Меню

словосочетание глагол плюс существительное в дательном падеже



Примеры словосочетаний «глагол+существительное»

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся пла­то;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с зав­ка­фед­рой.

Источник

склонение словосочетаний онлайн

Склонение

Термин «падеж» называет грамматическую категорию изменяемых слов русского языка. В русском языке существуют как изменяемые, так и неизменяемые слова. У изменяемых слов, принадлежащих к именам существительным, прилагательным, числительным и местоимениям, можно указать форму слова, которая соответствует определенному падежу.

Падеж — это словоизменительная грамматическая категория имен существительных, выражающая отношения обозначенного существительным предмета к другим предметам, действиям, явлениям.

Существительное

Кому? Чему? – эти вопросы характерны для существительных в дательном падеже. В данной статье можно узнать, каково значение дательного падежа, познакомиться со способами его определения. Примечательно, что в русском языке дательный падеж может употребляться не только при существительных, но при глаголах.

Таблица падежей ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ Именительный (есть) кто? что? — Родительный (нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме Дательный (дать) кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно Винительный (вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во Творительный (доволен) кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед Предложный (думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Читайте также:  напиши ответы на вопросы как ты напишешь имена существительные

Таблица падежей

с, у, от, до,
из, без, для,
вокруг, около,
возле, кроме

к, по, благодаря,
вопреки, согласно

под, за, про,
через, в, на, во

с, со, за,
над, под,
между, перед

в, о, об,
на, при, по

Именительный падеж
употребляется для наименования предметов.

Родительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? чего?

Дательный падеж
существительного отвечает на вопросы: кому? чему?

Винительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кого? что?

Творительный падеж
существительного отвечает на вопросы: кем? чем?

Предложный падеж
существительного отвечает на вопросы: о ком? о чём?

ед. число мн.число
ИП (Кто? Что?) дом дома
РП (Кого? Чего?) дома домов
ДП (Кому? Чему?) дому домам
ВП (Кого? Что?) дом дома
ТП (Кем? Чем?) домом домами
ПП (О ком? О чем?) доме домах

Склонение прилагательных в русском языке

Падежная форма прилагательного зависит от падежной формы существительного, к которому оно относится. У прилагательных различают три типа склонения в зависимости от характера основы: твердое (огромный, огромного, огромному. ), мягкое (внутренний, внутреннего, внутреннему. ) и смешанное (легкий, легкого, легкому. ).

Единственное число,
мужской род
Именительный падеж (Какой?)
Родительный падеж (Какого?)
Дательный падеж (Какому?)
Винительный падеж, неодуш. (Какой?)
Винительный падеж, одуш. (Какого?)
Творительный падеж (Каким?)
Предложный падеж (О каком?)

Единственное число,
женский род

Именительный падеж (Какая?) Родительный падеж (Какой?) Дательный падеж (Какой?) Винительный падеж, неодуш. (Какую?) Винительный падеж, одуш. (Какую?) Творительный падеж (Какой?) Предложный падеж (О какой?)
Единственное число,
средний род
Именительный падеж (Какое?)
Родительный падеж (Какого?)
Дательный падеж (Какому?)
Винительный падеж, неодуш. (Какое?)
Винительный падеж, одуш. (Какое?)
Творительный падеж (Каким?)
Предложный падеж (О каком?)
Множественное число
Именительный падеж (Какие?)
Родительный падеж (Каких?)
Дательный падеж (Каким?)
Винительный падеж, неодуш. (Какие?)
Винительный падеж, одуш. (Каких?
Творительный падеж (Какими?)
Предложный падеж (О каких?)

Определение Паде́ж в языках флективного (синтетического) или агглютинативного строя — словоизменительная грамматическая категория именных и местоимённых частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении. С помощью форм слова связываются друг с другом в определенное сообщение, формируют законченную мысль. Сравните: клен, осень, багряный, окно, мой, ранний. Ранней осенью в моё окно машет багряной макушкой клен. В первой строке записан обычный перечень слов, не связанных друг с другом. Вторая строка с помощью формоизменения слов (падежей) представляет собой предложение, в котором содержится сообщение, законченная мысль. В русском языке различают шесть падежей, которые представлены ниже в таблице с вопросами и предлогами.

