Меню

собственные имена существительные примеры из сказок



Имена существительные собственные и нарицательные. Примеры

По зна­че­нию име­на суще­стви­тель­ные делят­ся на соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные. Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной бук­вы, нари­ца­тель­ные — со строч­ной.

Узнаем, что такое соб­ствен­ные и нари­ца­тель­ные суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке.

Имена суще­стви­тель­ные назы­ва­ют кон­крет­ные пред­ме­ты (руч­ка, стол, дос­ка), их состав­ные части (дно, крыш­ка, нож­ка), живых существ (лось, кош­ка, малыш, Витя, Степановна), дей­ствия и состо­я­ния (ходь­ба, бег, болезнь, удив­ле­ние), свой­ства и коли­че­ства в отвле­че­нии от их носи­те­ля (дол­го­та, шири­на, вес).

Имена суще­стви­тель­ные обла­да­ют обобщенно-предметным зна­че­ни­ем. В свя­зи с этим они делят­ся на нари­ца­тель­ные и соб­ствен­ные.

Нарицательные имена существительные

Примеры:

Для боль­шин­ства нари­ца­тель­ных имен суще­стви­тель­ных харак­тер­но изме­не­ние по чис­лам:

Но суще­ству­ют име­на нари­ца­тель­ные, кото­рые упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в фор­ме един­ствен­но­го ((тем­но­та, пла­мя) или мно­же­ствен­но­го чис­ла ( брю­ки, граб­ли, кани­ку­лы).

Собственные имена существительные

Например, име­нем нари­ца­тель­ным явля­ет­ся сло­во «бит­ва», а наиме­но­ва­ние «Бородино» явля­ет­ся име­нем соб­ствен­ным, кото­рое назы­ва­ет извест­ное исто­ри­че­ское сра­же­ние.

К соб­ствен­ным име­нам суще­стви­тель­ным при­над­ле­жат

  • фами­лии, име­на, отче­ства, псев­до­ни­мы, про­зви­ща людей (Воронцов Дмитрий Сергеевич, Демьян Бедный, Ричард Львиное Сердце, Хват,Сорока);
  • назва­ния гео­гра­фи­че­ских и аст­ро­но­ми­че­ских объ­ек­тов (гора Эльбрус, река Волга, Солнце);
  • име­на божеств (Иисус Христос, Аллах, Иегова, Яхве, Шива, Молох, Перун);
  • клич­ки живот­ных ( Дружок, Мурка, Звездочка);
  • назва­ния госу­дарств, горо­дов, посел­ков, дере­вень, рай­о­нов и про­чих адми­ни­стра­тив­ных еди­ниц (Российская Федерация, Бельгия, город Саратов, посе­лок Глубокое,дерев­ня Березино,Первомайский рай­он);
  • назва­ния исто­ри­че­ских собы­тий, эпох (Древний Египет, эпо­ха Возрождения,Новгородская Русь);
  • назва­ния тор­жеств и празд­ни­ков (День Победы, 1 Мая, День при­ми­ре­ния и согла­сия);
  • назва­ния пред­при­я­тий, ком­па­ний, тор­го­вых цен­тров, мага­зи­нов и пр. (завод «Луч», ком­па­ния«Электросила», тор­го­вый центр «Галилео», мага­зин » Матрёшка»);
  • назва­ния книг, газет, жур­на­лов («Тихий Дон», «Вечерняя Москва», «Юность») и т.д.

Имена соб­ствен­ные пишут­ся с про­пис­ной (боль­шой) бук­вы, чем они кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от имен нари­ца­тель­ных, то есть фак­ти­че­ски про­пис­ная бук­ва явля­ет­ся гра­фи­че­ским спо­со­бом выде­ле­ния инди­ви­ду­аль­ных назва­ний — имен соб­ствен­ных, напри­мер:

Особенности собственных и нарицательных существительных

Любое имя нари­ца­тель­ное или соче­та­ние слов, исполь­зо­ван­ное в каче­стве назва­ния, ста­но­вит­ся име­нем соб­ствен­ным, напри­мер:

  • побе­да — пло­щадь Победы;
  • шарик — собач­ка Шарик;
  • мед­ве­ди­ца — созвез­дие Большая Медведица;
  • оре­шек — озе­ро Орешек.

