Меню

Составить план что такое глагол



3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник

Конспект урока по теме «Что такое глагол»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Этот урок был проведен на муниципальном этапе конкурса «Учитель года — 2019»

Скачать:

Вложение Размер
konspek_uroka._glagol.docx 41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Что такое глагол?»

(УМК «Школа России»).

Цель: познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

углубить представления учащихся о роли в нашем языке слов, обозначающих действия предметов;

научить учащихся находить глаголы в тексте;

повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном;

закрепить умения правильно ставить вопросы к словам;

закрепить знания о безударной гласной, о главных членах предложения;

учить оценивать уровень усвоения нового материала.

активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда;

развивать коммуникативные качества учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;

формировать толерантность в отношениях учащихся в группе;

умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат

находить глаголы в предложении, среди других слов по вопросу и общему значению действия;

ставить вопросы к глаголам;

повторить знания об имени существительном.

понимать коммуникативную важность грамотного сочетания слов в предложении;

составлять словосочетания с глаголами ;

пополнять словарный запас подбором глаголов к именам существительным;

развивать речь обучающихся,

знать нормы речевого этикета при обращении к взрослым людям.

интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

I. Организационный момент. (Слайд1)

— Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь

гостям. Пусть улыбка и хорошее настроение будут на уроке вашими

помощниками. Урок у вас буду вести я. Зовут меня Галина Анатольевна. —

Сядьте ровно за партами,

Подарите и мне улыбку.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся .

— Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно, но для этого вам необходимо быть очень внимательными.

II. Актуализация знаний.

1Минутка чистописания. (Слайд2)

то тер тув ве ва вы

-Что написано на доске? Докажите, что это слоги.

-Назовите только слоги, где есть буквы, обозначающие мягкость согласных. (тер, ве).

-Прежде, чем запишем число и месяц нашей встречи сделаем разминку для рук. Приготовьте ручки.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять

За письмо получим пять.

Итак, пишем 21 февраля, классная работа

Мальчики пишут слог тер

Девочки пишут слог ве

-Составьте слово. ( Ветер) (Слайд3)

-Объясните лексическое значение этого слова. ( Явление природы).

— Прочитайте все слова, вставьте пропущенные буквы: с о рока, в о рона, ш е л, снег и рь, в о робей.

— Какие это слова?

— Какое лишнее слово? Почему?

-Составьте предложение с этим словом. По дороге шёл мальчик.

-Запишите это предложения с комментированием.

-Подчеркните основу предложения.

-К какой части речи относится подлежащее мальчик?

— (Проблема) Можете ли вы сказать, к какой части речи относится, сказуемое шёл?

-А хотелось бы точнее узнать? В течение урока мы должны выяснить, какой же всё-таки частью речи является это слово?
— Сегодня мы продолжим путешествие по стране Части речи. Мы уже знакомы с одним его жителем. Это часть речи – имя (хором) существительное.
— Что такое имя существительное?

Ш. Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний .

1.Работа по новой теме.

-Сегодня утром произошло необычайное событие. Когда я рано утром вошла в класс, то увидела здесь необычного человека в смешной шляпе. Он все время что-то делал, выполнял какие- то действия да так быстро, что, казалось, будто у него не две руки и две ноги, а несколько.
-Что вы здесь делаете? – сурово спросила я его.
-Что делаю? — удивился чудной человек.
— С вами разговариваю, а еще я дышу носом, моргаю глазами, улыбаюсь ртом.
Или может, вы хотите знать, что я делал, пока вы были дома? Я протирал пыль, поливал цветы, подметал пол, ждал ребят.
— А что вы будете делать потом?
Я посмотрю футбол, буду гулять в зоопарке, поиграю с ребятами.
Уходя, он оставил на память свой портрет. (Открываю портрет) .(Слайд4)
Имя этого героя Глагол. Что он делает? Что он выполняет? (Выполняет действия)

IV. Открытие нового знания
1 . Создание проблемной ситуации .

— Предположите тема нашего урока? (Слайд5)

— Ребята, начиная знакомство с глаголом, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Научиться определять часть речи глагол).

