Меню

словосочетание прилагательное существительное со словом бра



Сочетаемость слова «бра»

С прилагательными

С существительными (зависимое слово)

С глаголами (аргумент)

Ассоциации к слову «бра&raquo

Синонимы к слову «бра&raquo

Предложения со словом «бра&raquo

  • Неяркие лампочки со спиралью накаливания помигивают в настенных бра.

Цитаты из русской классики со словом «бра»

  • Роскошные подмосковные палаты туза-миллионера блестели массою зажженных в люстрах, канделябрах и бра восковых свечей.

Значение слова «бра&raquo

БРА , нескл., ср. Настенный светильник. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «бра&raquo

БРА , нескл., ср. Настенный светильник.

Предложения со словом «бра&raquo

Неяркие лампочки со спиралью накаливания помигивают в настенных бра.

Моим глазам предстала комфортабельно обставленная комната, освещённая тёплым светом бра.

За окном стемнело. Я включила бра над столом и приготовилась слушать дальше.

Синонимы к слову «бра&raquo

Ассоциации к слову «бра&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Тест. Культура речи. Морфологические нормы.
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Тестовые задания на повторение морфологических норм. Имя существительное.

Скачать:

Вложение Размер
test.kulturrechi.morfol.normy_.doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты по культуре речи. Морфологические нормы. Имя существительное.

  1. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:
  1. полученный бандероль
  2. молодая картофель

3. больная мозоль

4. яичная шампунь

2…Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с существительным:

  1. концертная рояль
  2. свежий овощ
  3. красивая тюль
  4. вкусный фасоль

3…Из перечисленных слов: а) бродяга, б) бедняга, в) симпатяга, г) дворняга — к именам существительным общего рода относятся:

4. Из перечисленных отрицательных оценочных наименований людей: а) шляпа, б) змея, в) лиса, г) соня – к именам существительным общего рода не относятся:

5. Большинство неодушевленных несклоняемых существительных имеют род:

1. мужской 2. средний 3. женский 4. общий

6. Отметьте словосочетание, в котором прилагательное правильно согласовано с несклоняемым существительным:

1. серьезное жюри 2. красивая бра 3. зеленый такси 4. вкусная какао

7. Укажите существительное среднего рода:

1. маэстро 2. кутюрье 3. коммюнике 4. кофе

8. Выберите существительное мужского рода из перечисленных слов:

1. жалюзи 2. мозоль 3. евро 4. бра

9. Найдите предложение с ошибкой:

1. Интервью с актером близилось к концу

2. Свои знания подросток почерпнул со страниц Псалтыря

3. В универмаге продается красивая тюль

4. Кофе готовился недолго

  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Мы подъехали к многоводному Миссисипи
  2. И на покорный рояль властительно ложились руки
  3. Жаркое солнце смотрит на зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль
  4. Белая клавиша в рояле западала.
  1. Найдите предложение с ошибкой:
  1. Токио встретило нас радушно
  2. Дели утопал в зелени
  3. Туапсе славился как замечательный курорт
  4. Солнечный Сочи будет встречать зимние Олимпийские игры в 2014 году
  1. Родовая принадлежность составных существительных, имеющих в своем составе несклоняемое существительное (кафе-столовая, автомобиль-такси) :
  1. определяется по первому слову
  2. определяется по второму слову
  3. определяется по роду несклоняемого слова
  4. не может быть определена

13. Найдите существительное, имеющее следующую характеристику : ср.род, несклоняемое, неодушевленное, нарицательное, конкретное:

1. кашне 2. пенальти 3. шимпанзе 4. маэстро

14. Из перечисленных слов : а) рельс, б) клавиш, в) студень, г) ставень –к существительным, имеющим параллельные родовые формы, относятся:

1. а, б, г 2. а, в 3. б, в, г 4. а, б

15. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. белила 2. дары 3. сплетни 4. беспорядки

16. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. мысли 2. дворяне 3. перила 4. ссоры

17. Отметьте существительное, которое имеет форму только мн.ч. :

1. недра 2. деревни 3. галактика 4. крестьяне

18. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. листва 2. поэма 3. аптекарь 4. порт

19. Отметьте существительное, которое имеет форму только един.ч. :

1. якорь 2. квартал 3. синева 4. адрес

20. Укажите существительное, которое имеет нормативное окончание –а (я) в И.п. мн.ч.

