Меню

Сочинение на тему роль прилагательных в речи 6 класс



Роль прилагательных в тексте (cочинение-рассуждение на лингвистическую тему)

Роль прилагательных в тексте

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и …непонятна. Мы знаем, что имя прилагательное обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют — создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Так, например, рассказывая о русской зиме человеку, живущему в другой стране, мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки». Русские имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст. В нем прилагательные будут выступать в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся: Море бывает печальным, Весёлым и грустным. Задумчивым, даже смешным, Синим, оранжевым, красным, Бордовым, бирюзовым и голубым. Здесь с помощью прилагательных автор уподобляет море живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием море. Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На мой взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи.

Прилагательное — это определение

В силу того что при­ла­га­тель­ное как само­сто­я­тель­ная часть речи обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, чаще все­го его син­так­си­че­ская роль — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния опре­де­ле­ние.

Определением могут быть при­ла­га­тель­ные всех раз­ря­дов по зна­че­нию и сле­ду­ю­щие грам­ма­ти­че­ские фор­мы каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

1. пол­ная фор­ма каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го и отно­си­тель­ное или при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное

После жар­ко­го дня насту­пил про­хлад­ный авгу­стов­ский вечер.

Сибирская тай­га зани­ма­ет обшир­ную тер­ри­то­рию.

2. каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное в состав­ной фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни

Более плодо­род­ная зем­ля при­нес­ла хоро­ший уро­жай зер­но­вых.

3. при­ла­га­тель­ное в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни

В пти­чьем цар­стве соло­вья счи­та­ют самым голо­си­стым пев­цом.

«Роль имени прилагательного в речи» 6 «А» класс

Молодцы. Продолжим урок. Обратите внимание на доску, на которой расположены слова, составляющие композицию сочинения-рассуждения. Не закралась ли ошибка в эту композицию? Исправьте её, записав схему в тетради.

1. Первое доказательство (аргумент).

4. Второе доказательство (аргумент)

Мы подошли с вами к важному этапу нашего урока – к работе над текстом Сергея Тимофеевича Аксакова. Наша задача — определить роль имён прилагательных в данном фрагменте.

2. АНАЛИЗ текста.

Прочитайте текст № 1, определите, о какой птице идёт речь.

Какие слова помогли вам узнать лебедя, хотя название птицы ни разу не упомянуто?

К какой части речи относятся слова, описывающие лебедя?
(Имя прилагательное)
Зачитайте их

3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭЕСПЕРИМЕНТ

Продолжим работу над текстом Аксакова. Проведем лингвистический эксперимент – выясним
количественный состав
имён существительных и прилагательных в этом отрывке.
(18 имен прилагательных, 14 — существительных.)
У.:

О чем это говорит?
(Преобладающая часть речи – имя прилагательное, которое делает отрывок образным, живописным.)
У.:

Прочитайте текст ещё раз, опуская прилагательные. Изменилось ли что-нибудь? Почему?

Как вы думаете, с какой целью писатели вводят имена прилагательные в свои тексты? Какова их роль в речи?

1) обозначают различные признаки предмета, что помогает охарактеризовать его с разных сторон и выделить из ряда подобных;

Читайте также:  Правописание падежных окончаний имен прилагательных 4 класс правило

2) заключают в себе авторскую оценку.

4. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ: анализ отрывка из произведения Ф.Абрамова и сбор материала

Теперь обратимся к творчеству замечательного писателя Федора Александровича Абрамова. Перед вами отрывок из записной книжки, включенной в цикл «Наедине с природой». В нем было дано описание тёплого осеннего дня. Но случилась беда: прилагательные пропали, и «цветной рисунок» превратился в «карандашный набросок». Ваша задача: разукрасить текст, вернув в него пропавшие имена прилагательные

(1)…, …
день. (2)лето, которое, как чудо, спустилось на землю в эту необыкновенноосень.
(3)Удивительно
тишина.
(4)Сижу над
прудком в парке. (5)дно засыпанолистьями. (6)И они блестят в воде, какблёсны. (7)А поверху бежит стайка рыбешек. (8)Наверно, рыбешки воображают себясмельчаками. (9)Подплывут, остановятся, осмотрятся – далеко заплыли от дома. (10)Жутко! (11)Но в сердце неистребимое влечение к далям, к неведомому. (12)И опять вперед.

