Меню

Согласование существительного и прилагательного в среднем роде



3.3. Некоторые особенности согласования

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным. Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:

Мария Ивановна, учитель математики, заболела.

При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Молодёжь собрались в клубе; Родня его не любили) не допускается. Единственная норма – форма единственного числа: Молодёжь собралась в клубе; Родня его не любила.

Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях кто, что , а также производных от них (кто-то, некто и др.). Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:

Кто-то из нас совершил этот проступок; Это сделал тот, кто побывал здесь раньше; Что-то большое и тёмное стояло в дальнем углу зала.

При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:

Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.

Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: те, что. ; всё, что.

Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) – два больших стола, два больших окнa.

При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) – две большие вазы.

Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы).

Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным ( целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Читайте также:  Немецкий язык суффиксы прилагательных

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

Аналогичные правила действуют при подлежащем – количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько. Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего – на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

Три дома на вечер зовут (Пушкин).

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем – количественно-именном сочетании – влияют и некоторые специфические условия.

Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь:

Прошло всего два дня.

Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры – липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание, что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

Читайте также:  Причастие совпадающее по форме с прилагательными

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти:

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

При соединительных союзах (и, да, ни. ни), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

При разделительных союзах (или, либо, не то. не то, то. то) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

Ср.: Приезжает брат или сестра – Брат или сестра должны были приехать.

При противительных союзах (но, а, однако, зато) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

Это была не разведка боем , а настоящее сражение.

При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как. так и сказуемое ставится во множественном числе:

Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

При других сопоставительных союзах (не только. но и; не столько. сколько; если не. то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу – перед третьим.

Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

Упражнения к теме «3.3. Некоторые особенности согласования»

Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:

Источник

Открытое занятие по аграмматической дисграфии по теме «Согласование существительного и прилагательного в роде и числе»

Разделы: Логопедия

  1. Картинки с изображением листьев разного цвета:
    – красный осиновый лист;
    – желтый березовый лист;
    – коричневый тополиный лист;
    – красный рябиновый лист;
    – желтый кленовый лист.
  2. Карточки с вопросами: какой? какая? какое? какие? сапоги, шапка, куртка, шарф, резиновые, теплые, шерстяная, теплая, вязаная, цветная, теплый, вязаный, цветной.
  3. карточки с родом и числом.
  4. Карточка с заданием (приложение1).
  5. Изображение лиственницы.
  6. ЦОР. Русский язык под редакцией Р.Н. Бунеева.
Читайте также:  Подобрать прилагательное к слову меню

1. Организационный момент. (Встали в круг, пожимая друг другу руки.)

Если хмуришься с утра
Нам поможет доброта
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь.

2. Сообщение темы и цели занятия.

3. Повторение сведений об имени прилагательном и имени существительном.

Ну, что, устали сегодня?

Раз не устали, значит, пойдем в лес. Согласны? Идем прямо так? А что мы наденем? (Выкладываются карточки со словами(в 1столбик имена существительные, во 2 столбик имена прилагательные): сапоги, шапка, шарф, вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?, подходящие по смыслу имена прилагательные.)

  • Прочитайте слова в первом столбике. Что общего у этих слов? Что вы знаете об имени существительном?
  • Прочитайте слова из 3 столбика. А у них что общего? Что вы знаете об имени прилагательном? Каково значение имени прилагательного в нашей речи? (они делают нашу речь понятной, более точной, более выразительной).
  • Подберите обобщающие слова к словам кепка, шапка, бейсболка …..– это головные уборы.
  • Продолжите ряд: сапоги, валенки… Подберите обобщающее слово к этому ряду.
  • Дополните: куртка, штаны…. Это…..

Что – то мы долго одевались. Идем?
До леса идти далеко (ходьба на месте)
До леса идти нелегко (наклоны туловища вправо-влево)
Вот камень лежит у дороги (наклон туловища вперед)
Присядем и вытянем ноги (присели)
Вдруг на ноги камень вскочил (прыжок на месте)
И за ноги их ухватил (хлопок перед собой)
И они закричали от страха
Это черепаха!

5. Развитие зрительной памяти. (Остались около доски.)

А вот и лес. Сколько листьев вокруг.

