Меню

согласование прилагательного с существительным словарь



Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки).

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_8.doc 245.5 КБ
zanyatie_8.pptx 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир слов. Соглосование прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель: Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, признаки и действия).

1. Продолжать учить детей отвечать полными, развёрнутыми предложениями.

2. Продолжать формировать понятие о родственных словах, учить их подбирать.

3. Упражнять в отчетливом произношение звуков русского языка.

4. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание.

I Игра для настройки рабочего настроения (стоя в кругу)

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки в верх, пальцы веером)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх , ладони развернуты к небу)

Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, слегка покачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (руки под подборотком ладонями вверх сомкнув кисти)

Здравствуй утро, здравствуй день! (рукой показать сначала направо, потом — налево)

Мне здороваться не лень! (показать обеими руками на себя, покачать головой)

Встанем дружно мы в кружок, (взяться за руки)

Здравствуй миленький, дружок! (поклониться головой сначала вправо, потом — влево)

II Закрепление пройденного материала.

1. Д/упр. «Кто или что» (дети стоят в кругу)

-Я буду кидать вам мячик в руки и называть слово, а вы будите кидать мне мяч обратно и говорить на какой вопрос оно отвечает КТО? или ЧТО?

2 . Д/упр.»Подбери словечко»

-А теперь я буду бросать вам мячик, ударяя его об пол, и называть слово отвечающее на вопрос кто? или что?, а вы мне — отвечающее на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

солнце — светит, греет

дождь — льет, поливает

дерево — растет, скрипит, качается

трава — растет, зеленеет, вянет

ручей — бежит, журчит

гром — гремит, грохочет

звезды — светят, мерцают

снег — идет, падает

лед — скользит, блестит

II Формирование представления о прилагательных. Какой? Какая? Какие?

-Посмотри на картинку и назови одним словом что на ней нарисовано (овощи)

— Что нарисовано на картинке? (помидор)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (круглый, красный, спелый, вкусный и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (морковь)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? Оранжевая, длинная, сладкая, полезная и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (огурец)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (зеленый, длинный, полезный, свежий и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (чеснок)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (белый, горький, полезный и т. д.)

-В русском языке много слов, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?

-Давайте попробуем подобрать такое словечко каждый о себе.

Я — веселая. А ты какой? (ответы детей)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Медведь собирает малину.)

-Малина какая? (красная, вкусная, крупная и т.д.)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Мальчик ест грушу.)

-Какая груша? (желтая, сочная, сладкая и т. д.)

-Как называется сок из груши? (грушевый)

-Как называется сок из яблока? (яблочный)

-Как называется сок из винограда? (виноградный)

-Как называется сок из персика? (персиковый)

-Как называется сок из помидора? (томатный)

III Развитие графических навыков.

-Найди на картинке фрукты и заштрихуй их по образцу.

Источник

Урок «Согласование имени прилагательного с именем существительным»

Тема урока: Согласование имени прилагательного с именем существительным

Тип урока: комбинированный

Цели урока: — формирование умений и навыков определения имен прилагательных в тексте, умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными; совершенствование каллиграфии письма, обогащение словарного запаса;

— коррекция логического мышления на основе узнавания, различения, коррекция внимания и восприятия;

— воспитывать интерес к предмету.

I. Организационный момент. (2 мин.)

II. Повторение пройденного материала. (7 мин.)

«Дорогие ребята, на прошлом уроке мы уже познакомились с самостоятельной частью речи – именем прилагательным. Сегодня мы узнаем, с кем и как эта часть речи «дружит».

Вот в этом красивом доме живёт красивая художница-волшебница Имя прилагательное. Она будет нас сопровождать во время урока. Позвольте вам представить её:

Я слово замечательное, —

Говорит нам прилагательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет-

об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Прилагательным меня называют

И по падежам меня склоняют.