Конспект урока русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Тип урока Урок – путешествие Тема: Роль имен прилагательных в речи. Развитие речи «Слово о земле Русской и ее защитниках». Цель: Упражняться в употреблении имен прилагательных в речи Задачи: – формировать умения определять род и число имени прилагательного, подбирать словосочетания (сущ. +прил.), проводить разбор слова по составу; фонетический разбор – развивать внимание, мышление, память, речь, орфографическую зоркость. – осуществлять патриотическое воспитание. Оборудование: иллюстрации с картины В.М.Васнецова «Богатыри», П.Д.Корин «Александр Невский», фотографии и иллюстрации боевого орудийного искусства людей 9-13 вв., раздаточный материал (карточки) I. Организационный момент 1) приветствие гостей; 2) проверка готовности к уроку; 3) вводное слово учителя. – Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие в город «Имя прилагательное». – Где находится такой город? (в стране Знаний) В этом путешествии мы побываем на разных станциях: Минутка, Мирная, Оружейная, Героическая, Невская, Богатырская, а также на станции Отдыхай-ка. Мы будем закреплять умения: определять имена прилагательные, подбирать прилагательные к существительным и наоборот, существительные к прилагательным, проводить фонетический разбор, разбор слов по составу, определять род и число у имен прилагательных, выполним морфологический разбор. II. Актуализация знаний (Фронтальный опрос) – Какая это часть речи самостоятельная или служебная? Имя прилагательное – самостоятельная часть речи) – Что обозначает имя прилагательное? (Имя прилагательное обозначает признак предмета) – На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?) – Как они изменяются? (Имена прилагательные изменяются по родам и числам) – С какой частью речи может согласоваться имя прилагательное? (Имя прилагательное может согласоваться с существительным) – Чем является прилагательное в предложении? (Прилагательное в предложении является определением) Повторение пройденного. Нас приветствует первая станция Минутка – На минутке чистописания мы вспомним написание буквы Я,я, а также их соединения. 1. Яя – Что можете рассказать о букве я ? ( – это гласная буква; – в алфавите стоит 33 по счету; – может быть под ударением и без ударения; – может образовывать слог и даже слово; – может иметь 1 звук (а), а может иметь в некоторых случаях 2 звука (й, а) – может быть частью речи – местоимением 1 лица, ед.числа. – Запишите след соединения букв: 2. Яр кая ная –К какой части речи относятся эти сова? ( Эти слова относятся к именам прилагательным) – Как догадались? (Они обозначают признаки предметов и отвечают на вопрос какая?) – Как вы думаете, от каких слов они могли образоваться ? ( Они образовались от слов: ярость, музей, Русь) – Образуйте с этими соединениями букв по 1 слову, чтобы они относились к части речи – прилагательное, а рядом напишите транскрипцию этих слов, запишите сколько в слове букв, звуков, слогов, гласных, согласных букв. Яростный (й а р а с н ы й) –8 б, 8 зв, 3 слога, 3 гл, 6 согл. Русская (рускайа) – 7 б., 7 зв., 3 слога, 3 гл., 4 сог. Музейная (музэйнайа) – 8 б., 9 зв., 4 слога, 4 гл., 4 согл. Вторая станция Мирная – Нас встречает станция Мирная и предлагает к вашему рассмотрению группу слов? (на доске слова) Мир(вселенная), мир (согласие) Мирок, примирить, мирской, перемирие, мировой, миротворец, мирянин, миролюбивый, Мир, мирный. -Что это за слова? (Это однокоренные слова, т.к. близкие слова по смыслу и имеют одинаковый корень – мир). – Выпишите слова, относящиеся к именам прилагательным и разберите их по составу. – Какие слова вы записали ? Почему? (Мы записали слова отвечающие на вопрос какой? какая? какие? какое?, т.к. им. прил. отвечают на эти вопросы) Как выполнили разбор слов по составу? (окончание, основа слова, корень, приставка и суффикс) – Подумайте над значением слов. Мир (мирской) – это согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Мировой – относящийся к установлению мирных отношений. Третья станция Оружейная – Совсем недавно мы посетили Московскую художественную выставку с интересным названием «Оружейная палата», на которой впервые рассмотрели экспонаты образцов оружия и предметов русской старины с необычными названиями, дошедшими до нашего времени. Выставка охватила экспонаты от 6-13 веков. – Рассмотрите иллюстрации и фотографии этих предметов. Поставьте вопрос от имен существительного и подберите согласующиеся с ним имена прилагательные. Определите род и число.