Существует и обрат­ный про­цесс, когда име­на соб­ствен­ные ста­но­вят­ся нари­ца­тель­ны­ми, напри­мер:

  • Ампер¹ — это фами­лия фран­цуз­ско­го физи­ка;
  • ампе­р² — еди­ни­ца изме­ре­ния силы тока, назван­ная его име­нем.
  • Геркулес¹ — имя древ­не­гре­че­ско­го мифи­че­ско­го героя, обла­да­ю­ще­го неве­ро­ят­ной силой;
  • гер­ку­лес² — овся­ная кру­па.
  • Кольт¹ — фами­лия изоб­ре­та­те­ля;
  • коль­т² — вид ору­жия, назван­ный его име­нем.
  • Рентген¹ — немец­кий физик, открыв­ший неви­ди­мые лучи, кото­рые назва­ны в честь пер­во­от­кры­ва­те­ля нари­ца­тель­ным суще­стви­тель­ным «рент­ген²».

Именами нари­ца­тель­ны­ми ста­ли суще­стви­тель­ные, обо­зна­чив­шие целый класс одно­род­ных пред­ме­тов или явле­ний:

Некоторые суще­стви­тель­ные в зави­си­мо­сти от рече­вой ситу­а­ции могут быть как нари­ца­тель­ны­ми, так и име­на­ми соб­ствен­ны­ми, напри­мер: «солн­це», «зем­ля», «луна», «роди­на».

Примеры

Впрочем, круп­ней­шие мыс­ли­те­ли древ­но­сти пони­ма­ли, что звезд­ное небо, Солнце и Луна — это нечто боль­шее, чем уве­ли­чен­ное подо­бие пла­не­та­рия (Х. Хабер).

Краешек солн­ца еще све­тил­ся над лесом, но в кустах уже густе­ли сумер­ки (Н. Сладков).

…была осень, луна над голо­вой, и еще отто­го, навер­ное, что во мне зву­ча­ла музы­ка о неис­тре­би­мой люб­ви к родине (В. Астафьев).

Руки чело­ве­ка, под­чи­ня­ясь его воле и разу­му, пре­вра­ти­ли дикие зем­ли в бога­тые поля, заста­ви­ли яблоню-дикарку при­но­сить слад­кие пло­ды (В. Катаев).

Выяснилось, что боль­шин­ство звезд небо­сво­да ока­за­лись во мно­го раз боль­ше Земли (Х. Хабер).

Если име­на нари­ца­тель­ные упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла (семья — семьи, дом — дома), то име­на соб­ствен­ные име­ют, как пра­ви­ло, фор­му толь­ко един­ствен­но­го или фор­му толь­ко мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

Видеоурок

Источник

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Правописание имен собственных- имен сказочных героев и названий книг, журналов, газет.

Скачать:

Вложение Размер
урок в соответствии с ФГОС 25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель начальных классов Касьянова Ж.И

ГБОУ СОШ №217 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Умк «Школа России »

Предмет: Русский язык

Класс: 2 «г» для обучающихся с ОВЗ ( ТНР)

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

  • формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные (названия сказочных героев и сказок);
  • учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;
  • развивать речь, умение наблюдать.

— Личностные: — формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

  • формировать коммуникативные умения детей;

— Предметные: — научатся различать имена существительные собственные и нарицательные;

  • использовать специальную терминологию при определении части речи;

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: разноуровневые карточки, рисунок волшебного дерева, карточки-слова .Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий М.: 2014 — Ч.2 — 159с. в 2-х ч., 2 ч.

Этап урока. Методы и приёмы

Содержание урока. Деятельность учителя

Планируемые результаты (УУД)

И друг другу улыбнулись.

Определите свое настроение. нарисуйте смайлик

В листе самооценки..

Определяют свое настроение на начало урока

Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

Звучит музыка из сказки.

Определяют настроение на начало урока

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Словарная работа Метод – практический

Прием – учебные упражнения

Кто догадался, в какое путешествие мы с вами

А кто знает что такое сказка и какое она имеет значение?

(Добро побеждает зло)

Поднимите руки, кто тоже хочет попробовать себя в роли доброго волшебника..

Итак препятствия начинаются…необходимо открыть замок …

Сказка — сокровищница народной мудрости .

Объясните значение слова сокровищница. Как вы понимаете пословицу.

Отвечают на вопрос

Работа с деформированным предложением

Познавательные – Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Личностные – наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности. Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Постановка учебной задачи

Прием – подводящий диалог.

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила, пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)

Лечит он больных зверей,

Лечит маленьких детей.