  • С какого дерева упал этот лист? Значит, он какой? (Кленовый)
    Так работаем с каждым листком. А вот этот упал с елки. Значит, он какой?
    У елки иголка тоже лист, только скрученный. Он не опадает на зиму. А у какого хвойного дерева иголки желтеют и опадают осенью? (Показывается изображение лиственницы.)
  • Игра “ Что изменилось?”
    (Дети закрывают газа, в это время логопед меняет карточки местами, убирает некоторые. Дети должны определить, что изменилось.)
  • Вспомните, как пишется окончание ого, его?

6. Соберите словосочетания.

Скажите, а кого мы можем встретить в лесу? Как их назвать обобщающим словом?

Прочитайте слова на карточках:

Белочка
Заяц
Волк
Лиса
Бегемот
Еж
запасливый
неуклюжий
трусливый
злой
хитрая
проворная
  • Соедините стрелками нужные словосочетания.
  • Давайте, проверим…белочка какая? Ж.р. ед.ч …..
  • Скажите, а здесь есть лишнее? Почему?

Задание №4. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

Впиши подходящие по смыслу имена существительные, укажи их род:

Душистая—————————
железная—————————-
дружный—————————
звездная—————————-
футбольный———————
жареный—————————
летучая———————-
теплое—————————
топленое—————— —
красное———————
верный————————
субботний—————-

По дорожке, по дорожке
скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
до лужайки добежим.
Стоп. Немного отдохнем
И пешком домой пойдем

Выполните следующее задание: согласуйте имена существительные и прилагательные в роде и числе:

Осенн…лес, хмур…небо, дождлив….погода, тревожн….крики, ненастн….день, удачлив….. грибник, бледн….солнце, последн…. Листья, мелк…..дождь, мокр……снег, темн…..туча.

10. Работа с текстом. ЦОР.

Вспомните, какими словосочетаниями можно описать погоду этого дня?

Верни в текст слова-признаки:

В глубине леса послышались ………………голоса птиц. Это …………..……песни птиц. В сентябре в лесу рядом весна и осень. …………………..лист и …………..…..травинка. ………………..солнце и …………………..радуга. И грустно и радостно.

11. Найдите в карточке 5 задание.

Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

12. А вот теперь пора домой.

Вышли к доске, взялись за руки.

13. Вывод. Что делали на занятии.

14. Опишите свое настроение прилагательными среднего рода.

Источник

согласование существительного и прилагательного в среднем роде



Конспект логопеда согласование прилагательных с существительными

Тема: Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. «Какой, какая, какое, какие?»

— усвоены понятия «имя существительное» и «имя прилагательное».
— усвоены понятия « мужской, женский и средний род».
— усвоены понятия «единственное и множественное число».
— проведена работа над дифференциацией существительных и прилагательных, согласованием прилагательных с существительными в роде и числе.

Предметные картинки, плакаты со словами, схемы, таблицы, цветные карандаши, мяч.

— продолжать учить детей определять род имен существительных и прилагательных с помощью вопросов — чей? чья? чьё? чьи? и какой? какая? какое? какие?
— продолжать развивать умение подбирать местоимения — мой, моя, мое, мои к существительным;
— развивать умение строить грамматически правильные словосочетания и предложения;
— закреплять умения детей согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;
— развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля;
— развивать словарный запас детей;
— формировать навыки общения и правильного поведения.

Методы и приемы:

Словесные и наглядные методы, метод самоконтроля.

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.
  3. Работа с картинками.
  4. Определение темы занятия.
  5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки».
  6. Игра «Четвертый лишний».
  7. Физкультминутка.
  8. Игра «Угадай-ка».
  9. Работа с карточками.
  10. Игра «Светофор».
  11. Физкультминутка.
  12. Игра с мячом : «Какой, какая, какое, какие?»
  13. Антонимы.
  14. Упражнения на релаксацию.
  15. Итог занятия.

1. Организационный момент:

Ребята, посмотрите, все ли у вас готово к занятию? Все ли лежит на своих местах?

2. Дыхательная гимнастика. Речевая гимнастика.

