Меню

Спишите образуя от данных имен прилагательных



§ 57. Степени сравнения имён прилагательных —

330. Спишите, подчёркивая прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. Над прилагательными в форме сравнительной степени напишите сравн., в форме превосходной степени — прев. Можно ли на месте выделенного слова использовать его синонимы (см. слова в рамке)? Почему?


331. Рассмотрите рисунок. Какие пары прилагательных имел в виду художник? Составьте предложения, используя любую пару слов.


333. Спишите, образуя от прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните прилагательные как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени образуется от другой основы?


334. Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах. Составьте 2-3 предложения с записанными словами.

Более грустный — более грустная — более грустное; более ясная — более ясное — более ясный; более опасный — более опасное — более опасная; более прилежный — более прилежная — более прилежное.

Маша более прилежная ученица, чем Миша. Ты сегодня более грустная, чем вчера.


335. Спишите стихотворение, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните прилагательные как члены предложения. Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.


336. Сравните в каком-нибудь отношении следующие предметы. Запишите получившиеся предложения. Обозначьте в них члены предложения. Каким способом вы выразили сравнение? Выразите ту же мысль другим способом.


337. Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.


338. Спишите, вставляя пропущенные прилагательные в форме составной превосходной степени. Слова в скобках запишите в нужной форме. Почему некоторые имена собственные заключены в кавычки? Какие из имён собственных не склоняются? В каком падеже они стоят?


339. Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы в рамках. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени. Образец рассуждения. Звонкий — качественное прилагательное, так как обозначает такой признак предмета, который может быть в предмете в большей или в меньшей степени, и поэтому образует степени сравнения: звонче, самый звонкий, сочетается с наречием очень, имеет краткую форму: зво́нок.

Москва и Подмосковье.
Москва-река шире мелководной Яузы. Яуза грязнее Москвы-реки. Неглубокая Пахра чище Москвы-реки. Дубна дальше Дмитрова. Деревня Подосинки крпнее Кузяево.

Источник

Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Почеркните их как члены предложения​

Ответ:

Правда светлее солнца.Старый друг лучше новых двух.Утро вечера мудренее.Дождливое лето хуже осени.Здоровье дороже золота.Добрые слова лучше мягкого пирога.После работы еда вкуснее.

1) Ox, да и тоскливо же бывшему фронтовику бродить по Картунскому бору. (2) Какая-то земля здесь такая, что восемнадцатый год сохраняются, лишь чуть обвалились, не то что полосы траншей, не то что огневые позиции пушек – но отдельная стрелковая ячейка маленькая, где неведомый Иван хоронил своё большое тело в измызганной короткой шинельке. (3) Брёвна с блиндажных перекрытий за эти годы, конечно, растащили, а ямы остались ясные.

(4) Хоть в этом самом бору я не воевал, а – рядом, в таком же. (5) Хожу от блиндажа к блиндажу, соображаю, где что могло быть. (6) И вдруг у одного блиндажа, у выхода, наталкиваюсь на старое, восемнадцать лет лежалое, а и до тех восемнадцати уже отслужившее ведро.

(7) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. (8) Может, из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу. (9) Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. (10)Оно накалялось шибко, от него руки грели, от него прикуривать можно было, и хлеб близ него подрумянивали. (11) Сколько дыму через себя ведро пропустило – столько и мыслей невысказанных, писем ненаписанных – от людей, уже, может быть, покойных давно.

(12) А потом как-нибудь утром, при весёлом солнышке, боевой порядок меняли, блиндаж бросали, командир торопил свою команду – «ну! ну!» – ординарец печку порушил, втиснул её всю на машину, и колена все, а худому ведру места не нашлось. (13) «Брось ты его, заразу! – старшина крикнул. – Там другое найдёшь!» (14) Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул – и опустил его у входа.

(15) И все засмеялись.

(16) С тех пор и брёвна с блиндажа содрали, и нары изнутри, и столик – а худое верное ведро так и осталось у своего блиндажа.

(17) Стою над ним, нахлынуло. (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.

Читайте также:  Имя прилагательное правописание окончаний и суффиксов имен прилагательных

Задания А1—А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1В каких предложениях содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: «Какие ассоциации вызывает у повествователя судьба старого ведра?»

1) (9) Вот в этом самом блиндаже в ту тревожную зиму, дней девяносто, а может сто пятьдесят, когда фронт тут остановился, гнало худое ведро через себя дым. (10)Оно накалялось шибко, от него руки грели, от него прикуривать можно было, и хлеб близ него подрумянивали.
2) (7) Оно уж тогда было худое, в первую военную зиму. (8) Может, из деревни сгоревшей подхватил его сообразительный солдатик да стенки ко дну ещё на конус смял и приладил его переходом от жестяной печки в трубу.
3) (18) Ребята чистые, друзья фронтовые! (19) Чем были живы мы и на что надеялись, и самая дружба наша бескорыстная – прошло всё дымом, и никогда уж больше не служить этому ржавому, забытому.
4) (13) «Брось ты его, заразу! – старшина крикнул. – Там другое найдёшь!» (14) Ехать было далеко, да и дело уж к весне поворачивало, постоял ординарец с худым ведром, вздохнул – и опустил его у входа.

