля­ми, поле за лесом, заве­ду­ю­щий кафед­рой, награж­де­ние гра­мо­той, раз­мыш­ле­ние над про­бле­мой;

суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа :

ого­род при шко­ле, кни­га в порт­фе­ле, рису­нок на бума­ге, кап­ли на стек­ле, ска­мей­ка в пар­ке, ваза на сто­ле, пись­мо в кон­вер­те, меч­ты о путе­ше­ствии, сомне­ние в выбо­ре, бес­по­кой­ство о детях.

Источник

склонение словосочетаний онлайн

Склонение

Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка. В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу.

Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, действиям, явлениям.

Существительное

Кому? Чему? – эти вопросы характерны для существительных в дательном падеже. В данной статье можно узнать, каково значение дательного падежа, познакомиться со способами его определения. Примечательно, что в русском языке дательный падеж может употребляться не только при существительных, но при глаголах.

Таблица падежей ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ Именительный (есть) кто? что? — Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме Дательный (дать) кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во Творительный (доволен) кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Таблица падежей

с, у, от, до,
из, без, для,
вокруг, около,
возле, кроме

к, по, благодаря,
вопреки, согласно

под, за, про,
через, в, на, во

с, со, за,
над, под,
между, перед

в, о, об,
на, при, по

Именительный падеж
употребляется для наименования предметов.

Родительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? чего?

Дательный падеж
существительного отвечает на вопросы: кому? чему?

Винительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? что?

Творительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кем? чем?

Предложный падеж
существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?

Склонение прилагательных в русском языке

Падежная форма прилагательного зависит от падежной формы существительного, к которому оно относится. У прилагательных различают три типа склонения в зависимости от характера основы: твердое (огромный, огромного, огромному. ), мягкое (внутренний, внутреннего, внутреннему. ) и смешанное (легкий, легкого, легкому. ).

Единственное число,
мужской род
Именительный падеж (Какой?)
Родительный падеж (Какого?)
Дательный падеж (Какому?)
Винительный падеж, неодуш. (Какой?)
Винительный падеж, одуш. (Какого?)
Творительный падеж (Каким?)
Предложный падеж (О каком?)

Единственное число,
женский род

Именительный падеж (Какая?) Родительный падеж (Какой?) Дательный падеж (Какой?) Винительный падеж, неодуш. (Какую?) Винительный падеж, одуш. (Какую?) Творительный падеж (Какой?) Предложный падеж (О какой?)
Единственное число,
средний род
Именительный падеж (Какое?)
Родительный падеж (Какого?)
Дательный падеж (Какому?)
Винительный падеж, неодуш. (Какое?)
Винительный падеж, одуш. (Какое?)
Творительный падеж (Каким?)
Предложный падеж (О каком?)
Множественное число
Именительный падеж (Какие?)
Родительный падеж (Каких?)
Дательный падеж (Каким?)
Винительный падеж, неодуш. (Какие?)
Винительный падеж, одуш. (Каких?
Творительный падеж (Какими?)
Предложный падеж (О каких?)

Определение Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль. Сравните: клен, осень, багряный, окно, мой, ранний. Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен. В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль. В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.

Источник

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. 4-й класс

Класс: 4

Цели урока.

  • Учить детей распознавать творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода.
  • Формировать умение обосновывать написание окончаний имен прилагательных в данных падежах и правильно их писать.
  • Развивать умение учащихся думать, рассуждать, делать выводы и обобщения.
  • 1) Таблицы “Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода”(2).

    2) Падежные окончания имен прилагательных (веер).

    3) Жетоны за ответы.

    4) Рисунок дерева для подведения итогов (у каждого ученика иллюстрации: яблоко, цветок, зелёный листок и жёлтый цветочек).

    5) Рисунки хоккейных ворот (3).

    6) 3 задания для игры “Забей гол”.

    7) Графики – 30 штук с заданиями.

    8) Языковая карта (30 штук, состав слова).

    9) Таблица гласных букв, обозначающих мягкость согласных.

    Рисунки для проведения урока. (Приложение)

    1. Организационный момент.

