Меню

составить словосочетание по схемам глагол существительное



Примеры словосочетаний «глагол+существительное»

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся пла­то;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с зав­ка­фед­рой.

Источник

Составьте словосочетания. ГДЗ, Упр. 294, Русский язык, 10-11 класс, Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

а) по схеме «прилагательное + существительное»:
мощь, сила (военный, механический, мускульный, нравственный, огневой, умственный, физический); беда, горе, несчастье (детский, женский, материнский, непо­правимый);

б) отвечая на вопрос:
призвание (к чему?), жажда (чего?), сознание (чего?), готовый (к чему?), вера (в кого? во что?), уверенность (в ком? в чём?), прав (в чём?), рад (кому? чему?), протесто­вать (против чего?), возмущаться (чем?), благодаря (чему?).

а) Военная мощь, механическая сила, мускульная сила, нрав­ ственная сила, физическая сила, огневая мощь, умственная сила; детское несчастье, женское горе, материнское горе, непоправимая беда;
б) призвание к пению; жажда знаний; сознание ответственности; гото­ вый к труду; вера в народ, в победу; уверенность в друге, в завтрашнем дне; прав в рассуждении; рад маме, весне; протестовать против воинской повинности, возмущаться законом об альтернативной службе, благодаря упорству;
в) остаться без жалованья, остаться в рубашке, остаться на борту, ос­ таться под навесом, остаться при деньгах, остаться у реки; отвечать грубым голосом, отвечать за поступок, отвечать на вопрос, отвечать перед классом; бороться против курения, бороться за независимость Тибета, бороться с за­ грязнением окружающей среды; поставить перед фактом, поставить за шкафам, поставить на стол; служить Родине, служить в Хабаровске, слу­ жить на Дальнем Востоке; перейти через дорогу, перейти на сторону про­ тивника, перейти реку;
г) не пройдет даром врагу, не пройдет даром для оккупантов; страдает мигренью, страдает от произвола милиции, страдает по Оле, страдает по родной стороне, страдает за свой народ, страдает за убеждения, страдает из- за любви, страдает от побоев; уподобился животному, уподобился в уче­ нии; уступил бабушке, уступил место, уступил в успеваемости; ходатайст­ вует о друге, ходатайствует о повышении, ходатайствует за знакомого.
д) задуматься над книгой, задуматься о подруге; закон притяжения, за­ кон об альтернативной службе; интервью журналисту, интервью с прези­ дентом; иммунитет к болезни, иммунитет против инфекции; карикатура ху­ дожника, карикатура на депутата; лекция о вреде курения, лекция по лите­ ратуре; невмешательство в личную жизнь, невмешательство родителей; не­ доверие к правительству, недоверие знакомому; необходимость капитуля­ ции, необходимость в регулировании; идея равенства, идея об ограничении; льгота пенсионерам, льгота для студентов.

Читайте также:  существительные которые пишутся с удвоенным согласным к

Источник

Конспект логопедического занятия «Образование словосочетаний глагол + сущ. в Род.п»
план-конспект занятия по теме

«Образование словосочетаний глагол + сущ. в Род п.»

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_slovosochetaniy_gl.sushch._v_r.p.docx 40.45 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СКОШ V вида № 573

ЮОУО ДО г. Москвы

Конспект подгруппового логопедического занятия

«Образование словосочетаний «глагол + существительное в Родительном падеже с предлогом»»

Дронова Галина Юрьевна

Подгруппа 2 человека

Цель: закреплять навыки образования родительного падежа имен существительных

  1. Закреплять понятие о словосочетании
  2. Закреплять знания о вопросах и предлогах родительного падежа
  3. Закреплять навыки правописания предлога со словом
  4. Закреплять знания о несклоняемых существительных
  1. Развивать зрительное и слуховое внимание
  2. Развивать словесно – логическое мышление
  3. Закреплять навыки работы с деформированным предложением
  1. Воспитывать интерес к занятию
  1. Следить за правильной посадкой
  1. Карточки с заданием
  2. Опорная таблица с предлогами родительного падежа
  3. Предлоги родительного падежа

задачи, решаемые на данном этапе

Деятельность логопеда и учащихся

  1. Орг. момент

Сконцентрировать внимание, настроить

Актуализация знаний о словосочетании

Актуализация знаний о родительном падеже и предлогах

Развитие словесно – логического мышления

Развитие мелкой моторики и межполушарных взаимодействий

Развитие навыка работы с деформированным предложением, умения составлять предложение по схеме

Проверка готовности к занятию

На доске записаны тема занятия.

Прочитайте тему нашего занятия.

Что такое словосочетание?

Какое слово главное в этом словосочетании, как оно обозначено?

Какое слово зависимое?

На какой вопрос отвечают слова в родительном падеже?

Назвать предлоги родительного падежа (используется опорная таблица с предлогами родительного падежа)

Из данных слов составить словосочетания по схеме, используя предлоги родительного падежа:

При разборе словосочетания ОТОРВАТЬ ОТ ПАЛЬТО обратить внимание на несклоняемое существительное ПАЛЬТО.

Какое словосочетание здесь лишнее, почему?

Измените словосочетание, чтобы оно подошло под схему.

Упражнения пальчиковой гимнастики:

«Заяц под сосной»

Учащимся даны словосочетания и нераспространенные предложения, из которых надо записать предложения по схеме. (У каждого ученика две карточки)

Найти и выделить словосочетания

Прочитать получившиеся предложения. О чем говорилось в этом тексте?

О чем мы говорили на занятии?

Оценка работы учащихся.

Мы будем говорить о словосочетаниях глагол + существительное в родительном падеже с предлогом

Словосочетание – это два слова, одно из которых главное, а другое зависимое.

Главное слово глагол, он обозначен крестиком.

Зависимое слово – существительное в родительном падеже

Предлоги В, ИЗ, ДЛЯ., У, ОКОЛО, ОТ, ДО, С, ВОКРУГ

Учащиеся называют и записывают словосочетания:

Принести (из чего?) из магазина

Оторвать (от чего?) от пальто

Спросить (у кого?) у подруги

Ветки (для чего?) для костра

Носить (без чего?) без пояса

Донести (до чего?) до кухни

Словосочетание ВЕТКИ ДЛЯ КОСТРА лишнее, потому что там главное и зависимое слова – существительное, а нам надо, чтобы главное слово было глаголом.

СОБРАТЬ ДЛЯ КОСТРА

(ПРИНЕСТИ ДЛЯ КОСТРА)

Показался из земли

_ _ _ ___________ ________ .

_______ __________ _ _ _ _

Плетут из листа

Из сухого листа

_ _ _ ________ _ _ _ _ .

Делают из мякоти

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [р] в словосочетании.

В конспекте отражен опыт применения ЭОР и новых образовательных технологий на уроках русского языка.

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме.

Конспект конкурсного логопедического занятия в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Космическое путешествие(приставочные глаголы)&quot.

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого.

Источник

существительное, глагол (примеры словосочетаний)

1 ответ

Примеры словосочетаний существительное +глагол:

  • Читать книгу.
  • Гладить утюгом.
  • Декламировать стих.
  • Радоваться жизни.
  • Любить ребенка.
  • Поймать рыбу.
  • Накормить гостей.
  • Станцевать румбу.
  • Закрыть дверь.
  • Сложить паззлы.
  • Заплести косы.
  • Завесить шторы.
  • Помыть посуду.
  • Поцеловать маму.

Оценка: 3.8 ( 10 голосов)

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Александр С 844
  2. 2. Игорь Проскуренко 344
  3. 3. Angel 243
  4. 4. Ариана Мяу 217
  5. 5. Кирилл Скляревский 213
  6. 6. Ксения Киселёва 194
  7. 7. Дарья Завгородняя 177
  8. 8. Лев Тарасов 151
  9. 9. Ilya ivanov 144
  10. 10. Кристина Токарева 136
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Игорь Проскуренко 16,165
  7. 7. Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 6 класс Разумовская. §10. Части речи и члены предложения. Упражнение №94

  1. Измените данные словосочетания: глагольное словосочетание проспрягайте, именное — просклоняйте в форме единственного числа. Сделайте выводы.
    1 ) Держаться хладнокровно.
    2 ) Красивая сказка.
  2. На собственных примерах докажите, что глагол, имя существительное, имя прилагательное — изменяемые части речи, а наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Составьте словосочетания «глагол (инфинитив) + наречие», используя для этого данные ниже слова. Обозначьте главное слово; запишите вопрос, на который отвечает наречие.
    Утром, всегда, красиво, направо, осторожно, вдалеке, сгоряча, назло.

Решение

1 .
1 ) Держаться хладнокровно.
2 ) Красивая сказка.
Держусь хладнокровно — 1 л., ед. ч.
Держишься хладнокровно — 2 л., ед. ч.
Держится хладнокровно — З л., ед. ч.
Держимся хладнокровно — 1 л., мн. ч.
Держитесь хладнокровно — 2 л., мн. ч.
Держатся хладнокровно — З л., мн. ч.

Красивая сказка — им. п.
Красивой сказки — род. п.
Красивой сказке — дат. п.
Красивую сказку — вин. п.
Красивой сказкой — ть. п.
О красивой сказке — предл. п.
В словосочетании держаться хладнокровно при спряжении изменяется только глагол, так как зависимое слово хладнокровно — наречие, неизменяемая часть речи.
В словосочетании красивая сказка при склонении меняется зависимое слово красивая, так как имя прилагательное — изменяемая часть речи.
2 .
Летняя пора, летней порой в летнюю пору. Оба слова в словосочетании — имя прилагательное и имя существительное — являются изменяемыми частями речи, поэтому склоняются.
Слететь вниз, слетели вниз, слетит вниз. Слово «вниз» в словосочетании не спрягается и не склоняется, так как это наречие, неизменяемая часть речи.
3 .
Утром, всегда, красиво, направо, осторожно, вдалеке, сгоряча, назло.
Проснуться утром (когда?)
Всегда (когда?) радоваться
Красиво (как?) поступить
Оглянуться
направо (куда?)
Осторожно (как?) ступать
Расположиться
вдалеке (где?)
Сгоряча (как?) забыть
Назло (как?) кричать.

Источник