Меню

Словосочетаниях пропущены прилагательные и причастия



Дидактический материал по теме «Причастие» (7 класс)
материал по русскому языку (7 класс) по теме

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся 7 классов по теме «Причастие», а так же для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Скачать:

Вложение Размер
kartochka_7_klass.doc 48.5 КБ
kartochka_7klass.doc 27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перепишите, согласуя причастия с нужными по смыслу словами. Составьте два предложения с любыми двумя словосочетаниями. Выполните синтаксический разбор одного из них.

От (нависший) деревьев; вид (увядающий) сада; на (ревущий) море; вдоль (оживлённая) реки; рассказывать о (разыгравшийся) метели; (строящийся) здания; наблюдать за (скачущий) всадником; в (застывающий) воздухе; смотреть на ( нарисованная) картину; сварить (потёртый) овощи; любоваться (журчащий) ручей; отдёрнуть (занесённый) руку.

Перепишите. Расставьте пропущенные буквы в окончаниях причастий. Просклоняйте любые два словосочетания.

Улыбающ…ся ребёнок; о наступивш… лете; цветущ…яблоня; в зеленеющ… лесу; мчащ…ся река; у потухш… костра; в застывающ… воздухе; к расстроен… человеку; за ближайш… огородами; за летящ… стрелой; заросш… дорожка; на посветлевш… небе; о клокочущ… лаве; с провален… крыши; не закончен… работа.

Запишите словосочетания в два столбика: в первый – причастие + зависимое слово; во второй – главное слово + причастие. Выделите окончания причастий.

В застывшем воздухе; над сияющей землёй; сделанные своими руками; уснувшая река; передвигаемая молча; выползающая из-за леса; шелест вянущей травы; колышущаяся на ветру; заснувший котёнок; затерявшаяся в парке; блистающая золотом листва; увешанные картинами; согреваемое теплом; растрёпанная чёлка.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

Завёрнутый в пакет; свисающие гирлянды; отражающий наступление; открывающий калитку; вышедший на террасу; замыкающие колонну; искрящийся на солнце снег; присутствовавшие на совещании; созданное мировоззрение; приехавший троллейбус; собравший коллекцию; создающий подлинное искусство.

Перепишите словосочетания с причастиями. Выделите суффиксы. Над действительными поставьте букву Д, а над страдательными –С.

Надвигающаяся опасность; корабль, потерпевший крушение; волна, нахлынувшая с левого борта; терпящие бедствие матросы; теряющий управление штурман; движимый чувством долга; плот, увлекаемый быстрым течением; выкачанная из трюма вода; разрушенный корабль; в бушующем океане.

Определите спряжение глагола. Образуйте причастия от всех глаголов.

Ненавидеть ложь; замираешь от восторга; строят дом; проскочат вперёд; тяжело дышишь; присутствуешь на совещании; сбегаешь в магазин; зависишь от других; сделаешь свою работу; вертишь в руках; смотришь вокруг; борются за первое место.

Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени. От каких глаголов нельзя образовать действительные причастия настоящего времени? Почему? В образованных причастиях выделите формообразующие суффиксы.

Читать, прочитать; угнать, гнать; гореть, разгореться; поднять, поднимать; глядеть, поглядеть; решить, решать; расти, вырасти; виснуть, нависнуть; жать, сжать; шелестеть, прошелестеть.

От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия настоящего времени. Укажите спряжение глаголов, выделите суффиксы и основы в причастиях, а также основы и окончания в глаголах.

Строить, беседовать, смотреть, отправляться, любить, клеить, ненавидеть, держать, падать, брить, гнать, плыть, терпеть, скакать, видеть, обидеть, стелить, чистить.

Распределите словосочетания в две колонки: действительные причастия настоящего времени и действительные причастия прошедшего времени. Выделите формообразующие суффиксы причастий.

Смёрзшийся снег, покалывающая трава, приближающийся шум, полыхающий огонь, сросшиеся корни, выцветшие волосы, выпавший град, тающие снежинки, сияющее лицо, забросивший меня, выгоревшие леса, удаляющийся автобус, переправившиеся через реку, распахнувший окно, движущаяся сила, блистающие вершины, распустившиеся волокна, повлёкший за собой, волнующееся море, увядший цветок, прибывший поезд, розовеющий небосклон.

