Меню

словосочетание прилагательное существительное эпитет



Подберите прилагательным высокий глубокий хрустальный пустой такие существительные чтобы эти прилагательные стали художественными

Ответ или решение 2

Для того чтобы прилагательное воспринималось в качестве эпитета, следует придать ему эмоциональную окраску. Например:

* Высокий спектакль, высокий слог;

* Глубокий фильм, глубокий рассказ;

* Хрустальный голос хрустальный взгляд;

* Пустой разговор, пустые сплетни.

Средства художественной выразительности направлены на обогащение литературной речи. Они не только делают язык произведения более насыщенным, но и помогают создать особую образную среду. Одним из наиболее используемых тропов является эпитет.

Специфика эпитета как художественного средства

Большинство источников обозначают эпитет как художественное определение. В связи с этим эпитетами чаще всего являются имена прилагательные. Они должны передавать эмоциональное отношение автора к описываемому предмету, подчёркивать какую-либо особенность объекта или характера человека и т.д.

Обычно в качестве эпитетов используются прилагательные не в прямом, а в переносном значении. Часто бывает, что автор использует слово в несвойственном ему значении, выражая собственное видение предмета (например, у Пастернака используется словосочетание «обугленные груши»). Такие случаи употребления также носят название авторских эпитетов. С их помощью можно легко распознать стиль конкретного писателя или поэта.

Помимо прилагательных, эпитеты в некоторых ситуациях выражаются и другими частями речи:

  • наречиями;
  • числительными;
  • существительными.

Примеры эпитетов в речи

Как мы уже упоминали, эпитетом может стать практически любое прилагательное, однако для этого оно должно быть употреблено в переносном смысле. Рассмотрим, как слова становятся эпитетами на примере предложенных нам слов.

Слово высокий в прямом значении встречается в словосочетании, например, «высокий человек». Здесь оно эпитетом не является. Но выражение «высокий душой человек» уже содержит это прилагательное в качестве эпитета.

Слово «глубокий» в прямом смысле используется в словосочетании «глубокая река». Эпитетов же оно считается, например, в выражении «глубокий взгляд».

Слово «хрустальный» не является эпитетом в сочетании «хрустальный бокал», и считается данным художественным средством в выражении «хрустальный звон».

Слово «пустой» используется в прямом смысле в словосочетании «пустой дом» и является эпитетом в выражении «пустая голова».

Источник

Занятие № 26

Одно из выразительных средств языка, с которым на ГИА(ОГЭ) может встретиться ученик 9 класса, — это ЭПИТЕТ.

Чтобы не спутать эпитет с другим прилагательным – не эпитетом – предлагаем Вам занятие, на котором Вы

  • прочитаете сведения об эпитете (в том числе и для лингвистического сочинения)
  • рассмотрите примеры эпитетов и не эпитетов
  • выпишете из предложений эпитеты
  • выполните тестовые задания

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭПИТЕТЕ

1.Эпитет – художественное (образное) определение (прилагательное), употреблённое в переносном смысле, которое характеризует какое-то явление или предмет. Образное – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее.

Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет. Чаще всего эпитет – прилагательное. Но бывают эпитеты и других частей речи.

Не всякое прилагательное является эпитетом. В строгом значении термина эпитетом является прилагательное в переносном значении. Такие эпитеты называются метафорическими.

По меткому выражению критика XIX века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы».

2. В роли эпитетов чаще всего выступают качественные прилагательные (можно образовать степень сравнения: красивый – красивее, сильный — сильнее)

Относительные прилагательные в прямом значении не бывают эпитетами. Относительные прилагательные — такие, от которых нельзя образовать степень сравнения: железный, деревянный, клюквенный и др.

Но в переносном значении относительное прилагательное может быть эпитетом, например, золотое сердце, золотые руки и др.

Читайте также:  10 имен существительных с безударной гласной корня на тему школа

ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАПИСАТЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ

Эпитеты помогают сделать ярче характеристику предмета.