1. инженер 2. шофер 3. профессор 4. ректор

21. Укажите существительное, которое имеет вариативное окончание в Им.п. мн.ч.:

1. доктор 2. сторож 3. слесарь 4. агрессор

22. Найдите слово с грамматической ошибкой в образовании формы Им.п. мн. Ч. :

1. веера 2. жемчуга 3. паспорта 4. торта

23. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн.ч : а) вафель, б) лимонов, в) ясель, г) ампер – к числу нормативных относятся :

1. а, б, г 2. б, в 3. б, г 4. а, б

24. Из перечисленных форм существительных, сочетающихся со словом ПАРА в Р.п. мн.ч. :а) сапог, б) носок, в) ботинок, г) валенков, — к числу нормативных относятся :

1. а, Б, в, 2. а, в 3.б, в 4. в, г

25. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) помидор, б) яблок

в) абрикосов, г) мандарин – к числу нормативных относятся :

1.в, г 2. б, в 3.б, г 4. а, б

26. Из перечисленных форм существительных в Р.п. мн. Ч. : а) осетин, б)монголов,

в) эллин, г) башкиров – к числу нормативных относятся :

1.а, б, г 2. а, б 3. б, г 4. б, в, г

27. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. нет ананасов 2. нет патиссонов 3.нет армян 4. нет чулков

28. Найдите ошибку в образовании формы Р.п. мн. Ч :

1. несколько грузин 2.несколько серег 3.несколько туфель 4. несколько ясель

29. Форма Тв. П. Одинцовом употребляется при склонении сочетания:

1. село Одинцово 2. Петр Одинцов

30.Выберите правильную форму Им. п ед.ч. слова с суффиксом –ИЩ-, образованного от существительного ПЫЛЬ :

1. пылища 2. пылище

Ответы по культуре речи. Имя существительное.

Источник

Словосочетание

Глава из учебника под редакцией Г.Г. Граник «Русский язык. 8 класс»

§ 1. Виды связи в словосочетании

Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути познания.

1. Объясните, по какому признаку словосочетания разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок в группировке.

Школьная олимпиада,
первый ученик,
уроки риторики,
классическая гимназия,
занимательная лингвистика.

Выучить параграф,
стоять впереди,
выйти из-за парты,
кабинет информатики,
факультатив по химии.

Читать вслух,
сделать точь-в-точь,
обдумывая задание,
желание понять,
шел не торопясь.

2. В словах с непроверяемыми гласными подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три самых трудных, с вашей точки зрения, слова и составьте с ними предложения.

Словосочетаниеэто сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная, указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?) быстро.

Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят, т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу, интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством, интересующийся искусством, интересуясь искусством.

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух, яйцо всмятку, говорил улыбаясь, забыл позвонить.

NB! Запомните!
Не являются словосочетаниями:

1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;

2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;

3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;

4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.

Чтобы вам было легче распознавать виды связи в словосочетании, составим самоинструкцию.

Самоинструкция

Виды связи в словосочетании

1. Определяю, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи
да нет
Определяю, стоит ли зависимое слово в падежной форме 2. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного
да да нет
Вывод: управление Вывод: согласование Вывод: управление
нет
Вывод: примыкание

Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено наречием; 3) между главным и зависимым словом стоит предлог; 4) главное слово, подобно регулировщику на перекрестке, управляет движением транспорта; 5) главное слово – глагол.

1. Запишите словосочетания, группируя их по видам подчинительной связи и подчеркивая орфограммы.

Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по новому учебнику, программа вечера, программное произведение, впоследствии решить, вследствие необдуманного решения, прикованный к скале, идти на компромисс, бескомпромиссный человек, решившись на поступок, говорил рисуясь, преодолевая препятствие, растущий организм, стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.

2. Диктант. Подготовьтесь к записи этих словосочетаний под диктовку.

