Меню

Сочинение на тему роль прилагательных в художественном тексте



Сочинение на тему роль прилагательных в художественном тексте

Тип урока: обобщающее повторение по теме.

1) обобщить знания по имени прилагательному;
2) выяснить роль имени прилагательного в художественной речи (полная, точная характеристика предмета; выделение его из ряда подобных; дополнительная художественная характеристика предмета).

1. Тексты Г.Скребицкого, Ф.Абрамова, И.Тургенева, Н.Гоголя, А.Белого.
2. «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича, Е.П. Хабло.
3. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой.

I. Создание проблемной ситуации

– Отгадайте, о каком звере идет речь в тексте Г.Скребицкого.

Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.

– Какие слова помогли вам узнать лося, хотя название животного ни разу не упомянуто? (Длинная горбоносая морда; тяжелый, грузный и т.д.)

– К какой части речи относятся слова, описывающие животное? Дайте определение этой части речи. (Дети дают определение имени прилагательного.)

II. Постановка целей урока

Цель урока – обобщить знания об имени прилагательном, выяснить роль этой части речи в художественных текстах.

Мы будем работать с художественными произведениями таких мастеров слова, как И.Тургенев, И.Бунин, К.Бальмонт, В.Маяковский, А.Белый.

III. Работа с художественными текстами. Количественный анализ

– Продолжим работу над отрывком Г.Скребицкого. Проведем количественный анализ частей речи в этом отрывке: какая доля имен прилагательных приходится на количество всех слов? (Из 28 слов 16 – имена прилагательные.)

– О чем это говорит? (Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)

– Найдите в тексте прилагательные, обозначающие признаки предмета по:

а) цвету: темно-бурый, белые;
б) форме: горбоносая, стройные, вывороченные;
в) размеру: длинная, огромные;
г) весу: тяжелый, грузный;
д) росту: высокие;
е) пространству: лесного;
ж) функции: скакового;
з) авторской оценке: своеобразный, (был) хорош.

– Какие прилагательные помогают выделить предмет из ряда подобных, а какие дают дополнительную характеристику предмета? (Выделяют из ряда подобных прилагательные: темно-бурый, длинная (шея), стройные (ноги), горбоносая (морда); дают дополнительную, общую оценку прилагательные: своеобразный, (был) хорош.)

Делаем вывод, что прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

– Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Ф.Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». Обратите внимание на разнообразие прилагательных в тексте. Что они создают?

Теплый, солнечный день. Бабье лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенно сырую осень.

Удивительно целебная тишина.

Сижу над маленьким прудком в парке. Замшелое дно засыпано дубовыми листьями. И они блестят в воде, как медные блесны. А поверху бежит стайка рыбешек. Наверно, рыбешки воображают себя невероятными смельчаками. Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. Жутко! Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. И опять вперед.

(Обилие прилагательных создает образную, живописную картину теплого, солнечного дня. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии осенних красок.)

– Какое словосочетание обратило на себя внимание? (Целебная тишина.)
– Как вы его понимаете? (Тишина, исцеляющая душу.)
– Найдите фразеологизм с именем прилагательным. (Бабье лето).
– Какое это лето? (Ранняя осень с ясными, теплыми днями.)
– Разнообразную и интересную информацию об эпитетах содержит «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. В этом словаре зафиксировано около 53 эпитетов к существительному лето.

1. Бабье, ведренное, горячее, грозовое, дождливое, душистое.
2. Быстрое, длинное, запоздалое, короткое, северное.
3. Благодатное, богатое, зеленое, обильное, пышное.
4. Бледное, буйное, голубое, осеннее, ржаное, юное.

– По каким признакам распределены прилагательные?

1) температуре, влажности;
2) времени наступления;
3) урожайности, благоприятности;
4) эмоциональные, редкие эпитеты.

– Какие прилагательные могут быть употреблены с существительным лето, например, в сообщении по радио, в сводке погоды? Какие прилагательные уместны в художественном описании? (В сводке погоды могут быть употреблены прилагательные: дождливое, длинное, запоздалое, короткое, северное, остальные – в качестве эпитета в художественной речи.)

Читайте также:  Прилагательное к слову расческа

– Определите часть речи слова (влечение) к неведомому. (Это субстантивированное прилагательное – существительное;

неведомое реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод.

Днепр становится чудным при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.

– Сделайте вывод о свойствах краткого прилагательного в художественном тексте. (Краткое прилагательное чуден исключительно выразительно в сравнении с полным прилагательным, т.к. называет не постоянный, пассивный признак, а переменный, изменяющийся, развивающийся во времени.)

– Определите синтаксическую функцию этого прилагательного в предложении. (Именная часть сказуемого.)

– Таким образом создается особая выразительность текста, придается народно-поэтический колорит.

– Одно из свойств качественных прилагательных – способность иметь синонимы. Как меняется текст при замене прилагательного его синонимом? Оправданна ли такая замена?

Попытайтесь найти синоним прилагательного чуден (см. «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой).

Красив (прекрасен) Днепр при тихой погоде.

В первом случае теряется значение «небывалое, сверхъестественное; то, что создано Божией волей»: чуден от слова чудо. Красив – доставляющий наслаждение взору. Во втором случае – потеря значения таинственности, необычности и удивительности. Прекрасен – очень красив.