Эпитеты помогают передать настроение человека.

Эпитеты помогают передать состояние увядания осенней природы.

Эпитет определяет состояние леса после дождя.

Эпитет нужен для создания картины, красоты и гармонии.

ПРИМЕРЫ НЕ ЭПИТЕТОВ И ЭПИТЕТОВ

АЛЛЕЯ прямая ровная берёзовая дубовая тополевая липовая ясеневая

яблоневая кипарисовая тенистая большая главная центральная парковая

АЛЛЕЯ безмолвная молчаливая тихая великолепная величавая грустная

БЕРЕГ высокий вязкий глинистый песчаный гранитный

известковый илистый болотистый скалистый каменистый холмистый гористый горный лесистый луговой морской речной мшистый невысокий низкий обрывистый крутой покатый пологий противоположный

БЕРЕГ загадочный родной безмолвный грустный заветный

БЕРЁЗА карельская карликовая декоративная дикорастущая светолюбивая ветвистая высокая низкая густая малорослая

БЕРЁЗА нарядная плакучая стройная молодая старая юная весёлая

грустная дремлющая задумчивая ласковая милая нежная печальная

робкая светлая унылая целомудренная беззащитная зеленокосая

ВЕСНА холодная тёплая влажная дождливая ненастная поздняя ранняя

ВЕСНА чарующая чудесная лучезарная нарядная многоголосая весёлая

ВЕТЕР северный южный северо-восточный порывистый резкий ровный

штормовой речной тропический приморский арктический береговой

верховой встречный горный долинный

ВЕТЕР ленивый лёгкий неугомонный свободный бодрящий ласковый

ВОДА грязная чистая мутная теплая горячая холодная весенняя болотная водопроводная дождевая кипяченая ключевая морская

мыльная питьевая речная родниковая соленая

ВОДА зеркальная изумрудная кристальная хрустальная волшебная

живая живительная животворная

ВОЗДУХ весенний вечерний горный загородный зимний лесной морской осенний смолистый степной травяной хвойный

ВОЗДУХ ароматный благотворный душистый живительный животворный здоровый упоительный хрустальный целебный

1.В предчувствии грядущего мороза уже поникла юная берёза. (В.Инбер).

2.Земляника лесная – любимая ягода нашего детства.

3.Кедр – одно из самых легендарных растений Сибири.

4.Дед блаженствует. Ходит по берегу…, ласково подставляет голову под горячее крымское солнце. (А.Неверов).

5.На горбатых холмах стояло русское войско. Дмитрий [ Донской ] смотрел с холма на движение татар. (С.Бородин).

6.В книге «Лесная капель» Михаил Пришвин описывает свое путешествие вдоль лесного ручья, встречу с упавшим поперек деревом, как бы пытавшимся остановить течение говорливого ручья. (По В. Осокину).

7.Стихотворение А.С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный» посвящено его ближайшему лицейскому другу – Ивану Пущину.

8.Родная природа привлекала русских поэтов своей скромной простотой. (По В.Коровину).

9.Пришёл суровый февраль. С вьюгами, метелями, морозами. В эту зимнюю пору птицам приходится особенно трудно.

10. Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык. (К.Г.Паустовский).

10) богатый, меткий, могучий, волшебный

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

4) мшистый берег

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное является эпитетом?

В каком словосочетании прилагательное не является эпитетом?

В каком словосочетании нет эпитета.

1) горячие аплодисменты

2) прекрасный аппетит

3) однокоренные слова

4) заветная аллея

В каком словосочетании нет эпитета.

1) тонкий аромат

2) сельскохозяйственные продукты

3) замечательный бал

4) кудрявая берёза

В каком словосочетании есть эпитет.

1) научный стиль речи

2) сонное болото

3) монологическая речь

4) тропические деревья

В каком словосочетании есть эпитет.

1) лингвистические словари

2) многоголосая весна

3) словесное ударение

4) повседневное общение

Читайте также:  образовать формы множественного числа существительных бухгалтер

В каком словосочетании есть эпитет.

