Меню

Сочинение на тему причастие как особая форма глагола



Причастие как особая форма глагола

Цель: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; повторить падежные окончания прилагательных, время, вид и переходность глагола; формировать умения различать причастия и прилагательные. оборудование: учебник, учебные тексты, таблица. Тип урока: урок изучения нового материала.

Чёткость слога у Чехова и динамизм рассказов

А. Толстого — это заслуга глагольных слов, точно

И верно отражающих потребности мысли и речи.

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. анализ контрольной работы

• Какая часть речи называется глаголом?

• Каковы его морфологические признаки?

• Что такое прилагательное?

• Каковы основные грамматические признаки имени прилагательного?

• Какую роль выполняют глаголы? прилагательные?

III. Мотивация учебной деятельности

1. слово учителя

— Сегодня, ребята, мы начинаем знакомство с удивительным феноменом грамматики — причастием. м. В. ломоносов говорил о причастиях так: «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». Какую же силу имени и глагола заключает в себе причастие?

IV. Изучение нового материала

1. объяснение учителя

— Причастие — это «дитя» двух частей речи — прилагательного и глагола. Среди учёных-лингвистов нет единого мнения насчёт причастия. Например, академик Н. м. Шанский считает, что причастие — это часть речи, а другой учёный, Т. м. Баранов, считает, что причастие — это форма глагола. В ваших учебниках отражена эта точка зрения.

• Назовите признаки мяча: по форме, величине, назначению. (Учащиеся называют имена прилагательные: маленький, круглый, теннисный.)

• Что мы можем сказать об этих прилагательных, какие признаки предмета — постоянные или временные — называют они? (Постоянные.)

• Произведём с этим мячом некоторые действия. Какие признаки приобретает мяч? (Летящий, падающий, упавший — это признаки мяча по тем действиям, которые мы с ним совершаем.)

• Постоянные эти признаки или нет? (Нет, падающий мяч — тот, который падает сейчас, время настоящее; упавший — тот, который упал, время прошедшее.)

Запись на доске и в тетрадях:

Маленький мяч летящий мяч — мяч, который летит (наст. вр.)

Теннисный мяч упавший мяч — мяч, который упал (прош. вр.)

2. работа с таблицей (с комментариями учителя)

1. Обозначают признак предмета.

2. Зависят от существительных.

3. Изменяются по числам, родам и падежам.

4. Имеют полную и краткую форму.

5. В полной форме, как правило, употребляются как определения, иногда являются именной частью составного сказуемого; в краткой форме — только сказуемым

1. Обозначает признак предмета по цвету, форме, назначению, запаху, свойству, местонахождению, материалу, из которого изготовлено, и т. д.: серый, круглый, читальный, слабый, московский, стеклянный, пахучий.

2. Обозначает признак предмета, постоянно свойственный этому предмету: белое (платье), читальный (зал), покатые (плечи), горбатый (человек), тощий (щенок), большущий (дом).

3. Имеет свойственные прилагательным суффиксы: — н-, -ин-, — ан-, — ян-, — к-, — ск-, — ческ-, — чив-, — лив-, — чат-, — ов-, — ев-, — оват-, -еват-, — еньк-, — ок-, — ив-, — л-, — енн-, — онн — и др.

1. Обозначает признак предмета по действию: белеющий, закруглённый, читающий, слабеющий, пахнувший, остекленевший.

2. Обозначает признак, протекающий во времени: белеющий (парус), белевшее (вдали платье), читающий (человек), прочитавший (книгу студент).

3. Обозначает признак с указанием на совершенность или несовершенность действия: ученик, решавший задачу; ученик, решивший задачу.

4. может быть возвратным: народ, строивший социализм; дом, строившийся рабочими.

5. Сохраняет способность управления падежом существительного: рисовать что? картину — рисующий что? картину; рисовать чем? карандашом — рисующий чем? карандашом; рисовать на чём? на доске — рисующий на чём? на доске.

6. Имеет свойственные причастиям суффиксы: -ущ-(-ющ-), — ащ-(-ящ-); — ем-, — им-, — ом-, — нн-, — енн-, — т-

3. ознакомление с теоретическим материалом учебника (с. 96)

Читайте также:  Предложение со словом звонок глагол

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений

1. Практическая работа

А) Спишите, указывая в скобках род, число, падеж причастий и прилагательных.

Широкое звёздное небо, посеребренная звёздным светом туманная даль лугов прояснились и стали зримыми. Даже смутное очертание холма, нависшего над рекой, угадывалось хотя бы по одному тому, что зияло там беззвёздное, чёрное место.