Образуйте действительные и страдательные причастия настоящего времени от следующих глаголов.

Строить, обличать, проектировать, видеть, рисовать, петь, рассказывать, лелеять, рекомендовать, шить, омрачать, разыскивать, выталкивать.

Образуйте от данных глаголов действительные и страдательные причастия настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы причастий.

Шептать, вдеть, организовать, хвалить, слышать, ненавидеть, собирать, развиваться, открывать, поддерживать, выталкивать, озарять, повторять, изучать.

Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени, выделите формообразующие суффиксы.

Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребёнка; ученик, ищущий нужную книгу.

Образуйте страдательные причастия прошедшего времени от данных глаголов. Выделите формообразующие суффиксы.

Убрать, засеять, застеклить, опустить, окружить, напечатать, засыпать, проложить, нагрузить, увешать, разработать, забросить, склонить, пронизать, подвесить, зажечь, обмануть, вылечит.

Вставьте одну или две буквы –Н-. Составьте с любым словосочетанием предложения так, чтобы причастие в одном было полным, а в другом – кратким. Подчеркните причастия как члены предложения.

Листья освеще…ы; письмо было опуще…о; озабоче…ый взгляд; ферма построе…а; враг отброше…; прочита…ая книга; петли смаза…ы; густо заставле…ая, запылё…ая; выписа…ые газеты; номер телефона выписа…; поляна, ввжже…ая солнцем; закова… в кандалы; построе…ая церковь; расписание измене…о; бибилиотека подобра…а.

Спишите, перестроив полные причастия в краткие, а краткие – в полные.

Организова…ая экскурсия; полноце…ый человек; развеша…ы картины; лица озабоче…ы; полома…ые деревья; воспита…ый бабушкой; организова…ая работа; уроки законче…ы; молчание наруше…о; послание адресова..о товарищу; выраще…ый урожай.

Распределите словосочетания в две колонки: с прилагательными и причастиями.

Безымянная речка; выполненная работа; даль туманна; комнаты убраны; дисциплинированная девочка; обнесён изгородью; дорога длинна; неприятель побеждён; высушенная солома; картина современна; слишком юна; подстреленная утка; речь торжественна; погода безветренна; сброшенный сверху; решётка чугунная; трава зелена; речь косна; просмотренный дневник; посажённый в погреб; в церкви обвенчанный.

Списать, указать над причастиями действительные или страдательные.

Слышимый; выстоявший; занят; оклеена; решающий; скошенный; изучаемый; бритый; роющий; защищаемый; строивший; продуманный; читаемый; изучена; вылетевший; кормящий; переведённый; движимый; тающий; решающий; решённый; гонящий; ненавидящий; присланный; терпящий; слышавший.

Образуйте от следующих глаголов полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени.

Рассчитать; прекратить; озарить; остановить; таять; соорудить; рассеять, растерять, перекачать, обидеть, сорвать, направить, колебать, увлечь, превратить, растеряться.

Образуйте от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Расстрелять патроны; пристрелить зверя; замесить тесто; высушить волосы на солнце; занавесит плотной шторой; подвесить на потолок; застроить участок земли; выслушать критику в свой адрес; намаслить кусок хлеба; удостоить награды; вывинтить гайку; соорудить плотину.

Образуйте от указанных слов полные причастия. От всех ли глаголов можно образовать краткие формы? Почему? Обозначьте изучаемую орфограмму?

Мерцать, сдержать, ушить, колыхать, занавесить, нагромоздить, петь, издать, сказать, удивить, потерять, оставить, обещать, видеть, покрывать, спасти, начать, вымерить, поранить, прочитать, взвесить, иссечь, решить, сохранить, закрыть.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Укажите способ проверки орфограммы.