1) читательский кругозор

2) весёлый ветер

3) литературная сказка

4) политическая жизнь

В каком словосочетании есть эпитет.

1) национальные парки

2) царственная река

3) небесное тело

4) государственные праздники

Укажите, каким средством речевой выразительности является выделенное слово.

Над родиной, полной покоя, спускается сон золотой. (Н.Рубцов).

Укажите предложение, в котором есть эпитет.

1. Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства.

2. Гора Олимп – древняя гора в Греции.

3. Берёза – милое русское дерево. (Н.Жуков).

Укажите предложение, в котором нет эпитета.

1. Широкоплечие дубы, словно старые ратники, стоят на часах. (А.Марлинский).

2. Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В.Ломоносов.

3. Высокие молчаливые дубы – столетние великаны. (Н.Островский).

Источник

Эпитет

Значение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол.

У термина есть много определений. В широком смысле под эпитетом может пониматься любое слово, которое определяет предмет, придаёт ему характерные черты (используется в прямом значении). Например: синее небо, тёплое утро.

В узком смысле — только то слово, которое используется автором для описания его отношения к предмету, для придания ему красочности, живости, выразительности (как правило, используется в переносном значении). Например: лошадиное здоровье, драгоценный опыт.

Примеры эпитетов:

  • бессмертное знамя;
  • кислое лицо;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • кристально-чистая совесть;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Примеры из литературы

  • «В маленькие окна еле проникал скупой свет зимнего дня» (Н. Атаров);
  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула» (Ф. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. Тургенев).

Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.

«В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами«.

М. Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён. «

Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше «вечерний луч» и «жёлтые листы» также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.

«И тигр суровый
C диким прыжком
Взлетел, опасный,
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно. «.

«Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой.
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой».

М. Лермонтов «Ветка Палестины»

«Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!».

А. Пушкин «Евгений Онегин»

«По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И рёвом скрыпок заглушен
Ревнивый шёпот модных жён».

А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи».

Виды эпитетов:

  • общеязыковые;
  • народно-поэтические;
  • авторские.

Общеязыковые эпитеты

Это эпитеты, которые употребляются уже так часто, что стали устойчивыми выражениями.

Они представляют самую большую группу. Туда входят эпитеты, которые как могут придавать слову особую выразительность, так и быть лишены стилистической окраски.

Эти эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если они используются в переносном значении, мы понимаем, что имеется в виду.

Читайте также:  какие предлоги употребляются с существительными в творительном падеже

Сравните прямое и переносное значение прилагательных-эпитетов:

  • непонятный язык и птичий язык;
  • крупный снег и тихий снег;
  • большая любовь и мученическая любовь;
  • полная тишина и гробовая тишина;
  • быстрая речь и пламенная речь.

Народно-поэтические эпитеты

Эпитеты, которые пришли из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, шелкóвые ресницы, для батюшки-царя, лук дубовый, клёв кровавый, грусть-тоска.

Обычно такие эпитеты представлены краткой формой прилагательного (сине море, чисто поле). Или же происходит перенос ударения (честные гости), либо эпитет стоит после определяемого слова (орешки непростые, скорлупки золотые).

Авторские эпитеты

Их ещё называют редкими. Писатели сами придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. С помощью эпитета автор может выразить своё отношение к предмету.

Например: убийственная тайна (А. Пушкин), маленький характер (А. Герцен), державный шаг (А. Блок), похоронный крик (Н. Некрасов).

«В его больной, издёрганной душе вдруг зажглось нестерпимое желание нежной, благоухающей девической любви».

«В нём жило неподвижное, тёмное раздражение на всех».

Иногда такие эпитеты авторов становятся также оксюморонами. То есть два противоположных понятия употребляются вместе. Например: тоскливая радость (М. Горький), ненавидящая любовь (М. Шолохов).

Узнайте также, что такое Оксюморон.