Сквозь очки свои глядит

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон.)

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. ( Буратино.)

Как вы написали имена сказочных героев? ( один ученик у доски, записывает при закрытой створке доски )

Определите тему урока .

Какие задачи мы можем поставить перед собой?

-Повторить правило о имени существительном.

Источник

Сказки к теме « Имя существительное»

Таинственная незнакомка

«Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу — какая, догадайтесь сами).

— Здесь живет такая-то буква?

— Не могли бы вы сейчас поработать?

— Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило.

— В начале слова не работаю.

— А тогда вот: место есть — между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит.

— Простите, в таких местах не бываю.

— Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

— Какие это буквы, будьте добры?.

— Первая — Н, а за ней -Ч.

— Нет, туда не пойду.

— А после Ч? Перед Т?

— Если в глаголе — тогда с удовольствием.

— Нет, в существительном.

— Ничем не могу вам помочь.

Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном — не хочет?»

Волшебник Существительное

Дети подошли к аккуратному маленькому домику. На калитке висела табличка:

Часть речи

Имя Существительное

За забором все увидели маленького седобородого старичка в высоком остроконечном колпачке. В руках у него была тоненькая палочка.

— Неужели волшебник? – подумала вслух Катюша. В ответ на это старичок взмахнул палочкой и превратился в кошку!

— Ох! – дружно вздохнули Катюша и Женька Апельсинкины.

— Дедушка! – закричала Катюша.

— Я не дедушка, а Имя Существительное.

А вы можете превратиться … ну в дерево, например?

— Пожалуйста, — ответило Имя Существительное и превратилось в дерево.

— А в коня? В коня – можете? – восхищённо завопил Женька.

— Нет проблем! – И он стал конем.

— Извините, пожалуйста, а не могли бы вы превратиться в Золушку? – застенчиво попросила Катюша.

— Ну, конечно, могу.

— Ах! Какая красивая Золушка получилась!

— А можете вы превратиться в чайник? – попросил Женька.

— Разумеется! Я могу превратиться в любой предмет.

— Что это такое – предмет? Я не понял! – сказал Женька.

— Очень просто, ПРЕДМЕТАМИ называют все вещи, все растения, явления природы, города, сёла, машины.

Люди, животные, насекомые – это тоже ПРЕДМЕТЫ.

Итак, запомните, друзья: ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ. – ЭТО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Вслушайтесь в моё имя: Существительное – то есть обозначающее всё, что существует.

На вопрос ч т о? отвечают неживые предметы, то есть неодушевленные (цветок, мяч, машина и т.д.), а на вопрос к т о? – живые, то есть одушевленные.

Волшебник Имя Существительное взял волшебную палочку и нарисовал Катюшу.

— Женька! – обиженно загудела Катя. – Смотри, он меня нарисовал. Скажи ему, я – Катя, девочка, и совсем никакое не имя существительное!

— Ты сама, конечно. Не часть речи, а слова, которые ты назвала: Катя, девочка, — всё это существительные. Имя твоё Катя – тоже существительное, только о нём говорят ещё, что это имя СОБСТВЕННОЕ. И Женя – имя собственное, оно его и ничьё больше. А фамилия – Апельсинкины – тоже имя собственное, ваше имя собственное. И все клички животных – тоже имена собственные. И названия городов, деревень, журналов, улиц. Запомните: ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ВСЕДА ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. А все остальные существительные называются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ и пишутся с маленькой буквы, если, конечно, они не начинают предложение.

Как у существительных род появился

Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да настолько похожими, что сама королева их путала.

И вот однажды она издала приказ: «Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён».

А в другом королевстве жили муж и жена. Жадные они были. Услышали про королевский указ и прибыли в королевство. С жаром принялись они за работу. Но для начала решили все слова между собой поделить.

Слов много, а жизнь коротка. Делили они, делили слова, да так и не смогли разделить их до конца. Пришла королева и сказала: «Те слова, которые забрал себе муж, пусть будут мужского рода. ( Туда попали стул, и стол, и дом, и мир, и много других). Те слова, которые оказались у жены, будут женского рода. (Туда попали земля, луна, весна и многие другие). А те, что остались неопределёнными, пусть станут среднего рода». (Так и стали солнце, море, яблоко и другие существительные среднего рода.)

Вот так род у существительных появился. С тех пор королева перестала путать существительные друг с другом.