Согласоувание Управление

Примыкание Главное слово выражено Зависимое слово выражено

В копилку слов: программа, программный, компромисс, бескомпромиссный.

1. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным (теплый день, желание учиться), прилагательным (очень любознательный, бледный от страха) или числительным (три товарища, двое наверху). К глагольным относятся словосочетания с глаголами, причастиями и деепричастиями в роли главного слова (читать книгу, покрасневший от смущения, вспоминая о прошлом). Это самая большая группа среди словосочетаний. У наречных словосочетаний главным словом является наречие (очень весело, незадолго до отъезда).

2. Кроме свободных словосочетаний, выделяют еще цельные словосочетания: пять книг, большинство учеников, один из нас, мы с мамой, девушка с голубыми глазами и т.п.

Цельные словосочетания выступают в предложении как один член предложения: Сережа (ведь нельзя сказать “молчал пять”). Помните об этом, выполняя разбор по членам предложения.

1. Выпишите только цельные словосочетания. Укажите, какие из них имеют значение количества (три друга), избирательности (один из нас), совместимости (мы с Тамарой), портретной детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос). Для остальных словосочетаний назовите вид по главному слову (именное, глагольное или наречное).

Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися лицами, давно известный, человек невысокого роста, каждый из сотрудников, подписаться на журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с карими глазами, свидание наедине, двадцать два ученика.

2. Составьте предложения с 3–4 цельными словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена предложения они выступают.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются, а мечты сбываются? Почему кого-то можно привести в восторг, привести в ярость, в гнев или в уныние, но никак не привести в ликование?

Еще несколько примеров. Человек, с детства владеющий родным языком, никогда не назовет здоровье тяжелым, а болезнь – крепкой; не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие. Во всех этих случаях мы учитываем особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости. Например: коричневые волосы (или глаза), ужасно красивая (или страшно красивая). Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно красивая.)

1. В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.

Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень, оказать заботу.

2. Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение.

Говоря о множестве различных животных, мы используем разные существительные, например: табун лошадей, стадо коров. А как надо сказать, когда речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах, пчелах?

1. Перед вами две группы слов: в первой – слова, которые являются в словосочетании главными, во второй – зависимыми. Соедините слова в словосочетания.

1) Пакет, плитка, вязанка, тюбик, пачка, пучок, банка, палочка, щепотка, горсть.

2) Варенье, орехи, молоко, шоколад, дрова, дрожжи, печенье, морковь, зубная паста, соль.

2. Каким общим смыслом объединены все эти словосочетания?

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.

3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

1. Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что от чего?) звуки от букв. Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Укажите падеж существительного.

1) Предостеречь, предупредить (опасность); 2) удивляться, поражаться (поступок); 3) сосредоточить внимание, обратить внимание (главное); 4) превосходство, преимущество (противник); 5) потерпеть поражение, проиграть (чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7) опираться, базироваться (результаты); 8) командующий, командир (полк); 9) отчитывать, упрекать (недобросовестность); 10) презирать, пренебрегать (опасность).

2. В словах с приставками пред— и пре— подчеркните ошибкоопасные места.

В копилку слов: презирать, пренебрегать, превосходство, преимущество.

§ 2. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово; указать, какими частями речи они выражены; составить схему строения словосочетания.

3. Назвать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).

4. Определить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Образец письменного разбора

И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)

1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;

2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное, упр.

1. Прочитайте предложение.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин)

Увидели ли вы эту картину на своем мысленном экране?

2. В каком значении употребляется слово хор? Подберите синонимы к прилагательному дивный.

3. Выделите в предложении грамматические основы, после этого сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний.

В классе выполняли синтаксический разбор словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в следующей работе.

Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосводе. (М. Лермонтов)

Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;

чудными узорами – прил. + сущ., именное, согл.;

сплетались на небосводе – глаг. + сущ., глагольное, упр.;

сплетались узорами – глаг. + нар., прим.

1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше воображение.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

2. Выпишите по три словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.

3. В каком значении употреблено слово хороводы? А какое значение имеет это же слово у М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?