Все предметы украшаю,

Какой есть предмет скажу

Что представить наглядно как выглядит Имя прилагательное в тексте предлагаю вам следующее стихотворение:

Эта страница зелёного цвета,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолёт, стрекоза.

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

III. Воспроизведение и коррекция знаний (7 мин.)

«Игра разведка». Вот вам небольшой текст, в котором жудожница- волшебница Имя прилагательное описывает снег. Найдите слова, с помощью которых она это сделала:

Снег белый. Но бывает голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий, колючий.

Если мы уберём из текста все прилагательные, то текст наш останется бедным, неярким, тусклым, неинтересным. Посмотрите, что у нас получилось:

Снег. Но бывает, , , на закате даже, а по форме – , . Его можно потрогать – он, ,.

2. А сейчас попробуем определить предметы по признакам, которые обнаружим в загадках:

Я родился в день дождливый под осиной молодой, круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (гриб)

Я шариком пушистым белею в поле чистом, а дунул ветерок – остался стебелёк. (одуванчик)

Стоит в саду кудряшка- белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (ромашка)

Аленький, маленький, круглый, блестящий, в руке его тросточка, внутри его косточка. (вишня).

«Отгадай, кто это?». А теперь мы проверим, как вы знаете сказочных героев из мультфильмов:

Ответьте, про кого мы можем так сказать:
— крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
— глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
— длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
— красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
— серый, голодный, злой- Серый Волк.
— рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
— толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
— зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
— лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
— дикий, отважный, ловкий – Маугли.
(слайд № 7)

4. Как художница Имя прилагательное украшает слова, вы можете увидеть на следующих примерах:

(слайд № 8) Дерево- зелёное, ветвистое..

(слайд № 9) Кошка – рыжая, усатая, домашняя.

Гриб – большой, несъедобный, ядовитый.

5. А теперь скажите, какие из признаков-прилагательных относятся к торту, а какие нет? Не ошибитесь, а то торт станет несъедобным!

IV. (слайд № 12) Физминутка для глаз. (4 мин.)

V. Актуализация знаний к новой теме. Сообщение темы урока.

1. (слайд № 13) Кластер «Имя прилагательное»

Кла́стер ( англ. cluster — скопление) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

VI. Сообщение новых знаний

1. (слайд № 14) Имя прилагательное всегда дружит с именем существительным и «надевает ту же одежду, что и имя существительное», т.е. стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

2. (слайд № 15) Вот какое нарядное платье у нашей художницы. Это различные окончания украсили его.

3. (слайд № 16). Имя прилагательное отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

4. Словарь: (слайд № 17).

5. (слайд № 18).Измените прилагательные по родам и числам.

6. . (слайд № 19).Исправьте ошибки: (письменно)

у высокой столба,

7. . (слайд № 20). Алгоритм работы с именем прилагательным.

8. (слайд № 21). Согласуйте имя прилагательное с существительным

родн. (краем, отечества, городом).

VIII. (слайд № 22). Физминутка.

IX. Закрепление знаний

1. (слайд № 23). Дописать окончания.

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк____, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

2.(слайд № 24). Подобрать имена прилагательные к именам существительным .

Вечер, ночь, утро (сырой, лунная, раннее, осенний, ясное, прохладный, долгий, летняя, радостное, тихая, тёплое, звёздная).

3. (слайд № 25). Антонимы (устно).

Большой –маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой

4. (слайд № 26). Самостоятельная работа.

Два друга пошли в лес за грибами. У (какого-то) Миши была (какая-то) корзинка, а у (какого-то) Коли (какое-то) лукошко. Они собирали грибы и перекликались (какими-то) голосами. Вдруг (какое-то) небо потемнело и пошел (какой-то) дождь. Миша и Коля побежали домой.

Знаешь ли ты, что… (опрятный)

6. (слайд № 28). Игра «Ласковые слова)

Вспомните и назовите все ласковые слова, которыми тебя когда-либо называла мама, папа, бабушка и др. люди.

