Меню

Словосочетание состоящие из имен прилагательного



Понятие словосочетания, его разновидности, признаки, значение и строение

Что такое словосочетание

Словосочетание представляет собой соединение двух или более знаменательных (самостоятельных) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

В качестве синтаксической единицы, выполняющей функцию коммуникации, данное понятие используется лишь в составе предложения.

Строение

В составе словосочетаний обязательно должно быть минимум два компонента:

  • главное или поясняемое слово – элемент, от которого задается вопрос к другой составляющей (зависимому слову);
  • зависимое слово – это компонент, к которому ставится вопрос от поясняемого элемента.

Схема

Признаки

Словосочетание является языковой единицей и обладает рядом характерных признаков:

  • состоит из двух и больше автономных (самостоятельных) слов;
  • составные компоненты находятся в смысловом единстве;
  • элементы грамматически связаны подчинительной связью.

Правила

В составе словосочетания присутствует главный и зависимый компонент. Главное слово служит названием предметов, действий признаков, зависимое выполняет уточняющую функцию.

Одно словосочетание может выражать одно или два значения, соответственно, в рамках одного словосочетания можно задать один или два вопроса к зависимому слову.

Идти (где?) по парку / идти (по чему?) по парку.

Прилагательное не может быть зависимым в сочетании с главным словом, выраженным глаголом. Глагол в качестве главного элемента словосочетания может соединяться с зависимым словом, выраженным существительным, местоимением, количественным числительным, наречием.

Мечтать об автомобиле, вспоминать о нем, неохотно учиться.

Существительное в виде главного слова в словосочетании может состоять в подчинительной связи с именем существительным, именем прилагательным, причастием, глаголом в форме инфинитив. Нельзя сочетать имя существительное, которое является главным словом, со спрягаемым глаголом.

Бокал вина, промозглая погода, вспыхнувший огонь, пятый год, мечта танцевать.

Главное слово определяет тип словосочетания: именное (первый день, новая квартира, восьмое марта), глагольное (впервые встретились, рано встал), наречное (слишком быстро, очень свежо).

Функции

В русском языке словосочетание выполняет три основные функции:

  1. Является составной частью предложения, служит «строительным материалом» для его построения. Это первичная и основная задача словосочетания.
  2. Используется в качестве названий, заголовков.
  3. Является составным компонентом текста посредством предложения. Эта функция позволяет противопоставлять предложение и словосочетание друг другу.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловой контакт между составляющими словосочетания устанавливается по вопросу от главного к зависимому слову.

Заехать (куда?) во двор, дом (какой?) деревянный, рассуждать (о чем?) о ситуации.

Грамматическая связь может быть выражена в виде окончания, а также окончания и предлога.

Идти в школу, красивые цветы.

Грамматическое значение

Грамматическое значение или синтаксические отношения словосочетания – это отношения между его элементами, определяемые синтаксической связью и рассматриваемые вне конкретного лексического содержания составных частей словосочетания.

Данное явление отражается в вопросе от главного слова к зависимому.

Виды синтаксических отношений:

Определительные или атрибутивные: главный элемент является обозначением предмета, зависимый – его признаком, отвечающим на вопросы какой? / какая? / какое? / какие?

В данном виде словосочетаний главное слово, как правило, выражено существительным. При этом зависимое слово может быть выражено различными частями речи:

  • прилагательным: красивое платье, летний день, звездное небо;
  • причастием: поющая птица, играющий ребенок, решенный вопрос, выученное стихотворение;
  • местоимением: мой дом, любая прихоть, наши дети;
  • порядковым числительным: первый день, пятое число, седьмой этаж;
  • существительным с предлогом или без: пакет яблок, помада мамы, телефон с камерой;
  • наречием: сосед справа, хачапури по-аджарски, яйца вкрутую;
  • глаголом в неопределенной форме: желание выспаться, необходимость отлучиться, возможность отдохнуть.

Объектные: главное слово, выраженное глаголом, означает действие, зависимое, выраженное предложным или беспредложным существительным – объект воздействия или предмет, с помощью которого совершается это действие. К зависимому элементу можно задать вопрос одного из косвенных падежей.

Бояться (чего?) темноты, доверять (кому?) родителям, приобрести (что?) велосипед, рассчитывать (на что?) на помощь, гордиться (чем?) успехами, посоветоваться (с кем?) с другом, грустить (о чем?) о прошлом.

Субъектные: зависимый компонент называет исполнителя действия, обозначаемого главным элементом, а также носителя состояния, которое указано главным словом.

Прибытие поезда, спокойствие пассажиров, готовность блюда.

Обстоятельственные или адвербиальные: основное слово значит действие или признак, а подчиняющийся ему компонент – обстоятельства, при которых это действие или признак осуществляются (место, время, условие, причина и пр.).

Уехать (когда?) поздно, выйти (откуда?) из дома, пригласить (зачем?) поужинать.