Читайте также:  от данных имен прилагательных образовать существительные известный

Источник

существительное, глагол (примеры словосочетаний)

1 ответ

Примеры словосочетаний существительное +глагол:

  • Читать книгу.
  • Гладить утюгом.
  • Декламировать стих.
  • Радоваться жизни.
  • Любить ребенка.
  • Поймать рыбу.
  • Накормить гостей.
  • Станцевать румбу.
  • Закрыть дверь.
  • Сложить паззлы.
  • Заплести косы.
  • Завесить шторы.
  • Помыть посуду.
  • Поцеловать маму.

Оценка: 3.8 ( 10 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Александр С 844
  2. 2. Игорь Проскуренко 344
  3. 3. Angel 243
  4. 4. Ариана Мяу 217
  5. 5. Кирилл Скляревский 213
  6. 6. Ксения Киселёва 194
  7. 7. Дарья Завгородняя 177
  8. 8. Лев Тарасов 151
  9. 9. Ilya ivanov 144
  10. 10. Кристина Токарева 136
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Игорь Проскуренко 16,165
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Какие есть примеры словосочетаний глагол + сущ-ное в косвенном падеже?

Какие есть примеры словосочетаний глагол + существительное в косвенном падеже?

Нужные вам словосочетания, представляют из себя слияние глаголов и существительных в виде словосочетаний, которые по своей падежной принадлежности, стояли бы во всех падежах, кроме именительного, так как все они считаются косвенными.

Рассмотрим конкретные примеры таких сочетаний с их падежной принадлежность в частности.

В Винительном Падеже — Смотреть на картину; Залезть на горку.

В Родительном Падеже — Стоять у окна; Сидеть возле дома.

В Дательном Падеже — Бегать по полю; Плыть по реке.

В Творительном Падеже — Напоить чаем; Рисовать карандашом.

В Предложном Падеже — Думать о деле; Заботиться о близких.

Сначала определим, какие падежи считаются косвенными. Это родительный, дательный, винительный, творительный и предложный, то есть все падежи за исключением первого — именительного.

А теперь приведем примеры словосочетании глагола с сущ. в косвенном падеже:

глагол + сущ. в родительном падеже:

отвечать у доски, висеть около дома, забыть друга,

глагол + сущ. в дательном падеже:

позвонить бабушке, дать собаке, помочь соседке,

глагол + сущ. в винительном падеже:

забыть книгу, найти кошелек, потерять ключи, вызвать скорую, перейти улицу,

глагол + сущ. в творительном падеже:

гордится президентом, любоваться девушкой, взбить миксером,

глагол + сущ. в предложном падеже:

мечтать о машине, думать о празднике, встретиться в лесу.

Согласно русскому синтаксису многие глаголы управляют существительными в винительном или родительном падеже без предлога. Эти глаголы являются переходными, например:

увидеть фильм, сестру, бабушку, подругу, дом, картину, солнце, радугу;

прочитать/читать/перечитать книгу, заметку, статью, роман, повесть, стихотворение;

Читайте также:  кот василий за обедом съел котлету и пирог одушевленные существительные

собрать грибов, груш, яблок, помидоров, моркови, чеснока, лука, салата.

А вот примеры непереходных глаголов, управляющих всеми остальными формами падежей существительных, и винительным с предлогом в том числе:

лечь на спину, налить в стакан, присесть на крылечко, залезть на крышу, пройти сквозь пламя, переступить через порог;

глагол + существительное в родительном падеже с предлогом:

стоять у крыльца, сидеть возле камина, рисовать у стены, пройти мимо театра;

глагол + существительное в дательном падеже;

подарить ребенку, передать маме, идти по дороге, бегать по лугу;

глагол + существительное в форме творительного падежа:

накормить хлебом, напоить водой, угостить пиццей, пройти между домами, сложить конвертом, петь фальцетом, падать хлопьями, рисовать мелом;

глагол + существительное в форме предложного падежа:

заботиться о детях, думать о работе, рисовать на бумаге, заблудиться в лесу.

