Меню

Согласование существительных с глаголами тест



Согласование имен существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Материал для домашнего закрепления.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы «согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшую группу для детей с ОНР.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_domashnego_zakrepleniya.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласование существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени.

Взрослый фиксирует результаты выполнения заданий (+/-), по возможности рядом записывает ответы ребенка. При выполнении упражнений уцточняются незнакомые слова.

  1. Упражнение «Добавь окончание слова и повтори предложение целиком».

Взрослый читаем предложение, ребенок добавляет окончание и повторяет предложение целиком.

Осеннее утро наступи….(ло).

Осенний день наступ…..(л).

Осенняя ночь наступи…(ла).

Могучий дуб выро…(с).

Развесистая липа рос…(ла).

Высокое дерево рос…(ло).

Ясный месяц свети…(л).

Холодная луна свети…(ла).

Жаркое солнце свети…(ло).

  1. Упражнение «Послушай стихотворение и запомни слова-действия».

Взрослый читает стихотворение по частям. Ребенок выделяет и повторяет только слова-действия. При необходимости взрослый повторяет стихотворение, разбирает его по вопросам.

Отчего же всё кругом

И помчалось колесом?

Вот и книжка воротилась,

Воротилась и тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

  1. Подбери к словам-предметам несколько подходящих по смыслу слов-действий, отвечая на вопрос «что делал(ла, ло)»?

Липа______________________(росла, цвела, зеленела, качалась, пахла…)

  1. Игра-тест «Выбери подходящее действие».

Собака кусалась или улыбалась?

Игра продолжалась или потерялась?

Мальчик ковер бил или выбивал?

Вареники сметаной лили или полили?

Песня пополнялась или исполнялась?

Коля картинку раскрашивал или украшал?

Печенье сахаром сыпали или посыпали?

Пуговицу шили или пришили?

Печка накалилась или испеклась?

Нитка порвалась или взорвалась?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме «Конспект занятия — Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов».

Данный материал позволит Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Этот материал поможет Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Формирование грамматического строя речи — одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом.

Это пособие можно использовать в работе с детьми, имеющими двуязычие, тугоухость, ОНР 2-3 уровня.

Многие дошкольники с нарушением речи, особенно ребята с ТНР испытывают затруднения в усвоении предикативного словаря. Участились случаи, когда ребенок путает глаголы прошедшего времени м.

Представлен конспект занятия , в котором закрепляется умение согласовывать существительные и глаголы по родам и числам и в процессе которого в речи ребенка автоматизируется твердый звук Л.

Источник

Согласование существительных с глаголами тест

— Аналогично строится работа и с другими предложениями.

Материал данной главы имеет определенную последовательность.

Однако логопед может выбрать нужный материал при изучении грамматических тем, учитывая отклонения в речевом развитии учеников. Так, если ученики правильно согласовывают глагол с существительным в роде и числе, логопед может приступить к работе над следующей темой.

Согласование глагола с именем существительным в роде и числе

Закончите предложение по образцу

Образец : а) Дождь идет. Дожди идут.

б) Метели метут. Метель метет.

Дождь идет. Дожди . . . .

Яблоко зреет. Яблоки . . . .

Роса освежает. Росы . . . .

Белка прыгает. Белки . . . .

Ракета летит. Ракеты . .

Птица щебечет. Птицы . . . .

Метели метут. Метель .

Ветры дуют. Ветер .

Липы цветут. Липа .

Жуки ползут. Жук .

Медведи ревут. Медведь

Кузнечики стрекочут. Кузнечик . .

Замените два предложения одним, состоящим из двух слов. (Логопед требует от учащихся использования обобщающих слов.)

Образец : а) Ландыш цветет. . Фиалка цветет. — Цветы цветут.

— Ландыш цветет…. Фиалка цветет ….

— Береза гнется…. Верба гнется….

— Грач улетел….. Скворец улетел…..

б) Алеша моет лицо. Маша моет лицо. — Дети умываются.

— Лена надевает платье…. Соня надевает платье….

— Миша снимает пальто….. Алеша снимает куртку…..

Источник

Согласование имен существительных с глаголами.

Упражнять учащихся с легкой умсмвенной отсталостью в практическом использовании категории числа.

Просмотр содержимого документа
«Согласование имен существительных с глаголами.»

Логопедическое занятие в 5 классе коррекционной школы VШ вида.

Тема: «Согласование имен существительных с глаголами в числе»

Цель: упражнять обучающихся в практическом использовании категории числа

Задачи: формировать умения определять число глаголов;

— научить использовать глаголы при составлении текста по картинке;

— корректировать речемыслительную деятельность учащихся;

— прививать интерес к родному языку.