    Сегодня на уроке мы будем работать под девизом: “Мы будем помнить каждый миг. Наш лучший друг – родной язык!” (Написано на доске. Читаем хором)

    2. Запись числа, классной работы.

    Вспоминаем правила посадки при письме.

    Обращаем внимание на орфограммы в записи числа и классной работы.

    Прежде чем приступить к изучению новой темы, сделаем грамматическую зарядку.

    Назовите гласные, обозначающие мягкость согласных (е, е, и, ю, я). Какая буква лишняя и почему? – и — (обозначает один звук).

    Назовите ей парную гласную, которая обозначает твердость согласной (ы); 1-ю гласную по алфавиту, обозначающую мягкость — е-

    Запишем эти буквы: и, ы, е и букву о, обозначающую твердость согласных звуков до середины, а потом соединение с ними с буквой “м” — им, ым, ем, ом.

    Читайте также:  имя существительное и его категириив английском языке

    На доске в 2 столбика записаны словосочетания.

    Чтение словосочетаний, запись их в тетрадь, выделение окончаний у прилагательных:

    за синим морем о синем небе
    с верным другом о сильном морозе

    — Посмотрите на доску ещё раз и определите, в каком роде и в каком падеже стоят имена прилагательные 1 в. – в 1 столбике, 2 в. – во 2 столбике. (Дети отвечают)

    Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из данных словосочетаний. (Дети называют тему)

    4. Сообщение учителем темы и цели урока (обобщение ответов учащихся).

    Сегодня мы продолжим путешествие по удивительной стране “Речь” и одной из ее областей – “Прилагательное” (на стенде карта путешествия, где я отмечаю станции). На этом уроке мы будем знакомиться с особенностями Т.п. и П.п. имен прилагательных мужского и среднего рода.

    Наша задача – учиться сопоставлять вопросы и безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и в предложном падежах, учиться различать их и правильно писать.

    5. Работа по теме урока. 1-я станция, где мы сделаем остановку “Рассуждай-ка”.

    а) Вступительная беседа.

    — А как вы думаете, почему мы будем сопоставлять эти падежные формы имен прилагательных?

    Дети. В безударных окончаниях имён прилагательных творительного и предложного падежей можно допустить ошибки, спутать эти падежи.

    б) Работа с таблицей.

    — Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. и какие у них могут быть окончания? Почему?

    Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в Т. п. отвечают на вопрос, каким? После твердой основы пишется – ым — голубым, а после мягкой основы пишется – им — синим.

    — На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в Т.п., какие окончания у них могут быть? Почему? Приведите примеры.

    Дети. Имена прилагательные мужского и среднего рода в П. п. отвечают на вопрос, о каком? После твёрдой основы пишется – ом — о жёлтом, а после мягкой основы пишется – ем — о летнем.

    в) Вывешиваю вторую таблицу.

    Т.п. П.п.
    горячим солнцем о горячем солнце
    свежим утром о свежем утре
    лучшим другом о лучшем друге
    блестящим шаром о блестящем шаре

    — Посмотрите на словосочетания, данные в таблице и скажите, что общего у всех прилагательных?

    Дети. Все имена прилагательные с основой на шипящую.

    — Установите закономерность в написании безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в Т. и П. падеже с основой на шипящую. Сформулируйте правило.

    Дети. У имен прилагательных мужского и среднего рода с основой на шипящую в Т.п. пишется – им, а в П.п. – ем.

    — Каким образом мы будем проверять безударные окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в Т.п. и П.п.?

    Дети. Задаём вопрос от существительного к прилагательному, с которым оно связано и по ударному окончанию вопроса выбираем нужное окончание прилагательных в зависимости от основы. Например: цветком, каким? душистым.

    6. Первичная проверка понимания нового материала (работа с сигнальными карточками – веером окончаний имён прилагательных).

    Следующая станция “Угадай-ка”

    — Проверим, как вы поняли новый материал. Я называю словосочетания, а вы показываете окончания, которые напишите в именах прилагательных.

    — Молодцы! Мы готовы к выполнению письменной работы и следующая станция “Учебная”

    7. Работа с учебником.