Другая классификация эпитетов

Разные филологи предлагают свою классификацию эпитетов. Так, выделяются также следующие виды:

  • с прямым значением (бледное лицо);
  • с переносным значением (кудрявый лес);
  • метафорические (тучка золотая,бирюзовые глаза);
  • метонимические (громкий город);
  • постоянные (косолапый мишка, чёрный ворон);
  • оценочные (чудесный вечер);
  • описательные (золотая осень);
  • эмоциональные (унылая пора);
  • простые (парус одинокий);
  • сложные (тюлeвo-лeнтo-кpyжeвнo-цвeтная толпа дам, гpycтнo-cыpaя погода);
  • сквозные (т. е. один и тот же эпитет употребляется с разными определяемыми словами. Например: застенчивый укор/ застенчивых лугов / застенчивая дрожь / застенчивейших рощ).

Что такое постоянный эпитет?

Постоянный эпитет — это выразительное описание (эпитет), которое неизменно связано с изображаемым предметом, образуя постоянно повторяющееся выражение. Например: сахарные уста, синее море, красна девица.

Эпитет и метафора

Метафора предполагает сравнение, причём необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек; волчья хватка.

Эпитет описывает слово, помогает нам нарисовать его воображаемый образ.

Конечно, в русском языке тропы (или те конструкции, которые используются для придания выразительности) часто сочетаются между собой, объединяются. Так, например, существует метафорический эпитет.

Метафорический эпитет

Такой троп, который имеет признаки и метафоры, и эпитета. Предполагает и скрытое, необычное сравнение, и красочное описание слова. Например: каменная весёлость, васильковые очи.

Читайте подробнее про Метафору.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.

Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
  • место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
  • функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
  • принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Сравните относительное прилагательное / эпитет:

  • каменный стол / каменное лицо;
  • золотая медаль / золотой век;
  • спортивный снаряд / спортивная осанка;
  • гусиный пух / гусиный шаг (шаг военных);
  • столетняя война / столетний дед (очень старый человек).

Источник

Словосочетание прилагательное существительное эпитет



урок русского языка «Семантика словосочетаний»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok.docx 22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока в 5 классе «Семантика словосочетаний»

Учитель русского языка и литературы Грузденко Ирина Владимировна

На уроке литературы вы познакомились с понятием «постоянный эпитет». Теперь на уроке русского языка вы узнаете о структуре словосочетаний, содержащих постоянный эпитет, научитесь составлять эти словосочетания и оценивать уместность использования их в тексте.

  1. Давайте внимательно прочитаем два текста

Вопросы к текстам :

— Откуда взяты эти отрывки?

— Чем второй текст отличается от первого?

— Что нового вы узнали из второго текста?

— Какие части речи помогли вам узнать новое о Садко или о городе Новгороде?

— Если отдельно выписать эти прилагательные, можно ли определить, о ком или о чем идет речь?

На уроках русского языка вы познакомились со словосочетаниями, состоящими из прилагательного и существительного, например: зеленая трава, вкусное яблоко, высокий дом и др.

В сказках, былинах и других произведениях фольклора есть особенные прилагательные, которые прикреплены постоянно к одним и тем же существительным.

— Вспомните урок литературы; как называют эти прилагательные? (Постоянные эпитеты)

— Выберите из текста словосочетания, содержащие постоянный эпитет, и распределите их в таблице по значению. (Заполняют таблицу)

— Какую роль играют постоянные эпитеты в сказках. Былинах? (Участвуют в описании героя сказки, его поступков; помогают «раскрасить» сказочные картины природы; определяют наше отношение к герою. Эпитеты украшают сказку. Помогают ее запомнить, сохранить важную особенность сказки – напевность)

— Какой частью речи выражено главное слово в словосочетаниях, содержащих постоянный эпитет? (Существительным)

— Словосочетания, в которых главное слово существительное, называются (именными).