Оборудование: презентация урока, серии сюжетных картинок.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку

II. Актуализация знаний.

Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?»

Единственное число Множественное число Человек . стоит Люди . стоят Певец . поет Певцы . поют

Птица . летит Птицы . летают (летят)

Ученик . читает Ученики . читают

Ребенок . рисует Дети . рисуют

III. Сообщение темы и цели урока.

Они учили, я учил.

Я играл, они играли.

Как изменяется слово-действие

Вы, конечно, угадали?

Сегодня мы с вами будем изменять слово-действие по числам и согласовать его с именами существительными.

IV Работа по теме

Прочитай текст найти слова действия единственного и множественного числа.

Я буду называть слова- действия, когда услышите слово –действие единственного числа –будете громко хлопать в ладоши, когда услышите слово-действие множественного числа –необходимо приседать.

VI. Согласование имен существительных с глаголами в числе.

А)Правильно определи и выбери число слова-действия. Лишнюю букву зачеркни. Запиши правильные предложения.

Скрип т в руках корзинка, хрустт в лесу тропинка.

Стот высокие деревья, летт над ними облака.

В густой тени лежт деревня, звенит ручей, шимт река.

Б) Из двух столбиков подбери, составь и запиши пары так, чтобы получилось верное словосочетание.

Девочки собирают. Девочка собирает. Подснежник цветёт. Подснежники цветут.

VI IСоставление рассказа по серии картинок. «Воробей и котята», используя слова- действия единственного и множественного числа..

Кто изображён на картинках?

Где происходят события?

Почему котята захотели поймать птичку?

Что случилось с котятами?

2. Выбери наиболее удачный заголовок.

«Не удалось полакомиться»

«Воробей и котята»

Опорные слова: Присесть отдохнуть, пенёк, в поисках пищи, заметить, поймать, подкрадываться, сильно стукнуться лбами, не удалось полакомиться.

Примерные текст рассказа

Не удалось полакомиться.

Как-то раз воробей присел отдохнуть на пенёк. Рядом прогуливались в поисках пищи два котёнка.

Вдруг котята заметили птичку. Глупые малыши захотели поймать воробья. Они стали тихонько подкрадываться к пню с разных сторон.

Приблизившись к птичке, котята высоко подпрыгнули. В это время воробей вспорхнул и улетел, а котята сильно стукнулись лбами.

От неожиданности и боли котята отскочили друг от друга и убежали. Воробей же вернулся на пенёк.

Не удалось глупым котятам полакомиться птичкой!

Ребята рассказывают по очереди рассказ по серии картинок.

VIII. Итог занятия

Что нового вы узнали о словах- действиях сегодня на занятии

— Как изменяются слова –действия? Игра-«Измени словечко»

Понравилось вам занятие ?

Домашнее задание. Найдите и назвать слова действия единственного и множественного числа в тексте домашнего задания по литературному чтению

1. Составляем рассказ по картинке Чистякова Ольга Викторовна

«ВОРОБЕЙ И КОТЯТА»

2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык Рабочая тетрадь 4 глагол.

3. Сюжетные картинки (глагол- ед. и мн.числа)

Источник

Упражнения по согласованию слов в предложении

Согласование глагола с именем существительным в роде и числе

Задание 1. Закончите предложение по образцу

О б р а з е ц : а) Дождь идет. Дожди идут.

б) Метели метут. Метель метет.

а) Дождь идет. Дожди . . . . б) Метели метут. Метель .

Яблоко зреет. Яблоки . . . . Ветры дуют. Ветер .

Роса освежает. Росы . . . . Липы цветут. Липа .

Белка прыгает. Белки . . . . Жуки ползут. Жук .

Ракета летит. Ракеты . . Медведи ревут. Медведь

Птица щебечет. Птицы . . . . Кузнечики стрекочут. Кузнечик . .

Задание 2. Замените два предложения одним, состоящим из двух слов. (Логопед

требует от учащихся использования обобщающих слов.)

О б р а з е ц : а) Ландыш цветет. _ .

Фиалка цветет Цветы цветут.

Ландыш цветет…. Береза гнется…. Грач улетел…..

Фиалка цветет …. Верба гнется….. Скворец улетел…..

б) Алеша моет лицо.

Маша моет лицо. — Дети умываются.

Лена надевает платье….

Соня надевает платье….

Миша снимает пальто…..

Алеша снимает куртку…..

Кира снимает туфли……

Женя снимает ботинки……

Катя расчесывает волосы…..

Рита расчесывает волосы…..

Коля надевает ботинки…..

Митя надевает сапожки…..

Сережа плавает в реке…..

Петя плавает в реке…..

Задание 3. Закончите предложения, изменяя по смыслу слово, данное в скобках.

Кошка . Заяц . Малина .

Кот . (спал) Белка . (бежал) Крыжовник . (зрел)

Котята . Мыши . Яблоки .

Репа . Ручей . Фонарь .

Лук . (рос) Река . (шумел) Лампа . (светил)

Дерево . Море . Солнце .

Овощи . Листья . Светлячки .

Задание 4. Вставьте подходящее по смыслу слово: а) используя слова для справок или картинки (картинки подбирает логопед); б) самостоятельно.

а) Полз . . Ползла . . Ползло . . Светило . . Светил . .

Светила . . Висел . . Висела . . Висело бушевало. .

бушевал. . бушевала. . взошло. . взошла. . взошел.

С л о в а д л я с п р а в о к : змея, насекомое, уж; месяц, солнце, луна; свитер, кофта, белье; море, океан, буря; солнце, месяц, луна.

б) Надвигался. Надвигалось. Надвигалась. Скрипело . . Скрипел . . Скрипели . . Шумел . . Шумело . . Шумела . . . . Шумели . . . . Болел . . . . Болела . . . . Болело . . . . Болели . . Сохли . . Сохла . . Сохло . . Сох . . Паслось . . Паслись . . Пасся . . Паслась . . . .

Задание 5. Прослушайте предложения, вставьте пропущенные слова, используя слова для справок.

Вчера . солнышко. Всю неделю . дождь. Ночью на небе . луна. Рита . по тропинке. Коля . на огонь. . холодные ветры. Долго не было дождя. Трава . дерево . листья . . Последняя ласточка . . Журавли . . . .

С л о в а д л я справок : улетели, улетела, светило, лил, дули, светила, шла, дул, пожелтела, пожелтели, пожелтело.

Задание 6. Составьте предложения со словами, обозначающими действия предмета.

пахла, пах, пахло, пахли; стоял, стояла, стояло, стояли; бурлил,

бурлило, бурлили, бурлила; болела, болел, болело, болели; сверкал,

сверкала, сверкало, сверкали; стонала, стонал, стонало, стонали;

катился, катилась, катилось, катились; раздавался, раздавалась,

раздавалось, раздавались; звучал, звучала, звучало, звучали;

переливался, переливалось, переливалась, переливались

Задание 7. Закончите предложения, добавив недостающие слова. Перескажите

текст, как запомнили.

(Если учащимся трудно выполнить задание самостоятельно, логопед может использовать

картинки. Читая предложения, логопед должен выделять незаконченность предложения соответствующей интонацией. При ответе учащихся следить за правильным согласованием глагола с существительным.)

а) Набежало. . Скрылось. . Подул. . Помялась. . Потемнел. . . . Полил . . . . Загремел . . . . Сверкнула . . . .

С л о в а д л я с п р а в о к : облако, солнце, ветер, пыль, лес, дождь, гром, молния.

б) Облако . Солнце . Ветер . Пыль . Лес . Дождь . Гром . Молния .

Источник

3.3. Некоторые особенности согласования

Нормой русского языка является грамматическое согласование определяемого слова с главным словом в словосочетании (большая удача, большой успех) и сказуемого с подлежащим (Мать сказала; Отец сказал). Но в некоторых случаях выбор зависимой формы вызывает трудности и требует учёта целого ряда условий.

1. В разговорной речи частотно использование смыслового (а не грамматического) согласования при существительных мужского рода, характеризующих лиц женского пола.

Врач пришла; Профессор сказала; Директор школы уволилась.

Однако в официальной речи замена грамматического согласования смысловым не допускается, за исключением тех случаев, когда такое существительное имеет при себе имя собственное, например: врач Петрова. В таких конструкциях определение и сказуемое согласуются с ближайшим существительным.

Например: Опытный врач Петрова внимательна к больным. Определение-причастие всегда согласуется с именем собственным: вошедшая в палату врач Петрова.

Если подлежащее – собственное имя – имеет при себе обособленное приложение, выраженное нарицательным существительным, то сказуемое согласуется с подлежащим:

Мария Ивановна, учитель математики, заболела.

При собирательных существительных в современном русском литературном языке смысловое согласование (Молодёжь собрались в клубе; Родня его не любили) не допускается. Единственная норма – форма единственного числа: Молодёжь собралась в клубе; Родня его не любила.

Обычно не допускается смысловое согласование и при местоимениях кто, что , а также производных от них (кто-то, некто и др.). Независимо от реально выражаемой ситуации местоимение кто требует сказуемого и определения в форме единственного числа мужского рода, а местоимение что – в единственном числе среднего рода:

Кто-то из нас совершил этот проступок; Это сделал тот, кто побывал здесь раньше; Что-то большое и тёмное стояло в дальнем углу зала.

При подлежащем кто множественное число сказуемого может быть использовано в том случае, когда в придаточном предложении именная часть составного сказуемого выражена существительным во множественном числе:

Те, кто двадцать лет назад были школьниками, сейчас вершат судьбу страны.

Множественное число сказуемого при местоимении что обычно используется только в конструкциях типа: те, что. ; всё, что.

Те, что отстали, не теряли надежды догнать передовой отряд.

2. Согласование определений с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре , подчиняется следующим правилам.

При существительных мужского и среднего рода определения употребляются в форме родительного падежа множественного числа (существительное в этом случае стоит в форме родительного падежа) – два больших стола, два больших окнa.

При существительных женского рода определение ставится в форму именительного падежа множественного числа (существительное в этом случае тоже стоит в форме именительного падежа множественного числа) – две большие вазы.

Если существительное женского рода стоит в форме родительного падежа единственного числа, то и определение может ставиться в форму родительного падежа, но множественного числа (две высоких горы).

Определение перед числительным или обособленное определение ставится в именительном падеже независимо от рода существительного:

большие два стола; две картины, писанные маслом , висели на стене; Два письма, написанные братом , встревожили меня.

Исключение составляют прилагательные целый, полный, добрый , которые обычно стоят в родительном падеже и перед числительным ( целых две недели, полных три месяца), хотя в живой речи очень распространено использование формы именительного падежа.

3. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным с собирательным количественным значением (большинство, часть, ряд и т.д.), определяется следующими факторами.

Если существительное не имеет при себе управляемых слов или управляемое слово стоит в единственном числе, то сказуемое употребляется в единственном числе:

Большинство поддержало докладчика; Большинство команды поддержало тренера.

Если управляемое слово стоит во множественном числе, то сказуемое, как правило, согласуется с собирательным существительным и ставится в единственном числе:

Большинство сотрудников поддержало директора.

Обратите внимание на то, что сказуемое согласуется и в роде с существительным, стоящим в именительном падеже!

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется в таких случаях:

а) между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения, особенно причастный оборот с причастием во множественном числе, придаточное предложение с союзным словом который во множественном числе. (Хотя это правило не носит обязательного характера, всё же желательно использовать в таких конструкциях именно форму множественного числа сказуемого.)

Большинство людей, смотревших фильм , высоко оценили работу режиссера; Большинство людей, которые смотрели фильм , высоко оценили работу режиссера;

б) при существительном есть несколько управляемых форм во множественном числе:

Большинство рабочих, инженеров и служащих завода поддержали директора;

в) при подлежащем есть однородные сказуемые:

Большинство студентов сдали зачёты и хорошо подготовились к экзаменам;

г) в предложении используется составное именное сказуемое, причём именная часть выражена прилагательными и причастиями:

Большинство детей были нарядны и веселы ; Большинство домов на этой улице деревянные .

В речи очень распространено использование сказуемого в форме единственного числа при подлежащем, указывающем на неодушевлённые предметы (см. последний пример), однако такое употребление в литературном языке нежелательно.

Аналогичные правила действуют при подлежащем – количественно-именном сочетании со словами много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько. Основной нормой является использование сказуемого в единственном числе. Для постановки сказуемого во множественное число необходимо действие дополнительных факторов. Например, наиболее распространённой является форма множественного числа сказуемого при подлежащем, указывающем на одушевлённые предметы, прежде всего – на людей.

4. Той же системой факторов определяется согласование сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (два брата, тридцать два стула и т.п.), то есть сочетанием числительного с родительным падежом существительного.Основной нормой является постановка сказуемого в единственном числе:

Выиграно пять матчей; Пять бойцов отправилось в разведку.

Исключение составляют предложения с подлежащим, включающим числительные два, три, четыре . Как правило, при таком подлежащем сказуемое стоит в форме множественного числа:

Три дома на вечер зовут (Пушкин).

В конференции участвовал двадцать один представитель тридцати стран Европы; Двадцать одна делегация участвовала в заседании.

Явилась тысяча человек.

В остальных случаях сказуемое в единственном числе обычно имеет форму среднего рода.

Помимо тех факторов, которые были указаны выше, на согласование сказуемого при подлежащем – количественно-именном сочетании – влияют и некоторые специфические условия.

Тенденция к употреблению единственного числа обнаруживается тогда, когда названное в подлежащем количество предметов выступает как нечто целое. Наиболее часто это проявляется в тех случаях, когда глагол-сказуемое имеет значение бытия, наличия, существования, положения в пространстве, протекания во времени. В таких контекстах собственно нет отдельных предметов, а числительное представляет собой только измерение одного временного или пространственного целого:

В комнате было два окна; Шесть стульев стояло у стены; Пять лет прошло с тех пор.

Большую роль при выборе формы сказуемого играет порядок слов. Так, при обратном порядке слов (сказуемое предшествует подлежащему) также чаще используется форма единственного числа.

Ср.: Три часа прошли незаметно; Прошло три часа.

Единственное число сказуемого преобладает при наличии в предложении слов всего, только, лишь:

Прошло всего два дня.

Форма множественного числа является обязательной, когда действующие лица совершают не одно общее действие, а действуют обособленно:

Пять человек с разных сторон бросились к преступнику; Две машины разъехались в разные стороны; Три собачонки бросились врассыпную.

Форма множественного числа обычно употребляется в тех случаях, когда подчёркивается самостоятельность действия каждого члена множества. Особенно часто это можно наблюдать при подлежащем, называющем количество людей, других одушевлённых субъектов:

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в чёрных волосах, одинаково присели (Л. Толстой).

Однако форма множественного числа может использоваться и при подлежащем, называющем количество неодушевлённых предметов:

Например: Три молодых дерева растут перед дверью пещеры – липа, берёза и клён (М. Горький). В этом предложении самостоятельное восприятие каждого отдельного дерева подчёркивается тем, что каждое из них принадлежит к разным породам.

Обратите внимание, что при подлежащем, называющем большое число неодушевлённых предметов, чаще встречается форма единственного числа, так как многочисленная группа воспринимается как единое целое:

К числу факторов, обусловливающих выбор формы множественного числа у сказуемого, относятся также следующие:

а) наличие при подлежащем обособленного определения во множественном числе:

Три часа, проведённые в его обществе, доставили нам большое удовольствие;

б) наличие при подлежащем придаточного предложения с союзным словом который во множественном числе:

Пять бывших офицеров, которых можно было узнать по чётким движениям и выправке, сразу взяли командование на себя;

в) наличие при подлежащем определений все, эти:

Все десять книг лежали на столе директора; Эти пять недель пролетели почти незаметно.

Особо следует выделить случаи, когда в подлежащем встречаются собирательные числительные (двое, трое и т.д.). При них особенно часто употребляется форма множественного числа:

Ей помогали трое не чёсанных от колыбели лакеев.

5. Свою специфику имеет согласование сказуемого в предложениях с однородными подлежащими.

Выбор формы сказуемого во многом зависит от порядка расположения группы подлежащего и группы сказуемого.

При прямом порядке слов (подлежащие стоят перед сказуемым) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого:

Крик и рыдание слышались из соседней комнаты.

При обратном порядке слов чаще употребляется форма единственного числа, причём сказуемое согласуется с ближайшим из однородных членов:

Из соседней комнаты слышался крик и рыдание.

Вместе с тем форма множественного числа сказуемого может встречаться и при обратном порядке слов.

Ср.: Из соседней комнаты слышались крик и рыдание.

Наиболее часто такое явление наблюдается в том случае, если одно из подлежащих стоит в форме множественного числа.

В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов).

Кроме того, форма множественного числа предпочтительнее, если подчёркивается большое число действующих лиц (обычно это одушевлённые субъекты):

Кричали Витя, Павлик, Кирилл и бегавший кругом них Арсений Романович.

Выбор формы сказуемого зависит также от типа союзов, связывающих однородные члены.

При соединительных союзах (и, да, ни. ни), а также при бессоюзной связи однородных подлежащих обычно действуют указанные выше факторы.

При разделительных союзах (или, либо, не то. не то, то. то) согласование сказуемого идёт с ближайшим подлежащим:

За окном шёл не то снег, не то мелкий дождь; Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется странным.

Исключение составляют предложения, в которых однородные подлежащие представлены существительными разного рода, а сказуемое стоит в прошедшем времени. В этом случае используется форма множественного числа сказуемого.

Ср.: Приезжает брат или сестра – Брат или сестра должны были приехать.

При противительных союзах (но, а, однако, зато) при обратном порядке слов сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим:

Это была не разведка боем , а настоящее сражение.

