Меню

Сочинение по цитате о глаголе



Сочинение на лингвистическую тему по цитате А. А. Потебни.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Систематизированный материал даёт теоретические данные к написанию сочинения о наклонениях глагола.

Скачать:

Вложение Размер
сочинение по цитате А. А. Потебни 48 КБ

Предварительный просмотр:

гиа сочинение о наклонении глагола

.Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста А.А.Потебни:«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают недействительное событие ,а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».

Теоретический уровень рассуждения Теоретический уровень рассуждения Важной задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания А.А.Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Обратите внимание! Нельзя в сочинении сразу после тезиса приводить примеры из текста! Должен быть элемент рассуждения ученика о том, как он понимает эти слова!

Всякое высказывание содержит указание на то, как соотносится сообщаемое с реальной действительностью. То, о чём рассказывается как реальное в предложении, может подаваться происходящее (Друг увлечённо как рассказывает о путешествии в Крым), как обязательное для  желаемое (Я с удовольствием съездил бы в Крым), исполнения (Съезди в Крым непременно!). Все эти смысловые различия выражаются при помощи форм наклонения. Наклонения глагола

  • 6. Наклонение глаголаВ русском языке три наклонения:• изъявительное — выражает действие, которое реально существует, существовало или будет существовать ; глаголы в изъявительном наклонении имеют формы времени (настоящего, прошедшего и будущего), лица (1,2 и 3) и числа (единственного или множественного);• условное — выражает действие, которое реально не существует, а является лишь возможным или желаемым (купил бы, прочитал бы); оно образуется при помощи глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и частицы бы;• повелительное выражает волю говорящего т.е. , действие, которое не является реальным,.; оно образуется от основы настоящего или простого будущего времени при помощи суффикса -и- (лови, прочти) или нулевого суффикса- летай, отрежь), множественное число образуется путем добавления к форме единственного числа повелительного наклонения суффикса -те (ловите, прочтите), также повелительное наклонение может образовываться путём прибавления к глаголам в изъяснительном наклонении настоящего времени частиц пусть, пускай.
  • 7. Формы условного наклонения глагола обозначают желательное или возможное действие при каких-либо условиях или действие, в котором говорящий сомневается и только предполагает его. вн и м а н и е ! 1. Оттенок желательности: Я наказал бы его за непослушание. 2. Оттенок условного, возможного действия: Он приехал бы, если б смог. 3. Оттенок опасения, сомнения, предположения: Не наделал бы этот старик глупостей. Побудительные предложения со сказуемым в форме условного наклонения в основном выражают желание, чтобы конкретное лицо совершило определенное действие или испытало то или иное состояние. В художественной литературе и в разговорной речи широко распространены высказывания в форме условного наклонения, выражающие совет. Сходил бы ты в кино. Научила бы ты его жизни!
  • 8. Сходство условного и повелительного наклонений Побудительные предложения в форме условного наклонения в основном употребляются тогда, когда нужно, чтобы конкретное лицо (говорящий, собеседник, 3-е лицо) совершило определенное действие. Предложения с формой повелительного наклонения также могут выражать это значение. Следовательно, в том и другом случаях эти выражения бывают близкими, почти тождественными: Отдохни немножко и Отдохнул бы ты немножко Принеси-ка книгу и Принёс бы ты книгу. ! !
  • 9. Условное наклонение Если побуждение к действию, выраженное с помощью повелительного наклонения ( «поезжай») – это программа действий, предписываемая адресату, то побуждение к действию, выраженное с помощью форм условного наклонения, – это совет, просьба: Учитель — родителям:– Саша перестал готовиться к урокам. Вы бы поговорили с ним по душам. Учитель – ученику:– Ты остался бы после уроков позаниматься. Мне хочется тебе помочь. При помощи формы условного наклонения говорящий выражает просьбу, считая, что исполнение предлагаемого действия изменит ситуацию в лучшую сторону.
  • 10. Употребление условного наклонения в побудительном значении выполняет функцию повелительного наклонения,! выражая такой смысл, обозначать который с помощью последнего невозможно. Таким образом, при помощи условного наклонения, т. е. формы, показывающей содержание речи мыслимым предположительно, можно передавать реально несуществующее, но возможное (при наличии определенных условий) или желаемое.
  • 11. Оттенки побудительных значений(условное и повелительное наклонения) Приказ, просьба, требование, совет,распоряжение, поручение, разрешение,согласие, запрет, предложение,приглашение, призыв, предостережение,предупреждение, мольба, уговаривание,убеждение и т.п.