Источник

ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §42 Вопрос 231 Спишите, образуя от данных в скобках прилагательных сравнительную или превосходную степень.

Привет…Не могу справиться с ответом на такой вопрос…может кто поможет, а?
Спишите, образуя от данных в скобках прилагательных
сравнительную или превосходную степень (простую или состав-
ную).
I. 1) Смородина (вкусный) крыжовника. 2) Олово
(плавкий) металл, чем свинец. 3) Ключевая вода (чистый)
речной. 4) Твой рисунок (красивый) моего. 5) Малина
(сладкий) брусники. 6) Старая мебель (громоздкий), чем
новая. 7) У младшего брата голос был (звонкий), чем у
старшего.
II. 1) При переходе через горные речки надо соблюдать
(строгий) порядок. 2) Школьник из Липецка был (моло-
дой) участником шахматного турнира. 3) Боксёр одержал
победу в (лёгкий) весе. 4) (Низкий) зимние температуры
бывают у нас в Якутии.

Привет) Держи ответ ниже…подчерк разберешь?
I. 1) Смородина вкуснее крыжовника. 2) Олово более плавкий металл, чем свинец. 3) Ключевая вода чище речной.
4) Твой рисунок красивее моего. 5) Малина слаще брусники.
6) Старая мебель более громоздкая, чем новая. 7) У младшего брата голос был звонче, чем у старшего.
II. 1) При переходе через горные реки надо соблюдать строжайший порядок. 2) Школьник из Липецка был самым молодым участником шахматного турнира. 3) Боксер одержал победу самом легком весе. 4) Самые низкие зимние температуры бывают у нас в Якутии. №231 (с).
Решать — глагол.
1. Н.ф.— решать.
2. Пост. признаки: несов. вид, 1 спр., переходи., невозвр.
3. Непост. признаки: неопределенная форма.
Решаться — глагол.
1. Н.ф. — решаться.
2. Пост. признаки: несов. вид, 1 спр., непереходн., возвр.
3. Непост. признаки: неопределенная форма.
Решить — глагол.
1. Н.ф. — решить.
2. Пост. признаки: сов. вид., 2 спр., переходн., невозвр.
3. Непост. признаки: неопределенная форма.
Решиться — глагол.
1. Н.ф. — решиться.
2. Пост. признаки: сов. вид, 2 спр., непереходн., возвр.
3. Непост. признаки: неопределенная форма.
Приготовлять — глагол.
1. Н.ф. — приготовлять.
2. Пост. признаки: несов. вид, 1 спр., переходн., невозвр.
3. Непост признаки: неопределенная форма.
Приготовляться — глагол.
1. Н.ф. — приготовляться.
2. Пост. признаки: несов. вид, 1 спр., непереходн., возвр.
3. Непост. признаки: неопределеннная форма.
Приготовить — глагол.
1. Н.ф. — приготовить.
2. Пост. признаки — сов. вид, 2 спр., переходн., невозвр.
3. Непост. признаки: неопределенная форма.
Приготовиться — глагол.
1. Н.ф. — приготовиться.
2. Пост. признаки: сов. вид, 2 спр., непереходн., возвр.
3. Непост. признаки: неопределенная форма.

Источник

Практические упражнения «Степени сравнения имен прилагательных»

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения «Степени сравнения имен прилагательных»»

Прослушайте отрывок из текста В. Белова. Выпишите прилагательные и образуйте простую превосходную степень.

Если не считать подснежную клюкву, то самой первой после зимы появляется в лесу земляника. Трудно даже представить, сколько людей воспитала эта самая ранняя, самая яркая, самая душистая, самая сладкая ягода! Именно воспитала, поскольку главное воспитание происходит в детстве.

Образуйте (и запишите) простую сравнительную степень от следующих прилагательных.

Чёткий, резкий, лёгкий, мягкий, жёсткий, частый, сладкий, чистый, простой, густой.

Выделите суффиксы в прилагательных.

Слаще, тоньше, приветливее, громче, глубочайшее, круче, крупнейшее, мягче, легче, твёрже, мельче.

Спишите пословицы, образовав простую сравнительную степень; обозначьте суффиксы и определите, каким членом предложения являются прилагательные в сравнительной степени.

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) двух.

Утро вечера (мудреный).

Здоровье ( дорогой ) золота.

Дождливое лето (плохой) осени.