Устроившись на сене, мы долго смотрели в бездонный зенит, наполненный шевелящимися звездами, долго ещё слушали ночь с криком коростеля, бегающего поблизости у самого изголовья.

Б) Определение общих грамматических признаков причастия и глагола. Пользуясь текстом, докажите, что причастия, как и глаголы, имеют вид (совершённый и несовершённый), время (настоящее и прошедшее). Определите вид и время глаголов.

Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Паруса, туманно видимые из-за бакборта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю.

2. работа с упражнениями учебника

Упражнение 250 (устно), упражнения 249, 251 (письменно).

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Что обозначает причастие?

• От какой самостоятельной части речи образуется причастие?

• Что общего у причастия с прилагательным и глаголом?

• Каким членом предложения может быть причастие?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, сегодня вы узнали, что в русском языке есть такие слова, в которых объединяются значения и признаки двух частей речи — глагола и прилагательного. Такие слова в грамматике называются причастиями. Они образуются от глаголов и сохраняют некоторые их признаки. Причастия употребляются в письменной речи чаще, чем в устной.

VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника (С. 96).

Источник

Мини сочинение рассуждение-размышление на тему:*причастие*

Место причастия и деепричастия в системе частей речиПричастие — особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, например: города (к а к о г о?) засыпающего. Как форма глагола причастие имеет грамматические значения глагола: переходность или непереходность: строящий — увлекшийся, совершенный или несовершенный вид: оклеена — гонимые, время (настоящее, прошедшее): засыпающий — заснувший.

Причастие совмещает в себе, кроме признаков глагола, признаки прилагательного: изменяется по родам, числам и падежам, имеет полную и краткую форму. В предложении причастие чаще бывает определением или частью составного именного сказуемого.

Причастия могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: любящая мать. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием другого предмета: решенная школьником задача.

Деепричастие — это особая форма глагола, которая совмещает в себе грамматические свойства глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав?, например: любя природу, сверкнув кинжалом. Деепричастие обозначает добавочное действие, основное же действие выражается глаголом-сказуемым. Как и наречие, деепричастие не изменяется.

Как форма глагола, деепричастие обладает некоторыми его грамматическими значениями: бывает совершенного и несовершенного вида: залив — заливая, переходным и непереходным: опустив (ч т о?) глаза — переходное, стараясь — непереходное. В предложении деепричастие бывает обстоятельством.

Причастия и деепричастия чаще употребляются в письменной речи, чем в устной. Место причастий и деепричастий в современном русском языке до конца не определено. Так, некоторые ученые — авторы учебников (В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова) считают причастие и деепричастие самостоятельными частями речи.

Источник

Сочинение «Причастие»
творческая работа учащихся по русскому языку (7 класс) на тему

Сочинение- рассуждение при изучении темы «Причастие»

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie_po_prichastiyu.docx 15.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Причастие – это часть речи, причастнаяглаголу в образе прилагательного», — утверждал В.И. Даль. Я полностью согласна с данным высказыванием. Давайте порассуждаем.

Во-первых, причастие обозначает признак предмета по действию, то есть по значению примыкает к прилагательным и отвечает на вопросы: какой, каков, что (с)делавший, что делающий. Например, идущий по тротуару человек, уставший за день водитель. Эта глагольная форма обладает морфологическими признаками глагола и прилагательного.

Во-вторых, поскольку причастие — это одна из форм глагола, у него есть все его постоянные признаки: переходность, возвратность, вид, спряжение. Из непостоянных признаков этой части речи у причастий представлена характеристика времени (настоящего и прошедшего). Признаком глагола является также и залог (действительный и страдательный).

Также к непостоянным признакам причастия относятся признаки прилагательного: род, число, падеж, а также полнота / краткость (обычно страдательные причастия имеют краткую форму). Они согласуются с существительными, подобно прилагательным, и в предложении бывают теми же членами, что и прилагательные.

Причастие – важное средство обозначения признаков предметов в форме согласованного определения. Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастие не только образно характеризует предмет, но представляет его признак в динамике: «Зарумянившееся лицо ее сияло радостью и решимостью».

Следовательно, причастие играет важную роль в речи. Оно соединяет в себе черты прилагательного и глагола и по этой причине делает высказывание более ярким, выразительным, динамичным. «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов. Причастие заключает в себе силу глагола и имени»,- писал М. В. Ломоносов.

Источник

Что такое причастие в русском языке?

