Меню

сообщение о имени прилагательном и имени существительном



Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Цели:

  • закрепить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном.
  • развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные;
  • углубить знания о словах, обозначающих признаки предметов, об их роли в нашей речи;
  • закрепить умения ставить вопросы к прилагательным, определять род, число, падеж;
  • развивать речь учащихся, их творческие способности;
  • формировать навыки грамотного письма и каллиграфии.
  • воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи, расширять кругозор, воображение.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Методы:

  • словесные (беседа)
  • наглядные
  • практические методы

Оборудование: магнитофон, медиапроектор (для просмотра презентации), сигнальные карточки.

Ход урока

1. Устная беседа

– Над какой большой темой мы работали на прошлых уроках?

– Имя прилагательное и имя существительное.

– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени существительном и имени прилагательном.

– Как вы думаете, почему мы объединили обе части речи на одном уроке?

– Они согласуются в роде, числе и падеже.

– Дайте определение имени существительного, дайте определение имени прилагательного. А что вы знаете об имени прилагательном?

– Ребята, послушайте музыку и подумайте, где бы вы могли услышать эти звуки.

– Совершенно верно это звуки леса. И сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, где будем играть и отдыхать. Ведь лес это место для отдыха.

2. Чистописание

. ес точно терем расписной лиловый, золотой, багряный…

– Какой буквы не хватает в первом слове?

– Буквы л (какой, заглавной или строчной?)

– Давайте запишем соединение заглавной и строчной буквы Лл.

– Назовите окончания прилагательных.

– В каком роде пишутся окончания -ый, -ой?

– Запишите строчку, чередуя окончания -ой и -ый.

Учитель: Ребята, вот мы с вами и в лесу, но прежде, чем мы начнём играть, давайте познакомимся с теми кто в нём живёт.

3. Словарная работа.

– Я вам буду загадывать загадки, а вы записывайте словарные слова-отгадки вместе с подходящими по смыслу прилагательными.

За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Учитель: Лиса какая? Хитрая пушистая рыжая (выбрать одно прил.)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

большой косолапый бурый белый

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

трусливый косой белый

Учитель: А теперь узнаем какие растения растут.

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

душистая спелая красная

Никто не пугает, а вся дрожит.

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет –
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с .

ароматная спелая полезная лесная

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет
На зубок он попадет.

лесной грецкий круглый

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Учитель: Определите род имён прилагательных Какое вы знаете правило?

– Род имени прил. зависит от рода им. сущ.

– А теперь давайте просклоняем словосочетания белая берёза – 1 вариант, крепкий орех – 2 вариант.

И.п. (Что?) белая берёза, крепкий орех
Р.п. (чего?) белой берёзы, крепкого ореха
Д.п. (чему?) белой берёзе, крепкому ореху
В. п. (что?0 белую берёзу, крепкий орех
Т. п. (чем?) белой берёзой, крепким орехом
П. п. (о чём?) о белой берёзе, о крепком орехе

4. Взаимопроверка работ.

– Ну вот мы с вами на опушке леса, на которой растёт берёзка.

– Ребята, посмотрите на берёзу.

– Скажите, в какое время года мы можем увидеть такое дерево?

Читайте также:  числительные употребляемые с существительными

– Зимой. А почему? По каким признакам вы это определили?

Учитель: А давайте опишем, как будет выглядеть берёза весной.

Учитель: Ребята, а теперь послушайте, как описал природу весной один ученик.

Наступила весна. С неба льются лучи солнышка. Ручьи с шумом несутся с гор. В воздухе уже поют птицы. Смолой пахнут почки.

– Вам понравился его рассказ?

– А почему? (Нет описания предметов и явлений – нет прилагательных, а прилагательные дают эмоциональную окраску предметам.)

А давайте мы с вами представим себя художниками, но не простыми, а словесными. И опишем весенний лес.

5. Игра «Словесный художник»

– Ребята, у нас получился вот такой рассказ.

Наступила ранняя весна. С голубого неба льются лучи яркого солнышка. Ручьи с весёлым шумом несутся с гор. В чистом воздухе уже поют птицы. Душистой смолой пахнут набухшие почки.