– Итак, заменяя лишь одно прилагательное, мы искажаем замысел автора. В этом отрывке ему важно показать первозданность, величавость и величие Днепра, недаром писатель сравнивает Днепр с чудом, не зря употребляет рядом и однокоренное слово чудится.

VII. Лингвистический эксперимент

– Теперь нам понятно, как бывает важно найти красивое, точное, образное прилагательное; какое это трудоемкое, но вместе с тем интересное занятие. Попробуйте поработать над художественным текстом. Восстановите стихотворение А.Белого «Зима».

Снега синей, снега туманней;
Вновь освеженней дышим мы.
Люблю деревню, вечер (ранний)
И грусть (серебряной) зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,
Прохлещет хладом в глубь аллей;
Ломает (хрупкие) подвески
(Ледяных), (звонких) хрусталей.

Навесив синий, синий иней
В (стеклянный) ток остывших вод,
На снежной, (бархатной) пустыне
Воздушный водит хоровод.

Авторские прилагательные

Детские варианты

ранний
серебряной
хрупкие
ледяных
звонких
стеклянный
бархатной

– Какие прилагательные у автора вам показались наиболее интересными?
– Почему он употребляет именно их?
– Почему в словах туманней, ранний пишем нн, а в словах серебряной, ледяных н?
– Какое слово – исключение из правила вы увидели? (Стеклянный.)

VIII. Заключение

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека почти каждое четвертое слово – прилагательное. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

Дома напишите сочинение-миниатюру о любимом времени года. Попытайтесь передать свое отношение к этому времени; описывая пейзаж, употребляйте разные прилагательные. Используйте в работе «Словарь эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло.

Литература

1. Богданова Г.А. Имя прилагательное (5-й класс) // Русский язык в школе. № 2/1992. С. 23.

2. Еськова Н.А. Имя прилагательное // Русский язык. № 33/1998. С. 11.

3. Купина Н.А. Лингвистический анализ текста. Учебн. пособ. для студентов-заочников 5-го курса факультета языка и литературы. М.: Просвещение, 1980.

Источник

Роль прилагательных в тексте

Сочинение для 9 класса на тему «Роль прилагательных в тексте»

На мой взгляд, каждая часть речи, несомненно, важна. Без существительных мы бы не смогли рассказать о каких-либо предметах, без глаголов – не поведали о своих действиях, без числительных – не назвали бы точное количество объектов, без местоимений не связали бы текст воедино. Без прилагательных же текст напрочь был бы лишен описания. Это был бы сухой, неинтересный набор предложений. Кому приятно будет читать подобное?

Прилагательные способны сообщить о конкретных и актуальных характеристиках предмета, его особенностях, если это деловой стиль текста, либо добавить яркие признаки, если это публицистический стиль. Предложения с этой частью речи становятся полными, многогранными, насыщенными и более понятными.

Представляю, если бы не пользовались прилагательными совсем. На что бы была похожа наша речь? Достаточно сравнить два текста: «Я открыла утром глаза и встала. Столько дел сегодня. Оделась и пошла в школу. После занятий вернулась домой, погуляла, побеседовала с мамой, сделала задание на дом». И второй: «Я с радостной улыбкой открыла заспанные глаза. Какое замечательное утро, столько важных и интересных дел предстоит сделать сегодня! Я надела отглаженную с вечера форму и пошла в свою любимую школу. После увлекательных занятий я в приподнятом настроении вернулась домой. Погода была отменная, теплая и безветренная, поэтому веселой компанией мы немного погуляли. Затем я в непринужденной обстановке поговорила с моей милой мамой и отправилась делать сложное домашнее задание». Разница очевидна.

С помощью прилагательных мы передаем нюансы событий, ароматы, эмоции, краски, настроение, количество, признаки, которые помогают выстроить в подсознании более полную и правильную картину описанного события или объективного факта. Особо трудно пришлось бы без прилагательных, конечно, поэтам. Обычно стихи снабжены огромным количеством эпитетов, метафор, сравнений, без них произведения было бы вовсе неинтересно читать, да и сочинять, естественно, тоже.

Таким образом, думаю, всем очевидно, что наша речь не могла бы быть полноценной, если бы в ней отсутствовала какая-либо из существующих частей, в частности, прилагательные. Повествуя о чем-то, их ни в коем случае нельзя забывать. Так собеседник или читатель сможет лучше понять нас, проникнуться нашими чувствами и впечатлениями, получить полную картину о том, что мы сообщаем ему. Это очень ценно для хорошего общения.

Источник

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в ГИА

Вид рассуждения – рассуждение-размышление.

(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.

(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…

(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.

(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета…

1. Определим, какой вид рассуждения мы будем использовать при написании сочинения. Для этого еще раз внимательно прочитаем название темы. В нем не указан тезис, который необходимо доказать. Значит, в данном случае мы будем писать рассуждение-размышление.

2. Вспомним, что такое прилагательное, и запишем на черновике определение: «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»

3. Вспомним, что в грамматике называется предметом. Напишем определение: «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?»Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.

4. Вспомним, что такое признак предмета. Запишем на черновике ответ: «Признак предмета- это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.

5. Сделаем для себя вывод и запишем его:

Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.

Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь – это второй тезис; является средством художественной выразительности – третий тезис.

6. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.

7. Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

8. От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

9. Перейдем к доказательству второго тезиса.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

10. Перейдём к доказательству третьего тезиса.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

11. Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно и др.

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

12. Соединим все наброски воедино. У нас получится следующее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему:

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.

Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.

Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.

Источник