Прочитайте, определите сравни­тельные степени прилагательных и объяс­ните, как вы это сделали.

Читайте также:  Какое слово можно понять как прилагательное и как причастие

1. Доброе братство сильнее богатства.

2. Утро вечера мудренее.

3. Вол­нам их воля и холод дороже знойных полудня лучей.

4. По крайней мере, звук, речей казался иногда нежней.

5. Она была на полголовы ниже сестры.

Образуйте простую форму сравнительной степени прилагательных. Поставьте ударение.

Красивый, пр.…ятный, счас…ливый, спокойный, удобный, ужасный, пр…красный, пр…лежный, пр…чудливый, пр…влекательный, пр…зрительный, старый, искусный, св…бодный, дорогой, сухой, твёрдый, богатый, крутой, густой, простой, толстый, чистый, громкий, мелкий, горький, сладкий, мягкий, лёгкий, долгий, ранний, старый, тонкий, далёкий, горький,
малый, плохой, хороший.

Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло­жения. Подчеркните прилагательные как члены предложения.

1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.

2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.

3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.

4. Сириус и Полярная звезда — по яркости.

5. Родниковая и речная вода — по чистоте.

6. Растительность тундры и тайги — по густоте.

Спишите, подчёркивая имена прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени как члены предложения.

По территории… нашей Родины т…чёт самая большая река в Европ.. — Волга. Среднесибирск… пл…скогорье – одно из крупнейших в мир… . Ключевская сопка – самый высокий вулкан в Ази… . Пр…рода Северн… Урала суровее пр…роды Средн… и Южн… Урала.

Спишите, вставляя на место пропусков подходящие по смыслу прилагательные в форме сравнительной или превосходной (простой или составной) степени. Графически укажите синтаксическую роль вставленных слов. С теми словами, которые вы не использовали, составьте предложения и запишите их.

1. Алмаз — . камень на свете.

2. Физика мне кажется . предметом, чем химия.

3. Наша бригада имеет . показатели по производству электромоторов на заводе.

4. Мой старший брат . выше отца.

5. В детстве я хотел стать . во дворе.

Слова для справок: наиболее высокие, менее яркий, сильнее всех, самый твёрдый, лучше, более увлекательным, выше, интереснейший.

Поставьте прилагательные в скобках в форму простой сравнительной степени.

Образец. На юге ночи (темный), чем на севере. – На юге ночи темнее, чем на севере.

1. Это упражнение (трудный), чем нам сначала показалось.

2. Эта книга (интересный).

3. Этот чемодан (дешевый), чем я ожидал.

4. Здесь путь (короткий).

5. Не нужно считать других людей (глупый) себя.

6. В этом году весна (теплый), чем в прошлом.

7. Днепр (широкий) и (глубокий) Днестра.

8. Дорога становилась все (узкий).

9. Подъем в гору оказался (крутой), чем предполагали туристы.

Закончите предложе­ния, употребляя глагол становиться. Объясните способ образования степеней сравнения.

1. С наступлением весны дни . .

2. При нагревании вода . .

3. Там, где прошёл лыжник, снег . .

4. Ближе к устью река . .

5. Человек, который занимается спортом, . .

Спишите, образуя от имён прилагательных, данных в скобках, простую сравнительную степень. Подчеркните их как члены предложения. У каких прилагательных форма простой сравнительной степени берётся от другой основы?

1. Здоровье (дорогой) золота.

2. Добрые слова (хороший) мягкого пирога.

3. После работы еда (вкусный).

4. Правда (светлый) солнца.

5. Дождливое лето (плохой) осени.

Образуйте составную форму сравнительной степени, употребив прилагательные во всех трёх родах.

Грус (?)ный, яс (?)ный, опас (?)ный, безжалос (?)ный, пр.…лежный.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степе­ни. Составьте предложения с полу­ченными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.

Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глу­бокий, покорный, интересны

Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

Красивый, слабый, счастливый, счастливый, простой, интересный, богатый, краткий, лёгкий, мягкий, редкий, тонкий, яркий, высокий, глубокий, широкий, великий, строгий.

Образуйте все возможные формы степеней сравнения приведённых ниже прилагательных. Укажите, от каких прилагательных степени сравнения образовать нельзя.

Бойкий, большой, важный, громадный, громадный, громкий, злющий, искусный, клетчатый, красивый, ловкий, плохой, полосатый, розоватый, сверхмощный, скверный, сладкий, холостой, хороший.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта оправа для очков более женская, чем мужская.

2. На следующем фестивале все должны быть веселее и более раскованнее.

3. Мой друг самый честнейший человек.

4. Такой вариант исправления текста ещё более худший.

5. Сейчас наиболее интенсивнее развивается фармация.

6. Новая кофточка ещё коричневее старой.

Какие реки, озёра, горы, города есть в вашей местности? Сравните реки по ширине и длине, горы по высоте, озёра по глубине, города и сёла по величине. При составлении предложений используйте синонимы многоводный, полноводный, глубокий, бездонный, мелкий, неглубокий, мелководный. Подчеркните прилагательные в форме сравнительной степени.

Прочитайте предложения. Найдите нарушения, связанные с употреблением форм степеней сравнения. Исправьте предложения, аргументируйте своё мнение.

1. Эта ложка железнее, чем та.

2. Моя мама молодее твоей.

3. Осенью в лесу очень красивее, чем зимой.

4. Это самый огромнейший салют, который я видел.

5. Он более менее короткий.

6. Река Волга – наиболее длиннейшая в Европе.

7. Конфета сладче пряника.

8. Мое новогоднее платье самое блестючее.

9. Добрые слова хорошее мягкого пирога

Читайте также:  Имя прилагательное план морфологического разбора

Образуйте простую форму сравнительной степени от прилагательных, данных в скобках, и запишите текст.

В детстве все было другим. (Яркий) было солнце, (сильный) запах полей, (громкий) был гром, (обильный) дожди и (высокий) трава. И (широкий) было человеческое сердце, (острый) горе, и в тысячу раз была (загадочная) земля, родная земля – самая великолепное, что нам дано для жизни.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет,

Ответьте на вопросы, используя сложную сравнительную степень прилагательных, данных в скобках.

Образец. К какой жизни стремится человек? (интересный). – Человек стремится к более интересной жизни.

1. О каких вопросах мы говорили на занятии? (общий)

2.Какую скорость развивает экспресс по сравнению с обычным поездом? (высокий)

3. Какие данные вы получили в последнем эксперименте по сравнению с предыдущими? (точный)

4. Какое задание в этой курсовой работе? (сложный по сравнению с другими работами).

Выпишите словосочетания с прилагательными, которые не имеют степеней сравнения. С двумя из них составьте предложения и разберите их по членам.

Звонкий голос, весенний день, лысый старик, узкая дорога, забавный случай, дремучий лес, южное небо, золотое украшение, мягкий диван, сложное задание, одноногий пират, живой уголок, позднее время, илистая почва, сочная трава, яркое освещение, скалистый берег, интересная книга, прошлогодняя листва, праздничный день, весёлый праздник, длинный день.

Письменно ответьте на данные вопросы.

1. Найдите слово в простой сравнительной степени:

Шире, лёгкий, менее внимательный, более сладкий.

2. Найдите слово в составной сравнительной степени:

Слаще, спокойный, более глубокий, мягче.

3. Найдите ошибку в образовании сравнительной степени:

Лучше, красивше, спокойнее, глубже.

Укажите средства образования прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени в данных предложениях. Заполните таблицу словосочетаниями с этими прилагательными.

1. Внезапно поднялся сильнейший ветер.

2. Осознание того, что стоишь у подножия высочайшей вершины мира, завораживало, приводило в восторг.

3. Более редкой книги мне ещё не доводилось держать в руках.

4. Тогда мы ещё не знали, что самый мощный удар разъярённой стихии ждал нас впереди.

5. Об этом мой друг знал лучше всех.

6. Наиболее холодный воздух в помещении всегда бывает внизу около двери. 7. На это мероприятие следовало одеться изысканнее.

Раскройте скобки, поставив прилагательные в форму простой превосходной степени.

Образец. Ему досталось (сложный) задание. – Ему досталось сложнейшее задание.

1. – (знаменитый) русский поэт.

2 .Этот футболист играет в (сильный) клубе Европы.

3. Это (хороший) матч сборной команды на чемпионате мира

4. Мне нужно сдать лабораторную работу в (короткий) сроки.

5. Мой друг – (талантливый) математик.

6. Это был (интересный) матч на чемпионате.

Найдите признак, по которому различаются данные предметы. Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравнительной степени. Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предметов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (временных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы становиться, делаться и др..

Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями.

Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный, интересный).

Внимательно прочитайте текст и выполните задания В1-В3.

(1)После обеда ко мне пришёл Колька. (2)На нём были большие сапоги и кожаная куртка с брюками.(3)Он сказал, что снасти уже готовы и у нас есть все шансы поймать самого большого карпа.

В1. Из предложений 1-2 выпишите качественное прилагательное.

В2. Из предложений 1-2 выпишите относительное прилагательное.

В3. Из предложения 3 выпишите прилагательное в составной превосходной степени.

Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно.

Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний, ранний).

Определите, в какой степени сравнения употреблены данные прилагательные. Образуйте и запишите прилагательные в начальной форме. Составьте с ними словосочетания (2-3 на выбор).

Образец: красивейший –прост. ф. превосх. степ.,н.ф.-красивый. Красивейший пейзаж.

Источник