– Выпишите из него словосочетания существительных и прилагательных и определите падежи, окончания. (Звучит музыка А. Вивальди)

Проверка сигнальными карточками

– Молодцы, хорошо справились с заданием, посмотрите, на берёзке распустились листочки.

6. Физминутка

На зарядку солнышко
Вызывает нас
Поднимаем руки мы
По команде «Раз»
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «Два»

Я в лесу гуляю
Ноги поднимаю
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад!
Рвать не буду я цветы
Много будет красоты.

– Следующая наша игра:

7. Игра «Кто какой?»

Учитель: Ребята, животные и растения в лесу перепутали свои признаки, давайте поможем им разобраться в путанице. Запишите существительное с подходящим по смыслу прилагательным, определите род и выделите окончание.

Проверка сигнальными карточками.

– Ребята, мы помогли жителям леса и на берёзе распустились ещё листочки.

8. Подведение итогов

– Наша прогулка подходит к концу, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном и об имени прилагательном.

– Перед вами карточки с цифрами, если вы согласны с мои утверждением, то зачеркиваете номер вопроса, если не согласны – пропускаете.

9. Зачёт-тест

  1. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.
  2. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? какая? какое?
  3. Имя существительное изменяется по числам.
  4. Склонение – это изменение им. существительных по падежам.
  5. Имя существительное лес относится к 1 склонению.
  6. Имена прилагательные в предложениях всегда связаны с именем существительном.
  7. Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.
  8. Прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончание -ое.
  9. Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончание -ой, -ий, -ый.

10. Итог урока

Учитель: Мы повторили все, что знаем о существительных и прилагательных. Вспомнили, что забыли. Давайте подведём итоги нашего урока.

– Как вы думаете, можно ли было сначала изучать тему «Прилагательное», а потом «Существительное»? Почему?

11. Оценивание учащихся. Домашнее задание

Источник

Имя прилагательное как часть речи

Что такое имя прилагательное как часть речи?

Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный).

В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).

Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.

На какие вопросы отвечает прилагательное?

Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой (Какая? Какое?), Чей? (Чья? Чье?) и Каков?, а также их производные формы, в зависимости от того, в форме какого падежа, рода и числа употребляется слово (например: выпал снег (какой?) белый, найти нору (чью?) лисью).

Читайте также:  мид род имени существительных

Что обозначают прилагательные?

В русском языке основной ролью прилагательных в речи является определение предметов (лиц, явлений, состояний). По значению прилагательные принято разделять на три разряда:

    Качественные – указывают на конкретные качества предметов (вес, величину, возраст, цвет, внешний вид, внутренние характеристики), имеют степени сравнения.

Какие бывают прилагательные?

В русском языке прилагательные представлены двумя рядами форм:

  • Полные – прилагательные, изменяющиеся по родам, числам и падежам, в предложении выступают в роли определения (крепкая, ореховое, долгий).
  • Краткие – прилагательные, которые изменяются по числам и родам, в предложении употребляются в качестве сказуемого (стар, надежны, беззаботна).

Морфологические признаки прилагательных

Имена прилагательные имеют постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые) морфологические признаки.

К постоянным морфологическим признакам прилагательных относятся:

  • Разряд по значению (качественные, притяжательные, относительные);
  • Степень сравнения (положительная, сравнительная и превосходная);
  • Полная либо краткая форма.

Непостоянными морфологически признаками прилагательных являются:

Как определить прилагательное?

Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи ( Какой? Чей?, Каков? и их производные), а также выясните наличие у слова основных грамматических и синтаксических признаков имен прилагательных (разряд по значению, степень сравнения, изменяемость по родам, числам и падежам и др.).

Источник

Имя Существительное и Имя Прилагательное

Скачать:

Вложение Размер
imya_sushchestvitelnoe.pptx 112.57 КБ
imya_prilagatelnoe_luchinina_a.pptx 60.85 КБ
prilagatelnoe_v.ovchinnikova.pptx 1.35 МБ
prilagatelnoe_rita_marink.pptx 161 КБ
prilagatelnoe.pptx 644.63 КБ
prilagatelnoe_diana_solovyova.pptx 644.63 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работу выполнили Воронов Роман и Артём «Имя существительное»

Имя существительное Имя существительное – это часть речи , отвечющая на вопросы кто ? что ? Обозначает : Конкретные предметы (дверь , окно) ; Живые существа (человек, птица, зверь) ; Явления природы (слякоть, снег, листопад) ; События (праздник, поход) ; Процесс действия (бег, рост) ; Абстрактные понятия (доброта, дружба).