  1. Работа с упражнениями по вариантам

Задание: подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные

1 вариант существительные — молодец, девица, водица;

прилагательные –добрый, студеная, красная

2 вариант существительные – поле, речи, дорога;

прилагательные – сладкие, чистое, дальняя

— Могут ли сочетаться по смыслу слова добрый и девица ? (Да)

— Почему вы не составили из них словосочетание? (Потому что они не согласованы в роде)

— Подходят ли по смыслу слова сладкий и речи ? (Да)

— Можно ли составить словосочетание из этих слов, не изменяя окончания? (Нет)

— Почему? (Потому что словосочетания не согласованы в числе)

— что надо сделать, чтобы соединить слова сладкий и речи ? (Изменить окончание слова сладкий )

— Выполните следующее упражнение, согласуя прилагательные и существительные в роде и числе.

Задание : составьте словосочетания «сущ.+ прил.» , содержащие постоянный эпитет, согласуя прилагательное с существительным в роде и числе.

1 вариант существительные – солнышко, земля, месяц, палаты, слезы;

прилагательные – горький, ясный, царский, красный, сырой

2 вариант существительные – гусли, пир, уста;

прилагательные – сахарный, звонкий, веселый

— Что надо знать, чтобы соединить слова в словосочетания?

— Выпишите из следующих предложений словосочетания, содержащие постоянный эпитет.

Увидала она в окно доброго молодца;

Полюбились ей кудри черные, очи соколиные,

Брови соболиные, ухватки богатырские; зазвала

К себе царевича, расспросила, куда и зачем идет.

(Иван-Царевич и Белый Полянин)

Добрые молодцы входят в избушку — на печи баба-яга

Костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.

— Выделите графически главное и зависимое слово в выписанных словосочетаниях.

— Выделите графически окончания прилагательных в словосочетаниях.

— Определите падеж существительных в словосочетаниях.

— Изменится ли окончание прилагательного, если изменить падеж существительного (главного слова)? (Да)

Задание: переделайте словосочетания «сущ.+ сущ. в родительном падеже» в словосочетание «сущ.+ прил.». Например: двор крестьянина – крестьянский двор.

В словосочетании обозначьте главное и зависимое слово.

Двор боярина — конь царя –

Дочь царя — коса девицы –

Слово князя — сын крестьянина –

Задание : переделайте словосочетание «сущ.+ сущ. с предлогом» в словосочетание «сущ.+ прил.». В словосочетании обозначьте главное и зависимое слово.

Невод из шелка — гости из-за моря —

Стол из дуба — купцы из Новгорода –

Палаты из камня –

— Отличаются ли по смыслу словосочетания, записанные справа, от словосочетаний, записанных слева? В чем заключается разница?

— Помогают ли предлоги связывать слова в словосочетания?

— Какие словосочетания встречаются чаще в фольклоре?

Задание: перепишите предложения. Как вы думаете, почему они соединены попарно?

Вместо точек вставьте словосочетание. При выборе словосочетаний, данных в скобках, вспомните, словосочетание какой структуры используют в сказках?

  1. … Петра звали Алексей. – И пошел… за тридевять земель Елену Прекрасную (Сын царя, царский сын).
  2. Под Москвой до сих пор сохранились деревянные…- Входит царевич в… (Дома купцов, купеческие терема).

— Может ли структура словосочетания влиять на употребление этого словосочетания в тексте? (Да)

  1. Приведите примеры именных словосочетаний.
  2. Как связывается слово в именных словосочетаниях.
  3. Словосочетание какой структуры используют в фольклоре для описания героя, его характера, обстановки?

