Меню

Сочинение с глаголами тся ться



ТСЯ и ТЬСЯ

Для того чтобы правильно писать слова на -тся и -ться , надо выучить всего одно правило, из которого нет исключений.

Если глагол стоит в форме 3-го лица единственного или множественного числа, то пишется -тся .

Наш кот просыпается от любого шороха.
Летучие мыши просыпаются ночью.

Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется -ться .

Не люблю просыпаться в 5 утра под резкий звон будильника.

Как определить, в какой форме употреблен глагол: в форме 3-го лица единственного числа или в неопределенной форме? Глагол в форме 3-го лица единственного числа отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?». Перед глаголом можно подставить местоимение он (или она , оно ).

Он (что сделает?) извинится перед вами.

Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».

Я бы очень хотел (что сделать?) извиниться.

Выберите правильный вариант написания выделенного слова.

Я сделаю вам предложение, от которого невозможно отказат…ся .

Если ты подаришь ей только букет из трех ромашек, она может и обидет…ся .

Этот щенок останет…ся жить у нас.

Особую трудность могут вызывать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, потому что к ним трудно задать вопрос и нельзя подставить местоимение.
Ему сегодня здорово достанется.
На территории парка запрещается кормить лебедей и белок.
В обоих примерах глагол стоит в форме 3-го лица, поэтому пишется — тся .

Почему всё устроено именно так?

Правило про -тся и -ться можно не только запомнить, но и понять. Глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа пишутся без мягкого знака на конце: занимает , занимают . Глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком: занимать . В этих словах никто не допускает ошибок. Добавление постфикса -ся ничего не меняет. Получаем: занимается , занимаются , но заниматься . Глаголы в форме 3-го лица пишутся без мягкого знака независимо от того, заканчиваются они на — ся или нет. Точно так же глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком независимо от присутствия постфикса — ся .

Ещё упражнения

Выберите правильный вариант написания выделенного слова или слов.

Цирковое представление начинает…ся в 2 часа дня.

Источник

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

ТЬСЯ или ТСЯ в глаголах?

Чтобы определить – писать глагол с -тся или -ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – «что делать?» или «что делает?». Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.
https://tsya.ru/mnemonic.html

Редакция Lampa
#Теория#Русский язык#Орфография#Тся и ться
Для того чтобы правильно писать слова на -тся и -ться, надо выучить всего одно правило, из которого нет исключений.
Если глагол стоит в форме 3-го лица единственного или множественного числа, то пишется -тся.
Наш кот просыпается от любого шороха.Летучие мыши просыпаются ночью.
Если глагол стоит в неопределенной форме (инфинитиве), то пишется -ться.
Не люблю просыпаться в 5 утра под резкий звон будильника.
Как определить, в какой форме употреблен глагол: в форме 3-го лица единственного числа или в неопределенной форме? Глагол в форме 3-го лица единственного числа отвечает на вопросы «Что делает? Что сделает?». Перед глаголом можно подставить местоимение он (или она, оно).
Он (что сделает?) извинится перед вами.
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?».
Я бы очень хотел (что сделать?) извиниться.
.
Особую трудность могут вызывать безличные глаголы и личные глаголы в безличном значении, потому что к ним трудно задать вопрос и нельзя подставить местоимение.Ему сегодня здорово достанется.На территории парка запрещается кормить лебедей и белок.В обоих примерах глагол стоит в форме 3-го лица, поэтому пишется -тся.
Правило про -тся и -ться можно не только запомнить, но и понять. Глаголы в 3-м лице единственного и множественного числа пишутся без мягкого знака на конце: занимает, занимают. Глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком: занимать. В этих словах никто не допускает ошибок. Добавление постфикса -ся ничего не меняет. Получаем: занимается, занимаются, но заниматься. Глаголы в форме 3-го лица пишутся без мягкого знака независимо от того, заканчиваются они на -ся или нет. Точно так же глаголы в неопределенной форме пишутся с мягким знаком независимо от присутствия постфикса -ся.
Ошибки в словах на-тся и -ться встречаются настолько часто, что этой теме даже посвящен отдельный сайт tsya.ru. Если вам хочется еще объяснений и примеров, то вам туда.
И проверочный тесты с правильными ответами!
https://lampa.io/p/tsya-i-t-s-fceb87ca7353445bbc35be04f8735fb7

Читайте также:  Что такое двувидовые и одновидовые глаголы

«Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты»

Источник

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Правило тся и ться в глаголах – основные моменты

Чтобы понять, пишется ли в окончании глагола мягкий знак или нет, достаточно задать к слову вопрос. Если это инфинитив, то он отвечает на вопрос что делать? или что сделать?, и мягкий знак перед -ся точно нужно ставить. Это будет означать, что глагол стоит в неопределенной форме

Например:

Если же глагол отвечает на другие вопросы, а именно, что делает?

Например:

На самом деле с -тся и -ться в глаголах все не так просто, как может показаться. Так, есть предложения без подлежащих, то есть задать вопрос к загадочному глаголу с -ся довольно трудно. Чаще всего в таком случае он пишется без мягкого знака. Например: Учись – всегда пригодится!

Трудности правописания мягкого знака в разных формах глагола

Основная трудность заключается в том, чтобы всегда мысленно задавать к глаголу вопрос – это действительно сложнее, чем кажется, а значит, легко ошибиться.

Вторая трудность – это когда глагольные формы на -ся идут в предложении друг за другом – есть соблазн поставить мягкий знак в обоих случаях, или снова-таки для двух глаголов сразу от него отказаться. Между тем, как и в общем случае, следует поставить вопрос, потому что ситуации бывают разные.