Как будем действовать, чтобы научиться определять части речи?

Алгоритм определения части речи (Слайд 6)

Узнать: на какой вопрос отвечает.

Определить: что обозначает.

Откройте учебник на 68странице.

-Что делает мальчик?

-Составьте нераспространённые предложения.

— Какие действия выполняет мальчик? (Моет поливает, стирает, читает)

— На какой вопрос отвечают эти слова?

— Какой же частью речи являются эти слова?

— А теперь прочитаем сведение о языке от тетушки Совы.

— Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Физкультминутка.

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать начинаем.

V. Первичное закрепление .

1). А наш новый знакомый Глагол, как и обещал, направился в зоопарк. Мы отправляемся вместе с ним. Но для этого мы должны вспомнить правила поведения в зоопарке .(Слайд7). Эти правила вы должны соблюдать всегда. А на тех, кто эти правила нарушает глагол сердится, негодует, злится.
-Что же он там увидел? Там творилось что- то невероятное. О них написано в упр. 118. Давайте прочитаем об этом.
Кто написал это произведение? Как оно называется? Все ли действия животных названы правильно. Помогите распутать эту путаницу.
1 ряд списывает первый столбик 2ряд второй столбик.
Птицы зачирикали. Лягушата квакают.
Лошади заржали. А утята крякают.
Мухи зажужжали. Поросята хрюкают

Первый вариант записывает первую строчку первого столбика, второй вариант первую строчку второго столбика.
— Подчеркните основу предложения.

— Какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое?

Вывод: чаще всего в предложении сказуемое выражено глаголом.

— А теперь вернёмся к нашему слову.

— Какой же частью речи является это слово. Докажите, что это глагол. На какой вопрос отвечает это слово.

1.Работа в парах.

Игра «На стадионе»

— Глагол ни минуты не сидит на месте. После посещения зоопарка он отправился на стадион. Там висел огромный плакат.( Слайд8)

Не заметили глагол-
Значит, пропустили гол.
(Объясняю правила игры.) Прочитайте текст, найдите и подчеркните глаголы.

(ПЕРВАЯ ГРУППА) 1.Судья выбрасывает мяч на поле. Капитан хватает его и мчится к воротам соперника. Нападающий перепрыгивает через соперника и отнимает у него мяч.

( ВТОРАЯ ГРУППА)2.Защитник падает , ушибается и плачет . Доктор оказывает ему помощь: перевязывает коленку.

(ТРЕТЬЯ ГРУППА)3.Вратарь волнуется . Судья назначает штрафной удар. Защитник охает и пропускает гол в ворота.

(ЧЕТВЁРТАЯ ГРУППА)4.Болельщики аплодирую т и свистят . Счет один- ноль. Игроки выстраиваются на поле и приветствуют друг друга. Игра заканчивается .

Проверка по эталону (Слайд 9)

— Кто не допустил ошибок? Кто выполнил, но допустил ошибки. Кто не выполнил?

-А вы любите спорт? Футбол — это интересная и увлекательная игра, старинная.

3.Отрывок из мультфильма «Мойдодыр» .

-Кто автор этого произведения? (Умываются, не умывался, остался,сбежали)

— Посмотрите внимательно отрывок из мультфильма. Запомните глаголы, которые вы услышите.

-Назовите глаголы, которые вы услышали.

Чистота – это залог здоровья. Грязь и неряшливость пренебрежение к своему здоровью. Поэтому вы всегда должны мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом
VII.Подведение итогов урока.

— Молодцы! Правило о глаголе вы усвоили.

-Ребята, давайте подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?

