Меню

Сложение слов способ образования слов примеры прилагательных



Образование прилагательных путём сложения

При сложении берутся основы как независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и), так и зависимых друг от друга слов (от одного к другому можно поставить вопрос); при сложении основ зависимых друг от друга слов используется ещё и суффикс:

В прилагательных, образованных сложением, основы обычно присоединяются с помощью соединительных гласных о и е:

1. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, по своему значению подчинённых одно другому; во второй — те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов.

Журнально-газетный, целлюлозно-бумажный, шахматно-шашечные (соревнования), древнерус..кий, рус..ко-француз..кий, нефт..наливной, лев..бережный, ж..лто-красный, сельскохозяйств..ый, народнохозяйств..ый, западн..европейский, чугун..литейный, рабоче-крестьянский, научно-фантастический.

Если прилагательные образованы путём сложения основ слов, одно из которых зависит от другого, такие прилагательные пишутся слитно.

Если прилагательные образованы путём сложения основ независимых друг от друга слов и между ними можно поставить союз и, то такие прилагательные пишутся через дефис.

Прилагательные, обозначающие цвет, пишутся через дефис.

Дефис сохраняется в прилагательных, образованных от существительных, которые пишутся через дефис.

2. Слитно или через дефис?

Образец рассуждения: (Вагоно)ремонтный — это сложное слово, оно образовано из сочетания слов, из которых одно подчинено другому (ремонт вагонов). Значит, это слово нужно писать слитно: вагоноремонтный. (Выпукло)вогнутый — это сложное слово, оно образовано из основ независимых друг от друга, слов выпуклый и вогнутый, между ними можно вставить союз и, значит, это слово надо писать через дефис: выпукло-вогнутый. Обозначьте орфограмму № 41.

(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековый, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный, (юго)восточный, (изжелта)красный, (трёх)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (дву)дольный, (чугуно)литейный.

К какому разряду относятся эти прилагательные?

Составьте словосочетания я прилагательное + существительное».

3. Какие сложные прилагательные могут быть образованы от данных слов? Что они обозначают? Запишите их, обозначьте орфограмму № 41.

Жёлтый, зелёный; белый, синий; красный, белый; светлый, фиолетовый; тёмный, голубой; бледный, синий; яркий, розовый.

4. Образуйте сложные прилагательные из данных слов. Какие из них употребляются? Запишите их.

Образец: бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; белый, розовый, зуб.

5. Выпишите в одну колонку сложные прилагательные, а в другую прилагательные, образованные от сложных существительных. Какие из них вы напишете через дефис и почему?

(Светло)голубой, (багрово)красный, (тёмно)каштановый, (водо)проводный, (сельско)хозяйственный, (серебристо)белый, (иссиня)зелёный, (паро)ходный, (тепло)возный, (верто)лётный, (ледо)кольный.

6. В следующих сочетаниях слов замените выделенные слова прилагательными. Запишите прилагательные вместе с существительными.

Образец: Завод для ремонта судов — судоремонтный завод.

Бумага, чувствительная к свету; дело первой очереди; здание в двенадцать этажей; многоугольник с равными сторонами; рабочая и крестьянская власть; плодовые и ягодные культуры; завод для литья чугуна; женщина с седыми волосами; мужчина с широкими плечами; рабочие фабрик и заводов; требования санитарные и гигиенические; производство писчей бумаги; девушка.

Читайте также:  Богатый это качественное прилагательное или нет

7. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, поставьте пропущенные запятые. Обозначьте орфограмму № 41.

Словари, в которых средствами родного языка об..сняются слова чуж..го языка (и наоборот), называю(т,ть)ся переводными. Они могут быть как (дву)язычными, так и (много)язычными. Например, переводными словарями являю(т,ть)ся (русско)английский словарь (немецко)русский словарь (русско)француз..ий словарь (чеш..ко)русский словарь и другие.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Источник

2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:

сложение производящих слов.

Например: диван-кровать ← диван, кровать; платье-костюм ← платье, костюм; школа-интернат ← школа, интернат; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .

При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;

сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.

Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;

сложение производящих основ без соединительной гласной.

Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;

сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.

Например: комротыком андир рот ы; стенгазетастен ная газет а; медсестрамед ицинская сестр а; полдняпол овина дн я; пол-огурцапол овина огурц а;

сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.

Например: облонообл астной о тдел н ародного о бразования; МинфинМин истерство фин ансов; ОННО рганизация О бъединённых Н аций; вузв ысшее у чебное з аведение.

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.

Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Читайте также:  Образуйте от прилагательных наречия включите их в словосочетания

водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.

Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:

1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).

2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.

Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.

Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.

Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.

Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.

Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.

1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);

2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).

3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.

Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.

Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.

Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.

Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).

Читайте также:  Прилагательные сравнительной степени в роли сказуемого

При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.

Например: учительская, учащийся, мороженое.

В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).

Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнатуЗайдите в учительскую (сущ.).

Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.

Ср.: мороженое (прил.) мясовкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массывсе трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комнатасветлая столовая (сущ.).

При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.

Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.

Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.

Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.

Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;

б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:

рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.

Ср.: рассказ, рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.

2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Источник