«Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о главном и зависимом слове в словосочетании ;
— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения формы имени прилагательного, зависящего от существительного в словосочетаниях;
— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;
— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;
— воспитание интереса к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 4 класс
Тема урока: «Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в
Цели урока: — формирование представления о словосочетании сущ. + прил., о глав-
ном и зависимом слове в словосочетании ;
— формирование навыка словоизменения прилагательных, определения
формы имени прилагательного, зависящего от существительного в
— развитие орфографической зоркости, логики, внимания, памяти, речи;
— формирование потребности и умения отстаивать свою точку зрения;
— воспитание интереса к предмету.
Оборудование: учебник по русскому языку для 4-го класса , «Дидактический
материал по русскому языку» , таблички для составления алгоритмов
о слове, словосочетании, предложении, схемы с орфограммами,
карточки для составления схемы словосочетания.
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
1.) — Отгадайте анаграммы.
П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И
В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е
( На наборное полотно вывешиваются слова: слово, предложение, словосочетание.)
— Найдите слова, которые помогли бы рассказать о слове, словосочетании, предложении. Составьте алгоритмы.
Слово называет предметы, признаки,
действия, но более конкретно
Словосочетание выражает законченную мысль
Предложение называет предмет, признак. грамматическая
действие и т.д. основа
На доске запись:
К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн__ воздух_.
— Что записано на доске? (Предложение)
— Расскажите об этом предложении по алгоритму, составленному вами. ( В этом предложении говорится о снежинках; грамматическая основа – снежинки кружились )
— Из чего состоит предложение? (Из слов)
— Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы в словах. Обозначьте орфограммы.
— Проверка. Найдите слова , в которых есть орфограмма , обозначенная на схеме (показываю схемы), назовите их. А также проверьте, правильно ли вы обозначили данную орфограмму.
— Девочки выполнят разбор имени существительного в воздухе как части речи,
а мальчики выполнят разбор имени прилагательного морозном как части речи.
(Проверка: дети читают свои записи)
— Какие признаки у этих слов совпадают? (Число, род, падеж)
— Как вы думаете, почему?
— Можно ли эти два слова назвать словосочетанием? (Да)
— Посмотрите на алгоритм , который вы составили о словосочетании. Что вы можете по нему рассказать о нашем словосочетании? ( В нашем словосочетании называется не просто воздух, а конкретизируется воздух (какой?) морозный.)
— Запишите это словосочетание в тетрадь, а также выпишите другие словосочетания из этого предложения.
— На доске тоже выписаны словосочетания из этого предложения. Проверьте, нет ли ошибок?
Закружились в морозном
В морозном воздухе
Закружились в воздухе
( Дети находят ошибки. Если возникнут трудности, перехожу к другому этапу, обещая через некоторое время вернуться.)
3. Формулирование темы и цели урока.
— Чтобы найти в данных словосочетаниях ошибки, надо вспомнить всё, что нам о них известно, и узнать новое.
— Я думаю, что вы уже догадались ,чему посвящен наш урок. (Словосочетанию)
— Вам уже знаком термин «словосочетание», он часто употребляется в учебнике и на уроках мы с ним тоже нередко встречались.
4. Изучение нового материала.
— Вспомните, что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически)
— Уточним это понятие на примере существительных и прилагательных.
— Откройте учебник на стр. 114.
— Что нового вы узнали из правила? ( Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. От главного слова к зависимому можно поставить вопрос.)
— Составьте на доске схему из опорных слов.
главное слово зависимое слово
— Как вы думаете, почему главное и зависимое слово в словосочетании называются именно так? ( От главного слова ставится вопрос; какую форму имеет главное слово , такую будет иметь и зависимое, оно от него зависит)
Чем интересно само слово «словосочетание»? Как оно образовано?
Как вы думаете, почему главное и зависимое слово вместе получили такое название?
— А теперь вернёмся к нашим словосочетаниям. Проверим ещё раз правильно ли выписаны словосочетания.
— Какие ошибки допущены? ( Неправильно указано главное слово; выписано не словосочетание; вопрос поставлен не от главного слова; подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)
— Какие словосочетания вы записали? Какие из них соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.
— Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.
Цветок из стекла (стеклянный цветок)
Сок из малины (малиновый сок)
Окунь из моря (морской окунь)
Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)
Дорога у деревни (деревенская дорога)
Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)
Рано утром (раннее утро)
- Прочитайте задание к упражнению198. ( Ученик читает вслух.)
Кому непонятно задание?
Юля, иди к доске, выполняем задание, а вы в тетради.
Запись: Р.п. родного края (ед.ч.)
Т.п. родным краем (ед.ч.)
В.п. родные края (мн.ч.)
Второе словосочетание записываем с комментированием на месте.
Запись: В.п. прекрасную погоду
Т.п. прекрасной погодой
Третье словосочетание запишите самостоятельно.