Сочините небольшой фрагмент сказки, которую можно было озаглавить «Баба-Яга в сказочном лесу», или «В гостях у Елены Прекрасной», или «Бой Ивана-Царевича с Кощеем Бессмертным»

Сценарий урока по теме «Слитные и раздельные написания наречий»

Тема урока: Слитные и раздельные написания наречий

Тип урока : урок закрепления

Вид урока : урок-путешествие в историю моды

Технология : элементы технологии развивающего обучения

Цель : формировать навык правильного написания наречий

Знать : правило написания некоторых наречий; особенности текста-описания и текста-повествования

Уметь : правильно писать наречия; составлять словосочетания с наречиями; определять основные признаки текста, находить элементы описания и повествования в тексте, создавать текст-описание и текст-повествование на заданную тему

Оборудование : карточки, список наречий, иллюстрации

  1. Вступительное слово учителя

Цель: объяснить учащимся цель урока

Цель: проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков

Задания для работы:

— прочитайте текст (один ученик читает);

— докажите, что это текст;

— определите тип речи текста;

— найдите в тексте элементы описания и повествования;

— запишем текст, комментируя орфограммы.

(Один ученик выходит к доске, выписывает орфограммы и объясняет написание).

В наше время никого не удивляет платье (в) обтяжку или рубашку (на) распашку. А в античные времена такие наряды пришлись бы не (по)вкусу, ведь в древности люди предпочитали одежду (по)проще и (по)просторнее.

Нижняя одежда римлянина (туника) сейчас пришлась бы (в)пору обладателям разных размеров (в)силу уникальности покроя. Хотите одеться (по)модному? Возьмите два полотнища, сшейте их (по)бокам, предусмотрительно оставив отверстие для головы. У простых людей туника (за)частую имела только левый рукав. В этом случае полотнища (с) легка прихватывались застежкой (на)плече. (Не)редко тунику украшали вышивкой или каймой. (По)верх туники мужчины надевали тогу.(По И.А. Лисовому, К.А. Ревяко)

  1. Работа с разноуровневыми карточками

Цель: проверить уровень речеведческих и правописных умений и навыков

Учитель предлагает ученикам выбрать уровень сложности для работы с карточками

Раскройте скобки (уровень «3»)

Надеть (с)верху, прикрепить (с)боку, застегнуть (с)лева, вывернуть (на)изнанку, подколоть (с)права, купить (по)дешевке, подложить (с)изнанки, сложить (в)двое, отрезать (по)короче, расположить (по)середине, прострочить (с)верху, украсить (по)низу, пришить крепко(на)крепко, выглядеть (по)домашнему, завязать (по)английски, вышить крест (на)крест.

Представьте, что вам нужно описать костюм. Подберите глаголы к данным наречиям так, чтобы получившиеся словосочетания можно было бы использовать в вашем тексте. Раскройте скобки

(С)верху, (с)боку, (с)лева, (на)изнанку, (с)права, (по)дешевке, (с)изнанки, (в)двое, (по)короче, (по)середине, (с)верху, (по)низу, крепко(на)крепко, (по)домашнему, (по)английски, крест (на)крест.

Для справок: вышить, прикрепить, вывернуть, надеть, украсить, сложить, отрезать, подколоть, застегнуть, купить, подложить, расположить, прострочить, пришить, выглядеть, завязать.

Представьте, что вам нужно описать костюм. Подберите глаголы к данным наречиям так, чтобы получившиеся словосочетания можно было бы использовать в вашем тексте. Раскройте скобки

(С)верху, (с)боку, (с)лева, (на)изнанку, (с)права, (по)дешевке, (с)изнанки, (в)двое, (по)короче, (по)середине, (с)верху, (по)низу, крепко(на)крепко, (по)домашнему, (по)английски, крест (на)крест.

4 . Работа по развитию речи

Цель: формирование умения составлять текст-описание одежды и текст-повествование

Тунику носили древние римляне и греки. А теперь давайте посмотрим на другой вид одежды. Перед вами хламида. Вы видите, насколько она проста. Сейчас вам предстоит оказаться в роли модельера и через 3 минуты представить два минитекста:

Что такое хламида? Как изготовить хламиду?

5 . Подведение итогов ( в игровой форме- аукцион) Кто больше всех назовет наречий, которые можно использовать в текстах об одежде

6. Домашнее задание : создать свои минитексты об одежде описательного и повествовательного характера , повторить слова из рамочек

Источник

Что такое эпитеты и какие они бывают (на примерах из литературы)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Это статья посвящена одному из самых распространенных приемов в литературе, который любой текст делает более ярким и интересным. Речь об эпитетах.