А теперь назовите этими словами своих соседей по парте.

VII. Повторение и обобщение. (3 мин.)

(слайд № 29).Имя прилагательное.

(слайд № 30). «Верные–неверные утверждения»

(слайд № 31). Синквейн

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Источник

Согласование полных прилагательных с существительными

Introduction

Имена прилагательные указывают на признак существительного.

Согласование — это вид связи, при котором зависимое слово ставится в той же форме рода, числа и падежа, что и главное.

При согласовании в словосочетании прилагательное + существительное имя существительное является главным словом, прилагательное — зависимым.

Полное прилагательное согласуется с существительным в единственном числе, роде и падеже; во множественном числе — в числе и падеже.

При изменении формы главного слова происходит изменение зависимого.

Example

  • Добрая девочка шла по улице. (женский род, единственное число, именительный падеж)
  • Доброго мальчика увидел прохожий. (мужской род, единственное число, родительный падеж)
  • Доброй девочке дали конфеты. (женский род, единственное число, дательный падеж)
  • На улице я вижу добрых мальчиков. (мужской род, множественное число, винительный падеж)
  • Отец гордится своими добрыми девочками. (женский род, множественное число, творительный падеж)
  • Добрые мальчики думают о том, как помочь маме. (мужской род, множественное число, предложный падеж)

Для согласования прилагательного с существительным следует выполнить следующие действия:

  • определить род, число, падеж существительного;
  • выписать словарную форму прилагательного;
  • поставить прилагательное в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

Чтобы согласовывать правильно, в первую очередь, нужно определить род, число и падеж у существительного, далее поставить прилагательное в ту же форму.

Источник

Согласование прилагательного и существительного

Давайте поговорим об одном из самых распространенных словосочетаний — прилагательном и существительном, и их согласовании. Согласовать — это значит правильно выбрать форму прилагательного (род, число и падеж), потому что по правилам именно прилагательное зависит от существительного. Существительное в этой паре главное слово, а прилагательное как бы подстраивается под него.

Возьмем для примера предложение «Я никогда не читал настолько (интересный) книг». Наша задача — согласовать прилагательное «интересный» и существительное «книг».

Чтобы согласовывать правильно, нужно определить род, число и падеж у существительного.
Мы знаем, что существительное «книга» женского рода, по нулевому окончанию видим, что оно используется во множественном числе в родительном падеже. Далее нам нужно поставить прилагательное в ту же форму. Женский род «интересный» -> «интересная»; множественное число «интересная» -> «интересные»; родительный падеж «интересные» — «интересных».

Получаем выражение: «Я никогда не читал настолько интересных книг».

В словарях и заданиях слова представлены в единственном числе множественного рода.
Краткие прилагательные тоже согласуются с существительными по роду, числу и падежу, однако такие выражения являются устойчивыми и используются в речи в виде идиом.

На босу ногу.
(«боса» — краткая форма прилагательного «босая»).

Попробуйте сделать несколько простых упражнений на согласование.

Зимн() лес
Тёмн() небо
Сладк() мороженое
Хорош() погода
Лучш() другу
С младш() сестрой
Красив() цветы
Без черн() хлеба
Мелк() дождь
В нарядн() платье
Нов() работой
Золот() руки

Источник

Читайте также:  разработка урока 6 класс словообразование существительных

Согласование прилагательного с существительным словарь



Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе

Цель: Обобщить знания учащихся об имени прилагательном, закрепить лексико– грамматические признаки прилагательных.

  • Обогащать словарный запас.
  • Cпособствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Словарь: согласование, Невский пятачок, морпех, контратака, авиабомба, плацдарм,

Оборудлвание: раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор (презентация подготовлена в программе Power Point), учебник “Русский язык” экран, жетоны.

1. Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

Психологическая подготовка учащихся к деятельности

В школу мы пришли учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем и смотрим внимательно.

3. Сообщение темы урока.

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

О какой части речи мы сегодня будем говорить? Слайд 2.

4. Работа со словарными словами.

Слайд 3. (Записаны словарные слова с пропущенными орфограммами.)

Словарь: б_ография, в_теран, г_рой, м_даль, з_щита, с_лдат, св_бода, те_итория, бр_гада, м_трос, л_генда, пр_красный.

Какие слова записаны на доске?

Почему они так называются?

Какое задание вы должны выполнить?

Взаимопроверка – поменяйтесь тетрадями и помоги другу.

Проверка . Слайд 4.

Какой частью речи являются эти слова?

Какое слово “лишнее”? Почему?

Какая это часть речи?

Что мы знаем об имени прилагательном?

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса.”
(И. Тургенев)

Как вы думаете, что хотел сказать автор? К кому он обращается?

Найдите в предложении прилагательное “прекрасный”.

С каким существительным оно связано?

Как называется такая связь?

Определите род и число.

Каким способом можно определить род имени прилагательного?

6. Игра “По цепочке”.

Задание: подберите слова, похожие по смыслу.

Прекрасный – чудесный, удивительный, великолепный, красивый, отличный, хороший, замечательный, блестящий, потрясающий, шикарный, бесподобный и др. Слайд 6.

7. Подберите к прилагательному “хороший” имя существительное (друг, день, отдых и др.) Слайд 7.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

8. Гимнастика для глаз. Слайд 8.

9. Игра “Собери пословицу”

Слайд 9. (Новых друг лучше Старый двух.)

(Верная) друг, (великий) победа, (трудная) сражение, (торговые) порт, (блокадный) зима, (героическое) дни, (балтийская) берег, (глубокие) озеро.

С какой проблемой мы столкнулись?

Кто может сформулировать задачу?

Что мы будем делать?

Запишите. Проверка. Слайд 11.

11. Какой вывод можем сделать?

От чего зависит род и число прилагательного?

Прочитайте правило в учебнике (Стр.137)

12. Динамическая пауза. Слайд 12.

13. Слайд 13. Рассказ о Невском пятачке.

Работа с раздаточным материалом (на столе учителя).

Выберите себе вариант задания.

Кому будет нужна моя помощь, обращайтесь.

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись …. бои. ….. командование, несмотря на ….. потери своих войск, ….. сопротивление воинов …. фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все …. батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю ….. пятачка. Казалось , что уже нет ничего ….. на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. ….. воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу … удары..

Слова для справок: немецкий, новый, тяжелый, Невский, живой, чувствительный, огромный, героический, советский, Ленинградский.

Слова для справок: немецкое, новые, тяжелые, Невского, живого, чувствительные, огромные, героическое, советские, Ленинградского.

Сентябрь 1941. Под Ленинградом развернулись (тяжелый) бои. (Немецкий) командование, несмотря на (огромный) потери своих войск, (героический) сопротивление воинов (Ленинградский) фронта, принимало все меры, чтобы захватить город.

Гитлеровцы бросали в контратаки все (новый) батальоны. Тысячи мин, снарядов и авиабомб перепахали землю (Невский) пятачка. Казалось , что уже нет ничего (живой) на этом клочке выжженной земли. Но плацдарм держался. (Советский) воины не только отбивали атаки противника, но и сами наносили врагу (чувствительный) удары..

Списать, вставить пропущенные слова. Определить род, число имен прилагательных.

Самоконтроль. Возьми карточку “Выполненное задание”

15. Тест. Выбери правильный ответ. Слайд 15.

Имя прилагательное:
– часть речи,
– часть слова,
– часть текста.

Обозначает:
– предмет,
– признак предмета,
– действие предмета.

Отвечает на вопросы:
– что? кто?
– что делать?
– какой? какая? какое? какие?

16. Домашнее задание.

Как оцениваете свою работу? Слайд 16

Расскажите по схеме:
узнал …

Сегодня на уроке я научился…
смог …
могу похвалить себя и ….