Читайте также:  Безударная гласная и парная согласная в корнях глаголов

Простой пример:

Некоторые ставят вопрос только к первому глаголу, а во втором пишут такое же окончание, но пример ясно дает понять, что это ошибка.

Очень важно правильно определить форму глагола с помощью вопроса, что иногда может вызвать у учащихся затруднения. Именно поэтому рекомендуется отработать данный навык до автоматизма, что возможно только благодаря многократному повторению и упорному выполнению упражнений.

Помогает хорошо запомнить правило понимание его природы. Так, если посмотреть на глаголы третьего лица или стоящие в неопределенной форме, то можно увидеть, что первые пишутся без мягкого знака на конце, а во вторых он присутствует. То есть фактически добавленный к слову суффикс -ся сути происходящего не меняет.

Фактически этот суффикс легко заменить на слово “себя”, так что в случае сомнения можно перепроверить себя и таким способом, разделив глагол на два слова. Так, слово учиться легко разделить: учить себя, очевидно, что речь идет об инфинитиве, то есть мягкий знак нужен.

Что мы узнали?

Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов. Соблюдение такого простого правила часто все же вызывает трудности, так что для проверки грамматической формы глагола можно использовать дополнительные методы. Но все же основной – это вопрос, все остальное – вспомогательные варианты.

Источник

«Отработка правописания -тся, -ться в глаголах». Урок русского языка в 4-м классе

Цель урока: закрепить умения учащихся о способах действия при выборе правильного написания -ться и -тся в глаголах.

Задачи:

  • Отработать способ действия при выборе написания -ться и -тся, вести работу по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы.
  • Развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.
  • Воспитывать положительное отношение к учёбе, к знаниям; интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороват…ся:
– Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становит…ся
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлит…ся
до вечера!

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.
– По данному приветствию определите тему урока. (Приложение. Слайд 2)

II. Минутка чистописания (Приложение. Слайд 3 )

-тся -ться
– Придумайте по одному глаголу с данными суффиксами и запишите их. (Приложение. Слайд 4)

Не стыдно (не ) знать, стыдно (не) учит..ся.

– Объясните пропущенные орфограммы.
– Дайте смысловое значение данной пословицы.

IІІ. Актуализация знаний учащихся

К….мандир, д…ректор, ж…лать, в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан, г…товить.

На какие две группы можно разделить эти слова?
– От каких из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов -ться, -тся?

Одновременно проводится индивидуальная работа учащихся по карточкам.

Карточка № 1.

Читайте также:  Глагол весь теоретический материал русский язык

Замените существительные однокоренными глаголами, поставив их в неопределенной форме.

Увлечение, наслаждение, раздражение, удаление.

Карточка № 2.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Тащимся, мчимся, рассержусь, улыбаюсь.

Карточка № 3.

Поставьте глаголы в неопределённой форме.

Умываемся, собираемся, возвращаюсь, приближаюсь.

– Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе? (Приложение. Слайд 6)

– Помни: вопрос – твой помощник!

Что делает? Что делать?
Что сделает? Что сделать?
бросится броситься
нравится нравиться
удивится удивиться
вернутся вернуться

– Существует еще один способ действия при определении правильного написания -тся и -ться в глаголах. (Приложение. Слайд 7)
– Посмотрите внимательно на таблицу. От чего в данном случае зависит написание ь?

Работа с таблицей:

– Откройте учебник на стр. 101 и прочитайте правило. Проверьте правильность ваших выводов. Обратите внимание на обозначение орфограммы.
– От чего же зависит написание -ться и -тся в глаголах?

Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.

V. Тренировочные упражнения

1. Аукцион пословиц, содержащих слова на изучаемую орфограмму.

– Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму. (Приложение. Слайд 8)

Друзья (что делают?) познаются (3-е л.) в беде.
Трус своей тени (что делает?) боится (3-е л.)
Всякий человек в деле (что делает?) познаётся (3-е л.)
У него дело из рук (что делает?) валится (3-е л.)
Несчастья (что делать?) бояться (неопр. ф.), так и счастья (что делать?) невидать (неопр. ф.)
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учиться (неопр. ф.)
За всё (что делать?) браться (неопр. ф.) – ничего не сделать.

2. Работа по учебнику № 1, стр. 102 (Приложение. Слайд 9)

3. Исправь ошибки в тексте и докажите. (Приложение. Слайд 10)

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата резвяться в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить сваю маму. Обезьяна держиться за ветку и сладко спит. Семейство тигров дружно умывается. Интересно ухаживать за животными и заботится о них.

4. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными, которые оканчиваются на -ца! (Приложение. Слайд 11)

– Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов.

Болит переносица – собрание переносится
Чистая водица – не надо с ним водиться
Острая спица – ему не спится

5. Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

  1. Проявлять стремление стремиться – стремится
  2. Испытывать волнение волноваться – волнуется
  3. Допускать ошибки ошибаться – ошибается
  4. Принять решение решиться – решится
  5. Чувствовать радость радоваться – радуется

6. Домашнее задание (Приложение. Слайд 13) № 2, стр.101.

7. Итог урока. Рефлексия

– Когда в глаголах, оканчивающихся на -тся пишется Ь?

Выставление оценок за урок.

– Подарите друг другу и мне свои улыбки, если у вас настроение хорошее, ваша работа на уроке понравилась вам, урок был интересный.
– Как приятно видеть ваши радостные лица!

Источник