(1)«Если бы только она мне приказала, я избил бы всех ребят внашем классе! (2)Я бы прошел на руках от раздевалки до спортзала на четвертом этаже. (3)Нет, это ерунда, это легко. (4)Я бы лучше прошел с закрытыми глазами по карнизу четвертого этажа. (5)Если бы только она приказала!» (6)В записке, оставленной в тетради и случайно прочитанной Женей, не было ни обращений, ни посвящений. (7)Но она шестым чувством педагога сразу догадалась, о ком писал Дима Воронов.(8)Конечно же, о своей однокласснице Танечке! (9)Женя ясно представила себе Диму Воронова, высоченного, плечистого девятиклассника с чуть плакатной внешностью.(10)Малыши таскались за ним как завороженные. (11)Они на всю школухвастались Димиными мускулами и сочиняли легенды о его подвигах.(12)Когда Дима играл в волейбол, они со всех сторон обступалиплощадку и так шумно «болели», что не было слышно свистков судьи… (13)Однажды на катке Женя видела, как Дима Гулливеромвозвышался среди облепивших его малышей. (14)Это было смешно итрогательно. (15)Он учил пятиклассников играть в хоккей, строго ипридирчиво командовал ими. (16)А потом она видела, как Димарастирал руки малышу, потерявшему варежки, и приговаривал: «Неплачь, сейчас согреемся!» (17)Женя ясно представила себе и хрупкую близорукую девушку спервой парты, Танечку. (18)Она была некрасива, а когда надевала очки,черты ее лица становились просто неуловимы. (19)Женя вспомнила, как на новогоднем балу кто-то из юношей пустилзлую шутку по поводу неказистой Таниной внешности.

(20)Дима тогда вплотную подошел к шутнику и с лицом, не предвещавшим ничего доброго, сказал: (21)- Вот уж не думал, что ты такой балбес! (22)Твое счастье, что дуэли запрещены. (23)Шёл бы ты отсюда! (24)И целый вечер танцевал с Танечкой. (25)»Ну рыцарь!» — мысленно восхищалась Женя. (26)Она вспомнила, что Дима и Танечка часто оставались в школе после уроков заниматься геометрией, с которой Танечка была не в ладах. (27)Математичка Алевтина Георгиевна, очень напоминавшая Жене классную даму былых времен, относилась к этим занятиям скептически. (28)Заметив как-то в уже опустевшей раздевалке одиноко висевшее Танино пальто, а на полке Димину шапку, Алевтина Георгиевна усмехнулась: (29)- Занимаются? (30)Ничего из этой так называемой «взаимопомощи» не получится. (31)Их просто нужно учить порознь! (32)Поймите, задачи, которые решают мои юноши, девушкам вовсе не по плечу!(33)А Женя с придирчивостью учителя русского языка и литературы подумала: «Не по плечу. (34)Так, конечно, говорят, а все же странное выражение: плечами, что ли, решают задачи? (35)Сказала бы уж лучше «не по уму». » (36)А математичка продолжала: (37)- Да и влюблённость эта…(38) Загрузили бы вы его общественной работой — и все как рукой сняло бы. (39)Поверьте моему опыту. (40)Опыту Алевтины Георгиевны Женя не поверила, но и своего опыта у нее тоже не было. (41)Однако она решила поговорить с Димкой после уроков о том, что избивать ради Танечки своих товарищей или ходить с закрытыми глазами по карнизу четвертого этажа просто нельзя…. (По Алексину А.)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смыслвысказывания выдающегося русского лингвистаА.А.Потебни: «Сходство между наклонением условным иповелительным состоит в том, что оба они…выражают не действительное событие, аидеальное, то есть представляемое существующимтолько в мысли говорящего».