Читайте также:  Прилагательное от слова душанбе

1. Сабля (какая?) – острая, длинная, изогнутая, красивая, стальная ( ж.р., ед.ч.)


2. Меч (двуручный) – холодное с обоюдоострым прямым клинком. Меч (какой?) – длинный, двуручный, прямой (м.р.,ед.ч.) 3. Булава – короткая палка, жезл с шарообразным утолщением на конце, служившим в старину оружием, а у казаков символом власти. Булава (какая?) – короткая, прямая, деревянная, украшенная (ж.р.,ед.ч.)


4. Ружье (с ударно-кремневым замком) – ручное огнестрельное и пневматическое оружие с длинным стволом Ружье (какое?) – длинное, тяжелое, огнестрельное (ср.р.,ед.ч.)


5. Топоры (посольский) Топоры (какие?) – острые, металлические, украшенные


6. Алам – знак пушкарей Алам (какой?) – металлический, круглый –Для чего народ хранит эти удивительные вещи старины? (Народ хранит эти экспонаты для того, чтобы знать и помнить как жили наши деды, прадеды, поколения, как вели хозяйство, защищали русскую землю и дарили мир на Земле) – Для чего народ хранит столько столетий эти удивительные вещи? (Эти вещи старины рассказали нам о многом: историю вещей и людей, хранивших их, рассказали нам о подвигах рыцарей и солдат, о могуществе, силе и власти.)
Третья станция Героическая –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. 1. Русскую заповедь знай: в бою …(не зевай). 2. Плохому бойцу и погоны ….(не к лицу) 3. Славна богатырями земля ….(русская) – Как вы понимаете слова заповедь? (Правило, положение, предписание. В старину заповедь могла быть религиозно-нравственного предписания) Задание Выпишите словосочетания сущ.+прил или прил.+сущ .Покажите графически от какого слова к какому ставится вопрос.Укажите род и число какую? Русскую заповедь (прил.+сущ) (ж.р.,ед.ч.) какому? Плохому бойцу (прил.+сущ.) (м.р., ед.ч) какая? Земля русская (сущ.+ прил.) (сущ.+прил.) –Догадайтесь и доскажите предложение до конца. Без коня ……….(и трава не растет). (пословица) Враг боек,……… (да наш народ стоек). (пословица) Где нет борьбы,……. (там нет победы). (поговорка) Кто с мечом к нам придет…(от меча и погибнет). (поговорка) Человек без Родины – ……(что птица без гнезда). (пословица) Задание. Четвертая станция Невская – О чем нам может рассказать станция с красивым названием Невская? (Мы знаем о том, что есть такая река Нева в городе мостов и фонтанов в Санкт-Петербурге). – Кто дал такое название этому городу и какое ? (Петр I Петербург) – Кто начал строительство этого города? (Петр I) В 18 начале 19 веках императором Российской державы Петром I было построено сильнейшее государство в мире с сильнейшей морской державой. Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Но гораздо раньше в 13 веке в 1242 году на реке Неве произошло Ледовое побоище на льду Чудского озера с немецкими завоевателями рыцарей под предводительством Александра Ярославича, прозванного Невским.