    — Списали 1-е предложение из №2 и сделали полный разбор по членам предложения. Взаимопроверка выполненной работы.

    — Комментированное выполнение задания на доске (выписать словосочетания существительное + прилагательное, определить падеж и окончания у прилагательных).

    (У доски работают 2 ученика)

    8. Физкультминутка. Станция “Отдыхай-ка”

    9. Выборочный диктант. (1 ученик работает у доски)

    — Выписать словосочетания: существительное+прилагательное, связанное с ним, выделить окончание имен прилагательных

    — Чтобы не ошибиться в написании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п., что нужно делать? (Ответы детей)

    Речка покрыта толстым льдом. Вес тыквы на тёплом юге достигает 90 кг. На скользком камне сидела ящерица. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.

    Толстым льдом, на тёплом юге, на скользком камне, со звонким шумом, за шустрым зверьком, поздним вечером.

    Морфологический разбор слова “толстым”.

    1. Толстым – имя прил. (каким?)
    2. Н.ф. – толстый
    3. В м.р., в Т.п., в ед.ч.
    4. Второстепенный член – определение.

    10. Следующая станция “Поиграй-ка”.

    Игра “Забей гол” (прилагается)

    Задание: вставить пропущенные окончания у имён прилагательных (за определённое время). За каждый верный ответ в ворота прикрепляется магнит. 3 команды работают с судьями.

    11. После игры пора и поработать, и следующая станция “Соображай-ка”

    Очень важно быстро и верно определять падеж, чтобы верно написать окончание имен существительных и имен прилагательных в диктанте, в изложении… Вашему вниманию предлагается упражнение “График”. За 1 минуту определить падеж прилагательных и построить график (у доски работает 1 ученик).

    Дети выполняют задание на карточках (задание прилагается).

    Самопроверка по выполненному на доске заданию. Подведение итогов выполненного задания.

    12. Задание на дом (по выбору).

    1 в. – выполняется по заданию.

    2 в. – распределить на 2 группы.

    13. Работа с языковой картой (состав слова). Аукцион “Кто больше?” За 1-2 минуты напишите как можно больше прилагательных в том же падеже к данному в языковой карте прилагательному. (Языковая карта прилагается)

    — В каком падеже стоят все эти прилагательные?

    — Какие окончания у этих прилагательных? Почему они разные?

    14. Подведение итогов урока. Станция “Итоговая”

    — Для кого сегодняшний урок прошёл не напрасно?

    — Что было трудным?

    — А что интересным?

    — Что вы узнали о написании безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Т. п. и П.п.?

    — Сегодняшнее путешествие по удивительной стране “Речь” заканчивается. За урок у нас выросло волшебное дерево (на доске прикреплена таблица с иллюстрацией дерева). Благодаря ему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

    1) Если урок прошел плодотворно, и вы много из него усвоили и остались довольны, то прикрепите к дереву (или покажите) яблоки.

    2) Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то прикрепите к дереву цветы (или покажите).

    3) Если урок ничего нового вам не принес, прикрепите зелёные листочки (или покажите).

    4) А если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то прикрепите, (или покажите) жёлтые листочки.

    — Мы говорили с вами на уроке о написании слов. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить урок словами Сергея Островского:

    Вслушайся! Вникни! Не позабудь! У слова есть норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть, — слово тебе сотворит добро.

    Источник

    Словосочетания прилагательное существительное в творительном падеже

    

    Примеры словосочетаний существительное+существительное

    В сло­во­со­че­та­нии два суще­стви­тель­ных в фор­ме раз­ных паде­жей свя­за­ны, как пра­ви­ло, под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния.

    Узнаем более подроб­но о видах под­чи­ни­тель­ной свя­зи в сло­во­со­че­та­нии с при­ме­ра­ми.

    Чаще все­го суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном или вини­тель­ном паде­же свя­за­но с дру­гим суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом или без него.