Увидеть (кого? что?) друга, НЛО. Подарить (кому?) маме, сочувствовать (чему?) чужому горю. Работать (кем? чем?) инженером, молотком. Рассказывать (о ком? о чем?) о дедушке, об увлечении. Придираться (к чему?) к словам.

Гуляю в парке, рассказывали о путешествиях, подарили книгу, объясняли на примере, пройдут по дороге, привествовать друга, радуются успехам, восклицать от радости, делиться новостями, играть на пианино, читать классику.

Сосать лапу, слушать маму, играть гимн. И это только в винительном.

висеть около дома, забыть книгу, забыть друга, встретиться в лесу, вызвать скорую, позвонить бабушке, дать собаке, помочь соседке, найти кошелек, потерять ключи, любоваться девушкой, перейти улицу, гордится президентом

Если нужно подобрать словосочетание по схеме «глагол + существительное в косвенном падеже, то примерами будут такие:

  • взять у друга, прополоть грядки.
  • подарить товарищу, подойти к остановке.
  • владеть имуществом, подстричь ножницами, сидеть за партой.
  • писать о маме, кататься на велосипеде.

Косвенными являются все пять падежей, исключая именительный.

Поэтому приводим примеры словосочетаний — глагол + существительное (в родительном, дательном, винительном, творительном или же предложном падежах):

  • Пить воду;
  • Играть с собачкой;
  • Кривить душой;
  • Есть мясо;
  • Бежать к маме;
  • Подбросить малыша;
  • Ходить в школу;
  • Увидеть луну;
  • Стоять на площади;
  • Сесть за стол;
  • Идти за хлебом.

Словосочетания, в которых сочетается глагол и существительное в косвенном падеже, называется словосочетанием с подчинительной связью управлением.

Примеры управления: смотреть в окно (в В.п.), рисовать акварелями (в Т.п.), думать о море (о П.п.).

Такие словосочетания составить несложно.

От нас требуется составить ряд словосочетаний по такой конструкции как глагол плюс существительное, стоящее в косвенном падеже. Итак:

1) Смотреть на папу (винительный);

2) Думаю о Кате (предложный);

3) Собрать руками (творительный);

4) Плыву по морю (дательный).

Примеры словосочетаний глагол + существительное в косвенном падеже

глагол + существительное в дательном падеже: позвонить маме, дать другу, помочь бабушке,

глагол + существительное в родительном падеже: отвечать у доски, висеть около домика, забыть подругу,

глагол + существительное в творительном падеже: гордится начальником, любоваться женщиной, взбить миксером,

глагол + существительное в предложном падеже: мечтать о подарке, думать о событии, встретиться в парке.

глагол + существительное в винительном падеже: забыть кошелек, найти ручку, потерять ключи, вызвать такси, перейти улицу.

Источник

Словосочетание глагол плюс существительное в дательном падеже



существительное, глагол (примеры словосочетаний)

1 ответ

Примеры словосочетаний существительное +глагол:

  • Читать книгу.
  • Гладить утюгом.
  • Декламировать стих.
  • Радоваться жизни.
  • Любить ребенка.
  • Поймать рыбу.
  • Накормить гостей.
  • Станцевать румбу.
  • Закрыть дверь.
  • Сложить паззлы.
  • Заплести косы.
  • Завесить шторы.
  • Помыть посуду.
  • Поцеловать маму.

Оценка: 3.8 ( 10 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Александр ACDC 310
  2. 2. Игорь Проскуренко 224
  3. 3. Ilya ivanov 182
  4. 4. Ирина Еренских 168
  5. 5. gagoc 59438 164
  6. 6. Андрей Юшин 125
  7. 7. Лакрес Розени 124
  8. 8. Даниил Селицкий 106
  9. 9. Юлия Горяйнова 104
  10. 10. Милана Левицкая 96
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Игорь Проскуренко 16,344
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Примеры словосочетаний «глагол+существительное»

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся пла­то;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с зав­ка­фед­рой.