Сегодня вы узнаете ответы на вопросы:

  1. — что это такое
  2. — какие части речи могут выступать в качестве эпитетов
  3. — на какие виды они подразделяются
  4. — и, конечно же, увидите просто море примеров эпитетов из литературы и поэзии.

Что такое эпитет — примеры и определение

Всегда стоит начинать с определения термина, как мне кажется:

Но чтобы лучше объяснить, что это такое, лучше всего сразу привести пример. Вот известное стихотворение Афанасия Фета:

В вечер такой ЗОЛОТИСТЫЙ и ЯСНЫЙ,
В этом дыханье весны ВСЕПОБЕДНОЙ
Не поминай мне, о друг мой ПРЕКРАСНЫЙ,
Ты о любви нашей РОБКОЙ И БЕДНОЙ.

Видите шесть выделенных слов? А теперь представьте себе, как бы выглядело то же четверостишие, но без них:

В вечер такой,
В этом дыханье весны
Не поминай мне, о друг мой,
Ты о любви нашей.

Суть послания не сильно изменилась. Все так же автор грустит о прошедших чувствах. Но ощущения, согласитесь, у нас уже другие. И картина в целом не столь яркая, и глубина чувств уже не та. А все потому, что из текста убраны те самые эпитеты.

Именно эпитеты делают каждый из образов более полным:

  1. вечер ЗОЛОТИСТЫЙ И ЯСНЫЙ – перед глазами сразу возникает картина заката, а на небе ни облачка;
  2. весна ВСЕПОБЕДНАЯ – начало чего-то нового, перемены к лучшему, знак того, что старые разочарования скоро останутся в прошлом;
  3. друг ПРЕКРАСНЫЙ – подчеркивание, что автор сохранил доброе отношение к той, кому адресовано послание;
  4. любовь РОБКАЯ и БЕДНАЯ – понимание, что чувства изначально были обречены на провал в силу каких-то причин, и это делает отношения еще более печальными.

И вот теперь, после такого разбора, надеюсь, определение «эпитета» прозвучит более понятно.

Эпитет — это слово, имеющее древнегреческие корни, которое дословно переводится как «приложение». Его цель – подчеркнуть соседние с ним слова, придать им эмоциональную окраску, усиливать их смысл, подчеркивать образность. Но самое главное – это делать предложение более красивым.

Конструкции эпитетов

Чаще всего в роли эпитетов выступают прилагательные, с помощью которых украшают существительное. Вот самые простые примеры:

  1. глухая ночь – не просто ночь, а очень темная, непроглядная;
  2. черная тоска – максимально печальное состояние;
  3. сахарные уста – губы, которые невозможно не поцеловать;
  4. жаркий поцелуй – поцелуй, полный страсти;
  5. стальные нервы – человека невозможно вывести из равновесия.

Кстати, некоторые ошибочно полагают, что любое прилагательное можно считать эпитетом. Это не так! Все зависит от того, в каком контексте и к какому существительному они относятся, и выполняют ли главную функции – усиление образа.

Посудите сами – разница между выражениями «теплый дом» и «теплое отношение». В первом случае просто констатация факта, что в помещении есть отопление, а во втором подчеркивание, что между людьми хорошие отношения.

Или сравните «красный фломастер» и «красный восход». В обоих случаях речь идет о цвете. Но в первом – это просто констатация факта, а во втором более ярко передается красота момента (что это?) восхода солнца.