Восполняющие или комплетивные: главное слово характеризуется недостаточной информативностью, поэтому зависимое дополняет его по смыслу.

Двенадцать лет, слыть простаком, кипа бумаг.

Бывают ситуации, когда в одном словосочетании встречается объединение нескольких видов смысловых отношений. Это явление называется синкретизмом и наблюдается в словосочетаниях, где главный компонент сочетает в себе признаки разных частей речи.

Читайте также:  Как определять грамматические признаки прилагательного

В словосочетании «уважение к старшим» главное слово «уважение» соотносится с глаголом «уважать», следовательно, является отглагольным существительным. Из этого следует, что в данном примере объединены атрибутивные и объектные синтаксические отношения.

Классификация по типу связи, примеры

Согласование

Согласование – тип подчинительной связи, предполагающий принятие зависимым словом грамматических форм (рода, числа, падежа) главного слова.

При данном виде связи оба компонента словосочетания являются изменяемыми.

Для согласования характерны следующие модели:

  • имя существительное + имя прилагательное: январский мороз, чистая одежда;
  • имя существительное + причастие: заснеженная улица, растрепанные волосы;
  • имя существительное + порядковое числительное: первое место, четырнадцатый ряд;
  • имя существительное + местоимение: твой выбор, этот день, каждый человек.

Также главное слово может быть выражено местоимением.

Управление

Управление – это вид подчинительной связи, подразумевающий употребление зависимого слова в косвенном падеже, требуемом главным словом.

Типы сочетания разных частей речи со связью управления:

  • глагол + имя существительное: вызвать врача, купить билеты, повидаться с друзьями;
  • имя прилагательное + местоимение: необходимый каждому (навык);
  • имя существительное + имя существительное: мэр города, покупка квартиры;
  • наречие + имя существительное: обидно до слез;
  • имя числительное + имя существительное: трое товарищей, пять этажей;
  • деепричастие + имя существительное: отвечая подруге;
  • деепричастие + местоимение: улыбаясь ему.

Примыкание

Подчинительная связь, при которой зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу, называется примыканием.

В качестве главного компонента в словосочетаниях с типом связи «примыкание» могут применяться следующие части речи:

  • глагол;
  • причастие;
  • деепричастие;
  • наречие;
  • имя существительное;
  • имя прилагательное.

Зависимый элемент может быть выражен неизменяемой частью речи:

  • инфинитив;
  • наречие;
  • деепричастие;
  • неизменяемые прилагательные;
  • форма сравнительной степени прилагательного.

Искусство удивлять; разрешил войти; медленно идти; поворот налево; общался улыбаясь.

Классификация по главному слову

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на:

Именные, то есть в качестве главного компонента применяется самостоятельная часть речи:

  • субстантивные (существительное в роли поясняемого слова): успешная постановка;
  • адъективные (имя прилагательное как главный компонент): слегка небрежный;
  • нумерализованные (имя числительное в качестве основного слова): пятый в очереди;
  • местоименные (главное слово – местоимение, чаще всего неопределенное): кто-то из присутствующих.

Глагольные, где поясняемое слово выражено глаголом: спеть песню, весело играть.

Наречные или адвербиальные, в которых главное слово – наречие: высоко в горах, справа от входа.

Сочетания слов, в которых в качестве главного слова выступает категория состояния: мне комфортно, спокойно с тобой.

Классификация по составу (по структуре)

По структуре словосочетания делятся на два вида:

  1. Простые или двучленные, то есть состоящие из двух знаменательных слов: высокая башня, яркое солнце. Кроме того, к данному виду относится объединение знаменательного слова с нечленимым словосочетанием: плащ цвета хаки, поговорить с глазу на глаз. Также простыми считаются сочетания слов с двойным сильным управлением: вернуть книгу владельцу, присвоить квалификацию специалисту.
  2. Сложные или многочленные, в составе которых три и более элемента. Сложные словосочетания образуются от простых. Словесные объединения данного типа могут сочетать в себе разные виды подчинительной связи: долгожданный приезд внука, трижды повторить попытку, устремление спортсмена к победе, порекомендовали поступить на журналиста.

Классификация по степени слитности компонентов

По степени спаянности элементов бывают словосочетания:

  • синтаксически свободные или членимые: каждая составляющая является отдельным членом предложения, выполняет свое значение и имеет структурно оформленный вид: спелая груша, прийти на занятие;
  • синтаксически несвободные или цельные: выступают в предложении как один член, поскольку поясняемое слово не обладает информативной завершенностью и зависимое слово его семантически дополняет.

Для определения цельности словосочетания используют следующий прием. Если словосочетание с одним типом связи можно трансформировать в сочетание с другим типом связи без потери смысла, то оно является синтаксически свободным: стая лебедей – лебединая стая.