Источник

СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ

§ 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн.

Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

§ 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома — два новых дома; сорок мест — сорок освободившихся мест; сто вопросов — сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род.

Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного — и им. и род. п.: две молодые женщины — две молодых женщины, какие­то четыре девочки — каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки — обе дворовых собаки, четыре большие избы — четыре больших избы, две женских руки — две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора — полторы: прожить целых полторы недели — целые полторы недели, ждать полных полтора часа — полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты — какие­нибудь полторы минуты.

§ 1818. Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

§ 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород — рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов — собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» — пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» — тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» — уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» — полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» — саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» — бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» — горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.

Источник

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Мир слов. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, действия и признаки).

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_8.doc 245.5 КБ
zanyatie_8.pptx 2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Мир слов. Соглосование прилагательных с существительными в роде и числе.

Цель: Формирование представления о многообразии слов русского языка (слова обозначающие предметы и явления, признаки и действия).

1. Продолжать учить детей отвечать полными, развёрнутыми предложениями.

2. Продолжать формировать понятие о родственных словах, учить их подбирать.

3. Упражнять в отчетливом произношение звуков русского языка.

4. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику, дыхание.

I Игра для настройки рабочего настроения (стоя в кругу)

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки в верх, пальцы веером)

Здравствуй, небо голубое! (руки вверх , ладони развернуты к небу)

Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, слегка покачиваются из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький дубок! (руки под подборотком ладонями вверх сомкнув кисти)

Здравствуй утро, здравствуй день! (рукой показать сначала направо, потом — налево)

Мне здороваться не лень! (показать обеими руками на себя, покачать головой)

Встанем дружно мы в кружок, (взяться за руки)

Здравствуй миленький, дружок! (поклониться головой сначала вправо, потом — влево)

II Закрепление пройденного материала.

1. Д/упр. «Кто или что» (дети стоят в кругу)

-Я буду кидать вам мячик в руки и называть слово, а вы будите кидать мне мяч обратно и говорить на какой вопрос оно отвечает КТО? или ЧТО?

2 . Д/упр.»Подбери словечко»

-А теперь я буду бросать вам мячик, ударяя его об пол, и называть слово отвечающее на вопрос кто? или что?, а вы мне — отвечающее на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?

солнце — светит, греет

дождь — льет, поливает

дерево — растет, скрипит, качается

трава — растет, зеленеет, вянет

ручей — бежит, журчит

гром — гремит, грохочет

звезды — светят, мерцают

снег — идет, падает

лед — скользит, блестит

II Формирование представления о прилагательных. Какой? Какая? Какие?

-Посмотри на картинку и назови одним словом что на ней нарисовано (овощи)

— Что нарисовано на картинке? (помидор)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (круглый, красный, спелый, вкусный и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (морковь)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? Оранжевая, длинная, сладкая, полезная и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (огурец)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (зеленый, длинный, полезный, свежий и т.д.)

— Что нарисовано на картинке? (чеснок)

-Ответь одним словом на вопрос КАКОЙ? (белый, горький, полезный и т. д.)

-В русском языке много слов, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?, КАКАЯ?, КАКОЕ?

-Давайте попробуем подобрать такое словечко каждый о себе.

Я — веселая. А ты какой? (ответы детей)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Медведь собирает малину.)

-Малина какая? (красная, вкусная, крупная и т.д.)

-Посмотри на картинку и составь предложение. (Мальчик ест грушу.)

-Какая груша? (желтая, сочная, сладкая и т. д.)

-Как называется сок из груши? (грушевый)

-Как называется сок из яблока? (яблочный)

-Как называется сок из винограда? (виноградный)

-Как называется сок из персика? (персиковый)

-Как называется сок из помидора? (томатный)

III Развитие графических навыков.

-Найди на картинке фрукты и заштрихуй их по образцу.

Источник

Читайте также:  предложения с однородными членами и обобщающим словом существительным