Меню

Словосочетания с прилагательным волчий в переносном смысле



1. Просклоняйте прилагательное «волчий». 2. Составьте словосочетания, употребив прилогательное волчий в переносном значение.

5.1) Разговаривавший с нами старик то ласково щурил глаза, то внезапно становился суровым.

5)Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное, так и мировоззренческое значение.

6.1) Творчество Есенина определяется не только традициями «золотого века», но и сильным влиянием нового поэтического мышления.

5) [Слышно было только мерное дыхание спящих да (=и) треск горящих сучьев], и [скоро все тревоги дня медленно растворились в безмятежной ночи]. Сложное, ССП

2) В голове шумело не то от воя и свиста бури, не то от радостного волнения.

5) [Грациозно закачались гибкие концы папоротников], и [опять всё стихло]. Сложное, ССП

2) Много желал, да(=но) ничего не поймал.

5) [Поднялась луна], и [тени стали чётче и длиннее]. Сложное, ССП

2) Пушкин был физически крепок и вынослив, обладал силой и хорошим здоровьем.

3) [Холодно и ярко сияет над тяжёлыми тучами голубое небо],

и [из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков]. Сложное, ССП

10.1) Я имею поручение как от судьи, так и от всех наших знакомых помирить вас с приятелем вашим.

5) [На рубежах русской земли начали мелькать низкорослые лошадки воинов-степняков], и [вот по славянским городам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для общего отпора неприятель]. Сложное, ССП

Снова степь.(наз.) Теперь на горизонте широко разлеглась станица Абадзехская – синеют ее пирамидальные тополя, голубеет церковь. Воздух дрожит от зноя. Лица девочек Соловьевых принимают спокойное до суровости выражение – они скрывают усталость. Но вот наконец-то станица Абадзехская входит в нашу жизнь, окружает белыми хатами, палисадниками с мальвой.

Здесь мы сделали первый привал. Берег реки, низенькая изгородь, чьи-то сады.(назывное) Купанье в знакомой воде с незнакомого берега.(назывн.) Все довольны переходом и приятно удивлены тем, что я не устал, а я – больше всех. Собираем хворост,(о.-л.) разводим костер,(опред.-личн.) девочки варят кондер – не то суп, не то кашу из пшена со свиным салом.

Задание 2.
Младенца отнесли на гору Иду и бросили там. ( неопр. — личное предл.)
Париса нашли и воспитали пастухи.- Париса нашли и воспитали в семье пастухов.
Дело в том, что его родители Приам и Гекуба еще до рождения сына получили страшное пророчество: из-за мальчика погибнет Троя
— Дело в том ,что родителям Париса Приаму и Гекубе напророчили : из -за мальчика погибнет Троя

Источник

Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями. волчья нора, волчий аппетит, каменный дом, каменное сердце.

Ответы

солнце уже садилось .

солнце уже садилось. последние отблески заката ласково скользили по кронам деревьев, словно укрывая их теплым одеялом. ветра не было. сквозь тишину были слышны голоса птиц, которые убаюкивали лес, где-то в кустах были слышны шорохи животных. кто-то просыпался к ночной охоте, а кто-то уже ложился на отдых.озеро, что виднелось вдали было покрыто ярко-красными пятнами, которые были как кровавые раны. они постепенно затягивались. закат заживлял их . на горизонте багряные облака укрывали небо, которое шло на боковую. солнце уже садилось . один закат не похож на другой, краски неба не бывают одинаковыми. это было потрясающее зрелище.

предл падеж (о ком? о чем? ) в) о дочери, о тиши, о печи.

платить- ( что делать? ) н.ф.платить,гл.,2-е спр., н.ф., ед.ч., сказуемое): ))

все окна в помещении были закрыты наглухо. петухи запели засветло. изредка я прибегал к димке, чтобы поиграть с ним. зима разукрасила весь лес набело. мама вытерла досуха своё дитя полотенцем. справа виднелся домик мальвины. дальше дорога уходила влево.

Читайте также:  Укажи предложения в которых оба прилагательных употреблены

Источник

Контрольная работа по теме «Лексика» (2 варианта). 6 класс
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Контрольная работа по русскому языку в 6 классе по теме «Лексика» по программе М.М. Разумовской содержит 2 варианта. Может использоваться как распечатка для учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_rabota_lexika_6_klass.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. Контрольная работа по теме «Лексика». 6 класс

  1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение:
  1. свежий ветер – 1) тупой угол –
  2. свежая газета – 2) тупой человек —
  3. свежий взгляд – 3) тупая боль —
  4. свежий хлеб –

2. Запишите синонимичные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить данное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите одно предложение:

3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении.

Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями:

волчья нора – волчий аппетит

каменный дом – каменное лицо

  1. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.
  2. Спишите, указывая, какой частью речи являются слова-антонимы:

1) Корень учения горек, а плод – сладок.

2) Добрая слава лежит, а худая бежит.

6. Кратко напишите, как вы понимаете смысл одной из пословиц, включенных в задание 5.

Русский язык. Контрольная работа по теме «Лексика». 6 класс

  1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение:
  1. чистая посуда – 1) тяжелые мысли –
  2. чистые помыслы – 2) тяжелая вещь —
  3. чистая совесть – 3) тяжелый характер —
  4. чистое лицо –
  1. Запишите синонимичные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить данное выражение. С одним из фразеологизмов составьте и запишите одно предложение:
  1. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении.

Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями:

медвежья шкура – медвежья услуга

туманное утро – туманный намёк

  1. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.
  2. Спишите, указывая, какой частью речи являются слова-антонимы:
  1. Новых друзей наживай, а старых не теряй.
  2. Маленькое дело лучше большого безделья.
  1. Кратко напишите, как вы понимаете смысл одной из пословиц, включенных в задание 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В контрольной работе 4 задания:1-на знание терминологии по генетике,2,3,4-задачи .

Контрольная работа по обществознанию раздел Политика.

Представлены примерные варианты контрольных работ для подготовки учащихся в домашних условиях.

Контрольная работа включает в себя 3 типа заданий ( по аналогии ЕГЭ ): задания с выбором ответв, на выбор из перечня, с развернутым ответом.

Контрольная работа для 6 класса.

Итоговая контрольная работа для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.

Контроль знаний обучающихся за 1 полугодие по геометрии в соответствии с ФГОС.

Источник

Готовые задания по дисциплине Русский язык и культура речи для заочников

1. Составьте словосочетания, употребляя данные слова в прямом и переносном значениях: волна, дорога, облако, лёд, пожар, музыкальный, холодный, острый, тупой, кислый, кудрявый, жаркий, плыть, умереть, дремать, вставать, платить.

Например: острый нож – прямое знач., острый сюжет – переносное знач.

Плыть по течению

Плыть перед глазами

Умереть от счастья

Закон не дремлет

Вставать со стула

Платить за обед

Платить той же монетой

2. Составьте предложения, употребив в них в переносном значении слова: теплый, золотой, железный, угрюмый, веселый.

Теплое отношение Лидии Ивановны к своим подопечным сотворило чудо.

У фальшивомонетчика Анатолия Ивановича золотые руки.

Железный характер Калерии Порфирьевны испытала на себе группа недобросовестных студентов во время сдачи экзамена.

С угрюмой решительностью шел студент Калиткин Петя сдавать экзамен по политологии.

Ситчик веселой расцветочки приобрела Света Букина на распродаже.

3. Подберите синонимы к следующим словам, указав их стилистическую окраску (нейтральная, разговорная, книжная, просторечная, народно-поэтическая и т.д.). Для выполнения задания воспользуйтесь словарями: «Словарь синонимов русского языка» под ред. Александровой. – М., 1993; «Словарь синонимов русского языка» в 2‑х т. под ред. Евгеньевой. – М. – 1970 и др.: аромат, воспитанник, вывод, надежда, крепкий, жадный, быстрый, граница, тоска, поймать, темный, душистый, делать, бороться, захватить, упрекать.

Аромат – запах нейтр; парфюм – книж; амбре-книжн.

Воспитанник –выучка просторечн; ученик нейтр; вскормленник народно-поэтич.

Вывод – итог нейтр; заключение книжн;

Надежда – мечта нейтр; иллюзия книжн.

Крепкий – забористый просторечн; сильный нейтр.

Источник

Тропы (слова и словосочетания в переносном значении)

МЕТАФОРА(от греч. metaphora — перенос) — вид тропа: переносное знание слова,

основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение,

построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,

«словно» отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются

олицетворение (см.) и овеществление (см.).

Векдевятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

МЕТОНИМИЯ(от греч. metonymia — переименование) — вид тропа: сближение,

сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по

принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его

произведение и т. п.), например: «Исступленно запели смычки…» (А. Блок) — «запели

смычки» — скрипачи заиграли на своих инструментах; «Ты вел мечи на пир обильный…»

(А.С. Пушкин) — «мечи» –воины. «Фарфор и бронзана столе, // И, чувств изнеженных

отрада, // Духи в граненом хрустале. » (А.С. Пушкин) — «фарфор и бронза», «в хрустале»

— изделия из бронзы, фарфора и хрусталя; «Театр уж полон, // Ложи блещут, // Партер и

кресла — все кипит. » (А.С. Пушкин) — «ложи блещут» — блещут (блестят) женские

украшения на дамах, сидящих в ложах, «партер и кресла» — публика в партере

(пространство за креслами) и креслах (места в передней части зрительного зала) театра.

ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ— вид тропа: уподобление предмету. Например: «Гвозди б

делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей» (Н.С. Тихонов). Разновидность

ОКСЮМОРОН (ОКСИМОРОН)(от греч. oxymōron — остроумно-глупое) —

вид тропа: словосочетание, составленное из слов, противоположных по смыслу,

основанное на парадоксе: «Смотри, ей весело грустить, // Такой нарядно

обнаженной» (А. Ахматова); «Женщина, мужайся, ничего, // Это жизнь, бывало

ведь и хуже. » (В. Вишневский). О. позволяет придать большую выразительность

образу: горькая радость, сладкие слезы, «Живой труп» (Л.Н. Толстой),

«Оптимистическая трагедия» (Вс. Вишневский).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ— вид тропа: изображение неодушевленных предметов,

при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи,

способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются

живому существу. Например:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?

ПЕРИФРАЗ(от греч. periphrasis, peri — вокруг, phradzo — говорю) — вид

тропа: описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания.

В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется

указанием на его наиболее характерные признаки: «Северная Венеция» (Санкт-

Петербург), «царь зверей» (лев). П. бывают образные (носящие метафорический

характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов,

например: «город на Неве» — Петербург). К тропам принадлежат только образные

П.В образных П. выделяется какой-либо ключевой признак, а все другие как бы

затушевываются, что дает автору возможность обратить внимание на те черты

изображаемых предметов и явлений, которые для него особенно важны в

художественном отношении. Необразные П. лишь переименовывают предметы,

качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую

функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные

качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов (например,

вместо А.С. Пушкин — «автор «Евгения Онегина»«, «великий русский поэт»). В

стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван

«невольником чести», «дивным гением», а в известном некрологе — «солнцем

русской поэзии» — это образные П., тропы. П. — один из ведущих тропов в

символистской поэзии начала ХХ века.

СИНÉКДОХА(от греч. synekdoche — соподразумевание, соотнесение) — вид

тропа: разновидность метонимии (см.). Троп состоит в замене множественного

числа единственным; употреблении названия части вместо целого или общего, и

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу…

ЭПИТЕТ(от греч. ерitheton — приложение) — вид тропа: образное

определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,

обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная

выдержка, серебряный голосок — здесь прилагательные являются именно эпитетами,

так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и

экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные,

употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета),

эпитетами не являются. Различают Э. «украшающий» — обозначающий постоянный

признак (см. ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ) и Э. индивидуальный, авторский, , важный

для создания конкретного образа в данном тексте (например, в стихотворении М.Ю.

Лермонтова «Утес»: «тучка золотая», «утес-великан», стоит одиноко», «тихонько

плачет»). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или

существительным в роли приложения.

ГИПЕРБОЛА(от греч. hyperbolē — преувеличение, излишек) — вид тропа:

чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п.

описываемого явления (ср. ЛИТОТА). Например:

та же добыча радия.

единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

ЛИТОТА(от греч. litotes — простота, малость, умеренность) — вид тропа,

противоположный гиперболе (см.): художественное преуменьшение величины, силы,

значения явления или предмета («мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок»). Например:

та же добыча радия.

В грамм добыча,

Единого слова ради

ИРОНИЯ(от греч. eirōneia — притворство, насмешка) — 1. Вид комического:

осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется;

тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что

говорится прямо противоположное подразумеваемому:

Уселся он [Онегин] с похвальнойцелью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку.

Синтаксические изобразительные средства (фигуры речи)

ПАРАЛЛЕЛИЗМ(от греч. parallēlos — идущий рядом) — 1. Тождественное или

сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь,

создают единый поэтический образ:

В синем море волны плещут.

В синем небе звезды блещут.

АНАФОРА(от греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистическая фигура:

единоначатие, повторение слова или группы слов в начале стихотворных строк или

прозаических фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид.

ЭПИФОРА(от греч. epophora — добавка) — стилистическая фигура:

повторение слова или группы слов в конце стихотворных строк или прозаических

фраз; одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций (см.

Я обманывать себя не стану,

Залегла забота в сердце мглистом.

Отчего прослыл я шарлатаном,

Отчего прослыл я скандалистом?

И теперь уж я болеть не стану.

Прояснилась омуть в сердце мглистом.

Оттого прослыл я шарлатаном,

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник