Меню

Составьте словосочетания с глаголами антонимами



используя глаголы-антонимы, составьте словосочетания по образцу,

Образец: Привезти (куда?) в Питер — вывезти (откуда?) из Питера.

Ввозить в страну-.
Пойти на спектакль-.
Приехать на репетицию-.
Отправиться на поход-.
Улететь на юг-.
Выйти из дома-.
Подняться по лестнице-.

Вывозить из страны
Уйти со спектакля
Уехать с репетиции


Зайти в дом
Спуститься с лестницы

Другие вопросы из категории

закачались.первые капли дождя застучали по листьям.сверкнула молния.грянул гром.дождь полил ручьями.

Читайте также

1.глагол+существительное(где глагол-главное слово).
2.причастие+существительное(где причастие-главное слово)
3.деепричастие+существительное(где деепричастие-главное слово.),используя глаголы:
Уплатить(за что?). оплатить(что?) . удивляться(кому чему?) . рассердиться (на кого?на что?) . обращать внимание(на кого?на что?). уделять внимание(кому?чему?) . опираться(на кого?на что?) . .

скобках укажите, какими частями речи являются главные и зависимые слова. Счастливое время, осенняя пора, готовить реферат, грибной дождь, осторожно пройти, легко поднять, весьма удачно, свободный от занятий, красиво одеваться, тихо говорить, нечто необычное, крайне неловко, писать грамотно, пахучие заросли, по-прежнему веселый, широко известный, готовиться к приезду, заросшим лесом, слишком громко, солнечный день, очень далеко, распахнутое окно, светло-розовые полосы, танцует хорошо, великолепно готовит, тихо засмеялся, здоровый дух, кипящий самовар, достойный похвалы.

Уплатить (за что?) . ,оплатить (что?) . , удивляться (кому? чему?) . , рассердиться (на кого? на что?) . , различать (что и что?) . , отличать (что от чего?) . , обрадоваться (кому? чему?) . , обидеться (на кого? на что?) . обращать внимание (на кого? на что?) . , уделять внимание (кому? чему?) . , опираться (на кого? на что?) . .

Уплатить (за что?) . ,оплатить (что?) . , удивляться (кому? чему?) . , рассердиться (на кого? на что?) . , различать (что и что?) . , отличать (что от чего?) . , обрадоваться (кому? чему?) . , обидеться (на кого? на что?) . обращать внимание (на кого? на что?) . , уделять внимание (кому? чему?) . , опираться (на кого? на что?) . .

летнюю погоду ребята не седят дома . -Вхорошую летнюю погоду ребятам не сидится дома .

Предложения . 1) Я сегодня всю ночь не спал . 2) Товарищ не верил в успех нашей поездки . 3) Я хочу научиться хорошо играть в шахматы . 4) Он сегодня нездоров . 5) Ребята не хотят уезжать из спортивного лагеря .

Задание №2 . Составьте три двусоставных предложения и три безличных , использую глагол звенит , темнеет , колет .

Образец . Возчик осторожно сводить с гры лошадь .- В воде у меня сводит ноги .

Источник

Сборник заданий «Работа с антонимами на уроках русского языка»

Антонимы – это слова с противоположным значением, написанием и произношением. Как правило, к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные слова, образованные с помощью антонимичных приставок и суффиксов. Не все слова имеют антонимы.

Подберите антонимы к данным словам.

Тьма — . вверх — . холодный — . уходить — . .

(Свет, вниз, горячий, возвращаться).

Продолжение начатое предложение антонимом.

В поле холодно, а в доме . (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает

Составьте словосочетания с парами антонимов.

свежий хлеб — . (черствый хлеб) ,

свежий ветер — . (теплый ветер),

свежая газета — . (старая газета),

свежие яблоки — . (сушеные яблоки).

Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.

(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.

Смех — . любить — . крупный — . полдень — . много — . .

(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)

Подберите антонимы к словосочетаниям.

Восход солнца — … (заход), зажечь костер -… (потушить), начало урока —

(конец), уйти в школу – (вернуться), ясное небо — … (пасмурное), шумная

Найдите антонимы в пословицах.

Ученье свет , а не ученье — тьма .

Каково начало , таков и конец .

Добро помни, а зло забывай.

Допишите слово антоним.

Солнце всходит и . (заходит) .

На каждую загадку есть . (отгадка) .

Читайте также:  Морфологический разбор глагола слова встретит

Книга содержит вопросы и . (ответы) .

Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко) . Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко) . Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит) . Как плохо (хорошо) , что мы опоздали (не опоздали) .

Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.

Раздеться — о . (одеться)

Старый — м . (молодой)

Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.

Зима — …..(холод, весна, снег, лето )

Тихо — …..(темно, дети, громко )

Конец — …..(обрыв, начало , всё)

Глубокий — …..(бездонный, мелкий )

Подберите антонимы, обозначающие:

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня … (прохлада)

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … (зима)

Запишите глаголы, противоположные по значению.

Говорить, краснеть, отдавать, сидеть, зажигать, потерять, помогать

(Молчать, бледнеть, брать, стоять, гасит, найти, мешать, торопиться).

Найдите к словам из первого столбика антонимы из второго. Допиши синонимы к полученному слову.

Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог, да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.

(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)

а) Антитеза строится на противоположности на основе антонимов.

Например: быстро – медленно.

Горячий конь грызёт удила, просится вперёд, вот уж он мчится, быстро удаляется и исчезает за поворотом. А улитка ползёт медленно, едва заметно движется.

б) Составьте сами упражнения на противоположность, используя антонимы.

лгать – говорить правду

Попробуйте сами составить словарик антонимов.

Составьте предложения с антонимами (Вчера было так тепло, а

Составьте небольшой текст так, чтобы антонимы были в разных

предложениях. (Говорят, что в горах сильное эхо. Вот горы, почему же

Возьмите многозначное слово и найдите антонимы по каждому

(лёгкая ноша – тяжёлая ноша

лёгкая задача – трудная задача

лёгкий ветерок – сильный ветерок)

свежий хлеб – … (чёрствый хлеб)

свежий ветер – … (тёплый втер)

свежая рубашка — … (грязная рубашка)

чёрная ткань — … (белая ткань)

чёрная работа – (лёгкая работа)

чёрные мысли — … (добрые мысли)

Образуйте антонимы с помощью приставок (вошёл — …). Укажите приставки, с помощью которых можно образовать антонимы.

Составьте темы сочинений (рассказов) с антонимами («Свет борется с тьмой»)

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Лексическая работа над словом даёт широкие возможности для развития творческой деятельности школьников в учёбном процессе, способствует повышению интереса к знаниям, развивает интеллект.

Предложенный материал включает задания, основанные на знании программного материала, задания, требующие логического размышления и внимания, задания на эрудицию и сообразительность, творческие задания по теме «Антонимы»

Номер материала: ДБ-017159

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Читайте также:  Коррекционный урок по русскому на тему глагол

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Составьте словосочетания с парами антонимов

свежий хлеб — . (черствый хлеб),

свежий ветер — . (теплый ветер),

свежая газета — . (старая газета),

свежие яблоки — . (сушеные яблоки).

Припишите к словам левого столбика антонимы из правого столбика.

(север – юг, высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

К данным ниже словам припишите слова, противоположные по смыслу.

Смех — . любить — . крупный — . полдень — . много — . .

(плач, ненавидеть, мелкий, полночь, мало)

Подберите антонимы к словосочетаниям.

Восход солнца — … (заход), зажечь костер -…(потушить), начало урока —

(конец), уйти в школу – (вернуться), ясное небо — …(пасмурное), шумная

Найдите антонимы в пословицах.

Ученье свет, а не ученье — тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

Допишите слово антоним.

Солнце всходит и . (заходит).

На каждую загадку есть . (отгадка).

Книга содержит вопросы и . (ответы).

Спишите, заменяя подчеркнутые слова антонимами.

Вечером (утром) я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко (близко). Дул встречный холодный (тёплый) ветер, и идти было трудно (леко). Пришли мы к станции, а поезд отходит (подходит). Как плохо (хорошо), что мы опоздали (не опоздали).

Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.

Раздеться — о . (одеться)

Старый — м . (молодой)

Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках.

Зима — …..(холод, весна, снег, лето)

Тихо — …..(темно, дети, громко)

Конец — …..(обрыв, начало, всё)

Глубокий — …..(бездонный, мелкий)

12. Подберите антонимы, обозначающие:

Источник

Урок-игра «Собери фразеологизм»

1. Повторить системные свойства фразеологизмов: значение, строение, употребление, фразеологические синонимы, антонимы, омонимы, фразеосемантические группы.
2. Развивать умение работать в команде.
3. Развивать чувство языка.

Материалы: дидактические материалы для игры; фразеологические словари.

1. Повторение: что такое фразеологическая единица (ФЕ)? (Устойчивое сочетание слов, имеющее полностью или частично переосмысленное значение). Фразеология? (Два значения: совокупность фразеологических единиц, наука о фразеологических единицах.) Как в лингвистической литературе еще могут называться фразеологические единицы? (Фразеологизмы, фразеологические обороты, фраземы, идиомы.)

2. Составим графический систематизатор.

Проиллюстрируем схему, используя словарную статью из «Фразеологического словаря русского языка» под ред. А.И. Молоткова.

Черепашьим шагом. Очень медленно. О развитии чего-либо. Если у «Северного вестника» 4 тысячи подписчиков, то, конечно, работать нечего! Чтобы приобрести пятую или шестую тысячу, нужно рекламировать. Без рекламы у нас все идет черепашьим шагом (Чехов. Письмо А.Н. Плещееву. 25 окт. 1888).
Значение: «очень медленно». СГ: темп (быстро – медленно). Синоним: через час по чайной ложке. Антоним: семимильными шагами. Строение: прилагательное + существительное в творительном падеже; словосочетание. В предложении – обстоятельство образа действия. Употребляется с глаголами движения.

ИГРА «СОБЕРИ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

1.Разбейтесь на команды по 5 (10) человек. Получите задания и по сигналу выполняйте их. Распределите роли в команде: 1 чел. – толкователь (определяет значение ФЕ), 1 чел. – грамматист (определяет строение ФЕ и синтаксическую роль в предложении); 2 чел. – систематики (подбирают к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы); 1 чел. – сочинитель (сочиняет предложения с ФЕ).
2. Выберите жюри из 3 человек. Жюри вырабатывает систему оценок работы каждой команды.
3. Побеждает та команда, которая первой закончит выполнение всех заданий и наиболее правильно, четко, эмоционально представит результаты своей работы.

Задание 1. Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова фразеологические единицы. «Соберите» их (всего 5) за 2 минуты.

Читайте также:  Схема по русскому языку лица глаголов

Задание 2. Определите значение каждой ФЕ. Каково их строение (модель)? Какой части речи (члену предложения) они соответствуют?

Задание 3. Подберите к ФЕ синонимы, антонимы, омонимы (если есть). Определите, в какую семантическую группу они входят.

Задание 4. Составьте с собранными ФЕ по одному предложению.

1-я команда

Как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых

2-я команда

Расхлебывать следы глядя в пятки баклуши наночьзаметать душа уходит бить кашу

ОТВЕТЫ

1-я команда

1. Как в воду канул – «бесследно исчез» (синоним: как сквозь землю провалился), сравнительный оборот, сказуемое, употребляется при подлежащем со значением лица, предмета, СГ «Движение»; «Дружок его как в воду канул».

2. Куда Макар телят не гонял – «очень далеко», синоним: куда ворон костей не заносил; часть сложного предложения, обстоятельство места, употребляется при глаголах высылать, загонять, упекать и др.; СГ «Пространство»; «Засудят тебя и зашлют куда Макар телят не гонял».

3. Ветер свистит в карманах – «совсем нет денег», синонимы: за душой ни гроша; в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; в одном кармане смеркается, а в другом заря занимается; антоним: денег куры не клюют; предложение; употребляется в безличных предложениях с дополнением у кого или определением чьих; СГ «Состояние человека»; «У меня ветер свистит в карманах и не с чем выехать».

4. Вертится на языке – «хочется сказать о чем-то важном, заветном»; «никак не вспоминается», синоним: вертится в голове, словосочетание глагол + предлог + существительное, сказуемое; употребляется при подлежащем со значением отвлеченного предмета; СГ «Мышление, речь»; «Что-то вертелось у него на языке, но он так и не сказал».

5. В ежовых рукавицах – «держать очень строго», синонимы: в черном теле, в узде, в струне, в тисках, в шорах, в страхе божием, словосочетание предлог + прилагательное + существительное; употребляется с глаголом держать, в предложении обстоятельство; СГ «Состояние»; «Ведь вас нужно держать в ежовых рукавицах».

2-я команда

1. Заметать следы – «уничтожать улики», синоним: прятать концы в воду; словосочетание глагол + существительное; сказуемое, употребляется при подлежащем со значением лица или (реже) предмета; СГ «Действия человека»; «Преступнику не удастся замести следы»;

2. Душа уходит в пятки у кого – «кто-либо испытывает сильный страх, потрясение, вызванное внезапным испугом, неожиданной неприятностью»; синонимы: поджилки трясутся, мороз по коже дерет; мурашки бегают, волосы становятся дыбом, кровь стынет в жилах и др.; предложение, употребляется в безличных конструкциях с дополнением у кого; СГ «Чувства человека. Страх»; «Чувствую я вдруг: просто душа в пятки у меня уходит».

3. Расхлебывать кашу – «распутывать сложное, хлопотное или неприятное дело»; антоним: заваривать кашу; словосочетание глагол + существительное, в предложении сказуемое, употребляется при подлежащем со значением лица; СГ «Действия человека»; «Умные аппараты сделали свое дело, предоставив людям самим расхлебывать кашу».

4. Бить баклуши – «предаваться безделью, лени, совсем ничего не делать»; синонимы: валять дурака, лодыря гонять, лежать на боку, лежать на печи, сидеть сложа руки, плевать в потолок, считать ворон и др.; словосочетание глагол + существительное (архаизм), в предложении сказуемое; употребляется при подлежащем со значением лица; СГ «Действия человека. Лень»; «Поздоровавшись, папа сказал, что будет нам в деревне баклуши бить».

5. На ночь глядя – «поздно вечером, в позднее время»; антоним: ни свет ни заря; словосочетание предлог + существительное + деепричастие, в предложении обстоятельство; СГ «Время»; «Это вы куда собрались на ночь глядя?»

Источник