-Сможем теперь решить проблему, поставленную в начале урока? (Да)

-С какой частью речи познакомились на уроке?
-Что такое глагол? Составляем кластер. Кластер — «скопление», «пучок», «созвездие». К ластер это графическая форма организации информации . Найдите те опорные слова, которые подходят к глаголу.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

-Домашнее задание у вас будет творческое. Я приготовила каждому карточки с индивидуальным заданием.
Оцените, как вы работали на уроке. Если вы усвоили, что такое глагол и сможете узнать его среди других частей речи, то поднимите жёлтый цветок, если не всё усвоили, то поднимите зелёный цветок, если ничего не усвоили, то поднимите красный цветок.

Спасибо за урок. Молодцы!

1.Запишите антонимы к каждому глаголу.
1) Чернеть-___________________ 3) молчать-__________________
2) забыть-____________________ 4) идти-_____________________

2. Запишите синонимы к каждому глаголу.
1) Алеть-___________________ 3) извинить-___________________
2) мчаться-_________________4) бранить-_____________________

3. Спиши и подчеркни грамматическую основу в предложениях.
1) По овражкам бегут весёлые ручейки.
2) Грачи вьют гнёзда на деревьях.
3) Мы увидели огромный дом.

4.Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово-глагол.
Боль-____________ корм -__________________
сад -____________ полёт -___________________
звон -____________ соль -____________________

Источник

план что я знаю о глаголе

составьте план на тему что я знаю о глаголе

Ответ или решение 1

1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы “что делать?”, “что сделать?”.

2. Начальная форма – инфинитив, отвечает на вопрос “что делать?”, “что сделать?”, оканчивается на -ть (писать), -ти (идти), -чь (стричь)

2.1. возвратность (постфикс – ся/сь, например, мыться)/невозвратность (без этого постфикса, например, мыть)

2.2. вид (совершенный – отвечает на вопрос “что сделать?”; несовершенный – отвечает на вопрос “что делать?”

2.3. переходность, т.е. направленность на предмет (употребляется с винительным падежом без предлога, например, писать (что?) конспект, любить (кого?) маму)/непереходность (не употребляется с винительным падежом без предлога, например, переехать в Казань)

2.4. два спряжения (их обозначают римскими цифрами, определяется по инфинитиву):

– I (первое) – глаголы оканчиваются на -ать (писать), -еть (гореть), -ять (объять), все, кроме -ить, кроме 11 слов исключений, которые относятся ко II (второму) спряжению – гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть.

– II (второе) – глаголы заканчиваются на -ить, кроме 2 слов исключений, которые относятся к I спряжению – брить, стелить.

– изъявительное (на самом деле происходило, происходит или будет происходить; только изъявительное изменяется по временам);

– повелительное (просьба, приказ, совет)

– сослагательное, или условное (форма глагола на -л + частица “бы”, например, я сыграл бы)

– прошедшее (отвечает на вопросы “что делал?”, “что сделал?”);

– настоящее (отвечает на вопросы “что делаю?”, нет у глаголов совершенного вида);

– будущее (отвечает на вопросы “что сделаю?”, “что буду делать?”, простое будущее время – почитаю, сложное – буду читать)

3.3. Род (только в ед. числе) – женский/мужской;

3.5. Число (единственное/множественное).

4. Роль в предложении (обычно сказуемое; инфинитив может быть любым членом предложения)

План – конспект урока русского языка “Что мы уже знаем о глаголе” 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тема: Что мы уже знаем о глаголе.

Цель урока: повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.

Задачи урока:

1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы.

2) Совершенствование умений писать глаголы с НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.

3) Развитие умения определять время глаголов.

Скачать:

Вложение Размер
chto_my_uzhe_znaem_o_glagole_4_klass.docx 17.8 КБ
glagol_4_klass.pptx 100.94 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка

“Что мы уже знаем о глаголе” 4 класс

учитель начальных классов

Тема : Что мы уже знаем о глаголе.

Цель урока : повторение, углубление и обобщение знаний о глаголе, полученных в 3 классе.

1) Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём, образовывать неопределённую форму от других форм глаголов, выявлять показатели неопределённой формы.

2) Совершенствование умений писать глаголы с НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.

3) Развитие умения определять время глаголов.

-Какая часть речи о себе сказала так:

Но я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета, люди строят зданья.