Какие признаки совпадают у имени существительного и прилагательного? (Род, число и падеж)
Вывод: имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже.
- — Откройте дидактический материал на стр. 56.
— Прочитайте текст. (Один ученик читает вслух)
— О чём вы узнали из этого текста? Кто из вас знал об этом раньше? Откуда?
— Подчеркните в тексте словосочетания сущ. + прил.
— Проверка: чтение словосочетаний цепочкой с указанием главного слова.
( Дополнительно: Запишите словосочетания сущ. + прил. с вопросами из первого абзаца.)
— Я прочитаю стихотворение о словосочетании. Вы назовите ключевые слова.
В нём ходят парою слова,
Но неравны у них права.
В нём слово главное всегда
С зависимым шагает.
А кто тут главный – без труда
Вопрос от главного идёт
К зависимому слову.
И никогда — наоборот.
Запомни как основу.
— Ребята, давайте посмотрим ещё раз на наш алгоритм о словосочетании. Что мы теперь можем добавить? Что нового вы узнали о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного слова и зависимого слова)
Стр.70 упр. 5 (Дид.материал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании».Цели:1) познакомить с понятиями «основное», «зависимое» слово в словосочетании, ут.
ОТКРЫТЫЙ УРОКПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 4-ОМ КЛАССЕ.Тема урока: «Словосочетание сущ. +прил. Главное и зависимое слово в словосочетании».
Урок русского языка в 3 классе с применением структур сингапурского метода обучения. УМК «Планета знаний».
Интегрированный урок русского языка и технологии. С применением различных форм организации учебной деятельности. Сопровождается презентацией.Цели урока: изучение и первичное осознание нового уче.
Презентация на тему «Что такое словосочетание?».
На уроке применяется технология смешанного обучения в модели «Ротация станций".
Источник
Как составить словосочетание по схеме прилагательное+существительное?
Какие словосочетания можно составить по схеме прилагательное + существительное? Запишите 20-30 примеров.
Примеры словосочетаний
Данные упражнения обычно задаются в качестве домашнего задания по русскому языку в начальной школе. Требованием выступает: написать словосочетания в своей рабочей тетраде по схеме прил+сущ на какую-то конкретную тему, например, про овощи, фрукты и ягоды:
- красный спелый помидор, зеленый свежий огурец, красная сладкая свекла, сахарный розовый арбуз, приторная желтая дыня, кислая белая смородина, мелкий крыжовник, оранжевая морковка, спелая тыква, зрелый горох, стручковая фасоль, цветная капуста, репчатый лук, фиолетовый баклажан, полосатое яблоко, большая груша, розовая черешня, вареная картошка.
Можно написать словосочетания , например, про школу и своих одноклассников или друзей, например, такие:
- светлая школа, первый класс, скучный урок, драчливый сосед, плохой или хороший ученик, верный друг, неопрятный одноклассник, высокий старшеклассник, строгая учительница, злой директор, добрый завуч, грязный дневник, отличная оценка, трудная контрольная, ежегодный экзамен, крутая лестница, большой спортзал, деревянные брусья, школьное поле, летние каникулы, очередная двойка, жирная пятерка, твердая четверка.
И третий вариант, напишем словосочетания на тему «мой питомец: собака или кот»:
- прилагательные: маленький, глупый, смешной, толстый, неуклюжий, добродушный, наивный, драчливый, черный, белый, годовалый, новорожденный, пушистый, голенький, упорный, верный, наглый, отважный, непослушный, доверчивый, любопытный, веселый, больной, здоровый к существительным: щенок или кот.
Источник
Конспект с презентацией по русскому языку «Словосочетание прилагательное +существительное»
Особенности работы со слабоуспевающими и одаренными детьми в школе
свидетельство каждому участнику
скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции
13 – 15 октября 2020г 19:00 (МСК)
Выбранный для просмотра документ Связь слов в предложении.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Словосочетание прилагательное + существительное
Цель урока: — формировать умение находить словосочетание сущ. + прил., определять их грамматические признаки; — продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения; — отрабатывать правило написания слов в словосочетаниях.
Словосочетания – это «строительный» материал распространённого предложения. Словосочетание и слова отличаются от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы.
СИНЕЕ НЕБО СИНИЙ ИНЕЙ СИНЯЯ ШАПКА ЗА СИНИМИ МОРЯМИ
1. От какой части речи зависит имя прилагательное? Имя прилагательное зависит от имени существительного. 2. Как изменяется имя прилагательное? Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.
3. В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам? Во множественном числе. В словосочетании прилагательное — зависимое слово 4. В словосочетании прилагательное зависимое слово или главное?
Существительное –руки вперёд, прилагательное — в стороны, глагол — вверх, местоимение – вниз Физминутка Дождь, солнечный, погода, она, бежит, я, ребята, золотой, рисует.