1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи. Для словосочетаний со связью согласование укажите, в чем согласуются главное и зависимое слово.

В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую, мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые, плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром, (на)встречу северной Авроры.

2. В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.

3. В каком словосочетании по сравнению с пушкинским временем изменилась норма управления?

4. Как называется стилистический прием, при котором в словосочетании или предложении нарушается обычный порядок слов? Приведите примеры.

1. Вспоминаем орфографию. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.

1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной, прежн. подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ.. пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ.. снегом…

2) Написал на обложк.. тетрад. присутствовать на открыти.. выставк. подъехал к башн.. крепост. подошел к крыльцу сторожк. письмо из Астрахан.. для Наталь..

3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему, беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути, веял жаркий (по) летнему день…

4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой, моще..ые улицы…

2. Определите, какие слова в словосочетаниях из четвертого ряда являются главными, а какие зависимыми; укажите виды связи. С причастными оборотами составьте предложения.

3. На основании этого задания сделайте вывод о том, какие орфографические и пунктуационные правила связаны с умением выделять словосочетания из предложения.

§ 3. Словосочетание и прогноз

Способность смотреть вперед – замечательное свойство человека. Вы знаете, что для обозначения этой удивительной способности создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, прогнозирование и др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз (вспомните выражение прогноз погоды). Так, читая предложение, которое начинается словом те, мы предугадываем, что скоро последует которые. Услышав слова для того, мы ожидаем чтобы. Подобные те, для того, там, когда дают нам возможность предвосхитить в какой-то степени и мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда мальчишки, бросив…, мы сразу же догадываемся, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись чем-то другим, произошло что-то третье. В некоторых случаях по уже прочитанным словам можно совершенно точно предсказать следующие. Даже маленькие дети, услышав незаконченные пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают: “в январе”.

Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и синтаксические конструкции. Рассмотрим, как работает прогноз, когда создается словосочетание. Для этого проанализируем несколько примеров.

Возьмем словосочетание со связью согласование. Если в нем есть слово зеленая, то оно обязательно предскажет, что будет и главное слово, выраженное существительным в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, например: лампа, или кофта, или дыня, или букашка… А увидев слово трепещущих, мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится существительное родительного или винительного падежа множественного числа: крыльев, или бабочек, или птиц

Если главное слово обозначить латинской буквой А, а зависимое – буквой В, их взаимоотношения можно представить формулой А

А В
зависимое слово предсказывает главное, и наоборот

А В
зависимое слово предсказывает главное, и наоборот

Согласование Управление Примыкание
Однако прогноз не всегда сбывается в конкретном словосочетании или предложении

Попробуем свои силы в прогнозировании.

Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.

Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды связи в словосочетаниях.

Вот так: спелую – зависимым словом является прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Это связь согласование.

Предскажите смысл и вид связи в словосочетании, если в нем будет одно из следующих слов.

1) Наотрез, 2) претворить, 3) отъявленный, 4) беспрекословно, 5) рассудить.

“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Имейте в виду: это задание также связано с прогнозированием.

Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно, распустившаяся, весь, летним, роза.

Сначала проделаем эту работу вместе.

Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода. В предложении он должен быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа. Такое существительное есть – роза. Получилась грамматическая основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним. Это прилагательное в форме творительного падежа, единственного числа, мужского или среднего рода. Оно предсказывает, что в предложении должно быть существительное с такими же грамматическими признаками. Находим его – утром. К этому же существительному относится и прилагательное летним. Получилось сложное словосочетание ранним летним утром

Дальше продолжайте сами. Запишите получившееся предложение и разберите его по членам.

Предложение записано столбиком, по одному слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой бумаги или линейку), выскажите свои предположения о дальнейшем содержании и структуре предложения, а также о расстановке знаков препинания.

Жеманный – прилагательное в форме именительного падежа единственного числа мужского рода является зависимым словом в словосочетании; жду главного слова с такими же грамматическими признаками. Это слово кот, получилось словосочетание жеманный кот. Жду сказуемое. На печке – предложно-падежная форма, которая должна быть связана с глаголом-сказуемым или деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с зависимым словом на печке образует словосочетание на печке сидя, получился деепричастный оборот; если дальше не будет других зависимых слов, то его надо выделить с обеих сторон запятыми…

Дальше продолжайте сами.