При прямом порядке слов сказуемое согласуется с тем подлежащим, которое является реальным исполнителем действия:

Не ты, но судьба виновата; Роман , а не повесть будет опубликован в ближайшем номере журнала.

При наличии между однородными подлежащими сопоставительного союза как. так и сказуемое ставится во множественном числе:

Как мать, так и дочь прекрасно играют на фортепиано.

При других сопоставительных союзах (не только. но и; не столько. сколько; если не. то и др.) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих.

Не только мать, но и отец осудил твой поступок; Не столько мать, сколько отец осудил твой поступок; Если не мать, то отец осудит твой поступок.

Если среди однородных подлежащих есть личные местоимения, то при согласовании в лице первому лицу отдаётся предпочтение перед вторым и третьим, второму лицу – перед третьим.

Ср.: Я и ты сумеем это сделать; Ты и он сумеете это сделать.

Упражнения к теме «3.3. Некоторые особенности согласования»

Читайте также другие темы раздела 3 «Синтаксические нормы»:

Источник

Читайте также:  Изменение формы глагола в русском языке

согласование существительных с глаголами тест



Согласование существительных с глаголами тест

— Аналогично строится работа и с другими предложениями.

Материал данной главы имеет определенную последовательность.

Однако логопед может выбрать нужный материал при изучении грамматических тем, учитывая отклонения в речевом развитии учеников. Так, если ученики правильно согласовывают глагол с существительным в роде и числе, логопед может приступить к работе над следующей темой.

Согласование глагола с именем существительным в роде и числе

Закончите предложение по образцу

Образец : а) Дождь идет. Дожди идут.

б) Метели метут. Метель метет.

Дождь идет. Дожди . . . .

Яблоко зреет. Яблоки . . . .

Роса освежает. Росы . . . .

Белка прыгает. Белки . . . .

Ракета летит. Ракеты . .

Птица щебечет. Птицы . . . .

Метели метут. Метель .

Ветры дуют. Ветер .

Липы цветут. Липа .

Жуки ползут. Жук .

Медведи ревут. Медведь

Кузнечики стрекочут. Кузнечик . .

Замените два предложения одним, состоящим из двух слов. (Логопед требует от учащихся использования обобщающих слов.)

Образец : а) Ландыш цветет. . Фиалка цветет. — Цветы цветут.

— Ландыш цветет…. Фиалка цветет ….

— Береза гнется…. Верба гнется….

— Грач улетел….. Скворец улетел…..

б) Алеша моет лицо. Маша моет лицо. — Дети умываются.

— Лена надевает платье…. Соня надевает платье….

— Миша снимает пальто….. Алеша снимает куртку…..

Источник

Логопедическое занятие на тему: «Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде»

Логопедическое занятие на тему: «Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде»

Формирование представлений о словах, словосочетаниях, предложениях и их смысловой связи, навыка построения связного высказывания; развитие умения согласовывать глаголы прошедшего времени с именами существительными в роде и числе; уточнение и обогащение словарного запаса. Развитие чёткой и правильной речи, мыслительных процессов обобщения и сравнения, внимания, слухового восприятие, памяти. Воспитание усидчивости, активности и целенаправленной деятельности.

Словарь: имя существительное, глагол

Орг. момент. Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Сели ровно, подтянулись, и, конечно, улыбнулись.

2. Сообщение и запись темы занятия. Сегодня на занятии мы будем работать над согласованием глаголов с именами существительными в роде и числе. Запишите число и тему занятия «Согласование глаголов с именами существительными в роде».

3. Работа над стихотворением « Зимнее утро»

— Послушайте отрывок стихотворения «Зимнее утро» и найдите в тексте имена существительные, с которыми согласованы выделенные глаголы.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче. погляди в окно.

— Поставьте вопросы от имен существительных к глаголам. ( Что делала?) Определите время глагола.( Прошедшее) Что нам помогает определить? (Суффикс л)

4. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Составьте предложения с данными глаголами, подбирая нужные по смыслу имена существительные. Определите род имен существительных. Обозначьте окончания глаголов.

Скрипел ________ Звучал _______ Сверкал ______

Скрипела _______ Звучала ______ Сверкала ______

Скрипело _______ Звучало______ Сверкало ______

Скрипели_______ Звучали ______ Сверкали ______

5. Составьте предложения с данными именами существительными, подбирая нужные по смыслу глаголы в прошедшем времени. Определите род имен существительных. Обозначьте окончания глаголов.

Липа _____________ Лицо ___________

Яблоко ___________ Роща ___________

Луна _____________ Метро __________

Ночь _____________ Окно ___________

6. Работа над предложением. Упражнение «Добавь окончание слова и повтори предложение целиком». Логопед читает предложение, дети добавляют окончания и повторяют предложение целиком.