Цельные словосочетания в свою очередь делятся на несколько разновидностей:

  1. Количественно-именные, где главное слово представлено именем числительным или словом с числовым значением: три кота, много времени, несколько секунд, сотни фанатов, абсолютное большинство.
  2. Соединения слов, где главный компонент выражен числительным или местоимением, а зависимое – именем существительным с предлогом из: пятеро из класса, что-нибудь из еды.
  3. Словосочетания, состоящие из слов: глаза, нос, лицо, рост, так как эти словоформы необходимо лексически конкретизировать: карие глаза, умное лицо, средний рост.
  4. Словосочетания, состоящие из существительных с предлогами от–до, с–до: от начала до конца, с 1 мая до 1 июня.
  5. Составные сказуемые также являются нечленимыми словосочетаниями: отказался участвовать, решил высказаться, имел удовольствие.
  6. Словосочетания, выраженные метафорами: с улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.
  7. Соединения слов с общим значением совместности, включающие предлог «с»: мы с Тамарой, муж с женой. В этом случае сказуемое, которое относится к данному неделимому словосочетанию, имеет форму множественного числа. Если же сказуемое стоит в единственном числе, то словосочетание является синтаксически свободным.
Читайте также:  Правописание сложных прилагательных схема

В чем отличие предложения от словосочетания

Различие между предложением и словосочетанием заключается в завершенности мысли. Если предложение всегда является законченным по смыслу, то словосочетание – это всего лишь сравнительно незаконченный с точки зрения смысла отрывок предложения.

Пример предложения: На сегодня обещали солнечную погоду.

Пример словосочетания: Ранняя весна.

Как распознать словосочетания в предложении

Как правило, предложение состоит из некоторого количества словосочетаний. Для того чтобы определить их, необходимо действовать по следующему образцу:

  1. Найти грамматическую основу в предложении. Она не будет являться словосочетанием.
  2. Задать вопросы от подлежащего к второстепенным членам предложения. С каждым словом, к которому можно поставить вопрос, подлежащее образует словосочетание.
  3. Найти словосочетания со сказуемым в качестве главного компонента, задав от него вопросы к второстепенным членам предложения.
  4. Определить словосочетания, в которых поясняемым словом выступают второстепенные члены, поставив от каждого вопрос к другим словам в предложении.

Детвора весело играет в песочнице летним днем.

Грамматическая основа: детвора играет.

Словосочетания с подлежащим: нет.

Словосочетания со сказуемым: играет (как?) весело, играет (где?) в песочнице, играет (когда?) днем.

Словосочетания с второстепенными членами: днем (каким?) летним.

Что не является словосочетаниями

К словосочетаниям не относятся следующие комбинации слов:

  1. Грамматическая основа, поскольку подлежащее + сказуемое = предложение: Снег идет. Наступило утро.
  2. Сочетание служебной части речи с самостоятельной: во дворе, напротив магазина, свыше тысячи.
  3. Фразеологизмы и устойчивые выражения: гранит науки, в ногу со временем.
  4. Однородные члены: пять или шесть, мягкий и теплый.

Источник

«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 4 класс

Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в

Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-

ном и зависимом слове в словосочетании ;

— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения

формы имени прилагательного, зависящего от существительного в

— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;

— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;

— воспитание интереса к предмету.

Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический

материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов

о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,

карточки для составления схемы словосочетания.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

1.) — Отгадайте анаграммы.

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)

— Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.

Слово называет предметы, признаки,

действия, но более конкретно

Словосочетание выражает законченную мысль

Предложение называет предмет, признак. грамматическая

действие и т.д. основа

На доске запись:

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.

— Что записано на доске? (Предложение)

— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.

— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.

— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,

а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.

(Проверка: дети читают свои записи)

— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)

— Как вы думаете, почему?

— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)

— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)

— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.

— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?

Закружились в морозном

В морозном воздухе

Закружились в воздухе

( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)

3. Формулирование темы и цели урока.

— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.

— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)

— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.

4. Изучение нового материала.

— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)

— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.

— Откройте учебник на стр. 114.

— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)

— Составьте на доске схему из опорных слов.

главное слово зависимое слово

— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)

Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?

Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?

— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.

— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)

  1. Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)

Кому непонятно задание?

Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.

Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)

Т.п. родным краем (ед.ч.)

В.п. родные края (мн.ч.)

Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.

Запись: В.п. прекрасную погоду

Т.п. прекрасной погодой

Третье словосочетание запишите самостоятельно.

Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)

Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.

  1. — Откройте дидактический материал на стр. 56.

— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)

— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?

— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.

— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.

( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)

— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.

В нём ходят парою слова,

Но неравны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову.

И никогда — наоборот.

Запомни как основу.

— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)

Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут.

ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».

Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК «Планета знаний».

Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче.

Презентация на тему «Что такое словосочетание?».

На уроке применяется технология смешанного обучения в модели «Ротация станций&quot.

Источник