Сделайте пошаговую запись следующих предложений, прогнозируя их дальнейшее содержание, структуру и расставляя знаки препинания. (Действуя так же, как в предыдущем задании, запишите…)

Источник

Читайте также:  сказуемое выраженное существительным в косвенных падежах

Словосочетание прилагательное существительное со словом бра



Сочетаемость слова «бра»

С прилагательными

С существительными (зависимое слово)

С глаголами (аргумент)

Ассоциации к слову «бра&raquo

Синонимы к слову «бра&raquo

Предложения со словом «бра&raquo

  • Неяркие лампочки со спиралью накаливания помигивают в настенных бра.

Цитаты из русской классики со словом «бра»

  • Роскошные подмосковные палаты туза-миллионера блестели массою зажженных в люстрах, канделябрах и бра восковых свечей.

Значение слова «бра&raquo

БРА , нескл., ср. Настенный светильник. (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «бра&raquo

БРА , нескл., ср. Настенный светильник.

Предложения со словом «бра&raquo

Неяркие лампочки со спиралью накаливания помигивают в настенных бра.

Моим глазам предстала комфортабельно обставленная комната, освещённая тёплым светом бра.

За окном стемнело. Я включила бра над столом и приготовилась слушать дальше.

Синонимы к слову «бра&raquo

Ассоциации к слову «бра&raquo

Морфология

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.

Источник

Словосочетание

Глава из учебника под редакцией Г.Г. Граник «Русский язык. 8 класс»

§ 1. Виды связи в словосочетании

Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути познания.

1. Объясните, по какому признаку словосочетания разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок в группировке.

Школьная олимпиада,
первый ученик,
уроки риторики,
классическая гимназия,
занимательная лингвистика.

Выучить параграф,
стоять впереди,
выйти из-за парты,
кабинет информатики,
факультатив по химии.

Читать вслух,
сделать точь-в-точь,
обдумывая задание,
желание понять,
шел не торопясь.

2. В словах с непроверяемыми гласными подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три самых трудных, с вашей точки зрения, слова и составьте с ними предложения.

Словосочетаниеэто сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная, указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?) быстро.

Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят, т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу, интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством, интересующийся искусством, интересуясь искусством.

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух, яйцо всмятку, говорил улыбаясь, забыл позвонить.

NB! Запомните!
Не являются словосочетаниями:

1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;

2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;

3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;

4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.

Чтобы вам было легче распознавать виды связи в словосочетании, составим самоинструкцию.

Самоинструкция

Виды связи в словосочетании

1. Определяю, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи
да нет
Определяю, стоит ли зависимое слово в падежной форме 2. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного
да да нет
Вывод: управление Вывод: согласование Вывод: управление
нет
Вывод: примыкание

Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено наречием; 3) между главным и зависимым словом стоит предлог; 4) главное слово, подобно регулировщику на перекрестке, управляет движением транспорта; 5) главное слово – глагол.

Читайте также:  склонение существительных после числительных правило

1. Запишите словосочетания, группируя их по видам подчинительной связи и подчеркивая орфограммы.

Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по новому учебнику, программа вечера, программное произведение, впоследствии решить, вследствие необдуманного решения, прикованный к скале, идти на компромисс, бескомпромиссный человек, решившись на поступок, говорил рисуясь, преодолевая препятствие, растущий организм, стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.

2. Диктант. Подготовьтесь к записи этих словосочетаний под диктовку.

Согласоувание Управление

Примыкание Главное слово выражено Зависимое слово выражено

В копилку слов: программа, программный, компромисс, бескомпромиссный.

1. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным (теплый день, желание учиться), прилагательным (очень любознательный, бледный от страха) или числительным (три товарища, двое наверху). К глагольным относятся словосочетания с глаголами, причастиями и деепричастиями в роли главного слова (читать книгу, покрасневший от смущения, вспоминая о прошлом). Это самая большая группа среди словосочетаний. У наречных словосочетаний главным словом является наречие (очень весело, незадолго до отъезда).