Просмотр…нный альбом; задерж…нный на работе; наполн…нный сосуд; взвеш…нный товар; запачк..нный грязью; усе…нное поле; застрел…нный в упор; взволнов…нным голосом; рекомендов…нная литература; посвящ…нная матери книга; развеш…нное бельё; раскро…нный материал; слыш…нная когда-то сказка; купл…нная в магазине вещь; располож…нный рядом дома; избр…нный президент; озар…нный мечтой; изобрет…ный прибор; прослуш…нный курс лекций.

Спишите, распределяя словосочетания на две колонки: -Н- и –НН-. Обозначьте орфограмму.

Окружённый врагами; аллея усыпана листьями; машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек; плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос; тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен; не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана; вязаная кофта; смышленый мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец.

Спишите, вставьте пропущенные –Н- или –НН-, подчеркните изучаемую орфограмму.

Величестве…ая походка; неписа…ый закон; размере…ая жизнь; занавеше…ая шторами; беше…ый нрав; озабоче…ый проблемами; некраше…ое крыльцо; размере…ые движения; соединё…ые канатом; всклокоче…ые волосы; первозда…ые красоты; необыкнове…ый человек; нехоже…ые тропинки; осмолё…ое крыльцо; назва…ый брат; посажё…ый отец; украше…а резьбой.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму.

Явстве…ый голос; замутнё…ая вода; улица дли…а; поноше…ый жилет; прожжё…ая скатерть; неслыха…ая наглость; Кваше…ая капуста; огород засея…; жаре…ая рыба; писа…ые людьми законы; избалова…ый ребёнок; потуше…ый костёр; ране…ый в бою; защище…а от пыли; заброше…ый дом; прищуре…ый глаз; выстрога…ая доска; связа…ый пучок; озаре…солнцем; запуще…ый сад; прида…ое невесты.

От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нём стало определяемым словом.

Опубликовать; разрешить, скосить; лишить; выполнить; сократить; разгрузить; сжечь; вымостить; разместить.

Запишите слова в два столбика: с отглагольными прилагательными и причастиями.

Смешанный лес; смешанный с песком цемент; неслыханная дерзость; стриженные под польку волосы; копчёный окорок; покрашенный плохо пол; посажёный отец; кипячёная вода; подмоченный водой батон; писанные людьми законы; печёный торт; лежащий на дороге предмет; неписаный закон; рассеянные дети; виднеющийся где-то вдали; подмоченная репутация.

Источник

И отглагольных прилагательных

НН Н
Если есть приставка, кроме не— (скошенный, но: некошеный). Если при причастии есть зависимые слова (крашенная масляной краской). В отглагольных прилагательных на —ованный, -ёванный (маринованный, корчёванный). Исключения: жёваный, кованый. Если причастие образованно от глагола совершенного вида без приставки (лишенный, купленный). Исключение: раненый, но: израненный. В полных отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида без приставок (+ прист. не-) (кошеный луг, некошеный луг) Если нет зависимых слов (крашеная скамья) Исключения: виданный, деланный, желанный, нежданный, негаданный, слыханный В кратких причастиях (назван, воспитана в лучших традициях)

Слова-исключения выписать в словарь.

Жарить — жареная рыба; рыба пожарена; нежареная рыба; рыба, жаренная хозяйкой.

Закрепление

Задание 1. Упр. 116 (выполняется по цепочке).

Задание 2. Упр. 117 (выполняется на доске одним учеником, остальные в это время работают в тетрадях).

Задание 3. Орфографическая диктовка.

Вязаный свитер; сломанный пенал; мороженая рыба; свежемороженые овощи; выкрашенный пол, организованный вечер, свежезамороженные ягоды; испечённый хлеб; жжёный сахар; хорошо покрашена; квалифицированный работник; масленая сковородка; раненный в руку; раненый зверь; гружёная машина.

— Запишите словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму, выделите условия её выбора.

Задание 4. Упр. 118 (самостоятельно). Учитель проверяет тетради у учащихся, которые первыми выполнили это задание.

Выводы по уроку

— Расскажите о правописании —н— и —нн— в причастиях и отглагольных прилагательных.

Домашнее задание

Выучить правило, упр. 114, *115; выучить исключения.