Однако в качестве эпитетов могут выступать не только прилагательные, но и другие части речи. Например, наречия:

Трава ВЕСЕЛО цвела. (Тургенев)
И ГОРЬКО жалуюсь, и ГОРЬКО слезы лью. (Пушкин)

Или существительные. Пример:

Ночевала тучка золотая на груди утеса-ВЕЛИКАНА (Лермонтов)
ПРУЖИНА чести, наш кумир. (Пушкин)
Как бы Волга-МАТУШКА до вспять побежала. (Толстой)

Или местоимения, с помощью которых можно придать словам превосходную форму. Например:

А помнишь схватки боевые? Да говорят, ЕЩЕ КАКИЕ! (Лермонтов)

Или причастия и причастные обороты. Пример:

Что если я, завороженный, СОЗНАНЬЯ ОБОРВАВШИЙ НИТЬ… (Блок)
Лист, ЗВЕНЯЩИЙ И ТАНЦУЮЩИЙ В ТИШИНЕ ВЕКОВ. (Краско)

ИГРАЯ В ПРЯТКИ, небо сходит с чердака. (Пастернак)
Как бы РЕЗВЯСЯ И ИГРАЯ, грохочет в небе голубом. (Тютчев)

Видите, эпитетами могут быть абсолютно любые части предложения, за исключением, пожалуй, только глаголов. Но все они служат единой цели – сделать текст более образным и богатым.

Виды эпитетов — украшающие, постоянные, авторские

Несмотря на общие цели все эпитеты можно условно разделить на несколько категорий:

  1. украшающие (их еще называют общеязыковыми);
  2. постоянные (народно-поэтические);
  3. авторские (индивидуальные).

Украшающие эпитеты – это самая большая группа. Сюда относятся любые комбинации, которые описывают характеристики чего-либо. Многие из выражений можно встретить не только в литературных произведениях, мы регулярно используем их в повседневной жизни:

ГРОБОВОЕ молчание, ЛАСКОВОЕ море, СВИНЦОВЫЕ тучи, ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ветер, ТРЕСКУЧИЙ мороз, ГЕНИАЛЬНОЕ решение, ВЕСЕЛЕНЬКАЯ расцветка и многие другие.

К категории постоянных эпитетов относятся словосочетания, которые спустя долгие годы прочно закрепились в сознании людей. Они даже стали частью нашей речи, и по отдельности слова уже не произносятся (или крайне редко):

ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, ЧИСТОЕ поле, ЯСНЫЙ месяц, ЗОЛОТАЯ осень, БЕЛЫ рученьки, ДРЕМУЧИЙ лес, НЕСМЕТНЫЕ богатства и так далее.

Кстати, если заметили, многие из постоянных эпитетов сразу же ассоциируются с фольклором – со сказками (что это такое?) или с песнями. Именно поэтому второе их название – народно-поэтические.

И наконец, есть авторские эпитеты – те, которые принадлежат перу конкретного писателя или поэта. И до него не встречались в литературе. Вот вам примеры:

МАРМЕЛАДНОЕ настроение. (Чехов)
ПРОЗРАЧНОЙ лести ОЖЕРЕЛЬЯ, ЧЕТКИ мудрости ЗЛАТОЙ. (Пушкин)
Лицо ТЫСЯЧЕГЛАЗОВОГО треста. (Маяковский)
ЧУРБАННОЕ равнодушие. (Писарев)

Также с помощью эпитетов авторы могут выразить свое отношение к тому или иному действию или предмету. Например, «сердце – холодная железка» (Маяковский) или «тусклый и бессмысленный свет» (Блок).

Значение эпитетов для литературы и языка в целом

Ни одно литературное произведение не может обойтись без эпитетов (и метафор). Если их не будет, то текст получится сухим и безжизненным, и он точно не сможет увлечь читателя. Поэтому – чем больше их использует автор, тем лучше.

Но и в повседневной своей речи мы не должны забывать о таких приемах. Например, обмениваясь СМС-ками или сообщениями в соцсетях. Ведь на простой вопрос «Как дела?» можно ответить просто «Нормально», а можно и «Нормально, денек был жаркий, но устал как собака».

В первом случае это будет просто сухая информация, а во втором собеседник узнает еще и ваше эмоциональное состояние, что гораздо важнее.

Источник

Читайте также:  10 имен существительных с безударной гласной корня на тему школа