2. Кроме свободных словосочетаний, выделяют еще цельные словосочетания: пять книг, большинство учеников, один из нас, мы с мамой, девушка с голубыми глазами и т.п.

Цельные словосочетания выступают в предложении как один член предложения: Сережа (ведь нельзя сказать “молчал пять”). Помните об этом, выполняя разбор по членам предложения.

1. Выпишите только цельные словосочетания. Укажите, какие из них имеют значение количества (три друга), избирательности (один из нас), совместимости (мы с Тамарой), портретной детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос). Для остальных словосочетаний назовите вид по главному слову (именное, глагольное или наречное).

Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися лицами, давно известный, человек невысокого роста, каждый из сотрудников, подписаться на журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с карими глазами, свидание наедине, двадцать два ученика.

2. Составьте предложения с 3–4 цельными словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена предложения они выступают.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются, а мечты сбываются? Почему кого-то можно привести в восторг, привести в ярость, в гнев или в уныние, но никак не привести в ликование?

Еще несколько примеров. Человек, с детства владеющий родным языком, никогда не назовет здоровье тяжелым, а болезнь – крепкой; не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие. Во всех этих случаях мы учитываем особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости. Например: коричневые волосы (или глаза), ужасно красивая (или страшно красивая). Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно красивая.)

1. В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.

Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень, оказать заботу.

2. Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение.

Говоря о множестве различных животных, мы используем разные существительные, например: табун лошадей, стадо коров. А как надо сказать, когда речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах, пчелах?

1. Перед вами две группы слов: в первой – слова, которые являются в словосочетании главными, во второй – зависимыми. Соедините слова в словосочетания.

1) Пакет, плитка, вязанка, тюбик, пачка, пучок, банка, палочка, щепотка, горсть.

2) Варенье, орехи, молоко, шоколад, дрова, дрожжи, печенье, морковь, зубная паста, соль.

2. Каким общим смыслом объединены все эти словосочетания?

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.

Читайте также:  слова с приставкой при примеры существительные

3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

1. Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что от чего?) звуки от букв. Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Укажите падеж существительного.

1) Предостеречь, предупредить (опасность); 2) удивляться, поражаться (поступок); 3) сосредоточить внимание, обратить внимание (главное); 4) превосходство, преимущество (противник); 5) потерпеть поражение, проиграть (чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7) опираться, базироваться (результаты); 8) командующий, командир (полк); 9) отчитывать, упрекать (недобросовестность); 10) презирать, пренебрегать (опасность).

2. В словах с приставками пред— и пре— подчеркните ошибкоопасные места.

В копилку слов: презирать, пренебрегать, превосходство, преимущество.

§ 2. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово; указать, какими частями речи они выражены; составить схему строения словосочетания.

3. Назвать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).

4. Определить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Образец письменного разбора

И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)

1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;

2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное, упр.

1. Прочитайте предложение.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин)

Увидели ли вы эту картину на своем мысленном экране?

2. В каком значении употребляется слово хор? Подберите синонимы к прилагательному дивный.

3. Выделите в предложении грамматические основы, после этого сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний.

В классе выполняли синтаксический разбор словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в следующей работе.

Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосводе. (М. Лермонтов)

Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;

чудными узорами – прил. + сущ., именное, согл.;

сплетались на небосводе – глаг. + сущ., глагольное, упр.;

сплетались узорами – глаг. + нар., прим.

1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше воображение.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

2. Выпишите по три словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.

3. В каком значении употреблено слово хороводы? А какое значение имеет это же слово у М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?

1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи. Для словосочетаний со связью согласование укажите, в чем согласуются главное и зависимое слово.

В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую, мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые, плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром, (на)встречу северной Авроры.

2. В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.

3. В каком словосочетании по сравнению с пушкинским временем изменилась норма управления?

4. Как называется стилистический прием, при котором в словосочетании или предложении нарушается обычный порядок слов? Приведите примеры.

1. Вспоминаем орфографию. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.