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов:

  • гла­дить — глад ящ ий кош­ку;
  • отпра­вить — отпра­ви вш ий пись­мо;
  • коле­бать — колебл ем ый вет­ром;
  • ука­зать — ука­за нн ый ею.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем вре­ме­ни.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос при­ла­га­тель­но­го:

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем вре­ме­ни:

Сравним с дру­гой фор­мой при­ча­стия:

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным дей­стви­ем.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке.

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, при­ча­стие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы:

  • отец, (какой?)ненавидящ ий ложь;
  • бабуш­ка, (какая?) любящ ая вну­ков;
  • зда­ние, (какое?) осве­щен­ное солн­цем;
  • род­ствен­ни­ки, (какие?) при­е­хав­шие в гости;

2. изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам , то есть скло­ня­ет­ся:

Падеж Мужской род Женский род Средний род Мн. чис­ло
И. п. игра­ю­щий игра­ю­щая игра­ю­щее игра­ю­щие
Р. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щей игра­ю­ще­го игра­ю­щих
Д. п. игра­ю­ще­му игра­ю­щей игра­ю­ще­му игра­ю­щим
В. п. игра­ю­ще­го игра­ю­щую игра­ю­щее игра­ю­щих
Т. п. игра­ю­щим игра­ю­щей игра­ю­щим игра­ю­щи­ми
П. п. об игра­ю­щем об игра­ю­щей об игра­ю­щем об игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

  • вымыт ый стол ;
  • вымыт ая тарелк а ;
  • вымыт ое окн о ;

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и паде­же:

  • выгру­женн ый песок
  • мимо выгру­женн ого песк а ;
  • с выгру­женн ым песк ом

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие сквор­цы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии:

  • несо­вер­шен­ный (что делать? петьпев­ший);
  • совер­шен­ный (что сде­лать? запеть — запев­ший).

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам про­из­во­ди­тель:

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воз­дей­ствию:

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла:

  • бежать — бегу­щий по тро­пин­ке;
  • стро­ить ся — стро­я­щий ся у доро­ги.

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее вре­мя:

  • гово­рить — гово­ря­щий по теле­фо­ну;
  • устать — устав­ший к кон­цу рабо­ты.

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состо­я­ние.

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):

  • ска­кать (I) — они скач ут — скач ущ ая лошадь;
  • пол­зать (I) — они пол­за ют — пол­за ющ ий жучок;
  • дышать ( II ) — они дыш ат — дыш ащ ий пол­ной гру­дью;
  • ста­рить­ся ( II ) — они стар ят ся — стар ящ ие лицо мор­щи­ны.

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний при­ла­га­тель­ных:

  • сте­ли ть — сте­ли вш ий пол;
  • шур­ша ть — шур­ша вш ий камыш;
  • вез ти — вез ш ий тележ­ку.

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей вре­ме­ни.

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спря­же­ния):

  • отте­нять (I) — мы отте­ня ем — отте­ня ем ый сумра­ком;
  • вво­зить ( II ) — мы ввоз им — ввоз им ый с юга.

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -:

  • собра ть — собра нн ый уро­жай;
  • обна­ру­жи ть — обна­руж енн ый враг;
  • запе­ре ть — запер т ый дом.

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую фор­му:

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам:

  • он увле­чён ;
  • девуш­ка увле­чен а ;
  • дитя увле­чен о ;
  • все увле­чен ы .

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с гла­го­лом:

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — при­ча­стие

1. началь­ная фор­ма

II . Постоянные при­зна­ки:

а) дей­стви­тель­ное или стра­да­тель­ное

III . Непостоянные при­зна­ки:

а) пол­ная или крат­кая фор­ма;

б) падеж (в пол­ной фор­ме);

г) род (в един­ствен­ном чис­ле).

IV . Синтаксическая роль

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ста­вен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма при­ча­стие

  • н. ф. рас­сох­ший­ся
  • дей­стви­тель­ное
  • про­шед­шее вре­мя
  • совер­шен­ный вид
  • воз­врат­ное
  • пол­ная фор­ма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное чис­ло.

Синтаксическая роль — опре­де­ле­ние.

Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма при­ча­стие

  • н. ф. рас­по­ло­жен­ный
  • стра­да­тель­ное
  • про­шед­шее вре­мя
  • совер­шен­ный вид
  • невоз­врат­ное
  • крат­кая фор­ма
  • един­ствен­ное чис­ло
  • сред­ний род

Синтаксическая роль — ска­зу­е­мое.

Видеоурок

Источник