Урок 35

ТЕМА: Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить знания о правописании одной и двух букв —н-, полученные на предыдущем уроке;

• повторить синтаксический разбор и разбор слов по составу;

• р/р. Вырабатывать навык работы с орфоэпическими нормами.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (по цепочке).

Повторение темы

Ребята рассказывают о правописании н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

В это время один из учеников записывает на доске исключения, взятые по данной теме на прошлом уроке.

— Напишите глаголы, от которых были образованы данные исключения.

— Почему эти слова называются отглагольными прилагательными?

Задание 1. Распределите словосочетания на две колонки: —н— и с —нн-. Обозначьте орфограмму.

Окружённый врагами; аллея усыпана листьями; машины, гружённые товаром; желанный гость; тренированный человек; плетёное кресло; дом построен; прислонённый к стене; решённый вопрос; тучи рассеяны; рассеянный свет; неразобранные вещи; рисунок не раскрашен; не приведён в порядок; незапряжённая лошадь; перчатка связана; вязаная кофта; смышлёный мальчик; выслушанный рассказ; посажёный отец.

— Слова неразобранные и незапряжённая разберите по составу.

Задание 2. На доске записаны слова, расставьте в них ударение.

Понявший — понятый; поднявший — поднятый; начавший — начатый; взят — взята; переведён — переведена; привезён — привезена; нанесён — нанесена; создан — создана.

Задание 3. Запишите предложения.

Рота солдат вышла на мощеную дорогу.

По дороге, мощенной булыжником, шла рота солдат.

— Почему в первом предложении в слове мощеная одна буква -, а во втором предложении в слове мощенная — две? (в первом предложении — прилагательное, образованное от глагола несов. в.; во втором — причастие)

— Выполните синтаксический разбор предложений.

Задание 4. Упр. 123, 125. Выполняются на доске. Три ученика в это время работают по карточкам.

Спишите, вставьте пропущенные —н— или —нн-, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте два предложения и выполните их синтаксический разбор.

Величестве..ая походка; неписа..ый закон; размере..ая жизнь; занавеше..ая шторами; беше..ый нрав; озабоче..ый проблемами; некраше..ое крыльцо; размере..ые движения; соединё..ые канатом; всклокоче..ые волосы; первозда..ые красоты; необыкнове..ый человек; нехоже.. ые тропинки; осмолё..ое крыльцо; назва..ый брат; посажё..ый отец; украше..а резьбой.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните изучаемую орфограмму. С выделенными словосочетаниями составьте предложения и выполните их синтаксический разбор.

Листве..ый голос, замутнё..ая вода; улица дли..а; поноше..ый жилет; прожжё..ая скатерть; неслыха..ая наглость; кваше..ая капуста; огород засея..; жаре..ая рыба; писа..ые людьми законы; избалова..ый ребёнок; потуше..ый костёр; ране..ый в бою; защище..а от пыли; заброше..ый дом; прищуре..ый глаз; выстрога..ая доска; связа..ый пучок; озаре.. солнцем; запуще..ый сад; прида..ое невесты.

От данных глаголов образуйте полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, составьте с каждым причастием такое словосочетание, чтобы причастие в нем стало определяемым словом.

Опубликовать, разрешить, скосить, лишить, выполнить, сократить, разгрузить, сжечь, вымостить, разместить.

Выводы по уроку

— Сколько — пишется в полных страдательных причастиях? А в кратких?

— Сколько —н— нужно писать в отглагольных прилагательных на — ованный, -ёванный?

— Сколько —н— пишется в прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов? А от приставочных?

Домашнее задание

Повторить правила на стр. 56, 58; упр. 128.

Урок 36

ТЕМА: Формирование орфографических умений и навыков (урок-игра).

ЦЕЛИ УРОКА:

• закрепить полученные знания по теме «Причастие»;

• повторить действительные и страдательные причастия и их правописание;

• заинтересовать ребят уроками русского языка, вызвать интерес к теме «Причастие»;

• р/р. Провести работу по обогащению словарного запаса учащихся.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Проведение игры

— Ребята мы собрались сегодня с вами здесь, чтобы провести соревнование между командами.