Осеннее утро наступил __.

Осенний день наступи__.

Осенняя ночь наступил __.

Могучий дуб вырос__.

Развесистая липа выросл __.

Высокое дерево выросл __.

Ясный месяц светил__.

Читайте также:  Примеры с переходными глаголами в родительном падеже

Холодная луна светил__.

Жаркое солнце светил__.

Каша сварил__ сь.

Какао сварил __сь.

Физкультминутка. Игра на внимание Предлагаю и вам, трудолюбивые ученики, помочь Глаголу. Что надо делать? Да ничего особенного. Сыграем в игру, которая называется ремонт. Условия такие. Водящий читает список слов. Большая часть из них – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встречаются и существительные. Так вот, когда водящий называет глагол, вы должны хлопнуть в ладоши, а если он называет существительные, хлопать нельзя. Ошибся – выходи из игры. Победил тот, кто остался. Итак, приготовились! Дядюшка Глагол при ремонте ВЫТИРАЛ, ПОДМЕТАЛ, ЗАШИВАЛ, ПОЛИВАЛ, САМОСВАЛ, НОСИЛ, ЛЕПИЛ, ЗАПЛАТИЛ, УГОДИЛ, ПОВРЕДИЛ, КРОКОДИЛ, ВЫЛИЛ, ВЫМПЕЛ, ЗАЖЕГ, ФЛАЖОК, ДРУЖОК.

Упражнение «Внимательные ручки» Цель: развитие слухового сосредоточения, быстроты мышления; моторная разрядка. Я читаю рассказ (стихотворение), делая остановку после каждого слова. (Пауза, которую делает учитель после каждого слова, читая рассказ, напоминает детям о задании. Это помогает им сосредоточиться на познавательной деятельности. Поднимание рук и выполнение хлопков над головой после узнавания слова – действия помогает участвовать в процессе менее успешным детям, у которых при этом тоже закрепляются представления о словах – действиях) Если услышите слово, отвечающее на вопрос «Что делала?», поднимите обе руки над головой и похлопайте в ладоши.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

7. Работа с текстом. Поставьте глаголы, данные в скобках, в прошедшем времени и запишите. Обозначьте окончания глаголов.

(Наступать) ________ утро. Солнце (взойти) ______. Между деревьев (блестеть) ______ поверхность воды. Небо (синеть) ______. Ветер (качать) _____ верхушки деревьев.

8. Закрепление изученного на занятии. Самостоятельная работа.

К словам из первого столбика подберите по смыслу слова из второго столбика, чтобы получились предложения. Вставьте в таблицу под номером имени существительного соответствующий ему номер глагола.

Источник

Согласование имен существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени. Материал для домашнего закрепления.
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Материал для родителей содержит упражнения для закрепления темы «согласование имен существительных с глаголами прошедшего времени. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста, посещающих старшую группу для детей с ОНР.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_domashnego_zakrepleniya.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Согласование существительных с глаголами мужского, женского и среднего рода в прошедшем времени.

Взрослый фиксирует результаты выполнения заданий (+/-), по возможности рядом записывает ответы ребенка. При выполнении упражнений уцточняются незнакомые слова.

  1. Упражнение «Добавь окончание слова и повтори предложение целиком».

Взрослый читаем предложение, ребенок добавляет окончание и повторяет предложение целиком.

Осеннее утро наступи….(ло).

Осенний день наступ…..(л).

Осенняя ночь наступи…(ла).

Могучий дуб выро…(с).

Развесистая липа рос…(ла).

Высокое дерево рос…(ло).

Ясный месяц свети…(л).

Холодная луна свети…(ла).

Жаркое солнце свети…(ло).

  1. Упражнение «Послушай стихотворение и запомни слова-действия».

Взрослый читает стихотворение по частям. Ребенок выделяет и повторяет только слова-действия. При необходимости взрослый повторяет стихотворение, разбирает его по вопросам.

Отчего же всё кругом

И помчалось колесом?

Вот и книжка воротилась,

Воротилась и тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

  1. Подбери к словам-предметам несколько подходящих по смыслу слов-действий, отвечая на вопрос «что делал(ла, ло)»?

Липа______________________(росла, цвела, зеленела, качалась, пахла…)

  1. Игра-тест «Выбери подходящее действие».

Собака кусалась или улыбалась?

Игра продолжалась или потерялась?

Мальчик ковер бил или выбивал?

Вареники сметаной лили или полили?

Песня пополнялась или исполнялась?