  • 16. Задание для самостоятельной работы(1)«Если бы только она мне приказала, я бы избил всех ребят в нашем классе! — Какие действия переданы этими(2)Я бы прошел на руках от раздевалки глаголами? до спортзала на четвертом этаже.(16)А потом она видела, как Дима — В каком случае растирал руки малышу, потерявшему варежки, и приговаривал: «Не возможны эти плачь, сейчас согреемся!» действия?(23) Шёл бы ты отсюда! — Напишите(32) Поймите, задачи, которые решают сочинение- мои юноши, девушкам вовсе не по рассуждение о плечу! роли данных(35) Сказала бы уж лучше «не по уму». глаголов.(38) Загрузили бы вы его общественной работой — и все бы как рукой сняло.(39)Поверьте моему опыту.
  • 17. ПлансочиненияТеоретическое обоснование (истолкование смысла высказывания) Пример 1, его функция Пример 2, его функция Вывод
  • 18. (Тезис А.А.Потебни опущен)
  • 19. Вариант 1
  • 20. С этой мыслью нельзя не согласиться. Действительно, глаголы в условном и повелительном наклонениях обозначают действия, возможные или желаемые при определенных условиях или обстоятельствах. Так, в предложении 16 глагол повелительного наклонения («не плачь») выражает просьбу Димки, побуждая малыша совершить указанное действие. Но оно возможно лишь в том случае, если мальчишка согреется и успокоится. И в предложении 23 глагол условного наклонения «шёл бы (ты)» также содержит побуждение к действию. В скрытой форме Дима порекомендовал своему однокласснику не напрашиваться на неприятности, однако неизвестно, осуществит ли этот совет подросток, обидевший Таню. Эти примеры помогают понять, что глаголы в повелительном и условном наклонениях обозначают не реальные действия, а требуемые, желаемые или возможные, которые, однако, могут и не совершиться.
  • 21. Вариант 2
  • 22. В русском языке лишь в изъявительном наклонении глаголы выражают реально существующие действия, а в условном и повелительном – только такие, которые могут совершиться при определённых обстоятельствах или желании собеседника. Например, в предложении 1 действие «избил бы» может осуществиться только при условии, что Диме прикажут это сделать, а выполнение настоятельной просьбы Алевтины Георгиевны («Поверьте моему опыту») всё-таки зависит от того, захочет ли Женя последовать её совету. Значит, прав был выдающийся русский лингвист А.А.Потебня, утверждавший, что «сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
  • 23. Вариант 3
  • 24. Известно, что любое высказывание содержит указание на то, как соотносится сообщаемое с реальной действительностью. Только в изъявительном наклонении действие подаётся как реально происходящее, а в условном и повелительном — как возможное, желаемое ил иобязательное для исполнения. Например, глагол в условном наклонении«загрузили бы» передаёт желание учительницы математики отвлечь Диму от посторонних мыслей,поэтому она настоятельно советует Жене: «Поверьтемоему опыту». Однако эти действия не совершены,они лишь мыслятся. Поэтому прав был известный лингвистА.А.Потебня утверждавший, что что «сходство междунаклонением условным и повелительным состоит втом, что оба они… выражают не действительноесобытие, а идеальное, то есть представляемоесуществующим только в мысли говорящего».
  • 25. Список литературы:1. Кулькова Р.А. Функционирование сослагательного наклонения в современном русском языке. М., 19862. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., Т. 1–2.3. Современный русский язык. В 3-х ч. /Под ред. Н. М. Шанского. – М., 1981.4. Современный русский язык /Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М.И.Фомина. – М., 1987.5. Современный русский язык. Учебное пособие-справочник по русскому языку для студентов факультетов русской филологии педвузов и университетов /Под ред. М. А. Хегай. – Т., 1995.

Источник

Сочинение на тему Глагол

Все части речи нужны и важны, ведь они выполняют важную работу, помогая нам выражать свои мысли и чувства. Но моей любимой частью речи является глагол.

Глаголы появились раньше всех остальных частей речи, и этому есть объяснение. Когда ещё не было письменности, а лишь зарождалась речь, людям в общении было важно передать именно действия: собрал урожай, пошёл на охоту, сделал орудие и так далее.

Наверное, ещё тогда, в древности, и появились формы чисел глагола: единственное и множественное. Формы чисел определяют, какое количество предметом участвовало в совершении действия.

Интересно, что глагол может передать не только число лиц, выполняющих действие, но и показать, когда было выполнено то или иное действие. В этом ему помогают времена. В русском языке их три: прошедшее, настоящее и будущее. Легко догадаться, что прошедшее время показывает, что уже было сделано в прошлом, настоящее — что делается в данный момент, а будущее — что планируется сделать.

Глаголы настоящего и будущего времени имеют также три лица. Глаголы первого лица соотносится с местоимениями: я, мы, второго лица — ты, вы, а третьего лица — он, она, оно.

Лица помогают определить спряжение. Изменение глагола по лицам помогает определить, к какому спряжение он относится. Если в окончании стоит буква Е, то это первое спряжение, И — второе. Но не все глаголы подчиняются этому правилу, есть двенадцать исключений. Все исключения нужно знать, чтобы не совершать ошибки в написании глаголов.

У глаголов прошедшего времени можно определить род предмета, который выполняет действие. Для этого необходимо лишь посмотреть на окончание. Буква А говорит о том, что перед нами глагол женского рода, О — среднего, а вот отсутствие окончания характерно для мужского рода.

Каждый глагол имеет инфинитив, то есть начальную форму. Инфинитив отвечает на вопросы: что делать и что сделать. Интересно, что по вопросам к инфинитиву определяется также вид. Приставка с в вопросе говорит о том, что перед нами совершенный вид, а её отсутствие обозначает, что глагол относится к несовершенному виду.

Одна из отличительных особенностей этой части речи — наличие безличной формы, то есть формы, передающей состояние, настроение предмета или называющей действие, которое происходит само по себе. Пример: за окном моросило. В данном предложении не говорится, кто именно совершает действие, но один только глагол «моросило» описывает пейзаж за окном, передаёт настроение. Такой приём очень любят писатели и поэты.

Таким образом, глагол — самостоятельная часть речи, имеющая интересную и насыщенную жизнь. Он играет большую роль в нашей речи, помогая нам описывать совершаемые действия.

Вариант 2

Многим из нас знакомо выражение: «Глаголом жги сердца людей». Это цитата из стихотворения «Пророк» пера русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Конечно же, в данном случае слово «глагол» употребляется в смысле «слово», да и в былые времена «глаголить» означало «говорить». В своём сочинении я хочу сузить это понятие, поэтически воспетое Пушкиным-пророком, и признаться в любви глаголу не как слову, а как к части речи, которую изучают в школьной программе.

Пожалуй, это одна из главных частей речи любого языка, без которой не построить фразы, не выразить мысли. В этом вопросе глагол идёт в паре с именем существительным – как основа любого выражения. Если цветистые определения и дополнения, а также обстоятельства для понимания сути в предложении можно опустить, то редкое предложение обходится без глагола. Глагол помогает понять, что «хочет» существительное, наделяет предмет или живое существо каким-нибудь действием. Дай подлежащему-существительному и сказуемому-глаголу друг друга, и сразу станет ясно, о чём идёт речь.