Для того, чтобы мы красиво и четко произносили слова, нам надо подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. Давайте покажем, как мы умеем правильно дышать и произносить чистоговорки.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»
Как пыхтит тесто?
Пых- пых- пых…
Как паровоз выпускает пар?
Чух – чух — чух…
Как шипит гусь?
Шшшшшшшшшш……
Как мы смеемся?
Ха- ха- ха……
Как накачиваем насос?
Ссссссссссссссссс….
Как дуем на одуванчик?
Фффффффффф…..

Молодцы. А теперь, мы правильно, четко и красиво прочитаем чистоговорку, которую я записала на доске.

Речевая гимнастика:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж…

Молодцы. Теперь, вы готовы к занятию.

3. Работа с картинками:

Ребята, у меня на доске висят картинки. Мне нужна ваша помощь. Скажите, про
какие предметы можно сказать мой?- плащ, зонт, компьютер, портфель, рюкзак.
Моя?- машина, куртка, рубашка, ручка, книга. Моё?- ружье, кольцо, перо, ведро,
пианино, пальто.
Какого рода первая группа предметов? Мужского. Вторая? Женского. Третья? Среднего.

4. Определение темы занятия:

Сегодня мы с вами продолжим работать с мужским, женским и средним родом
существительных и прилагательных. Будем составлять словосочетания и работать в
группах.
Тема : Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

5. Самостоятельная работа. Игра «Цветные клеточки»:

У вас на столах лежат листочки с заданием и цветные карандаши.
Инструкция: закрась все слова женского рода — красным цветом, мужского- зеленым, среднего- желтым.

6. Игра «Четвертый лишний»:

Инструкция: назови 4-й лишний, объясни — почему?

1. Сорока, волк, медведь, лев. Сорока- т.к. она жен.рода.
2. Корова, лиса, собака, тигр .
3. Капуста , баклажан, помидор, картофель.
4. Яблоко , абрикос, персик, апельсин.
5. Смородина, облепиха, вишня, крыжовник .
6. Кабачок , репа, свекла, редиска.
7. Лимон, персик, апельсин, груша .
8. Репа , чеснок, салат, огурец.
9. Дыня , виноград, лимон, арбуз.
10. Курица , снегирь, гусь, воробей.
11. Дятел , синица, ласточка, сорока.
12. Конь , собака, корова, свинья.
13. Лиса , заяц, волк, медведь.

«Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

8. Игра «Угадай-ка»:

Пока вы отдыхали, к нам пришли сказочные герои. Мы должны их угадать.
Ответьте, про кого мы можем так сказать:
— крошечная, заботливая, добрая – Дюймовочка.
— глупый, непоседливый, любопытный- Незнайка.
— длинноносый, деревянный, озорной – Буратино.
— красивая, нарядная, воспитанная- Мальвина.
— серый, голодный, злой- Серый Волк.
— рыжая, хитрая, коварная – Лиса.
— толстый, подвижный, смешной- Карлсон.
— зеленый, большой, добрый- Крокодил Гена.
— лопоухий, неуклюжий, коричневый – Чебурашка.
— дикий, отважный, ловкий – Маугли.

Читайте также:  Грамматические признаки прилагательного разбор

9. Работа с карточками по вариантам:

1 вариант: Тигренок

Отец привез тигренка с охоты. У него была больш _____ голова, кругл ____ зеленоват ___ глаза, широк ____ лоб, коротк _____ уши. Передн _____ лапы были тяжел_____ и сильн_____. Он был неуклюж _____ и маленьк_____.Тигренка поймали в камышах около громадн ____ озера.

2 вариант: Синица

Синица – небольш____ птичка. Она меньше воробья. У неё черн______ головка и бел____ щечки. Грудка желтеньк______, а спинка зеленоват_____. Синица лесн___ птичка.

3 вариант: Цветы цветут

Наступит весел_____ май. Расцветет бел___ ландыш, желт____ лютик, син___ колокольчик. В саду распустятся красн _____ пион и бел_____ лилия. Летом зацветут ярк____ шиповник и розов____ клевер.

Карточки раздаются по вариантам и самостоятельно выполняются детьми..

10. Игра «Светофор»:

Инструкция: разделите предметы на группы — по цветам:
Вопросы: какой, какая, какое, какие?