Постоянные признаки Существительные бывает собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы – это имена людей, клички животных, географические названия. (Петя, Бобик, Новосибирск) Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов. (карандаш, снегопад, кот)

Постоянные признаки Существительные бывают одушевленными и неодушевленными . Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. (кот, человек, слесарь) Неодушевленные отвечают на вопрос Что? (машина, дом, компьютер)

Постоянные признаки Существительные бывают трех родов : Мужской род (он, мой) – врач , лес Женский род (она, моя) – машина, Аня Средний род (оно, моё) – окно , животное

Постоянные признаки Существительные бывают трех склонений. 1 — е Склонение : ж. р. -а -я м. р. -а -я 2 — е Склонение : м. р. — ср. р. -о -е 3 — e Склонение : ж. р. — ь

Непостоянные признаки Существительные изменяются по падежам . Падежи И.п. (Кто? Что?) Р.п. Нет (Кого? Чего?) Д.п. Дам (Кому? Чему?) В.п. Вижу (Кого? Что?) Т.п. Творю (Кем? Чем?) П.п. Думаю (О ком? О чем?)

Род имён существительных . Непостоянные признаки Существительные изменяются по числам : Единственное число (один) – стол, девочка. Множественное число (много) – столы, девочки.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Работу выполняла Ученица 6 «А» МБОУ ЛИТ Лучинина Александра

имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », « чей »,а также бывают краткие прилагательные — каков ? ПРИМЕРЫ : какой ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ какая ? ТРУДОЛЮБИВАЯ какое ? КРУТОЕ какие ? БЕСПОДОБНЫЕ чей ? ЛИСИЙ каков ? КРАСИВ

Изменяются по числам , родам только в ед.ч . И падежах- И.п.Яркое Р.п.Яркого или яркой интересная- ж .р Д.п.Яркому или яркой инересное-ср.р В.п . Яркое или яркого интересный- м.р Т.п.Ярким или яркой П.п .(о)Яркой или ( о)Ярком Трудолюбивая- ед.ч,Трудолюбивые — мн.ч Имена прилагательные в предложениях обстоятельствами-интеллектуальный конкурс и сказуемыми- Утро было туманное.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» .

Термин прилагательное произошел от латинского слова adiectivum , которое обозначало «присоединение, прибавление». А имелось в виду то дополнение, которое можно присоединить к существительному, говоря про него. Это могло быть какое-то свойство предмета или его принадлежность кому-то или чему-то.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ : бледно-розовый , трёхлетний . Словообразование прилагательных.

Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Зависит от имени существительного.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам , падежам и числам , могут иметь краткую форму . В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , но может быть и [[ сказуемое|сказуемым

Разряды прилагательных Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки: сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» ( очень большой , слишком красивый , чрезвычайно умный ). из качественных прилагательных возможно образовать сложное прилагательное путём повтора ( вкусный-вкусный , большой-большой ). однокоренное прилагательное с приставкой не- ( неглупый , некрасивый ). имеют антоним ( глупый — умный ), а иногда и гиперим ( большой — огромный )

Относительные прилагательные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету ( дверной ), материалу ( железный ), свойству ( стиральный ), времени ( январский ), месту ( московский ), единице измерения ( пятилетний, двухэтажный, килограммовый ). [3] и т. д. Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов

Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу ( отцовский , сестрин , лисий ). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов .

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Также есть некоторое количество несклоняемых прилагательных ( пиджаки беж ). Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется . Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж .

Образование прилагательных Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени Общее грамматическое значение. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода ( синий ). Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе) Синтаксическая роль — определение или сказуемое

Переход в другие части речи Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения ( Художник из него никакой ). Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный

Источник

Сообщение о имени прилагательном и имени существительном



Имя Существительное и Имя Прилагательное

Скачать:

Вложение Размер
imya_sushchestvitelnoe.pptx 112.57 КБ
imya_prilagatelnoe_luchinina_a.pptx 60.85 КБ
prilagatelnoe_v.ovchinnikova.pptx 1.35 МБ
prilagatelnoe_rita_marink.pptx 161 КБ
prilagatelnoe.pptx 644.63 КБ
prilagatelnoe_diana_solovyova.pptx 644.63 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работу выполнили Воронов Роман и Артём «Имя существительное»

Имя существительное Имя существительное – это часть речи , отвечющая на вопросы кто ? что ? Обозначает : Конкретные предметы (дверь , окно) ; Живые существа (человек, птица, зверь) ; Явления природы (слякоть, снег, листопад) ; События (праздник, поход) ; Процесс действия (бег, рост) ; Абстрактные понятия (доброта, дружба).

Постоянные признаки Существительные бывает собственные и нарицательные. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы – это имена людей, клички животных, географические названия. (Петя, Бобик, Новосибирск) Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов. (карандаш, снегопад, кот)

Постоянные признаки Существительные бывают одушевленными и неодушевленными . Одушевленные отвечают на вопрос кто? и обозначают живые существа. (кот, человек, слесарь) Неодушевленные отвечают на вопрос Что? (машина, дом, компьютер)

Постоянные признаки Существительные бывают трех родов : Мужской род (он, мой) – врач , лес Женский род (она, моя) – машина, Аня Средний род (оно, моё) – окно , животное

Постоянные признаки Существительные бывают трех склонений. 1 — е Склонение : ж. р. -а -я м. р. -а -я 2 — е Склонение : м. р. — ср. р. -о -е 3 — e Склонение : ж. р. — ь

Непостоянные признаки Существительные изменяются по падежам . Падежи И.п. (Кто? Что?) Р.п. Нет (Кого? Чего?) Д.п. Дам (Кому? Чему?) В.п. Вижу (Кого? Что?) Т.п. Творю (Кем? Чем?) П.п. Думаю (О ком? О чем?)

Род имён существительных . Непостоянные признаки Существительные изменяются по числам : Единственное число (один) – стол, девочка. Множественное число (много) – столы, девочки.

Спасибо за внимание

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Работу выполняла Ученица 6 «А» МБОУ ЛИТ Лучинина Александра

имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », « чей »,а также бывают краткие прилагательные — каков ? ПРИМЕРЫ : какой ? ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ какая ? ТРУДОЛЮБИВАЯ какое ? КРУТОЕ какие ? БЕСПОДОБНЫЕ чей ? ЛИСИЙ каков ? КРАСИВ

Изменяются по числам , родам только в ед.ч . И падежах- И.п.Яркое Р.п.Яркого или яркой интересная- ж .р Д.п.Яркому или яркой инересное-ср.р В.п . Яркое или яркого интересный- м.р Т.п.Ярким или яркой П.п .(о)Яркой или ( о)Ярком Трудолюбивая- ед.ч,Трудолюбивые — мн.ч Имена прилагательные в предложениях обстоятельствами-интеллектуальный конкурс и сказуемыми- Утро было туманное.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ -самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?» .

Термин прилагательное произошел от латинского слова adiectivum , которое обозначало «присоединение, прибавление». А имелось в виду то дополнение, которое можно присоединить к существительному, говоря про него. Это могло быть какое-то свойство предмета или его принадлежность кому-то или чему-то.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ : бледно-розовый , трёхлетний . Словообразование прилагательных.

Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым. Зависит от имени существительного.