Друзья спешат на помощь

Среди частей речи прошёл слух, что заболело Имя существительное. Его приятели, Прилагательное и Местоимение, всегда готовые помочь и поработать вместо любого имени или вместе с ним, отправились проведать своего товарища. Пришли. Смотрят, а Существительное лежит и стонет.

— Что с тобой? – спрашивают друзья.

— Всё ужасно! Даже род мой, старинный род, путают многие ребята.

— Да, – задумались Прилагательное и Местоимение. – По правде сказать, хоть род у тебя и старинный, а определить его и в самом деле бывает порой трудно.

— Ну что вы! – возмутилось Существительное. – Ученик – он. Значит, мужской род. Ученица – она. Значит, женский род.

— так ведь это одушевленные существительные со значением лица. А как быть с такими, как, например, бассейн, море?

— Здесь смотрите на окончания! Всё теперь они решают: если -а (-я) – женский род, -о (-ё) – средний, нет окончания – мужской.

— И ничего не решают! – затараторило Местоимение. – У стола, около стола – окончание –а. Значит, это существительное женского рода?

Тут Существительное потеряло терпение:

— Окончания считаются со мной только тогда, когда я в главной роли, в роли Подлежащего, стою в именительном падеже.

Сказало так Существительное и ещё больше помрачнело из-за того, что ему напомнили, что всё-таки не всегда род его можно узнать по окончанию.

— Послушай! – воскликнули Прилагательное и Местоимение (как будто подслушали его мысли). – Не грусти! Мы тебе поможем. Постараемся не оставлять в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определять твой род: интересная книга, моё яблоко, твой класс. Можем даже вместе помогать ребятам узнавать твой род: мой верный конь, эта большая лошадь. Особенно мы пригодимся при определении рода таких слов, как тихоня, грязнуля, лакомка, задира. Их род можно узнать только когда мы стоим рядом: большой грязнуля и большая грязнуля, эта задира и этот задира.

Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать.

Откуда пошли названия падежей

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительным.

Пока был малышом, ему всё давали, и он стал – Дательным.

Но он был ещё и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал – Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал – Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь – Предложный.

Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный.

Кому нужны падежи?

Ходили по всей Морфологии странники, а звали их Падежи. Всего их было шесть. Долго бродили они по свету в поисках приюта, пока не пришли в город, где жили Существительные. Рассказали они Существительным о своей удивительной способности изменять слово по падежам.

— Не может быть! – не поверили Существительные.

— Хорошо, проведём эксперимент. Возьмём существительное дождь, оно и так бесцеремонно капает на нас, — сказали Падежи. – А теперь просклоняем его. Не бойся, дождь, это не больно.

И мгновенно они показали изумлённому дождю шесть его форм.

Было воскресенье, и в гости к Существительным приехали Прилагательные, Местоимения и Числительные.

— И что, это любой из нас может стать таким восхитительно разным? – с надеждой спросило случайно проезжавшее мимо Наречие.

— Нет, — честно ответили Падежи, — не любой. Неизменяемые части речи и формы слова – вот ты, Наречие, Инфинитив, Несклоняемые Существительные и некоторые другие – не смогут измениться, даже если бы захотели.

Существительные пришли в восторг и решили никогда не расставаться с Падежами. А Падежи не гордые – их на всех хват. Правда, только на всех тех, кто способен изменяться.

Кого склоняет Склонение?

В государстве Морфология в городе Существителенске жили вельможи Существительные. Они говорили, что им все подчиняются, а они никому.

И вот появилось поблизости Склонение и начало всех подряд склонять. Даже существительное просклоняло. Королю Морфу это понравилось, и решил он взять Склонение к своему двору на должность губернатора города Существителенска. Склонение смело принялось за работу. Сразу же оно разделило город на три больших округа. Падежи и Окончания помогали губернатору. В каждом округе жили слова, которые обязаны были безоговорочно подчиняться губернатору.

Правда, не обошлось и без недовольных. Они решительно отказались подчиняться губернатору, поэтому их выдворили за пределы трёх округов. Жили они бедно, им никто не помогал, никто даже не хотел узнавать их в лицо. Что же это за смельчаки такие? Это несклоняемые, которые так и не склонили головы перед губернатором; это разносклоняемые, которые не знали, где же им можно преклонить голову. Так и живут до сих пор.

Источник

Читайте также:  подчеркнуть имена существительные у норы добычи ждет притаившись серый кот