3.Формулирование темы и цели урока.

– Как вы думаете, сегодня, на первом уроке изучения раздела, о чём пойдёт речь? Что мы будем вспоминать? (Слайд №2)

-Назовите вопросы, которые помогут нам вспомнить всё о глаголе. (Слайд №3

4. Актуализация и углубление изученного в 3 классе.

– А вы не задумывались, что обозначает само слово “глагол”? Вот имя существительное называет предметы и явления, которые существуют , имя прилагательное связано с существительным и как – бы прилагается к нему. А глагол? Прочитаем статью в учебнике на странице 53.

-Что вы узнали о происхождении этого слова?

– В современном русском языке есть слово “разглагольствовать”. (Учитель вешает на доску карточку со словом). Используя теперь новые знания, попробуйте объяснить его значение. (Говорить многословно и бессодержательно).

– Как же ответим на первый вопрос? Что такое глагол? А теперь давайте вспомним, какую роль играет глагол в речи. Прочитайте текст и назовите все глаголы. (Слайд №4 – Отрывок из рассказа В.Драгунского “Девочка на шаре”). Это текст – описание или текст – повествование? Объясните почему. (Это текст – повествование, потому что ключевыми словами являются глаголы, читательское восприятие движется от действия к действию. Глагол называет действие, показывает развитие событий, помогает автору организовать повествование.)

– А теперь послушайте другой текст (Учитель читает наизусть стихотворение С. Есенина “С добрым утром!”) Как вы думаете, это повествование или описание? (Это текст – описание. Здесь тоже много глаголов, но они не передают здесь действие, а называют состояния. Глаголы характеризуют неодушевлённые предметы как живые существа. Такой приём в литературе называется олицетворением.) Упражнение №232 учебника.

Запись первого предложения по памяти, так как на уроке чтения стихотворение учили наизусть. (С орфографической подготовкой).

Работа со второй строфой в парах. Ученики первого варианта составляют схему к первому предложению строфы, а второго варианта – ко второму предложению. Взаимопроверка, запись схем на доске.

– Каким членом предложения является глагол чаще всего? (Сказуемым) А вот другое стихотворение (Слайд №6). Найдите все глаголы. Что ещё о глаголе можно вспомнить? (Не с глаголами пишется раздельно) Какое значение придаёт НЕ предложению? (Отрицание)

Выполнение упражнений на написание глаголов с НЕ:

1)Замените действующее лицо противоположным, используя отрицательную частицу НЕ (Слайд №7). Выпишите все глаголы с Не.

2)Вводите новые слова, перестраивая предложения (Слайд №8). Запишите любое предложение.

6. -Прочитайте стихотворение. (Слайд №11)

-Прочитайте ещё раз глаголы в кавычках. На какие вопросы они отвечают? (Что делать? Что сделать?) Как называется такая форма глагола? (Начальная или неопределённая) Познакомимся со статьёй учебника на странице 57 в упражнении №235. Что вы узнали об истории возникновения неопределённой формы и разных точках зрения на её показатели?

-Чем являются -ТЬ и -ТИ в наших учебниках? (Суффиксами.)

-Какая орфограмма есть на конце неопределённой формы? (Ь для обозначения мягкости согласных и Ь после букв шипящих в неопределённой форме.)

-Вспомним об изменении глаголов по временам. Как определить время глагола? (Задать вопрос.)

-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени? Что обозначают глаголы в каждом времени? (Относительно момента речи.)

-У вас на столе лежат листочки с записями. Прочитайте их и исправьте ошибки. Зачёркивать и исправлять можно прямо в листе. (Работа в парах.)

человек плыл – прош. вр. груша созреет – наст. вр.

варенье кипит – буд. вр. считать саженцы – буд. вр.

бревно плыло – наст.вр. рос гриб – прош. вр.

-Итак, давайте с помощью опорных слов расскажем всё, что мы вспомнили о глаголе.

Источник

Читайте также:  Диктант обозначьте спряжение глаголов работа