что род прилагательного зависит от существительного? что у прилагательных во множественном числе можно определить род? что у прилагательных среднего рода окончания: — ое, -ее? А верите ли вы,
что в словосочетании прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное?
Выбранный для просмотра документ Словосочетание прилагательное +существительное.docx
Тема : Словосочетание прилагательное + существительное
Цели : способствовать формированию представления о связи прилагательных с существительными.
актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании;
формировать умение находить словосочетание сущ. + прил., определять их грамматические признаки;
продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения;
отрабатывать правило написания слов в словосочетаниях.
коррекция мышления на основе упражнений в классификации;
коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;
воспитательные: воспитание положительного отношения к учению; желание совершенствовать имеющиеся знания, умения, навыки
I . Организационный момент
1. Проверка слышимости.
3. Фразовая речь.
— Какой сейчас урок?
— Сейчас урок грамматики.
— Который сейчас урок?
— Сейчас третий урок.
II . Фонетическая разминка -Какой дежурный звук?
— Говорите этот звук правильно и четко.
III . Проверка домашнего задания. — Какие словосочетания мы изучали на прошлом уроке? (глагол +предлог + существительное).
Один ученик зачитывает выписанные словосочетания, остальные проверяют по тетради.
Орфографическая минутка. Учим словарные слова. (Слайды 4-11)
Дети вставляют буквы, затем записывают слова по памяти. Взаимопроверка.
IV . Актуализация знаний
— Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
— Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.) — Какие части речи вы знаете?
V . Изучение новой темы.
1) Сообщение темы и цели урока
— Что написано на доске? (Словосочетания)
за синими морями
— Из каких частей речи состоят данные словосочетания? (из прилагательного и существительного)
— Какие словосочетания будем изучать на уроке? (дети составляют словосочетание прилаг. + сущ. из карточек на доске). Назовите тему урока .
— Что будем делать на уроке?
— На уроке будем записывать словосочетания и предложения.
— Запишите словосочетания в тетрадь, выделите окончания.
2) — Определите число, род, падеж существительного и прилагательного.
— Что вы заметили? Число, род, падеж сущ. и прил. одинаковые в словосочетании?
— На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
— От какого слова мы задаём вопрос к им. пр.?
— Какое слово в этих словосочетаниях главное? Какое зависимое?
2) Ответы на вопросы по теме. (Слайды 12-13)
— От какой части речи зависит имя прилагательное? (Имя прилагательное зависит от имени существительного.)
— Как оно изменяется? (Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам)
— В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам? (Во множественном числе).
— В словосочетании прилагательное зависимое слово или главное? (В словосочетании прилагательное зависимое слово.)
3) — Что нужно вставить в этих словосочетаниях (окончания)
к вечерн … поезду
по снежн… дороге
— Как определим окончания прилагательных? Что нужно сделать сначала? (Определить число, род и падеж существительного.)
Физминутка. (Слайд 14)
Учитель называет слово, если это существительное – руки вперёд, прилагательное — в стороны, глагол — вверх, местоимение – вниз.
Дождь, солнечный, погода, она, бежит, я, ребята, золотой, рисует.
Закрепление изученного материала.
1) Выпишите из данного предложения словосочетания.
Свежий ветерок гонит жёлтые листья.
— Укажите части речи в каждом словосочетании.
2) Работа по учебнику.
— Что будем делать? Писать словосочетания и распределять их на группы.
— Назовите признак по которому будем распределять словосочетания (род)
— Вспомним какие окончания у существительных в м. р., ж. р., ср. р., у прилагательных.
— Несколько словосочетаний обсуждаются коллективно, заем дети самостоятельно выполняют задание.
Проверка. Ребята по очереди зачитывают группы словосочетаний.
Рефлексия учебной деятельности
Игра: “Веришь – не веришь”. (Ответы детей с помощью жестов. Верю две руки вверх, не верю – одна рука вверх)
— А верите ли вы, что род прилагательного зависит от существительного?
— А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных?
— А верите ли вы, что у прилагательных женского рода окончания -ый, -ий, -ой?
— А верите ли вы, что у прилагательных среднего рода окончания: -ое.-ее?
— А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род?
— А верите ли вы, что в словосочетании прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное?
Итог урока. Оценивание.
1) Учитель: Наш урок подошёл к концу. Что мы делали на уроке?
2) Расскажите по схеме:
Сегодня на уроке
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)
Учитель : Спасибо всем за урок. Вы были молодцы!
VI . Домашнее задание.
Упр 123, правило.
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Оргвзнос: от 15 руб.
Идет приём заявок
Номер материала: ДВ-099301
VI Международный дистанционный конкурс «Старт»
Идет приём заявок
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Наградные и подарки
38 000 репетиторов из РФ и СНГ
Занятия онлайн и оффлайн
Более 90 дисциплин
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник