Меню

Словосочетание прил сущ главное слово прилагательное



Связь имен прилагательных с существительными

Обучающие: повторить общие сведения об имени прилагательном, уточнить представление учащихся о зависимости прилагательного от существительного, повторить и антонимы.

Развивающие: развивать умение устанавливать связь слов в предложении, развивать речь учащихся, мышление, память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательную дисциплину на уроке, уважительное отношение друг к другу, любовь и интерес к русскому языку.

Орг. момент. Приветствие.

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сейчас мы будем записывать словарные слова словосочетаниями: прил. + сущ.

Гороховый суп, злая собака, красивое растение, прекрасная картина, теплое молоко, новое пальто.

(Один ученик пишет на доске). Проверка записи на доске и в тетрадях.

Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Что обозначает имя прилагательное?

Ребята, как вы думаете, связано имя прилагательное с именем существительным? ( Да, связано.)

Сообщение темы урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: связь имен прилагательных с именем существительным. Сегодня мы узнаем, как связаны имена прилагательные с именем существительным?

Формирование новых знаний.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим какое слово является главным, а какое зависимым? (Главными словами в словосочетаниях являются существительные, а зависимыми – прилагательные). Прилагательные поясняют, уточняют существительное.

Ребята, давайте в этих словосочетаниях, определим род, число и падеж главного слова — имени существительного.

(Первое словосочетание разбирается устно, коллективно, под руководством учителя.)

Гороховый суп — сущ. – суп м.р., ед. ч. в им. п.

А в каком роде, числе и падеже прилагательное гороховый? Как определить?

Зависимое слово – прилагательное будет стоять в том же роде, числе и падеже, что и сущ. к которому оно относится.

(Один — два ученика у доски разбирают другие словосочетания.)

Открыли учебники на с.156, упр.16.

Ученик читает предложения из упр.16.

Ребята, какие это предложения простые или сложные? Почему?

Распространенные или нераспространенные? Почему?

Давайте распространим эти предложения при помощи прилагательных, однокоренных с существительными холод, зима, север.

Какие предложения более красивые распространенные или нераспространенные?

Давайте запишем распространенные предложения и укажем род, число и падеж существительных и связанных с ними прилагательных.

(Один ученик у доски записывает два предложения, а третье ученики самостоятельно в тетрадях).

А каким членом предложения является прилагательное?

Чтение правила на с.157. Ученик читает правило.

Ребята, что бы легче запомнить это правило, его можно представить в виде схемы:

род, число, падеж род, число, падеж

Давайте попробуем рассказать правило по этой вспомогательной схеме.

(В словосочетании прил. и сущ. прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное к которому оно относится)

Физминутка на внимание.

А теперь поиграем в игру “Угадай предмет по его признакам”.

Один ученик выходит к доске и получает карточку у учителя с изображением животного. Ученик не показывает эту карточку классу, а описывает предмет при помощи только прилагательных. Дети пытаются отгадать что изображено на карточке.

Лиса – рыжая, пушистая, хитрая и т.п.

Медведь – бурый, косолапый, большой и т.п.

Закрепление изученного материала.

Ребята, а теперь посмотрите на эти словосочетания.

Что у них общего?

В каком роде, числе и падеже стоят эти существительные и прилагательные? (В ед.ч., м.р., им.п.).

Читайте также:  Желтая листва разбор прилагательного

Давайте подберем и запишем к данным прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Как называются такие слова? (Антонимы).

Старый человек – молодой

Скучный рассказ – интересный

Бесполезный подарок – ценный

А теперь давайте посмотрим. Что у нас получилось по вертикале?

Ребята, давайте вспомним, как называются слова близкие по значению? (Синонимы)

Для чего нужны синонимы?

Умение употреблять синонимы помогает нам избежать повторов, сделать нашу речь разнообразной, выразительной.

Давайте подберем и запишем синонимы к этим прилагательным:

БОЛЬШОЙ — здоровый, громадный, гигантский, огромный, значительный, астрономический и т.д.

СМЕЛЫЙ — храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, бесстрашный, решительный, героический и т.д.

КРАСИВЫЙ — прекрасный, интересный, хорошенький, очаровательный, привлекательный, миловидный.

О какой части речи мы сегодня говорили?

С какой целью употребляются в речи прилагательные?

С какой частью речи связаны прилагательные?

Как прилагательные связаны с существительными?

Сообщение домашнего задания. Упр.17, с.157 правило.

Источник

Словосочетания глагольные, именные, наречные

Укажем типы сло­во­со­че­та­ний (имен­ные, гла­голь­ные, нареч­ные) в зави­си­мо­сти от того, какой частью речи явля­ет­ся в его соста­ве глав­ное сло­во.

Как и само­сто­я­тель­ное сло­во, сло­во­со­че­та­ние слу­жит сред­ством номи­на­ции, то есть назы­ва­ет, толь­ко более кон­крет­но:

  • пред­мет (пла­тье в полос­ку, дру­же­ское руко­по­жа­тие, час пик);
  • при­знак (очень кра­си­вый, весь­ма при­вле­ка­тель­ный, абсо­лют­но неза­ви­си­мый);
  • дей­ствие (стре­ми­тель­но подой­ти, стре­лять вхо­ло­стую);
  • состо­я­ние (быст­ро рас­цве­тать, лег­ко почув­ство­вать).

В сло­во­со­че­та­нии в каче­стве стерж­не­во­го сло­ва могут высту­пать име­на суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные, место­име­ния, чис­ли­тель­ные, а так­же гла­го­лы и наре­чия. В зави­си­мо­сти от это­го раз­ли­ча­ют гла­голь­ные, имен­ные и нареч­ные сло­во­со­че­та­ния.

Глагольные (главное слово — глагол и глагольные формы)

1. гла­гол + суще­стви­тель­ное (при­ме­ры)

2. с зави­си­мым инфи­ни­ти­вом или дее­при­ча­сти­ем:

3. с зави­си­мым наре­чи­ем:

Именные словосочетания

Субстантивные (главное слово — имя существительное)

1. суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (без пред­ло­га и с пред­ло­гом) (при­ме­ры):

2. суще­стви­тель­ное + при­ла­га­тель­ное:

3. суще­стви­тель­ное + местоимение-прилагательное:

4. суще­стви­тель­ное с зави­си­мым поряд­ко­вым чис­ли­тель­ным:

5. суще­стви­тель­ное с при­ча­сти­ем:

6. суще­стви­тель­ное с наре­чи­ем:

7. суще­стви­тель­ное + гла­гол (инфи­ни­тив) (при­ме­ры):

Адъективные словосочетания, в которых главное слово — имя прилагательное

1. с зави­си­мым име­нем суще­стви­тель­ным:

2. с зави­си­мым место­име­ни­ем:

3. с наре­чи­ем в каче­стве зави­си­мо­го сло­ва:

4. с инфи­ни­ти­вом:

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова

  • двое из лар­ца;
  • трое в лод­ке;
  • семе­ро в штат­ском;
  • пер­вый из сорев­ну­ю­щих­ся;
  • вто­рой на пье­де­ста­ле почё­та;

Словосочетания с местоимением в качестве главного слова

  • каж­дый из нас;
  • мы с дру­зья­ми;
  • они с сосе­дя­ми;

Наречные словосочетания

1. с зави­си­мым наре­чи­ем:

2. с зави­си­мым суще­стви­тель­ным:

Перечисленные типы сло­во­со­че­та­ний мож­но рас­пре­де­лить так­же в три груп­пы сло­во­со­че­та­ний с под­чи­ни­тель­ной свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Источник

Урок русского языка в 4 классе. Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Урок русского языка в 4 классе. Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»

Конспект урока русского языка

Учитель: Разинкова Екатерина Станиславовна

Предметная область: Русский язык 4 кл

Тип урока: урок открытия новых знаний

Читайте также:  К слову тетрадь подберем прилагательное

Тема: Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Цели:– развивается умение выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ. + прил.,

определять морфологические признаки прилагательного.

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Предлагает прочитать девиз урока:

Если спорить – доказательно!

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Какой месяц вы записали. Назовите ещё зимние месяца.

( какая общая орфограмма в этих словах)

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

— А сейчас послушайте стихотворение. Работа над эпиграфом к уроку:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)

Сообщение целей: — Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

1. Языковая разминка.

– Коментированная запись предложения.

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн_м воздух_.

– Что можно сказать о буквах гласных, которые вставили? (Это разные орфограммы.)

– В каких частях слова встретились эти орфограммы?

(В корне: ;

в приставке: ;

в суффиксе: ;

в окончании: )

-Назовите слова, в которых пропущена орфограмма в окончаниях.

-Чем они являются.(словосочетанием)

Что такое словосочетание

2. Морфологический разбор слов.

I вариант: (в) воздухе.

II вариант: (в) морозном (воздухе).

– Какие морфологические признаки у этих слов совпадают? Какие

3. Синтаксический разбор предложения.

– Выпишите словосочетания с вопросами.

Итак, что мы сейчас делали?

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

II. Формулирование проблемы.

– Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы нам нужно ответить? (Как правильно найти словосочетание? Как установить связь между словами в словосочетании?)

III. Открытие новых знаний.

1. Работа в учебнике.

Работа с определением на с. 43-44.

«Тебе уже знаком термин «словосочетание»…».

– Что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически.)

– Назовите ключевые слова. (Главное, зависимое слово.)

– Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов.

Ученики читают и отвечают на вопросы после определения.

Читайте также:  Образуйте краткие формы прилагательных действуйте по образцу

2. – Проверим ещё раз, правильно ли выписаны словосочетания из языковой разминки.

– Какие ошибки допущены? (Неправильно указано главное слово, выписано не словосочетание, вопрос поставлен не от главного слова, подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

– Какие (из выписанных вами в языковой разминке) словосочетания соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

– На доске выписаны словосочетания. Проверьте, какие есть ошибки.

— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 213 – развивается умение составлять словосочетания существительных с прилагательными в заданных формах.

Выполняется на доске (работают 3 человека).

Нельзя словосочетание прекрасная погода поставить во мн.ч. Т.п., так как слово погода употребляется только в форме единственного числа.

Вывод: Имена прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные.

Закрепление изученного материала.

1 пара: бабушка, гуляла, по саду, любовалась, гуляла, моя, вечером, гроздьями.

(моя бабушка, гуляла по саду, любовалась гроздьями, гуляла вечером)

2 пара: сирени, белой, пышными, сирени, тёплым, вечером, гроздьями, гроздьями.

(тёплым вечером, пышными гроздьями, белой сирени, гроздьями сирени)

Тёплым вечером моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени.

2. Упр. 214 – развивается умение находить в тексте словосочетания прил.+ сущ., определять их морфологические признаки.

Вывод: Можно признаки в словосочетании сущ. + прил. записать только один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– Я прочитаю стихотворение о словосочетании.

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот.

Запомни как основу.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

Источник