Русский язык гибок и непредсказуем, он позволяет говорящим и пишущим выстраивать свои фразы так, как им вздумается, выводя глагол то на первые позиции в предложении, подвинув подлежащее, то, наоборот, уступив ему место в начале. В отличие от существительного, у глагола нет рода, зато есть своя уникальная «черта характера» — время, с помощью которого говорящему, слушателю или читателю легко ориентироваться, где происходило, происходит или будет происходить действие. А вот другая характеристика – спряжение – это чисто грамматический ориентир, помогающий пишущему правильно изобразить глагол на бумаге. Для этого филологи построили для глаголов правила, но есть в русском языке глаголы-индивидуумы, которым общие правила не писаны, это так называемые неправильные глаголы, для них какой-то поэтически одарённый учитель придумал зарифмованный стишок – чтобы этих неправильных «товарищей» легче было запомнить и правильно написать. Наверное, его знает каждый.

Глагол, как и другие части речи любого языка, подвержён влиянию времени. В наши дни какие только слова не изобретаются – и неологизмы, продиктованные новыми разработками, и сленговые выражения. Это понятно, но вот всё-таки хочется, чтобы каждый используемый в речи глагол имел культурную оболочку и был приятен человеческому слуху и глазу. Давайте глаголить чистоплотно!

Сочинение 3

Наш язык очень богат, он состоит из частей речи, каждая важна и имеет свою роль. Части речи помогают выражать свои мысли. Существуют зависимые части речи и самостоятельные. Больше всего мне нравится глагол, он указывает на действие предмета или предметов. В предложениях, часто бывает сказуемым.

Три лица есть у глагола. Единственного и множественного числа бывает каждое лицо. Местоимения “я” и “мы” используются для первого лица, для второго – “ты” и “вы”, ну а для третьего “он”, “она” и “оно”.

В двух спряжениях возможно употребить глагол. Чтобы узнать спряжение, необходимо изменить лицо глагола и его число в будущем либо настоящем временах. Если глагол заканчивается на букву “е”, это значит спряжение первое. Если же на букву “и” — значит второе. Возможны и исключения из правил. Словами, которые пишутся не по правилам являются: стелить и брить для спряжения первого. А также существуют слова исключения и для второго спряжения и к ним принадлежат: дышать, слышать, видеть, гнать, обидеть, терпеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, вертеть.

Также в нашем языке наклонения есть у глаголов. Что действие происходило, происходит или будет происходить в реальности, нам говорят глаголы, стоящие в изъявительном наклонении. Обозначают что действие может быть будет совершаться обозначают стоящие в условном наклонении глаголы, с частицей “бы”. Просят что-то сделать, побуждают действовать, глаголы, которые стоят в повелительном наклонении.

Всего в трёх временах возможно употребить глагол. Время прошедшее говорит о том, что уже случилось. Время настоящее говорит о действиях, происходящих в данный момент. Будущее время говорит о действиях, которые только ожидают своего совершения. Ещё у слов, обозначающих действие, есть форма, не имеющая ни лица, ни числа, ни времени. она называется начальной формой, отвечающей вопросам “что сделать?”, “что делать?”. Отвечающий на вопрос “что делать?”, глагол, является видом несовершенным. А отвечающий на вопрос “что сделать?”, глагол, употреблён в виде совершенном.

Я считаю глагол очень интересным для изучения, поэтому я хочу его изучить полностью.

Глагол

Несколько интересных сочинений

Главным персонажем повести Александра Грина является мечтательная и искренняя девушка Ассоль. Эта девушка — один из самых романтических персонажей русской литературы XX века

Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

Весна это прекрасное время года, когда природа просыпаемся, все расцветает вокруг, радует своим обновлением. Еще, возможно, лежит на улице снег и по ночам достаточно холодно, но в воздухе уже чувствуется приближение тепла

Евгений! Здравствуйте. Доброго времени суток! Что там у вас сейчас? Я пишу вам письмо по заданию учителя. Хочу вас попросить, чтобы вы не обижали Татьяну.

Григорий Печорин — непростой персонаж, поэтому его сложно сразу отнести к положительным или отрицательным героям. Только через череду сложных размышлений можно найти ответ на этот непростой вопрос.

Источник

Читайте также:  Прилагательное и глагол разный смысл