Задание. Прочитайте отрывок из исторического текста. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните орфограммы. Спишите. Найдите словосочетания прил.+сущ. и сущ.+ прил. Первое предложение разберите. В первом предложении найдите основу предложения и разберите по частям речи. Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли (к)славному Новг..р..ду. М..л…дой князь Александр Ярославич Невский призвал всех мирных жителей з..щ..тить р..дную землю. Европейские рыцари – знатные воины, которые сражались в тяжелых железных доспехах. кто? что сделали? что Евр..пейские рыцари з..хв..тили рус(с)кие г..р..да и подошли сделали? (к)славному Новг..р..ду. Орфограммы в словах Европейские – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Европа) Захватили – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. (хватка, захват); приставка – за- Русских – удвоен. Согласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса. Городов – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город), безударный гласный в корне слова, непроверяемый ударением (словарное слово город), проверяемый парный звонкий согл. в конце слова (нет городов, городовой). Новгороду – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (город, новгородцы.) Молодой – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (молод, молоденький.) Александр Ярославич – заглавная буква в именах собственных. Прозванный – безударный гласный в корне слова на стыке двух морфем корня и суффикса.; удвоенный согласный -нн на стыке двух морфем. В народе – пробел, предлог со словом пишется раздельно; сл.слово. В память – пробел, предлог со словом пишется раздельно; смягчающий ь- знак. Об одержанной – пробел, предлог со словом пишется раздельно. Победе – приставка по- . В битве – пробел, предлог со словом пишется раздельно На реке – пробел, предлог со словом пишется раздельно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (реки, речка, реченька). Неве – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Невский) Защитить – приставка за- со словом пишется слитно; безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (защита, щит). Родную – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением (Родина, родненький). Определение рода и числа имен существительных IV. Физминутка Пятая станция Отдыхай-ка Задание. – Если я произнесу существительное мужского рода надо присесть, ж.р. – подпрыгнуть, ср.р. – развести руки в стороны. (Например, богатырь, земля, мир, тишина, мастерство, граница, рубеж, Отечество, лошадь, солдат, торжество, победа) Шестая станция Богатырская Викторина (карточки слов: богатыри, поле, лошади) На картине Васнецова В трудный путь разгон беря, Вместе в даль глядят сурово Три былых богатыря. Задание 1 Станция Богатырская предлагает рассмотреть картину В.М.Васнецова и провести небольшую викторину по событиям картины – Как называется картина, написанная известным русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым? (Богатыри)

Читайте также:  Морфологический разбор слова прилагательного вкусный


– Как зовут русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). – Опишите и богатырей?. – Какие они? (Богатыри (какие?) храбрые, смелые, сильные, выносливые, умные, мудрые, удалые, сердитые, добрые) – Где находятся богатыри? (Богатыри находятся в поле) – Опишите поле? Какое оно? (Поле (какое?) широкое, раздольное, спокойное, родное, чистое) – На чем богатыри вышли в поле? (Богатыри вышли в поле на лошадях) – Опишите их лошадей? (Лошади (какие?) вороные, красивые, длинногривые, здоровые, крепкие) – Куда они всматриваются, что хотят увидеть? ( Они всматриваются в даль. Нет ли злых врагов в округе и не обижает ли кто). Например, доблестный воин, русская земля, храбрые богатыри, стоят в поле, стальной меч, торжество победы, богатыри в раздумье, князь Владимир. Седьмая станция Российская Задание
Прочитайте четверостишие. Подумай, о чем оно? Подчеркни существительные, глаголы. Прочитай несколько раз и постарайся запомнить.
Письмо по памяти.
Поезжай за моря-океаны, Надо всею землей пролети: Есть на свете различные страны, Но такой, как у нас, не найти!

V. Подведение итогов урока – В каком городе мы сегодня побывали? – Какая станция вам понравилась больше всего? Чем? – Что интересного вы запомнили?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 3 классе. Имя прилагательное. Имя существительное Проект по русскому языку для 4 класса. Знаки препинания Проект по русскому языку в 3 классе. Имена прилагательные Урок русского языка. Роль имен прилагательных в речи

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по русскому языку, 3 класс

Источник