1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной, прежн. подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ.. пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ.. снегом…

2) Написал на обложк.. тетрад. присутствовать на открыти.. выставк. подъехал к башн.. крепост. подошел к крыльцу сторожк. письмо из Астрахан.. для Наталь..

3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему, беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути, веял жаркий (по) летнему день…

4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой, моще..ые улицы…

2. Определите, какие слова в словосочетаниях из четвертого ряда являются главными, а какие зависимыми; укажите виды связи. С причастными оборотами составьте предложения.

3. На основании этого задания сделайте вывод о том, какие орфографические и пунктуационные правила связаны с умением выделять словосочетания из предложения.

Читайте также:  сильное склонение существительного мужского рода

§ 3. Словосочетание и прогноз

Способность смотреть вперед – замечательное свойство человека. Вы знаете, что для обозначения этой удивительной способности создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, прогнозирование и др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз (вспомните выражение прогноз погоды). Так, читая предложение, которое начинается словом те, мы предугадываем, что скоро последует которые. Услышав слова для того, мы ожидаем чтобы. Подобные те, для того, там, когда дают нам возможность предвосхитить в какой-то степени и мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда мальчишки, бросив…, мы сразу же догадываемся, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись чем-то другим, произошло что-то третье. В некоторых случаях по уже прочитанным словам можно совершенно точно предсказать следующие. Даже маленькие дети, услышав незаконченные пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают: “в январе”.

Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и синтаксические конструкции. Рассмотрим, как работает прогноз, когда создается словосочетание. Для этого проанализируем несколько примеров.

Возьмем словосочетание со связью согласование. Если в нем есть слово зеленая, то оно обязательно предскажет, что будет и главное слово, выраженное существительным в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, например: лампа, или кофта, или дыня, или букашка… А увидев слово трепещущих, мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится существительное родительного или винительного падежа множественного числа: крыльев, или бабочек, или птиц

Если главное слово обозначить латинской буквой А, а зависимое – буквой В, их взаимоотношения можно представить формулой А

А В
зависимое слово предсказывает главное, и наоборот

А В
зависимое слово предсказывает главное, и наоборот

Согласование Управление Примыкание
Однако прогноз не всегда сбывается в конкретном словосочетании или предложении

Попробуем свои силы в прогнозировании.

Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.

Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды связи в словосочетаниях.

Вот так: спелую – зависимым словом является прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Это связь согласование.

Предскажите смысл и вид связи в словосочетании, если в нем будет одно из следующих слов.

1) Наотрез, 2) претворить, 3) отъявленный, 4) беспрекословно, 5) рассудить.

“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Имейте в виду: это задание также связано с прогнозированием.

Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно, распустившаяся, весь, летним, роза.

Сначала проделаем эту работу вместе.

Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода. В предложении он должен быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа. Такое существительное есть – роза. Получилась грамматическая основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним. Это прилагательное в форме творительного падежа, единственного числа, мужского или среднего рода. Оно предсказывает, что в предложении должно быть существительное с такими же грамматическими признаками. Находим его – утром. К этому же существительному относится и прилагательное летним. Получилось сложное словосочетание ранним летним утром

Дальше продолжайте сами. Запишите получившееся предложение и разберите его по членам.

Предложение записано столбиком, по одному слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой бумаги или линейку), выскажите свои предположения о дальнейшем содержании и структуре предложения, а также о расстановке знаков препинания.

Жеманный – прилагательное в форме именительного падежа единственного числа мужского рода является зависимым словом в словосочетании; жду главного слова с такими же грамматическими признаками. Это слово кот, получилось словосочетание жеманный кот. Жду сказуемое. На печке – предложно-падежная форма, которая должна быть связана с глаголом-сказуемым или деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с зависимым словом на печке образует словосочетание на печке сидя, получился деепричастный оборот; если дальше не будет других зависимых слов, то его надо выделить с обеих сторон запятыми…

Дальше продолжайте сами.

Сделайте пошаговую запись следующих предложений, прогнозируя их дальнейшее содержание, структуру и расставляя знаки препинания. (Действуя так же, как в предыдущем задании, запишите…)

Источник