Цель нашего урока: повторить действительные и страдательные причастия и их правописание.

Класс делится на три команды.

Задание 1. Напишите интересный рассказ об одном из участников игры, используя при этом как можно больше причастий. Имя и фамилия участника не указывается. Класс должен угадать, о ком идёт речь.

Задание 2. Составьте слова по схеме. Надо прочитать и записать как можно больше слов. Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний, (главное слово — причастие). Укажите определяемое слово, выделите формообразующий суффикс.

(Материал взят из книги А.В. Поляковой «Превращение слов», М., «Просвещение», 1991)

Задание 3. Учитель раздаёт карточки с точками вместо букв. Восстановите слова.

Карточка для первой команды

Ответы: стриженная, взволнованное, прочитанная, выкопанная, сложенный, подобранная.

Карточка для второй команды

Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выполненный, оказанный.

Карточка для третьей команды

Ответы: усыпанный, освещённый, вычищенный, разбросанный, сложенный.

Задание 4. Образуйте все формы причастий от глаголов везти, стричь, хранить.

Задание 5. Составьте рассказ на одну букву (букву п). Причастия подчеркните. В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию. Например, Принесённому письму порадовалась Полина.

Задание 6. Соедините части слов так, чтобы получились новые, над ними надпишите: действительное или страдательное.

Воз, рас, зна, сши, ко, кло, лож, стил, коч, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, ие, е.

Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-ие-ся, зва-ны-е, сши-ты, ко-лебле-мо-го, кло-коч-ущ-ему.

Задание 7. Подберите как можно больше причастий с различными формообразующими суффиксами по одной выбранной вами теме, например, теме «Школа». Все составленные вами причастия будут отражать само название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова. Составьте с этими словами словосочетания.

Выводы по уроку

Подведение итогов игры, объявление победителя.

Домашнее задание

*Урок 36

ТЕМА: Отличие причастий от отглагольных прилагательных.

ЦЕЛИ УРОКА:

• выработать умение различать причастия и отглагольные прилагательные;

• продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;

• р/р. Повторить лексическое значение слов, фразеологические обороты;

• выполнить различные виды разборов.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Проверка домашнего задания

— Прочитайте, определите тип и стиль текста.

— Какие чувства вызывают у героя повести воспоминания о классной комнате?

— Выделите ключевые слова в тексте.

— Какие средства использует автор для связи предложений?

— К выделенному слову подберите синонимы, антоним.

— Устно проверьте орфограммы.

Повторение

От прилагательного синий образуйте все возможные существительные, прилагательные, глаголы, причастия (синь, синька, синева, синить, синеть, синюшный, синеющий, синевший, подсиненный. ).

— В слове подсиненный поставьте ударение.

— Объясните значение слова синюшный.

— Выделите морфемы во всех образованных словах.

— От какой части речи образуются причастия?

— Как вы понимаете фразеологизм синяя птица? (символ счастья)

— К книжному или к разговорному стилю можно отнести это словосочетание?

— Что изменится, если это словосочетание, поставить его в форму множественного числа? (Не будет фразеологизмом)

— Что, по-вашему, счастье?

— В каком произведении и какого бельгийского писателя рассказывается о безрезультатных поисках счастья?

— Придумайте предложение с фразеологизмом синяя птица.

Новая тема

Запись предложения для синтаксического разбора.

Он давным-давно стал для меня названым братом.

Ваня, названный в честь деда, был похож на Ивана Сергеевича как две капли воды.

— Какой частью речи, на ваш взгляд, является слово названый в предложениях?

— Почему эти слова пишутся по-разному?

— Можно ли подобрать синоним к слову названый в первом предложении? А во втором?

— Расскажите о правописании одной и двух букв —н— в причастиях и отглагольных прилагательных.

— В чём же отличие причастий от отглагольных прилагательных?

Различие отглагольных прилагательных от причастий

ПРИЧАСТИЕ ОТГЛАГОЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1. Значение прямое. 2. Имеет при себе зависимое слово. 3. Сочетается с сущ. в тв. п. 1. Значение переносное. 2. Нет зависимого слова. 3. Не сочетается с сущ. в тв. п.