Источник

Читайте также:  предлог пишется раздельно с существительными

Составь и запиши словосочетания глагол плюс существительное с предлогом укажи падеж существительных

Ответ или решение 2

Существительное и глагол. Падежи существительных и предлоги при них

Глагол и существительное — части речи в русском языке.

Глагол обозначает действие предмета, а существительное — предмет.

Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать?, а существительное — кто? что?

Вспомним падежи и вопросы на которые они отвечают. Их шесть:

  • именительный (кто? что?) не употребляется с предлогом;
  • родительный (кого? чего?) может употребляться с предлогами: от, до, из, без, около и др.;
  • дательный (кому? чему?) может употребляться с предлогами: к, по;
  • винительный (кто? что?) может употребляться с предлогами: в, во, на, за и др.;
  • творительный (кем? чем?) может употребляться с предлогами: с, за, под, над и др.;
  • предложный (о ком? о чём?)может употребляться с предлогами: о, об, в, на, при.

Следует помнить, что правильно заданный вопрос поможет определить падеж наиболее точно и не ошибиться. Словосочетание не должно быть набором бессвязных слов. Глаголы и существительные изменяются по смыслу словосочетания, так как словосочетание — это два или более слов связанные по смыслу, не являющиеся основой предложения.

Составление словосочетаний существительное с предлогом + глагол. Определение падежа существительных

Составим словосочетания и определим их падеж:

  • поехать (к кому?) к бабушке — дательный падеж;
  • гулять (около чего?) около дома — родительный падеж;
  • пролетать (над чем?) над городом — творительный падеж;
  • вспоминать (о ком?) о друзьях — предложный падеж;
  • размышлять (над чем?) над существованием — творительный падеж;
  • задыхаться (без чего?) без воздуха — родительный падеж;
  • идти (по чему?) по шпалам — дательный падеж;
  • мечтать (о чём?) о будущем — предложный падеж;
  • повиноваться (по чему?) по приказу — дательный падеж;
  • закричать (в чём?) в лесу — винительный падеж;
  • вернуться (за чем?) за ключами — творительный падеж;
  • действовать (по чему?) по инструкции — дательный падеж;
  • объезжать (вокруг чего?) вокруг дома — родительный падеж;
  • посидеть (у чего?) у окна — родительный падеж;
  • поиграть (с кем?) с сестричкой — творительный падеж.
Читайте также:  сложные существительные с глагольным элементом

Источник

Мини-курс
Н и НН в разных частях речи

Запомни!

  • Не кто иной, как.
  • Не что иное, как.
  • Не кто другой, как.
  • Не что другое, как.

Пополнять справочник сайта могут только Преподаватели

Управление. Выбор падежа

Управление — это подчинительная связь, при которой главное слово согласуется с управляемым только в определённой падежной форме (с предлогом или без).

Обычно главное слово — это глагол, согласующийся с существительным: читать книгу, пользоваться компьютером, воздать должное, воздать добром, протравливать семена, восхищаться терпением, отвечать за свою работу.
Иногда допустимо употребление двояких падежных форм: бояться мать (разг., в.п.) и бояться матери (р.п.). Обычно трудности возникают при выборе родительного или винительного падежа, и связано это с беспредложным управлением.
Следует запомнить, что с глаголами достичь, жаждать, добиваться и домогаться существительные согласуются в родительном падеже: достигать целей, добиваться всего, жаждать славы.

При других глаголах, обозначающих стремление к цели, возможно согласование и в родительном, и в винительном падеже: просить денеги (конкретную сумму) — просить денег (просто просить, не важно, сколько), ждать автобуса — ждать автобус, привезти зерно (привезти все, что собрано или куплено) — привезти зерна (привезти какую-то часть урожая), съесть мясо — съесть мяса.

Иногда выбор падежа зависит и от того, одушевленное или неодушевленное существительное согласуется с глаголом: изучать (что?) материалы, изучать (кого?) акул. При этом не стоит забывать, что некоторые виды рыб, моллюсков и ракообразных считаются неодушевленными существительными и их винительный падеж совпадает с именительным: подать сардины, есть устрицы, ставить пиявки, съел три мидии, однако: есть и ловить раков. Микроорганизмы также считаются неодушевленными, поэтому правильно говорить и писать: уничтожать вирусы, изучать бактерии, купить мотыля, вынашивает эмбрион. Эти существительные являются одушевленными только в профессиональном языке биологов. А вот названия реалий, уподобленных живым существам, существительные для названия лиц, изменяются как одушевленные: наряжать куклу, отдать валета, создавать робота, сбросить туза, уволить отдельных лиц, нанять новую бригаду.

Выбор конструкции может зависеть и от стилистики: в отсутствие — в присутствии, между колен — между коленями, между деревьев — между деревьями (предпочтение следует отдавать творительному падежу, употребление родительного считается устаревшей формой), исключая последнюю неделю (но: не исключая премию (премии)). Предлоги согласно и вопреки управляют дательным падежом, согласование с родительным недопустимо.

При затруднениях нужно обращаться к толковым словарям русского языка, словарям трудностей, а также справочнику Д.Э. Розенталя «Управление в русском языке».
Особые трудности возникают при выборе падежа при отрицании.

Читайте также:  какие значения может иметь в русском языке суффикс существительных ин

Итак, родительный падеж необходим, если:

  • в контексте есть слова никто, ничто, ничей, никакой, ни один: никто не дал необходимых разъяснений, ни один ученик не прочитал данной книги;
  • существительное сочетается с глаголом не иметь: твои действия не имеют значения, не имеешь права поступать так;
  • при глаголах восприятия, мысли: не понял вопроса, не заметил ошибки, не знал задания;
  • существительное имеет отвлеченное значение: не испытывает радости, не чувствует боли, не скрывает печали;
  • если перед существительным стоят усилительные частицы и, даже: никто не ссорится, не услышишь даже громкого слова; не удержать и плошки с лекарством;
  • есть повторяющийся союз ни. ни: не выполняет ни заданий, ни упражнений;
  • зависимым словом выступает местоимение: не делает этого, не допущу того;
  • существительное является частью устойчивого словосочетания: не производит впечатления, не приносит ущерба, не вызывает сомнения, не принимает участия, не находит себе места, плетью обуха не перешибёшь и т.п.

Винительный падеж необходим, если:

  • при глаголе два и более зависимых слова: не считаю вариант удачным, не вполне усвоил предмет, не считаю эту практику полезной;
  • отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове: не вполне усвоил математику;
  • существительное относится к инфинитиву, отделенному от глагола с отрицанием другим инфинитивом: он не хочет начинать писать роман;
  • при глаголе кроме данного существительного должно быть еще одно зависимое слово: он не считает историю интересной;
  • в предложении есть местоимения, указывающие на определенность объекта: он не решил эту задачу (ср.: он не решал задач);
  • отрицание стоит после существительного придаточного предложения со словом который: Он не прочитал книгу, которую я ему дал;
  • существительное одушевленное или это имя собственное: уйти, не повидав Леру, не мог;
  • отрицание входит в состав частицы едва не, чуть не, чуть-чуть не: едва не уронил книгу; чуть не потерял билет;
  • употребляются предложения следующего типа: Некому показать работу; негде опубликовать статью;
  • есть некоторые устойчивые сочетания: Не морочь мне голову; Не скаль зубы.

Ошибки часто допускаются и в таких конструкциях, где управляемое слово оказывается в двойной зависимости. Например, в предложении: Я приветствую и восхищаюсь. (эту артистку или этой артисткой?) выбор правильной падежной формы невозможен, так как первый глагол требует винительного падежа, а второй – творительного. Ошибочно само построение такой конструкции. Запомните: если два глагола-сказуемых имеют общее дополнение, то это должны быть глаголы, управляющие одним и тем же падежом. Например: Я вспоминаю и перечитываю эту книгу очень часто. В тех же случаях, когда подобрать глаголы, имеющие одинаковое управление, невозможно, следует избегать общего дополнения: Я приветствую эту артистку и восхищаюсь ею.

Источник