Меню

словосочетания с именами существительных и прилагательных



Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Читайте также:  простой это существительное или глагол

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

ном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

формы имени прилагательного, зависящего от существительного в

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический

материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

карточки для составления схемы словосочетания.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

1.) — Отгадайте анаграммы.

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

— Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово называет предметы, признаки,

действия, но более конкретно

Словосочетание выражает законченную мысль

Предложение называет предмет, признак. грамматическая

действие и т.д. основа

На доске запись:

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.

— Что записано на доске? (Предложение)

— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

— Как вы думаете, почему?

— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

Закружились в морозном

В морозном воздухе

Закружились в воздухе

( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3. Формулирование темы и цели урока.

— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4. Изучение нового материала.

— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

— Откройте учебник на стр. 114.

— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

— Составьте на доске схему из опорных слов.

главное слово зависимое слово

— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)

Т.п. родным краем (ед.ч.)

В.п. родные края (мн.ч.)

Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.

Запись: В.п. прекрасную погоду

Т.п. прекрасной погодой

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. — Откройте дидактический материал на стр. 56.

— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда — наоборот.

Запомни как основу.

— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут.

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК «Планета знаний».

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче.

Презентация на тему «Что такое словосочетание?».

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели «Ротация станций&quot.

Источник

Словосочетания глагольные, именные, наречные

Укажем типы сло­во­со­че­та­ний (имен­ные, гла­голь­ные, нареч­ные) в зави­си­мо­сти от того, какой частью речи явля­ет­ся в его соста­ве глав­ное сло­во.

Как и само­сто­я­тель­ное сло­во, сло­во­со­че­та­ние слу­жит сред­ством номи­на­ции, то есть назы­ва­ет, толь­ко более кон­крет­но:

  • пред­мет (пла­тье в полос­ку, дру­же­ское руко­по­жа­тие, час пик);
  • при­знак (очень кра­си­вый, весь­ма при­вле­ка­тель­ный, абсо­лют­но неза­ви­си­мый);
  • дей­ствие (стре­ми­тель­но подой­ти, стре­лять вхо­ло­стую);
  • состо­я­ние (быст­ро рас­цве­тать, лег­ко почув­ство­вать).

В сло­во­со­че­та­нии в каче­стве стерж­не­во­го сло­ва могут высту­пать име­на суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, место­име­ния, чис­ли­тель­ные, а так­же гла­го­лы и наре­чия. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют гла­голь­ные, имен­ные и нареч­ные сло­во­со­че­та­ния.

Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)

1. гла­гол + суще­стви­тель­ное (при­ме­ры)

2. с зави­си­мым инфи­ни­ти­вом или дее­при­ча­сти­ем:

3. с зави­си­мым наре­чи­ем:

Именные словосочетания

Субстантивные (главное слово — имя существительное)

1. суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (без пред­ло­га и с пред­ло­гом) (при­ме­ры):

2. суще­стви­тель­ное + при­ла­га­тель­ное:

3. суще­стви­тель­ное + местоимение-прилагательное:

4. суще­стви­тель­ное с зави­си­мым поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным:

5. суще­стви­тель­ное с при­ча­сти­ем:

6. суще­стви­тель­ное с наре­чи­ем:

7. суще­стви­тель­ное + гла­гол (инфи­ни­тив) (при­ме­ры):

Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное

1. с зави­си­мым име­нем суще­стви­тель­ным:

2. с зави­си­мым место­име­ни­ем:

3. с наре­чи­ем в каче­стве зави­си­мо­го сло­ва:

4. с инфи­ни­ти­вом:

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова

  • двое из лар­ца;
  • трое в лод­ке;
  • семе­ро в штат­ском;
  • пер­вый из сорев­ну­ю­щих­ся;
  • вто­рой на пье­де­ста­ле почё­та;

Словосочетания с местоимением в качестве главного слова

  • каж­дый из нас;
  • мы с дру­зья­ми;
  • они с сосе­дя­ми;

Наречные словосочетания

1. с зави­си­мым наре­чи­ем:

2. с зави­си­мым суще­стви­тель­ным:

Перечисленные типы сло­во­со­че­та­ний мож­но рас­пре­де­лить так­же в три груп­пы сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Источник

Словосочетания с именами существительных и прилагательных



Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

Читайте также:  согласовательный класс имен существительных

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Источник

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

ном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

формы имени прилагательного, зависящего от существительного в

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический

материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

карточки для составления схемы словосочетания.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

1.) — Отгадайте анаграммы.

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

— Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово называет предметы, признаки,

действия, но более конкретно

Словосочетание выражает законченную мысль

Предложение называет предмет, признак. грамматическая

действие и т.д. основа

На доске запись:

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.

— Что записано на доске? (Предложение)

— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

— Как вы думаете, почему?

— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

Закружились в морозном

В морозном воздухе

Закружились в воздухе

( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3. Формулирование темы и цели урока.

— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4. Изучение нового материала.

— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

— Откройте учебник на стр. 114.

— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

— Составьте на доске схему из опорных слов.

главное слово зависимое слово

— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)

Т.п. родным краем (ед.ч.)

В.п. родные края (мн.ч.)

Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.

Запись: В.п. прекрасную погоду

Т.п. прекрасной погодой

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. — Откройте дидактический материал на стр. 56.

— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда — наоборот.

Запомни как основу.

— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут.

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК «Планета знаний».

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче.

Презентация на тему «Что такое словосочетание?».

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели «Ротация станций&quot.

Источник