Общее в отглагольных прилагательных и причастиях

1. Есть краткая и полная форма.

2. Образованы от глагола.

Высушенное на солнце бельё. Сушёные грибы.

Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания в два столбика: с отглагольными прилагательными и с причастиями.

Смешанный лес; смешанный с песком цемент; неслыханная дерзость, стриженные под польку волосы; копчёный окорок; покрашенный плохо пол; посажёный отец; кипяченая вода; подмоченный водой батон; писанные людьми законы; печёный торт; лежащий на дороге предмет; неписаный закон; рассеянные дети; виднеющийся где-то вдали; подмоченная репутация.

— Объясните последнее словосочетание.

Задание 2. Образуйте от данных глаголов словосочетания с отглагольными прилагательными и с причастиями.

Печь, вязать, назвать, красить, гореть, усилить.

Задание 3. Найдите ошибки в словах, записанных на доске. Обоснуйте свой выбор.

Неприкаянный человек; заколоченые окна; туманый день; сушенный на солнце лук; посажёный отец; заостреный наконечник; стёганное одеяло; серебрянные ложки; несмышлённый малый; лакированый стол; жертвеный огонь; пряный запах; унижен людьми; патентованный препарат.

— Как вы понимаете слово патентованный?

Задание 4. Перед вами текст с ошибками (распечатанный текст должен л е ж а т ь на каждой парте).

За условленное время найдите орфографические и пунктуационные ошибки. Подсчитайте их количество.

Текст не списывайте.

Выпишите словосочетания: причастие + существительное.

Определите причастия: действительные или страдательные?

Найдите в тексте словарные слова.

Дворець был из светложолтова блестащева камня с большими мраморными лесницами; одна из них спускалась прямо к морю. Виликолепные позолоченые купола высились нал крышей а между колонами акружавшыми здании стояли мраморные статуи совсем как жывые люди. Сквось высокие зеркальные окна веднелись раскошные покои; всюду весели дорогие шолковые занавеси были разосланны кавры а стены украшали большие картины. Загляденье, да и только. Посреди самой большой залы журчал фантан; струи вады били высако-высако под стекляный купол потолка черес каторый воду и диковеный растения росшые по краям басейна озаряло солнце.

Выводы по уроку

— В чем отличие отглагольных прилагательных от причастий?

Домашнее задание

Урок 37

ТЕМА: Контрольный диктант.

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить знания, полученные по теме «Причастие»;

• повторить различные виды разборов;

• продолжить работу по овладению учащимися орфографическими навыками.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Диктант

Тропинки

Тропинки — это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где трудно. Где идут по одному. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тропинки — это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света.

Тропинки — это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.

Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Их начинают обживать сердитые шмели и любопытные муравьи. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинкой устраивают гнёзда птички.

Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.

(Безударные гласные в корне слова; правописание —чк-, —чн-; одна и две буквы —н-; в суффиксах причастий и прилагательных; не с прилагательными; тире между подлежащим и сказуемым; занятая при однородных членах предложения, знаки препинания в сложном предложении.)

Дополнительные задания

1. Произведите синтаксический разбор предложений:

1 вариант — первое предложение;

2 вариант — первое предложение второго абзаца.

2. Выпишите из текста причастия, определите их глагольные признаки, признаки прилагательных:

1 вариант — действительные причастия;

2 вариант — страдательные.

3. Выпишите из текста следующие глаголы:

1 вариант — вызывают;

2 вариант — остаётся.

Подберите к этим глаголам видовую пару и все формы причастий; формообразующие суффиксы выделите.

*4. Графически объясните (в виде схемы) постановку знаков в последнем предложении.

*5. Выполните словообразовательный разбор существительного первопроходцы.

Домашнее задание

Повторить сведения о стилях, типах текста.

Урок 38

ТЕМА: Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

ЦЕЛИ УРОКА:

• провести работу с текстом на определение типа, стиля, способа связи предложений и т.д.;

• провести работу над ошибками, допущенными в тексте;

• р/р. *Составить текст, используя опорные слова.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 707 ;

Источник

Читайте также:  Подберите к существительным прилагательные алоэ