Коля картинку раскрашивал или украшал?

Печенье сахаром сыпали или посыпали?

Пуговицу шили или пришили?

Печка накалилась или испеклась?

Нитка порвалась или взорвалась?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме «Конспект занятия — Словообразование прилагательных от существительных мужского, женского и среднего родов».

Данный материал позволит Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Этот материал поможет Вашему малышу различать глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Формирование грамматического строя речи — одна из основных задач в работе учителя-логопеда. Данный конспект поможет педагогам решить эту задачу интересным и увлекательным способом.

Это пособие можно использовать в работе с детьми, имеющими двуязычие, тугоухость, ОНР 2-3 уровня.

Многие дошкольники с нарушением речи, особенно ребята с ТНР испытывают затруднения в усвоении предикативного словаря. Участились случаи, когда ребенок путает глаголы прошедшего времени м.

Представлен конспект занятия , в котором закрепляется умение согласовывать существительные и глаголы по родам и числам и в процессе которого в речи ребенка автоматизируется твердый звук Л.

Источник

Упражнения по теме «Нормы управления. Культура речи»

Упражнение 1.

Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

Упражнение 2.

Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать, спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться — смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность, расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать — основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться, предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.

Упражнение 3.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

Упражнение 4.

Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже (с предлогом или без предлога).

Удивляться, терпение — удивляться терпению; восхищаться, терпение — восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать, движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд; оплачивать, проезд; вера, победа; уверенность, победа; начать, весенний сев; приступить, весенний сев; ценить, время; дорожить, время; доверять, друг; полагаться, друг; беспокоиться, ребёнок; тревожиться, ребёнок; упрекать, беспечность; бранить, беспечность.

Упражнение 5.

Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

Образец: Уехать с Кавказа — приехать на Кавказ; выехать из переулка — въехать в переулок.

Словосочетания: Уехать с Урала; уйти с завода; выйти из кухни; спуститься с горы; уехать с курорта; сняться с якоря; выйти из трамвая; уехать с завода; улететь с острова; уйти с концерта; уехать из Крыма.

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с глаголами и существительными, близкими по значению, по предложенным моделям.

Основываться (на чем-либо), опираться (на что-либо); оплатить (что-либо), платить (за что-либо); превосходство (над чем-либо), преимущество (перед чем-либо); обращать внимание (на что-либо), уделять внимание (чему-либо); отчитаться (в чем-либо), сделать отчет (о чем-либо); доминировать (над чем-либо), превышать (что-либо); сослаться (на что), исходить (из чего); отразиться (на чем), повлиять (на что); информировать (о чем), сообщить (что, о чем).

Упражнение 7.

Составьте максимальное количество словосочетаний из следующих компонентов.

Препятствовать (тормозить, мешать, сдерживать) — движение (прогресс); убежденность (вера, уверенность) – правота (победа); отзыв (рецензия) – книга; решить (разрешить) – вопрос (проблема).
Смириться (примириться) – обстоятельства; удостоить (наградить, премировать) – звание (орден, путевка).

Упражнение 8.

Составьте предложения, используя в них словосочетания по следующим моделям:

1. Согласие (с чем), соглашение (о чем). 2. Идентичный (чему), сходный (с чем). 3. Соответственно (чему), в соот­ветствии (с чем). 4. Располагать (чем), иметь (что).

Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»

1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) поражаться — кому? чему?
2) восхищаться — кем? чем?
3) возмущаться — кем? чем?
4) удивляться — на кого? что?


2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) рад — кому? чему?
2) обеспокоен — кем? чем?
3) доволен — за кого? что?
4) спокоен — за кого? за что?


3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления?

1) отзыв — на что?
2) вера — во что?
3) рецензия — на что?
4) уверенность — в чем?


4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе.
2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов.
3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных жителей.
4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением норм управления?

1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой.
2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край.
3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что-то делать для улучшения их жизни.
4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи.

6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.
2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.
3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету обедняет результаты исследования.
4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм.

1) Девочка очень бережно относилась с книгами.
2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в Москву.
3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает положение крестьян.
4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд.

8. В каком случае глагол требует постановки существительного в форме дательного падежа?

1) препятствовать (развитие)
2) примириться (недостатки)
3) отчитаться (работа)
4) приветствовать (победители)

9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в форме творительного падежа?

1) поздравить (награда)
2) уклониться (ответ)
3) разочароваться (профессия)
4) убедиться (правота)


10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки?

1) родительного падежа
2) винительного падежа
3) дательного падежа
4) творительного падежа

Источник