Зеленая елка, зеленая капуста, зеленый крокодил, зеленый комбинезон, зеленый лист, зеленые огурцы.
Желтый верблюжонок, желтый банан, желтая груша, желтый карандаш, желтый колобок, желтый крыжовник, желтый лимон, желтый одуванчик, желтое полотенце, желтая репа, желтое солнце, желтый утенок, желтый цыпленок .
Красные вишни, красный арбуз, красные гвоздики, красный клубок, красное кресло, красная машина, красный перец, красное платье, красные помидоры, красный пылесос, красная рябина, красный сарафан, красный трамвай.

«Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче, чтоб писать, читать. Считать
И совсем не уставать.
( рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо- влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
(садятся за парты)

12. Игра с мячом: «Какой, какая, какое, какие?»

Инструкция: бросают мяч, называя существительное. Ребенок должен правильно подобрать к нему прилагательное, в соответствующем роде и числе:

Мяч — резиновый, стул- деревянный, солнце- яркое, конфета- сладкая, машина- быстрая, мама- добрая, лев- грозный и т.д.

Инструкция: скажи наоборот. Подбор антонимов, работа с карточками:

Большой – маленький
Толстый – тонкий
Голодный – сытый
Тупой – острый
Твердый – мягкий
Широкий – узкий
Короткий – длинный
Веселый – грустный
Легкий – тяжелый
Чистый – грязный
Добрый – злой

14. Упражнения на релаксацию:

Вы, наверное, устали, давайте отдохнем и расслабимся?

Комплекс упражнений:
«Роняем руки» — поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. Повиснув, руки слегка пассивно качаются, пока не остановятся. Можно подсказать детям образ — руки висят, как веревочки.
«Трясем кистями»— руки согнуты в локтях, кисти пассивно свисают. Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками.
«Стряхиваем воду с пальцев»— руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнением полезно предложить детям крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
«Поднимаем и опускаем плечи»— как можно выше поднимают плечи. Затем свободно опускают их в нормальное положение ( сбрасывают плечи вниз).

15. Подведение итогов:

Что вам понравилось на занятии?
Молодцы, хорошо поработали. Занятие окончено, спасибо, все свободны.

Источник

«Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня»

Зоя Кузнецова
«Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи у детей с ОНР 3 уровня»

Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать — без речи нет человека. К. С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира.» Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть этим прекрасным даром.

Читайте также:  Подбери к прилагательным антонимы бескорыстный

Речевая деятельность включает в себя три компонента: лексику, грамматику, фонетику. В старшем дошкольном возрасте у детей с нормальным психофизическим развитием эти компоненты должны быть сформированы.

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте оказываются несформированнымивсе компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Проводимая ежегодно диагностика показывает, что развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) вызывает большие проблемы. Это связано с тем, что у дошкольников с речевыми нарушениями не развито, либо отсутствует «чувство языка», или, как его ещё называют, языковое чутьё. С особыми трудностями в коррекционной работе по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР приходилось сталкиваться при формировании навыков согласования существительных с прилагательными в устной речи. Нарушение грамматического строя речи, аграмматизмы создают трудности как для коммуникации, так и для последующего обучения в школе. Кроме того, грамматические ошибки долго сохраняются в речи детей, а затем как бы вторично, проявляются при обучении письму. Исходя из актуальности освещенной проблемы,цель моей работы следующая: сформировать навыки согласования существительных с прилагательными в устной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня.

В коррекционной работе по формированию навыков согласования существительных с прилагательнымиопределила несколько направлений:

1. словоизменение существительных;

2. словоизменение прилагательных;

3. расширение лексики;

4. согласование существительных с прилагательными.

Работа по формированию словоизменения существительных и прилагательных осуществлялась по всем грамматическим категориям (число, род, падеж).

Над формированием словоизменения существительных работала в следующей последовательности.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

2. Закрепление в речибеспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж, родительный, дательный, творительный.

3. Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

При определении последовательности работы над каждой грамматической формоймною учитывался комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное, наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередование, беглые гласные и др.).

С учетом выделенных лингвистических факторов дифференциацию единственного и множественного числа существительных, и прежде всего закрепление формымножественного числа проводила в следующей последовательности:

1. Формы множественного числа с окончанием – ы (стол – столы);

2. Формы множественного числа с окончанием – и (мяч – мячи);

3. Формы множественного числа с окончанием – а (дом – дома);

4. Формы множественного числа с окончанием – я (стул – стулья).

Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа осуществлялас учетом появления косвенных падежей в онтогенезе в следующей последовательности:

1) винительный падеж;

2) родительный падеж;

3) дательный падеж;

4) творительный падеж.

В процессе формирования словоизменения существительных множественного числа учитывала семантику падежных значений, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легкими.

В связи с этим использовала следующую последовательность в работе над падежными формами существительныхмножественного числа:

1) дательный падеж;

2) творительный падеж;

3) родительный падеж;

4) винительный падеж.

1. Формы с ударным окончанием – ам, — ям.

2. Формы с безударным окончанием – ам, — ям.

1. Формы с ударным окончанием – ами, — ями.

2. Формы с безударным окончанием – ами, — ями

Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова.

С учетом продуктивности окончаний родительного падежа использовала следующую последовательность в работе.

1. Формы с окончаниями – ов, — ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный:

а) с ударным окончанием (столов, котов);

б) с безударным окончанием (тигров, орехов).

2. Формы с окончаниями – ов, — ев существительных среднего рода на

– ья в именительном падеже множественного числа (платья, деревья).

3. Формы существительныхженского рода с нулевым окончанием:

а) с сохранением звуковой, структуры основы слова (коров, собак, ворон);

Читайте также:  Уроки с презентациями в начальной школе имя прилагательное

б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, сумок, юбок, леек, тропинок).

4. Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание –а в именительном падеже множественного числа:

а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);

б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, писем, блюдец, полотенец).

5. Формы с окончанием – ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:

а) с ударным окончанием (ежей, гусей);

б) с безударным окончанием.

6. Формы с окончанием – ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:

а) с ударным окончанием (мышей, печей);

б) с безударным окончанием (тетрадей, медалей).

7. Формы с окончанием – ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, морей, полей).

Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности — неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа я опиралась на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности-неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой малоупотребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с общим недоразвитием речи. Их усвоение происходит в течении длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

Следующим этапом моей работы стало формирование словоизменения прилагательных. Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

При формировании системы словоизменения прилагательных мною учитывалась последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных.

Логопедическую работу по формированию словоизменения прилагательныхпроводила в следующей последовательности:

1. Согласование прилагательного с существительнымв именительном падеже единственного и множественного числа: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода.

а) с ударным окончанием;

б) с безударным окончанием.

2. Согласование прилагательного с существительнымв косвенных падежах единственного числа:

а) в беспредложных конструкциях;

б) в предложных конструкциях.

3. Согласование прилагательного с существительнымв косвенных падежах множественного числа:

а) в беспредложных конструкциях;

б) в предложных конструкциях.

Закрепление согласования прилагательного с существительным проводила сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее в связной речи. Составляя различные словосочетания, предложения по описанию различных действий, по содержанию картин, я подготавливала детей к связному высказыванию.

На протяжении всей работы большое внимание уделяла расширению лексики. Одновременно с обогащением словарного запаса происходило грамматическое его оформление. Специально созданные мною проблемные ситуации помогали в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончания падежных форм, правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Своевременное выявление нарушения процесса формирования навыков согласования существительных с прилагательными, проведенная коррекционная работа дали положительную динамику. Большинство детей успешно овладели навыками согласования существительных с прилагательными в устной речи. Но эта работа является сложной для дошкольников с ОНР и требует длительного времени.

Максимальный эффект логопедической работы может быть достигнут,если:

— первоначально грамматические значения слов отрабатываются в импрессивной речи;

осуществляется работа по формированию словоизменения существительных и прилагательных по всем грамматическим категориям, характерным для этих частей речи (род, число, падеж);

навык согласования существительных с прилагательными отрабатывается на фронтальных и индивидуальных занятиях в определенной системе;

— учитывается ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Развитие эмоциональной сферы детей посредством использования методики «Расскажи стихи руками» Актуальность: В последнее десятилетие мы слышим все больше нареканий от учителей начального образования в адрес дошкольных работников по.

Семинар-практикум для воспитателей «Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста» Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей «Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста» Введение Никому не.

Источник