    Зависимое сло­во может быть так­же в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа , кото­рое явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и назы­ва­ет­ся при­ло­же­ни­ем. В этом слу­чае меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми про­сле­жи­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

    Укажем в соста­ве сло­во­со­че­та­ния зави­си­мые суще­стви­тель­ные в фор­ме датель­но­го , вини­тель­но­го , тво­ри­тель­но­го или пред­лож­но­го паде­жа .

    Примеры словосочетаний

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (при­ло­же­ние):

    бабочка-капустница, город-герой, уточка-нырок, мальчишка-сорванец, сторож-старик;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа :

    рису­нок девоч­ки, луч солн­ца, свет луны, кук­ла малыш­ки, нора лисы, ключ от две­ри, дом без крыль­ца, ваза без цве­тов, куст у тро­пин­ки, лож­ка для саха­ра, пло­щадь воз­ле теат­ра, вален­ки из шер­сти, лужай­ка поза­ди дома, боч­ка из дуба, фигу­ра вро­де квад­ра­та;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме датель­но­го паде­жа:

    тос­ка по родине, под­тал­ки­ва­ние к выбо­ру, ску­ка по доче­ри, пози­ция по вопро­су, аль­тер­на­ти­ва поезд­ке, стрель­ба по мише­ни, вни­ма­ние к ребен­ку;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа :

    лест­ни­ца на чер­дак, сту­пень­ка в под­вал, вода по коле­но, выстав­ка в сре­ду, дере­во с дом, тра­ва по пояс, вера в спра­вед­ли­вость, пес­ня под баян;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа :

    дача с веран­дой, ряды меж­ду посе­ва­ми, дере­во перед домом, девоч­ка с мамой, охо­та с ружьём, шля­па с поля­ми, поле за лесом, заве­ду­ю­щий кафед­рой, награж­де­ние гра­мо­той, раз­мыш­ле­ние над про­бле­мой;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа :

    ого­род при шко­ле, кни­га в порт­фе­ле, рису­нок на бума­ге, кап­ли на стек­ле, ска­мей­ка в пар­ке, ваза на сто­ле, пись­мо в кон­вер­те, меч­ты о путе­ше­ствии, сомне­ние в выбо­ре, бес­по­кой­ство о детях.

    Источник

    Примеры словосочетаний существительное+существительное

    В сло­во­со­че­та­нии два суще­стви­тель­ных в фор­ме раз­ных паде­жей свя­за­ны, как пра­ви­ло, под­чи­ни­тель­ной свя­зью управ­ле­ния.

    Чаще все­го суще­стви­тель­ное в име­ни­тель­ном или вини­тель­ном паде­же свя­за­но с дру­гим суще­стви­тель­ным в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом или без него.

    Зависимое сло­во может быть так­же в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа , кото­рое явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем и назы­ва­ет­ся при­ло­же­ни­ем. В этом слу­чае меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми про­сле­жи­ва­ет­ся под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ния.

    Укажем в соста­ве сло­во­со­че­та­ния зави­си­мые суще­стви­тель­ные в фор­ме датель­но­го , вини­тель­но­го , тво­ри­тель­но­го или пред­лож­но­го паде­жа .

    Примеры словосочетаний

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа (при­ло­же­ние):

    бабочка-капустница, город-герой, уточка-нырок, мальчишка-сорванец, сторож-старик;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа :

    рису­нок девоч­ки, луч солн­ца, свет луны, кук­ла малыш­ки, нора лисы, ключ от две­ри, дом без крыль­ца, ваза без цве­тов, куст у тро­пин­ки, лож­ка для саха­ра, пло­щадь воз­ле теат­ра, вален­ки из шер­сти, лужай­ка поза­ди дома, боч­ка из дуба, фигу­ра вро­де квад­ра­та;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме датель­но­го паде­жа:

    Читайте также:  существительные образованные от слова город

    тос­ка по родине, под­тал­ки­ва­ние к выбо­ру, ску­ка по доче­ри, пози­ция по вопро­су, аль­тер­на­ти­ва поезд­ке, стрель­ба по мише­ни, вни­ма­ние к ребен­ку;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа :

    лест­ни­ца на чер­дак, сту­пень­ка в под­вал, вода по коле­но, выстав­ка в сре­ду, дере­во с дом, тра­ва по пояс, вера в спра­вед­ли­вость, пес­ня под баян;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа :

    дача с веран­дой, ряды меж­ду посе­ва­ми, дере­во перед домом, девоч­ка с мамой, охо­та с ружьём, шля­па с поля­ми, поле за лесом, заве­ду­ю­щий кафед­рой, награж­де­ние гра­мо­той, раз­мыш­ле­ние над про­бле­мой;

    суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа :

    ого­род при шко­ле, кни­га в порт­фе­ле, рису­нок на бума­ге, кап­ли на стек­ле, ска­мей­ка в пар­ке, ваза на сто­ле, пись­мо в кон­вер­те, меч­ты о путе­ше­ствии, сомне­ние в выбо­ре, бес­по­кой­ство о детях.

    Источник

    склонение словосочетаний онлайн

    Склонение

    Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка. В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу.

    Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, действиям, явлениям.

    Существительное

    Кому? Чему? – эти вопросы характерны для существительных в дательном падеже. В данной статье можно узнать, каково значение дательного падежа, познакомиться со способами его определения. Примечательно, что в русском языке дательный падеж может употребляться не только при существительных, но при глаголах.

    Таблица падежей ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ Именительный (есть) кто? что? — Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме Дательный (дать) кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во Творительный (доволен) кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

    Таблица падежей

    с, у, от, до,
    из, без, для,
    вокруг, около,
    возле, кроме

    к, по, благодаря,
    вопреки, согласно

    под, за, про,
    через, в, на, во

    с, со, за,
    над, под,
    между, перед

    в, о, об,
    на, при, по

    Именительный падеж
    употребляется для наименования предметов.

    Родительный падеж
    существительного отвечает на вопросы: кого? чего?

    Дательный падеж
    существительного отвечает на вопросы: кому? чему?

    Винительный падеж
    существительного отвечает на вопросы: кого? что?

    Творительный падеж
    существительного отвечает на вопросы: кем? чем?

    Предложный падеж
    существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?

    Склонение прилагательных в русском языке

    Падежная форма прилагательного зависит от падежной формы существительного, к которому оно относится. У прилагательных различают три типа склонения в зависимости от характера основы: твердое (огромный, огромного, огромному. ), мягкое (внутренний, внутреннего, внутреннему. ) и смешанное (легкий, легкого, легкому. ).

    Единственное число,
    мужской род
    Именительный падеж (Какой?)
    Родительный падеж (Какого?)
    Дательный падеж (Какому?)
    Винительный падеж, неодуш. (Какой?)
    Винительный падеж, одуш. (Какого?)
    Творительный падеж (Каким?)
    Предложный падеж (О каком?)

    Единственное число,
    женский род

    Именительный падеж (Какая?) Родительный падеж (Какой?) Дательный падеж (Какой?) Винительный падеж, неодуш. (Какую?) Винительный падеж, одуш. (Какую?) Творительный падеж (Какой?) Предложный падеж (О какой?)
    Единственное число,
    средний род
    Именительный падеж (Какое?)
    Родительный падеж (Какого?)
    Дательный падеж (Какому?)
    Винительный падеж, неодуш. (Какое?)
    Винительный падеж, одуш. (Какое?)
    Творительный падеж (Каким?)
    Предложный падеж (О каком?)
    Множественное число
    Именительный падеж (Какие?)
    Родительный падеж (Каких?)
    Дательный падеж (Каким?)
    Винительный падеж, неодуш. (Какие?)
    Винительный падеж, одуш. (Каких?
    Творительный падеж (Какими?)
    Предложный падеж (О каких?)

    Определение Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль. Сравните: клен, осень, багряный, окно, мой, ранний. Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен. В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль. В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.

    Источник

    Логопедическое занятие, 4 класс. Тема: «Согласование имени прилагательного с именем существительным в Творительном падеже».

    Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе

    свидетельство каждому участнику

    скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

    13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)

    Логопедическое занятие, 4 класс. Тема: «Согласование имени прилагательного и имени существительного в Творительном падеже».

    Давайте вспомним, чем мы занимаемся на уроках русского языка? Правильно, мы работаем с падежами, учимся правильно их определять, правильно писать безударные окончания. А теперь, давайте определим, о чём сегодня будем говорить.

    Картинки. (см. приложение).

    Учитель:- Учитель беседует с кем? Ответы детей: – С учеником.

    Учитель:- Журавли летят над чем? Ответы детей:- над озером.

    Какие вопросительные слова я задала?

    Правильно, а это вопросы какого падежа? Дети: Творительного

    Учитель: Правильно, значит Т.П. сегодня с нами по пути.

    А теперь давайте распространим предложение, добавим слово.

    Читайте также:  впишите пропущенные буквы ниже укажите падеж существительных

    Учитель:- Учитель беседует с кем? С учеником с учеником каким? – Дети: -Прилежным.

    Учитель: -Журавли летят над чем? Над озером – над озером каким? -Глубоким. Мы назвали слова -Прилежным и глубоким – это какая часть речи?

    Дети: Прилагательное. Правильно, значит, сегодня мы будем учиться правильно задавать вопросы, чтобы правильно писать окончания, а самое главное, чтобы уметь правильно согласовывать имя прилагательное с именем существительным и правильно употреблять их в речи.

    Учитель:А сейчас давайте выясним на какие вопросы отвечают имена прилагательные в Т. П. в м.р., ср.р.,ж.р..

    С учеником каким? Хорошим, прилежным. Над озером каким? Глубоким. Прилагательные имеют окончания –ым, -им – это род м. р.и ср.р. Учительница разговаривает с ученицей какой? =аккуратной, окончание ой в ж. р. ед..

    На доску вывешиваются вопросы и окончания.

    Чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным – обращайте внимание на окончание в вопросе и правильно определяйте род. Если это м.р. и ср.р., то это окончания – им, ым. А если ж.р. – то окончание –ой, -ей. Давайте перейдём к практике.

    Найдите задание №1. (см. приложение )

    Вы видите выделенные слова. Это часть речи? Правильно – существительные. Определите, с каким словом оно сочетается, задайте вопрос, выделите окончание.

    В каком предложении лишнее словосочетание (сущ.+ прил.) и почему?

    Лишнее 5 предложение, потому, что словосочетание «золотые руки» употреблено в переносном значении, и ещё потому, что словосочетание взято во множественном числе.

    Физминутка. Сейчас будет такое задание: если я называю имена прилагательные, то вы приседаете, а если имена существительные, то вы хлопаете в ладоши.

    Задание №2. Самостоятельная работа. (см. приложение)

    Раскройте скобки, правильно согласовав существительные с прилагательными в Т.п.. Напишите, выделите окончания.

    Задание № 3. (см. приложение) Прочитайте предложения. Найдите ошибки в неправильном согласовании существительных с прилагательными ( по окончаниям). Поставьте в таблице знак «+» под номером правильного предложения: знак «- « под номером неправильного предложения.

    Итог. Итак, чтобы правильно согласовать в предложении имя прилагательное с именем существительным нужно:

    План вывешивается на доску.

    Найти в предложении существительное, с которым оно связано.

    Определить падеж, род.

    От существительного поставить вопрос к прилагательному.

    Вспомнить, какие окончания имеют прилагательные в данном падеже и роде.

    Можно предложить одному ученику ещё раз проговорить вывод.

    Спасибо всем за работу, до свидания!

    Снег растаял под весенним солнцем. 2. Легко резать острым ножом. 3. Грибы растут под раскидистой ёлкой. 4. Над прозрачным лесом взошло солнце. 5. Под золотыми руками мамы любое дело спорится.

    Любовались ( весёлый праздник); 2. Кружился над (правый берег);3. Встретился с (хороший человек);4. Восхищался ( смелый поступок); 5. Летел над (глубокая бурная река); 6. Думал над (трудная задача) 7. Познакомилась с (новая интересная книга); 8. Думал ( светлая голова);

    Источник