Спасибо за внимание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Имя прилага́тельное — самостоятельная часть речи , обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы « како́й », « кака́я », «какое», « каки́е », «чей» . В русском языке прилагательные изменяются по родам , падежам и числам , могут иметь краткую форму . В предложении прилагательное чаще всего бывает определением , но может быть и [[ сказуемое|сказуемым

Разряды прилагательных Разряд — единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные Обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки: сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» ( очень большой , слишком красивый , чрезвычайно умный ). из качественных прилагательных возможно образовать сложное прилагательное путём повтора ( вкусный-вкусный , большой-большой ). однокоренное прилагательное с приставкой не- ( неглупый , некрасивый ). имеют антоним ( глупый — умный ), а иногда и гиперим ( большой — огромный )

Относительные прилагательные Обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету ( дверной ), материалу ( железный ), свойству ( стиральный ), времени ( январский ), месту ( московский ), единице измерения ( пятилетний, двухэтажный, килограммовый ). [3] и т. д. Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов

Притяжательные прилагательные Обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу ( отцовский , сестрин , лисий ). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы , степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов .

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Также есть некоторое количество несклоняемых прилагательных ( пиджаки беж ). Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется . Несклоняемые прилагательные обычно находятся после существительного, их род, число, и падеж определяются синтаксически по характеристикам соответствующего существительного: пиджаки беж .

Образование прилагательных Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото — болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный . Прилагательные также образуются сложносуффиксальным способом: льносемяочистительный . Прилагательные также могут образовываться путём словосложения двух основ: бледно-розовый , трёхлетний .

Морфологический разбор имени Общее грамматическое значение. Начальная форма. Начальной формой у имени прилагательного считается форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода ( синий ). Постоянные признаки: разряд. Непостоянные признаки: употреблено в краткой/полной (только у качественных); степень сравнения (только у качественных); число, род, падеж (синий — употреблён в полной форме, единственном числе) Синтаксическая роль — определение или сказуемое

Переход в другие части речи Чаще всего в разряд прилагательных переходят причастия . В качестве прилагательных также могут выступать местоимения ( Художник из него никакой ). Прилагательные, в свою очередь, могут субстантивироваться , то есть переходить в разряд существительных : русский, военный

Источник

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Цели:

  • закрепить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном.
  • развивать умение правильно и точно использовать в речи имена существительные и прилагательные;
  • углубить знания о словах, обозначающих признаки предметов, об их роли в нашей речи;
  • закрепить умения ставить вопросы к прилагательным, определять род, число, падеж;
  • развивать речь учащихся, их творческие способности;
  • формировать навыки грамотного письма и каллиграфии.
  • воспитывать в детях чувство дружбы, товарищества и взаимопомощи, расширять кругозор, воображение.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.

Методы:

  • словесные (беседа)
  • наглядные
  • практические методы

Оборудование: магнитофон, медиапроектор (для просмотра презентации), сигнальные карточки.

Ход урока

1. Устная беседа

– Над какой большой темой мы работали на прошлых уроках?

– Имя прилагательное и имя существительное.

– Сегодня на уроке мы повторим всё, что знаем об имени существительном и имени прилагательном.

– Как вы думаете, почему мы объединили обе части речи на одном уроке?

– Они согласуются в роде, числе и падеже.

– Дайте определение имени существительного, дайте определение имени прилагательного. А что вы знаете об имени прилагательном?

– Ребята, послушайте музыку и подумайте, где бы вы могли услышать эти звуки.

– Совершенно верно это звуки леса. И сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес, где будем играть и отдыхать. Ведь лес это место для отдыха.

2. Чистописание

. ес точно терем расписной лиловый, золотой, багряный…

– Какой буквы не хватает в первом слове?

– Буквы л (какой, заглавной или строчной?)

– Давайте запишем соединение заглавной и строчной буквы Лл.

– Назовите окончания прилагательных.

– В каком роде пишутся окончания -ый, -ой?

– Запишите строчку, чередуя окончания -ой и -ый.

Учитель: Ребята, вот мы с вами и в лесу, но прежде, чем мы начнём играть, давайте познакомимся с теми кто в нём живёт.

3. Словарная работа.

– Я вам буду загадывать загадки, а вы записывайте словарные слова-отгадки вместе с подходящими по смыслу прилагательными.

За деревьями, кустами,
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Учитель: Лиса какая? Хитрая пушистая рыжая (выбрать одно прил.)

Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

большой косолапый бурый белый

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)

трусливый косой белый

Учитель: А теперь узнаем какие растения растут.

Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.

душистая спелая красная

Никто не пугает, а вся дрожит.

Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет –
Если Вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с .

ароматная спелая полезная лесная

В колыбельке подвесной
Летом житель спит лесной.
Осень пестрая придет
На зубок он попадет.

лесной грецкий круглый

Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане.

Учитель: Определите род имён прилагательных Какое вы знаете правило?

– Род имени прил. зависит от рода им. сущ.

– А теперь давайте просклоняем словосочетания белая берёза – 1 вариант, крепкий орех – 2 вариант.

И.п. (Что?) белая берёза, крепкий орех
Р.п. (чего?) белой берёзы, крепкого ореха
Д.п. (чему?) белой берёзе, крепкому ореху
В. п. (что?0 белую берёзу, крепкий орех
Т. п. (чем?) белой берёзой, крепким орехом
П. п. (о чём?) о белой берёзе, о крепком орехе

4. Взаимопроверка работ.

– Ну вот мы с вами на опушке леса, на которой растёт берёзка.

– Ребята, посмотрите на берёзу.

– Скажите, в какое время года мы можем увидеть такое дерево?

– Зимой. А почему? По каким признакам вы это определили?

Учитель: А давайте опишем, как будет выглядеть берёза весной.

Учитель: Ребята, а теперь послушайте, как описал природу весной один ученик.

Наступила весна. С неба льются лучи солнышка. Ручьи с шумом несутся с гор. В воздухе уже поют птицы. Смолой пахнут почки.

– Вам понравился его рассказ?

– А почему? (Нет описания предметов и явлений – нет прилагательных, а прилагательные дают эмоциональную окраску предметам.)

А давайте мы с вами представим себя художниками, но не простыми, а словесными. И опишем весенний лес.

5. Игра «Словесный художник»

– Ребята, у нас получился вот такой рассказ.

Наступила ранняя весна. С голубого неба льются лучи яркого солнышка. Ручьи с весёлым шумом несутся с гор. В чистом воздухе уже поют птицы. Душистой смолой пахнут набухшие почки.

– Выпишите из него словосочетания существительных и прилагательных и определите падежи, окончания. (Звучит музыка А. Вивальди)

Проверка сигнальными карточками

– Молодцы, хорошо справились с заданием, посмотрите, на берёзке распустились листочки.

6. Физминутка

На зарядку солнышко
Вызывает нас
Поднимаем руки мы
По команде «Раз»
А над нами весело шелестит листва
Опускаем руки мы по команде «Два»

Я в лесу гуляю
Ноги поднимаю
Наклонюсь к цветам поближе
Красоту их всю увижу,
Нежный чудный аромат
Ощутить я тоже рад!
Рвать не буду я цветы
Много будет красоты.

– Следующая наша игра:

7. Игра «Кто какой?»

Учитель: Ребята, животные и растения в лесу перепутали свои признаки, давайте поможем им разобраться в путанице. Запишите существительное с подходящим по смыслу прилагательным, определите род и выделите окончание.

Проверка сигнальными карточками.

– Ребята, мы помогли жителям леса и на берёзе распустились ещё листочки.

8. Подведение итогов

– Наша прогулка подходит к концу, давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном и об имени прилагательном.

– Перед вами карточки с цифрами, если вы согласны с мои утверждением, то зачеркиваете номер вопроса, если не согласны – пропускаете.

9. Зачёт-тест

  1. Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.
  2. Имя прилагательное отвечает на вопрос какой? какая? какое?
  3. Имя существительное изменяется по числам.
  4. Склонение – это изменение им. существительных по падежам.
  5. Имя существительное лес относится к 1 склонению.
  6. Имена прилагательные в предложениях всегда связаны с именем существительном.
  7. Прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.
  8. Прилагательные среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончание -ое.
  9. Прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончание -ой, -ий, -ый.

10. Итог урока

Учитель: Мы повторили все, что знаем о существительных и прилагательных. Вспомнили, что забыли. Давайте подведём итоги нашего урока.

– Как вы думаете, можно ли было сначала изучать тему «Прилагательное», а потом «Существительное»? Почему?

11. Оценивание учащихся. Домашнее задание

Источник

Читайте также:  падежные окончания имен существительных примеры словосочетаний